Connect with us

Культура

В Татарском театре оперы и балета — премьера мюзикла «Алтын Казан»

В Татарском театре оперы и балета - премьера мюзикла "Алтын Казан"

Published

on

В Татарском театре оперы и балета им. М.Джалиля прошла премьера первого национального мюзикла на татарском языке «Алтын Казан» 34-летнего композитора Эльмира Низамова в постановке Михаила Панджавидзе под музыкальным руководством Вадима Эйленкрига. В Татарском театре оперы и балета - премьера мюзикла "Алтын Казан"

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Фото: wikipedia.org

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» — название комедии Александра Островского, ставшее крылатым выражением, как нельзя лучше иллюстрирует это событие в Казани. Его отдаленным предшественником можно считать лишь рок-оперу «Крик кукушки» Рашида Калимуллина, поставленную в этом же театре в 1989 году.

«Алтын» с татарского — «золотой», «казан» — «котел». В либретто Рената Хариса история ведется о легендарных временах рождения Казани на реке, «которая еще не называлась Казанкой», когда змей Сазаган, ставший впоследствии Зилантом на гербе города, жил на горе у реки близ ее впадения в Волгу.

В отличие от национальной оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой, где речь идет о временах Ивана Грозного, мюзикл «Алтын Казан» пошел намного дальше в глубь веков — в мифологию, с целью обнаружения черт, объединяющих прошлое с настоящим. Башня Сююмбике украшает Казанский Кремль много веков, а вот памятник «котлу» или «чаше» появился на берегу Казанки всего лишь в 2013 году. Эти герои и объекты фигурируют в видеодекорациях, а змей Сазаган действует не только как впечатляющий, наделенный звериным интеллектом персонаж 3D-анимации, но и как эпизодический герой партитуры, наделенный своим голосом в вокальной строке.

Историю о том, как простой кузнец, сын ювелира Битимер со своей матерью-целительницей Сихатбану и ханской дочерью Аксылу выковывают волшебный котел, дарящий без огня кипящую «живую» воду, излечивающую от всех недугов, режиссер Михаил Панджавидзе использовал как возможность для путешествий во времени. В лагере коварных антагонистов Битимера — властолюбивый Ханзаде и его дружок Нукер, мечтающие извлечь из казана алчную выгоду. Но как в любой волшебной сказке, казан становится чудодейственным лишь в руках героя, чистого в помыслах, исполненного любовью. Змей выступает в мюзикле настоящим «богом из машины», сначала пряча казан в глубинах реки, а в финале, видя старания благородных героев, доставая его оттуда и оставляя Казани навсегда.

Художник-постановщик Гарри Гуммель создал для Ханзаде и Нукера костюмы барса и шакала, Аксылу облек в шкуру пантеры, Битимера представил татарским Иваном-царевичем, а его мать нарядил в лесное платье с рябиновым акцентом.

Композитор Эльмир Низамов, для которого этот мюзикл, сочинявшийся как рок-опера, стал в 2009 году дипломной работой в Казанской консерватории, создал мощное произведение по всем законам жанра. Оттолкнувшись от культовых сочинений законодателя мюзикловых мод Эндрю Ллойда Уэббера, Низамов принял этот вызов как возможность освоить еще один язык с его многочисленными прихотливыми кодами. Именно благодаря изобретательности и невероятной плотности музыкальной драматургии мюзикл «Алтын Казан» обрел искомый размах национального эпоса, вошедшего в захватывающий резонанс с динамикой современных ритмов. Европейская изощренность гармоний и оперного письма в сочетании с забойным форматом рок-музыки и слепящим обаянием эстрадных шлягеров виртуозно сплелись в нем с пышной орнаментикой фольклорных аллюзий.

Здесь было что поиграть симфоническому оркестру под управлением Станислава Курбатского. Здесь что ни номер, то потенциальный хит, который хотелось петь, выходя из зрительного зала. Блистательный состав исполнителей в лице Эльмиры Калимуллиной (Аксылу), Филюса Кагирова (Битимер), Артура Исламова (Ханзаде), Айдара Сулейманова (Нукер), Алины Шарипжановой (Сихатбану) поражал богатством природы, роскошью и свободой вокальной техники, демонстрируя, как важна для развития нации сила и энергия пения и танца.

Культура

Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале

Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале

Published

on

С 1 по 5 марта не только пройдут онлайн кинопоказы Берлинского международного кинофестиваля, но и будет работать Европейский кинорынок EFM. На рынок контента — традиционный спутник Берлинале — собрались 39 российских компаний производителей и дистрибьюторов. Они представят более 140 проектов: фильмы, сериалы, анимацию и телешоу объединит виртуальный зонтичный бренд Роскино. Также в рамках индустриальной секции Berlinale Co-Production Market пройдет презентация в формате Country Session о том, как можно совместно снимать кино с Россией. Впервые сразу 11 российских проектов будет представлено и в секции Berlinale Series Online Market. Участие российского контента в открывающем год кинорынке пройдет при поддержке Фонда кино. Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале

Фото: Andreas Rentz/Getty Images

"Беспрецедентное количество российских проектов свидетельствует о большой продуктивности производителей контента, несмотря на сложности 2020 года. В этом году презентуется много новинок — более 25 проектов, ранее не представленных на кинорынках, включая 8 сериалов и 6 анимационных проектов. Помимо площадки кинорынка, российские проекты участвуют в Berlinale Series Online Market; также на Berlinale Co-Production Market представлены копродукционные возможности с Россией. Что касается молодых талантов, нужно упомянуть, что два российских кинематографиста вошли в программу Berlinale Talents (Егор Одинцов и Лиза Цыганова). Кроме того, два российских фильма будут представлены на Берлинском кинофестивале в секциях Forum ("Дочь Рыбака" Юлдус Бахтиозиной) и Berlinale Shorts (анимационная лента "Вадим на прогулке" Саши Свирского)", — говорит о предстоящем Берлинале и рынке EFM Генеральный директор Роскино Евгения Маркова.

Назовем лишь некоторые фильмы и сериалы которые представят в Берлине наши кинематографисты. Будущий фильм "Чемпион мира" рассказывает о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшем из СССР. Триллер "Декабрь" повествует о последних днях поэта Сергея Есенина и его возлюбленной Айседоры Дункан. В центре сюжета новой военной драмы "Летчик" — пилот ИЛ-2 Николай Комлев, чей самолет потерпел крушение в лесу во времена Второй мировой войны. История о преодолении и выживании, вдохновленная подвигом Алексея Маресьева, запланирована к выходу в российских кинотеатрах в мае 2021 года. Другой фильм на военную тематику — "Зоя" , рассказывающий историю Зои Космодемьянской, уже знаком многим российским зрителям. Теперь его оценят и за рубежом.

Еще один новый проект, основанный на реальной истории — "Белый снег" — биографическая драма о легендарной спортсменке — лыжнице Елене Вяльбе, завоевавшей пять золотых медалей из пяти возможных на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Норвегии в 1997 году. 4 марта фильм выходит в российский прокат.

Впервые за рубежом будет представлен новый триллер "Ряд 19" — история о женщине-враче, которая вместе со своей дочерью в страшную непогоду летит ночным рейсом, и этот полет оборачивается чередой леденящих кровь событий.

Участникам EFM будет предоставлена возможность посмотреть российские фильмы "Огонь" и "Чернобыль", "Северный ветер" и "Нос, или Заговор "не таких". Еще одна новинка — "Соври мне правду" — фильм, рассказывающий о влюбленных, которые хотят провести уикенд в уединении, но внезапный приезд бывшего парня девушки и ее младшей сестры превращают загородную идиллию в жестокую психологическую игру. Выход в прокат картины запланирован на осень 2021 года.

Создатели сериала "Эпидемия" в рамках Berlinale Series Online Market Screenings покажут два эпизода сериала "Игра на выживание", второй сезон которого сейчас готовится к запуску. Сериал "Сны Алисы" стал единственным проектом из России, включённым в топ самых интересных проектов с наибольшим маркетинговым потенциалом, по мнению отборочного комитета кинорынка Berlinale Series Market. Действие разворачивается в загадочном северном городке, рядом с которым расположена космическая станция. Главная героиня — старшеклассница Алиса — страдает от слишком реалистичных сновидений и чувствует, что они как-то связаны с этим местом, и единственный выход — поскорее сбежать с лучшей подругой как можно дальше от дома и матери… Премьера сериала состоится на канале ТВ-3.

Новый международный проект "Балет" с Ингеборгой Дапкунайте в одной из главных ролей также продемонстрируют на кинорынке. А еще — сериалы "Чики", "Псих" и "Детки", и ожидаемые новинки в этом формате — хоррор "Пищеблок" по роману Алексея Иванова, триллер "Кесарь" и черная комедия "Сцены супружеской жизни", "Немцы", "Крюк" и другие.

Не обойдется и без фильма "Конек-Горбунок", который в эти дни ставит рекорды в российском прокате — на Европейском кинорынке его представляет венгерский дистрибьютор Luminescence. Фильмы "Майор Гром: Чумной Доктор", который выйдет у нас в прокат 1 апреля, "Фау 2: Побег из ада" Тимура Бекмамбетова и триллер в формате скринлайф "Хочу в игру" (оба проекта появятся у нас в кинотеатрах в этом же месяце) — также покажут на EFM.

Новый триллер "Выйти из группы" про подростка, который попадает в группу социальной сети, которая набирает ребят в загадочное братство, военная драма "Пальмира", линейка новых документальных картин, среди которых лента "Кресты" — об одной из старейших тюрем России… Нам есть что показать. Даже если покупатель контента будет смотреть на рынке только наши фильмы, он рискует сбиться с ног, от предоставленного изобилия. Добавим лишь еще, что в числе новинок EFM — документальный фильм режиссера Валерии Гай Германики — "Папа", а вскоре он появится и в России. Поклонники творчества режиссера будут рады этой новости.

Continue Reading

Культура

В Москве откроется Музей истории литературы XX века

В Москве откроется Музей истории литературы XX века

Published

on

В центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля на Зубовском бульваре 15 марта открывается новый отдел — Музей истории литературы XX века, который обещает удивить посетителей интерактивным форматом и открыть несправедливо забытые имена прошлого столетия.

"Литмузей — это не тот музей, который открывает выставки-блокбастеры, зато он делает огромную и важную работу для все русской литературы и русской словесности. А его новый филиал — это попытка описать литературу ХХ столетия как историю еще не завершенного, не прожитого, не осмысленного до конца прошлого", — рассказывает о новом проекте статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.

Дмитрий Бак добавил, что история литературы XX века не прожита до конца, ее дважды переписывали: первый раз в 20-е годы прошлого века, а потом еще раз в 80-е.

"Мы сможем полностью взглянуть на литературу XX века, когда увидим рядом "Как закалялась сталь" Николая Островского и "Лолиту" Михаила Булгакова", — отметил он.

Новый музей будет сильно отличаться от традиционных домов-музеев и музеев-квартир, которые обычно рассказывают о жизни и творчестве какого-то одного писателя. По словам Дмитрия Бака, героем музея на Зубовском станет вся русская литература прошлого столетия, со всеми ее парадоксами и противоречиями. Посетителям представят динамичную музейную экспозицию, призванную воссоздать достоверную историю русской литературы "советского времени".

Здесь будут представлены уникальные музейные реликвии, связанные с жизнью и творчеством российских писателей разных эстетических направлений и судеб. Среди них Андрей Платонов и Михаил Булгаков, Алексей Ремизов и Марина Цветаева.

Первая экспозиция нового музея — "Улица Мандельштама: Осип и Надежда" — состоит из трех частей: комнаты Осипа Эмильевича, комнаты Надежды Яковлевны и ведущего к ним коридора, оформленного плакатами и афишами 1900-1930-х годов. Специально для выставки отреставрированы 11 архивных аудиозаписей из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля: некоторые записи голоса Мандельштама будут обнародованы впервые. Это совместный проект ГМИРЛИ имени В.И. Даля и Мандельштамовского центра НИУ ВШЭ.

Continue Reading

Культура

Ария поломанных

Ария поломанных

Published

on

В Большом театре премьера — опера «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке одного из крупнейших режиссеров Клауса Гута. Это результат коллаборации Большого и Метрополитен-опера. Первыми оперу увидят в Москве, и лишь затем — в Нью-Йорке. Партию Саломеи исполнит сопрано Асмик Григорян. О своем взгляде на библейскую историю и оперу, вызвавшую шквал критики в начале ХХ века, она рассказала «РГ» накануне премьеры. Ария поломанных

Асмик Григорян: Все мои партии мне очень близки, но Саломея получилась как-то особенно органично. Фото: предоставлено пресс-службой Большого театра

В каждой оперной партии вы находите свою органику, но в Саломее, особенно после вашего триумфа на Зальцбургском фестивале в постановке Ромео Кастеллуччи, это соединение личного темперамента и образа иудейской царевны кажется феноменальным. Вам так близка эта героиня?

Асмик Григорян: Все партии, за которые я берусь, мне близки в той или иной мере, больше или меньше. Но Саломея — да, получилась как-то особенно органично. В Зальцбурге была долгая подготовка, над спектаклем работала очень сильная команда, всем было очень интересно.

Как вам удается сквозь плотный слой негативного восприятия Саломеи вызвать у слушателей своего рода сожаление, сочувствие?

Асмик Григорян: Я считаю, что изначально каждый человек хочет быть добрым, вне зависимости от того, какие ошибки совершает в жизни. Я никогда не верила в изначальное зло. Мне всегда казалось, что это поломанные люди. Моя Саломея скорее поломанная, чем демоническая. Я оправдываю всех своих героинь, это моя задача — объяснить и рассказать историю, может быть, с другой стороны. Вы видели когда-нибудь, как маленькие дети отрывают головы своим куклам? Вот примерно так я расцениваю эту ситуацию.

Как вам работается с режиссером Клаусом Гутом?

Асмик Григорян: Клаус — один из моих любимых режиссеров, мы давно хорошо знаем друг друга. Мне очень импонирует его вкус и творческая атмосфера работы. Он меня увлекает. Но я не люблю обсуждать спектакли до премьеры. Могу лишь сказать, что вещи, которые меня не увлекают, я не делаю. Роль меняется от спектакля к спектаклю, в зависимости от того, какая ты сегодня. Каждый раз, как я ее пою, она может быть о чем-то другом.

Недавно вы спели в Мариинском театре Лизу в "Пиковой даме" Чайковского, посвятив выступление своему отцу, знаменитому тенору Гегаму Григоряну. Он когда-то пел Германа. Когда слушали эту оперу с его участием, мечтали быть Лизой?

Асмик Григорян: Нет, я никогда не загадываю. Для меня Лиза никогда не была "партией мечты". Она всегда мне стоит каких-то нервов. С русскими героинями вообще как-то очень сложно находить баланс, физика и ментальность в них другие, существуют определенные стереотипы. Если не считать Татьяну в "Евгении Онегине", которую я могу петь даже без репетиций. А папин Герман — абсолютно историческая вещь, не поддающаяся времени, как и сам папа никогда не поддавался времени, всегда был современным человеком. Он вывел в партии Германа очень много лирических красок, его интерпретация отличалась тем, что, несмотря на русское произношение, он исполнял ее очень по-итальянски. Папин Герман — учебник для сегодняшнего европейского певца, все они учатся по записи "Пиковой дамы" с его участием.

Ария поломанных Фото: предоставлено Большим театром

Искусству пения папа вас учил?

Асмик Григорян: Учил, но намного позже. Официально я училась у мамы (литовская сопрано Ирена Милькявичюте, — прим. "РГ"). Но за что я благодарна обоим родителям, так это за развитие моего вкуса, как опера должна и как не должна звучать. А это и есть самое главное — знать куда стремиться.

Сегодня так востребовано искусство онлайн. Вас оно интересует?

Асмик Григорян: Нет и еще раз нет. Меня ничто не устраивает онлайн. Не знаю, из какого я времени — из прошлого или, может быть, будущего, но онлайн — это все неправильное. Конечно, если однажды мне скажут, что без этого невозможно жить, может быть, я тогда научусь, но я слабо в это верю.

Я оправдываю всех своих героинь, это моя задача — объяснить и рассказать историю, может быть, с другой стороны

Как вы перенесли локдаун и как выберется из ситуации закрытых театров опера в Европе и за океаном?

Асмик Григорян: Не решусь говорить за весь мир. Но лично я прекрасно проводила время, стараясь из любой ситуации выжать максимум возможностей. Отдохнула, приняла участие в трех сильных красивых постановках в разных театрах Европы. Все сильно зависит от того, как мы себя настроим. Вариантов в жизни, как и в опере, которую можно поставить во множестве версий, всегда много.

Ария поломанных Фото: предоставлено Большим театромСправка "РГ"

Репертуар Асмик Григорян — партии в операх Пуччини, Верди, Чайковского, Дворжака, Берга, Корнгольда, Яначека, Прокофьева, Рубинштейна. Она пела на сцене Венской оперы и в Ла Скала. Мировую известность ей принесла партия Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса на Зальцбургском фестивале в 2018 году в постановке Ромео Кастеллуччи. Напомним: царь Ирод, плененный красотой своей падчерицы Саломеи, делает ей неоднозначное предложение. Девушка соглашается, но берет с него клятву, что он исполнит ее желание — обезглавит Иоаканаана. Голова падает. Желание Саломеи исполнено. Но победила ли она?

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

"Реал" в большинстве обыграл "Аталанту" в матче Лиги чемпионов "Реал" в большинстве обыграл "Аталанту" в матче Лиги чемпионов
Спорт5 часов ago

«Реал» в большинстве обыграл «Аталанту» в матче Лиги чемпионов

Мадридский «Реал» стартовал в плей-офф Лиги чемпионов с победы: в первой встрече 1/8 финала испанский клуб обыграл на выезде «Аталанту»...

Общество5 часов ago

Оператора ФБК Павла Зеленского перевели из СИЗО под домашний арест

Пресненский районный суд Москвы перевел оператора Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Павла Зеленского из СИЗО под домашний арест. Об этом «Медиазоне»...

Общество5 часов ago

На Алтае обвиняемый съел в суде явку с повинной

Прокуратура Республики Алтай утвердила обвинительное заключение по делу о воспрепятствовании правосудию (статья 294 УК) против мужчины, который во время судебного...

Постпред России пообещал ЕС асимметричный ответ на новые санкции Постпред России пообещал ЕС асимметричный ответ на новые санкции
Экономика5 часов ago

Постпред России пообещал ЕС асимметричный ответ на новые санкции

Флаги с символикой Евросоюза у здания Еврокомиссии © РИА Новости. Алексей Витвицкий Читать 1prime.ru в МОСКВА, 25 фев — ПРАЙМ. Москва...

Счетная палата выявила признаки занижения таможенных платежей Счетная палата выявила признаки занижения таможенных платежей
Экономика6 часов ago

Счетная палата выявила признаки занижения таможенных платежей

Вход на зону таможенного контроля Московской областной таможни © РИА Новости. Михаил Воскресенский Читать 1prime.ru в МОСКВА, 25 фев — ПРАЙМ....

Экономика6 часов ago

Счетная палата заявила о занижении таможенных платежей на 98,5 млрд рублей

Счетная палата выявила признаки того, что участники внешнеэкономической деятельности не включают лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости. По данным контрольного...

Запуск цифрового проездного для авиапассажиров запланирован на март Запуск цифрового проездного для авиапассажиров запланирован на март
Hi-Tech6 часов ago

Запуск цифрового проездного для авиапассажиров запланирован на март

Работа аэродромных служб в аэропорту Домодедово © РИА Новости. Кирилл Каллиников ЦЮРИХ, 24 фев — ПРАЙМ. Запуск цифрового проездного для авиапассажиров IATA...

МИД призвал ослабить зависимость России от доллара МИД призвал ослабить зависимость России от доллара
Экономика7 часов ago

МИД призвал ослабить зависимость России от доллара

Здание министерства иностранных дел РФ © РИА Новости. Наталья Селиверстова Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 фев — ПРАЙМ. Замглавы Министерства иностранных...

Физики впервые проследили за аннигиляцией антиматерии внутри протонов Физики впервые проследили за аннигиляцией антиматерии внутри протонов
Наука7 часов ago

Физики впервые проследили за аннигиляцией антиматерии внутри протонов

Благодаря этому ученые надеются лучше понять, почему в протонах различаются доли разных антикварков Аргоннская национальная лаборатория © Eric N Hahn/Shutterstock/FOTODOM...

Потанин потерял первенство в списке богатейших россиян Потанин потерял первенство в списке богатейших россиян
Экономика7 часов ago

Потанин потерял первенство в списке богатейших россиян

Владимир Потанин © РИА Новости. Михаил Мокрушин Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 фев — ПРАЙМ. Глава «Норникеля» Владимир Потанин уступил первое...

Популярное