Connect with us

Культура

В прокат вышел новый фильм Валерия Тодоровского «Гипноз»

Published

on

Кино и сериалы в наше время играют со зрителем как кошка с собакой. Поясним эту, на первый взгляд, странную мысль. Сериалы ведут себя как верные псы, для которых желания хозяина, читай зрителя, превыше всего. Они и «тапочки принесут», и «защитят», и развеселят, и напугают — не дадут заскучать от отсутствия острых ощущений. Они тонко изучают психологию смотрящего и всегда готовы угодить. С первых же кадров стараются ошарашить, воздействовать на чувства, привязать, заставить себя полюбить. В конце каждой серии стремятся подластиться и выкинуть какой-то такой трюк, что несомненно захочется продолжить просмотр.

Фильмы, авторские в первую очередь, как коты. Режиссеры стараются выразить себя, они тут главные в этом своем мире. Пожалуйста, зритель, хочешь быть посвященным, так и быть, можешь примкнуть к моей киномагии, позволяю. Таким образом введу тебя в неизведанную вселенную, и ты откроешь для себя новые пространства. И зрители, особенно ищущие глубины в искусстве, с удовольствием играют в эту игру, прощая любимым авторам все их капризы, среди которых могут быть и скука, и затянутость, и чрезмерное самовыражение, и откровенные заморочки.

Валерий Тодоровский прекрасно знает все эти правила игры как творец, который делает и фильмы, и сериалы. Он один из немногих, кто умеет держать баланс. Но также он знает, что главное уметь в обоих форматах преподнести историю своим неповторимым способом. За годы в профессии прекрасно научился это делать. В снятой по сценарию Любови Мульменко, одного из лучших авторов современности, картине «Гипноз», которая в прокате с 15 октября, Тодоровский словно возвращается к себе самому того периода, когда снимал «Любовника», «Качели», «Страну глухих» и другие работы, за которые мы, зрители, так любим его творчество. Рассказанная история отталкивается от его личного опыта и уходит за горизонты авторской фантазии. Главный герой — подросток (дебют Сергея Гиро), то есть человек, который находится как раз в том возрасте, когда начинается понимание, что жизнь неоднозначна, что в ней есть разные миры, порой невыносимо противоречащие друг другу, и что сознательное и бессознательное могут буквально разрывать на части по отношению к одним и тем же событиям.

Формальная причина обращения героя к врачу-гипнологу — лунатизм. Подросток ходит по ночам. Но сеансы у врача, при том что парень, как выясняется, гипнозу не поддается, превращаются в мистическую историю взросления и познания Мишей (так зовут героя) самого себя и окружающей действительности.

Максим Суханов — актер, который владеет искусством гипноза в совершенстве. В том смысле, что способен загипнотизировать и в театральном зале, и через экран любое количество зрителей. Харизма артиста, человеческая и профессиональная, такова, что его не раз приглашали на роли, подобные этой. Чтобы не ходить далеко, достаточно вспомнить фильм «Один вдох» Елены Хазановой, что недавно вышел на экраны, там Суханов также играет гуру.

В фильме Тодоровского Суханов в роли доктора Волкова удивляет не только тем, как умеет создать мистический образ гипнолога, главного в научной лаборатории, но и демонстрацией того, что, каким бы ни был хорошим и авторитетным врач, он всего лишь человек. Он может сорваться, у него могут быть любимчики, он может возомнить себя продолжателем дела Всевышнего на Земле, и он может совершить роковую ошибку.

В фильме «Гипноз» сильна и семейная линия, что позволяет охарактеризовать его так: появилось настоящее кино как для подростков, так и для всей семьи, об отсутствии которого так любят у нас говорить. Мать и отец Миши (Екатерина Федулова и Сергей Медведев) очень точно играют пару родителей, которые никак не повзрослеют или не хотят показывать, что взрослые, дабы чувствовать себя ближе к своим детям. Зрители постоянно ощущают в картине атмосферу дома и взаимодействие членов семьи между собой, которых качает, как в лодке. Миша ощущает себя самым старшим и непонятым, он ищет значительного взрослого в своей жизни, который поможет ему определиться во всем. Матери, с одной стороны, хочется быть главной, с другой, — маленькой девочкой. Отец до сих пор инфантилен и не хочет признавать очевидного. Младшего брата Миши играет тот самый Степан Середа, который в предыдущей картине Тодоровского, «Одесса», в главной роли был альтер-эго автора. Внешне Степан действительно очень похож на режиссера, если представить, каким он был в детстве. И конечно же, Тодоровский не удержался от авторского искушения поместить себя самого и в этот фильм.

Однако сложность в том, что, говоря о фильме «Гипноз», ничего нельзя утверждать наверняка. Тодоровский использует прием, которым владеет в совершенстве: заставить зрителя додумывать линию каждого персонажа и логику каждого поступка. Часто так поступают режиссеры, которые не знают, что хотят сказать, но Тодоровский прекрасно осведомлен. Он играет со зрителями как гипнолог с пациентами. Мы сами должны решить, почему доктор Волков оставил Мишу в своей лаборатории, он просто лечит его или разглядел в нем дар (Мише удается погрузить в гипнотический транс младшего брата). Мы сами должны догадаться: девочка в красном зимнем пальто, пережившая травму в детстве, которая наоборот слишком гипнабельна, — фантазия влюбленного Миши или существует на самом деле, и какая она. И самый главный ребус фильма: кто оказывается сильнее — взрослеющий подросток, который задумывается о силе и влиянии лечения, или врач, который поддается на лекции на глазах у всех на явную провокацию своего пациента.

Именно недосказанность, нежелание Тодоровского и Мульменко разжевывать историю для в большинстве своем разленившегося зрителя сыграло с картиной злую шутку на недавно завершившемся 42-м Московском международном кинофестивале. Фильм «Гипноз» — первая картина Тодоровского, вошедшая в конкурс этого киносмотра, — не получил ни одного приза. Хотя, сказать по правде, заслуживал их. Возможно, сложность в том, что он оказался и камерным, и никаким не международным, а более понятным нашему зрителю и рассчитанным на него. ММКФ стал для картины фактором для привлечения внимания перед выходом в прокат, хотя мог бы быть чем-то большим. Но гораздо важнее, чем оказалась эта картина для авторов, и как ее воспримет зритель.

Любовь Мульменко можно поздравить с очередным удачным сценарием; Тодоровского — за явно полученную им в процессе создания картины радость делать то, что он умеет очень хорошо и что отличает его авторский почерк; оператора Жан-Ноэля Мустонена — с изящно выбранным стилем съемки; композитора Анну Друбич — с новой яркой музыкой.

Зрителю же можно только позавидовать: придется общаться с режиссером, который уважает его настолько, чтобы не зомбировать собственным фильмом и видением, а дать пищу для размышлений — в плане сознательного и бессознательного.

Культура

«Балтийский дом» показал премьеру Дмитрия Крымова «Все тут»

Published

on

В Санкт-Петербурге завершился ХХХ Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Одним из самых ярких событий смотра стала петербургская премьера спектакля театра «Школа современной пьесы» «Все тут», поставленного режиссером Дмитрием Крымовым.

Постановка, представленная в рамках проекта «Диалог поколений. Режиссерский театр в эпоху интернета», является настолько личным высказыванием мастера, что очень трудно подойти к ней с обычной меркой. Многослойное действие Крымов населил не только персонажами пьесы «Наш городок» обладателя Пулитцеровской премии Торнтона Уйалдера, но и своим ближайшим окружением, включая себя самого.

Сама пьеса, впрочем, здесь мало при чем. Крымов воссоздает свои воспоминания про два спектакля по этому произведению, которые он когда-то посетил. Первый раз — в семидесятых, когда вместе со своими родителями, режиссером Анатолием Эфросом и театральным критиком Натальей Крымовой, юный Дмитрий посмотрел «Наш городок» в интерпретации американца Алана Шнайдера. Второй спектакль прошел в 1987-м, и это была грузинская версия «Городка», которую Крымов смотрел уже без отца, только с мамой. А после настал черед уйти и Наталье Крымовой. Оставшийся в сиротстве режиссер показывает это душераздирающе и очищающе душу одновременно.

По накалу эмоций со сценой ухода согбенной мамы в спектакле может сравниться разве что эпизод прощания с Нонной Скегиной — верной соратницей Эфроса по театру. По ее желанию прах нужно развеять над могилой режиссера. Но вместо пепла из урны сыплются блестки с пиджака усопшей. Сочетание фарса с благодарной памятью и любовью создают совершенно особое настроение в зале. Особое — как и сам спектакль.

Вообще, когда присутствуешь во время подобного личностного высказывания, эмоции захлестывают, но от такой интимности вовсе не становится неловко, как следовало бы ожидать. То, что предназначено в первую очередь «для своих», органично становится достоянием абсолютно разных людей, собравшихся в зрительном зале. И эта органичность даже при сочетании того, что сочетаться не может в принципе — самое ценное свойство режиссерской души Дмитрия Крымова, его таланта, свет которого привлекает театралов со всей России.

Своим спектаклем Крымов закрывает гештальт не только в отношении своей семьи (помимо родителей, на сцене еще возникают образы бабушки и деда — не дедушки!). «Все тут» для него — это еще и наконец принятое самим собой прощание со «Школой драматического искусства», с которой режиссер сотрудничал почти полтора десятилетия. Реквиемом по неосуществленному, по непоставленному, стала цитата из так и не увидевшего свет рампы спектакля по Чехову. Встреча классика, поднятого на ходули, с персонажем Соньки Золотой ручки — это напутствие на творческую обреченность, на одержимость театром не столько Чехову, сколько самому Дмитрию Крымову, который вместил в пространство сцены личное и общее, субъективное и объективное, то, что ушло, и то, что еще не настало — и настанет ли? Тех, кто уже там — и тех, кто еще тут. Впрочем, для самого режиссера неопределенности не существует. Все тут — это его режиссерский вердикт, его человеческая вера и надежда. Которые блистательно разделяют актеры Юрий Чернов, Владимир Шульга, Александр Феклистов, Александр Овчинников, Татьяна Циренина, Мария Смольникова, Павел Дроздов и многие другие.

«Балтийский дом» сделал настоящий подарок тем, кто не смог прийти в театр — в интернете была организована прямая трансляция спектакля «Все тут», который с еще одной постановкой «Школы современной пьесы» — спектаклем Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон» — взял Приз зрительских симпатий в номинации «малое пространство». В категории «Большая сцена» обладателем Приза зрительских симпатий стала постановка екатеринбургского «Коляда-театра» «Оптимистическая трагедия». Призы прессы имени Леонида Попова получили спектакли «Мама» (Центр драматургии и режиссуры, Москва) и «Безприданница» того же Крымова («Школа драматического искусства», Москва).

Continue Reading

Культура

«Дэвид Копперфилд» — версия Армандо Ианнуччи

Published

on

Никто не ожидал: Армандо Ианнуччи снял «Историю Дэвида Копперфилда». Уточню для несведущих: снял не фильм о знаменитом иллюзионисте, а экранизацию романа Диккенса.

В чем неожиданность? Шотландец Ианнуччи славен хлесткими, острыми, на мой вкус, грубоватыми политическими сатирами типа «В петле» (о войне в Ираке) или «Смерти Сталина» — и вдруг этот нежный, исполненный тонких оттенков, но с броско сыгранными персонажами, атмосферный и дивно красивый фильм на сюжет самого личного, почти автобиографического романа британского классика. Роман огромен, для кино неподъемен, хотя существует очень хорошая киноверсия Джорджа Кьюкора, снятая в 1935 году. Ианнуччи и соавтор его сценария Саймон Блэкуэлл объемом не смутились — с необъятным материалом книги, вместившей целую жизнь писателя, он обошелся легко и свободно, с любовью, но без пиетета, не пытаясь подменить фильмом чтение и полагаясь на художественное воображения не только свое, но и зрителя.

Почти театральная условность приема, как и субъективность взгляда, заявлены с самого начала фильма: уже став знаменитым писателем, Копперфилд анонсирует предстоящий рассказ о себе со сцены некоего театра, срывает аплодисменты и лично отправляется в свое прошлое, наблюдая процесс собственного рождения. И в дальнейшем он станет гидом по своей жизни, выхватывая из нее ключевые моменты и самых важных персонажей. Авторы фильма щедро используют мотивы жизни и личности самого Диккенса, который тоже часто читал свои произведения со сцены и, по легенде, был подвержен галлюцинаторным явлениям оживающих персонажей своих будущих книг.

Вспоминая, мы всегда идеализируем минувшее — Ианнуччи это учитывает и делает самый солнечный фильм в своей практике. Яркий, брызжущий юмором, не угнетающий даже самыми мрачными картинами нищеты и обделенности в эпизодах на бутылочной фабрике. И есть только один по-настоящему омерзительный персонаж — прилипала-мошенник Урия Хип в блистательном исполнении Бена Уишоу («Парфюмер: история одного убийцы», «Малыш Джо»). По композиции фильм Ианнуччи в какой-то мере подобен экранизациям гоголевских «Мертвых душ»: здесь тоже парад колоритнейших лиц, каждому дан свой яркий, почти концертный номер, и это настоящий пир отличных актерских работ, даже несмотря на особенности весьма странного кастинга.

В чем странность? То ли режиссер решил довести до абсурдного предела новейшие политкорректные требования демонстрировать в фильмах образцово-показательный интернационал, то ли хотел соригинальничать, но для участия в экранизации он пригласил актеров всех оттенков кожи. Его совершенно не заботили комические несоответствия наподобие того, что вполне белая мама от отца-англичанина родит курчавого младенца — будущего Дэвида, которого сыграет смуглый индус Дев Патель. Что энергичной красоткой миссис Стирфорд станет Никки Амука-Бёрд из Нигерии. Что британский бизнесмен Уикфилд предстанет в облике Бенедикта Вонга, потомка эмигрантов из Гонконга. Единственная героиня фильма, поддерживающая безупречно британский стиль, — тетка и опекунша Дэвида миссис Тротвуд в восхительном исполнении Тильды Суинтон. И единственный герой, не вызывающий сомнений, — убежденный оптимист Микобер, с эстрадной лихостью сыгранный шотландцем Питером Капальди. Улицы британских городов выглядят яркими, солнечными и празднично живописными, они заполнены пестрой мультиэтнической толпой всех цветов кожи и более напоминают сегодняшний переполненный эмигрантами Париж, чем туманный Альбион XIX века.

При этом наименее убедительным мне кажется выбор Дева Пателя на роль Копперфилда. Конечно, шлейф «миллионера из трущоб», который за ним тянется, как указующий перст на плакате, напоминает о судьбе самого Копперфилда (а заодно и Диккенса), своими талантами выбившихся «из грязи в князи», из рабочих один — бутылочной, другой — гуталинной фабрик ставших литературными светилами. Но национальный колорит, присущий актеру, специфически южная экспрессивность его манеры все-таки мешают воспринимать получившийся персонаж как героя самого британского из британских авторов.

Память избирательна, парадоксальна и романтична. Эта субъективность взгляда выражена бездной броских приемов. Дом-баркас из детства Дэвида ощутимо меняет размеры, прежде казавшееся огромным — съеживается, и повзрослевший герой, вернувшись, постоянно трескается лбом о перекладины дна-потолка. Отдельная песня — «вещественное оформление» фильма: ослепительные костюмы Сьюзи Харман и Роберта Уорли, фактурность декораций и всего антуража, подобная кисти художника, фееричная по эмоциональности камера (оператор Зак Николсон). Важнейшую роль играет музыка Кристофера Уиллиса, чей симфонический разлив придает картине ностальгическую нежность и сближает ее с «золотым веком» кинематографа, где звезды всегда играли в дуэте с саундтреком. Вообще, путешествие по жизни героя в фильме неотрывно от вояжа по стилям едва ли не всей истории кино — есть момент, когда Ианнуччи забирается даже на территорию Великого Немого.

Обращение к Диккенсу не случайно для Армандо Ианнуччи: выпускник Оксфорда, он в студенчестве занимался историей литературы и персонально Диккенсом. Но мне показалось, что обращение к великой литературе в фильме он использовал не столько для транспортировки на экран сюжета романа, сколько для того, чтобы устроить себе и публике своего рода праздник сотворчества, азартного, увлеченного и ничем не обязанного никому, кроме собственной любви и фантазии.

«История Дэвида Копперфилда» теперь вышла в российских онлайн-кинотеатрах.

Continue Reading

Культура

Каннское жюри признало лучшим фильмом картину из Египта

Published

on

Закрытие "специального выпуска" Каннского фестиваля происходило в день очередного террористического акта, произошедшего утром в базилике Нотр-Дам в Ницце. Поэтому вместо традиционного красного ковра на лестнице Дворца фестивалей был развернут черный, траурный, а награждение лауреата предварялось минутой молчания. Каннское жюри признало лучшим фильмом картину из Египта

Египетский режиссер Самех Алаа. Фото: Предоставлено пресс-службой Каннского кинофестиваля

Как известно, за эти дни фестиваль показал вне конкурса четыре игровых фильма и, в конкурсе, полную программу короткометражных картин, отобранных еще для показа в мае, когда фестиваль пришлось отменить из-за коронавируса. Из 11 фильмов жюри единогласно выбрало лучший, наградив Золотой пальмовой ветвью картину египетского режиссера Самеха Алаа "Боюсь забыть твое лицо". Это первый фильм из Египта, получивший в Каннах главный приз фестиваля.

Были вручены также награды секции студенческих фильмов Cinéfondation, присланных из 444 киношкол мира; из 1952 работ для конкурса были отобраны 17. Лучшей из них признана картина "Кошкопёс" (Catdog), режиссер Ашмита Гуха Неоги (Институт кино и телевидения, Индия) — она награждена также грантом в размере 15 тысяч евро. Второй приз и 12 250 евро получила Елизавета Пысмак из Польской национальной киношколы в Лодзи за фильм "Моя толстая задница и я". Третью премию и 7 500 евро поделили румынка Люсия Чикос, снявшая фильм "Противопоказания" и немка Эльза Розергрен — за фильм "Хочу вернуться, вернуться, вернуться".

После вручения призов зрители посмотрели комедию "Два Альфреда" Бруно Подалидеса с Сандрин Киберлен и Дени Подалидесом в главных ролях.

Вечер закрытия фестиваля завершился всего за несколько часов до объявленного во Франции локдауна.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В России выделят допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями В России выделят допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями
Экономика40 минут ago

В России выделят допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями

Набережная в Сочи © РИА Новости. Екатерина Лызлова Читать 1prime.ru в МОСКВА, 31 окт — ПРАЙМ. Правительство РФ одобрило создание дополнительного...

Правительство обсудило подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду Правительство обсудило подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду
Экономика2 часа ago

Правительство обсудило подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду

» Оплата услуг ЖКХ в ОАО «Сбербанк России» в Калининграде © РИА Новости. Игорь Зарембо Читать 1prime.ru в МОСКВА, 31...

Хуснуллин к концу года оценит, как чиновники работают для водоснабжения Крыма Хуснуллин к концу года оценит, как чиновники работают для водоснабжения Крыма
Экономика3 часа ago

Хуснуллин к концу года оценит, как чиновники работают для водоснабжения Крыма

» Крымский мост © РИА Новости. Алексей Мальгавко Читать 1prime.ru в СИМФЕРОПОЛЬ, 31 окт — ПРАЙМ. Вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин...

Наука7 часов ago

Ученый заявил, что приближающийся к Земле астероид может сгореть в атмосфере

Астероид должен приблизиться к Земле на минимальное расстояние 2 ноября МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Потенциально опасный астероид 2018 VP1, который,...

Наука7 часов ago

Фонд перспективных исследований одобрил проект производства сверхпрочных нитей

Сроки его реализации запланированы на 2020-2023 годы МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Фонд перспективных исследований (ФПИ) одобрил проект производства сверхпрочных нитей...

Культура8 часов ago

«Балтийский дом» показал премьеру Дмитрия Крымова «Все тут»

В Санкт-Петербурге завершился ХХХ Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Одним из самых ярких событий смотра стала петербургская премьера спектакля театра...

Эксперт назвал преимущества использования виртуальных SIM-карт Эксперт назвал преимущества использования виртуальных SIM-карт
Hi-Tech8 часов ago

Эксперт назвал преимущества использования виртуальных SIM-карт

Продажа контрактов на подключение к сотовым операторам © РИА Новости. Петр Чернов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 31 окт — ПРАЙМ. Переход...

Какой кодекс сохранил лосося и треску на наших столах Какой кодекс сохранил лосося и треску на наших столах
Экономика9 часов ago

Какой кодекс сохранил лосося и треску на наших столах

Каждый житель Земли в среднем съедает по 20,5 кг рыбы и морепродуктов в год, подсчитали эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации...

В мире9 часов ago

Минобороны Азербайджана сообщило о боевых действиях в Карабахе

Москва. 31 октября. INTERFAX.RU — Боевые действия в зоне карабахского конфликта в минувшую пятницу и в ночь на субботу продолжались...

ВЭБ профинансировал проекты городского развития на 31 млрд руб ВЭБ профинансировал проекты городского развития на 31 млрд руб
Экономика9 часов ago

ВЭБ профинансировал проекты городского развития на 31 млрд руб

ВЭБ.РФ Читать 1prime.ru в   МОСКВА, 31 окт — ПРАЙМ. ВЭБ с начала 2020 года профинансировал проекты городского развития на сумму более 31...

Популярное