Свяжитесь с нами

Культура

У комикса своя философия

У комикса своя философия

Опубликовано

У комикса своя философия

Граф Донасен де Рошамбо вот уже 15 лет живет в Москве. В ноябре коллекционер и бизнесмен планировал ехать в Петербург на международный Культурный форум, гостем которого в этом году должна была стать Франция. Увы, форум отменен из-за коронавирусных напастей. Граф, разумеется, расстроен. Он собирался говорить на форуме о… комиксе. На этот жанр в России смотрят свысока, а Донасен уверен, что напрасно. Мы встретились с ним и выяснили, есть ли шанс появиться "русскому комиксу".

В квартире Донасена на стене две фазы из советских мультфильмов — «Ну, погоди!» и «Тайна третьей планеты», которые Донасен коллекционирует (и сожалеет, что нет «Чебурашки» и «Ежика в тумане»). А между ними — репродукция картины Огюста Кудеры «Осада Йорктауна в 1781 году», кто был в Версале, мог ее там видеть. Донасен охотно рассказывает про изображенного на ней своего прадеда маршала Жана-Батиста Донасена де Вимёра де Рошамбо, который помог Джорджу Вашингтону победить.

Донасен де Рошамбо: Он принял участие в битве при Йорктауне, сыгравшей решающую роль в войне за независимость Америки. И на картине прадед рядом с Вашингтоном, и тут же маркиз де Лафайет, который был молодым, но уже очень хорошим «самопиарщиком» — он поспешил к Людовику XVI рапортовать о своих заслугах. А более старший его товарищ де Рошамбо решил остаться и завершить все дела — ему, человеку уже в возрасте, маршалу, слава была не нужна, и он никому ничего доказывать не стремился. Но в итоге улиц в честь Лафайета больше, чем в честь де Рошамбо…

Очень актуальная история. Ее можно было бы рассказать в картинках? Вообще есть вещи, которые по определению невозможно трансформировать в графическом жанре?

Донасен де Рошамбо: На мой взгляд, все можно рассказать через комикс. Ведь лишь техника, как живопись, как кино, как анимация. Но это и искусство или во всяком случае может им быть, когда за него берется такой автор, как Бернар Вербер, например. На самом деле комикс — это двойной сложности история: должны быть качественными и текст, и картинка. И изображение не только прекрасно передает информацию, в том числе философскую, но порой воздействует сильнее, чем слово.

Но у нас восприятие, что комикс — это что-то суперменское, марвеловское.

Донасен де Рошамбо: Потому что вы читаете в основном американские комиксы. А я предложил бы прочесть «Персеполис» Маржан Сатрапи. Это автобиографическая история иранской девушки, вырвавшейся из страны, в которой царит диктатура, и открывшей для себя европейскую культуру со всеми ее плюсами и минусами, благом и проблемами. История фантастическая, но Маржан — не супергероиня. А, например, персонаж итальянского художника Уго Пратта охотник за золотом Колчака Корто Мальтезе, напротив, антигерой.

Так получилось, что в России большинство знает либо американские комиксы, либо японские манга. В Европе читают BD (bandes dessinées в переводе с французского «рисованные истории» — Прим. ред.), большей частью это «авторские» комиксы. И BD-авторы могут касаться самых драматических, даже трагических тем, например, холокоста. Или «Танатонавты», графическая версия романа Бернара Вербера, это же мистико-философское размышление о смерти. Знаете, у нас во Франции есть журналисты, которые подают политическое расследование через графический жанр, так что у нас нет стереотипа: комикс — это что-то для тинейджеров.

Есть американский, японский, европейский комикс. Можно ли рассчитывать, что появится и «русский комикс»?

Донасен де Рошамбо: Знаете, пожалуй, начну издалека. Когда, только приехав в Москву 15 лет назад, я заходил в крупнейшие книжные магазины и спрашивал про комиксы, мне отвечали оскорбленно: «Нет! У нас продают книги! Идите на улицу и покупайте их там в киосках!» Сегодня в магазинах целые отделы комиксов. Происходит эволюция отношения к этому жанру. И, например, на сайте комикс-центра при Библиотеке юношества можно найти чудесную карту, где отмечены издательства, библиотеки, магазины, фестивали, связанные с комиксами.

Так что первый этап постижения мы прошли.

Донасен де Рошамбо: Да, это был этап ознакомления, признания комикса видом искусства и бизнесом. Второй этап — необходимо, чтобы этот жанр вошел органично в русскую культуру. И стал самобытным. Пока российские комиксы больше похожи или на американские, или на европейские, или на мангу. Я часто встречаю молодых авторов, которые гордо говорят: «Вот, смотрите, я рисую в американском (бельгийском, японском) стиле». Спрашивается: зачем? Можно говорить по-английски, одеваться по-американски, посещать Америку, но все равно американцем вы не будете.

Но, может, у нас нет предрасположенности к созданию уникального комикса?

Донасен де Рошамбо: Ну что вы! У России потрясающая визуальная культура. У вас есть иконы, есть Малевич, есть соцреализм. Прекрасные карикатуристы…

Кстати, в рамках форума ваш соотечественник Александр Гарез собирался представить свою коллекцию графики художников объединения «Кукрыниксы». И ведь они рисовали в абсолютно комиксовой стилистике.

Донасен де Рошамбо: Да, и истоки французского комикса, кстати, именно в карикатуре XVIII-XIX вв., так что коды те же. Журнал «Крокодил» был одним из немногих изданий, где в советский период было можно публиковать комиксы. В этом журнале работали и Кукрыниксы. Должно быть, они стали одним из основных источников для формирования идентичности российских рисованных историй следующих поколений. А сейчас российским авторам комиксов надо найти свое современное лицо.

Если бы наш разговор состоялся в советском прошлом, я бы ссылалась на героев картин Самохвалова — скажем, молодых строителей коммунизма или БАМа. А кто сегодня может быть героем?

Донасен де Рошамбо: Персонаж может происходить откуда угодно — из истории, из песен, шансона, рекламы. И может быть кем угодно — хоть Чебурашкой, хоть Александром Невским.

Персонаж может происходить откуда угодно — из истории, песен, рекламы. И быть кем угодно — хоть Чебурашкой, хоть Александром Невским

Ничего личного, но не хотелось бы, чтобы российский стиль ассоциировался с ушастым Чебурашкой. На самом деле это проблема, мы все никак не можем найти свой современный визуальный образ.

Донасен де Рошамбо: Но это же естественно, учитывая вашу историю и то, сколько раз россиян заставляли отказываться от своего прошлого. Но если в 90-е годы круто было ходить в футболке с надписью «Я люблю Нью-Йорк» и есть только макдоналдовские гамбургеры, то сейчас у меня такое ощущение, что вы возвращаетесь к самим себе, начинаете ценить свои собственные культурные коды. Так что пришло время создавать и собственный комикс.

В рамках Культурного форума должна была пройти дискуссия «Французы в России: взгляд через желудок. Гастрономические символы французской культуры». А что вам нравится (не нравится) в русской кухне?

Донасен де Рошамбо: Не нравится сало. Это ужасно, не могу есть жир без мяса. А вот пельмени, шашлык, пирожки — это очень хорошо. Почему вы смеетесь? Я дал правильный ответ?

Ну конечно! А что вы хотите сказать про французскую кухню, вроде мы про нее все знаем: паштеты, круассаны, мадам Клико…

Донасен де Рошамбо: О да! Впервые оказавшись в России, я открыл для себя французскую кухню. Во всяком случае, как ее видят русские. Но вспомним, что слово «клише» — французское. Французский торт «наполеон» — это клише, и к тому же миф, потому что он на самом деле не из Франции. Зато у нас есть другой слоеный десерт, он называется «мильфей», и в отличие от «наполеона» он хрустящий. Другой миф — «романтический французский завтрак» с шампанским розе. Но на самом деле нет ничего романтического пить алкоголь утром, а во-вторых, французы практически не пьют шампанское розе.

Ну круассаны-то едите?

Донасен де Рошамбо: Да, отнюдь не каждое утро. И вот про такую обычную еду, которую едят французы каждый день, на самом деле я и буду рассказывать на форуме.

Почему вам хотелось поговорить о секретах настоящей французской гастрономии на Культурном форуме?

Донасен де Рошамбо: Может быть, потому, что еда — тоже часть культуры? Во французской кухне отражается ментальность и история страны. Франция — очень разнообразна, потому что ей исторически довелось стать «перекрестком» Европы. С одной стороны, у нас есть элементы средиземноморской культуры, но с нордическим менталитетом. Тут же вплетается англо-германское влияние. И не забываем про латинские корни. К тому же через Францию такое количество народностей прошло! И мы любим все адаптировать под свой вкус. То, что называется «французское», на самом деле результат idée fixe «делать не так, как все». И когда нам предлагают что-то сделать, мы на автомате отвечаем «нет!» и начинаем создавать что-то свое.

Ну да, все знают про фуа-гра, даже те, кто не пробовал ни разу, но паштеты — это изначально польская история.

Донасен де Рошамбо: Да, все так. Но самое важное, если говорить о гастрономии: у нас нет единой «французской» кухни. В России между Москвой и Владивостоком все едят борщ и пельмени и говорят на одном языке. А во Франции можно просто пересечь реку в 50 метров, и у вас сменится пейзаж, менталитет, диалект, еда и вино. Все будет другим!

Справка «РГ»

Донасен де Рошамбо — коллекционер оригинальных рисунков российских, франко-бельгийских и американских комиксов (BD). Акционер часового завода «Ракета». Также коллекционирует российские часы Raketa. Окончил Сорбонну, факультет истории. Работал журналистом, потом приехал в Россию. За 14 лет в Москве организовал выставки, объединяющие комиксы, мультфильмы и современное искусство: ММОМА, галерея Iragui, Артплей, Cube и другие.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

В Москве прошел полуфинал премии International Emmy Awards

В Москве прошел полуфинал премии International Emmy Awards

Опубликовано

В Москве прошел полуфинал премии International Emmy Awards

В среду, 28 июля, в московском кинотеатре «Художественный» состоялся полуфинал 49-й международной премии International Emmy Awards. В состав жюри вошли Павел Деревянко, Дарья Чаруша, Сабина Ахмедова, Павел Табаков, Данила Шарапов, Роман Волобуев, Сергей Корнихин, Дмитрий Минаев Мария Меленевская, Роман Кантор, Маруся Трубникова и другие.

Организаторы мероприятия — Международная телеакадемия (International Academy of Television Arts & Sciences), холдинг "СТС Медиа" и группа компаний Star Media. Роль хозяев премии не в первый раз в России взяли на себя генеральный директор "СТС Медиа", член совета директоров Международной телеакадемии Вячеслав Муругов и основатель и президент группы компаний Star Media Владислав Ряшин.

Напомним, что отборочные этапы International Emmy Awards — одной из самых престижных наград в индустрии, присуждаемой лучшим телевизионным проектам, созданным за пределами США — проводятся в России уже в четвертый раз. Их проведение в нашей стране закрепляет статус отечественной телеиндустрии на международной арене. В 2019 году гостей принимал Санкт-Петербург ("РГ" писала об этом), а в 2020-м мероприятие вынужденно переместилось в онлайн. В этом году текущая ситуация с пандемией позволила провести событие в привычном формате. На суд жюри были представлены работы в двух номинациях: "Лучший драматический сериал" и "Лучший мини-сериал/телевизионный фильм". Победители International Emmy Awards 2021 будут объявлены в ноябре в Нью-Йорке.

Прямая речь

Вячеслав Муругов, заместитель генерального директора НМГ по развлекательному вещанию, генеральный директор "СТС Медиа":

"Мы проводим полуфинал International Emmy уже четвертый год подряд, год за годом подтверждая, что Россия является важным игроком на мировом телевизионном рынке. Мы рады, что можем вносить ощутимый вклад в развитие мировой развлекательной индустрии, на первые роли в которой за последние годы вышло качество контента. Не сомневаюсь, что собранное нами жюри отметило наиболее яркие и достойные победы проекты!".

Владислав Ряшин, президент группы компаний Star Media:

"При выборе членов жюри мы ориентировались на представителей индустрии — продюсеров и творцов, которые в последние годы помогли вывести локальный контент на новый уровень. Их работа и вклад позволили российским сериалам ярко заявить о себе на международных рынках и привлечь внимание к нашей отрасли. Премия International Emmy всегда способствовала установлению контактов и налаживанию связей — надеемся, что и в этом году мероприятие поможет нам не только определить самые интересные телепроекты, но и станет полезной площадкой для общения и обмена опытом".

Читать далее

Культура

Что покажут по ТВ в день памяти Анатолия Лысенко

Что покажут по ТВ в день памяти Анатолия Лысенко

Опубликовано

Сегодня, 29 июля — 40 дней, как с нами нет Анатолия Григорьевича Лысенко. Творческий коллектив Общественного телевидения России (ОТР) подготовил в память о своём основателе несколько спецпроектов, которые выйдут в эфир и появятся в Сети на сайте ОТР именно в этот день.

 1. Онлайн- проект "Разговор с Анатолием Лысенко"

Смотреть можно по ссылке www.otr-online.ru

"Я понимаю, что больше не смогу ему позвонить. Но я, тем не менее, буду продолжать с ним разговаривать, как и многие пришедшие сегодня в "четверку", те, кто здесь работал, вырос и кому он дал шанс. Анатолий Григорьевич, мы вас любили, любим и будем любить".

Именно эти слова, сказанные Константином Эрнстом на церемонии прощания, дали идею для онлайн проекта "Разговор с Анатолием Лысенко". Это проект — посвящение Анатолию Григорьевичу Лысенко и одновременно продолжение разговора с одним из отцов-основателей отечественного телевидения. О том, каким он был человеком, и какую роль сыграл в истории нашего телевидения, аудитория проекта узнает из первых уст. Его воспоминания раскрывают тайны профессиональной — а порой и личной — жизни нескольких поколений телевизионных журналистов. О сделанном и о коллегах Анатолий Григорьевич всегда говорил точно, живо, легко и с юмором. Отдельного внимания заслуживают фотографии и видео, сопровождающие повествование, собранные из нескольких архивов, в том числе — из личного архива семьи Лысенко.

 2. Программа "Памяти Анатолия Лысенко. Говорит и показывает Москва"

Эфир 29 июля в 16:05.

Программа посвящена истории российского телевидения, для которого Анатолий Григорьевич сделал немало. С чего начиналось телевещание и как расширялись возможности нового медиа во второй половине ХХ века? В выпуске использованы фрагменты авторского цикла программ Лысенко. Прекрасный рассказчик, Анатолий Григорьевич о телевидении говорит с любовью и юмором. Многое из того, что в своё время оставалось за кадром, в его интерпретации обретает особый смысл и дополняет историю отечественного ТВ любопытными деталями.

 3. Документальный фильм "13 мгновений Анатолия Лысенко"

Эфир 29 июля в 22:45

В этой картине об Анатолии Григорьевиче Лысенко вспоминают родные и близкие, а также друзья и коллеги: Александр Ширвиндт, Геннадий Хазанов, Юрий Стоянов, Александр Масляков, Олег Добродеев, Леонид Ярмольник, Михаил Жванецкий, Татьяна Миткова, Александр Любимов, Владислав Флярковский и другие.

Читать далее

Культура

Земфира без рекламы выпустила новый альбом

Земфира без рекламы выпустила новый альбом

Опубликовано

Новый релиз Земфиры вышел неожиданно и получил название «Ах». Скорее, это мини-альбом, поскольку в нем собраны всего четыре песни. Три из них новые: «Ах», «Почта», «Мелодрама». И одна, уже исполнявшаяся на концертах, — «Гудбай», записанная в пору работы над диском «#Бордерлайн».

В студии с Земфирой вновь сотрудничали те же музыканты, что на "#Бордерлайне". А в роли саунд-продюсера, гитариста, клавишника и аранжировщика опять выступил Дмитрий Емельянов (экс-группа "Обе две").

С вечера среды пластинка доступна на цифровых сервисах. Издание на виниле и CD пока не предусмотрено.

При этом песня "Гудбай" была написана еще в 2019 году. И впервые прозвучала 2 ноября — на фестивале в Дубае. Земфира аккомпанировала тогда себе на акустической гитаре, в сопровождении клавишника. Но, несмотря на ожидания меломанов, эта красивая приджазованная баллада так и не попала в альбом #Бордерлайн".

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Суд впервые оштрафовал Google за отказ в локализации данных россиян на 3 миллиона рублей Суд впервые оштрафовал Google за отказ в локализации данных россиян на 3 миллиона рублей
Hi-Tech16 минут назад

Суд впервые оштрафовал Google за отказ в локализации данных россиян на 3 миллиона рублей

МОСКВА, 29 июл — ПРАЙМ. Мировой судья судебного участка №422 Таганского района Москвы оштрафовал компанию Google на 3 миллиона рублей за нарушение законодательства...

Общество1 час назад

В Иркутске медсестра получила три года колонии по делу об истязании ребенка с инвалидностью

Октябрьский районный суд Иркутска назначил три года и два месяца колонии общего режима бывшей младшей медсестре по делу об истязании...

Общество1 час назад

Журналисты сахалинской газеты уволились после смены главреда; она связывала это с заметками про угольнодобывающую компанию

На Сахалине 18 сотрудников газеты и телерадиокомпании «Углегорские новости» подали заявления об увольнении после смены главреда Зинаиды Макаровой. Об этом...

Выручка "ВКонтакте" во втором квартале выросла на 35%, аудитория - на 1% Выручка "ВКонтакте" во втором квартале выросла на 35%, аудитория - на 1%
Hi-Tech2 часа назад

Выручка «ВКонтакте» во втором квартале выросла на 35%, аудитория — на 1%

МОСКВА, 29 июл — ПРАЙМ. Выручка «ВКонтакте» (принадлежит Mail.ru Group) во втором квартале увеличилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а ежедневная аудитория...

Чистый убыток LG Electronics во втором квартале составил $98,4 миллиона против прибыли годом ранее Чистый убыток LG Electronics во втором квартале составил $98,4 миллиона против прибыли годом ранее
Hi-Tech2 часа назад

Чистый убыток LG Electronics во втором квартале составил $98,4 миллиона против прибыли годом ранее

МОСКВА, 29 июл — ПРАЙМ. Чистый убыток южнокорейской LG Electronics, одного из ведущих мировых производителей электроники и бытовой техники, во втором квартале 2021 года...

В Москве прошел полуфинал премии International Emmy Awards В Москве прошел полуфинал премии International Emmy Awards
Культура2 часа назад

В Москве прошел полуфинал премии International Emmy Awards

В среду, 28 июля, в московском кинотеатре «Художественный» состоялся полуфинал 49-й международной премии International Emmy Awards. В состав жюри вошли...

Выручка Volkswagen Group в I полугодии достигла рекордного значения в 130 миллиардов евро Выручка Volkswagen Group в I полугодии достигла рекордного значения в 130 миллиардов евро
Экономика2 часа назад

Выручка Volkswagen Group в I полугодии достигла рекордного значения в 130 миллиардов евро

  МОСКВА, 29 июл — ПРАЙМ. Выручка крупнейшего европейского автомобильного концерна Volkswagen Group по итогам первого полугодия 2021 года выросла на 35% и достигла...

Зеленский пригласил главу МВФ посетить Украину для обсуждения дальнейшего сотрудничества Зеленский пригласил главу МВФ посетить Украину для обсуждения дальнейшего сотрудничества
Экономика3 часа назад

Зеленский пригласил главу МВФ посетить Украину для обсуждения дальнейшего сотрудничества

КИЕВ, 29 июл — ПРАЙМ. Украинский президент Владимир Зеленский пригласил директора-распорядителя МВФ Кристалину Георгиеву посетить Украину, чтобы лично обсудить дальнейшие шаги по сотрудничеству...

Культура3 часа назад

Что покажут по ТВ в день памяти Анатолия Лысенко

Сегодня, 29 июля — 40 дней, как с нами нет Анатолия Григорьевича Лысенко. Творческий коллектив Общественного телевидения России (ОТР) подготовил...

Wildberries в первом полугодии увеличил оборот на 70% - до 303 млрд руб Wildberries в первом полугодии увеличил оборот на 70% - до 303 млрд руб
Hi-Tech3 часа назад

Wildberries в первом полугодии увеличил оборот на 70% — до 303 млрд руб

МОСКВА, 29 июл — ПРАЙМ. Крупнейший российский интернет-ритейлер Wildberries в первом полугодии 2021 года увеличил оборот на 70% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого...

Advertisement

Популярное