Культура
В Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств

Презентацией старинного органа в единственном Англиканском Соборе в Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств Международной детской филармонии / Филармонии юных талантов и Башмет-центра. Фестиваль вновь объединил взрослых профессионалов и юных артистов — победителей международных конкурсов, которые исполнили произведения Баха, Каччини, Альбинони, Глюка, Вивальди, Cтраделлы, Манчини, Скрябина, Чайковского, Свиридова и других известных композиторов.
«Такие концерты сегодня особенно важны, так как дети сейчас оказались практически без живого общения. Юные артисты — в изоляции, без концертов и выступлений. Даже экзамены в музыкальных школах проходят онлайн. А ведь артистам, особенно юным, так важна именно сценическая практика. Поэтому сегодня выйти к публике, пусть и с такими жесткими ограничениями, как 25% от общей заполняемости зала — настоящее счастье!», — сказала «РГ» известная пианистка и художественный руководитель Башмет-центра Ксения Башмет.
Основатель и директор Международной детской филармонии / Филармонии юных талантов, президент Фонда «Искусство на все времена» Лада Меркулова добавила, что в этом году Рождественский фестиваль имеет особое значение. «Своим искусством мы отправляем в космос пожелания, чтобы эти тяжелые времена скорее прошли, дети вернулись к нормальной учёбе, а мы все — к нормальному живому общению. Мы желаем всем здоровья», — отметила она.
Концерт в Англиканском соборе стал поистине историческим. Впервые после 100-летнего молчания собор наполнился звуками настоящего большого духового органа. Этот орган был создан фирмой Rohlfing-Kreienbrink в 1790 году, прошел реставрацию в 1958 году и все это время находился в Германии. Лишь в 2016 году учредители Культурного благотворительного фонда «Небесный мост» приобрели этот уникальный инструмент для Англиканской церкви в Москве. На то, чтобы собрать и установить орган, понадобилось еще четыре года. За это время органу вернули его первоначальное барочное звучание. У него — 34 регистра и более 2500 труб.
И вот, накануне праздников, 20 декабря, в волшебной акустике настоящего английского собора XIX века большой орган вновь зазвучал. В исполнении Игоря Гольденберга, одного из лучших органистов Москвы зрители услышали музыку XVII — XVIII веков.
Среди участников Рождественского фестиваля лауреаты международных конкурсов Грант Башмет (скрипка), Ильяс Невретдинов (труба), Анастасия Рассказова (классический саксофон), Екатерина Найденова (флейта), Ника Ванн (вокал), Андрей Филонов (фортепиано) и многие другие.
Специальными гостями музыкального праздника стали камерный оркестр «Солисты Москвы», солист Лейпцигской оперы и приглашенный солист европейских театров Владимир Байков, композитор, основатель и руководитель московского джаз-проекта Ivanov Vibe Band Иннокентий Иванов и солист оркестра Большого театра, лауреат международных конкурсов Иван Кокорин (маримба).
Культура
Танцы в музее

Фильм «Слепок», главными героями которого стали Пушкинский музей, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, пять молодых хореографов и пять молодых композиторов, вышел в прокат в Москве и 31 городе России. Международная премьера намечена на сентябрь в Вене на ярмарке современного искусства Viennacontemporary. Этот один из самых неожиданных плодов пандемии и локдауна, ставший возможным благодаря сотрудничеству ГМИИ им. А.С. Пушкина, фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva и фонда Aksenov Family. О проекте рассказывает режиссер фильма «Слепок» Андрей Сильвестров.
Пандемия позволила многое, что казалось невозможным. Например, танец в музее?
Андрей Сильвестров: До начала съемок я плохо себе представлял, в какую историю мы ввязываемся, несмотря на то, что ГМИИ имени А.С. Пушкина знаю с детства. Я тут много лет занимался в Клубе юных искусствоведов. А окончив школу в 1989 году, устроился в музей работать лаборантом. И одновременно учился на вечернем отделении Историко-архивного института. Мне казалось, что я про музей все знаю. Оказалось, ничего не знал. Не понимал, как трудно снимать в залах слепков — они хрупкие. Были бы бронзовые статуи — в сто раз было бы проще. И конечно, пространство музея, придуманное архитектором Романом Клейном, — очень красивое театральное пространство. Оно выстроено им как игра с эпохами. Каждый из залов — невероятная декорация. Очень важно было придумать, как камера будет жить в каждом зале.
И как выстроить освещение…
Андрей Сильвестров: Расставить освещение, соблюдая нормы музейного хранения, — это тот еще квест. Мы его проходили вместе с хранителями залов. Я помню их напряжение, когда наши приборы приближались к слепкам скульптур. Мне кажется, если им сейчас предложить повторить, ответ будет: "Нет. Никогда больше". Мы искали перформативный язык для каждого зала вместе с хореографами и оператором. По сути, камера живет в этом фильме как еще один танцовщик. Ее движения мы с оператором Даниилом Фомичевым выстраивали вместе с хореографами.
Слоган фильма — "Пять хореографов. Пять композиторов. Пять эпох". Все же, что было раньше: музыка или танец?
Андрей Сильвестров: Хореографы — финалисты конкурса международного фестиваля Context. Diana Vishneva. Они выбирали, с кем из композиторов будут работать. Марк Булошников, Дарья Звездина, Василий Пешков, Алексей Ретинский, Александр Хубеев — молодые композиторы, которых поддерживает фонд Дмитрия Аксенова.. Сейчас появилась идея выпустить саундтрек к фильму.
После съемок у вас изменилось внутреннее ощущение музея?
Андрей Сильвестров: Изменилось не ощущение, а оптика, взгляд. Я понял, что никогда не думал о жестах той или иной скульптуры. Я не видел, что за каждым жестом скульптуры стоит устройство социума.
Социум регламентирует культурные практики, движение тела?
Андрей Сильвестров: Мне это открыли хореографы. Мы с ними встречались вначале в zoom. Потом вместе ходили по музейным залам. Я каждую вещь здесь знал практически наизусть. Но не видел, что Древняя Греция дает один тип жеста, античный Рим культивирует совсем другие. А Средние века — это практически отсутствие жеста, выразительно подчеркивающее "отсутствие" тела в культуре. В Новое время вновь появляется телесность: не только страдания мучеников, но и радость тела. Хореографы открыли мне пластику времени. А за пластикой — политику эпохи.
Хореографы открыли мне пластику времени. А за пластикой — политику эпохи
Именно актер возвращает живой смысл скульптурному жесту?
Андрей Сильвестров: С чего начинается актерская игра? С повтора, с подражания… Он может повторять походку первого встречного, передразнивать приятеля, а может копировать пляску Диониса с античного барельефа.
Задача хореографов была соотнести эпоху и танец. Задача танцовщиков — "оживить" скульптуру. Что для вас как режиссера главное в этой истории?
Андрей Сильвестров: Конструкция, которую мы создавали, — слепок прошлого. Для каждого хореографа было важно пропустить это прошлое через себя, присвоить его. И выработать свое отношение к этому. Мне кажется, каждый нашел свой путь.
Возникает вопрос о проводнике по эпохам. В фильме эту роль исполняет балерина Диана Вишнева. Но речь не только о путешествии во времени?
Андрей Сильвестров: Роль Дианы — это роль Орфея и Эвридики одновременно. Она ведет нас в исчезнувший мир прошлого, как Орфей. Но она остается в пространстве музея, как Эвридика. Или — как тень или слепок эпох в хореографическом движении.
Если скульптура — отпечаток социума, то танец балерины создает слепок музея?
Андрей Сильвестров: Можно и так сказать. Она открывает зрителю музей как особое пространство, где все времена существуют одновременно. Мы движемся через череду копий, чтобы понять, в какой точке мы находимся.
Фонд Prada в Венеции несколько лет назад делал выставку, посвященную копиям, их изменениям, вариациям мотивов, повторениям в разных материалах, техниках, контекстах. Фильм "Слепок" неожиданно с ней рифмуется.
Андрей Сильвестров: Возможно. Но для нас была важна параллель еще и с цифровым миром. Вопрос о новом статусе цифровых копий в виртуальном мире, о том, где проходит граница между бесконечным копированием и индивидуальным жестом, сегодня решается заново.
Источник: rg.ru
Культура
Группа «Браво» выпустила 12 апреля диск с хитом «Юрий Гагарин»

История популярной группы «Браво» не менее интересна и стремительна, чем ее удалые, бодрые и непоседливые композиции. Ведь случалось и такое: «Браво» записывали отличные новые песни, а потом отвлекались на очередные премьеры или решение более насущных творческих задач. По сути, так было и с диском 1989 года «Скажем мы друг другу «Браво», официально выпущенном только сейчас, в день 60-летия полета в космос Юрия Гагарина.
Есть в этом новом старом альбоме и песня "Юрий Гагарин" со строчками "Юрий Гагарин, ты возьми меня с собой". И "Сны", где в запеве: "Нарисуй портрет Луны/ В платье из комет/ Вспомни бал ночной звезды/ Хоровод комет…". Да и "Звездный шейк"…
Все они впервые были записаны именно тогда — может быть, в самый сложный для группы период: из "Браво" ушла Жанна Агузарова, записавшая дивный, почти языческий сольный "Русский альбом", а затем на несколько лет уезжавшая в США. И "Браво" искали, кто займет место у микрофона. Попробовав Евгения Осина из группы "Авалон", записали с ним альбом из 10 песен.
Вот этот — "Скажем мы друг другу Браво", — распространявший "самиздатом" на магнитофонных катушках, а затем отложенный самими музыкантами в сторону. Может и для того, чтобы не вызвать непонимания у поклонников: ведь солистом в итоге стал Валерий Сюткин, который перепел многие из этих песен в своей манере — эпикурейской, душевной, согревающей, а еще — закадычной и улыбчивой. Многие из них стали хитами уже в его исполнении: "Добрый вечер, Москва", "Король Оранжевое лето", другие… А некоторые так и остались только на этом альбоме, теперь выпущенном на компакт-диске и виниле. Как раз вот эти "Юрий Гагарин", "Сны" или, например, "На танцплощадке"…
Возможно оттого, что Осин все-таки спел их несколько иначе: горделиво, нервно, иногда чуть встревожено и мелодраматично выстраивая исполнительские эмоции. Как парень, всеми силами претендующий на лидерство в своем дворе. Без того дружелюбия и компанейского духа, которые оказались в голосе соперника. И "Браво" в итоге доверили место у микрофона Валерию Сюткину и его улыбке…
А потом в "Браво" про оригинальный альбом будто забыли. Да и не до него было! С Сюткиным, который писал тексты, а иногда и музыку, у группы появились уже и новые замечательные песни! А пятиться назад, наверное, не захотелось.
Евгений Хавтан, кстати, и в интервью не любит вспоминать прошлое, а предпочитает говорить и думать о настоящем и будущем.
Да и катушку нашли лишь полгода назад. Оказалось, что звучит запись и по нынешним меркам отменно, очень качественно (впрочем, "Браво" всегда были перфекционистами по качеству саунда). И выпустили ее на CD, виниле и в формате цифровой загрузки, выбрав для даты релиза День космонавтики! Очевидно из-за песен "Юрий Гагарин", "Сны" и "Звездный шейк"… И здорово, что так сделали!
— Альбом не стали публиковать после записи, потому что мы расстались с Женей Осиным, и в группу пришел Сюткин. Никакого смысла издавать альбом уже не было. Часть этих треков перепел Валера на те же минусовые записи инструментов, — рассказал теперь Евгений Хавтан.
И добавил:
— Очевидно, если бы было большое промо по этому альбому с Осиным, то он бы имел успех. Ведь фактически Евгений был первым исполнителем песен "Мне грустно и легко", "Звёздный шейк", "Добрый вечер, Москва" и "Король оранжевое лето". Песен, которые все знают и любят в исполнении Валерия Сюткина. Но видимо, такая судьба у этой пластинки…
Обозреватель "РГ" поинтересовался у Евгения Хавтана: будут ли эти старые новые песни теперь заново отрепетированы и включены в нынешнюю программу "Браво"?
— Пока не знаю, — ответил музыкант, — но, скорее всего, все-таки нет.
Кто бы сомневался: Хавтан вновь сконцентрирован на будущем: после выхода дебютного альбома его международного проекта "Лос Хавтанос" вскоре будет записан и очередной студийный "Браво".
Источник: rg.ru
Культура
Земфира выпустила второй альбом за полтора месяца

Новый диск получил название «Северный ветер». Это саундтрек к одноименному фильму Ренаты Литвиновой, вышедшему в прокат больше месяца назад.
Очевидно, что работала над ним Земфира одновременно с записью альбома "Бордерлайн". О чем говорит уже то, что его главный сингл "Злой человек" звучит здесь в двух версиях, и одна из них предложена английской группой Archive, помогавшей Земфире и на "Бордерлайне".
Всего же в новом альбоме, вышедшем теперь на всех цифровых площадках, 15 треков. В основном это эмоциональные, атмосферные инструментальные зарисовки-иллюстрации.
Помимо них выделятся трагичная и мистическая фортепианная баллада "Фанни" (тоже присутствующая в двух версиях), "Ария Дивы", записанная с оперным вокализом, и уже известная песня "Злой человек" с голосом самой Земфиры. По сути, она единственная, которую можно представить в ее будущих концертах…
Источник: rg.ru
- Экономика2 недели назад
Долгие газопроводы
- Авто4 недели назад
Правительство России поддержит производителей автокомпонентов
- Авто4 недели назад
BMW к 2030 году переведет на электротягу половину новых машин
- Наука3 недели назад
Умер профессор Тюменского госуниверситета Владимир Загвязинский
- Авто4 недели назад
В России отзывают 685 автомобилей Skoda из-за ошибки в ПО
- Наука3 недели назад
Ученый считает, что лечение синдрома Дауна у новорожденных появится еще не скоро
- Авто3 недели назад
Сделки с подержанными авто с 1 мая в России можно будет оформлять на сайте Госуслуг
- Экономика3 недели назад
Поставки вакцины «КовиВак» в гражданский оборот начнутся 28 марта