Культура
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
1 октября в Москве стартуют сразу два кинофестиваля: 42-й Московский международный и 5-й кинофестиваль стран БРИКС. Штаб-квартира обоих — мультиплекс «Октябрь» на Новом Арбате.
ММКФ открывается фильмом Михаила Локшина «Серебряные коньки» в Театре мюзикла (бывший кинотеатр «Россия», специально построенный для Московских кинофестивалей). Обычных толп, приветствующих звезд на красной дорожке, не будет — год пандемии повсеместно диктует свои спартанские условия.
В преддверии начала мы побеседовали с программным директором ММКФ и куратором кинофестиваля БРИКС Кириллом Разлоговым.
Год вышел ненормальный. Будет ли нормальным фестиваль?
Кирилл Разлогов: Конечно нет, но он состоится, и это уже большая победа. Его пришлось перенести почти на полгода, зато он пройдет в очном режиме, а не онлайн. Программа на 90 процентов состоит из фильмов, о которых мы договорились уже в апреле, и я не думаю, что этот выбор нужно было корректировать: эти фильмы отражают определенный этап мирового кино и его тенденции. Хотя возникли несколько дополнений — картины из программы несостоявшегося Каннского фестиваля, два-три фильма из Венеции.
Одна из каннских картин, которую я очень люблю, — «Гагарин», тонкая, талантливая картина. Ее сняли режиссеры-дебютанты Жереми Труиль и Фанни Лиатар. Гагарин — название квартала во Франции, первый камень которого был заложен Юрием Гагариным, а теперь он подлежит сносу. Герой фильма чернокожий Юрий хочет спасти этот квартал и стать, как Гагарин, космонавтом.
С Венецианского фестиваля пришли фильмы «От смерти до смерти» Хилала Байдарова и «Новый порядок» Мишеля Франко — эта картина получила там Гран-при жюри. Другие венецианские картины, надеюсь, мы покажем на следующем фестивале в апреле — если, конечно, позволит коронавирус.
Летом в мире были отменены многие фестивали, их программы оказались «бесхозными» — вы подхватили эти фильмы?
Кирилл Разлогов: Да, продюсеры нескольких картин нам первоначально отказали — рассчитывали на другие фестивали, потом захотели к нам вернуться, но у нас уже были конкурсные фильмы от этих стран. Впрочем, некоторые картины будут показаны в программе «Спектр».
Традиционные параллельные программы не сократились?
Кирилл Разлогов: Все почти как всегда: покажем около 180 фильмов. Сократилось количество мест — из-за рассадки зрителей в шахматном порядке. Но число сеансов сохранилось, причем увеличилось число кинозалов. Будут авторские программы Петра Шепотинника, Стаса Тыркина, Андрея Плахова, хотя Андрей застрял в Греции и фильмы обещал представлять с видеозаписей. В видеорежиме пройдут многие пресс-конференции: число открывшихся стран очень невелико, и большинство участников прилететь не смогут.
Церемонии, приемы, тусовки — вся социальная жизнь ММКФ будет сведена к минимуму. Но кинофестиваль дорог возможностью посмотреть фильмы!
С зарубежными гостями в этом году плохо?
Кирилл Разлогов: Для полетов открыты только Великобритания, Турция, Швейцария, Казахстан и Танзания, где своего кинематографа нет. Были у нас запутанные, почти курьезные, хотя и драматичные ситуации. Например, режиссер израильской картины имеет два гражданства: Израиля и Великобритании. Как израильтянин, он не нуждается в визе в Россию, но оттуда не летают самолеты, и он должен был полететь в Лондон, заказать там российскую визу, дождаться ее оформления и прилететь уже из Великобритании. Но в Лондоне его бы посадили на две недели на карантин, и он бы все равно к нам не успел. Так что пресс-конференцию он даст дистанционно онлайн. Обидно также, что вылетел из программы один хороший фильм, международная продукция с участием Армении: учитывая последние события, мы не можем его показать — он о «яблоке раздора» Нагорном Карабахе.
Фестиваль станет более деловым? Атрибутов шумного праздника будет поменьше?
Кирилл Разлогов: Кроме кинопоказов и пресс-конференций, никакой социальной жизни. Не будет даже приемов по случаю открытия и закрытия фестиваля. Актеры пойдут по красной дорожке, но без публики и бурных аплодисментов. Вечеринки если и будут — то по инициативе правообладателей. Но мне фестиваль дорог тем, что зрители смогут посмотреть фильмы.
Число фестивальных точек увеличилось?
Кирилл Разлогов: Немного. Церемонии открытия и закрытия — в Театре мюзикла, большинство показов — в мультиплексе «Октябрь» и Доме кино, но к кинозалам в Третьяковской галерее и в Центре документального кино добавился арт-центр «Гараж». Резко изменится атмосфера фестиваля, обычно довольно безалаберная, когда аккредитованные журналисты и гости переходили из зала в зал, «дегустируя» то один, то другой фильм, — ничего этого не будет. Теперь места надо заказывать заранее и занимать их перед сеансом. А общение и самодеятельность масс, вероятно, перейдут из фойе «Октября» в ближние кафе и рестораны, где нет такого строгого режима.
Публика жалуется на тотальную депрессивность фестивальных программ. В год пандемии оптимизма не станет больше?
Кирилл Разлогов: По поводу оптимизма: вспомним о программе «Третий возраст» — фильмы о пожилых с пожилыми актерами, грустные фильмы. Но в противовес придумана молодежная программа «Молодые и красивые» — стараемся соблюдать баланс. Будут более легкие картины, будут комедии. Будет интересная программа Screenlife, собранная по инициативе председателя жюри Тимура Бекмамбетова.
Что интересного в программе ретроспектив?
Кирилл Разлогов: С ними тяжело: после ухода из жизни Владимира Дмитриева и из-за частой смены директоров Госфильмофонда стали возникать проблемы. Но будет большая ретроспектива французского режиссера Робера Энрико. Из архивных находок — фильм Ильи Трауберга «Сын Монголии» 1936 года, который был запрещен и сохранился без звука; он будет показан с реконструированной фонограммой. Перед конкурсными картинами пойдут фрагменты фильмов Федерико Феллини в связи с его юбилеем, и в программе «Мастера» полностью покажем его реставрированную картину «Интервью». В марте отметил 80-летие Александр Прошкин, и фестиваль покажет его новый фильм «Назад в степь к сарматам». Эта картина также идет в конкурсе фестиваля стран БРИКС, который пройдет одновременно с ММКФ в «Октябре». Там по две картины на каждую страну: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР и Россия, и будет свое жюри. Есть очень интересные, даже сенсационные фильмы.
Просматривая афишу ММКФ, можно заметить явный перевес российского кино.
Кирилл Разлогов: Еще и потому, что наши режиссеры уж точно смогут представить свои картины лично. В конкурсе 5 наших фильмов из 13: «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Дочь рыбака» — российско-азербайджанский фильм Исмаила Сафарали, «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой и «На дальних рубежах» Максима Дашкина. Кроме того, в конкурсе картины из Великобритании, Индии, Турции, Румынии, Бразилии, Израиля, Казахстана.
Что вы особенно рекомендуете не пропустить?
Кирилл Разлогов: Одну картину я уже назвал: «Гагарин». Мне нравится англоязычный эпос польского режиссера Леха Маевского «Долина богов». Очень хорошие отзывы о казахской картине Адильхана Ержанова «Черный, черный человек». Интересна, как обычно, вся документальная программа, в частности, фильм «Спасти русский север» — его автор Дж. Митчелл Джонсон будет членом жюри, и это единственный американец, который прилетит на фестиваль, потому что женат на ростовчанке и живет в Ростове.
Пять фильмов ММКФ — рекомендации «РГ»
- «Блокадный дневник». Реж. Андрей Зайцев. Главный конкурс.
- «Новый порядок». Реж. Мишель Франко. Программа «8 ½ фильмов»
- «Еще по одной». Реж. Томас Винтерберг. Программа «Фильмы, которых здесь не было».
- «Уроки фарси». Реж. Вадим Перельман. Программа Специальных показов.
- «Я хотел спрятаться». Реж. Джорджо Диритти. Программа «Эйфория наваждений»
Культура
Ум за Zoom заходит
Берлинале всегда отражал если не тенденции в кино (это конек Канн и Венеции), то пульс и градус сотрясавших мир событий. Фестиваль-2021 в значительной мере — эхо накативших катаклизмов, которые быстро меняют весь ход цивилизации.
Таков ливанский конкурсный фильм "Шкатулка памяти", который пробивался к экранам не только через препоны COVID-19, затруднившие съемки и лишившие нас живой реакции кинозалов, но одолевая последствия чудовищного взрыва в Бейруте — он разрушил значительную часть города, а с ним квартиру, студию и офис кинокомпании создателей фильма. Сейчас супруги Жоана Хаджитомас и Халил Жорейеже живут в Париже, пытаясь с помощью кино напомнить людям о сокрушивших их жизнь трагедиях.
В какой-то мере фильм автобиографичен: это сама Жоана Хаджитомас еще девочкой отправляла подруге в Париж письма и кассеты с записями о счастливых временах в компании друзей. Спустя 30 лет посылка с этой корреспонденцией приходит в занесенный пургой Монреаль к некоей Марии, эмигрировавшей в Канаду. Мария растит дочку Алекс и старается забыть трагическое прошлое. Но оторваться от корней невозможно — вот и старая мать так и не выучила французский, не стала на новой родине своей. А теперь посылка разворошила воспоминания, и они оживают строчками старых писем, образами с выцветших фото, полузабытыми голосами с пленок. Тема фильма — забвение, которым пытаются утешиться разлетевшиеся по миру эмигранты, и попытки новых поколений проникнуть в тайны предков, восстановить разорванную цепь времен.
Пандемия и серия локдаунов вызвали к жизни поток фильмов, снятых с минимумом средств, но с максимумом фантазии. Среди них "Уроки языка" — картина, сама идея которой рождена локдауном. Актер Марк Дюпласс решил воспользоваться самоизоляцией, чтобы выучить испанский. Общение с учительницей шло по зуму, и постепенно между ними установилась связь значительно более теплая и близкая. Дюпласс понял, что здесь есть сюжет, и вместе с актрисой Натали Моралес (она же взяла на себя роль режиссера) сделал картину о человеческих связях эпохи пандемии — дистанционных контактах, переживающих все традиционные романтические авантюры, от доверительности до обид, от раздоров до почти любви, но платонической.
Понятно, что все снималось без съемочной группы: актеры сами сооружали из подручных средств декорации, сами гримировались и меняли фоны — от комнаты до бассейна, от спортзала до тропических красот Коста-Рики, где живет героиня. Общение — только через монитор, суть фильма и источник саспенса — диалоги, развитие отношений, когда два очень разных человека становятся необходимыми друг другу. Время инициировало уже довольно много таких экспериментальных zoom-драм, поделенный на клеточки экран быстро становится новым штампом, но "на войне как на войне" — перед нами один из способов выживания кинематографа, который заодно оттачивает полузабытое искусство импровизировать и увлекательно обыгрывать диалоги.
Фото: кадр из фильма "Шкатулка памяти".
Зум пригодился и румынскому режиссеру Раду Жуде. Застигнутый пандемией на старте съемок, он не стал заморачиваться и довел дело до победного конца: кастинг и репетиции шли дистанционно, актеры и вся съемочная группа работали в масках. Получилось эклектичное зрелище с длинным труднопереводимым названием, которое для простоты обозначим как "Чокнутое порно". Триггером для фильма стали случаи, когда после утечки из компьютеров интимных данных были скомпрометированы десятки учителей, многие поплатились своей работой. И вот учительница Эми оказалась жертвой такого шантажа: зафиксированные крупным планом ее сексуальные утехи оказались в интернете.
Для наглядности Жуде с места в карьер дает пару минут этого реального порно и к нему, как принято в артхаусе, подклеивает долгие, минут на сорок, блуждания деловитой Эми по израненному пандемией Бухаресту — это будет первая часть трехчастной саги. Вторая, состоящая из кинохроники, фото, рисунков и изложенных субтитрами философем, представляет собой перечень сфер бытия от политики, милитаристской истории, изгаженной экологии и сомнительной культуры до частей человеческого тела, призванный показать, какой человеческий мусор являет собой наша цивилизация.
Доведя зрителя до полной ненависти к себе подобным, фильм переходит к третьей части — судилища во дворе престижной школы, где разъяренные родители требуют увольнения Эми. Для разгона нам снова полностью показывают пресловутое порновидео, после чего ничуть не уязвленная Эми произносит в свою защиту пламенную речь. Разбушевавшиеся родители в ответ несут весь популярный ныне вздор, где в одну кучу смешались диктатура, большевизм, пропаганда гомосексуализма, еврейские козни и оральный секс, идет вполне узнаваемое смятение умов, к финалу обращенное режиссером как бы в шутку, "легкую, как ветерок" (цитата из его интервью). Сухой остаток от фильма: в преступном мире, где из десяти румынских детей шестеро — жертвы насилия, гнусно считать преступлением невинное порно.
Так маститый автор фильма "Мне плевать, если мы войдет в историю как варвары" решил во времена пандемии "малой кровью", шутя, играя и не особо заморачиваясь культурными традициями, заклеймить тотальное ханжество, реально владеющее миром. В прокате такой фильм вполне бессмыслен, а скандала, на который он ориентирован, не будет по причине виртуальности фестиваля.
Фото: кадр из фильма "Уроки языка"
Культура
Пора, мой друг, пора
В государственном музее А.С. Пушкина в среду открывается выставка «Мир семейственного счастья…», приуроченная к трогательной дате — 190-летию с венчания поэта с Натальей Гончаровой. «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», — это из строк, когда-то адресованных поэтом своей спутнице жизни. Насколько велико значение семьи и родословной в жизни гения? Что любопытного увидят гости экспозиции? Об этом «РГ» рассказала специалист по генеалогии, хранитель музейных предметов Государственного музея А.С. Пушкина Наталья Александрова.
"Мир семейственного счастья" — а каким он был для Пушкина и Гончаровой? Чем больше проходит лет, тем больше версий: кто-то говорит об идиллии, кто-то, наоборот, припоминает кокетство Натальи Николаевны, уверяет, что она не понимала мужа…
Наталья Александрова: Давайте говорить откровенно. Александр Сергеевич женился на девушке, которую любил. В любви родилось четверо прекрасных детей. То, что потом, да и до сих пор идут какие-то кривотолки, понятно: люди часто завидуют мужчине, который, может быть, сам не очень красив, но талантлив, да и женится он на самой очаровательной девушке. Пушкин был счастлив в браке. Наталья Николаевна тоже. И то, что произошла трагедия, ей ставить в вину нельзя, это была трагедия для всех. Не забывайте, что она была очень молода, когда выходила замуж, вдовой осталась в возрасте чуть больше 20 лет. Я не думаю, что она планировала сразу выйти за кого-то другого. Все-таки она всегда знала, кем был ее муж и всегда чтила его память. А второй супруг, который принял ее детей, — это уже совсем другое счастье.
Целый раздел выставки посвящен их венчанию в московской церкви Большого Вознесения. Какие артефакты напомнят посетителям об этом значительном для поэта событии?
Наталья Александрова: Это экспонаты, которые как раз расскажут о том, когда и где происходило венчание, и о том, что было после, — молодожены отправились в дом на Арбат, потом у них состоялось путешествие в Петербург, где они прекрасно провели время в Царском Селе. Мы покажем редкие портреты Пушкина и Гончаровой, виды Полотняного завода — имения Гончаровых, изображения Москвы и Царского Села. Очень важно, что все мемории, связанные со свадьбой, находятся в нашем филиале — мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. Мы специально не стали брать ничего оттуда, а решили представить предметы из фондов музея, которые не увидеть в постоянной экспозиции. Кстати, зал, посвященный венчанию, — второй, а открывает выставку раздел о предках поэта.
Правнучка поэта Наталья Сергеевна Мезенцова-Шепелёва. 1990 год. Фото: пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина
Известно, что родители Пушкина, люди светские, образованные, отвечали на его расспросы о родстве неохотно, даже будто стеснялись своих пращуров. Почему же для поэта было так важно его генеалогическое древо и при этом он гордился предками?
Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно. И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять. Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение "Моя родословная", где он обо всем этом говорит.
Люди часто завидуют тому, кто, может быть, не очень красив, но талантлив, да и женится на первой красавице
Не зря ведь он пытался в свое время написать так и незавершенный роман о своем прадеде — "Арап Петра Великого". Не закончил, правда. Это ведь его высказывание: "Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, это единственное наследство, доставшееся мне от них". Да, они не были богаты, но он был благодарен им за то, кто он есть. К семье и в широком, и в конкретном ее понятии Александр Сергеевич относился очень бережно, что бы про него ни говорили. Подробнее узнать об истории рода можно на выставке, где размещено генеалогическое древо Пушкиных.
И о потомках тоже?
Наталья Александрова: Конечно. Как я уже говорила, и это хорошо известно, у Пушкина было четверо детей. Но потомство оставили только двое: Александр Александрович и Наталья Александровна. Потомкам мы тоже посвятили отдельный зал, где представлены мемориальные предметы, изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Они расскажут о жизни потомков и их зачастую непростой судьбе. Сейчас наследников Пушкина более 200 человек по всему миру. В день венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны они по традиции собираются в мемориальной квартире на Арбате. Этот день потомки чтят особо: не было бы свадьбы, не было бы и их.
Культура
На «Евровидении» решились на то, чтобы конкурсанты пели из Роттердама
Европейский вещательный союз (EBU) совместно с голландскими вещателями и организаторами конкурса NPO, NOS и AVROTROS опубликовали обширный протокол охраны здоровья и безопасности COVID-19 для «Евровидения». Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном сегодня на официальном сайте конкурса песни. При этом надо будет соблюдать многие меры предосторожности.
В протоколе подробно описываются меры, которые должны будут соблюдать все аккредитованные лица (те, кто работает или участвует в "Евровидении"). Он полностью соответствует принципам Голландского Национального института общественного здравоохранения и окружающей среды, применимым и на крупных спортивных соревнованиях. Среди необходимых условий: ношение масок, соблюдение социальной дистанции, рассадка в том порядке, который укажут организаторы.
Но главное все-таки в том, что "Евровидение" состоится в Роттердаме живьем! И на него приедут конкурсанты из 41 страны-участницы.
Об этом теперь сообщил Мартин Эстердал, исполнительный директор "Евровидения":
— Дух и традиция конкурса песни "Евровидение" — это объединение Европы на одной сцене, и мы по-прежнему полны решимости добиться этого в мае в Роттердаме. Мы продвигаемся вперед с нашими планами создать безопасный конкурс, на котором все артисты выступят в Роттердаме в прямом эфире… При этом здоровье и безопасность всех присутствующих, включая сотрудников и прессу, являются нашим главным приоритетом…
И в то же время он уточнил, что "протокол может быть скорректирован в любое время, если этого потребует новое развитие событий"… То бишь ситуация с COVID-19.
Как будут тестировать и кого не пустят
Всем участникам "Евровидение" из-за рубежа рекомендуется пройти карантин на 5 дней до вылета в Нидерланды. При этом они должны сдать отрицательный тест на COVID-19 не более чем за 72 часа до вылета.
А уже оказавшись в Роттердаме всем делегациям придется оставаться в своих отелях, за исключением тех случаев, когда они едут на Ahoy Arena для репетиций, живых выступлений и других мероприятий, связанных с программой конкурса.
И всех, кто работает на официальной площадке конкурса Ahoy Arena, включая персонал, артистов и прессу, будут регулярно тестировать на коронавирус в специальном помещении рядом с ареной.
Исполнительный продюсер конкурса-2021 Сиетсе Баккер тоже сказала веские слова:
— Наша цель ясна: предотвратить передачу вируса во время мероприятия. Если у кого-то окажется положительный результат теста, то вступит в силу наш протокол изоляции… При необходимости примем и дополнительные меры. Ну а если будет инфицирован конкурсант и поэтому не сможет выступить в прямом эфире, то будет использована резервная запись [которую он запишет на всякий случай дома].
Это и есть План "Б"
Еще в феврале было объявлено, что "нормальный" конкурс песни "Евровидение" состояться в нынешних обстоятельствах не может. И хорошо, что согласились на план "Б", ибо остальные два были более жесткими. Рассматривался и вариант, при котором каждый конкурсант выступал бы из своей страны. В январе-феврале он признавался самым реальным из всех….
При этом число участников делегаций каждой страны сократилось по сравнению с прошлыми годами. Не повезет и журналистам: на мероприятия будут пускать только 500 человек, и лишь 1000 смогут освещать шоу в новом онлайн-пресс-центре.
А что же зрители?
Решения о том, смогут ли присутствовать в зрительном зале и болельщики, а также о том, какие общественные мероприятия можно будет проводить в честь "Евровидения", организаторы примут позднее.
Напомним, что 65-й конкурс песни "Евровидение" пройдет в Роттердаме с 18 по 22 мая 2021 года.
- Культура1 месяц ago
Доходы и расходы
- Спорт5 месяцев ago
«Бавария» к нам едет
- В мире2 месяца ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- Культура2 месяца ago
В Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств
- В мире4 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- В мире7 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- Hi-Tech5 месяцев ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост
- Экономика3 месяца ago
Самым недостройным образом