Культура
Вариации на тему
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показал первую и пока единственную официально объявленную балетную премьеру сезона. Символично, что ею оказались «Вариации» Владимира Бурмейстера — балетмейстера, который в середине прошлого века создал лицо этой труппы. «Вариации» исполняют Ксения Шевцова и Денис Дмитриев. Фото: Карина Житкова
Возвращение «Вариаций» планировалось под занавес прошлого сезона — в пару к одноактному спектаклю Акрама Хана Kaash, что должно было стать российским дебютом британского хореографа и представить труппу как самую смелую и радикальную на российских балетных просторах. Пандемия спутала все планы, и «Вариации» вошли в другой альянс — с мировой премьерой Гойо Монтеро, в марте не дождавшейся нескольких дней до встречи с публикой. Но ситуация вновь изменилась, и «Вариации» были вмонтированы в программу, включающую «Маленькую смерть» Иржи Килиана и дивертисментное отделение «Дуэты».
Восстановленный балет Бурмейстера открывает вечер. Это один из немногих спектаклей, созданных им не для родной труппы, а лишь в нее перенесенных — «Вариации», или в оригинале «Sur le th me», которые хореограф называл также «Поэмами любви», поставлены по заказу Парижской национальной оперы. Бурмейстер оказался первым и на многие десятилетия единственным советским хореографом, перед кем открылись эти неприступные двери. В 1962 году работать ему пришлось «вопреки» — он принял приглашение на постановку большого сюжетного исторического спектакля, а в итоге был загнан в формат бессюжетной одноактовки. Но «Вариации» несут вдохновение хореографа музыкой Бизе (балет поставлен на его «Хроматические вариации») и инструментальным мастерством французской труппы. А бессюжетность преподнесена так, как ее принимали мастера советского драмбалета — Бурмейстер вычитывает в музыке тему творца, который ждет встречи со своей музой (такой же ход использовал Леонид Лавровский, двумя годами ранее поставивший в Большом театре «Вариации на тему Паганини» Рахманинова). Из темного пространства сцены появляется классический бестелесный белотюниковый кордебалет, на фоне которого томится главный герой, для которого поставлена сложная вариация, скорее героическая, чем лирическая. На его призыв появляется героиня, внешне неотличимая от облака грез. Они то сливаются в дуэте полного согласия, то героиня исчезает и ее место занимают две солистки, а то вновь возвращается, чтобы по-новому провести тему зова и ускользания. Соло, построенное на блестящей французской мелкой технике, сменяется прыжковой вариацией, после которых вновь следует дуэт — и исчезновение героини, вызывающее новый пламенный монолог героя.
Труппа театра Станиславского и Немировича-Данченко в последние десятилетия нечасто танцевала спектакли своего культового хореографа, а его главные шедевры — «Эсмеральда» и «Лебединое озеро» — под воздействием театральной обыденности мутировали в сторону обезличенного международного балетного «эсперанто». «Вариации» труппа тоже представила через опыт исполнения «Серенады» и «Кончерто Барокко». Однако современный мир для высокого романтизма, каким его понимали еще в середине прошлого века, места почти не оставляет. Денис Дмитриев честно сосредоточился на сложных монологах и дуэтах, насыщенность которых для премьера тянет на целый трехактный балет. Для Ксении Шевцовой текст, кажется, сложностей не представлял — она щеголяла россыпью мельчайших pas de bourree, бриллиантовыми заносками, мягко стелющимися «филированными» полетами. Но к герою явилась строгой коллегой-производственницей, ждущей от него не взлета вдохновения, а надежности в поддержках. Но балет старого мастера от этого не растерялся — наоборот, обнаружил профессионализм конструкции, выдержавшей новый подход. Более того, «Вариации» стали камертоном для остальной программы и, казалось, ее непревзойденной вершиной.
Современный мир для романтизма, каким его понимали в середине прошлого века, места не оставляет
Честь современного балета спас нынешний лидер труппы Лоран Илер. В финале вечера на пустой сцене появился сам 57-летний худрук с другим ветераном — 45-летним Георги Смилевски. Под звуки испанской гитары молодой хореограф Максим Севагин поставил номер, в котором нет ни одного трюка — только красота слияния тела и ритма. Это была абсолютная магия танца. Илер оказался достоин предшественника.
Культура
В Третьяковской галерее открылось сразу семь новых выставок
Третьяковская галерея, как и другие федеральные музеи, музеи-заповедники и библиотеки, расположенные в столице, открыла в пятницу двери для посетителей. Этого дня в музее ждали с нетерпением и подготовили к открытию сразу семь новых выставок. Билеты с сегодняшнего дня можно приобрести в онлайн-кассе галереи.
"Мы находимся в абсолютно полной боевой готовности. У нас к открытию смонтированы все масштабные и немасштабные, камерные выставки, которые мы готовили с момента закрытия музеев, с 15 ноября. Причем это выставки в самых разных зданиях музея", — прокомментировала решение столичных властей открыть музеи директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в эфире телеканала "Россия 24".
Для посетителей Третьяковка подготовила сразу семь новых выставок, и это не считая экспозиций, открывшихся онлайн во время локдауна. Так, в Новой Третьяковке на Крымском Валу наконец вживую можно увидеть ретроспективу Роберта Фалька, объединившую около 200 живописных и графических работ художника из 43 музейных и частных собраний.
"В такой сложной ситуации, в которой мы монтировали в ноябре — декабре эту выставку, можно было пойти по упрощению задачи, но мы поставили перед собой цель реализовать этот проект так, как мы его задумали. Спасибо министерству культуры, что пошли нам навстречу, оформили все необходимые разрешения для выдачи нам произведений из федеральных музеев, расположенных в регионах, а также из Государственного Русского музея", — приводит слова Трегуловой ТАСС.
Там же, в Новой Третьяковке, представлены работы современного художника, скульптора, автора объектов и инсталляций, фотографических и видеопроектов Аллы Урбан.
Западное крыло Новой Третьяковки превратилось в лабораторию будущего, погружающую в тайны русского кинетического искусства. Первоначальная выставка "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России" была показана в петербургском "Манеже", а теперь и московская публика увидит уникальные движущиеся работы художников шестидесятых и семидесятых годов.
Совместный проект Олега Зотова и Иды Ручиной "Чукотка. Эпическая сага. Вступление" открывает проект "Большая фотопремьера". С помощью художественной фотографии авторы показывают Чукотку, невероятный край, где переплетаются героическое и обыденное, а эпос является неотъемлемой частью современной жизни. В экспозицию вошли около 40 масштабных фотографий, на которых запечатлена жизнь коренных народов Севера и природа Чукотского автономного округа.
В Лаврушинском переулке посетителей ждет выставка "Александр Бенуа и его "Мир искусства"", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. Для русского искусства рубежа XIX-XX веков характерно возрастание роли графики, понимаемой как важнейший вид художественной культуры. Ведущее место в этом процессе принадлежит мастерам объединения "Мир искусства", совершившим "графическую" революцию. На выставке будут представлены около 200 произведений не только Бенуа, но и Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, С.В. Малютина, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова.
Откроется и камерный проект "Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение". По словам Трегуловой, у Иванова была идея создать некий храм, "храм человечества", и это эскизы для неосуществленных росписей в так и не построенном храме.
В Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке продолжает работу выставка Марии Якунчиковой-Вебер. Она была одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование, и вошла в историю как одна из самых талантливых и драматичных фигур Серебряного века.
По соседству откроется еще одна новая экспозиция "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия". Кузнецова не очень хорошо знают в России. Он довольно рано уехал во Францию, где и прожил всю жизнь.
Культура
Билли Айлиш записала новую песню и видео для сериала «Эйфория»
Новый трек Lo Vas a Oldinar («Ты станешь старше») необычен для Билли Айлиш. Ведь культовая американская поп-звезда спела его на испанском языке, дуэтом с певицей из Мадрида Розалией. И фактически дебютировала в новом для себя жанре.
Это очень красивая, медленная, трагическая композиция. Пылкая, привольная, с встревоженными распевными вокализами и с использованием, порой, исполнительских приемов этнической и классической музыки. Возможно, кто-то и не верил, что добившаяся впечатляющего успеха в К&B Билли Айлиш умеет петь и так задумчиво, печально и нежно.
Но 19-летняя артистка прекрасно справилась и с этой новой для себя задачей.
Песня Lo Vas a Olvidar войдет в саундтрек к сериалу режиссеров Сэма Левинсона и Пиппы Бьянко "Эйфория". Его первый сезон был показан в 2019 году.
Действие подростковой драмы (очень полезной и для родителей) повествовало о возвращении 17-летней Ру Беннетт из реабилитационной клиники. Девушка пыталась вырваться из прежнего замкнутого круга благодаря новой дружбе и любви… И вот уже 22 января — старт нового сезона "Эйфории".
В поддержку сингла Lo Vas a Olvidar Билли Айлиш и Розалия выпустили очень красивый, поэтичный и метафорический клип, по сути сыграв в нем убедительные кинороли. Наверняка, это видео многим захочется пересмотреть еще не раз…
Культура
Новый проект покажет редкие артефакты из российских музеев
Новый проект «Артефакты. Культурный детектив», который состоит из 5 квестов-фильмов, можно уже с пятницы смотреть в интернете, а в субботу, 23 января, он выйдет на ТВ. Проект необычен тем, что каждый фильм цикла рассказывает о необычном экспонате, хранящемся в региональном российском музее, и связанных с ним историях и легендах. Первый фильм «Новый Иерусалим» выходит на мультимедийном сервисе Okko 22 января, а также — в эфире телеканала «Моя Планета» — 23 января в 19.00. В фильме зрители отправятся на берега подмосковной реки Истры, чтобы выяснить, как Истра превратилась в реку Иордан, почему именно на ее берегах появилась архитектурная икона святых мест Иерусалима и как та самая икона «Спас Вседержитель» предсказала судьбу патриарха Никона.
Новые серии будут появляться каждую субботу на "Моей Планете": 30 января — "Импрессионизм по-русски", 6 февраля — "Тульские оружейники", 13 февраля — "Гороховецкая игрушка" и 20 февраля — "Сказки Ивангорода".
Ключевой технологией при создании цикла документальных фильмов стала субъективная съемка POV с использованием специального шлема. Этот съемочный прием европейского актуального документального кино позволит зрителям увидеть реальность глазами популярного ведущего телеканала "Моя Планета" Андрея Понкратова, который стал голосом проекта "Артефакты. Культурный детектив".
"Мне, как телезрителю, живущему в России, интересно смотреть про нашу историю — что происходит здесь — и сейчас, и в прошлом. У нас музеи с богатейшим фондом — есть, что посмотреть, и есть что показать. Давайте ценить то, что у нас есть, и то, что мы имеем. А имеем мы немало — у нас есть блестящая возможность путешествовать по нашей большой стране. Мы можем поехать на Север, Юг, на Кавказ и в другие регионы. Мы счастливые люди! И, несмотря на тяжелые условия пандемии, я считаю, что это и не трудности вовсе. А так — пустяки", — ведущий телеканала "Моя Планета" Андрей Понкратов.
"Проект "Артефакты. Культурный детектив" — это прекрасная возможность посетить уникальные российские музеи, не только не выезжая из своего города, но даже не выходя из дома. Все знают, что в Москве и Петербурге богатые музейные коллекции, но гораздо меньше людей знакомы с собранием импрессионистских картин Коровина в Ярославле или со знаменитыми сказочными иллюстрациями Билибина в Ивангороде. Наш проект создан для того, чтобы исправить эту несправедливость и рассказать широкой аудитории о том, какие удивительные артефакты можно обнаружить в пяти региональных музеях, какие по-настоящему детективные истории стоят за отдельными экспонатами и целыми коллекциями, какие тайны связывают судьбы великих художников и города, где проходили съемки", — заместитель генерального директора АНО "Национальные приоритеты" Ирина Осадчая.
Тем временем
Мультимедиа-гиды на платформе с технологией дополненной реальности "Артефакт" появляются во многих российских музеях благодаря нацпроекту "Культура". Только в 2020 году было создано 78 таких гидов, а к 2024 году их станет не менее 450. Эти технологии позволяют сделать культуру доступной даже в самых отдаленных регионах страны.
- Спорт4 месяца ago
«Бавария» к нам едет
- В мире1 месяц ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- В мире5 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- Культура4 месяца ago
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
- В мире3 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- Hi-Tech4 месяца ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост
- Общество5 месяцев ago
Готовы ли школьники к Всероссийским проверочным работам
- Спорт3 месяца ago
Онлайн-трансляция матча Лиги чемпионов «Барселона» — «Динамо» Киев