Свяжитесь с нами

Культура

Внук Михаила Шолохова рассказал о путешествиях своего дедушки

Внук Михаила Шолохова рассказал о путешествиях своего дедушки

Опубликовано

Внук Михаила Шолохова рассказал о путешествиях своего дедушки

Однажды Михаила Шолохова спросили после долгой поездки, не устал ли он? Шолохов ответил просто: «Нет. Любовь не утомляет». Писатель любил колесить по свету, благо была возможность, как редко у кого в стране. Посетил 27 государств, многие из них неоднократно. Страстный охотник и рыбак, он и по родным местам бродил с удовольствием.

Депутат Госдумы Александр Михайлович Шолохов рассказывает о том, что знаменитый писатель, его дедушка, искал в своих странствиях.

Александр Михайлович, всем известно, что Шолохов любил охоту. А правда, что ваша бабушка стреляла лучше, чем он?

Александр Шолохов: Бабушка была азартным охотником, да и все в семье этим отличаются. Без нее ни одна охота не обходилась, дедушка старался вообще никуда не ездить без нее, только в случае крайней необходимости, по делам. И не уставали они друг от друга. Я не могу сказать, что она лучше стреляла, охота — это не математическая модель, тут многое зависит от азарта и удачи. Иногда она действительно его обгоняла.

Михаил Александрович много раз охотился в Казахстане. Как он возник в вашей семейной истории, и почему писателя всю жизнь туда влекло, ведь не Италия?

Александр Шолохов: Это особое для нас место. В 42-м году, когда начались бои за Сталинград, Шолоховых эвакуировали на северо-запад Казахстана, в село Дарьинка. Дедушка умел любую поездку, даже такую тревожную, превратить в захватывающее путешествие. Так он и представил Казахстан детям. Он был в то время военным корреспондентом и навещал семью в Дарьинке. Уже после войны они много раз ездили в те края, на озеро Челкар. Это не Каспий, не Арал, но озеро такое, что берегов не видно. Там охотились на гуся. В 50-х и в начале 60-х ездили с палатками. В палатке дедушку и настигло известие о присуждении ему Нобелевской премии.

Известие о Нобелевской застигло дедушку в палатке

Он рассказывал, что с утра поработал над несколькими страницами, которые трудно давались, к обеду получил известие о премии, а вечером сбил двух гусей. А если бы хронологически было возможно, расстановка приоритетов выглядела бы иначе: поработал, сбил двух гусей, получил Нобелевскую. Это очень в его духе. Когда им с бабушкой стало трудно в полевых условиях, был построен домик, типа дачного, на несколько комнат. На Урале есть такое место, называется Братановский яр, рядом огромное рыбное озеро Бобровое. Там и появился этот домик. В 72-м году он побывал там последний раз. Дедушка охотился и рыбачил с огромным удовольствием. Кроме того, для него это был шанс спокойно поработать, подумать. При его известности сложно было остаться в уединении. У него был очень своеобразный распорядок дня, он вставал в 4 утра, а иногда даже раньше и очень мало спал. Активно работал часов до восьми. Но в Вешенской зачастую и в это время невозможно было работать. В Казахстане он не только охотился, это была еще и возможность побыть одному.

Охотились с собаками?

Александр Шолохов: Охотились чаще всего на пролете. Это период, когда пролетают гуси. Они останавливаются ненадолго, кормятся и каждую зорю, утром и вечером, перелетают с поля на воду. В это время и охотятся. Когда летит гусь, собака не нужна. Но, безусловно, охотились и с собаками. Специально держали хороших подружейных. После долгих переборов остановились на породе пойнтер. Держали их в Вешенской. Пару раз брали с собой на охоту в Казахстан. Но это, скорее, следует рассматривать как неудачный эксперимент. Взяли и поняли, что там они не нужны. Собак Михаил Александрович воспитывал, как правило, сам. Но советами специалистов пользовался и при выборе, и для обучения.

На всех известных фото 70-80-х годов писатель с одной и той же собакой. Она охотничья?

Александр Шолохов: Нет, это дворняжка. Ее звали Дамка. Что-то у нее было от лайки, что-то от колли, но тем не менее дворовая. Она приблудилась в Москве к моей тетушке и некоторое время у нее жила. В один из приездов дедушки в Москву она решила ему эту собаку показать. Просто показать. У дедушки тогда была квартира в Сивцевом Вражке. Зашли в квартиру, собака залезла под стол, села рядом с дедушкой и отказалась куда-то уходить. Пришлось забрать ее в Вешенскую. До последнего дня Дамка была рядом с ним. Увести ее от Михаила Александровича было невозможно. Пару раз обманом нам это удавалось, и мы брали ее на охоту. Это когда он по состоянию здоровья уже не мог активно ходить по полям. Охотницей не была воспитана, но получала кусочек своего собачьего счастья. А из последних охотничьих собак у нас был пойнтер по кличке Стоп, очень крупный и активный. В отличие от пойнтеров, он работал не только по полевой дичи, но и по водоплавающей. Когда перелет, охотились на гуся и утку. И, конечно, классическая охота: куропатка и перепел. А еще раньше были у нас огромные стаи птиц, которые, к сожалению, уже перевелись, стрепет и дрофа. Дедушка никогда не охотился на крупного зверя, за исключением волка. Это особая история. После войны волки так расплодились, что стали опасными не только для домашних животных. Добыть волка было доблестью и обязанностью уважающего себя охотника. Охотились еще на зайца, но, как правило, случайно.

А как писатель первый раз попал за границу?

Александр Шолохов: Горький пригласил его в Италию, в гости. Но на тот момент (в 1930 году) с фашистской Италией дипломатические отношения были прерваны и оформить визу было сложно. Он ждал документы в Берлине. Две недели прожил в Германии и несолоно хлебавши уехал, визу не дали, к Горькому так и не попал. А уже в 1933 году его книги будут жечь в Германии…

Была у него страна, куда он хотел возвращаться?

Александр Шолохов: Особая любовь дедушки — Скандинавия. Я его понимаю. Не умею объяснить этого, но Cкандинавские страны и мне очень нравятся: природой, менталитетом людей. Так получилось, что чаще всего он был в Финляндии и в Швеции, но и по всей остальной Скандинавии проехал и даже неоднократно. Он привозил оттуда много сувениров, чаще всего это были прагматичные вещи: инструменты, рыболовецкие снасти, охотничьи принадлежности. И, конечно, подарки для друзей. Светлана Михайловна, его старшая дочь, рассказывала, как в очередной поездке в Великобританию они зашли в магазин, где продавались знаменитые английские свитера из верблюжьей шерсти. Дедушка прикинул, что вещь хорошая, и попросил 20 штук. Ох, ошибся я, даже не 20, а 40! То есть полмагазина. Хозяин сначала оскорбился, начал доказывать, что это английское качество и сэру хватит одного на всю жизнь. Дедушка объяснил, что все свитера для его друзей. Надо отдать должное, хозяин магазина по-английски сдержанно, но красиво ответил (тетушка моя была переводчиком): "Передайте отцу, что он счастливый человек. У него столько друзей!" В этом весь дедушка, он очень широкой души человек был. О деньгах говорил, что они ему ногу жгут.

У него были друзья за рубежом?

Александр Шолохов: Самые теплые впечатления у дедушки остались о Шотландии. Там жил его друг, писатель Чарльз Сноу, по приглашению которого он в Шотландию и ездил. Так же, как и в Финляндию, он ездил туда к Мартти Ларни. Они тоже бывали в Вешенской. Знакомых у него числилось много, но именно эти люди были ему очень близки. Я с друзьями тоже поколесил по свету, и мы сформулировали для себя, что важно не то, куда ты едешь, а кто тебя встречает. Самое незначительное место может оказаться колоссально интересным, а самое значимое — пройти без какого-то акцента.

Большая часть первых поездок дедушки за рубеж была инициирована книгоиздателями. Тогда книгоиздание было на плаву. Это сейчас приходится серьезно обсуждать в Госдуме поддержку не только творческой, но и книгоиздательской деятельности и даже книготорговли. А в те времена книга была другим явлением. Поэтому его приглашали прежде всего издатели. Он часто встречался с коллегами во время этих поездок, но не со всеми потом сложились теплые отношения. А с Ларни и Сноу — на всю жизнь.

Как думаете, почему он не встретился с Хемингуэем?

Александр Шолохов: Да, это странная история. Оба хотели увидеться. Более того, когда Хемингуэй был в Москве, их буквально разводили. Не знаю почему и не хочу фантазировать. Но выглядело это действительно странно: вот сейчас Хемингуэя везут на встречу с Шолоховым, приезжают и выясняется, что он уже уехал. Им и в США не дали увидеться. А я уверен, что это было бы очень интересно. Они похожи. Я не о внешнем сходстве или жизненном пути, он у них складывался по-разному. Но по духу! Я даже долго занимался тем, чтобы совместно с музеем Хемингуэя на Кубе сделать выставку. У меня есть и название "Невстретившиеся друзья". Но и эта история почему-то буксует.

В Японии побывать даже сейчас для многих, как слетать на Марс, а тогда тем более. Он и сувенир оттуда привез необычный. Почему японцы подарили ему куклу бога счастья?

Александр Шолохов: Японцы встречали его так, как это умеют на Востоке и в Японии особенно. В этой поездке с дедушкой была не только супруга, но и все дети. Каждому подарили по кукле с особым умыслом. В Японии куклы — чаще всего персонажи театра Кабуки. Их делают индивидуально очень известные художники по установленным канонам. Шолохову действительно подарили бога счастья. Думаю, потому что он производил такое впечатление на большинство нормальных людей: жизнерадостный, не теряющий присутствия духа в любой ситуации. А из Франции он привез один из самых значимых символов — сигареты "Голуаз", которые курил до последнего дня. До Франции дедушка курил "Беломор". Он был очень запасливым, и уж что-что, а табак у него всегда был. Это единственное, чем он не делился и не угощал. Деньги — пожалуйста, а табачок — извините. Поэтому всегда возил с собой курево в достаточном количестве. А в этот раз даже у него закончилось. Мой папа с помощью посольских работников подыскал что-то похожее по крепости на "Беломор". Это и были сигареты марки "Голуаз". Дедушка тут же купил их целый ящик. Если до той поездки он всегда был с "Беломором" в руке, то после — с мундштуком, в котором "Голуаз". Большая поездка случилась и по Италии. Я недавно был там у коллег, и меня спросили, посещал ли я Италию раньше. Неоднократно, а первый раз в 61-м году. Родился-то я в 62-м. Получается, в Италии я побывал еще, так сказать, в проекте своих родителей, когда они были там вместе с дедушкой.

А были несбывшиеся путешествия?

Александр Шолохов: Да, он много читал про Уссурийский край и Африку, мечтал туда поехать. Готовился, изучал климат, думал о том, что понадобится там на охоте. Но не срослось.

Сейчас из-за вируса можно поехать далеко не в любую страну…

Александр Шолохов: Музеи-заповедники в нашей стране закрывались лишь на один месяц в прошлом году, когда ситуация была совсем непонятной. В Вешенской посетителей даже больше, чем в обычные годы. Прошлое лето ознаменовалось огромным наплывом туристов, и сейчас на майские праздники раскуплены все гостиницы. Таких мест в России немало. Поэтому повода для грусти нет.

Был случай

Третий — Достоевский?

В путешествиях вам помогала когда-нибудь известность семьи Шолохова?

Александр Шолохов: В Мексике есть интересная достопримечательность — Тихоокеанская железная дорога, построенная в конце XIX века. Рельсы идут с западного побережья океана через огромную горную систему в город Чиуауа. Эта узкоколейка как раз из ковбойских фильмов, где нехорошие индейцы мешают строить железную дорогу хорошим ковбоям. Мы с Владимиром Ильичом Толстым проезжали на этом поезде. Во время одной из остановок поселились в маленьком индейском городке в две улицы. Не хотелось бы говорить "Богом забытое место", но оно примерно таким и было. Пошли оформляться в пансиончик, где за бюро стоял молодой индеец лет двадцати пяти. У нас уже был опыт, мы знали, что иностранцев ставят в тупик русские фамилии. Поэтому сразу достали паспорта, мол, мы русские, тебе будет трудно на слух. А он явно от скуки решил все-таки попробовать. Владимир Ильич говорит: "Толстой". Парень вскидывает удивленный взгляд: "Толстой? Анна Каренина? Война и мир?" И безошибочно записывает фамилию. Владимир Ильич подмигивает мне: "Теперь ты!" Я говорю: "Шолохов". Парень удивлен еще больше: "Тихий Дон"? Нобелевская премия? Что же тут сложного!" Уверенно записывает фамилию и спрашивает: "А следующий у вас кто, Достоевский?" Этот мальчишка в немыслимых далях смог назвать трех русских писателей. У нас самая великая литература в мире, я это без сомнений говорю, но сомневаюсь, что наш молодой человек вспомнит хотя бы одного мексиканского писателя. Да что там мексиканского, даже своих, пожалуй, не назовет.

Вряд ли наш молодой человек вспомнит хотя бы одного мексиканского писателя

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Книга на ощупь

Книга на ощупь

Опубликовано

Книга на ощупь

Слепым и слабовидящим в России станет доступно больше книг и периодических изданий — изменения в Гражданский кодекс РФ, которые приведут российское законодательство в соответствие с Марракешским договором, в июне одобрило правительство. Законопроект о внесении поправок подготовлен министерством культуры. «Это принципиальный шаг на пути к реализации прав инвалидов на доступ к информации, к обучению, знаниям», — подчеркивает директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова.

Сегодня читателями этой библиотеки являются более 15 тысяч человек. А всего в России, по данным минтруда, инвалидов по зрению более 300 тысяч. Впрочем, Марракешский договор (Россия присоединилась к нему в 2017 году) серьезно расширяет круг лиц, которые могут получить доступ к литературе: теперь это не только люди с нарушением зрения, но и все те, кому не позволяют держать в руках бумажную книгу другие физические особенности.

— Это могут быть люди с дислексией, нарушениями движения, с расстройством аутистического спектра и другие. То есть все те, кто не может воспринимать плоско-печатный текст, — объясняет Елена Захарова.

Еще один важный момент: появляется возможность трансграничного обмена такими изданиями — по просьбе читателя их можно будет получить из любой другой страны на нужном языке. Для этого библиотека сделает запрос в уполномоченный орган нужной языковой группы, выяснит, где издание имеется, закажет его. Речь здесь идет о цифровых экземплярах.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая напоминает, что людям с ограничениями по использованию печатной продукции доступны сегодня не более 10 процентов от всего ее объема:

— Но современная индустрия способна предложить людям с особыми потребностями не только издания на шрифте Брайля, аудиокниги, но и доступные научные журналы, интерактивные книги, красочные обложки с тифлокомментариями, детские книжки-картинки и даже электронную бумагу.

Законопроект позволит сделать более доступными нотные издания в специальном формате.

— В период обучения в музыкальным училище мне приходилось заучивать музыкальные произведения наизусть, так как доступа к нотам на шрифте Брайля попросту не было. Надеюсь, проект федерального закона будет оперативно рассмотрен и поддержан Госдумой уже осенью этого года, — отмечает Гурцкая.

Слепым доступны сегодня не более 10 процентов от всего объема печатной продукции

Принципиальное изменение в Гражданский кодекс коснется и статьи по авторскому праву: теперь в ней появится уточнение, разрешающее без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения создавать экземпляры произведений в форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими лицами (рельефно-точечный шрифт и другие), изготавливать и распространять копии . Главное условие — никакого извлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора. Законопроект уже внесен в Госдуму. В апреле вопрос доступности большего количества художественных, научных и периодических изданий людям с ограничениями по здоровью был поднят в докладе Уполномоченного по правам человека и гражданина Татьяной Москальковой.

Прямая речь

Ольга Любимова, министр культуры РФ:

— Законопроект имеет важное социальное значение, так как расширяет круг лиц, которые будут иметь бесплатный доступ к литературе. Кроме того, документ позволят предоставлять таким людям доступ к произведениям в специальных форматах через интернет.

Справка "РГ"

Марракешский договор принят 27 июня 2013 года в Марракеше, является частью системы международных договоров по авторскому праву. Главная его цель — установить ряд имеющих обязательную силу ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными нарушениями, не позволяющими воспринимать печатную информацию. Договор подписан рядом стран, среди которых Аргентина, Австралия, Бразилия, Индия, страны Европейского союза и другие.

Кстати

19 июня в Перми прошел первый в России тактильный концерт, организованный musicAeterna совместно с Фондом поддержки слепоглухих "Со-единение". Это новый формат, который позволяет людям с одновременными нарушениями слуха и зрения воспринимать музыку благодаря легким прикосновениям к музыкантам и инструментам и ощущению вибраций. 10 подопечных фонда поднялись на сцену и заняли места среди музыкантов. Оркестр исполнил две части из Симфонии N41 Моцарта, которая прозвучала на закрытии Дягилевского фестиваля.

По итогам концерта musicAeterna и Фонд "Со-единение" предложили объявить один из дней в году Всероссийским днем тактильного искусства. Цель такой инициативы — мотивировать культурные институции запускать программы, дающие новые возможности восприятия слепоглухим, и тактильные концерты — один из форматов с высоким потенциалом. Этот день возможно приурочить к Международному дню слепоглухих, который во всем мире отмечают 27 июня.

Читать далее

Культура

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Опубликовано

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Его называли Королем поэтов. Как Хлебникова. И он действительно был Королем поэтов в 80-90-е годы. А в «нулевые» перестал писать стихи, перестал публиковаться и жил отшельником в центре Москвы, не появляясь на литературных тусовках, вообще словно исчезнув из этой жизни. Он поступил как Блок, который тоже перестал писать стихи, когда перестал слышать «музыку».

Даже невозможно передать словами, что такое был для нас, молодых, Александр Еременко в 80-е годы. На его выступления собирались толпы. Его стихи слушали, затаив дыхание. И он сам по себе, своей какой-то невероятной для тех лет свободной манерой поведения не мог не восхищать. А подражать ему было невозможно, как нельзя подражать "штучному" экземпляру человеческой личности, которая создана Богом ли, природой, духом ли, который дышит, где хочет… не знаю. Только Александр Еременко был и остается такой один. Король! Да, Король!

Сейчас в некрологах пишут, что в 80-е годы он, Иван Жданов, Алексей Парщиков и др. создали группу "метаметафористов". Да ничего они не создавали. Термин этот придумал поэт, литературовед Константин Кедров и использовал его в своей статье, кажется, в "Литературной учебе". На самом деле Жданов — это Жданов, Парщиков — Парщиков, а Еременко — Еременко.

Стихи Еременко были метафорически сложные, но, по смыслу, очень простые, человечные, ироничные, а порой грустные до слез.

В густых металлургических лесах,

где шел процесс созданья хлорофилла,

сорвался лист.

Уж осень наступила

в густых металлургических лесах.

Там до весны завязли в небесах

и бензовоз, и мушка дрозофила.

Их жмет по равнодействующей сила,

они застряли в сплющенных часах.

Последний филин сломан и распилен

и, кнопкой канцелярскою пришпилен

к осенней ветке книзу головой,

висит и размышляет головой,

зачем в него с такой ужасной силой

вмонтирован бинокль полевой?

Я часто читаю эти стихи про себя наизусть, когда мне приходит такое настроение. Да, метафорически сложно. Но как же грустно видеть и эту мушку, и этот бензовоз, и этого филина! Как ясно видишь и даже слышишь этот сорвавшийся осенний лист, который упал и шуршит по металлургическим лесам.

Или вот это, которое я тоже бесконечно люблю:

Сгорая, спирт похож на пионерку,

которая волнуется, когда

перед костром, сгорая со стыда,

завязывает галстук на примерку.

Сгорая, спирт напоминает речь

глухонемых, когда перед постелью

их разговор становится пастелью

и кончится, когда придется лечь.

Сгорая, спирт напоминает воду.

Сгорая, речь напоминает спирт.

Как вбитый гвоздь, ее создатель спит,

заподлицо вколоченный в свободу.

Да, Еременко поражал своей внутренней, да и внешней свободой. Но он, между прочим, никогда не говорил матерных слов, считая, что это недостойно человека.

Родился он 70 лет назад в деревне Гоношиха Алтайского края. Учился в деревенской школе. Служил во флоте. Работал на стройках Дальнего Востока кочегаром. Но не было среди поэтов его поколения фигуры более артистической, чем он. С длинными волосами, в тельняшке, он, опрокидывая в себя бутылку с портвейном где-нибудь на скамейке в московском сквере, все равно был артистом в высшем смысле слова. Это все равно было… красиво! Не знаю, как это ему удавалось, но это было… красиво!

Я добрый, красивый, хороший

и мудрый, как будто змея.

Я женщину в небо подбросил —

и женщина стала моя.

Когда я с бутылкой "Массандры"

иду через весь ресторан,

весь пьян, как воздушный десантник,

и ловок, как горный баран,

все пальцами тычут мне в спину,

и шепот вдогонку летит:

он женщину в небо подкинул —

и женщина в небе висит…

Мне в этом не стыдно признаться:

когда я вхожу, все встают

и лезут ко мне обниматься,

целуют и деньги дают.

Черт побери, но ведь это почти так и было! Это правда, правда! И даже про женщину — это правда.

Ушел из жизни поразительного таланта русский поэт.

Прощай, Саша!

Прости нас, Король!

Читать далее

Культура

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

Опубликовано

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

В городе Ельце уже начали подготовку к 110-летию (в 2023 году) классика советской искусства, композитора Тихона Хренникова, автора популярнейшей музыки к кинофильмам «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Гусарская баллада». О елецких колоколах и «сливочном хрене», о том, почему Валерий Гергиев перелезал через забор Дома-музея композитора, рассказывает директор музея Ирина Сергеева.

Фестиваль проводится в преддверии даты начала Великой Отечественной войны. Что рассказывал композитор об этом времени?

Ирина Сергеева: Вспоминал многое; часто говорил, что не был солдатом, но как композитор и музыкант прошел весь долгий путь войны до самой Победы. Рассказывал такой случай. Однажды он слушал девушку — пианистку из Ленинграда. Она была медсестрой. В перерыве между боями в Берлине, увидев в разрушенном здании рояль, девушка села за инструмент и стала играть Шопена! 2 мая 1945 года, являясь участником Берлинской наступательной операции, с Армией В. И. Чуйкова, Хренников вошел в Берлин. Вместе с ним в составе агитбригады были Матвей Блантер, Константин Симонов и Евгений Долматовский. Все они стали артистами концерта победителей, запись которого сохранилась. Тихон Николаевич исполнил тогда свои песни из популярных кинофильмов, среди которых "В шесть часов вечера после войны". Хренников часто говорил, что вернулся из Берлина с одним чемоданчиком, многие тогда везли трофеи, а он считал, такого допускать нельзя: "Мы советские люди и должны вести себя достойно".

Директором музея вас назначил сам Тихон Николаевич?

Ирина Сергеева: Он предложил мне возглавить его, когда я руководила Музеем ремесел и промыслов города Ельца. Это было в начале двухтысячных. А до этого мы много общались, дружили. У меня не было музыкального образования, но Тихон Николаевич посчитал, что это и не нужно и резюмировал: "Вы будете хозяйкой моего елецкого дома!".

Почему Валерий Гергиев любит бывать в вашем музее?

Ирина Сергеева: Он посещал его уже четырежды. Гергиев — человек чрезвычайно занятой, но он ни разу не пробегал его, всегда детально рассматривал экспонаты, комментировал. Когда я спросила о его отношении к Тихону Николаевичу, он ответил: "Я его очень ценю, именно он дал мне путевку в жизнь". Будучи студентом Ленинградской консерватории, Гергиев в один год одержал победу на конкурсе Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. Именно Тихон Николаевич, по словам Гергиева, обратил внимание комиссии на него, молодого дирижера, сказав: "Из этого юноши выйдет толк!".

Когда Валерий Гергиев впервые приехал с концертами в нашу область и его спросили, что бы он хотел посмотреть, он ответил: "Хочу попасть на могилу моего друга и учителя Тихона Николаевича Хренникова. (Композитор похоронен по решению семьи прямо на территории музея). Это случилось в понедельник, и в нашем музее был выходной. Когда мне позвонили и рассказали о неожиданно прибывших гостях, я тут же приехала. Но Валерий Абисалович и композитор Александр Чайковский (ученик Тихона Николаевича), уже перелезали через забор… Боюсь ошибиться, но Чайковский уж точно был на территории музея!

Вспоминая детство, Тихон Хренников часто вспоминал о елецких колоколах и соловьях…

Ирина Сергеева: В нашем городе было 32 храма, а сейчас у нас 17 действующих церквей. Дом композитора располагается рядом с красивейшим Покровским собором, прихожанином которого в юности являлся также Иван Алексеевич Бунин. Он описал его в рассказе "Над городом". Собор интересен тем, что в нем имелось революционное изобретение XIX века — амосовские печи: по кирпичным трубам, встроенным в колонны храма, подавался горячий воздух; а колокольню венчал самый большой колокол в городе (пятисотпудовый). Он первым возвещал о начале службы.Когда его подхватывали колокола других церквей, начинался тот самый "малиновый звон". Именно этот колокол, как вспоминал Тихон Николаевич, и давал ему стимул к творчеству…

А соловьи у нас заливаются до праздника Вознесения. Это настоящий "соловьиный хор с оркестром"! Красота необыкновенная. Рядом с домом Хренниковых внизу протекает крошечная речка Ельчик. Маленький Тихон мчался с горки на одном коньке вниз к этой речке, и, по воспоминаниям его племянницы Вероники Николаевны, которая была чуть его моложе, он, чтобы его не ругали, прятался за ее спину во время спуска.

Дядя и племянница были почти одного возраста?

Ирина Сергеева: Тихон был поздним, 10-м ребенком в семье. Несмотря на то, что у Хренниковых уже было 9 детей, его мама ходила пешком в город Задонск, чтобы вымолить его рождение, поэтому его и назвали Тихоном, в честь святого Тихона Задонского.

Какие корни у композитора?

Ирина Сергеева: Родословная его семьи — древняя. Прадед Хренникова был главой города Ельца; родственники являлись меценатами, помогали строить церкви и соборы. Композитор считал, что в его фамилии есть стержень, корень, ведь хрен — очень тверд и живуч, трудно его извести, — поэтому-то и семья у Хренниковых большая и дружная. Кстати, Тихон Николаевич обожал хрен. Когда устраивали столы для делегаций, приезжавших в наш город, для него специальным образом готовили карпа (он очень любил рыбу). Тушили карпа с овощами: свеклой, морковью и луком. К этому блюду подавался соус — "сливочный хрен", который Тихон Николаевич привозил из Москвы. Этот же соус в баночках он преподносил своим друзьям в качестве подарка.

В 1939 году Хренников написал оперу "В бурю", в которой впервые на оперной сцене был воссоздан образ Ленина. Не потому ли главную площадь Ельца до сих пор украшает огромный монумент вождя?

Ирина Сергеева: Мы все жили в Советском Союзе, многие из нас были пионерами и комсомольцами. Все это наша жизнь, наша эпоха. Памятник Ленину — это тоже часть нашей истории. До перестройки в нашем городе было много предприятий, где у входа по традиции ставился бюст или монумент вождю. Многие из них были демонтированы, и наш земляк, историк и краевед Евгений Павлович Крикунов собрал их у себя во дворе. Так родился в нашем городе Музей истории КПСС.

Фестиваль имени Хренникова подпитывает культурную жизнь города?

Ирина Сергеева: Тихон Николаевич приучил нас в городе к хорошей музыке: всегда привозил известных исполнителей. После ухода композитора родился музыкальный фестиваль его имени. Были годы, когда он охватывал все районы Липецкой области, помимо гостей, в нем принимали участие самые разные коллективы и исполнители нашего края. Но что самое главное, абсолютно все наслаждаются музыкой бесплатно!

Говоря о Тихоне Хренникове, можно ли утверждать, что его музыка, это его портрет?

Ирина Сергеева: Безусловно. Мелодии у композитора такие же светлые и искренние, как он сам. Он был удивительно отзывчивым человеком, он всегда помогал жителям нашего города, с какой бы просьбой они к нему не обращались.

Справка

Всероссийский музыкальный фестиваль им. Т. Н. Хренникова — одно из главных культурных событий Липецкой области. В программе этого года состоялись концерты Камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Ю. Башмета, Ярославского губернаторского симфонического оркестра под управлением М. Аннамамедова, выступление Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, показ оперы "Легенда о граде Ельце" Александра Чайковского на берегу реки Быстрая Сосна и многие другие.

Тихон Николаевич Хренников окончил Московскую консерваторию (1936); ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза. Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, 4 оперетт, а также музыки к 30 кинофильмам и многочисленным театральным постановкам. Возглавляя Союз Композиторов СССР (с 1948 по 1991 год), был вынужден публично поддерживать "партийную линию" в музыке, но в отличие от руководителей Союза писателей, в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации не участвовал. Союз Композиторов был единственным творческим союзом в СССР, ни один из членов которого не был репрессирован.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов
Наука2 часа назад

На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов

Ученые предполагают, что эти следы связаны с формированием потоков горячей материи в мантии планеты ТАСС, 21 июня. Планетологи обнаружили на...

В мире2 часа назад

Россиянина в США обвинили в незаконном экспорте тепловизионных устройств в РФ

Москва. 22 июня. INTERFAX.RU — Власти США предъявили обвинения в незаконном экспорте тепловизионных прицелов и очков ночного видения в Россию...

Обращение к здравому смыслу Обращение к здравому смыслу
Общество2 часа назад

Обращение к здравому смыслу

«РГ» — Неделя продолжает публиковать ответы экспертов на вопросы наших читателей о вакцинации против коронавирусной инфекции, лечении и профилактике и...

В мире2 часа назад

Партии Ле Пен и Макрона выступили хуже ожиданий на региональных выборах во Франции

В первом туре зафиксирована рекордно низкая явка — свой голос на выборах отдали лишь треть избирателей Москва. 22 июня. INTERFAX.RU...

Они сражались за Родину Они сражались за Родину
Общество3 часа назад

Они сражались за Родину

Кто пошел воевать 22 июня 1941 года У военкоматов 22 июня 1941 года выстроились очереди из советских граждан: молодых и...

Они сражались за Родину Они сражались за Родину
Общество3 часа назад

Они сражались за Родину

Кто пошел воевать 22 июня 1941 года У военкоматов 22 июня 1941 года выстроились очереди из советских граждан: молодых и...

Тот самый день Тот самый день
Общество3 часа назад

Тот самый день

Трагический первый день Великой Отечественной — первый шаг к великой победе во Второй мировой Каждый год 22 июня ровно в...

Общество3 часа назад

«Если избить надо — пока душа в теле есть, бить будем» — директор ЧГТРК «Грозный» о «врагах» Кадырова

Директор ЧГТРК «Грозный» Чингиз Ахмадов опубликовал в инстаграме видео с угрозами в адрес «врагов» главы Чечни Рамзана Кадырова. Выступление Ахмадова...

В мире3 часа назад

Украина и Великобритания договорились вместе строить военные корабли

Москва. 21 июня. INTERFAX.RU — Украина и Великобритания договорились о совместном строительстве военных кораблей и баз для украинских Военно-морских сил,...

Урок в 3Dевятом классе Урок в 3Dевятом классе
Общество4 часа назад

Урок в 3Dевятом классе

Больше тысячи школ в России располагают различной VR-техникой, но она нередко простаивает. Центр НТИ Дальневосточного федерального университета при поддержке Минпросвещения...

Advertisement

Популярное