Connect with us

Культура

У комикса своя философия

Published

on

Граф Донасен де Рошамбо вот уже 15 лет живет в Москве. В ноябре коллекционер и бизнесмен планировал ехать в Петербург на международный Культурный форум, гостем которого в этом году должна была стать Франция. Увы, форум отменен из-за коронавирусных напастей. Граф, разумеется, расстроен. Он собирался говорить на форуме о… комиксе. На этот жанр в России смотрят свысока, а Донасен уверен, что напрасно. Мы встретились с ним и выяснили, есть ли шанс появиться "русскому комиксу". У комикса своя философия

Донасен де Рошамбо: У России потрясающая визуальная культура. У вас есть иконы, Малевич, соцреализм. Фото: Из личного архива графа Донасена де Рошамбо

В квартире Донасена на стене две фазы из советских мультфильмов — «Ну, погоди!» и «Тайна третьей планеты», которые Донасен коллекционирует (и сожалеет, что нет «Чебурашки» и «Ежика в тумане»). А между ними — репродукция картины Огюста Кудеры «Осада Йорктауна в 1781 году», кто был в Версале, мог ее там видеть. Донасен охотно рассказывает про изображенного на ней своего прадеда маршала Жана-Батиста Донасена де Вимёра де Рошамбо, который помог Джорджу Вашингтону победить.

Донасен де Рошамбо: Он принял участие в битве при Йорктауне, сыгравшей решающую роль в войне за независимость Америки. И на картине прадед рядом с Вашингтоном, и тут же маркиз де Лафайет, который был молодым, но уже очень хорошим «самопиарщиком» — он поспешил к Людовику XVI рапортовать о своих заслугах. А более старший его товарищ де Рошамбо решил остаться и завершить все дела — ему, человеку уже в возрасте, маршалу, слава была не нужна, и он никому ничего доказывать не стремился. Но в итоге улиц в честь Лафайета больше, чем в честь де Рошамбо…

Очень актуальная история. Ее можно было бы рассказать в картинках? Вообще есть вещи, которые по определению невозможно трансформировать в графическом жанре?

Донасен де Рошамбо: На мой взгляд, все можно рассказать через комикс. Ведь лишь техника, как живопись, как кино, как анимация. Но это и искусство или во всяком случае может им быть, когда за него берется такой автор, как Бернар Вербер, например. На самом деле комикс — это двойной сложности история: должны быть качественными и текст, и картинка. И изображение не только прекрасно передает информацию, в том числе философскую, но порой воздействует сильнее, чем слово.

Но у нас восприятие, что комикс — это что-то суперменское, марвеловское.

Донасен де Рошамбо: Потому что вы читаете в основном американские комиксы. А я предложил бы прочесть «Персеполис» Маржан Сатрапи. Это автобиографическая история иранской девушки, вырвавшейся из страны, в которой царит диктатура, и открывшей для себя европейскую культуру со всеми ее плюсами и минусами, благом и проблемами. История фантастическая, но Маржан — не супергероиня. А, например, персонаж итальянского художника Уго Пратта охотник за золотом Колчака Корто Мальтезе, напротив, антигерой.

Так получилось, что в России большинство знает либо американские комиксы, либо японские манга. В Европе читают BD (bandes dessinées в переводе с французского «рисованные истории» — Прим. ред.), большей частью это «авторские» комиксы. И BD-авторы могут касаться самых драматических, даже трагических тем, например, холокоста. Или «Танатонавты», графическая версия романа Бернара Вербера, это же мистико-философское размышление о смерти. Знаете, у нас во Франции есть журналисты, которые подают политическое расследование через графический жанр, так что у нас нет стереотипа: комикс — это что-то для тинейджеров.

Есть американский, японский, европейский комикс. Можно ли рассчитывать, что появится и «русский комикс»?

Донасен де Рошамбо: Знаете, пожалуй, начну издалека. Когда, только приехав в Москву 15 лет назад, я заходил в крупнейшие книжные магазины и спрашивал про комиксы, мне отвечали оскорбленно: «Нет! У нас продают книги! Идите на улицу и покупайте их там в киосках!» Сегодня в магазинах целые отделы комиксов. Происходит эволюция отношения к этому жанру. И, например, на сайте комикс-центра при Библиотеке юношества можно найти чудесную карту, где отмечены издательства, библиотеки, магазины, фестивали, связанные с комиксами.

Так что первый этап постижения мы прошли.

Донасен де Рошамбо: Да, это был этап ознакомления, признания комикса видом искусства и бизнесом. Второй этап — необходимо, чтобы этот жанр вошел органично в русскую культуру. И стал самобытным. Пока российские комиксы больше похожи или на американские, или на европейские, или на мангу. Я часто встречаю молодых авторов, которые гордо говорят: «Вот, смотрите, я рисую в американском (бельгийском, японском) стиле». Спрашивается: зачем? Можно говорить по-английски, одеваться по-американски, посещать Америку, но все равно американцем вы не будете.

Но, может, у нас нет предрасположенности к созданию уникального комикса?

Донасен де Рошамбо: Ну что вы! У России потрясающая визуальная культура. У вас есть иконы, есть Малевич, есть соцреализм. Прекрасные карикатуристы…

Кстати, в рамках форума ваш соотечественник Александр Гарез собирался представить свою коллекцию графики художников объединения «Кукрыниксы». И ведь они рисовали в абсолютно комиксовой стилистике.

Донасен де Рошамбо: Да, и истоки французского комикса, кстати, именно в карикатуре XVIII-XIX вв., так что коды те же. Журнал «Крокодил» был одним из немногих изданий, где в советский период было можно публиковать комиксы. В этом журнале работали и Кукрыниксы. Должно быть, они стали одним из основных источников для формирования идентичности российских рисованных историй следующих поколений. А сейчас российским авторам комиксов надо найти свое современное лицо.

Если бы наш разговор состоялся в советском прошлом, я бы ссылалась на героев картин Самохвалова — скажем, молодых строителей коммунизма или БАМа. А кто сегодня может быть героем?

Донасен де Рошамбо: Персонаж может происходить откуда угодно — из истории, из песен, шансона, рекламы. И может быть кем угодно — хоть Чебурашкой, хоть Александром Невским.

Персонаж может происходить откуда угодно — из истории, песен, рекламы. И быть кем угодно — хоть Чебурашкой, хоть Александром Невским

Ничего личного, но не хотелось бы, чтобы российский стиль ассоциировался с ушастым Чебурашкой. На самом деле это проблема, мы все никак не можем найти свой современный визуальный образ.

Донасен де Рошамбо: Но это же естественно, учитывая вашу историю и то, сколько раз россиян заставляли отказываться от своего прошлого. Но если в 90-е годы круто было ходить в футболке с надписью «Я люблю Нью-Йорк» и есть только макдоналдовские гамбургеры, то сейчас у меня такое ощущение, что вы возвращаетесь к самим себе, начинаете ценить свои собственные культурные коды. Так что пришло время создавать и собственный комикс.

В рамках Культурного форума должна была пройти дискуссия «Французы в России: взгляд через желудок. Гастрономические символы французской культуры». А что вам нравится (не нравится) в русской кухне?

Донасен де Рошамбо: Не нравится сало. Это ужасно, не могу есть жир без мяса. А вот пельмени, шашлык, пирожки — это очень хорошо. Почему вы смеетесь? Я дал правильный ответ?

Ну конечно! А что вы хотите сказать про французскую кухню, вроде мы про нее все знаем: паштеты, круассаны, мадам Клико…

Донасен де Рошамбо: О да! Впервые оказавшись в России, я открыл для себя французскую кухню. Во всяком случае, как ее видят русские. Но вспомним, что слово «клише» — французское. Французский торт «наполеон» — это клише, и к тому же миф, потому что он на самом деле не из Франции. Зато у нас есть другой слоеный десерт, он называется «мильфей», и в отличие от «наполеона» он хрустящий. Другой миф — «романтический французский завтрак» с шампанским розе. Но на самом деле нет ничего романтического пить алкоголь утром, а во-вторых, французы практически не пьют шампанское розе.

Ну круассаны-то едите?

Донасен де Рошамбо: Да, отнюдь не каждое утро. И вот про такую обычную еду, которую едят французы каждый день, на самом деле я и буду рассказывать на форуме.

Почему вам хотелось поговорить о секретах настоящей французской гастрономии на Культурном форуме?

Донасен де Рошамбо: Может быть, потому, что еда — тоже часть культуры? Во французской кухне отражается ментальность и история страны. Франция — очень разнообразна, потому что ей исторически довелось стать «перекрестком» Европы. С одной стороны, у нас есть элементы средиземноморской культуры, но с нордическим менталитетом. Тут же вплетается англо-германское влияние. И не забываем про латинские корни. К тому же через Францию такое количество народностей прошло! И мы любим все адаптировать под свой вкус. То, что называется «французское», на самом деле результат idée fixe «делать не так, как все». И когда нам предлагают что-то сделать, мы на автомате отвечаем «нет!» и начинаем создавать что-то свое.

Ну да, все знают про фуа-гра, даже те, кто не пробовал ни разу, но паштеты — это изначально польская история.

Донасен де Рошамбо: Да, все так. Но самое важное, если говорить о гастрономии: у нас нет единой «французской» кухни. В России между Москвой и Владивостоком все едят борщ и пельмени и говорят на одном языке. А во Франции можно просто пересечь реку в 50 метров, и у вас сменится пейзаж, менталитет, диалект, еда и вино. Все будет другим!

Справка «РГ»

Донасен де Рошамбо — коллекционер оригинальных рисунков российских, франко-бельгийских и американских комиксов (BD). Акционер часового завода «Ракета». Также коллекционирует российские часы Raketa. Окончил Сорбонну, факультет истории. Работал журналистом, потом приехал в Россию. За 14 лет в Москве организовал выставки, объединяющие комиксы, мультфильмы и современное искусство: ММОМА, галерея Iragui, Артплей, Cube и другие.

Культура

Верди в прямом эфире

Published

on

Читатели «РГ» два воскресенья подряд имели уникальную возможность смотреть на сайте газеты прямую трансляцию из Театра Алигьери в Равенне концертов знаменитого итальянского маэстро Риккардо Мути с Молодежным оркестром Луиджи Керубини. Ссылку на эксклюзивное право стриминга в России для «РГ» любезно предоставили RMMUSIC и куратор проекта Равеннский фестиваль. Верди в прямом эфире

Фото: Сергей Михеев/РГ

Это был специальный проект выдающегося маэстро в тех экстремальных обстоятельствах, в которых находится культура во время пандемии, закрывающей двери концертных залов и театров в разных странах мира. Именно поэтому Риккардо Мути во время очередного итальянского локдауна решил поддержать публику и музыкантов — в первую очередь, молодых, сыграв два концерта в пустом зале Театра Алигьери в Равенне с Молодежным оркестром Луиджи Керубини.

Эти воскресные концерты транслировались из Равенны в потоковом режиме и эксклюзивно — на сайте «Российской газеты», собрав колоссальную аудиторию: первый концерт с программой из сочинений Шуберта посмотрели 40 890 зрителей из более чем 100 стран мира. Во втором концерте маэстро исполнил музыку итальянских композиторов — Верди, Пуччини, Мартуччи, желая показать силу музыкального духа и «гения» страны, уже полтысячи лет являющейся для мира символом самой музыки. А дух Италии, по словам Мути, олицетворяет Верди, музыка которого глубоко человечна и универсальна, понятна всем. Проект маэстро воплотил, по сути, его ключевую идею, что под знаком музыки могут встречаться страны, а люди даже в сложные времена — ощущать себя вместе.

От «РГ»

«Российская газета» благодарит маэстро Риккардо Мути и Равеннский фестиваль за предоставленную возможность эксклюзивной трансляции концертов из Равенны для наших читателей.

В записи концерты Риккардо Мути доступны для просмотра на сайте: программа Шуберта — до 6 декабря, программа итальянских композиторов — до 13 декабря.

Continue Reading

Культура

В Москве прошел православный онлайн-фестиваль «Радонеж»

Published

on

Традиционно в конце ноября в Москве проходит православный кинофестиваль «Радонеж». «Радонеж-2020», 25-й по счету, прошел — при поддержке Московского правительства — онлайн.

— Пусть это звучит пафосно, но фестиваль «Радонеж», действительно, крупнейший в мире фестиваль документального религиозного кино. Ну нет в мире большего, — говорит президент фестиваля и директор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров. — Этот фестиваль — ежегодная летопись духовной жизни нашего народа. А в условиях массового уныния от коронавируса и кризиса — это окно в радостный мир духовно здоровых людей, созидающих, несмотря ни на какие трудности, дух нашего Отечества.

Фестиваль «Радонеж» — почти единственная возможность посмотреть умное, нежное, правдивое и смелое современное документальное кино, у большинства показанных на нем фильмов нет ни широкого проката, ни внимания со стороны телеканалов.

— Мы открываем окно в мир русского православия. Смотрите фильмы кинофестиваля «Радонеж», и вам не захочется заглядывать в кривое зеркало, где сочиняют о Церкви небылицы, — комментирует Евгений Никифоров.

Напомним, что являющийся одним из мировых лидеров в области религиозного, нравственного и просветительского кино «Радонеж» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Его цель — привлечение внимание к вопросам православия со стороны общества, повышение качества православной проповеди в СМИ, возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов.

Кинофестиваль объединил вокруг себя около 300 кино- и телекомпаний со всей России, дальнего и ближнего зарубежья. В этом году в отборочную комиссию было прислано 210 фильмов и телепрограмм. 130 документальных, 56 игровых и 14 анимационных фильмов. Есть телевизионные программы.

Много фильмов было представлено из Англии, Франции, Германии, Испании, Израиля, Сербии, Боснии и Герцеговины, Армении, Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.

В работе фестиваля приняли участие российские города: Архангельск, Волжский, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Калуга, Краснодар, Красноярск, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Омск, Орск, Псков, Санкт-Петербург, Саратов, Тверь,Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Ярославль.

Председателем жюри является народный артист РФ, кинорежиссер Владимир Хотиненко.

— Как жаль, что не разрешают жать руки, — сказала на церемонии награждения лауреатов член жюри, актриса Валентина Теличкина, — а еще больше жаль, что нельзя обнимать и целовать.

Ей, как члену жюри, хотелось обнять создателей фильма «Вечная Отечественная» Захара Прилепина и Андрея Осипова, это кино признано на фестивале лучшей режиссерской работой.

Гран-При фестиваля получил фильм «Знаменный распев», автор сценария и режиссер Филипп Орлянский.

Continue Reading

Культура

Известные актеры и юные чтецы «Живой классики» записали аудиокниги для незрячих детей

Published

on

Финалисты всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» вместе с известными актерами и телеведущими записали аудиокниги для незрячих и слабовидящих подростков. Ребята сами выбрали повести и рассказы современных авторов. Известные актеры и юные чтецы "Живой классики" записали аудиокниги для незрячих детей

Даниил Белых и Артемий Косинец. Фото: Пресс-служба «Живой классики»

Идею записать аудиобиблиотеку для ребят с особенностями развития, но с безграничными возможностями поддержали Юлия Меньшова, Алиса Гребенщикова, Виктор Набутов, Полина Райкина, Екатерина Стриженова, Сергей Чонишвили и Даниил Белых.

Озвученные книги будут храниться в аудиобиблиотеке фонда «Живая классика», и послушать их можно будет в любое удобное время. Также близкие и друзья слабовидящих ребят могут зайти на сайт фонда и оставить заявку на конкретную книжку. И тогда с заявителем свяжется чтец, откликнувшийся на запрос, и в реальном времени почитает ему понравившийся рассказ, расскажет о похожих сюжетах и даже обсудит со слушателем героев. Такое общение сверстников в условиях домашней изоляции становится особенно актуально.

Первый конкурс чтецов «Живая классика» прошел 10 лет назад. Это самый масштабный детский литературный проект в нашей стране, участниками которого стали уже более 10 миллионов школьников со всей России и 80 стран мира. Ребята уверены, что умным быть круто, а читать — модно.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В мире2 часа ago

Джен Псаки вернется в пресс-службу Белого дома

Москва. 30 ноября. INTERFAX.RU — Джо Байден, кандидат от Демократической партии, объявивший о своей победе на выборах президента США, заявил...

В мире3 часа ago

Китайский зонд вышел на лунную орбиту перед посадкой для сбора грунта

Москва. 30 ноября. INTERFAX.RU — Китайская автоматическая станция «Чанъэ-5» в воскресенье вышла на круговую окололунную орбиту перед предстоящей посадкой на...

Малышева посоветовала профилактическое средство от коронавируса Малышева посоветовала профилактическое средство от коронавируса
Здоровье6 часов ago

Малышева посоветовала профилактическое средство от коронавируса

© Артем Геодакян/ТАСС Телеведущая и врач Елена Малышева рассказала в эфире Первого канала о том, как можно легко минимизировать риск заражения COVID-19. Она...

Украина и Турция обсудили создание зоны свободной торговли Украина и Турция обсудили создание зоны свободной торговли
Экономика7 часов ago

Украина и Турция обсудили создание зоны свободной торговли

» Страны мира. Турция © РИА Новости. Екатерина Чеснокова Читать 1prime.ru в КИЕВ, 29 ноя — ПРАЙМ. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль...

В мире7 часов ago

Правозащитники сообщили о 340 задержанных на протестах в Белоруссии

Москва. 29 ноября. INTERFAX.RU — По данным незарегистрированного в Белоруссии правозащитного центра «Весна», на несанкционированных акциях протеста в республике в...

«Вектор» в декабре может начать испытания вакцины на подростках «Вектор» в декабре может начать испытания вакцины на подростках
Здоровье7 часов ago

«Вектор» в декабре может начать испытания вакцины на подростках

© Pixabay Пострегистрационные исследования на детях 14−17 лет вакцины против коронавируса Государственного научного центра «Вектор» могут начаться в декабре. Испытания на взрослых идут...

Хэмилтон выиграл Гран-при Бахрейна, Квят – 11-й Хэмилтон выиграл Гран-при Бахрейна, Квят – 11-й
Авто8 часов ago

Хэмилтон выиграл Гран-при Бахрейна, Квят – 11-й

ФОТО : ТАСС / Hoch Zwei/Zuma Британский пилот «Мерседеса» Льюис Хэмилтон финишировал первым на Гран-при Бахрейна, и одержал 11-ю победу...

В мире9 часов ago

Трамп усомнился, что его иски о выборах дойдут до Верховного суда

Москва. 29 ноября. INTERFAX.RU — Президент США Дональд Трамп считает, что у его команды могут возникнуть серьезные трудности при подаче...

Наука9 часов ago

Ученые Сингапура изучат вопрос образования антител к коронавирусу у новорожденных

Как сообщило издание The Straits Times, недавно в Сингапуре родился ребенок с антителами к коронавирусу, при этом его мать перенесла...

Наука9 часов ago

Система предупреждения о волнах холода поможет людям с хроническими заболеваниями

Ведущий автор исследования Фатех Чебан рассказал, что алгоритм работы системы основывается на распознавании двух волн холода, начальной и последующей, за...

Популярное