Культура
В Москве прощаются с Борисом Грачевским
В Москве в Доме кино в эти часы проходит церемония прощания с Борисом Грачевским. Один из основателей и художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш», напомним, скончался 14 января на 72-м году жизни. Причина — осложнения, вызванные коронавирусом.
Прощание проходит в открытом формате. Проводить в последний путь Бориса Грачевского пришли друзья, коллеги и поклонники его творчества, сообщают РИА Новости. На экране под негромкую музыку транслируют фотографии Грачевского разных лет.
Похоронят режиссера на Троекуровском кладбище.
Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Москве. Вместе с драматургом Александром Хмеликом стал основателем детского юмористического киножурнала "Ералаш". Также — режиссер, сценарист, автор фильмов "Крыша" и "Между нот, или тантрическая симфония", создатель нескольких документальных лент.
Культура
Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале
С 1 по 5 марта не только пройдут онлайн кинопоказы Берлинского международного кинофестиваля, но и будет работать Европейский кинорынок EFM. На рынок контента — традиционный спутник Берлинале — собрались 39 российских компаний производителей и дистрибьюторов. Они представят более 140 проектов: фильмы, сериалы, анимацию и телешоу объединит виртуальный зонтичный бренд Роскино. Также в рамках индустриальной секции Berlinale Co-Production Market пройдет презентация в формате Country Session о том, как можно совместно снимать кино с Россией. Впервые сразу 11 российских проектов будет представлено и в секции Berlinale Series Online Market. Участие российского контента в открывающем год кинорынке пройдет при поддержке Фонда кино.
"Беспрецедентное количество российских проектов свидетельствует о большой продуктивности производителей контента, несмотря на сложности 2020 года. В этом году презентуется много новинок — более 25 проектов, ранее не представленных на кинорынках, включая 8 сериалов и 6 анимационных проектов. Помимо площадки кинорынка, российские проекты участвуют в Berlinale Series Online Market; также на Berlinale Co-Production Market представлены копродукционные возможности с Россией. Что касается молодых талантов, нужно упомянуть, что два российских кинематографиста вошли в программу Berlinale Talents (Егор Одинцов и Лиза Цыганова). Кроме того, два российских фильма будут представлены на Берлинском кинофестивале в секциях Forum ("Дочь Рыбака" Юлдус Бахтиозиной) и Berlinale Shorts (анимационная лента "Вадим на прогулке" Саши Свирского)", — говорит о предстоящем Берлинале и рынке EFM Генеральный директор Роскино Евгения Маркова.
Назовем лишь некоторые фильмы и сериалы которые представят в Берлине наши кинематографисты. Будущий фильм "Чемпион мира" рассказывает о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшем из СССР. Триллер "Декабрь" повествует о последних днях поэта Сергея Есенина и его возлюбленной Айседоры Дункан. В центре сюжета новой военной драмы "Летчик" — пилот ИЛ-2 Николай Комлев, чей самолет потерпел крушение в лесу во времена Второй мировой войны. История о преодолении и выживании, вдохновленная подвигом Алексея Маресьева, запланирована к выходу в российских кинотеатрах в мае 2021 года. Другой фильм на военную тематику — "Зоя" , рассказывающий историю Зои Космодемьянской, уже знаком многим российским зрителям. Теперь его оценят и за рубежом.
Еще один новый проект, основанный на реальной истории — "Белый снег" — биографическая драма о легендарной спортсменке — лыжнице Елене Вяльбе, завоевавшей пять золотых медалей из пяти возможных на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Норвегии в 1997 году. 4 марта фильм выходит в российский прокат.
Впервые за рубежом будет представлен новый триллер "Ряд 19" — история о женщине-враче, которая вместе со своей дочерью в страшную непогоду летит ночным рейсом, и этот полет оборачивается чередой леденящих кровь событий.
Участникам EFM будет предоставлена возможность посмотреть российские фильмы "Огонь" и "Чернобыль", "Северный ветер" и "Нос, или Заговор "не таких". Еще одна новинка — "Соври мне правду" — фильм, рассказывающий о влюбленных, которые хотят провести уикенд в уединении, но внезапный приезд бывшего парня девушки и ее младшей сестры превращают загородную идиллию в жестокую психологическую игру. Выход в прокат картины запланирован на осень 2021 года.
Создатели сериала "Эпидемия" в рамках Berlinale Series Online Market Screenings покажут два эпизода сериала "Игра на выживание", второй сезон которого сейчас готовится к запуску. Сериал "Сны Алисы" стал единственным проектом из России, включённым в топ самых интересных проектов с наибольшим маркетинговым потенциалом, по мнению отборочного комитета кинорынка Berlinale Series Market. Действие разворачивается в загадочном северном городке, рядом с которым расположена космическая станция. Главная героиня — старшеклассница Алиса — страдает от слишком реалистичных сновидений и чувствует, что они как-то связаны с этим местом, и единственный выход — поскорее сбежать с лучшей подругой как можно дальше от дома и матери… Премьера сериала состоится на канале ТВ-3.
Новый международный проект "Балет" с Ингеборгой Дапкунайте в одной из главных ролей также продемонстрируют на кинорынке. А еще — сериалы "Чики", "Псих" и "Детки", и ожидаемые новинки в этом формате — хоррор "Пищеблок" по роману Алексея Иванова, триллер "Кесарь" и черная комедия "Сцены супружеской жизни", "Немцы", "Крюк" и другие.
Не обойдется и без фильма "Конек-Горбунок", который в эти дни ставит рекорды в российском прокате — на Европейском кинорынке его представляет венгерский дистрибьютор Luminescence. Фильмы "Майор Гром: Чумной Доктор", который выйдет у нас в прокат 1 апреля, "Фау 2: Побег из ада" Тимура Бекмамбетова и триллер в формате скринлайф "Хочу в игру" (оба проекта появятся у нас в кинотеатрах в этом же месяце) — также покажут на EFM.
Новый триллер "Выйти из группы" про подростка, который попадает в группу социальной сети, которая набирает ребят в загадочное братство, военная драма "Пальмира", линейка новых документальных картин, среди которых лента "Кресты" — об одной из старейших тюрем России… Нам есть что показать. Даже если покупатель контента будет смотреть на рынке только наши фильмы, он рискует сбиться с ног, от предоставленного изобилия. Добавим лишь еще, что в числе новинок EFM — документальный фильм режиссера Валерии Гай Германики — "Папа", а вскоре он появится и в России. Поклонники творчества режиссера будут рады этой новости.
Культура
В Москве откроется Музей истории литературы XX века
В центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля на Зубовском бульваре 15 марта открывается новый отдел — Музей истории литературы XX века, который обещает удивить посетителей интерактивным форматом и открыть несправедливо забытые имена прошлого столетия.
"Литмузей — это не тот музей, который открывает выставки-блокбастеры, зато он делает огромную и важную работу для все русской литературы и русской словесности. А его новый филиал — это попытка описать литературу ХХ столетия как историю еще не завершенного, не прожитого, не осмысленного до конца прошлого", — рассказывает о новом проекте статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Дмитрий Бак добавил, что история литературы XX века не прожита до конца, ее дважды переписывали: первый раз в 20-е годы прошлого века, а потом еще раз в 80-е.
"Мы сможем полностью взглянуть на литературу XX века, когда увидим рядом "Как закалялась сталь" Николая Островского и "Лолиту" Михаила Булгакова", — отметил он.
Новый музей будет сильно отличаться от традиционных домов-музеев и музеев-квартир, которые обычно рассказывают о жизни и творчестве какого-то одного писателя. По словам Дмитрия Бака, героем музея на Зубовском станет вся русская литература прошлого столетия, со всеми ее парадоксами и противоречиями. Посетителям представят динамичную музейную экспозицию, призванную воссоздать достоверную историю русской литературы "советского времени".
Здесь будут представлены уникальные музейные реликвии, связанные с жизнью и творчеством российских писателей разных эстетических направлений и судеб. Среди них Андрей Платонов и Михаил Булгаков, Алексей Ремизов и Марина Цветаева.
Первая экспозиция нового музея — "Улица Мандельштама: Осип и Надежда" — состоит из трех частей: комнаты Осипа Эмильевича, комнаты Надежды Яковлевны и ведущего к ним коридора, оформленного плакатами и афишами 1900-1930-х годов. Специально для выставки отреставрированы 11 архивных аудиозаписей из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля: некоторые записи голоса Мандельштама будут обнародованы впервые. Это совместный проект ГМИРЛИ имени В.И. Даля и Мандельштамовского центра НИУ ВШЭ.
Культура
Ария поломанных
В Большом театре премьера — опера «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке одного из крупнейших режиссеров Клауса Гута. Это результат коллаборации Большого и Метрополитен-опера. Первыми оперу увидят в Москве, и лишь затем — в Нью-Йорке. Партию Саломеи исполнит сопрано Асмик Григорян. О своем взгляде на библейскую историю и оперу, вызвавшую шквал критики в начале ХХ века, она рассказала «РГ» накануне премьеры.
В каждой оперной партии вы находите свою органику, но в Саломее, особенно после вашего триумфа на Зальцбургском фестивале в постановке Ромео Кастеллуччи, это соединение личного темперамента и образа иудейской царевны кажется феноменальным. Вам так близка эта героиня?
Асмик Григорян: Все партии, за которые я берусь, мне близки в той или иной мере, больше или меньше. Но Саломея — да, получилась как-то особенно органично. В Зальцбурге была долгая подготовка, над спектаклем работала очень сильная команда, всем было очень интересно.
Как вам удается сквозь плотный слой негативного восприятия Саломеи вызвать у слушателей своего рода сожаление, сочувствие?
Асмик Григорян: Я считаю, что изначально каждый человек хочет быть добрым, вне зависимости от того, какие ошибки совершает в жизни. Я никогда не верила в изначальное зло. Мне всегда казалось, что это поломанные люди. Моя Саломея скорее поломанная, чем демоническая. Я оправдываю всех своих героинь, это моя задача — объяснить и рассказать историю, может быть, с другой стороны. Вы видели когда-нибудь, как маленькие дети отрывают головы своим куклам? Вот примерно так я расцениваю эту ситуацию.
Как вам работается с режиссером Клаусом Гутом?
Асмик Григорян: Клаус — один из моих любимых режиссеров, мы давно хорошо знаем друг друга. Мне очень импонирует его вкус и творческая атмосфера работы. Он меня увлекает. Но я не люблю обсуждать спектакли до премьеры. Могу лишь сказать, что вещи, которые меня не увлекают, я не делаю. Роль меняется от спектакля к спектаклю, в зависимости от того, какая ты сегодня. Каждый раз, как я ее пою, она может быть о чем-то другом.
Недавно вы спели в Мариинском театре Лизу в "Пиковой даме" Чайковского, посвятив выступление своему отцу, знаменитому тенору Гегаму Григоряну. Он когда-то пел Германа. Когда слушали эту оперу с его участием, мечтали быть Лизой?
Асмик Григорян: Нет, я никогда не загадываю. Для меня Лиза никогда не была "партией мечты". Она всегда мне стоит каких-то нервов. С русскими героинями вообще как-то очень сложно находить баланс, физика и ментальность в них другие, существуют определенные стереотипы. Если не считать Татьяну в "Евгении Онегине", которую я могу петь даже без репетиций. А папин Герман — абсолютно историческая вещь, не поддающаяся времени, как и сам папа никогда не поддавался времени, всегда был современным человеком. Он вывел в партии Германа очень много лирических красок, его интерпретация отличалась тем, что, несмотря на русское произношение, он исполнял ее очень по-итальянски. Папин Герман — учебник для сегодняшнего европейского певца, все они учатся по записи "Пиковой дамы" с его участием.
Фото: предоставлено Большим театром
Искусству пения папа вас учил?
Асмик Григорян: Учил, но намного позже. Официально я училась у мамы (литовская сопрано Ирена Милькявичюте, — прим. "РГ"). Но за что я благодарна обоим родителям, так это за развитие моего вкуса, как опера должна и как не должна звучать. А это и есть самое главное — знать куда стремиться.
Сегодня так востребовано искусство онлайн. Вас оно интересует?
Асмик Григорян: Нет и еще раз нет. Меня ничто не устраивает онлайн. Не знаю, из какого я времени — из прошлого или, может быть, будущего, но онлайн — это все неправильное. Конечно, если однажды мне скажут, что без этого невозможно жить, может быть, я тогда научусь, но я слабо в это верю.
Я оправдываю всех своих героинь, это моя задача — объяснить и рассказать историю, может быть, с другой стороны
Как вы перенесли локдаун и как выберется из ситуации закрытых театров опера в Европе и за океаном?
Асмик Григорян: Не решусь говорить за весь мир. Но лично я прекрасно проводила время, стараясь из любой ситуации выжать максимум возможностей. Отдохнула, приняла участие в трех сильных красивых постановках в разных театрах Европы. Все сильно зависит от того, как мы себя настроим. Вариантов в жизни, как и в опере, которую можно поставить во множестве версий, всегда много.
Фото: предоставлено Большим театромСправка "РГ"
Репертуар Асмик Григорян — партии в операх Пуччини, Верди, Чайковского, Дворжака, Берга, Корнгольда, Яначека, Прокофьева, Рубинштейна. Она пела на сцене Венской оперы и в Ла Скала. Мировую известность ей принесла партия Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса на Зальцбургском фестивале в 2018 году в постановке Ромео Кастеллуччи. Напомним: царь Ирод, плененный красотой своей падчерицы Саломеи, делает ей неоднозначное предложение. Девушка соглашается, но берет с него клятву, что он исполнит ее желание — обезглавит Иоаканаана. Голова падает. Желание Саломеи исполнено. Но победила ли она?
- Культура1 месяц ago
Доходы и расходы
- Спорт5 месяцев ago
«Бавария» к нам едет
- Культура2 месяца ago
В Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств
- Культура5 месяцев ago
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
- В мире2 месяца ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- В мире4 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- В мире6 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- Hi-Tech5 месяцев ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост