Connect with us

Культура

Ужель та самая Татьяна?

Ужель та самая Татьяна?

Published

on

Мариинский дебют Анны Нетребко в образе пушкинской героини состоялся в легендарном спектакле, поставленном Юрием Темиркановым еще в 1982 году. Этот «Онегин» был признан эталонным прочтением текста Чайковского и Пушкина в координатах «золотого века» русской классики. Спектакль сохраняется на исторической сцене Мариинского театра уже 38 лет, соседствуя с более поздними сценическими версиями знаменитой оперы. Ужель та самая Татьяна?

Анна Нетребко спела Татьяну в легендарном спектакле Юрия Темирканова 1982 года. Фото: Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Очевидно, что и Анна Нетребко, дебютировавшая в «Евгении Онегине» в Мариинке, видела этот спектакль не раз — причем, в разные периоды и с разными составами. Однако петь Татьяну она начала только семь лет назад и не на родной Мариинской сцене, а в Венской опере (с Онегиным — Дмитрием Хворстовским) и в нью-йоркской Метрополитен, где ее партнером был Мариуш Квечень. И хотя, казалось бы, характер меланхоличной, мечтательной Татьяны не слишком близок бодрому, жизнерадостному темпераменту певицы, ей удалось в трактовке хрестоматийной героини найти свое «ядро». Ее застенчивая, тихая, «незаметная» в деревенских сценах Татьяна превращалась в роскошную роковую красавицу, сбивавшую эго Онегина. Их последняя сцена, несмотря на известную развязку, была одновременно их счастливым мигом, апофеозом взаимной страсти. Но в темиркановском спектакле все вышло иначе.

Известно, что этот спектакль создавался с задачей аутентичной «реконструкции» мира пушкинских героев, самой эпохи, ее жизненных реалий и ценностей: он был одновременно радикальным по музыкальному решению (с непривычно медленными темпами, детальной проработкой оркестровых линий, свежими артикуляциями) и фактически хрестоматийным по сценическому ряду. Но даже традиционалистское, на первый взгляд, решение можно было бы считать опытом абсолютно эстетического реализма: пейзажи, интерьеры, костюмы героев и даже их жесты были созданы по кальке с источников пушкинского времени — гравюр, иллюстарций, книг, а сам дом Лариных — по модели пушкинской усадьбы в Михайловском. Артистам предлагались задачи точного воспроизведения манер и характеров людей пушкинской эпохи. К слову, тогда это был не формальный, а акутальный подход, учитывая, что в это время как раз появились фундаментальные культурологические исследования Юрия Лотмана — комментарий к роману Пушкина «Евгений Онегин» и биография Пушкина. И, можно сказать, спектакль Темирканова вписывался тогда в культурологический тренд поздней советской эпохи, освобождавшейся от давления вульгарных идеологем в интерпретации культуры.

Но от того спектакля, его живого духа азартного актерского проживания характеров людей пушкинской эпохи, конечно, уже мало что осталось в нынешнем «Онегине». Сегодня этот спектакль смотрится, как трафарет гранд-стиля советской эпохи, но все еще поражающий искусно созданной «живой» сценической средой — старыми колоннами деревянной усадьбы, листьями деревьев, трепещущими на верту, пронзительно розовыми рассветами, голыми черными стволами сумрачного зимнего пейзажа. Осталось и звучание оркестра — тягучее «ленто», густые крупные струнные, четкая тембральная драматургия. Обычно Валерий Гергиев дает более подвижные и прозрачные звучания в этой партитуре в соответствии с ее лирическим форматом. Но в этом спектале трагедия словно разлита в воздухе, и напряжение через музыку входит практически в каждую сцену, как рок, который неумолимо влечет за собой героев. И печальная Татьяна-Нетребко, с книгой (персонажи которой так страдают) в руках, когда видит Онегина, предчувствуюет не любовь, а страдание, муку. Ей очевидно тесно в жестких рамках мизансцен, заложенных в спектакле, и которые не только ею, но и другими персонажами соблюдаются формально, уже без азарта «аутентичного» соответствия. Она бы разбежалась в неистовом пыле влюбленности в сцене письма, но ей позволительно только подпереть голову кулачком и писать гусиным пером или задумчиво вопрошать, держась за спинку кровати: «кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель?».

В системе этого спектакля все смыслы должны проявляться в первую очередь через музыку, через голос, а лаконизм и точность жестов — каллиграфически обрисовывать героя и его время. И когда, например, Михаил Петренко (Гремин) с его острой актерской индивидуальностью, исполняя на балу в парадном мундире, в ленте и эполетах знаменитую арию «Любви все возрасты покорны», придумывает свой штрих, подгибая колено, как на портретах Александра I, меняется не только смысл арии, но и суть происходящего. И если актерский опыт Нетребко и Екатерины Семенчук (в партии Ольги) позволяют им существовать более-менее убедительно в рамках заданной фактуры, то Сергею Скороходову (Ленский) и Алексею Маркову (Онегин) это явно не дается. Оба они существуют в спектакле, как ходячие иллюстрации расхожих штампов своих образов, так и не прорываясь к живым эмоциям, которыми кипит музыка Чайковского. И если даже можно представить, исходя из этики позапрошлого века, почему Онегин, объясняясь в любви Татьяне, сохраняет леденящую дистанцию и не смотрит на нее, то трудно принять, почему этот светский денди от начала и до конца спектакля так зажат, нравоучителен и пресен.

Сегодня этот спектакль смотрится как трафарет гранд-стиля советской эпохи

Увы, ко всему прочему, почти весь квартет героев (исключая Семенчук — Ольгу) оказался в этот вечер не в лучшей вокальной форме. Что, впрочем, никак не отразилось на огромном энтузиазме публики, обожающей не только Анну Нетребко, но и этот классический темиркановский спектакль.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Ангел и музыка

Ангел и музыка

Published

on

В Северной столице поставили памятник медикам, погибшим от COVID-19. Автором монумента «Ангел» стал петербургский скульптор Роман Шустров — посмертно. В мае прошлого года он сам стал жертвой беспощадной инфекции. Ангел и музыка

Грустная бронзовая фигурка Ангела с немного склоненной головой как будто прислушивается к чему-то… Фото: Сергей Николаев/РГ

На пике пандемии в Петербурге сначала появился стихийный мемориал — Стена памяти. Фотографии врачей и медсестер, цветы и свечи люди несли на Малую Садовую улицу, крепили и раскладывали прямо на строительном заборе. К моменту, когда реставрация здания напротив входа в городской комитет по здравоохранению была завершена и ограждение пришлось демонтировать, на нем было 116 портретов. Тогда же родилась идея установить постоянный знак памяти.

— Сначала мы думали о месте рядом с НИИ гриппа, — рассказала корреспонденту "РГ" одна из авторов идеи увековечения подвига медиков петербургский журналист Галина Артеменко, — но там территория огорожена, не подходит. Поэтому мы просто бродили по Петроградской и у Первого меда (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени Павлова, — прим. "РГ") увидели эту скамейку. Место посчитали символичным.

Здесь и решили установить работу Романа Шустрова. Его "Чудики" (как он их сам называл) давно живут в городе и любимы петербуржцами. В ротонде Любашинского сада живет его босоногий Ангел, а в Измайловском саду у Молодежного театра на Фонтанке, Ангел, сидящий на спинке скамейки. Он, по убеждению горожан, исполняет желания…

Для размещения на набережной Карповки работу Шустрова "Печальный ангел, слушающий музыку" немного сократили, и граммофончик у ног ангела ставить не стали. Но грустная бронзовая фигурка с немного склоненной головой как будто действительно прислушивается к чему-то… Может быть, к жалобам больных — не всем успели помочь. Или к словам благодарности медикам, которые многократно произносили все пришедшие на встречу с "Ангелом": коллеги, пациенты, родственники и друзья, все неравнодушные люди…

Помощь в работе над монументом — согласовании, поиске спонсоров, изготовлении 3D-модели, а затем отливке скульптуры в бронзе — оказала администрации Петроградского района. Открытие "Печального ангела" состоялось трижды: в четверг к нему возложили цветы чиновники городского комитета по здравоохранению и главврачи городских больниц, затем состоялась "народная" церемония. А за день до этого к памятнику приезжал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков

На церемонии открытия памятника главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков. Его коллектив потерял пятерых: "Потерял, но не забыл".

— Может, это будет сегодняшний день. Может, завтрашний, — предложил Гусев. — Но главное, что в этот день мы будем собираться и вспоминать, и отдавать дань памяти тем, кто не смог дожить до этих дней.

Увидеть их лица можно и сегодня. На металлической табличке у "Ангела" с посвящением медикам размещен QR-код. Если навести на него смартфон, откроется виртуальная Стена памяти.

Тем временем

Конкурс на эскизный проект памятника врачу и медсестре, погибшим от коронавирусной инфекции, объявила клиническая межрайонная больница города Кириши Ленинградской области. Как пишет газета "Киришский факел", предложения можно направить до 1 мая в личные сообщения группы больницы в соцсети с пометкой "Эскизный проект памятника", с указанием имени и контактных данных автора.

Кстати

Памятники врачам и медсестрам или проекты таких монументов уже есть во многих городах России, в том числе Махачкале и Дербенте. В Москве его открытие будет приурочено ко Дню медицинского работника, который в этом году будет отмечаться 20 июня.

Continue Reading

Культура

Девушки Бонда уже здесь

Девушки Бонда уже здесь

Published

on

Есть группы, которые, кажется, были всегда. И чьи хиты давно уже стали новыми народными. Среди этих немногих уральский «ЧайФ» с их хитами — «Не спеши», «Ой-Йо (Никто не услышит)», «Поплачь о нем», «Давай вернемся» и многими другими… Но все им мало: в год 35-летия «чайфы» снова выпускали новые альбомы. Поэтому на двух их юбилейных концертах снова было тесно: от хороших песен, улыбок, позитивного настроения и оптимистичного рок-н-ролльного драйва. Девушки Бонда уже здесь

С «Чайфом» и Владимиром Шахриным на сцене не заскучаешь. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Выступления "ЧайФа" в Москве, получившие название "Война, мир и…", дважды переносили. Вначале прошлой весной, затем осенью, а в конце зимы решили сменить и площадку: из "ВТБ Арены-Динамо" переехать в "Крокус Сити Холл", географически расположенный в Подмосковье, где разрешено заполнять уже не 50, а 75 процентов мест в зале. После всех этих перемен зрители были так рады встрече с "ЧайФом", что даже встречали их надутыми буквами, образовавшими фразу "Мы скучали!".

Ну, а "ЧайФ" не скучал (ну, кроме как по поклонникам) — пандемию группа провела, наверное, эффективнее и деятельнее всех своих коллег: еще в конце 2019-го музыканты выпустили очередной альбом "Слова на бумаге", а весь коронавирусный 2020-й готовили песни для нового акустического диска "Оранжевое настроение-III". Сам же Владимир Шахрин и объяснил со сцены, зачем группе, у которой и так хватает хитов, напрягаться и вновь выпускать новые песни, пока коллеги расслабляются на карантине. Мол, для того, чтобы не превращаться в ретро группу. Новые песни вправду свежи по настроениям, аранжировкам, бодры и влекущи. При этом сложилось впечатление, что за это время музыканты еще и значительно прибавили как инструменталисты, особенно лидер-гитарист Владимир Бегунов. Он же стал автором новой песни "Не теряй надежду", а в ответ на суждение кого-то из зрителей, назвавшей ее "митяевщиной", с привычной ему иронией парировал: "Ну, кто-то ведь должен быть и несовременным".

При этом баланс между новыми песнями и теми хитами, без которых "ЧайФ" точно не отпустили бы со сцены, оказался выдержан очень смело и точно (не всем звездам со стажем удается не перебарщивать с ностальгией и писать такие песни, что не хуже старых). Лихо или душевно (два главных определения, которыми, наверное, можно описать музыку группы) прозвучали и другие премьеры: "Что мы делали в прошедшем году", "Все девушки Бонда" и очень своевременная "Не теряй надежду"… Кто-то в зале танцевал, кто-то подпевал или согласно кивали головой. Но верили — все.

Конечно, "ЧайФ" сыграли и песню "Почтальон" из одноименного сериала Василия Мищенко (режиссер тоже был в зале). А еще: "Не спеши", "В ее глазах", "Ой-Йо (Никто не услышит)", "17 лет", "Поплачь о нем (пока он живой)", "Не дай мне повод" и другие свои славные, мелодичные и так поддерживающие нас все эти годы хиты. А под занавес пообещали, что вскоре возобновят свой тур по России и другим странам…

Да, и вправду, хороших новостей много не бывает….

Кстати

Самим "чайфам" концерт так понравился, что они пообещали вернуться в Москву уже летом. И по традиции сыграть 24 июня, после дня рождения Владимира Шахрина, в саду "Эрмитаж".

Continue Reading

Культура

Солнце неспящих

Солнце неспящих

Published

on

Стилистический принцип Берлинале-2021, как, впрочем, и всего «нового кино»: никаких линейных повествований и их сюжетными финтифлюшками. Мы терпеливо наблюдаем скачки действия, вспышки сознания, свободные переброски во времени и в логике, бессвязные эпизоды, хаос, за которым что-то должно угадываться. Вопрос — что? Солнце неспящих

Ани Карселадзе в роли Лизы: она уже встретилась с Гиорги, но еще не знает, что ждет ее впереди… Фото: Предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

Многие надеялись на новый прорыв Селин Сьяммы, которая после "Портрета девушки в огне" была объявлена едва ли не лучшим режиссером 2019 года. Теперь она представила "Маленькую маму" — странный опыт путешествия во времени, когда восьмилетняя Нелли встречает в лесу ровесницу, которую зовут так же, как маму, — Марион. Прозорливую малышку вдруг осеняет, что это и есть ее мама, только в детстве. Нелли встречается с недавно умершей бабушкой, пробует и выплевывает ее невкусный суп, а когда вернется, между мамой и дочкой (т.е. по замыслу автора, между поколениями) установится новое взаимопонимание. Условность художественного приема, конечно, возможна в кино любая, но его исполнение в сценарии и в фильме столь топорно, что даже два ангелочка — детишки, которые всегда служат камертоном правды, у Сьяммы играют невыносимо фальшиво — ни не миг не верят в придуманную взрослой тетей игру. Место действия — несколько невыразительных студийных выгородок — напоминает о том, что все творилось в год ковида, и в памяти остается только оператор фильма Клер Матон, очень поэтично снявшая осеннее природы увяданье.

Современное кино все чаще именует артхаусом то, что десятилетиями считалось браком. Невыносимо ручная сильно плавающая камера, берущая сверхкрупные планы, характерна для второго венгерского фильма конкурса "Я вижу тебя всегда". Его автор — Бенедек Флигауф, главная надежда экспериментального кино Венгрии, снимал опять же в дни карантина — не выходя из квартиры, в ее интерьерах, пригласив ведущих театральных актеров Будапешта и задействовав собственного сына. Вышел сборник новелл о человеческих взаимоотношениях, иногда умных и глубоких, иногда поверхностных, иногда трагических. Более чем двухчасовой киноопыт хорош именно актерами: изголодавшись по работе, они способны достоверно сыграть даже телефонную книгу.

"Ковидный" Берлинале-2021 получился самым коротким, компромиссным и неровным за всю его 70-летнюю историю

Открытием фестиваля многие считают фильм молодого режиссера Александра Коберидзе "Что мы видим, когда смотрим на небо" — интонация появившихся рецензий близка к экстазу. Это первый грузинский фильм в берлинском конкурсе после "Солнца неспящих" 1993 года, и первый фильм фестиваля, в котором солнце наконец проглянуло — стало тепло, уютно, и во всем поселилась любовь. Следуя доброй данелиевской традиции, Коберидзе влюбляет нас в свой город Кутаиси, его холмы и перекрестки, его дома-скворечники, церкви и башенки, его певческие застолья, древние верования и предрассудки, его кошек и собак как полноправных участников человеческого сообщества. В его красивых людей, красивые мелодии, в особое грузинское обаяние. Камера необычайно внимательна, и если что-то живое неторопливо вбегает в кадр, оператор Фараз Фешараки даст ему возможность спокойно выбежать. Это история о том, как случайно столкнулись на одной дорожке два человека — футболист Гиорги и фармацевт Лиза. Встретились, разошлись, потом снова нечаянно встретились — и захотели встретиться еще раз. Но — тут опять вмешался условный (пожалуй, даже слишком условный) прием: в нарождающуюся любовь вторгается Дурной Глаз с его кознями, и заговоренные влюбленные утром просыпаются в совсем другом обличье — как им теперь узнать друг друга? Лиза больше не медик, и ей нужно искать новую работу, Гиорги больше не виртуоз мяча, а дело происходит в канун мирового футбольного чемпионата.

Солнце неспящихКадр из фильма "Маленькая мама". Фото: Предоставлены пресс-службой Берлинского кинофестиваля

И начинаются упорные поиски двумя людьми друг друга. И оказывается, что в любовной песне не внешность ведет главную партию, а нечто более важное. Это "более важное" — души кутаисцев — и открываются нам в фильме, образуя повествование неспешное, внимательное к деталям, по-южному расслабленное и добродушное. Ведет его закадровый рассказчик, тоже лукаво простодушный. Город становится главным героем фильма, причем режиссер обладает талантом каждый кадр — сам по себе вполне банальный — делать неуловимо смешным и сообщающим нам нечто важное. Здесь все одушевленное — от водосточных труб до флейт, скрипок, арф и сопелок, откликающихся на каждую человеческую боль. Музыка вообще занимает в сюжете важное место, иногда солируя, как в немом пантомимическом кино.

Мягкий, во всем растворенный юмор — ведущая мелодия картины. Он сближает традицию грузинского кино с итальянским — и не случайно в сцене дворового футбола в фильм врывается знаменитый футбольный гимн Notti Magiche, открывавший чемпионат 1990 года в Италии. Идет один из самых поэтичных и возвышенных моментов картины, когда снятый рапидом футбол подобен балету. Это прекрасный фильм: он в какой-то мере спасает репутацию скудного на шедевры киногода, и я надеюсь на его успех у жюри.

Необычно короткий, но насыщенный Берлинале близок к финалу. Уже в пятницу жюри объявит результаты пятидневного марафона, назвав из 15 конкурсных картин лучшие. Ему нелегко: конкурс собран из того, что было, и фестиваль-2021 получился самым компромиссным и неровным за всю свою 70-летнюю историю. Особенно трудно будет найти претендентов на актерские призы: сколько-нибудь примечательных работ почти не наблюдалось. Упрощает дело решение дирекции отказаться от гендерного принципа: в Берлине больше нет ролей мужских и женских, а есть призы за лучшую главную роль и лучшую роль второго плана.

Солнце неспящихКадр из фильма "Я вижу тебя всегда". Фото: Предоставлены пресс-службой Берлинского кинофестиваля

Впереди в конкурсе фильмы из Японии, Ирана, Мексики и Германии. О них мы расскажем в итоговом репортаже уже во вторник, а пока следите за новостями на сайте.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

100-летний водитель из Геленджика установил рекорд России 100-летний водитель из Геленджика установил рекорд России
Авто2 часа ago

100-летний водитель из Геленджика установил рекорд России

ФОТО : Автор не известен Житель села Архипо-Осиповка Иван Курбаков недавно отметил свой 100-й день рождения. На днях ему вручили...

Общество3 часа ago

Журналист Родин рассказал о закрытии передач на радио «Говорит Москва» из‑за письма Путину против поправок в законопрект о просвещении

Журналист Михаил Родин рассказал о закрытии исторических программ «Родина слонов» и Proshloe по требованию главного редактора радио «Говорит Москва» Романа...

Общество3 часа ago

В Москве на выходе из спецприемника после 30 суток ареста задержали администратора телеграм‑канала «Протестный МГУ»

В Москве на выходе из спецприемника в ОМВД по району Бирюлево-Западное задержали телеграм-канала «Протестный МГУ» Дмитрия Иванова, передают его соратники....

Блумберг: США и Британия рассматривают новые санкции против России Блумберг: США и Британия рассматривают новые санкции против России
Экономика3 часа ago

Блумберг: США и Британия рассматривают новые санкции против России

Города мира. Лондон © РИА Новости. Алексей Филиппов Читать 1prime.ru в ЛОНДОН, 5 мар — ПРАЙМ. США и Великобритания рассматривают возможность ввести...

Птицеводы рассказали, когда могут понизиться цены на яйца Птицеводы рассказали, когда могут понизиться цены на яйца
Экономика3 часа ago

Птицеводы рассказали, когда могут понизиться цены на яйца

» Яйца © fotolia.com/ Sea Wave Читать 1prime.ru в МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Цены на яйца и мясо птицы, скорее всего, понизятся...

YouTube назвал условия разблокировки Трампа YouTube назвал условия разблокировки Трампа
Hi-Tech4 часа ago

YouTube назвал условия разблокировки Трампа

YouTube © РИА Новости ВАШИНГТОН, 4 мар — ПРАЙМ. Видеоплатформа YouTube готова снять блокировку аккаунта экс-президента США Дональда Трампа, после того...

Банк России оценил инвестиционную активность российских брокеров Банк России оценил инвестиционную активность российских брокеров
Экономика4 часа ago

Банк России оценил инвестиционную активность российских брокеров

Банк России © РИА Новости. Максим Блинов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 4 мар — ПРАЙМ. Только восьмая часть инвесторов – порядка...

Россия хочет удвоить энергоэффективность к 2050 году Россия хочет удвоить энергоэффективность к 2050 году
Экономика4 часа ago

Россия хочет удвоить энергоэффективность к 2050 году

Рабочий кабинет министра экономразвития РФ © РИА Новости. Григорий Сысоев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 4 мар — ПРАЙМ. Минэкономразвития РФ хочет...

ФРС продолжит мягкую политику до восстановления экономики ФРС продолжит мягкую политику до восстановления экономики
Экономика4 часа ago

ФРС продолжит мягкую политику до восстановления экономики

Здание ФРС США в Вашингтоне © flickr.com/DonkeyHotey Читать 1prime.ru в ВАШИНГОН, 4 мар — ПРАЙМ / Dow Jones. Председатель Федеральной резервной...

Федеральный долг США составит вырастет на 200% к 2051 году Федеральный долг США составит вырастет на 200% к 2051 году
Экономика5 часов ago

Федеральный долг США составит вырастет на 200% к 2051 году

!Конгресс США © РИА Новости. Григорий Дубовицкий Читать 1prime.ru в ВАШИНГТОН, 4 мар — ПРАЙМ. Федеральный долг США удвоится в последующие десятилетия...

Популярное