Connect with us

Культура

«Умер великий артист»: Сурикова, Гаркалин, Радзинский вспоминают Джигарханяна

Published

on

Уход Армена Джигарханяна, кажется, не оставил равнодушным никого. Соболезнования уже выразили многие официальные лица, социальные сети полны расстроенных сообщений поклонников артиста, о нем вспоминают коллеги и друзья… «Российская газета» попросила сказать пару слов о народном артисте СССР Аллу Сурикову, Сергея Газарова, Валерия Гаркалина и Эдварда Радзинского.

Алла Сурикова, кинорежиссер:

«Золото мое!» — так он начал телефонный разговор, когда нас соединили, это было недели три назад. «А тогда вы мой бриллиант», — ответила я.

Работу с Арменом невозможно забыть, а мы встречались на площадке не раз. Самая яркая наша с ним картина — это «Две стрелы», где он вождь племени. И он там действительно был для всех вождем, а в фильме собралась неслабая команда — Караченцев, Ярмольник, Гундарева, Кабо — и каждое слово Армена они слушали с почтением, потому что оно ложилось на душу. Причем по любому поводу — профессиональному или даже житейскому. Будем помнить его.

Сергей Газаров, актер, режиссер:

— Наша творческая работа — а мы работали вместе и в театре и в кино, я и спектакли с Джигарханяном ставил — всегда была очень бурной интересной, «ежеминутной», как говорят артисты. Но другая часть нашей общей жизни, наши дружеские и человеческие отношения, абсолютно превосходят творческие. Он для меня был отец в каком-то понимании — я видел в нем монументальность, фундаментальность взглядов, принципов, понятий, и еще у него было уникальное свойство творческого человека — он умел додумывать этот мир, дополнять его собственными идеями.

Его уход — это больно, очень больно. Вечная ему память, мы будем очень скучать.

Валерий Гаркалин, актер:

— Это мое личное горе. Ушел мой друг, хоть бы и старший. Безупречный, непревзойденный партнер. Единственное, что может хоть как-то утешить нас — все, что он сделал на сцене и в кино уже никуда от нас не денется. Но, думаю, Армен Борисович нас будет оттуда поддерживать. Очень жалею, что не все из снятых для «Ширли-Мырли» моментов о взаимоотношениях его героя, мафиозо Казюльского, и моих героев вошло в картину. Но мне не хочется сейчас веселить вас, рассказывать, как мы это делали — в такую минуту.

Эдвард Радзинский, писатель, драматург:

— Рассказывая об Армене, трудно обойтись несколькими словами. У нас в привычках называть артистов великими, когда они умирают, но этот тот самый случай, когда умер великий артист и — театральный, прежде всего. Мне повезло, что две главные роли в главных моих пьесах «Беседа с Сократом» и «Театр времен Нерона и Сенеки» играл именно он. Но была у него еще одна главная роль, которую мало кто запомнил, увы. В самом знаменитом спектакле Эфроса в Театре Ленинского комсомола по моей пьесе «Снимается кино» он сыграл молодого режиссера Федора Нечаева. Я как-то встретил Армена на улице, он попросил меня прийти посмотреть. Я пришел, и это было поразительно, как он играл судьбу, художника, у которого есть в душе солнце, и пока оно там — человека не сломить…

В своем канале на YouTube я теперь буду долго-долго рассказывать об Армене. Он этого заслуживает.

Между тем

KP.RU поговорила с одним из учеников и актеров театра Джигарханяна, заслуженным артистом России Андреем Мерзликиным.

«Армен Борисович Джигарханян, безусловно, был, есть и навсегда останется легендой советского театра и кино. Мне удалось соприкоснуться с ним во ВГИКе и в полной мере поработать в Театре Армена Джигарханяна 10 лет в самом начале творческого пути. Именно там я и приобрел школу актерского ремесла и существования в профессии. Он был щедрым человеком и мастером, явно одаренным Богом», — рассказал Мерзликин.

Текст: Инга Бугулова Ушел из жизни народный артист СССР Армен Джигарханян — он долгое время болел, а в ночь на субботу его сердце остановилось. Ему было 85 лет. О смерти сообщили в Московском драматическом театре, который возглавлял Джигарханян. Вспоминаем, что артист говорил о кино и своих ролях, театре, родной Армении и многом другом.

«Я жестокий человек, поскольку уже много лет живу на свете. Я могу сказать вам свое мнение. По-моему, мы не кинематографическая страна. Мы — театр. Русские — это театр. Россия этим обладает. Я вам говорю честно об этом, хотя много лет работаю и, более того, люблю в кино сниматься. Но мы не кино. Кино мы не умеем. Той предельной искренности нет. Мы боимся».

«Де Ниро — мой самый любимый актер. И дело не только в таланте, он опережает время и не просто лицедействует, а рассказывает о неких химических явлениях, происходящих с человеком. Ведь у человека в результате каких-то потрясений даже запах меняется. Запах, понимаешь?! Играть на уровне физиологии и чувственности способны только гении. Я всегда говорил, что считаю Высоцкого, например, весьма средним актером, но он был явлением, адекватным нашей жизни. Де Ниро — тоже явление, но еще и гений. Так что я готов усыновить человека, который меня с ним сравнил».

«Роли, которые не сложились? Для меня мои проблемы важны. Когда я потерял свою дочку, я тогда впервые вот этой кожей понял, что такое «Король Лир». И я сыграл этого своего короля Лира, даже если я играл Красную Шапочку. Это так. А не то, как называется эта роль. Конечно, я свое отплакал, отсидел, перестрадал, если у меня возникла проблема. И только в этом случае происходят какие-то откровения».

«По-хорошему, если бы не проблема заработка, вообще бы ушел из искусства: я всю жизнь любил свою профессию и уходить надо, уважая и любя ее. Искусством должны заниматься очень здоровые люди: кроме нравственных и моральных затрат сцена требует колоссальной физической подготовки».

«Люблю Армению очень, но не страдаю вдали от нее. Я не люблю страдать, я выгоняю из себя страдание. Мне хорошо. Я часто звоню в Ереван друзьям, узнаю, как они там. Всегда мечтаю поехать туда на гастроли с театром. Потому что одно дело — самому приехать, походить по городу. А если я привезу спектакли, товар покажу лицом — это очень хорошо. Что касается языка. Я прекрасно знаю армянский язык. Писать мне труднее».

Справка «РГ»

Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване. В 1954 году поступил в Ереванский художественно-театральный институт, через 13 лет Анатолий Эфрос пригласил актера в Театр имени Ленинского комсомола, а в 1969 году Джигарханян начал играть у Андрея Гончарова в Московском театре имени В. Маяковского. Кроме того, известность ему принесли фильмы «Здравствуй, это я!», «Когда наступает сентябрь», «Новые приключения неуловимых», «Операция «Трест», «Шестое июля» «Журавушка», «Место встречи изменить нельзя».

Текст: Антон Благовещенский

Утром в субботу, 14 ноября, стало известно о смерти советского и российского актера Армена Джигарханяна. Причиной были названы возраст и болезни артиста.

Уход актера спровоцировал настоящий шквал сообщений в социальных сетях от поклонников таланта Джигарханяна. Российские и зарубежные пользователи вспоминают лучшие роли артиста и прощаются с ним.

Текст: Александр Ярошенко Ушел Армен Джигарханян. Этот разговор у нас состоялся несколько лет назад. Мудрец поразил глубиной и точностью понимания жизни и смерти. Сегодня его слова читаются как завещание.

«Лучшее в жизни — это беседы»

Знаешь, мне за 80 лет, мне дали все звания и множество орденов, я уже и в самолете сижу отдельно — дожил до бизнес-класса, но все равно у меня остается миллион вопросов к жизни, на которые нет ответа. В «Гамлете» есть вопрос, который гениальный драматург Шекспир задал четыреста лет тому назад, и на который до сих пор нет ответа. Быть или не быть?..

Иметь или быть? Я бы так задал вопрос. Машину покупаем или едем в троллейбусе? Каждый день, сколько бы нам ни было лет, и кем бы мы ни были. Все мы день начинаем с этого вопроса. Быть или не быть? Или проще говоря, как жить?

Этот вопрос будет вечный — до той поры, пока человек будет иметь способность думать.

Театр, конечно, будет пытаться дать какие-то ответы людям. Пытаться, но не более.

Я в своей жизни видел Ниагарский водопад, это чудо, это поразительное чудо. Он начинается с безобидной водички, которая потом превращается в лавину и летит вниз. Когда я об этом вспоминаю, мурашки идут по коже.

Вообще, самое лучшее, что познали люди — это беседы. Именно в беседах чаще всего рождаются максимально верные ответы на многие вопросы. Если ты не видел Ниагарский водопад, то ты придумай его. Главное — этого хотеть. Придумай мечту, чтобы даже небольшая водичка заменяла тебе Ниагарский водопад.

Понимаешь, во всех наших жизненных проявлениях первопричинны комплексы. Я много лет страдал от того, что я маленького роста и у меня короткая шея… Я не кокетничаю — да, считал, что очень важно, какая у тебя шея. И от этих комплексов страдал, сейчас понимаю, что глупость полная, но страдал ведь.

Жизнь такова, что не всегда есть свет в конце тоннеля, бывает, что там не свет, а лампочка. Обман. Но мы хотим этого света и идем на этот обман. Еще одна большая и общая беда — что мы ждем, что кто-то сделает за нас. Никто ничего не сделает. Это я уже точно знаю.

«Россию до конца так и не понял…»

Нас много лет кормили вырванной из контекста фразой Ленина, утверждающей, что каждая кухарка может управлять государством. Хотя мы с вами давно знаем, что управлять страной очень сложно. Мы живем в сложной стране, со сложными проблемами. Я армянин по национальности, почти полвека живу в Москве. Это ведь не так просто. Сколько народа живет в России, народа разного. Который по-разному крестится или вообще не крестится. Я Россию очень люблю, с моей фамилией, которую далеко не каждый выговорит, я полностью состоялся в этой стране. Как мне ее не любить и не быть ей благодарным? Я нашел в России свой Ниагарский водопад.

Моя Россия? Великая и бесконечно сильная страна. Но ее я до конца так и не понял. У меня ощущение, что Россия во многом крепостная страна, по интеллекту, по желанию. Здесь чаще проще не вести за собой, а пойти следом.

Красный свет горит, а рядом никого нет, мы легко перейдем на этот красный свет. Ну, никто же не видит! Это крепостная часть русского характера.

Россия — страна отношений, диалог здесь вести труднее, чем монолог.

Меня ни разу не обидели в России, было много грубых, и даже мерзких вещей, но по сути меня никогда здесь не обижали. Прожить жизнь с такой фамилией и ни разу не быть обиженным! Как мне после этого не любить Россию?

Почему на ТВ сегодня много пошлятины? Потому что фразу Ленина о кухарке поняли буквально. Очень много непрофессионализма.

Я не люблю страдания, чтобы не страдать, придумываю Ниагарский водопад. Часто говорят, что я живу на две страны — имеют в виду Россию и Америку, это все вранье. Живу я только в России и зарплату получаю тоже только в России.

Но я люблю Америку, это очень сильная и интересная страна. Со своим представлением о жизни, поэтому у нас что-то часто не сходится, но это не значит, что они наши враги. Может и хорошо, что наши вожди не целуются при встречах, мы видели, как раньше наши вожди целовались взасос. И что из этого вышло?

«Люблю только себя…»

Любить другого — очень большой труд, вот я, например, люблю только себя.

Мой Владимир Высоцкий? Высоцкий — явление. Это я говорю абсолютно убежденно, такое же явление и Алла Пугачева, это воплощение нации. Скажу как думаю, он очень талантливая личность, я с ним снимался, наблюдал за ним. Его стихи надо изучать.

Но! Когда я слышу о дебоширах в самолетах, то думаю: нет ли там работы Высоцкого?..

Учителя? Были, и им я благодарен, но что имена называть? Главное их помнить. У меня был великий кот — Фил. Он прожил почти 25 лет, я у него многому учился. Без иронии.

Мой кот сидел так, как ему было хорошо, а мы сидим в среднеарифметическом кресле, которое нам придумали. У нас с ним не было диалогов, но было много моих монологов. Я ему жаловался на жизнь. Он все понимал.

Артист все время учится у жизни. Только у нее! Максимально достоверно я смог сыграть короля Лира, лишь после того, как я потерял свою единственную дочку. Только после этого я смог показать его душу.

Смерть моей дочери? Не знаю. Даже рассуждать на эту тему не имею права. Я много себе задаю вопросов, за что, почему? Почему мне? Но нет на них ответов.

Андрей Гончаров? Я двадцать четыре года проработал с ним. Он не был жестокий, это все неправда. Взаимоотношения актера и режиссера — это в чистом виде любовная история. Кто-то терпит, кто-то любит, кто-то примиряется, кто-то уходит и приходит снова. Это очень сложное дело. Очень!

«Моя любовь — не ваше дело»…

У нас все начинается из детства, все родимые пятна судьбы прорисовываются в детстве.

Мой отец ушел из семьи, когда я был маленький, его уход — ожог на всю жизнь. Мама у меня была потрясающая. Было только два человека: она и я. Это был только наш мир.

Мама работала в Совете министров Армении, из плюсов ее работы запомнил только то, что мы в театр ходили чаще других. У нее была такая возможность. А в остальном все было как у всех. Бесконечно благодарен маме за то, что она сделала мне прививку от лжи.

Думаю, что я вру реже среднестатистического человека. Хотя могу и ошибиться, мы ведь часто о себе думаем лучше, чем мы есть на самом деле.

Подарок к юбилею? Нет, не хочу. У меня все есть, самым дорогим подарком было бы, если б я смог понять: иметь или быть?

Очень люблю путешествия — ходить, трогать, узнавать.

Кстати, недавно пришел к выводу, что «Сказка о рыбаке и рыбке» — абсолютно гениальная вещь, которая касается всех. Я бы рекомендовал всем людям мира читать этот шедевр.

Любовь? А что я об этом могу сказать? Это мой большой секрет, это моя тайна. Самец и самка — там все необъяснимо. Я восемьдесят лет прожил на свете, и так ничего не понял. Говорю вам не стесняясь: моя любовь — не ваше дело.

Жизнь, в сути своей, очень неудобная штука. Так человек создан, очень много придуманного, мы выработали общие законы, основа которых — усредненная физиология.

Человек часто выдумывает очень странные вещи. Мне до сей поры более интересно на спектаклях, чем в жизни. Там более выразительное общение, в жизни же очень много зажатых людей.

Понимаешь, у меня мало что осталось в памяти из детства, хотя старики его помнят очень хорошо. Хорошо помню, как забирался на тутовое дерево, чтобы покушать его плоды, иногда на дереве и засыпал. Один раз даже упал.

Счастье детства — это моя мама. Она была для меня самая светлая личность, хотя знаю много примеров, когда у людей есть враждебность в отношениях с матерью.

Было и у меня с матерью много неудобных вещей, например, когда в моей жизни появился отчим.

Ну назовем это ревностью. Хотя все сложнее и глубже.

Понимаешь, как сложна цепочка: мужчина, женщина, самец, самка. Мы животные во многом. Все остальное — в результате этого.

Что ушло вместе с мамой? Не скажу. Многое ушло, но с другой стороны, живу же. Обошелся. Приспособился. Но нет уже этого мгновения, когда я мог ей голову на колени положить. Ей, единственной на свете. Понимаешь, это так важно.

Самое большое завоевание моей жизни — это таблица умножения. Сотни моих ролей? Это все — моя таблица умножения. Я абсолютно авторитетно говорю, я до сих пор думаю: а может, дважды два не четыре, а пять? Чем больше живу, тем больше непонятного, в молодости не задумывался. Четыре и четыре. Сейчас начинаю думать…

Как-то сказал я себе, если бы прожил еще одну жизнь, то никогда не повторил бы этих ошибок. Но тут же подумал: не совершил бы этих, совершил бы другие. Без ошибок все равно бы не прожил.

«Ссорят народы недобрые люди»

Зависть коллег? Чувствую ее всю жизнь.. Шекспир еще говорил: самое страшное — зависть. И самая большая сила — тоже зависть!

Любовь — это тоже зависть. Я это имею, я это хочу… В ядре этого чувства эгоизм, он родной брат зависти.

Вообще, актерская профессия — умение навязать окружающим какую-то свою веру.

Я вам предлагаю другую веру, я так думаю про жизнь, и я показываю вам как я думаю, а вы принимайте это.

Артистизм — это генетика. Научить можно, но великим не станешь. Хороший актер — это притворщик. Но притвориться мне надо так, чтобы вы поверили. Основа взаимоотношений актера и зрителя — это обман. Я вам буду говорить, что больше икру не кушайте, и вы мне поверите.Вся основа актерства в этом.

Сегодняшняя Украина? У меня нет ощущения, что русский и украинский народ — это разные нации. Ссорят людей и народы недобрые люди.

Я армянин, и у меня есть совершенно дивные, дружеские отношения с азербайджанцами, моя многолетняя подруга — ведущая на канале «Культура» Нара Ширалиева, азербайджанка.

Я ее очень люблю и знаю много лет. У меня отличные отношения с ее семьей.

Я помню времена, когда в Ереване азербайджанские артисты собирали полные стадионы. Куда все это делось? Это все прекратили очень недобрые люди.

Согласен, что между мусульманами и христианами много разного. Ментального разного, бытового, но ладить надо. Я каждый день проезжаю мимо мечети, вижу там много верующих. Я их уважаю. Это люди такие же, как и я, наверняка среди них есть и лучше, чем я.

Мои враги? Нет таких. Есть просто люди, которые ушли из моей жизни по единственной причине: они меня предали. Театр очень непростой организм, и актеры очень сложные создания. Все понимаю, не понимаю только одного — предательства за спиной. Скажи в глаза, объясни, и я постараюсь тебя понять. И скорее всего пойму, но когда за спиной… Не могу!

Есть ли у меня зависть? Конечно есть, я нормальный человек. И как большинство людей, я нахожу себе оправдание. Бывает, завидую артистам, думаю, вот я так не смог. Но самое главное, чтобы после первого приступа зависти я как Сальери, не захотел его отравить.

Хотя порой отравить хочется, но разум побеждает. Зависть — это достаточно длинный процесс. Как говорил мой любимый режиссер Андрей Александрович Гончаров, «А что мы будем с этого иметь»? Ну, отравил. А дальше что?..

Жизнь — это не детский садик, это очень длинный процесс. Каждый день, одеваясь в гримерной, я хочу быть лучшим актером на сцене. У меня нет и мысли, что он лучший. Я лучший! Природа актерская. Зависть! Надо это осознать, а не играть в то, что тебя этого не касается.

Главное — не сожрать ближнего, а суметь уйти. Моя самая любимая передача — «Энимал планет», о жизни животных, там все честно, бесконечно честно, оттого и гениально. Порой так жалко козульку, но закон природы жесток.

«Хочу не бояться смерти…»

Думаю ли я о смерти? Не могу сказать, что часто, но думаю. Буду предельно честен, я бы хотел ее не бояться, но боюсь. С жизнью расставаться не хочется, я живу хорошей жизнью, использую все, что мне дала природа.

Работаю, снова завариваю новые спектакли, вижу их во сне и чувствую их запах. И мне очень не хочется все это терять.

Думаю, что люди окончательно не уходят. В бога-старичка на облачке не верю. У меня до сих пор один вопрос. А где моя мама? Прах ее истлел, а дух же есть! Согласен, вы мне докажете всю химию и физику, но я все-таки думаю, а где моя мама? Потерял дочку, прошло 20 лет, но до сих пор думаю: где она. А может, она чем-то другим вернется..

Убежден, что большинство людей так хотят думать. Нам так легче.

Зачем приходим в этот мир? Приходим просто жить. Жить и все! У меня есть ощущение, что в каждой жизни есть смысл. Большой смысл, а не просто от стола до унитаза. Вчера сидел с армянами в одном из Благовещенских ресторанов. Почему они здесь оказались? Мне это все было интересно узнать. Да, я циничный и хитрый,но все равно я хочу все понять и потрогать.

Убежден, что искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Зачем лечу в Благовещенск через все часовые пояса и многочасовые задержки самолета?

А что делать? Бродить с кошелкой и парить ноги в тазике? Это плохо, и не для меня.

Я хочу еще сыграть Людовика ХVI, хочу еще одеться в его костюм. Истинное наслаждение начинается тогда, когда мой организм начинает двигаться в сторону Людовика, это же так сладко. Здесь и есть зерно моего счастья.

Тот, кто это придумал актерское дело — гений. Повторюсь, я циничный человек, глаза в небо не закатываю. Но когда я играю Сенеку, то ты себе и представить не можешь, какое я испытываю счастье, когда мой организм начинает двигаться в сторону Сенеки.

Что такое цинизм? Цинизм — это когда всему знаешь цену.

У меня есть хорошие друзья, замечательные люди, живут по всем заповедям и законам христианства. Несколько лет назад у них умерла бабушка, они сказали пятилетнему внуку, что бабушка улетела на небо. Я был на похоронах и видел полные ужаса глаза ребенка, который видел, как комья земли бились о крышку бабушкиного гроба.

В глазах малыша читалось, как вы могли меня обмануть? Какие боги и какое небо?! Мы не имеем права врать детям, жизнь ведь приведет этого мальчика к истине. Но через какие испытания! Выдержит ли он их? Большой вопрос.

Я тоже вру, и не во спасение. Врать во спасение это все красивая придумка. Природу вранья я так до конца и не понял. Что-то в ней есть от биологии.

Юбилей? Я не знаю для чего это, Думаю, куда бы лучше сбежать и как лучше бы спрятаться. Не понимаю это юбилейное пижонство. Ну пришлет мне власть телеграммы. А что от них изменится в моей жизни? Ровным счетом ничего.

Лучше сделать спектакль и позвать на него зрителей, сказать им, вот это я смог сделать в восемьдесят лет. Попрошу операторов снять спектакль, чтобы посмотреть на себя со стороны, вдруг мне стесняются сказать: «Дед, иди спать уже…»

Если что замечу, то тут же сам себе скажу «Дед, иди спать»… Хотя было такое, говорил себе это раньше…

Чего хочу от жизни?

Грубо и примитивно скажу: хочу любить! Выйти на сцену и любить. Хотя этот процесс страшнее, чем половой акт. Говоришь, что половой акт прекрасен? Не всегда, особенно когда тебе 80 лет.

Вообще моя жизнь по большому счету- это не ваше дело. Вот сегодня я максимально обнажился и почти не врал…

Из биографии.

Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване. Театром увлекся еще в школьные годы, в кино дебютировал в 1960 году.

Сыграл в кино более 250 ролей, стал одним из самых снимаемых российских актеров. За это занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Основатель и художественный руководитель московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

Народный артист СССР. Умер 14 ноября 2020 года.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Лютый зверь во мне сидит

Published

on

Новая историческая драма «Грозный» выходит в эти дни на телеканале «Россия 1» (с 23 ноября в 21.20). «Грозный» — часть цикла «История любви. История России», в который вошли сериалы «София» и «Годунов». Зрители — те, что смотрели — помнят, что в финальных кадрах «Софии» юного Ивана IV венчают на царство в Успенском соборе, а «Годунов» отражает последние годы правления Грозного. Над сериалом «Грозный» работала та же съемочная группа. Режиссер-постановщик — Алексей Андрианов, получивший два «Золотых орла» за первые две части цикла. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют два артиста — Сергей Маковецкий и Александр Яценко (в молодости).

Время действия — 1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван Грозный, решив, что его царству пришел конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может уйти и от воспоминаний о жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни, любовь, осветившую первые годы его царствования… Вокруг молодого Ивана IV — верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал новое войско, установил новый закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним — любимая жена, а бывшие верные советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного — жестокого тирана. И перемены в характере царя меняют историю. На Русь надвигаются враги — сумеет ли страна выстоять?

Прямая речь

Сергей Маковецкий:

«Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, «лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу». Он прекрасно понимал, что совершает великий грех, и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности — грех страшный и страх Божий — все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Ну, кто из нас, обы­вателей, не скажет себе самому: «зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу»? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет. Другой вопрос — что он не может в себе это преодолеть. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена… А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: «Об одном молю — чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей». Вот такая у него основная молитва к Господу, не о здравии своем собственном. Я даже не претендую на то, чтобы сотворить Иоанна Васильевича. Но, может быть, хоть на какую-то йоту приближусь к пониманию, что его мучило, к масштабу этой личности».

Правда и мифы об Иване грозном

Знаете, каким тираном был…

Первые фильмы об Иване IV сняты еще до революции: осенью 1909 года на экраны вышла немая короткометражка «Смерть Иоанна Грозного», а в 1915-м — экранизация оперы Римского-Корсакова — «Царь Иван Васильевич Грозный», где главную роль сыграл сам Федор Шаляпин. Внешнее сходство актеров с образом царя уже тогда волновало публику. Но парадокс в том, что несколько веков облик Ивана Грозного был фантазией художников. До наших дней дошел только один его прижизненный портрет: гравюра на меди в формате оттиска на книге «Апостол 1564 года». Лицо на гравюре было почти неразличимым. Лишь недавно современные технологии позволили «разглядеть» лик царя.

Царь лютовал, ввел опричнину, казнил тысячи бояр. Не контролировал приступы гнева, его подозрительность приобретала маниакальные формы. Использовал неуместные обороты в переписке с зарубежными лидерами. В письме к британской королеве Елизавете I назвал ее «пошлой девицей».

Но есть и другие факты. Всю жизнь государя кто-то травил мышьяком и ртутью (это показали исследования волос при вскрытии склепа), что, мягко говоря, не способствовало психическому здоровью. И еще: за время царствования было осуждено на казнь менее 5 тысяч бояр. За это время в Англии повесили от 50 до 75 тысяч бродяг, в остальной Европе монархи казнили и вырезали 400 тысяч своих подданных. Поэтому если наш Иван Грозный лютый тиран, то кто остальные короли и королевы — его современники?

За время правления удвоил территорию страны, провел судебную и налоговую реформы, ввел начальное образование, создал регулярную армию и погранвойска. Развивал торговлю и медицину, создал эффективные органы госуправления. С другой стороны, его опричники смело убивали своих, а от иностранных войск разбегались. Власть бояр с феодальными замашками он подорвал, но взамен страна получила деспотов-чиновников.

Лютый зверь во мне сидит Фото: Телеканал «Россия»/wikipedia.org

Подготовил Игорь Елков

Continue Reading

Культура

Про дачу от Наташи Барбье

Published

on

Когда пандемия «рассовала» всех по загородным домам, Первый канал запустил программу «На дачу!» с Наташей Барбье. И вдруг выяснилось, что это — больше, чем телепрограмма. В ней — философия новой сегодняшней жизни. «Ничего, что меня часто об этом спрашивают? Это вас не смущает?» — рассмеялась Наташа Барбье, когда мы начали беседовать для «РГ». А как же иначе? Потому что все понимают, что тема дач, которая для нашей страны была актуальна всегда, вдруг стала еще важнее, чем обычно. Многие переместились на дачи не только на летний период, но и остаются на них зимовать. А что будет дальше? Про дачу от Наташи Барбье

Когда работали на участке Инны Чуриковой и Глеба Панфилова, перед программой стояла задача сделать необычную подсветку для дома и сада. В итоге получился волшебный лес. Фото: Предоставлено редакцией программы «На дачу!» с Наташей Барбье

Как появилась программа про дачу? Кто ее придумал?

Наташа Барбье: Здесь нет никакой моей заслуги. До этого была программа «Идеальный ремонт», которая закончилась в прошлом году. А в этом году, в связи со всеми обстоятельствами, Первый канал запустил два проекта «На дачу!». Один шел по воскресеньям с Ларисой Гузеевой. А по субботам — со мной. Думаю, что по поводу программы решали продюсеры, в частности, креативный продюсер нашей программы Анна Маркарян. Мы просто начали работать. Еще в апреле я вела прямые эфиры с дачи, поскольку был жесткий карантин. В онлайн-формате разговаривала с дизайнерами о том, как можно дом украсить, что изменить, как сделать ремонт, что посадить на балконе. С 1 мая мы уже начали работать, что называется, «в грунте». Поначалу довольно осторожно, потому что не знали, как развивается пандемия, что будет. Мы и сейчас соблюдаем все возможные меры безопасности.

Те счастливцы, у которых оказались дачи, а их очень много в нашей стране, сами себя и выручили. И родственников взяли, и друзья объединялись на дачах. Я сама так сделала, и это был довольно неожиданный опыт. Мы с тремя подругами засели в карантин на даче. И каждый взял на себя какие-то обязанности. Кто-то готовил, кто-то мыл посуду. А на мне был весь сад-огород. Близкая тема (смеется).

Так что я рада, что мы трансформировали нашу программу той же командой и перешли на формат дач. Потому что мне все это душевно очень дорого.

Вот почему ваша программа не просто рассказывает, что можно делать на дачах, она, повторюсь, дачную философию жизни несет.

Наташа Барбье: В Инстаграме нашей программы буквально два дня назад кто-то из подписчиков написал замечательные слова, мол, у вас столько любви — к дачам, к профессии, к тому, что вы делаете, «На дачу!» хочется смотреть уже из-за этого. Мне было очень приятно это читать. Я бы сказала, что философия у нас очень позитивная. Мне действительно нравится делать что-то приятное и хорошее людям. Причем не по принципу «мы вам подарим то, что сами хотим». А сделать это так, чтобы человеку было удобно и действительно нужно.

Я на своей собственной даче бываю раз в месяц — навещаю родственников. Потому что мы все время работаем. Без выходных

Второе, и это было и в «Идеальном ремонте» — это то, что мы сами формируем свою среду обитания. Есть вещи, на которые мало можем повлиять, они бывают какие угодно — климатические, политические… Но есть что-то, что можем изменить сами: помочь человеку, посадить грядку, убрать квартиру, спасти на улице собаку или котенка. Вот эта концепция небольшого, пусть малого, но доброго дела мне близка. Если говорить о 19 веке, то мое — это теория малых дел. Теория провинциальной интеллигенции. Я же сама из провинциальной интеллигенции, из Саратова. Так что у нас программа деятельного, хорошего, помощи себе и другим, и, конечно, она не только про ремонт.

Есть у вас любимчики среди героев программы? Может быть, думаете: как хорошо мы сделали у них на даче, потом надо будет у себя это повторить.

Наташа Барбье: Надо понимать, что я не могу знать все на свете. Я — не архитектор, декоратор, дизайнер и так далее, я — журналист, ведущая, которая хорошо знает тему. Но в нашей стране есть много прекрасных, талантливых специалистов. А еще — новые технологии, материалы… Получается, что порой в процессе съемок программы я сама учусь. Например, никогда не задумывалась о том, как удобно сделать фундамент на ввинчивающихся в грунт сваях. А этим летом мы сделали таких довольно много. Теперь я загорелась — хочу, например, сделать беседку на свайном фундаменте. Или смотрю, как люди работают с деревом, думаю: «Я бы тоже так сделала». Но до самой себя у меня руки не доходят. Я на своей собственной даче бываю раз в месяц — навещаю родственников. Потому что мы все время работаем. Без выходных.

Про дачу от Наташи БарбьеУчасток дома Алисы Фрейндлих превратили в Белый сад и сделали там детскую площадку в экостиле для правнуков актрисы. Фото: Предоставлено редакцией программы «На дачу!» с Наташей Барбье

А что касается героев?

Наташа Барбье: Нам с героями везет. И они все видят, потому что мы не секретничаем, часто работаем на тех дачах, где люди продолжают жить. Мы наблюдаем за ними, они — за нами: как мы работаем — с шутками, с хорошим настроением. И, как правило, они к нам тепло относятся. Но есть герои, которых вспоминаю не только с любовью, но и с благоговением. Например, Сергея Юрского, которому мы делали дачу. Мы в этом году практически полностью переделали старенький деревенский домик для Нины Николаевны Усатовой в Петербурге. Актриса по-настоящему народная, масштабная, глубокая, необыкновенно яркий и интересный человек… Мы попали в ситуацию, когда, взявшись за переделку чего-то одного, поняли, что будем делать все. 19 окошек надо было поменять, крышу перестелить. Как Тимур и его команда — веселые человечки пришли и начали колошматить все (смеется). И вдруг пошли дожди — проливные ливни. Мы в резиновых сапогах в почву проваливались по щиколотку. Но при этом все равно это было так весело, хорошо и радостно. Я бы еще вернулась и что-нибудь ей сделала. И она нас встречала, все время кормила, чем могла: и пирожками, и бутербродами. Для Алисы Бруновны Фрейндлих мы сделали также все что можно. Она такая прелестная, хрупкая, как старинная ваза, интеллигентная, благородная…

Мой знакомый сказал про вас, мол, построили такой курятник Елене Ваенге, другие люди мечтали бы дом такой иметь.

Наташа Барбье: Скажу вам абсолютно так же (смеется). Когда мы построили этот курятник, съемочная группа подумала, что мы все хотели бы такой домик. Здесь работает простой эффект. Мы всегда обращаемся к партнерам. Зрители иногда говорят: вы бы лучше отдали деньгами. Но у нас нет денег — только работа с партнерами. Например, обращаемся к петербуржской строительной фирме и говорим, что нам надо построить курятник для Ваенги. Они соглашаются: построим, мы любим певицу Елену Ваенгу. Конечно, им хочется показать максимум, что они умеют. И они делают домик просто сказочный. Мы сами в восторге. Здесь никакого специального умысла нет. Согласитесь, было бы глупо, если бы компания, которая хорошо работает, умеет строить дома и понимает, что это показывают миллионам зрителей, не старалась, как может. Что они будут делать какую-то конурку из фанеры? Конечно, нет. В этом и есть эффект телевизионного проекта. Да, этому курятнику, скажем честно, позавидовали бы многие. И я в том числе!

Чем отличаются дачи питерские дачи и московские? Или дачи в регионах?

Наташа Барбье: Советские, российские дачи мало чем друг от друга отличаются. Это скромные домики на небольших участках. Порой необихоженные, но все равно любимые. Они, в сущности, везде похожи. Отличается почва, климат. Около Петербурга сырая почва и растут только сосны. А в Саратовской области прекрасно растут помидоры. Где-то надо поливать, а где-то, наоборот, делать дренаж почвы. Мы сейчас работаем в Сочи. Скоро выйдет программа, которую недавно там снимали. Вот там, когда видишь, как в ноябре цветет мушмула и через месяц уже созреет, понимаешь, как отличаются. А где-то в Караганде, как нам пишут, уже сугробы лежат.

Загородные дома, особняки — это не дачи, а совсем другое. Когда человек решает, что он живет только там, то вкладывает в это силы, деньги.

Про дачу от Наташи БарбьеПока делали дом для Нины Усатовой в стиле Русский Север, актриса кормила всю съемочную группу. Пекла пироги и готовила другие блюда. Фото: Предоставлено редакцией программы «На дачу!» с Наташей Барбье

Как-то в Германии меня пригласили на так называемую дачу. Отрезки земли без построек, в лучшем случае там есть сарай. Люди туда приезжают, возделывают там небольшой садик и уезжают. Рядом — соседний участок, ничем не отгорожен. У нас может прижиться такая форма?

Наташа Барбье: Она у нас такая и есть. Нам дали всем наделы по шесть соток в советские времена. И люди выезжали туда, что-то сажали. Я знаю, как было в провинции в советские годы. В то время это была большая подмога. Я еще когда в университете училась, помогала маме на шести сотках картошку выращивать. Это и в Европе есть, и там кому-то это помогает, потому что приятно вырастить свое и нужное для семьи. Не все богаты.

Кроме того, я знаю прекрасный психотерапевтический эффект от работы с землей. Он подходит не для всех, но для многих. Особенно во время пандемии в этом году. Если читать соцсети, то можно увидеть, с каким неожиданным наслаждением люди, от которых мы даже ждать этого не могли, пишут, что у них расцвела гортензия или они вырастили свою редиску. Какая же это редиска! Она лучше, чем любая другая редиска на свете! Вдруг оказалось, что мир сузился необыкновенно, и мы ничего не можем с этим сделать в данный момент. Горизонт планирования уменьшился. Зато мы стали по-другому на все смотреть. Мы раньше проходили мимо куста роз — ну, расцвел и расцвел. Вдруг выяснилось, что цветение этого куста роз очень важно, потому что наш взгляд изменился. Предметы укрупнились, вдруг стало интересно, что птички прилетели, как красивы осенние листья. Люди, у которых позитивный настрой, пишут не только о том, как уныло, опять закрыли театры, но и как красиво, например, покраснели листья у клена во дворе. Мы же все равно оптимистично настроены, нам нужна какая-то радость. Пусть она будет маленькой, ближе к нам. И она есть.

Меня приятно поражают наши зрители, которые радуются за тех, кому мы что-то делаем. Им нравится, что для кого-то сделали красиво и удобно. И еще они, конечно, как сами пишут, заимствуют идеи. Могут точно так же покрасить. И для многого необязательно быть большим художником или специалистом. Когда подсказываешь не очень сложные, но позитивные идеи, это тоже мне приносит радость.

Про дачу от Наташи БарбьеВ мансарде родительского дома олимпийской чемпионки по фигурному катанию Елены Бобровой сделали спальню для мамы и папы. Фото: Предоставлено редакцией программы «На дачу!» с Наташей Барбье

Нужны ли на даче навороты: авторские предметы, что-то красивое?

Наташа Барбье: На мой вкус, необязательно. Все зависит от семейного бюджета. У кого-то дача — это дворец. Они могут себе позволить все. По большому счету, я больше бы хотела, чтобы люди на дачах радовались своей собственной жизни, а не думали о какой-то показной, презентационной деятельности. Не нужно ничем хвастать. Надо, чтобы было самим приятно и комфортно. В принципе, я никогда не против коллекционных вещей, дизайна. Но, мне кажется, что дача — не самое первое место, где это нужно демонстрировать.

Как быть с обустройством дач, если мы знаем, что в России в зимний период на них часто воруют?

Наташа Барбье: Во-первых, есть все-таки двери и замки. Во-вторых, жалюзи на окна. Можно один раз не экономить на этом, а сделать короб над окном внутри, а лучше снаружи, который изнутри полностью, наглухо закрывает окна. Сделать дом безопасным один раз, но на многие годы. Уезжая, любой хозяин дом должен закрыть, уже даже только потому, что туда могут зайти и звери, и кто угодно.

Программа «На дачу!» начала выходить в мае. Подводите ли вы для себя итоги? Какие у вас планы?

Наташа Барбье: Наблюдаю один эффект: людям эта программа нравится. Она позитивно воспринимается, хорошая, добрая. Мы бы продолжили ее, но наступила зима. Поэтому в ближайшее время мы заканчиваем проекты, доснимаем сейчас последние эпизоды. И, наверное, она в декабре должна сама собой остановиться. Потом, как мне хочется верить, весной возобновится. Тогда, когда надо будет думать о том, что делать с садом, как его возрождать после зимы, как готовиться к новому сезону. Я воспринимаю естественно, если будет перерыв на пару зимних месяцев. Но это будут решать продюсеры, исходя из своих телевизионных соображений. Все-таки зимой мы можем работать только внутри: помочь кому-то сделать печурку, камин, что-то утеплить.

Вы всегда такая ухоженная, подтянутая. У нас люди на дачах часто машут рукой на свой внешний вид. Как обустраивая свою дачу, при этом хорошо выглядеть?

Наташа Барбье: Категорически нельзя распускаться. Ни при каких обстоятельствах. Даже если совсем все плохо, надо продолжать чистить зубы. Во-первых, руки надо беречь. Для этого сейчас существует множество видов перчаток. Руки увлажнить кремом, и — в перчатках работать. И все сохранится, даже маникюр. Во-вторых, у меня очень короткая стрижка, густые волосы и мне легко хорошо выглядеть. Пользуюсь недорогими кремами, которые продаются в наших аптеках. Они спасают кожу от солнца и ветра. Стоит не забывать, что дача — это не каторга, а радость и удовольствие.

Continue Reading

Культура

Укол совести

Published

on

Режиссер Эдуард Бордуков дебютировал в большом кино фильмом «Коробка» о дворовой футбольной команде в спальном районе Москвы, и стало ясно: не спортом единым жив автор. Война за родную футбольную коробку между местными и пришлыми обернулась войной с ксенофобией и национализмом в себе и в других — спортивный фильм оказался драмой социальной. При этом Бордуков, сам мастер спорта, умеет показать спортивный накал так, что у зрителя ходят желваки. Вышел фильм захватывающий и как зрелище, и как актуальный спор. Укол совести

Стася Милославская в роли амбициозной «девчонки из народа» — дикой обезьянки, как зовет ее тренер. Фото: Кинокомпания «Телесто»

Эти качества сохранились и во второй картине «На острие». Хотя стиль режиссера претерпел крутой разворот: если в плебейской «Коробке» действовала дворовая пацанва с окраины, то здесь в героинях — фехтовальщицы олимпийского класса, и в каждом кадре сияет неизбежный гламур. Женское фехтование не футбол, но свойственная Бордукову экспрессия «батальных» сцен и здесь не может не захватывать, нивелируя заметную прямолинейность сценария и неровность второплановых актерских работ.

Гламур возникает не только от антуража — приемы, декольте, шампанское, олимпийские стадионы, огни Бразилии, — но и от понятного желания режиссера вволю полюбоваться героинями. Он отбирает актрис ослепительно красивых, что в массовке даже работает против фильма: сначала кажется, что перед нами команда, сформированная из Барби. Характеры начинают проявляться не сразу, а к финалу сполна оценишь психологическую точность работ Светланы Ходченковой и Стаси Милославской, дебютировавшей как раз у Бордукова в «Коробке». Они играют соперниц: первая — олимпийскую чемпионку с красивой фамилией Покровская, вторая — амбициозную девчонку «из народа» с простеньким именем Кира Егорова. Первая готовится победно завершить карьеру на Олимпиаде в Рио, вторая сваливается в команду ниоткуда, поражая быстротой атак, далеко идущими планами и наглостью в обиходе.

Фильм четко делится на два акта. Первый — экспозиция, дислокация сил, обострение соперничества и рост неприязни друг к другу. «Дикая талантливая обезьянка», как зовет ее тренер Гаврилов, Кира хамит ему, товаркам по команде и главной сопернице — Покровской, она уверена, что не только полетит на Олимпиаду, но и привезет золото, отбив его у вышедшей в тираж конкурентки. Их яростные схватки на дорожке заставляют опасаться за жизнь каждой. Но перегретый котел должен взорваться, и все ее планы грозят рухнуть. И здесь зарождается вторая тема картины, которая кажется побочной, но оказывается главной и волнующей больше, чем решающий бой, исход которого нетрудно угадать. Эта тема борьбы противоположностей: спортивных амбиций — и человечности, воли к победе — и совести, самолюбий — и чувства солидарности. Она и составляет сюжет и смысл второго «акта».

Когда героини поступаются мечтой, чтобы остаться людьми, это смотреть даже интереснее, чем их поединки

Прагматичный цинизм, неизбежный спутник большого спорта, воплощает тренер Гаврилов — в этой роли, как всегда, органичен Сергей Пускепалис. Гаврилов воспитывает в пастве все ту же волю к победе, для которой нет преград в виде моральных соображений, сочувствия ближнему или неспособности подтолкнуть падающего. И надо выбирать между жаждой побеждать или желанием быть хорошим человеком. Этот нравственный выбор тем более воспален, что на кону мечта всей жизни, цель, на которую угроблены годы самоистязаний в спортзалах. Потому что большой спорт — это всегда высокие ставки, цена которым немногим меньше, чем жизнь.

И когда героини ломают себя через колено, поступаясь самым вожделенным во имя того, чтобы оставаться людьми, наблюдать этот мучительный процесс становится даже интереснее, чем дивной красоты поединки инопланетянок, да еще снятые рапидом, как в лучших образцах китайских «фильмов боевых искусств». Финт рапирой против уколов совести — кто здесь кого? Ход самосовершенствования персонажей в фильме повторяет все каноны как хорошего голливудского, так и советского кино, что делает фабулу достаточно предсказуемой, что я считаю скорее достоинством: это каноны всегда успешные. Отвечая чаяниям публики, они обеспечивают ей подобие катарсиса — в момент, когда стайка спортсменок, где каждая за себя, вдруг, повинуясь внутренней потребности, становится командой, отбросив мелочные себялюбивые мотивы. И победа на стадионном поле оборачивается победой над самими собой.

Фильм завершается кадрами реальных триумфов наших олимпийских чемпионок как документальным доказательством того, что перед нами не красивая сказка.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Роспотребнадзор оценил генетическую изменчивость коронавируса в России Роспотребнадзор оценил генетическую изменчивость коронавируса в России
Hi-Tech28 минут ago

Роспотребнадзор оценил генетическую изменчивость коронавируса в России

!Лаборатория © РИА Новости. Илья Питалев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Роспотребнадзор прокомментировал вопрос генетических изменений коронавируса на территории...

Россия подала заявку на регистрацию вакцины "Спутник V" в Европе Россия подала заявку на регистрацию вакцины "Спутник V" в Европе
Hi-Tech1 час ago

Россия подала заявку на регистрацию вакцины «Спутник V» в Европе

Вакцинация добровольцев российским препаратом от коронавируса «Спутник V» © Sputnik Читать 1prime.ru в МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Российский фонд прямых...

Эксперты сказали, что угрожает доллару Эксперты сказали, что угрожает доллару
Экономика4 часа ago

Эксперты сказали, что угрожает доллару

» Денежные купюры США. © РИА Новости. Владимир Трефилов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Американская валюта дешевеет в середине недели,...

В мире5 часов ago

Ракета SpaceX вывела на орбиту с новую партию из 60 интернет-спутников

Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU — Тяжелая ракета-носитель Falcon 9 в среду утром по московскому времени успешно вывела на низкую околоземную...

В мире5 часов ago

Байден заявил, что его правление не будет «третьим сроком Обамы»

Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU — Джо Байден, объявивший о своей победе на выборах президента США, заявил, что не собирается превращать...

Ученые развенчали метод применения плазмы крови в борьбе с COVID-19 Ученые развенчали метод применения плазмы крови в борьбе с COVID-19
Здоровье6 часов ago

Ученые развенчали метод применения плазмы крови в борьбе с COVID-19

© Pixabay/ Использование плазмы крови с антителами, которую сдали доноры после выздоровления от COVID-19, не принесло особых результатов при лечении пациентов с тяжелой формой...

В мире6 часов ago

Число умерших от коронавируса в мире превысило 1,4 миллиона

Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU — С начала пандемии коронавируса COVID-19 число скончавшихся от связанных с вирусом заболеваний в мире достигло...

В мире6 часов ago

Госдепартамент США начал процесс передачи власти команде Байдена

Байден назвал «искренним» сотрудничество администрации Трампа с его переходной командой Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU — Госсекретарь США Майк Помпео заявил,...

Электрический Porsche Taycan попал в Книгу рекордов Гиннесса Электрический Porsche Taycan попал в Книгу рекордов Гиннесса
Авто6 часов ago

Электрический Porsche Taycan попал в Книгу рекордов Гиннесса

ФОТО : porsche.com Спортивный автомобиль Porsche Taycan, оснащенный электромотором, почти час находился в состоянии управляемого заноса. Это позволило ему попасть...

В мире7 часов ago

Матвиенко заявила о политической воле России в вопросе продления СНВ-3

По ее мнению, сейчас для подписания договора важно, чтобы действующая администрация США не пыталась блокировать работу преемников Москва. 25 ноября....

Популярное