Connect with us

Культура

Василий Лановой отмечает 16 января 87-летие

Василий Лановой отмечает 16 января 87-летие

Published

on

16 января 87-летие отмечает Василий Лановой. В этом году свой день рождения народный артист СССР, к сожалению, встречает в больнице — вместе с супругой Ириной Купченко он заболел коронавирусом и в силу возраста продолжает оставаться под наблюдением врачей.

«Российская газета» желает Василию Семеновичу скорейшего выздоровления и вспоминает интервью артиста, опубликованное накануне 75-летия Великой Победы.

Текст: Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru) Среди ролей, прославивших Василия Ланового, — Павка Корчагин в «Как закалялась сталь», Вронский в «Анне Карениной», генерал Вольф в «Семнадцати мгновениях весны», Иван Варавва в «Офицерах». Василий Семенович награжден специальным призом Президента Беларуси Александра Лукашенко «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», церемония прошла в 2008 году на XV Минском международном кинофестивале «Лiстапад».

Василий Семенович, вы дитя войны. Что помните о том страшном времени?

Василий Лановой: 20 июня 1941 года мы приехали к дедушке под Одессу. А утром 22-го, когда вышли из поезда, увидели, как летели самолеты бомбить Одессу. Мне было семь лет, младшей сестре — четыре годика, старшей — десять. Дед смотрел в небо и сказал: «Гудилы, гудилы и на Одессу полетилы».

Война катком прошлась по моему детству. Я видел, как шло отступление наших. Сначала отступали плотной колонной. Скоро мы увидели первых раненых и окровавленных солдат. Они шли не только по дороге, но и, срезая углы, напрямик, маленькими группами. Потом появились немецкие мотоциклисты. Они ехали с губными гармошками, в касках, пели песни, ели яблоки. Остановились, постреляли вверх — им никто не ответил, тогда они выпустили ракету, что дорога свободна. Скоро показалась большая колонна машин. Три с половиной года мы с родителями жили врозь, ничего не зная друг о друге.

Победу помните?

Василий Лановой: Не забуду, как ждали сводок Информбюро. Как после позывных на мелодию из песни «Широка страна моя родная» сообщили о взятии Берлина. До сих пор слышу по всему дому раскатистое: «Берлин взяли! Взяли Берлин!» Впечатления о войне пригодились мне в работе на фильмами о Великой Отечественной.

Вас могли убить в немецкой оккупации.

Василий Лановой: У нас в хате стоял немец. Он подарил мне ремень. Я вышел с ним на улицу, а мимо ехал другой немец на мотоцикле : «Отдай!» А я ни в какую. Тогда он дал очередь из автомата прямо у меня над головой. После этого я стал заикаться. Врач посоветовал петь протяжные украинские песни. Так и вылечился. Память о войне у меня на всю жизнь. Поэтому для меня лучшие стихи — военные, лучшая проза — военная, лучшие фильмы — военные. В оккупации учитель читал нам Николая Островского на украинском языке «Як гуртувалась сталь». Мы закрывали дверь класса на ножку стула.

Война наложила печать на всю мою жизнь. Семья воссоединилась в сорок четвертом. В сорок шестом, чтобы прокормиться, мама шила сумки, а я носил их на рынок продавать. Так что воспитание получил «земное» — потому и выстоял.

Если бы не пошли в артисты, стали бы журналистом?

Василий Лановой: После школы, которую окончил с золотой медалью, я поступил на факультет журналистики Московского госуниверситета. Но не проучился там и полгода — сбежал в Щукинское училище.

В первые годы работы в театре вы активно играли полководцев.

Василий Лановой: Среди военных встречаются потрясающие люди. Но главное — у нас с ними была общая молодость, это люди моего поколения. Фильм «Офицеры» совпал и с моим ощущением того времени.

Я люблю Минск, белорусы возродили свой родной город после войны, сделали его чистым и необычайно красивым

Роль Павки Корчагина стала второй в вашей актерской кинобиографии. Скажите, роли чему-то учат их исполнителей?

Василий Лановой: Я жил Павкой, брал с него пример, он давал мне силы, учил упорству, терпению и терпимости.

А вы сами какую роль считаете самой значимой?

Василий Лановой: Павел Корчагин — пример удивительной преданности Родине. Работа над этой ролью стала самым счастливым временем в моей актерской судьбе. Сближало меня с Павкой еще и то, что мы были с ним примерно одного возраста. Профессия актера — уникальная. Она влияет на душу и мировоззрение. Она сродни профессии учителя. Настоящий актер — голос своего времени.

Вы снимались в «Семнадцати мгновениях весны», где исполнили роль обергруппенфюрера СС Карла Вольфа .

Василий Лановой: Режиссер Татьяна Михайловна Лиознова приезжала ко мне дважды, но я был занят в театре, поэтому упорно отказывался. Лиознова не отступала. Я сдался, когда услышал поразившую меня фразу о моем герое: «Он не враг, он противник, мощный и умный». И я создавал именно такой образ. Автор сценария популярный советский писатель Юлиан Семенов встретился с Вольфом в Германии. Вольф был тогда уже очень старым и толстым. Семенов спросил у него: «Вы смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны»? Как вам нравится актер, сыгравший вас? «Абсолютно не похож», — сказал Вольф. На что Семенов возразил: «Вы должны быть счастливы, что вас сыграл наш худой Лановой».

Вы не раз бывали в Беларуси. Шесть лет назад — на съемках фильма «Честь никому», посвященного 60-летию Минского суворовского военного училища. Обычно, приезжая в Минск, вы идете к памятнику Пушкину на набережной Свислочи, чтобы поклониться. Памятник создан скульпторами Юрием и Григорием Ореховыми — лауреатами премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2010 год.

Василий Лановой: Я люблю Минск. Белорусы возродили свой родной город после войны, сделали его чистым и необычайно красивым. А кланяюсь Александру Сергеевичу потому, что это мой любимый поэт.

Стихи Пушкина вы читали и на благотворительном концерте «Героям Ржева посвящается» в зале имени Чайковского в Москве. Средства от концерта пошли на создание Ржевского мемориала советскому Солдату. Сейчас работы уже закончены. Как вы оцениваете памятник?

Василий Лановой: Он грандиозный. Это собирательный образ советского солдата. Я три года жил в немецкой оккупации и от немцев впервые услышал слова «Ржев» и «Сталинград». Невозможно представить, сколько мужества и героизма понадобилось, чтобы победить фашизм. Мы отстояли свою землю, свою культуру, свой язык. Время необратимо, уходят те, кто завоевал нам Победу. Поэтому хоть в малой доле мы должны отдать им долг.

Восьмого мая по телевидению покажут фильм «Ржев» Игоря Копылова — о сражении в районе Ржевско-Вяземского выступа в 1942 году. Однако есть мнение, что молодежь не должна знать о том, какой ценой завоевана победа подо Ржевом.

Василий Лановой: Благодаря героизму наших солдат мы отстояли Москву. Ржев перекрывал путь немцам к столице. И Ржевский выступ остался за нами, Москва была спасена.

В этом году «Бессмертный полк» пройдет онлайн.

Василий Лановой: Выйдите на балкон с портретом своего героя, помолчите в память о нем. Цель этой акции — единение наших народов.

Василий Лановой отмечает 16 января 87-летиеВот уже 48 лет Василий Лановой женат на ведущей актрисе Театра имени Вахтангова Ирине Купченко. Фото: PhotoxpressВизитная карточка

Народный артист СССР Василий Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. Первые уроки сценического мастерства получил в 1947 году в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа. Школу окончил с золотой медалью. В кино дебютировал в 1954 году; на сцене Академического театра имени Евгения Вахтангова, который стал единственным в его творческой судьбе, с 1957 года. В кино и театре сыграл более 100 ролей. В 1957 году окончил Театральное училище имени Б. Щукина. В 1972 году женился на актрисе театра имени Вахтангова Ирине Купченко, с которой вместе до сих пор. В 1979 году озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная», созданный под руководством Романа Кармена. Признанный мастер художественного слова. Творческие программы Василия Ланового включают поэзию Блока, Ахматовой, Маяковского, Пушкина. Более 20 лет возглавляет Международный детский кинофестиваль «Алые паруса Артека». Василий Семенович Лановой — сопредседатель попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк», в рамках которого дал более ста концертов.

Культура

Красавицы и чудовища

Красавицы и чудовища

Published

on

Надо признать за «цифровой» формой начавшегося Берлинского кинофестиваля некоторые преимущества. Обычно аккредитованная пресса кучкуется на главном конкурсе — он же главный! Идет в главном зале, здесь все главные пресс-встречи, сюда главное внимание. Онлайн-фест все секции уравнивает: перед тобой выбор из двух-трех десятков фильмов, попробуй устоять. Красавицы и чудовища

Немецкий фильм «Я твой мужчина» — смешной, но серьезный разговор о реальном и несбыточном. Фото: Предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

ХИТ ПЕРВОГО ДНЯ прошел в "Панораме", показавшей криминальную драму Тони Стоуна "Тед К" с Шарлто Копли в роли Теодора Качински — вошедшего в фольклор террориста, прозванного "Унабомбер". Это байопик, основанный на его дневниках, книгах и рассказах знавших его людей. Снимались в основном непрофессионалы — жители Монтаны, где в деревянной хижине жил самый знаменитый бомбист США. Они же консультировали авторов, обеспечив максимальное соответствие фильма реальности. Для съемок была построена такая же хижина на том же месте, где она стояла, аутентичны ее меблировка и утварь.

Сама история уникальна. В детстве вундеркинд и математический гений, Качински в 16 поступил в Гарвард, получил степень доктора наук, преподавал, писал труды. Но все это бросил, поселился в хижине без электричества и водопровода и стал новым луддитом — объявил бой науке и технике, уничтожающим природу. Стал рассылать ученым посылки с бомбами, пытался подрывать авиалайнеры и написал манифест в инвективами в адрес современного индустриального общества, разрушающего экологию планеты. Стал автором нескольких книг о вреде технологий. Почти 25 лет держал страну в напряжении, его безуспешно пытались найти, объявив за информацию о нем награду в миллион долларов. Пока в 1996-м не арестовали и не приговорили к пожизненному заключению. Среди его последователей — небезызвестный террорист Брейвик, расстрелявший норвежский молодежный лагерь в 2011-м. И у него немало единомышленников: одно время возникла даже кампания "Унабомбера — в президенты!".

Фильм сделан словно по заветам Греты Тунберг и представляет собой развернутую иллюстрацию к ее главным тезисам. Впечатляют картины монстров-бульдозеров, сметающих вековые деревья, пролетающий авиалайнер, который ревом будит пугливых зайцев, кажется испускающим зловонные пары драконом. Оператор Нэйтин Корбин снимает заснеженные пейзажи Монтаны — словно гимн слагает природе непокорной и вечной. Тед пишет свои приговоры цивилизации под музыку Вивальди, и Шарлто Копли совершенно по Станиславскому хочет понять внутренние мотивы учиненных им серийных убийств. И то правда: праведный гнев Греты Тунберг по идее разделит каждый. Вопрос, как всегда, в методах и последствиях. Фильм завершают титры, напоминающие о трех погибших и 22 покалеченных как о результате благих порывов Теда К. О чудом спасшемся авиалайнере, где не сработала заложенная им бомба, титры не напомнят.

КАК ТРУДНО В СЕБЕ РАЗОБРАТЬСЯ — размышляет немецкая конкурсная трагикомедия "Я твой мужчина", режиссерская работа актрисы Марии Шрадер с Марен Эггерт в роли научной сотрудницы берлинского музея Пергамон. Альма недавно рассталась со своим бойфрендом, живет одна в тоске и безнадеге. На помощь одиноким спешит эксперимент: ей предлагают прожить три недели с гуманоидом — самообучающимся роботом Томом. Он сконструирован с учетом ее индивидуальности, воплотив все ее сладкие грезы, и должен стать для нее идеальным партнером — сделать женщину счастливой. У него пугающе безоблачный взор и полуулыбка учтивого идиота. Тома играет британский актер Дэн Стивен — знакомый нам Принц, он же Чудище, из диснеевского фильма "Красавица и Чудовище", и картина, как ясно из фабулы, должна ответить на вопрос, что делает человека человеком.

Сюжетный ход фантастичен, оригинален, вытекающие из него ситуации парадоксальны и позволяют не только хорошо посмеяться, но и всерьез подумать о том, чего же в сущности мы хотим от собственной жизни — а проще говоря, какого рожна нам надо. Сценарий написан остроумно, авторы умело идут по лезвию бритвы, счастливо уходя от почти неизбежных здесь сальных пошлостей. Первые появления этого танцующего румбу манекена забавны и актерски азартны; его первые серьезные реплики о том, как важно партнерам калибровать друг под друга алгоритмы, вдруг вывернут наизнанку все наши житейские невзгоды и, как любое остранение, заставят покопаться в самих себе. Идея о роботах, которые в ближайшем будущем смогут скрашивать жизнь одиноких, покажется не столь уж безумной. А сам фильм станет метафорой всего нынешнего роботизированного Берлинале, где авторы не услышат заслуженных аплодисментов благодарного зала.

ЖЮРИ — единственный участник фестиваля, который смотрит фильмы на большом экране. Оно впервые сформировано только из лауреатов Золотого медведя. Пятеро из шести его членов наслаждаются фильмами в зале — в масках, соблюдая дистанцию и под неусыпным контролем врачей. Шестой — режиссер Мохаммад Расулоф, победитель прошлогоднего Берлинале, находится под домашним арестом и прибыть в Германию не смог — он смотрит и судит дистанционно. Вердикт будет обнародован 5 марта.

Continue Reading

Культура

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Published

on

Книга так и будет называться — Lyrics, то есть «Лирика». С подзаголовком «От 1956 года до наших дней». Сам же сэр Пол и рассказал о ней на своем официальном сайте.

— Меня часто спрашивали, не напишу ли я автобиографию, но времени на это никогда не хватало, — признался Маккартни. -Единственное, что мне всегда удавалось сочинять, будь я дома или в дороге, — это новые песни. Да, я знаю, что некоторые люди, когда достигают определенного возраста, начинают смотреть в свои блокноты или дневники, чтобы вспомнить повседневные события из прошлого. Но у меня таких записных книжек никогда не было. Все что у меня есть — это мои песни, сотни песен, которые по сути и служат той же задаче — охватывать всю мою жизнь…

Тексты в "Лирике" будут расположены в алфавитном порядке, чтобы, по словам издателей "обеспечить калейдоскопический, а не хронологический отчет". Причем, войдут в нее абсолютно все: и те, которые были написаны в The Beatles, а потом в The Wings и в пору сольной карьеры.

Ожидается, что каждый поэтический текст будет дополнен описанием обстоятельств, при которых он был написан. Расскажет сэр Пол и о людях и местах, которые его на эти песни вдохновили. И — что он думает об этих произведениях сегодня.

Конечно же, особенно хочется узнать про Yesterday, Let it Be и Back in the U.S.S.R. Хотя сам сэр Пол уже не раз разводил руками: "Нет, несмотря на распространенную легенду, в СССР битлы никогда не были, увы. Даже только в аэропорту…" Но, может, теперь скажет уже что-то другое?!

Как можно судить по тизеру к книге, появятся в ней и материалы из личного архива Маккартни — черновики, письма, фотографии. Заодно удастся убедиться в том, что почерк у битла — как раз такой, какой мы обычно и ожидаем от гениев. Мягко говоря, не каллиграфический…

Кстати

Книга Lyrics выйдет в твердом переплете, объемом в 480 страниц. Не скоро — только 2 ноября. Но уже сейчас она доступна для предзаказа. Причем, по более выгодной цене — 69 фунтов 75 пенсов. Да, не дешево. Но после выхода тиража цена только увеличится.

Между прочим

Прежде Маккартни уже выпустил одну книгу — "Привет, дедулет!". В конце 2019 года она вышла и в русском переводе. Не удивляйтесь, но это детская приключенческая проза. А "дедулет" — это прозвище, которое дал сэру Полу один из его внуков.

В книге главный герой как раз и путешествует по миру со своими внуками благодаря волшебному компасу, который переносит всю компанию то в дикие прерии, то в горы, а то и на тропический пляж, где навстречу будет двигаться целая армия крабов… В общем, снова не заскучаешь!

Continue Reading

Культура

На «Ленфильме» откроется выставка «Герман и окрестности»

На "Ленфильме" откроется выставка "Герман и окрестности"

Published

on

В Санкт-Петербурге 4 марта, в фойе киностудии «Ленфильм» кинорежиссер Алексей Герман-младший, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков откроют выставку и ретроспективу «Герман и окрестности». Оба события приурочены к выходу книги «Герман» издательства «Сеанс». Книгу организаторы характеризуют как «фундаментальное исследование об одном из главных авторов «ленинградской школы»». В издании собраны фотографии и документы, опубликованы статьи о фильмах и поэтике режиссера, а также интервью самого Алексея Германа. Автор концепции и редактор-составитель тома Любовь Аркус представит книгу публике 4 марта в 19:00, перед спецпоказом фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Герман и "Ленфильм" — один из сквозных сюжетов как книги, так и судьбы ее главного героя. Алексей Герман работал на "Ленфильме" с 1967 года, когда он дебютировал с картиной "Седьмой спутник", до времени своего ухода в 2013 году, когда в "ленфильмовских" тон-ателье завершалась запись звука для "Трудно быть богом". Здесь его фильмы запускали и закрывали, отсюда его изгоняли с позором и возвращали с почестями. Здесь были его группа и семья, друзья и враги.

Сюжет выставки "Герман и окрестности" сфокусирован на истории создания фильма "Мой друг Иван Лапшин". Все экспонаты сопровождают цитаты из интервью режиссера разных лет — таким образом, проводником по выставке становится сам Алексей Герман.

Одновременно с выставкой в киноцентре "Ленфильм" будет проходить ретроспектива картин Алексея Германа. Помимо фильма "Мой друг Иван Лапшин", зрителям будут показаны оказавшие на Германа большое влияние "Друзья и годы" Виктора Соколова, снятые по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты "Торпедоносцы" Семена Арановича, а также два фильма, выпущенные Германом на "Ленфильме" уже в качестве руководителя Мастерской Первого и Экспериментального фильма: полнометражные дебюты Евгения Юфита и Алексея Балабанова — "Папа, умер дед мороз" и "Счастливые дни".

Особое внимание стоит обратить на то, что вечером 27 марта в 17.00 в рамках события на "Ленфильме" состоится российская премьера фильма "Светлана", снятого режиссером Виталием Потемкиным в 2018 году. Лента — о жизни и творчестве кинодраматурга Светланы Кармалиты, об ее совместной работе с мужем, кинорежиссером Алексеем Германом. Светлану Кармалиту вспоминают ее сын Алексей Герман младший, Олег Басилашвили, Алексей Учитель, Леонид Ярмольник и другие.

Организаторы мероприятия в целом — киностудия "Ленфильм", издательство "Сеанс", портал "Чапаев", Госфильмофонд России, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Но не только они — ряд людей и организаций присоединились к такому важному делу. Среди них — Федор Бондарчук, Артем Васильев, Госфильмофонд и другие.

Вот что пишет в преддверии выхода книги, открытия выставки и ретроспективы известный кинокритик Ксения Рождественская:

"Про то, что Герман поразительный рассказчик, было известно и раньше (см. книгу разговоров с Германом Антона Долина), и на протяжении всего сеансовского тома он тоже "держит зал", и показывает класс, и объясняет метод ("кино надо снимать в состоянии атаки"), и сообщает множество занимательных деталей — вроде того, что на главную роль в "Хрусталеве" планировался Довлатов. Но тут, даже на уровне еле заметно меняющейся интонации, становится видна линия судьбы — вот он баловень и "о, счастливчик", которому все изначально дано уже по факту рождения, вот он скучает в БДТ на вторых ролях и уходит в кино, а вот оказывается, что быть первым (или хотя бы заметным) на фоне ленфильмовского созвездия 1970-х тоже нечеловечески сложно, нужно идти дальше и быть смелее, а за это бьют, а вот, уже битый, изруганный и полузапрещенный, он приходит к тому (тут уже начинаются мои домыслы, простите), что дело не в том, как выторговать у ленфильмовских бюрократов право показать в кино тот или иной уровень правды — а в том, что есть какой-то предельный уровень правды, настоящего, подлинности, к которому невозможно пробиться ни в современности, ни в социальности, он где-то на небе, в райском саду, из которого изгнали, в детстве, которое ушло. И только на этом уровне имеет смысл работать. Штурмовать небеса".

Выставка продлится до 4 апреля. Вход свободный. Билеты — на сайте киностудии "Ленфильм".

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Наука1 час ago

Ученые доказали, что выбросы метана в море Лаптевых связаны с вечной мерзлотой на его дне

Дальнейшие наблюдения и подводные раскопки помогут понять, что именно порождает выбросы метана и какие последствия от их высвобождения можно ожидать,...

Росреестр разработал новые географические карты Росреестр разработал новые географические карты
Экономика1 час ago

Росреестр разработал новые географические карты

Работу над единой электронной картографической основой (ЕЭКО) продолжает Росреестр с подведомственным ему Центром геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных и...

Общество3 часа ago

«Фонтанка» сообщила о смерти задержанного в петербургском отделе полиции

В петербургском отделе полиции №75 умер задержанный за езду без прав 29-летний Алексей Кустов, сообщает «Фонтанка» со ссылкой его адвоката...

Общество3 часа ago

Предполагаемый лидер «Черного блока» рассказал, что сбежал из‑под домашнего ареста

Националист Владимир Ратников (Комарницкий), обвиняемый по делу «Черного блока», записал видео, в котором рассказал, что сбежал из-под домашнего ареста. «Я...

Общество3 часа ago

Рогозин: космодром «Восточный» будет строиться «всегда»

Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сказал, что строительство на космодроме «Восточный» будет идти постоянно. Об этом он сообщил в выпуске программе...

Если бы не Горби Если бы не Горби
Общество4 часа ago

Если бы не Горби

Во-первых, поздравления Михаилу Сергеевичу Горбачеву. В любом случае добраться в здравом уме и трезвой памяти до таких возрастных высот удается...

Наука5 часов ago

Болезнь Паркинсона у макак подавили с помощью пересадки новых нейронов в их мозг

Исследователи надеются продолжить свои эксперименты на людях ТАСС, 1 марта. Часть симптомов болезни Паркинсона у макак удалось подавить благодаря пересадке...

Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens
Наука5 часов ago

Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens

Об этом рассказала реконструкция слуховых косточек, которую провели антропологи © EPA/JIM HOLLANDER, архив ТАСС, 1 марта. Антропологи реконструировали слуховые косточки...

РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых
Наука5 часов ago

РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых

В этом конкурсе можно было получить гранты до полутора миллионов рублей Здание РАН в котором расположен Российский фонд фундаментальных исследований...

Гигант слалома Гигант слалома
Спорт5 часов ago

Гигант слалома

В словенской Рогле проходит чемпионат мира по параллельным видам сноуборда. Во вторник, 2 мая, спортсмены будут соревноваться в параллельном слаломе,...

Популярное