Connect with us

Общество

Затраты вузов на онлайн втрое превысили экономию от перехода на дистант

Published

on

Ректоры ведущих вузов, входящих в ассоциацию «Глобальные университеты» отреагировали на требования некоторых студентов снизить плату за обучение, так как дистанционный формат не может заменить очные занятия. Заявление группы ректоров опубликовано на сайте Высшей школы экономики.

«Никто из нас не считает переход в полный онлайн благом — это вынужденная мера. Тем не менее, основная часть российских вузов, будучи вынужденными перейти на онлайн-обучение, сумела удержать качество образовательного процесса», — говорится в заявлении.

Ректоры предлагают разобраться в том, что означает дистанционный формат, как сейчас реализовано обучение и какой объем образовательных услуг получают студенты.

С правовой точки зрения применение вузами дистанционных технологий полностью соответствует действующему законодательству и никак не говорит об «одностороннем изменении договора об оказании образовательных услуг», на что ссылаются некоторые студенты.

«В федеральном законе «Об образовании» онлайн-обучение относится к технологиям образования, а не к его формам (очная, заочная). В дистанте сохраняется и форма обучения, и объем самой образовательной услуги, количество аудиторных часов», — поясняют авторы. Кроме того, занятия на удаленке организовываются онлайн в режиме реального времени и по расписанию. Интенсивность и качество так называемых «контактных» часов (общения преподавателя со студентами) не меняются по сравнению с традиционным форматом, а зачастую даже усиливаются.

Но, допуская, что не везде эти критерии могут выполняться в силу разных причин, ректоры считают: руководителям ведущих университетов вместе с Минобрнауки необходимо разработать нормативно-методические документы по организации дистанционного образования и его соответствия требованиям к качеству.

Ректоры подчеркивают: университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами и средствами связи, расширяя возможности их доступа к онлайн-ресурсам.

«В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на прекращении использования ряда помещений и других ресурсов», — отмечают авторы заявления. Не стоит забывать, что абсолютно все вузы смогли сохранить в 2020 году стоимость обучения для студентов-платников на уровне 2019 года, потеряв тем самым заметную часть внебюджетных доходов.

Таким образом, считают ректоры, сам по себе переход в онлайн-режим не позволяет говорить об ухудшении качества образовательных услуг.

Но если какой-то вуз систематически не обеспечивает интерактивный режим занятий и их качество, то это, бесспорно, не только основа требований для студентов, но и задача для Рособрнадзора. «Но требования должны носить доказательный характер и предъявляться к конкретной образовательной программе», — уточняется в заявлении.

В ведущих университетах дистант устроен так: от студентов требуется каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам, от преподавателя — регулярно проверять их в ускоренном режиме. Так что добросовестное проведение очного обучения в режиме онлайн — это практически всегда повышение интенсивности занятий. Здесь и синхронный выход в «эфир» студентов и преподавателя, участие в чатах как параллельном дополнительном инструменте обсуждения темы.

«Дополнительно к синхронным занятиям нашими университетами организовано обязательное консультирование преподавателями студентов как в режиме открытой коммуникации, так и по предварительной записи студентов», — сообщают ректоры вузов.

Повышенные затраты на становление и стабилизацию дистанционного формата обучения университеты считают инвестициями в его более высокое качество.

Справка «РГ»

В ассоциацию «Глобальные университеты» входит 21 вуз. Это участники программы повышения конкурентоспособности российских вузов «Проект 5-100»: БФУ им. И. Канта, ДВФУ, ИТМО, КФУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, НГУ, РУДН, Самарский университет, Сеченовский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, СФУ, ТГУ, ТПУ, ТюмГУ, Университет Лобачевского, УрФУ, ЮурГУ.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Общество

Факультет нужных вещей

Published

on

Качество юридического образования стало в последнее время одной из значимых общественных тем. «Факультет ненужных вещей», «Юридическое образование умирает?», «Свобода или труба» — под такими, а нередко и более хлесткими названиями проходят дискуссии в газетах, ведущих аналитических центрах и университетах. Оппоненты прибегают к уничижительным сравнениям, к доводам политического свойства, к зарубежному опыту. Что происходит в системе подготовки юристов? Чем вызван накал страстей? Какой отклик находит эта дискуссия в университетском сообществе? Обсудим тему с Игорем Барцицем — директором Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Беседа стала продолжением совместной работы двухлетней давности, когда в 2018 году наш собеседник получал высшую юридическую премию «Юрист года» за вклад в юридическое образование. Факультет нужных вещей

Фото: Сергей Михеев/РГ

Право — чрезвычайно сложная субстанция, чтобы ему научиться или его выучить

Предлагаю начать с блиц­опроса. Как вы относитесь к хлестким высказываниям о юридическом образовании? Осуждаете?

Игорь Барциц: Нет, отношусь с пониманием. Ведь эти высказывания принадлежат коллегам, посвятившим свою жизнь юридическому образованию, людям небезразличным и сопереживающим. Другой вопрос, ЧТО при этом вкладывается в дискуссию и с какими целями в нее вступают.

Можно ли научить праву в университете? И можно ли выучить право в университете?

Игорь Барциц: Нет, нельзя. Право — чрезвычайно сложная субстанция, чтобы ему научиться или его выучить. Университет призван сформировать у молодого человека правовое мышление и привить вкус к познанию права.

Мешает ли юридическому образованию Болонский процесс с его четырехлетним бакалавриатом?

Игорь Барциц: Нет, не мешает. Ведь «бакалавриат» и «магистратура» — лишь названия уровней образования. Вопрос не в том, соглашается ли та или иная страна с таким разделением, а в содержании программ и их месте в системе профессиональной подготовки.

В таком случае должно ли юридическое образование быть максимально практико-ориентированным?

Игорь Барциц: Нет, не должно. Максимальная практико-ориентированность чревата тем, что к моменту окончания университетских программ, сдачи квалификационных экзаменов и получения права на профессиональную деятельность практика, на которую так старательно ориентировался университет, будет уже совершенно иной.

Есть ли будущее у юридического образования как единой универсальной модели?

Игорь Барциц: Нет, у единых универсальных моделей чего бы то ни было в современном обществе будущего нет.

Чрезвычайно важно иметь защиту от «синдрома Вышинского»

Не скрою, что на все свои пять ключевых вопросов я ожидал получить иные ответы — утвердительные. Воспользуемся этим разрывом между ожиданиями и ответами. Пройдемся по пунктам. Вас не коробит, когда правовое образование обзывают «факультетом ненужных вещей»?

Игорь Барциц: На мой взгляд, сама отсылка к названию романа Юрия Домбровского, написанного на рубеже шестидесятых-семидесятых годов XX века, — из серии «ради красного словца». Уверен, что люди, применяющие ее сегодня к юридическим факультетам, не считают «ненужными» вещами право и правопорядок, закон и законность, правосудие и справедливость. Более того, болезненные и яркие переломы в общественной жизни всегда сопровождаются не только потребностью в урегулировании значительного числа новых общественных отношений, но и переосмыслением меры и степени правового воздействия. Причем эти переломы далеко не всегда связаны с революциями или политическими ситуациями. Достаточно привести в пример длящуюся пандемию, чтобы осознать: впереди серьезные изменения в правовом регулировании целого ряд сфер общественных отношений. Не дожидаясь завершения пандемии, необходимо отразить в праве все те изменения, которые де-факто были введены в условиях борьбы с ней. В частности: а) надлежит дать четкое правовое регулирование механизмов оказания онлайн-услуг и защиты авторских прав; б) прописать новые алгоритмы доверия к контрагентам, которые обеспечивают и сопровождают онлайн-процессы; в) определить систему защиты финансовых платежей, правил электронного сопровождения, защиты цифровых профилей; г) выработать баланс личной свободы и общественной безопасности при применении цифровых технологий, моделей отслеживания и контроля; д) уточнить статус цифровых платформ и порядок их использования. И, что особенно важно, определить меры защиты права на честную информацию и меры ответственности за фейк. Это лишь самый поверхностный перечень задач, решение которых предстоит найти юристам.

Перефразируя Черчилля, можно сказать: «Университеты — худшая форма подготовки юристов, но другие еще хуже»

Если же и прибегать к методам литературных аллюзий, существенно более волнующей является живучесть в современном взгляде на юридическое образование тезиса, вложенного Александром Фадеевым в первой редакции романа «Молодая гвардия» в уста Жоры Арутюнянца: «Все-таки глупо, например, быть защитником на нашем суде… например, помнишь, на процессе сволочей-вредителей? Я все время думаю про защитников. Вот глупое у них положение, а?… Лучше всего — обвинителем… Помнишь, Вышинский? Здорово!». Нам чрезвычайно важно иметь защиту от «синдрома Вышинского», продлить действие прививки от сталинизма. Тот же Фадеев словами Ивана Земнухова дает очень правильное, на мой взгляд, раскрытие содержания юридического образования: «юридическое образование таково, что оно дает знания в науках, необходимых писателю, — в области наук общественных, истории, права, литературы».

Факультет нужных вещейУниверситет призван сформировать у молодого человека правовое мышление и привить вкус к познанию права. Фото: iStock

Юрист — не подставка под планшет

То есть Александру Фадееву принадлежит открытие — применить образовательный формат Liberal Arts в подготовке юристов? Вы искренне полагаете, что изучение литературы полезно на юридических факультетах?

Игорь Барциц: Применение формата Liberal Arts предполагает развитие у студентов общекультурных компетенций и эрудиции: великие книги, актуальные мировые проблемы, обзорный курс по истории, искусствознание, естественное научное познание, урбанистика и т.д. При этом важно, чтобы все вышеуказанные направления имели правовую направленность. Это несложно. Например, вся мировая литература, в том числе дамские романы, если убрать из них мелодраматический флер, не что иное, как изложение юридических кейсов. Вычленение юридической составляющей из литературных произведений, анализ правовой базы времени и места действия, применимость к сюжетам законодательства различных эпох и стран — действенный способ формирования правового мышления. Анализ с правовой точки зрения сюжета романа А. Дюма «Учитель фехтования» или новеллы Пр. Мериме «Маттео Фальконе» (специально в качестве примеров приведены весьма скромные по масштабам произведения) можно использовать для изучения правовых систем Российской империи и… а вот здесь студенту придется посмотреть, кому принадлежала Корсика в рассматриваемый период, какое право действовало на острове и т.п. Я привел эти два произведения в качестве примеров не случайно: в далеком уже 1985 году, будучи первокурсником Ростовского государственного университета, именно эти кейсы я получил в виде задания в рамках курса истории государства и права зарубежных стран от профессора Эдуарда Викторовича Лисневского.

Но ведь юридические факультеты готовят не писателей, а юристов во всем их многообразии: судей, следователей, прокуроров, работников полиции (язык по-прежнему не поворачивается назвать их полицейскими), адвокатов, криминалистов.

Игорь Барциц: Вы совершенно правы, говоря о многообразии правовой профессии, но все категории, которые были перечислены, относятся лишь к одному из как минимум четырех различных направлений правовой деятельности — раскрыты профессиональные роли юристов в системе правоохраны и правосудия. Юридическое образование призвано готовить кадры не только для системы правоохраны, но и для экономики, финансового и банковского секторов, государственных и частных корпораций, международных связей, участия в международном сотрудничестве и международном бизнесе, для защиты интересов государства, бизнеса, граждан в международных организациях и судебных инстанциях, для политики и государственного управления.

В папке перспективных проектов юридических программ в рамках Российско-французского университета ждет своей очереди предложение французских партнеров с факультета права и политических наук Университета Ниццы разработать элитарную программу подготовки юристов «Философия права». Не скрою, у меня нет уверенности в ее привлекательности для современных абитуриентов, что не отрицает моего принципиального согласия с тезисом: если студент освоит философию права, изучит пару иностранных языков, поднимается на уровень осознания особенностей функционирования различных правовых систем, то уж с оформлением протокола дознания или иными практическими действиями в случае возникшей профессиональной или жизненной необходимости он справится.

Предназначение юриста — не в том, чтобы найти право, а в том, чтобы его правильно (то есть в интересах клиента) истолковать

Что касается лавров первооткрывателя формата Liberal Arts в юридическом образовании, возложенных вами на Александра Фадеева, то раскрою секрет: пусть и с некоторым опозданием — почти на 75 лет — но Президентская Академия разрабатывает новую программу именно с таким названием «Юриспрудения — Legal Liberal Arts». Неофициальным девизом ее разработчиков служит убеждение: «Юрист — не подставка под планшет!»

В каком смысле — «не подставка»?

Игорь Барциц: В современном обществе умение юриста найти закон, бывший ключевым на протяжении истории, теряет свою ценность. В условиях всеобщего доступа к законодательным базам данных, образцам контрактов юрист уже не может предложить и продать себя как проводник в мир параграфов и статей. Любой клиент может это сделать сам. Предназначение юриста — не в том, чтобы найти право, а в том, чтобы его правильно (то есть в интересах клиента) истолковать. Этим клиентом может быть государство или его институт, транснациональная корпорация или индивидуальный предприниматель, подозреваемый в применении допинга безвинный спортсмен или ребенок. Поэтому наряду с базовыми дисциплинами и изучением отраслей права современная юридическая программа должна давать студенту выбор одной из четырех специализаций — академическая юриспруденция, корпоративная юриспруденция, глобальная юриспруденция, правоохранительная юриспруденция. Обязательным должно стать освоение четырех направлений главных навыков юристов по концепции IRAC (issues, rule, application, conclusion):

Правовой анализ — Legal Issues: выявление правовых проблем в различных фактических ситуациях, в американском образовании это Legal Issues spoting; ratio decedendi — установление причины принятия решения, если речь идет о судебных актах. Фактически специализированное юридическое чтение.

Правовые исследования — Legal Research. «Найди право» — то есть выявление и анализ правовой информации для принятия юридических решений. Этот пункт логично вытекает из предыдущего, т.е. необходимо проанализировать ситуацию и обосновать свое решение по ней, исследовав различные юридические источники и точки зрения, дав юридическое толкование.

Юридическое письмо — Legal Writing. Это способность юридически верно изложить свое решение на бумаге письменно с точки зрения формальной логики, правил русского и русского юридического языка и юридической аргументации. Финальное воплощение — юридическое консультирование. Расширенная компетенция — судоговорение, судебная или юридическая риторика. Особая составляющая — профессиональный (юридический) английский язык.

Юридические автоматизированные технологии — Legal Тech. Речь идет об умении пользоваться современными цифровыми правовыми инструментами, информационно-технологическом обеспечении. Расширенный навык — ставить задачи по автоматизации и информатизации процесса и принимать в них участие.

Юриспруденция — глобальная профессия

Вас не смущает обилие иностранных терминов? Все-таки речь идет о подготовке российских юристов для российской правовой системы. Или это еще одно следствие Болонского процесса?

Игорь Барциц: Отнюдь. Вопреки представлениям о косности, консерватизме и национальной замкнутости, юриспруденция — глобальная профессия. Развитие юридического образования в России находится в русле общемировых тенденций. Более того, звучащая в разных странах критика в адрес их национальных систем подготовки кадров весьма схожа с фразами, упомянутыми нами в начале беседы. Речь идет о необходимости найти принципы примирения между исследовательским и практико-ориентированным юридическим образованием. В самой извечной критике юридического образования нет ничего ни нового, ни предосудительного. Так, в вышедшей в 1839 году в Париже книге «Юридическое образование во Франции и реформы, в которых оно нуждается» констатировалось, что образование является «слишком поверхностным, неполным, устаревшим», «юридическому образованию не хватает практической составляющей; между учреждением подготовки юристов и адвокатской конторой, между общей теорией и деловой практикой сегодня существует пропасть». Ни во Франции, ни в России за 180 лет эта пропасть не уменьшилась. Виноват ли в этом Болонский процесс? Ни в коей мере. Дело не в том, что четыре года для подготовки юриста мало, а пять лет — в самый раз. Суть в ином: общепризнанной мировой тенденций становится распад некогда единой системы юридического образования на различные профессии. Согласитесь, что тип правового мышления и образ жизни юриста в прокуратуре, юриста в транснациональном банке или юриста на высокой государственной должности существенно отличаются. Причем различие не по шкале «лучше-хуже»: каждый тип мышления и каждый образ жизни не хуже и не лучше другого. Они просто разные.

Университетское юридическое образование — это способность мыслить правовым образом

Эрудиция и правовое мышление, безусловно, важны. Но обществу нужны профессионалы, которые знают право, умеют им воспользоваться. Если у нас не будет практико-ориентированных университетских программ и не будет единой универсальной подготовки юристов, то где будут готовиться профессиональные юристы?

Игорь Барциц: Конечно, в университетах. Больше негде. Известный афоризм Уинстона Черчилля про демократию применительно к университетам может звучать так: «Университеты — худшая форма подготовки юристов, но другие еще хуже». Не буду поддерживать давнюю тяжбу, где лучше готовили и готовят юристов — в университетах или ведомственных вузах. Ответ различен и очевиден в зависимости от того, по какой шкале оценивать качество новобранцев юридического корпуса. Суть не в этой набившей оскомину дискуссии, а в том, что система подготовки юристов не сопровождается полномасштабной системой проверки качества выпускников. Несмотря на формирование систем квалификационных экзаменов для допуска в ту или иную правовую корпорацию, эти механизмы не стали пока полномасштабной «защитой от дурака».

Если коротко, что такое юридическое образование?

Игорь Барциц: Университетское юридическое образование — это способность мыслить правовым образом. Время, которое человек проводит в университете, — это время наполнения себя знаниями. Как-то мне довелось услышать, что одна из самых престижных программ в одном из колледжей Оксфорда — теология. Если студент разберется в теологии, то с финансовыми операциями на фондовом рынке он справится без труда. Думаю, не обошлось без преувеличения. Но готов с этим подходом согласиться. Умение заполнить контракт или иной технологический навык осваивается за полчаса (в худшем случае), а вот чтобы изучить иностранный язык или освоить образы юридического (экономического, управленческого и т.п.) мышления, нужны годы. Прежде всего и в том числе университетские годы… Жаль, что вряд ли я уже выучу французский язык…. А Zoom включать я научился за пару минут.

Визитная карточкаФакультет нужных вещей Фото: Сергей Михеев/РГ

Игорь Барциц — директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, действительный государственный советник 3 класса, лауреат премии правительства в области образования. В 2018 году был признан юристом года в номинации «Юридическое образование и воспитание». Автор книг и учебников по государственному управлению, административному и конституционному праву.

Continue Reading

Общество

Вирус — друг человека?

Published

on

Виноват ли сам человек в появлении новых вирусов? Правда ли, что человечество всего в одной мутации от катастрофической пандемии? Почему ковид-19 распространяется так стремительно? Об этом корреспондент «РГ» беседует с микробиологом, профессором Сколковского института науки и технологий и Университета Ратгерса (США) Константином Севериновым. Вирус - друг человека?

Такой эпидемии по масштабам распространения история человечества еще не знала. Фото: iStock

Вирусы были всегда, они уносили миллионы жизней, но то, что мы наблюдаем сейчас, по мнению многих специалистов, происходит впервые в истории человечества. Раньше даже самые тяжелые эпидемии были локальны. Скажем, «испанка» бушевала в Европе, но о ней не слышали в Азии или Америке. А сейчас невидимое глазом существо поразило весь мир. Для него нет никаких границ. Причем непонятно, когда и чем все это кончится. Как объяснить этот феномен?

Константин Северинов: Напомню, что на нашей планете вирусов в сотни миллионов раз больше, чем звезд в известной нам Вселенной. Вирусы имеются не только у человека и животных, но и у растений и бактерий. Кстати, есть гипотеза известного американского ученого, выходца из России, Евгения Кунина, что основа всего живого — клетки, тоже возникли из вирусов несколько миллиардов лет назад.

Происходит ли сейчас что-то особенное в связи с пандемией ковид-19? Людям свойственно выделять то время, в котором они живут, считать его чем-то исключительным. Например, жители Европы рассматривали моровые поветрия как бич божий, данный им в наказание за грехи, но история показывает, что эпидемии оспы, чумы и других инфекционных заболеваний происходили с завидной регулярностью. То, что происходит сейчас, вполне естественный процесс. Человечество встретилось с новым для себя вирусом, и он стремительно распространяется по популяции. Можно провести аналогию с ситуацией, в которой оказались американские индейцы. Наибольший урон им нанесла не жестокость европейских завоевателей, а оспа, которую они туда занесли. С этим вирусом местное население никогда не сталкивалось и оказалось фактически беззащитным перед инфекцией.

Но согласитесь, что нынешняя эпидемия впервые в истории оказалась столь глобальной…

Константин Северинов: Пожалуй, хотя та же «испанка» вовсе не была европейским феноменом, а бушевала по всему миру. Глобальному распространению вируса «помогла» Первая мировая война, когда перемещение людей по планете резко возросло. Похожая ситуация и с нынешней пандемией. В самом вирусе нет ничего необычного. А вот мир, куда он попал, действительно изменился. Уровень глобальной мобильности людей по сравнению с прошлым резко возрос. И вместе с зараженными людьми перемещается вирус. Отсюда высокая скорость распространения инфекции. Очевидные меры противодействия — сократить перемещение людей и контакты между ними. Как только такие меры вводятся, цифры по заражению сокращаются и ситуация улучшается. Ведь этот вирус гораздо менее смертоносный, чем многие другие, «старые» вирусы, например оспы или кори. Другой вопрос, что карантинные меры нарушают стиль жизни, к которому мы все привыкли.

Лишь небольшая часть генома человека — это гены, которые кодируют белки, нужные для жизни, а львиная доля — это «похороненные» остатки ДНК вирусов, которые заражали наших предков

Участники одной телепередачи, обсуждая ковид, заявляли, как было бы здорово жить вообще без вирусов. И недоумевали, неужели наука не может раз и навсегда избавить нас от этой напасти.

Константин Северинов: Сама задача уничтожить все вирусы на Земле абсурдна. Мы уже говорили, что они существуют столько, сколько существует на нашей планете жизнь. Они были до того, как человек здесь появился, и будут после нас. Вирусы постоянно эволюционируют, обмениваются друг с другом генетическим материалом, в итоге возникают новые вирусы. Пока изучена и классифицирована их мизерная доля, большинство остаются белым пятном. Но одно понятно уже сейчас: из этой вирусной «вселенной» доля патогенов человека ничтожна мала.

Крайне важно понимать, что вирусы служат источником эволюционных инноваций для своих хозяев и в этом смысле они «полезны». Ведь лишь небольшая часть генома человека — это гены, которые кодируют белки, нужные для жизни, а львиная доля — это «похороненные» остатки ДНК вирусов, которые заражали наших предков. Точная функция большинства этих остатков пока науке неизвестна, однако кое-что уже понятно. Например, у млекопитающих есть плацента, которая позволяет соединить плод с матерью во время беременности. Установлено, что ответственный за ее функцию белок имеет вирусное происхождение. То есть плацента возникла у далекого общего предка всех млекопитающих в результате заражения вирусом.

И если человек венец эволюции, то он стал им в значительной степени благодаря вирусам.

В последнее время число новых вирусов существенно возросло. На слуху вирусы Эбола, Зика, MERS, SARS, COVID-19 и еще целый ряд . В чем причина? Может, это защитная реакция природы на наступление человека, который все активней вмешивается в окружающую среду? Она так сопротивляется.

Константин Северинов: Наша цивилизация существует несколько тысяч лет, а вирусы открыты всего 130 лет назад. Но то, что мы не знали об их существовании, конечно, не означает, что их не было. Становится ли вирусов больше? Однозначно сказать трудно, нужны серьезные исследования. Но совершенно точно, что арсенал средств, необходимый для открытия новых вирусов, постоянно расширяется. С развитием геномных технологий это стало особенно просто и быстро, и пример коронавируса это показывает. Чтобы обнаружить вирус СПИДа, потребовались годы, а с ковидом разобрались всего за месяц. Так что сложно сказать, связано ли появление новых вирусов с увеличенным давлением людей на природу или с достижениями науки.

Такое давление, несомненно, есть, но мне кажется, что именно возросшая мобильность людей является определяющим фактором. Источником ковида считаются летучие мыши, которые живут в уханьских пещерах. Думаю, предки нынешних китайцев ходили в эти пещеры на протяжении тысяч лет и, конечно, заражались. Но их контакты были локальными, в границах своей деревни. А сейчас в условиях глобального транспорта почти все человечество становится заложником неудачной встречи одного человека с мышкой из пещеры.

Один наш известный врач неоднократно заявлял, что коронавирус COVID-19 не так опасен, что на самом деле мы всего в одной мутации от действительно страшной эпидемии, которая, как «испанка», унесет миллионы жизней. Речь о птичьем гриппе, летальность которого во много раз выше, чем у коронавируса. К счастью, пока этот вирус передается только от животного к человеку, поэтому широко не распространяется и не грозит эпидемиями. Но достаточно одной мутации, которая откроет возможность для передачи возбудителя от человека к человеку, и картина кардинально изменится. Неужели действительно мы в одном шаге от глобальной катастрофы?

Константин Северинов: Мутации действительно могут изменить свойства вируса. Современные исследования показывают, что вторая, наиболее опасная, волна «испанки» произошла из-за появления лишь нескольких мутаций в исходном варианте вируса. Но делать прогнозы дело неблагодарное. Этот врач говорит об одной «страшной» мутации или комбинации мутаций. Но никто заранее не знает, какой должна быть эта комбинация, и вообще, возможна ли она. Летальность вируса и скорость его передачи от одного человека к другому, вообще говоря, не связанные вещи. Можно иметь высокую летальность, но плохо передаваться, что ограничит масштаб эпидемии. Кроме того, вирусы и разные их варианты конкурируют друг с другом за своих хозяев. Поэтому не факт, что этот «убийца», даже если он все же появится, сможет победить в конкуренции с другими, менее летальными вариантами, которые шире распространились по популяции и вызвали коллективный иммунитет.

Чем хуже экология и среда обитания животных, тем больше вероятность появления новых агрессивных вирусов

Чему может нас научить эта глобальная эпидемия? Какую-то стратегию защиты от новых атак можно выработать? Подготовиться к ней ? Уже сейчас искать неизвестные вирусы? Ведь вы сказали, что наука за какой-то месяц смогла разобраться с ковидом.

Константин Северинов: Увы, не получится. Предположим, вы выявили в образце, взятом у человека, какую-то неизвестную ДНК или РНК. Кому она принадлежит? Опасному вирусу или нет? Никто не скажет заранее. Поэтому надо вначале иметь много пациентов, страдающих каким-то заболеванием, а уже потом диагноз связывать с присутствием неизвестной ДНК. Так как лекарств прямого действия, направленных на подавление вирусов, практически нет, лучший способ борьбы с инфекцией — разработка вакцины. Но ее нельзя создать заранее, работы начинаются только, когда определен вирус и доказана его связь с заболеванием. По-другому не получится. Так что подготовка к встрече с новым опасным визитером может быть только одна — надо поднимать уровень наук о жизни, медицины, системы здравоохранения за счет приоритетного финансирования этих областей, подготовки кадров и создания условий для работы. И тогда скоординированная работа ученых, врачей, эпидемиологов и профильных чиновников поможет в нужный момент найти ответ на атаки новых вирусов в кратчайший срок.

Вирус - друг человека?Профессор Северинов: На Земле вирусов в сотни миллионов раз больше, чем звезд во Вселенной. Фото: Михаил Синицын/РГСправка «РГ»

Кто виноват

Армия атакующих нас вирусов стремительно пополняется все новыми бойцами, причем они становятся все разнообразней. Только за последние годы в нее влились вирусы Эбола, Зика, MERS, SARS, COVID-19 и еще целый ряд. В чем причина?

По мнению ученых, беду накликал сам человек. Своей деятельностью он наживает себе врагов. Об этом рассказано в статье международной группы ученых в журнале Royal Society Publishing. Ведь большинство инфекционных болезней мы получаем от животных, которые при контакте заражают человека. Чем хуже становится среда обитания и ухудшается экология, тем больше вероятность появления новых агрессивных микроорганизмов.

Человек постоянно расширяет сферы своего влияния, занимает все новые площади, вытесняя местных животных и заставляя их искать новые места обитания. Конечно, это для них сильнейший стресс со всеми его последствиями. Оказалось, что именно виды, которые его испытают, борясь за свое привычную жизнь, являются носителями вдвое больше опасных вирусов, чем благополучные виды. Охотничьи промыслы, развитие торговли и урбанизация привели к массовым миграциям, в разы повышая шансы получить инфекцию от животных. И конечно, чем хуже становится среда обитания и ухудшается экология, тем больше вероятность появления новых агрессивных микроорганизмов.

Словом, вердикт авторов исследования однозначен: вторжение человека в места обитания диких животных, ухудшение окружающей среды — главные причины возникновения инфекционных заболеваний в глобальном масштабе.

Между тем

Хорошие и плохие

Убойная сила вируса сильней, чем любой войны. Скажем, эпидемия испанского гриппа в 1918 году унесла от 50 до 100 млн человек, около 200 млн умерли от оспы только в XX веке. Словом, кажется, страшнее вирусов зверя нет. Так долгое время считало большинство ученых, которые изучали только патогены, вызывающие болезни. Однако в последнее время наука стала разбираться со всем гигантским семейством вирусов, и открылся целый мир. Оказывается, есть среди них хорошие, причем таких — подавляющее большинство. Например, бактериофаги, от греческого «пожираю». В мире бактерий они главные хищники. Без них нам пришлось бы туго. Если бы они вдруг исчезли, то многие популяции разрослись взрывным образом и подавили бы другие. Фаги стоят на страже, не позволяют доминировать одним в ущерб другим. По сути, сохраняя биоразнообразие на планете.

Но фаги применяют и в медицине для уничтожения бактериальных инфекций. Особенно это актуально сейчас, когда патогены научились противостоять антибиотикам. Кроме того, бактериофаги можно точно настраивать на воздействие на определенные виды бактерий — в отличие от антибиотиков, уничтожающих все бактерии без разбора.

Сегодня наука получает все больше доказательств, что вирусы сыграли ключевую роль в жизни человека. Ряд исследований показывает, что именно вирусам млекопитающие обязаны способностью к живорождению, формированию нервной системы у позвоночных. Более того, существуют теории, что вирусы могут стоять за возникновением ДНК.

Continue Reading

Общество

Обязательства школ в случае временного перехода на дистант закрепят нормативно

Published

on

Министерство просвещения опубликовало для общественного обсуждения проект приказа, который дополняет действующий порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В проекте уточняется, что образовательная организация принимает решение об использовании дистанционных образовательных технологий с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте РФ. Но при этом она исходит из принципа, что обучающиеся должны освоить образовательную программу в полном объеме. Обязательства школ в случае временного перехода на дистант закрепят нормативно

Фото: Евгений Софронеев/ТАСС

— Для сохранения защиты здоровья всех участников образовательного процесса регионами принимаются точечные меры по переводу тех или иных классов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, — прокомментировали документ в пресс-службе ведомства. — Для того, чтобы подобные меры не сказывались на качестве и доступности образования, министерство подготовило проекты ведомственных актов, закрепляющие и конкретизирующие обязанности школ и других образовательных организаций по отношению к педагогам и обучающимся в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с текущей эпидемиологической обстановкой.

Первый документ устанавливает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, принимают решение о применении электронного обучения или дистанционных образовательных технологий строго с учетом эпидемиологической обстановки на территории их нахождения.

— Таким образом, данные изменения не предписывают прерогативы обучения с элементами дистанта над очным. Регламентируют эти процессы только как развитие всех возможностей и, прежде всего, доступности образовательной системы в любых условиях. При этом такое решение не должно негативно сказываться на качестве и полноте предоставляемых образовательных услуг, — подчеркнули в пресс-службе минпросвещения. — Школа также обязана обеспечить соответствующую информационно-коммуникационную среду, которая позволит осуществлять полноценный образовательный процесс.

Второй документ касается организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Он предусматривает те же изменения, а также устанавливает, что изменение формы, стоимости, срока обучения, связанных с применением дистанционных образовательных технологий, должны происходить только по согласованию с родителями или детьми, а также отражаться в договоре об обучении.

Напомним, сейчас, по официальным данным, более 275 тысяч учеников переведены на дистанционное обучение, закрыта на карантин из-за COVID-19 31 школа. При этом во многих школах дистанционное обучение применяется лишь для некоторых классов, вводятся смешанные формы. Например, классы разбиваются на параллели: один класс ходит в четные дни, другой — в нечетные или отдельные темы изучаются дистанционно.

Как ранее рассказал первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко, сейчас ведомство обсуждает с регионами форматы работы второго полугодия 2020/2021 учебного года с учетом того, что субъекты уже вводили дополнительные каникулы. «Как мы понимаем, учебные часы, учебные недели, учебные дни в соответствии с программой должны быть выполнены», — подчеркнул Дмитрий Глушко.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В ускоренном развитии болезни Альцгеймера обвинили тревожность и депрессию В ускоренном развитии болезни Альцгеймера обвинили тревожность и депрессию
Наука1 час ago

В ускоренном развитии болезни Альцгеймера обвинили тревожность и депрессию

Однако как именно они влияют на это заболевание, ученые пока не знают © Atthapon Raksthaput/Shutterstock/FOTODOM ТАСС, 24 ноября. Ученые обнаружили,...

Ученые создали самый маленький накопитель памяти Ученые создали самый маленький накопитель памяти
Наука1 час ago

Ученые создали самый маленький накопитель памяти

Он занимает площадь всего в квадратный нанометр © TnkImages/Shutterstock/FOTODOM, архив На основе дисульфида молибдена американские ученые создали накопитель памяти толщиной...

Наука1 час ago

У заразного рака тасманских дьяволов нашли еще пять форм

Еще четыре года назад ученые полагали, что существует две распространяющиеся параллельно разновидности рака DFTD ТАСС, 24 ноября. Международный коллектив генетиков выяснил,...

Ученые выяснили, как какао действует на мозг Ученые выяснили, как какао действует на мозг
Наука1 час ago

Ученые выяснили, как какао действует на мозг

В этом ему помогают растительные антиоксиданты – флаванолы © Pixel-Shot/Shutterstock/FOTODOM ТАСС, 24 ноября. Исследователи выяснили, что благотворное действие какао и...

Пять полезных свойств облепихи, о которых вы могли не знать Пять полезных свойств облепихи, о которых вы могли не знать
Здоровье4 часа ago

Пять полезных свойств облепихи, о которых вы могли не знать

© pixabay.com Облепиха — растение, полезные свойства которого содержаться не только в ягодах, но также в листьях, и даже в ветках. Ее по праву можно назвать настоящим суперфудом, недорогим...

В мире4 часа ago

В США треть родителей сочли, что День благодарения с семьей стоит риска заболеть COVID

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — В США 35% родителей считают, что собираться с близкими на День благодарения в период коронавируса...

Правила работы экономики в условиях пандемии примут до конца ноября Правила работы экономики в условиях пандемии примут до конца ноября
Экономика4 часа ago

Правила работы экономики в условиях пандемии примут до конца ноября

Дом правительства РФ © РИА Новости. Антон Денисов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил...

Мишустин подписал постановление о продлении выплат помогающим больным с COVID-19 Мишустин подписал постановление о продлении выплат помогающим больным с COVID-19
Экономика4 часа ago

Мишустин подписал постановление о продлении выплат помогающим больным с COVID-19

Премьер-министр РФ М. Мишустин провел совещание с вице-премьерами РФ © РИА Новости. Александр Астафьев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя —...

В мире4 часа ago

GM отзывает 5,9 млн автомобилей в США

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Американский автопроизводитель General Motors Co. согласился отозвать 5,9 млн внедорожников и легковых грузовиков для замены...

Промышленный индекс Dow Jones впервые поднялся выше 30 тысяч пунктов Промышленный индекс Dow Jones впервые поднялся выше 30 тысяч пунктов
Экономика4 часа ago

Промышленный индекс Dow Jones впервые поднялся выше 30 тысяч пунктов

» Здание Нью-Йоркской фондовой биржи © РИА Новости. Джина Мун Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. Фондовый индекс Dow...

Популярное