Connect with us

Культура

В «Мастерской Петра Фоменко» показали «1001 ночь»

Published

on

Ночи в «Мастерской Петра Фоменко» бывают разные. Были когда-то белые, не так давно опять пошли египетские. Наконец вопрос решился радикально: ночей теперь здесь — тысяча и одна.

Полина Агуреева, которую зрители привыкли любить как актрису, уже участвовала в нескольких постановках театра. Теперь же — осуществила давнюю мечту: ее спектакль «Тысяча и одна ночь» уже в афише. Премьера состоялась только что — и оказалась событием нерядовым. Настолько, что его на всякий случай маркировали знаком «восемнадцать плюс».

Напомню: гипнотическая книга, из которой тянутся нити в спектакль, состоит из сказок страшно разговорчивой девушки Шахерезады. Три с лишним года, больше тысячи ночей, она рассказывала до утра персидскому царю Шехрияру сказки. У того, как у маньяка, пунктик. Он когда-то был разочарован неверностью своей жены — но ладно бы ее одну, он стал казнить по очереди всех своих наложниц по утрам. Дочь визиря Шахерезада в древней книге, как сознательный борец за женские права, добровольно напросилась к нему на ночь. И оказалось, умной женщине нетрудно манипулировать мужчинами-деспотами: надо лишь уметь рассказывать им сказки. Шахерезада, к слову, и жива осталась, и трижды родила за эти три волшебных года. Но это в книге.

А в спектакле нет ни Шахерезады, ни Шехрияра. Есть два рассказчика (Полина Агуреева и Федор Малышев) в черном — они разведены по сторонам, над головами зрителей их диалоги ударяют воздухом — как вольтова дуга — от одного к другому. Сближаются на авансцене, но едва соприкасаясь. И расходятся опять — лишь нагнетая электричество. Рядом с ними, по левую и правую руку от зрителей, две разделенные части струнного ансамбля: скрипки, альт, виолончели, контрабасы. Собственно действие и начинается с полузаметного движения глаз и медленно развернутой ладони Агуреевой — стекает первый звук, движение смычка.

Струнные сопровождают все происходящее на сцене. То, что происходит там, живет в воображении рассказчиков: то ли наяву, то ли во сне, то ли любовные безумства Востока, то ли расчетливая чувственность Запада, то ли герои древней книги, то ли архетипы. Человеческие сущности в сетях любви и смерти. Ожившие наскальные картинки — этот образ неспроста использован и на афише. Они нелепы, движутся смешно, и все мужчины деспоты, глупцы или наивные как дети — костюмы лишь подчеркивают все, что есть в них выдающегося. Женщины коварны и несчастны. Но ведь зато красивы — каждая по-своему. Всех их тут «ошеломила земная жизнь своими усладами и опутала своими узами». Запутались в страстях — «сокрушающиеся и сокрушенные, любящие и любимые».

Бин — говорит герой Полины Агуреевой — переводится как «тысяча», а бир — «один». К тысяче не приплюсована единица. Бин и бир — это проблема мироздания: множество возможностей — а смысл имеет единственный выбор.

Большую сцену заняла цветастая подушка — она лежит от края и до края. Ее изгибы и холмы — сильно помятая перина мира. Ковер земных страстей. Взгляды рассказчиков и действующих лиц, и зрителей из зала падают на эту подушку-сцену, оставляя — как сказали бы суфийские поэты, которыми и вдохновляются рассказчики — тысячу тревожных вздохов. Тут требуется оговорка: вздохи эти — в строгом шахматном порядке и не нарушают предписаний Роспотребнадзора.

Любовь всегда фаталистическая. Злой халиф (но с добрыми глазами Томаса Моцкуса) оказывается женщиной, грудь как две скалы и нянчится с детьми. Прекрасная мулатка (Стефани Елизавета Бурмакова) рада притворяться, будто юноша являлся к ней во сне — и вот что вышло. Порхающая толстушка (Елена Ворончихина) запугивает братьев: если не сделают, чего она желает, случится страшное. Они, естественно, боятся — а у нее уже на ожерелье 570 перстней о тех возлюбленных, которые уже боялись так же. Жена (Евгения Дмитриева) волшебным образом обманывает мужа-ювелира. И наконец еще один мечтатель думает о некоей несбыточной невесте — и не замечает рядом любви настоящей (Александры Кесельман). Виолончели о своем. Под музыку Шуберта здесь — самые решительные страсти.

Режиссер Агуреева назвала этот жанр «ироничным кабуки», худрук театра Евгений Каменькович назвал его «драматическим балетом».

Сюжеты, архетипы нанизываются друг на друга весело, как бусы. «Так нить за нитью хитросплетается полотно». Круговорот страстей, которому сопротивляться бесполезно. Есть ли ключ от этой тайны жизни? Вместо ключа — мелькнуло слово «верность». Кажется, будто неуместное при том, что наворочено у Шехрезады. И все же. «Лишь тот может тайну скрыть, кто верен останется…»

Полина Агуреева перед премьерой рассказала в интервью журналу «Театр», что в ее спектакле по-своему отразился сегодняшний «коллапс цивилизации», который, кажется, меняет «глубинную сущность человека». Без которой «новый мир трудно будет назвать «человеческим»». Спасение, возможно, по ее словам, разве что в «возвращении к простым и вечным вещам». К любви как «выходу из «здесь» и «сейчас» в Вечность». К основам мифа — «истокам души», где важны и «истоки», и «душа».

А все-таки не зря мы вспомнили «Египетские ночи». В давней постановке Петр Фоменко использовал фрагменты Пушкина и Брюсова. Полина Агуреева тогда играла роль графини К., которая преображается, как только начинается игра воображения. Она между поэтом Чарским и импровизатором-итальянцем Пиндемонти — служит «вдохновением» (гусиное перо в прическу), «подругой думы праздной». Столичный свет разыгрывал сюжет о Клеопатре, которой трое платят жизнью за проведенную с ней ночь.

Тут любопытна возникающая вдруг цепочка: пушкинское стихотворение «Из Пиндемонти» знатоки суфийской поэзии называли «лучшим гимном дервишеской свободе». Пушкинские «Египетские ночи» вспоминал герой ранней повести Достоевского «Белые ночи». Когда-то в спектакле «Белые ночи» (поставленном фоменковским учеником Николаем Дручеком) Полина Агуреева сыграла главную героиню Настеньку, которая опасно ходит по перилам и оказывается между Мечтателем и приземленным Жильцом (который — только позови). Оставшийся ни с чем Мечтатель — как и жертвы тех египетских ночей с Клеопатрой — благодарит судьбу за «целую минуту блаженства».

И Настенька пела в «Белых ночах» голосом Полины Агуреевой: «Сто разных хитростей и неприметностей, и будет так, как я хочу». И все-таки зависела от воли приземленного Жильца: шепнул — и побежала.

В ее спектакле «Тысяча и одна ночь» тоже слышны слова о хитрости, но голосом какой-то новой мудрости: «Для всего есть хитрость, кроме смерти», — изрёк суфий». Вся эта цепочка — может и невидимая внешне — конечно же про генетическую связь с учителем — Петром Фоменко: истоки и душа — оттуда. В то же время все по-новому — другой язык сценического действия.

Рассказчики — Полина Агуреева и Федор Малышев — снимают черные плащи и в белоснежных хитонах ныряют вдруг в конце спектакля туда — где все герои их воображения, на перину страсти, любовную подушку мира. Там — спасение. Они «танцуют от одного рая до следующего». По-своему.

Культура

«Балтийский дом» показал премьеру Дмитрия Крымова «Все тут»

Published

on

В Санкт-Петербурге завершился ХХХ Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Одним из самых ярких событий смотра стала петербургская премьера спектакля театра «Школа современной пьесы» «Все тут», поставленного режиссером Дмитрием Крымовым.

Постановка, представленная в рамках проекта «Диалог поколений. Режиссерский театр в эпоху интернета», является настолько личным высказыванием мастера, что очень трудно подойти к ней с обычной меркой. Многослойное действие Крымов населил не только персонажами пьесы «Наш городок» обладателя Пулитцеровской премии Торнтона Уйалдера, но и своим ближайшим окружением, включая себя самого.

Сама пьеса, впрочем, здесь мало при чем. Крымов воссоздает свои воспоминания про два спектакля по этому произведению, которые он когда-то посетил. Первый раз — в семидесятых, когда вместе со своими родителями, режиссером Анатолием Эфросом и театральным критиком Натальей Крымовой, юный Дмитрий посмотрел «Наш городок» в интерпретации американца Алана Шнайдера. Второй спектакль прошел в 1987-м, и это была грузинская версия «Городка», которую Крымов смотрел уже без отца, только с мамой. А после настал черед уйти и Наталье Крымовой. Оставшийся в сиротстве режиссер показывает это душераздирающе и очищающе душу одновременно.

По накалу эмоций со сценой ухода согбенной мамы в спектакле может сравниться разве что эпизод прощания с Нонной Скегиной — верной соратницей Эфроса по театру. По ее желанию прах нужно развеять над могилой режиссера. Но вместо пепла из урны сыплются блестки с пиджака усопшей. Сочетание фарса с благодарной памятью и любовью создают совершенно особое настроение в зале. Особое — как и сам спектакль.

Вообще, когда присутствуешь во время подобного личностного высказывания, эмоции захлестывают, но от такой интимности вовсе не становится неловко, как следовало бы ожидать. То, что предназначено в первую очередь «для своих», органично становится достоянием абсолютно разных людей, собравшихся в зрительном зале. И эта органичность даже при сочетании того, что сочетаться не может в принципе — самое ценное свойство режиссерской души Дмитрия Крымова, его таланта, свет которого привлекает театралов со всей России.

Своим спектаклем Крымов закрывает гештальт не только в отношении своей семьи (помимо родителей, на сцене еще возникают образы бабушки и деда — не дедушки!). «Все тут» для него — это еще и наконец принятое самим собой прощание со «Школой драматического искусства», с которой режиссер сотрудничал почти полтора десятилетия. Реквиемом по неосуществленному, по непоставленному, стала цитата из так и не увидевшего свет рампы спектакля по Чехову. Встреча классика, поднятого на ходули, с персонажем Соньки Золотой ручки — это напутствие на творческую обреченность, на одержимость театром не столько Чехову, сколько самому Дмитрию Крымову, который вместил в пространство сцены личное и общее, субъективное и объективное, то, что ушло, и то, что еще не настало — и настанет ли? Тех, кто уже там — и тех, кто еще тут. Впрочем, для самого режиссера неопределенности не существует. Все тут — это его режиссерский вердикт, его человеческая вера и надежда. Которые блистательно разделяют актеры Юрий Чернов, Владимир Шульга, Александр Феклистов, Александр Овчинников, Татьяна Циренина, Мария Смольникова, Павел Дроздов и многие другие.

«Балтийский дом» сделал настоящий подарок тем, кто не смог прийти в театр — в интернете была организована прямая трансляция спектакля «Все тут», который с еще одной постановкой «Школы современной пьесы» — спектаклем Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон» — взял Приз зрительских симпатий в номинации «малое пространство». В категории «Большая сцена» обладателем Приза зрительских симпатий стала постановка екатеринбургского «Коляда-театра» «Оптимистическая трагедия». Призы прессы имени Леонида Попова получили спектакли «Мама» (Центр драматургии и режиссуры, Москва) и «Безприданница» того же Крымова («Школа драматического искусства», Москва).

Continue Reading

Культура

«Дэвид Копперфилд» — версия Армандо Ианнуччи

Published

on

Никто не ожидал: Армандо Ианнуччи снял «Историю Дэвида Копперфилда». Уточню для несведущих: снял не фильм о знаменитом иллюзионисте, а экранизацию романа Диккенса.

В чем неожиданность? Шотландец Ианнуччи славен хлесткими, острыми, на мой вкус, грубоватыми политическими сатирами типа «В петле» (о войне в Ираке) или «Смерти Сталина» — и вдруг этот нежный, исполненный тонких оттенков, но с броско сыгранными персонажами, атмосферный и дивно красивый фильм на сюжет самого личного, почти автобиографического романа британского классика. Роман огромен, для кино неподъемен, хотя существует очень хорошая киноверсия Джорджа Кьюкора, снятая в 1935 году. Ианнуччи и соавтор его сценария Саймон Блэкуэлл объемом не смутились — с необъятным материалом книги, вместившей целую жизнь писателя, он обошелся легко и свободно, с любовью, но без пиетета, не пытаясь подменить фильмом чтение и полагаясь на художественное воображения не только свое, но и зрителя.

Почти театральная условность приема, как и субъективность взгляда, заявлены с самого начала фильма: уже став знаменитым писателем, Копперфилд анонсирует предстоящий рассказ о себе со сцены некоего театра, срывает аплодисменты и лично отправляется в свое прошлое, наблюдая процесс собственного рождения. И в дальнейшем он станет гидом по своей жизни, выхватывая из нее ключевые моменты и самых важных персонажей. Авторы фильма щедро используют мотивы жизни и личности самого Диккенса, который тоже часто читал свои произведения со сцены и, по легенде, был подвержен галлюцинаторным явлениям оживающих персонажей своих будущих книг.

Вспоминая, мы всегда идеализируем минувшее — Ианнуччи это учитывает и делает самый солнечный фильм в своей практике. Яркий, брызжущий юмором, не угнетающий даже самыми мрачными картинами нищеты и обделенности в эпизодах на бутылочной фабрике. И есть только один по-настоящему омерзительный персонаж — прилипала-мошенник Урия Хип в блистательном исполнении Бена Уишоу («Парфюмер: история одного убийцы», «Малыш Джо»). По композиции фильм Ианнуччи в какой-то мере подобен экранизациям гоголевских «Мертвых душ»: здесь тоже парад колоритнейших лиц, каждому дан свой яркий, почти концертный номер, и это настоящий пир отличных актерских работ, даже несмотря на особенности весьма странного кастинга.

В чем странность? То ли режиссер решил довести до абсурдного предела новейшие политкорректные требования демонстрировать в фильмах образцово-показательный интернационал, то ли хотел соригинальничать, но для участия в экранизации он пригласил актеров всех оттенков кожи. Его совершенно не заботили комические несоответствия наподобие того, что вполне белая мама от отца-англичанина родит курчавого младенца — будущего Дэвида, которого сыграет смуглый индус Дев Патель. Что энергичной красоткой миссис Стирфорд станет Никки Амука-Бёрд из Нигерии. Что британский бизнесмен Уикфилд предстанет в облике Бенедикта Вонга, потомка эмигрантов из Гонконга. Единственная героиня фильма, поддерживающая безупречно британский стиль, — тетка и опекунша Дэвида миссис Тротвуд в восхительном исполнении Тильды Суинтон. И единственный герой, не вызывающий сомнений, — убежденный оптимист Микобер, с эстрадной лихостью сыгранный шотландцем Питером Капальди. Улицы британских городов выглядят яркими, солнечными и празднично живописными, они заполнены пестрой мультиэтнической толпой всех цветов кожи и более напоминают сегодняшний переполненный эмигрантами Париж, чем туманный Альбион XIX века.

При этом наименее убедительным мне кажется выбор Дева Пателя на роль Копперфилда. Конечно, шлейф «миллионера из трущоб», который за ним тянется, как указующий перст на плакате, напоминает о судьбе самого Копперфилда (а заодно и Диккенса), своими талантами выбившихся «из грязи в князи», из рабочих один — бутылочной, другой — гуталинной фабрик ставших литературными светилами. Но национальный колорит, присущий актеру, специфически южная экспрессивность его манеры все-таки мешают воспринимать получившийся персонаж как героя самого британского из британских авторов.

Память избирательна, парадоксальна и романтична. Эта субъективность взгляда выражена бездной броских приемов. Дом-баркас из детства Дэвида ощутимо меняет размеры, прежде казавшееся огромным — съеживается, и повзрослевший герой, вернувшись, постоянно трескается лбом о перекладины дна-потолка. Отдельная песня — «вещественное оформление» фильма: ослепительные костюмы Сьюзи Харман и Роберта Уорли, фактурность декораций и всего антуража, подобная кисти художника, фееричная по эмоциональности камера (оператор Зак Николсон). Важнейшую роль играет музыка Кристофера Уиллиса, чей симфонический разлив придает картине ностальгическую нежность и сближает ее с «золотым веком» кинематографа, где звезды всегда играли в дуэте с саундтреком. Вообще, путешествие по жизни героя в фильме неотрывно от вояжа по стилям едва ли не всей истории кино — есть момент, когда Ианнуччи забирается даже на территорию Великого Немого.

Обращение к Диккенсу не случайно для Армандо Ианнуччи: выпускник Оксфорда, он в студенчестве занимался историей литературы и персонально Диккенсом. Но мне показалось, что обращение к великой литературе в фильме он использовал не столько для транспортировки на экран сюжета романа, сколько для того, чтобы устроить себе и публике своего рода праздник сотворчества, азартного, увлеченного и ничем не обязанного никому, кроме собственной любви и фантазии.

«История Дэвида Копперфилда» теперь вышла в российских онлайн-кинотеатрах.

Continue Reading

Культура

Каннское жюри признало лучшим фильмом картину из Египта

Published

on

Закрытие "специального выпуска" Каннского фестиваля происходило в день очередного террористического акта, произошедшего утром в базилике Нотр-Дам в Ницце. Поэтому вместо традиционного красного ковра на лестнице Дворца фестивалей был развернут черный, траурный, а награждение лауреата предварялось минутой молчания. Каннское жюри признало лучшим фильмом картину из Египта

Египетский режиссер Самех Алаа. Фото: Предоставлено пресс-службой Каннского кинофестиваля

Как известно, за эти дни фестиваль показал вне конкурса четыре игровых фильма и, в конкурсе, полную программу короткометражных картин, отобранных еще для показа в мае, когда фестиваль пришлось отменить из-за коронавируса. Из 11 фильмов жюри единогласно выбрало лучший, наградив Золотой пальмовой ветвью картину египетского режиссера Самеха Алаа "Боюсь забыть твое лицо". Это первый фильм из Египта, получивший в Каннах главный приз фестиваля.

Были вручены также награды секции студенческих фильмов Cinéfondation, присланных из 444 киношкол мира; из 1952 работ для конкурса были отобраны 17. Лучшей из них признана картина "Кошкопёс" (Catdog), режиссер Ашмита Гуха Неоги (Институт кино и телевидения, Индия) — она награждена также грантом в размере 15 тысяч евро. Второй приз и 12 250 евро получила Елизавета Пысмак из Польской национальной киношколы в Лодзи за фильм "Моя толстая задница и я". Третью премию и 7 500 евро поделили румынка Люсия Чикос, снявшая фильм "Противопоказания" и немка Эльза Розергрен — за фильм "Хочу вернуться, вернуться, вернуться".

После вручения призов зрители посмотрели комедию "Два Альфреда" Бруно Подалидеса с Сандрин Киберлен и Дени Подалидесом в главных ролях.

Вечер закрытия фестиваля завершился всего за несколько часов до объявленного во Франции локдауна.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В России выделят допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями В России выделят допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями
Экономика14 минут ago

В России выделят допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями

Набережная в Сочи © РИА Новости. Екатерина Лызлова Читать 1prime.ru в МОСКВА, 31 окт — ПРАЙМ. Правительство РФ одобрило создание дополнительного...

Правительство обсудило подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду Правительство обсудило подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду
Экономика1 час ago

Правительство обсудило подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду

» Оплата услуг ЖКХ в ОАО «Сбербанк России» в Калининграде © РИА Новости. Игорь Зарембо Читать 1prime.ru в МОСКВА, 31...

Хуснуллин к концу года оценит, как чиновники работают для водоснабжения Крыма Хуснуллин к концу года оценит, как чиновники работают для водоснабжения Крыма
Экономика3 часа ago

Хуснуллин к концу года оценит, как чиновники работают для водоснабжения Крыма

» Крымский мост © РИА Новости. Алексей Мальгавко Читать 1prime.ru в СИМФЕРОПОЛЬ, 31 окт — ПРАЙМ. Вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин...

Наука6 часов ago

Ученый заявил, что приближающийся к Земле астероид может сгореть в атмосфере

Астероид должен приблизиться к Земле на минимальное расстояние 2 ноября МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Потенциально опасный астероид 2018 VP1, который,...

Наука6 часов ago

Фонд перспективных исследований одобрил проект производства сверхпрочных нитей

Сроки его реализации запланированы на 2020-2023 годы МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Фонд перспективных исследований (ФПИ) одобрил проект производства сверхпрочных нитей...

Культура7 часов ago

«Балтийский дом» показал премьеру Дмитрия Крымова «Все тут»

В Санкт-Петербурге завершился ХХХ Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Одним из самых ярких событий смотра стала петербургская премьера спектакля театра...

Эксперт назвал преимущества использования виртуальных SIM-карт Эксперт назвал преимущества использования виртуальных SIM-карт
Hi-Tech7 часов ago

Эксперт назвал преимущества использования виртуальных SIM-карт

Продажа контрактов на подключение к сотовым операторам © РИА Новости. Петр Чернов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 31 окт — ПРАЙМ. Переход...

Какой кодекс сохранил лосося и треску на наших столах Какой кодекс сохранил лосося и треску на наших столах
Экономика8 часов ago

Какой кодекс сохранил лосося и треску на наших столах

Каждый житель Земли в среднем съедает по 20,5 кг рыбы и морепродуктов в год, подсчитали эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации...

В мире8 часов ago

Минобороны Азербайджана сообщило о боевых действиях в Карабахе

Москва. 31 октября. INTERFAX.RU — Боевые действия в зоне карабахского конфликта в минувшую пятницу и в ночь на субботу продолжались...

ВЭБ профинансировал проекты городского развития на 31 млрд руб ВЭБ профинансировал проекты городского развития на 31 млрд руб
Экономика8 часов ago

ВЭБ профинансировал проекты городского развития на 31 млрд руб

ВЭБ.РФ Читать 1prime.ru в   МОСКВА, 31 окт — ПРАЙМ. ВЭБ с начала 2020 года профинансировал проекты городского развития на сумму более 31...

Популярное