Connect with us

Культура

В кузницах единой Европы

Published

on

В Эрмитаже в рамках Года Германии в России открывается выставка «Железный век. Европа без границ. I тысячелетие до н.э.». Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, рассказывает об уникальном проекте, благодаря которому можно увидеть более 1600 экспонатов из археологических собраний Эрмитажа, ГИМа, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Музея преистории и древней истории (Государственные музеи Берлина). В кузницах единой Европы

Михаил Пиотровский: Хотелось бы, чтобы на выставку пришли не только историки, но и школьники. Фото: Сергей Михеев

В 2007 году, когда была показана первая выставка из совместного проекта музеев России и Германии «Эпоха Меровингов — Европа без границ», слова «Европа без границ» звучали многообещающе. В эпоху COVID-19 они похожи на горькую иронию. Как удалось, несмотря на закрытые границы, открыть выставку, на которую привезли раритеты из Государственных музеев Берлина?

Михаил Пиотровский: Вещи через границу по-прежнему ездят. Люди — нет. Поэтому экспонаты из Берлинских музеев приехали, их хранители наблюдали, как они разгружались, дистанционно — через камеры видеонаблюдения. Это свидетельствует об очень высоком уровне доверия Эрмитажу, поскольку мы вместе с музеями Берлина работаем очень давно. На открытии наши немецкие коллеги тоже присутствовали удаленно — вместе с нами по видеосвязи выставку открывал Герман Парцингер, который возглавляет Фонд Прусского культурного наследия.

Дистанционно приветствовали открытие выставки и Ольга Любимова, министр культуры России, и г-жа Мишель Мюнтеферинг, министр по вопросам международной культурной политики МИД ФРГ, и Михаил Швыдкой, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, и Геза Андреас фон Гайр, посол Германии в России, и Сергей Нечаев, посол России в Германии.

Открытие выставки — в стиле «коронавирус», но главное, что она открылась.

Это правда, что в Манеж Малого Эрмитажа, где расположилась выставка, будет бесплатный вход?

Михаил Пиотровский: Да. Нам бы очень хотелось, чтобы на нее смогли прийти не только археологи, историки, люди, которых интересуют древние культуры, но и школьники. Лучшего учебника классической археологии Европы представить нельзя.

Здесь есть потрясающей красоты и редкости вещи, как, например, бронзовая фигурка копьеметателя рубежа VI-V веков до н.э., найденная в Северной Италии, где-то в Умбрии. Копьеметатель, который выглядит словно предок скульптур Джакометти, прибыл из берлинского Музея преистории и древней истории. Или бронзовая пластина на пояс рубежа VI-V вв. до н.э., тоже приехавшая из музеев Берлина! Среди персонажей процессии, изображенной на ней, — человек в шапке с бычьими рогами, копьеносец и мужчина с топором, хищная птица с длинным изогнутым клювом и человек, простирающей руку к присевшему перед ним волку. Перед нами явно изображение какого-то ритуала.

В кузницах единой ЕвропыКопьеметатель. VI—V в. до н.э. МПДИ, Берлин. Фото: © Staatliche Museen Zu Berlin / Museum F R Vor-Und Fr Hgeschichte

Такие поясные пластины этой эпохи находили обычно в богатых захоронениях около нынешней Болоньи, в Тироле, Словении… А рядом на выставке — секира рубежа VII — начала VI в. до н.э.из нашего Исторического музея, найденная где-то на берегах Пинеги. Но, заметьте, ее тоже украшает голова хищной птицы, а сбоку — стилизованное изображение профиля головы волка с оскаленной пастью, острыми клыками. Тут же — гривны и серебряные сосуды скифов, коринфский шлем, украшения боевых колесниц кельтов, которые в середине V в. до н.э. хоронили своих воинов вместе с двухколесными колесницами и конской упряжью.

Каждый из археологических комплексов, будь то Гальштатский могильник, давший название древней культуре VIII-V веков до н.э. в Центральной Европе, которая выросла на торговле солью, или наши скифские курганы, или могильники VIII-VII веков до н.э. в Баксанском районе около села Заюково, где научные экспедиции работают с 2014 года, открывает огромный пласт культуры.

Каждый из этих комплексов может быть представлен на отдельной выставке. А здесь они все вместе — и вещи из кургана Солоха, и из Гальштатского могильника, с берегов Дуная и Пинеги… Увидеть их всех вместе — это редчайший шанс. Это все равно как с высоты птичьего полета увидеть всю Европу, но — три тысячи лет назад.

А каковы, кстати, границы Европы три тысячи лет назад? Что под ней подразумевается?

Михаил Пиотровский: Границы определяются находками археологов. Это вещи, найденные на территории нынешней Италии, Германии, Балканских стран, на Кавказе, Ставрополье и Урале… На западе — это находки древней иберийской и кельтоиберийской культур в Андалузии, а на востоке — это Урал, открытие древних захоронений финно-угорских культур.

Но это тогда была окраина античного мира? Что их могло объединять, если уж речь о Европе без границ?

Михаил Пиотровский: Да, с точки зрения древних греков и римлян, это была окраина. Но эпоха греческой колонизации уже шла вовсю. Была эпоха греко-персидских войн, походов Александра Македонского, война Рима и Карфагена… Это все, что проходят в школе.

Но это не значит, что за пределами этого мира ничего не происходило. Главное, что объединяло племена от Атлантики до Урала, — это то, что они в это время все учились работать с железом. Учились добывать руду, плавить железо, ковать его… Это стимулировало и развитие землепашества, и торговлю, и военные набеги, конечно. Мы напоминаем, что Европа в смысле культурном всегда была без границ. Ее жизнь пронизывали токи самых разных влияний, взаимодействий…

Кузнечное дело тогда было как нанотехнологии сегодня?

Михаил Пиотровский: Мне трудно сравнивать. Но все, что крестьяне использовали еще в XIX веке, от железного плуга до серпа и железного топора, было придумано в железный век три тысячи лет назад. Именно с этого времени активно развивается земледелие, появляются железные мечи, дротики, кинжалы… Строго говоря, наш сегодняшний мир без железа тоже не представим. Мы наследники железного века.

Трудности этого проекта связаны не только с проблемами пандемии, но и с перемещенными ценностями — археологическими экспонатами Берлинских музеев, которые были привезены в СССР после Второй мировой войны.

Михаил Пиотровский: Как вы знаете, в 1956-1958 годах в Берлин из СССР вернулось большинство музейных сокровищ. В 1963-м они стали основой Музея древнейшей и ранней истории в Восточном Берлине. Не были возвращены три «золотых ящика» с сокровищами Шлимана и некоторыми другими находками. К слову, первые совместные проекты музеев России и Германии начались, когда «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» были показаны в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1996 году, а выставка «Шлиман — Петербург — Троя» была уже в Эрмитаже в 1998-м.

Более 1600 экспонатов из самых известных археологических комплексов Европы делают эту выставку уникальным событием 

Это сотрудничество, которое продолжают выставки проекта «Европа без границ» (нынешняя выставка «Железный век…» — уже третья в этой серии), трудно переоценить. Несмотря на политические разногласия, ученые получают возможность работать вместе, экспонаты из числа «перемещенных ценностей» участвуют в глобальных выставочных проектах, выпускаются каталоги совместных выставок. Для науки и культуры это чрезвычайно важно. В сущности, это тот мост между культурами и народами, который музеи, ученые должны сохранять, несмотря на политические сложности и спорные вопросы.

Я очень благодарен нашим немецким коллегам, что они смогли привезти уникальные экспонаты из музеев Берлина вопреки пандемии, закрытым границам и политической турбулентности. Более 1600 экспонатов, представляющих культуру железного века, из самых известных археологических комплексов Европы делают эту выставку уникальным событием.

В Берлине выставка будет показана?

Михаил Пиотровский: Мы обеспечиваем показ выставки онлайн. Издан основательный каталог на русском и немецком языках. Весной и летом планируется показ в Москве, в Историческом музее.

В кузницах единой Европы Фото: © Государственный Эрмитаж

Культура

Названы лауреаты Премии имени Станиславского

Published

on

Торжественную церемонию вручения наград Премии имени Станиславского впервые перенесли в Бетховенский зал Большого театра. И впервые за 25 лет ее пришлось проводить онлайн, в понедельник 30 ноября. Среди лауреатов оказались оперная певица Анна Нетребко, театральный режиссер Питер Брук, балерина Светлана Захарова, актриса театра и кино Виктория Исакова… А всего по итогам 2020 года было решено отметить лучших в одиннадцати номинациях. Названы лауреаты Премии имени Станиславского

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Вице-президент Международного фонда К. С. Станиславского Зейнад Сеид-Заде рассказала журналистам:

— Прежде в течение 24 лет мы проводили церемонию в отеле «Балчуг Кемпински». Сейчас нам любезно предложил Владимир Георгиевич Урин, гендиректор ГАБТ, провести ее в Большом театре. Мы очень благодарны.

И уточнила, что «в  связи с ограничениями массовых мероприятий, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции, впервые за всю 25-летнюю историю премии объявление победителей прошло в режиме онлайн…»

Впрочем, все лауреаты были известны заранее. Их имена объявили после состоявшегося 6 ноября заключительного заседания жюри. Это давняя традиция Премии.

В номинации «За выдающийся вклад в развитие мирового театра» были чествованы:

Светлана Захарова —  «За выдающиеся творческие достижения в мировом балетном искусстве»;

Анна Нетребко —  «За выдающиеся творческие достижения в мировом оперном искусстве»;

Питер Брук — «За уникальный вклад в развитие мирового театра».

Лауреатами в номинации «За творческие достижения в актерском искусстве» оказались отмечены четыре артиста.

Трое из них — в категории «За роли последних лет»:

— Виктория Исакова  (Театр им. А.С.Пушкина);

— Евгений Редько (Российский академический молодежный театр);

— Дмитрий Лысенко (Театр «Приют комедиантов»).

А народная артистка РСФСР Светлана Крючкова стала лауреатом в номинации «За вклад в русское сценическое искусство»  — можно сказать, по совокупности заслуг и за многолетнее успешное служение отечественному  театру и кино.

Среди тех, кто также удостоен наград:

— Александр Коршунов, профессор Театрального училища им. Б.В. Щукина — «За вклад в театральную педагогику и воспитание молодых артистов»;

— Владимир Колязин — в номинации «Театроведение, театральная критика, исследователь театра». И другие.

Кстати

Почетные дипломы премии К. С. Станиславского будут вручены меценатам, поддерживающим театральное искусство. Тоже очень справедливо!

Continue Reading

Культура

Французский писатель Эрве Ле Телье получил Гонкуровскую премию 2020 года

Published

on

Французский писатель и лингвист Эрве Ле Телье был удостоен Гонкуровской премии 2020 года за свой роман «Аномалия». Имя победителя в эфире телеканала BFMTV объявил президент Гонкуровской академии Дидье Декуэн. В этот раз совещание жюри премии проходило в непривычном для всех формате видеоконференции в парижском ресторане Drouant («Друан»). Французский писатель Эрве Ле Телье получил Гонкуровскую премию 2020 года

Фото: JOEL SAGET / AFP

Ле Телье родился в Париже. Будучи уже успешным научным журналистом, он начал писать художественную прозу. Известность пришла к нему в 1998 году, когда вышла в свет его книга «Les amnésiques n’ont rien vécu d’inoubliable», состоящая из тысячи очень коротких предложений, каждое из которых начиналось со слов: «Je pense que» (я думаю, что). На английском языке книга вышла под названием «Тысяча жемчужин».

Эрве Ле Телье — член международной литературной группы Oulipo (Ouvroir de Littérature Potentielle, что в переводе означает: мастерская потенциальной литературы).

Гонкуровская премия — главная литературная награда во Франции. Она носит имя братьев Гонкур — Эдмона Луи Антуана и Жюля Альфреда Юо, которые получили известность как романисты, мемуаристы и литературные критики. Эдмон Луи Антуан завещал все семейное состояние литературному обществу, которое и было создано в 1896 году. Позднее Гонкуровское литературное общество получило название «Гонкуровская академия». С 1903 года академия ежегодно присуждает премию за «творческое открытие в прозе» среди романов, опубликованных на французском языке в текущем году.

Члены жюри стараются поощрять молодых и малоизвестных авторов, чтобы полученная денежная премия позволила победителю опубликовать другие свои произведения. Однако лауреатами становились и уже известные писатели, такие как Марсель Пруст, Морис Дрюон или Симона де Бовуар. Получить Гонкуровскую премию можно только один раз.

Continue Reading

Культура

«Урал Опера Балет»: что такое системообразующий театр

Published

on

Термин «системообразующий театр» возник недавно, когда был обнародован реестр творческих коллективов, которые в первую очередь будут поддерживаться государством. Реестр не сопровожден точно сформулированными критериями отбора, оставлен простор для версий. "Урал Опера Балет": что такое системообразующий театр

Балет «Приказ короля» в постановке Славы Самодурова получил две премии «Золотая маска» 2020 года. Фото: Елена Лехова

Чтобы понять эти критерии, мы обратились к опыту театра не столичного, но уже много лет влияющего на весь культурный процесс страны. Поставившего рекордное число опер, ранее не знакомых российским сценам: «Сатьяграха» Гласса, «Три сестры» Этвеша, «Пассажирка» Вайнберга, «Граф Ори» Россини, «Греческие пассионы» Мартину… Заставившего говорить о себе триумфальным взлетом балета. Регулярно увозящего домой охапки «Золотых масок», по числу наград этого года уступая только Большому театру.

Все театры ранены пандемией. Все испытывают жестокий финансовый кризис. Все нуждаются в помощи, и это вопрос сохранения национального культурного фонда. Об экономике триумфа и бедствия мы говорим с директором театра «Урал Опера Балет» Андреем Шишкиным.

Андрей Шишкин: Ситуация опасная. За последние 15 лет число наших зрителей увеличилось вдвое, а доходы — в десять раз, но теперь театр, который не работал с весны до поздней осени, имеет право заполнять только 50% зала. Зрители еще боятся людных мест, билеты покупают робко. Доходы резко упали, денег нет не только на новые проекты, все уходит на обслуживание растущих долгов, и это будет счастье, если к 2021 году мы покроем долг 2019-го! Прекращен набор новых артистов, но отток есть всегда — труппа стала сокращаться. Мы радуемся, что есть тепло, свет и зарплата, пусть сокращенная, но спектакли полгода не шли, а премьер почти нет. Театр существует и выполняет свою миссию, если в моторе есть топливо — деньги на новые идеи, поиски, премьеры, тогда — иная атмосфера, азарт, амбиции.

Как текущая ситуация сказалась на текущем репертуаре?

Андрей Шишкин: Он стал однообразнее. Не идут спектакли, где оркестровая яма не позволяет разместить необходимое количество музыкантов с учетом санитарных требований. Исключены все балеты и оперы с участием детей. Но мы должны ставить новое — выпустили в формате semi-stage оперы «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», на очереди «Любовь издалека» Кайи Саариахо — снова это первое исполнение в России — и премьеры камерных балетов.

Этот театр способен прокладывать пути для всей театральной жизни России — что еще нужно, чтобы признать его заслуживающим поддержки?

А что с ранее объявленными большими премьерами?

Андрей Шишкин: Беда, как и во всех театрах мира: мы наконец добились возможности планировать репертуар на четыре года вперед, а теперь все сдвинулось. Давно анонсированный «Конек-горбунок» в лучшем случае выйдет в июле 2021 года. «Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Волкострелова и «Травиата» с Тадеушем Штрассбергером — в сезоне 2021-2022 годов. Мы потратили много сил, чтобы вернуть в эти стены творческий запал, и многое стало получаться, а теперь будем отброшены на годы назад. Если не будет своевременной и эффективной помощи, мы захлебнемся, закрывая долги прошлых лет и не создавая ничего нового.

"Урал Опера Балет": что такое системообразующий театр Фото: Ольга Керелюк

Поговорим об экономике вашего успеха. Всех увлекла романтическая сторона вашего взлета: 15 лет назад после паузы театр снова вышел в лидеры, премьеры стали событиями всероссийского масштаба, театр снова стягивал любителей со всей страны. Как это выглядит в цифрах?

Андрей Шишкин: В первые пять лет мы могли выпустить премьеру за три миллиона: живописные задники, картон, фанера. Творческие амбиции росли, и мы научились делать спектакли мирового уровня, о чем говорю без ложной скромности. «Приказ короля», только что получивший «Золотые маски», потянул на все 30 миллионов. То есть удесятерились не только доходы театра, но и расходы. К тому же вместе с нашими амбициями все эти годы росла инфляция. Рынок меняет репертуарную политику: постоянно нужны премьеры, они дают наибольший доход. На их раскрутку сильно влияют номинации на «Золотую маску» и сами премии, поэтому как бы «некоммерческие» неизвестные названия в балете и опере хорошо собирали залы — доля доходов с премьерных вечеров выросла с 13 до 30%. Все новые постановки — только за счет собственных доходов. Мы как змея, догоняющая свой хвост: стремимся больше заработать, чтобы больше потратить.

У театра сформировалось уникальное лицо, к вам приковано внимание ценителей жанра в городе и в стране — от вас ждут того, чего не дают другие. Как вы этого добились?

Андрей Шишкин: Ставим перед собой задачи, которые много шире предусмотренных уставом. У театра есть финансовые обязательства перед государством, но есть еще и такое понятие, как художественные обязательства. Если мы включаем в репертуар старинные произведения, то стремимся понять, что именно сохранилось в них, как они соотносятся с сегодняшним днем: такова «Пахита», названная «лучшим событием Года Петипа», таков будет грядущий «Конек-горбунок». Каждый сезон мы работаем с отечественными композиторами: «Снежная королева», «Пахита», «Приказ короля», «Конек-горбунок» — это либо новая музыка, либо транскрипции старинных партитур. Ставим новые для России, но важные для мирового репертуара оперы, от Мартину до Саариахо. Премьеры сопровождаем большой образовательной программой — приглашаем наших и западных экспертов, играем симфонические концерты, подключаем кино и драму. Мы должны быть интересны разной аудитории, при этом не делить механически весь репертуар на традиционный и экспериментальный. Наше желание состоит в том, чтобы публика тоже перестала делить все на черное и белое, «классику и современность», потому что искусство устроено сложнее. То есть театр не просто выполняет государственное задание по выпуску спектаклей, но вспахивает и удобряет культурную почву государства, что, согласитесь, не одно и то же.

"Урал Опера Балет": что такое системообразующий театр Фото: Елена ЛеховаЭпилог

Семь лет назад театру была вручена «Маска» с формулировкой «за качественный прорыв и открытие новых творческих перспектив». Характеристика удостоверяет: перед нами театр безусловно системообразующий. В реестр он не вошел. Может, дело в числе мест в зале? В екатеринбургском театре, построенном 108 лет назад, их всего 914, зато — уют, редкая по совершенству акустика, редкий по разнообразию репертуар, редкая по постоянству любовь публики. И редкая способность едва ли не каждой премьерой прокладывать новые пути для всей российской театральной жизни. Что еще нужно, чтобы это национальное достояние признать заслуживающим поддержки, сохранения и развития?

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Теплый город Теплый город
Общество2 часа ago

Теплый город

На «Деловом завтраке» в «Российской газете» побывал заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Он поделился...

События в сфере макроэкономики и бизнеса 1 декабря События в сфере макроэкономики и бизнеса 1 декабря
Экономика2 часа ago

События в сфере макроэкономики и бизнеса 1 декабря

Диаграмма © fotolia.com/ Nonwarit Читать 1prime.ru в МОСКВА, 30 ноября. — ПРАЙМ. Ожидаемые во вторник, 1 декабря, события в сфере макроэкономики и бизнеса. Международные...

В финале конкурса "Билингва" приняли участие школьники из 21 страны мира В финале конкурса "Билингва" приняли участие школьники из 21 страны мира
Общество2 часа ago

В финале конкурса «Билингва» приняли участие школьники из 21 страны мира

На международный конкурс двуязычных эссе «Билингва» в этом году подано рекордное число заявок: свои сочинения ребята написали на 43 языках мира. Фото:...

Денежная масса России в октябре снизилась на 0,3% Денежная масса России в октябре снизилась на 0,3%
Экономика2 часа ago

Денежная масса России в октябре снизилась на 0,3%

Денежная масса РФ в национальном определении за 6 мес выросла на 0,9%, в июне — на 1,3% Читать 1prime.ru в...

В Еврокомиссии не исключили введения новых санкций против России В Еврокомиссии не исключили введения новых санкций против России
Экономика3 часа ago

В Еврокомиссии не исключили введения новых санкций против России

Саммит ЕС © РИА Новости. Алексей Витвицкий Читать 1prime.ru в БРЮССЕЛЬ, 30 ноя — ПРАЙМ. В Европейской комиссии не исключили, что разрабатываемый...

В Банке России дали новые подробности про цифровой рубль В Банке России дали новые подробности про цифровой рубль
Экономика3 часа ago

В Банке России дали новые подробности про цифровой рубль

» Банк России © РИА Новости. Илья Питалев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 30 ноя — ПРАЙМ. Цифровые рубли, возможность запуска которых...

Названы лауреаты Премии имени Станиславского Названы лауреаты Премии имени Станиславского
Культура3 часа ago

Названы лауреаты Премии имени Станиславского

Торжественную церемонию вручения наград Премии имени Станиславского впервые перенесли в Бетховенский зал Большого театра. И впервые за 25 лет ее...

Сбербанк озвучил ожидания по монетарной политике до 2022 года Сбербанк озвучил ожидания по монетарной политике до 2022 года
Экономика3 часа ago

Сбербанк озвучил ожидания по монетарной политике до 2022 года

» Здание Центрального банка России на Неглинной улице в Москве © РИА Новости. Наталья Селиверстова Читать 1prime.ru в МОСКВА, 30...

Годовая дефляция в Германии в ноябре превысила прогнозы Годовая дефляция в Германии в ноябре превысила прогнозы
Экономика4 часа ago

Годовая дефляция в Германии в ноябре превысила прогнозы

Германия ослабляет карантинные меры © РИА Новости. Николай Филяков Читать 1prime.ru в МОСКВА, 30 ноя — ПРАЙМ. Потребительские цены в Германии в ноябре...

Замглавы Минэнерго России назначен Павел Сниккарс Замглавы Минэнерго России назначен Павел Сниккарс
Экономика4 часа ago

Замглавы Минэнерго России назначен Павел Сниккарс

Минэнерго Украины: Весь необходимый газ страна может получать из Европы Читать 1prime.ru в МОСКВА, 30 ноя — ПРАЙМ. Новым заместителем министра энергетики...

Популярное