Культура
В Екатеринбурге завершился фестиваль «Кинопроба»
17-й Международный фестиваль-практикум киношкол мира «Кинопроба» завершился в Екатеринбурге. Гран-при по общему решению четырех жюри (анимация, игровые и документальные фильмы, студенческие работы) получил дебютант Лесси Линдер (Швейцария, Университет прикладных наук и искусств, Люцерн) за документальный фильм «Ночью все кошки серы» о дружбе человека и его домашних питомцев. Снято и увидено как будто не только глазами человека, но и двух кошек, обитающих в доме. Такой вот маленький шедевр.
Игры со смертью
Из Екатеринбурга я улетала перед самой церемонией закрытия кинофестиваля, после прекрасного дня, проведенного… в театре. Дело в том, что впервые на «Кинопробе» именно театру было уделено большое место. Открывали фестиваль документальной зарисовкой Дениса Клеблеева «Алиса. Волнение» о репетициях пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение» в БДТ с Алисой Фрейндлих в главной роли. Интереснейшую лекцию «Театр на RENDEZ-VOUS с кино» прочла искусствовед Зара Абдуллаева. Отдельный кинопоказ был посвящен теме «Театр на экране». Иван Вырыпаев провел онлайн мастер-класс «Профессия: режиссер. Фильм-спектакль — границы жанра». А в тот самый завершающий фестивальный день были представлены три эскиза спектаклей театральной лаборатории Олега Лоевского «Кино-театр», в обсуждении которых я принимала участие.
Почему я пишу об этом только сейчас, спустя несколько дней после окончания «Кинопробы»? Дело в том, что замечательный киносмотр, который героическими усилиями директора фестиваля Лилии Немченко и ее небольшой команды каждый раз превращается в прекрасный праздник для начинающих режиссеров и мастеров кино, на этот раз был омрачен трагической новостью. В рамках «Кинопробы» уже не первый год проводится питчинг анимационных проектов. С учетом нынешней эпидемиологической ситуации защита проектов должна была проходить дистанционно. Но не все участники вышли на связь. Мой давнишний друг Сергей Капков, член экспертного совета питчинга, шеф-редактор студии «Союзмультфильм», узнал от организаторов ужасную новость о смерти двух девушек-участниц от коронавируса. Потрясенный, поделился этим известием со мной перед моим отъездом, говорил об этом, выступая на закрытии, написал пост в соцсетях, что вызвало огромную волну самых разных откликов.
Реакция нормальных людей — ужас. Шок. Боль и сочувствие.
Эта страшная новость меня, как и всех, настолько поразила, что как-то не получалось взяться за описание своих увлекательных театральных впечатлений на «Кинопробе».
И вот 9 декабря, благодаря блестящему журналистскому расследованию, проведенному популярным петербургским сайтом, стало известно, что никаких смертей, к счастью, на самом деле не было. Что все это изощренная выдумка некоего 29-летнего Дмитрия Зарницкого из Липецка, чей проект в числе других был тоже выбран для питчинга. В борьбе за победу и приз в 50 тысяч рублей он рискнул выдумать еще пятерых участников, которых в реальности нет. Сочинил им проекты, биографии, имена и фамилии, а затем решил «похоронить». Предполагал, что так увеличатся его шансы на выигрыш, и сбудется мечта — он сумеет создать свою анимационную студию.
Конечно, эти болезненные фантазии и вполне преступные действия изменят теперь его амбиции и биографию. И поделом. Вот только такая красноречивая подробность. Этот человек с его мечтами об искусстве и творчестве работал социальным педагогом в Доме престарелых с зарплатой в 10 тысяч рублей. Скудость и бесперспективность жизни, неумение наладить коммуникации с людьми, отсутствие нормального заработка способны породить чудовищ. Сюжет для небольшого рассказа, как говорится. Или фильма.
Театральные эскизы «Кинопробы»
За четыре фестивальных дня театральные режиссеры сумели сделать даже не эскизы, а почти готовые полноценные спектакли. Давно зарекомендовавший себя метод «театральных лабораторий» Олега Лоевского, известного театрального куратора, на «Кинопробе» получил новое развитие.
На мое удивление, как можно за четыре дня проделать настолько большую и непростую работу, Олег ответил, что главное тут два фактора: энергия стресса, когда нужно в бешеном ритме все успеть, и необязательность затеи, то есть свобода. Ведь показ всего один. Не получится — забыли. Самое интересное, что чаще всего получается.
Для лаборатории «Кино-Театр» на Кинопробе три режиссера выбрали киносценарии, которые им захотелось перенести на сцену.
Первым показывал свой эскиз Дмитрий Зимин, молодой, но уже очень известный режиссер Свердловского академического театра драмы. Его выбор — «Любовь» Михаэля Ханеке. Великий фильм с участием Жана-Луи Трентиньяна и Эммануэля Рива австрийский режиссер снимал по собственному сценарию. На русский язык его не переводили. Дмитрий сначала попытался записать сценарный текст сам, пересматривая фильм, которым давно восхищается. Но потом ему прислали оригинальный сценарий на английском. Это оказалось увлекательнейшее чтение, открывшее ему множество новых подробностей о персонажах и сюжете.
Сыграли спектакль «Любовь» на недавно открытой в Свердловской драме экспериментальной площадке «Шестой этаж». По сути это даже не зал, а большая комната с несколькими рядами стульев и плотно занавешенными окнами. В углу кровать, где приходится проводить часы и дни заболевшей героине. В центре — торшер и плоский экран телевизора, в нем время от времени возникают то кадры чашки, в которую никак не получается налить воду, то еще какие-то фрагменты обрушенного быта, в каком оказались два немолодых человека. Однажды занавеска немного отодвигается, за ней открывается холодный зимний пейзаж, и это работает как сильный драматургический прием. Ведь герои — Жорж и Анна — замкнуты в своей квартире с тех пор, как у Анны парализована одна сторона тела, и жизнь стала невыносимой.
Марина Савинова и Борис Горштейн, актеры Свердловского театра драмы, играют просто грандиозно. Не повторяя ни в чем великих исполнителей фильма Ханеке, и все равно напоминая их высочайшим уровнем сопереживания и мастерства. Борис Горштейн вообще совершил актерский подвиг, ввелся на роль за день до показа. Должен был играть другой исполнитель, но заболел. А спектакль состоялся и имел успех. Будет очень правильно, если он останется в репертуаре.
Режиссер Дмитрий Егоров отважился на смелый эксперимент: взялся на сценарий Алексея Балабанова «Река» по повести Вацлава Серошевского «Предел скорби». Фильм, как известно, остался незавершенным. Работа остановилась, когда погибла в автомобильной аварии якутская актриса Туйара Свинобоева, игравшая главную роль.
В 2002 году Балабанов смонтировал из отснятого материала 40-минутный фильм.
Дмитрий Егоров не повторяет того, что успел сделать в этой короткой версии Балабанов, он попытался сохранить всю историю, записанную в сценарии. Это оказалось крайне сложной задачей. Сцена как будто сопротивляется Балабанову: все-таки его стихия — кинематограф с его насыщенностью деталями, плотностью и достоверностью атмосферы. Актеры, занятые в спектакле Дмитрия Егорова, были полны энтузиазма и готовности освоить непростой текст, под финал действия это им почти удалось. Дыхание мистики и мрачной предопределенности судьбы, свойственное Балабанову, вдруг прошелестело над зрителями и оставило свой невидимый, но ощутимый след.
Олег Лоевский во время обсуждения поделился воспоминаниями, как общался и дружил в молодости с Алексеем Октябриновичем — ведь они оба из Свердловска. Как снимался в 1988 году в его короткометражке «У меня нет друга», а тот приходил в гости и объяснял, как сильно ненавидит театр. Тем не менее, влияние театра есть в фильмах Балабанова, считает Лоевский.
Третьим эскизом стала легкая американская комедия «500 дней лета». В 2009 году это был хит кинопроката, где покоряли публику звездные актеры Джозеф Гордон-Левитт и Зои Дешанель. Веселую и немного печальную историю о странностях любви, о том, что чувства и ожидания любящих порой настолько не совпадают, что приходится расстаться, и о том, что финал отношений — еще не конец жизни, поставил саратовский режиссер Алексей Логачев, который сейчас работает в Каменск-Уральском театре драмы. Получился спектакль по-настоящему зрелищно-театральный, и в то же время кинематографичный. В действии использованы условные «монтажные» склейки и другие приемы кинематографа. Сыграли десять молодых актеров (в главных ролях — Сергей Юсупов и Татьяна Васильева) — обаятельных, поющих, танцующих. Все у них выходит настольно здорово, что публика, которой повезло увидеть в театральном исполнении ромком «500 дней лета» , вскочила и аплодировала, когда закончился очаровательный и вдохновляющий спектакль. Возможно, он тоже останется в репертуаре. Зрители наверняка оценят.
Культура
Ум за Zoom заходит
Берлинале всегда отражал если не тенденции в кино (это конек Канн и Венеции), то пульс и градус сотрясавших мир событий. Фестиваль-2021 в значительной мере — эхо накативших катаклизмов, которые быстро меняют весь ход цивилизации.
Таков ливанский конкурсный фильм "Шкатулка памяти", который пробивался к экранам не только через препоны COVID-19, затруднившие съемки и лишившие нас живой реакции кинозалов, но одолевая последствия чудовищного взрыва в Бейруте — он разрушил значительную часть города, а с ним квартиру, студию и офис кинокомпании создателей фильма. Сейчас супруги Жоана Хаджитомас и Халил Жорейеже живут в Париже, пытаясь с помощью кино напомнить людям о сокрушивших их жизнь трагедиях.
В какой-то мере фильм автобиографичен: это сама Жоана Хаджитомас еще девочкой отправляла подруге в Париж письма и кассеты с записями о счастливых временах в компании друзей. Спустя 30 лет посылка с этой корреспонденцией приходит в занесенный пургой Монреаль к некоей Марии, эмигрировавшей в Канаду. Мария растит дочку Алекс и старается забыть трагическое прошлое. Но оторваться от корней невозможно — вот и старая мать так и не выучила французский, не стала на новой родине своей. А теперь посылка разворошила воспоминания, и они оживают строчками старых писем, образами с выцветших фото, полузабытыми голосами с пленок. Тема фильма — забвение, которым пытаются утешиться разлетевшиеся по миру эмигранты, и попытки новых поколений проникнуть в тайны предков, восстановить разорванную цепь времен.
Пандемия и серия локдаунов вызвали к жизни поток фильмов, снятых с минимумом средств, но с максимумом фантазии. Среди них "Уроки языка" — картина, сама идея которой рождена локдауном. Актер Марк Дюпласс решил воспользоваться самоизоляцией, чтобы выучить испанский. Общение с учительницей шло по зуму, и постепенно между ними установилась связь значительно более теплая и близкая. Дюпласс понял, что здесь есть сюжет, и вместе с актрисой Натали Моралес (она же взяла на себя роль режиссера) сделал картину о человеческих связях эпохи пандемии — дистанционных контактах, переживающих все традиционные романтические авантюры, от доверительности до обид, от раздоров до почти любви, но платонической.
Понятно, что все снималось без съемочной группы: актеры сами сооружали из подручных средств декорации, сами гримировались и меняли фоны — от комнаты до бассейна, от спортзала до тропических красот Коста-Рики, где живет героиня. Общение — только через монитор, суть фильма и источник саспенса — диалоги, развитие отношений, когда два очень разных человека становятся необходимыми друг другу. Время инициировало уже довольно много таких экспериментальных zoom-драм, поделенный на клеточки экран быстро становится новым штампом, но "на войне как на войне" — перед нами один из способов выживания кинематографа, который заодно оттачивает полузабытое искусство импровизировать и увлекательно обыгрывать диалоги.
Фото: кадр из фильма "Шкатулка памяти".
Зум пригодился и румынскому режиссеру Раду Жуде. Застигнутый пандемией на старте съемок, он не стал заморачиваться и довел дело до победного конца: кастинг и репетиции шли дистанционно, актеры и вся съемочная группа работали в масках. Получилось эклектичное зрелище с длинным труднопереводимым названием, которое для простоты обозначим как "Чокнутое порно". Триггером для фильма стали случаи, когда после утечки из компьютеров интимных данных были скомпрометированы десятки учителей, многие поплатились своей работой. И вот учительница Эми оказалась жертвой такого шантажа: зафиксированные крупным планом ее сексуальные утехи оказались в интернете.
Для наглядности Жуде с места в карьер дает пару минут этого реального порно и к нему, как принято в артхаусе, подклеивает долгие, минут на сорок, блуждания деловитой Эми по израненному пандемией Бухаресту — это будет первая часть трехчастной саги. Вторая, состоящая из кинохроники, фото, рисунков и изложенных субтитрами философем, представляет собой перечень сфер бытия от политики, милитаристской истории, изгаженной экологии и сомнительной культуры до частей человеческого тела, призванный показать, какой человеческий мусор являет собой наша цивилизация.
Доведя зрителя до полной ненависти к себе подобным, фильм переходит к третьей части — судилища во дворе престижной школы, где разъяренные родители требуют увольнения Эми. Для разгона нам снова полностью показывают пресловутое порновидео, после чего ничуть не уязвленная Эми произносит в свою защиту пламенную речь. Разбушевавшиеся родители в ответ несут весь популярный ныне вздор, где в одну кучу смешались диктатура, большевизм, пропаганда гомосексуализма, еврейские козни и оральный секс, идет вполне узнаваемое смятение умов, к финалу обращенное режиссером как бы в шутку, "легкую, как ветерок" (цитата из его интервью). Сухой остаток от фильма: в преступном мире, где из десяти румынских детей шестеро — жертвы насилия, гнусно считать преступлением невинное порно.
Так маститый автор фильма "Мне плевать, если мы войдет в историю как варвары" решил во времена пандемии "малой кровью", шутя, играя и не особо заморачиваясь культурными традициями, заклеймить тотальное ханжество, реально владеющее миром. В прокате такой фильм вполне бессмыслен, а скандала, на который он ориентирован, не будет по причине виртуальности фестиваля.
Фото: кадр из фильма "Уроки языка"
Культура
Пора, мой друг, пора
В государственном музее А.С. Пушкина в среду открывается выставка «Мир семейственного счастья…», приуроченная к трогательной дате — 190-летию с венчания поэта с Натальей Гончаровой. «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», — это из строк, когда-то адресованных поэтом своей спутнице жизни. Насколько велико значение семьи и родословной в жизни гения? Что любопытного увидят гости экспозиции? Об этом «РГ» рассказала специалист по генеалогии, хранитель музейных предметов Государственного музея А.С. Пушкина Наталья Александрова.
"Мир семейственного счастья" — а каким он был для Пушкина и Гончаровой? Чем больше проходит лет, тем больше версий: кто-то говорит об идиллии, кто-то, наоборот, припоминает кокетство Натальи Николаевны, уверяет, что она не понимала мужа…
Наталья Александрова: Давайте говорить откровенно. Александр Сергеевич женился на девушке, которую любил. В любви родилось четверо прекрасных детей. То, что потом, да и до сих пор идут какие-то кривотолки, понятно: люди часто завидуют мужчине, который, может быть, сам не очень красив, но талантлив, да и женится он на самой очаровательной девушке. Пушкин был счастлив в браке. Наталья Николаевна тоже. И то, что произошла трагедия, ей ставить в вину нельзя, это была трагедия для всех. Не забывайте, что она была очень молода, когда выходила замуж, вдовой осталась в возрасте чуть больше 20 лет. Я не думаю, что она планировала сразу выйти за кого-то другого. Все-таки она всегда знала, кем был ее муж и всегда чтила его память. А второй супруг, который принял ее детей, — это уже совсем другое счастье.
Целый раздел выставки посвящен их венчанию в московской церкви Большого Вознесения. Какие артефакты напомнят посетителям об этом значительном для поэта событии?
Наталья Александрова: Это экспонаты, которые как раз расскажут о том, когда и где происходило венчание, и о том, что было после, — молодожены отправились в дом на Арбат, потом у них состоялось путешествие в Петербург, где они прекрасно провели время в Царском Селе. Мы покажем редкие портреты Пушкина и Гончаровой, виды Полотняного завода — имения Гончаровых, изображения Москвы и Царского Села. Очень важно, что все мемории, связанные со свадьбой, находятся в нашем филиале — мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. Мы специально не стали брать ничего оттуда, а решили представить предметы из фондов музея, которые не увидеть в постоянной экспозиции. Кстати, зал, посвященный венчанию, — второй, а открывает выставку раздел о предках поэта.
Правнучка поэта Наталья Сергеевна Мезенцова-Шепелёва. 1990 год. Фото: пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина
Известно, что родители Пушкина, люди светские, образованные, отвечали на его расспросы о родстве неохотно, даже будто стеснялись своих пращуров. Почему же для поэта было так важно его генеалогическое древо и при этом он гордился предками?
Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно. И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять. Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение "Моя родословная", где он обо всем этом говорит.
Люди часто завидуют тому, кто, может быть, не очень красив, но талантлив, да и женится на первой красавице
Не зря ведь он пытался в свое время написать так и незавершенный роман о своем прадеде — "Арап Петра Великого". Не закончил, правда. Это ведь его высказывание: "Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, это единственное наследство, доставшееся мне от них". Да, они не были богаты, но он был благодарен им за то, кто он есть. К семье и в широком, и в конкретном ее понятии Александр Сергеевич относился очень бережно, что бы про него ни говорили. Подробнее узнать об истории рода можно на выставке, где размещено генеалогическое древо Пушкиных.
И о потомках тоже?
Наталья Александрова: Конечно. Как я уже говорила, и это хорошо известно, у Пушкина было четверо детей. Но потомство оставили только двое: Александр Александрович и Наталья Александровна. Потомкам мы тоже посвятили отдельный зал, где представлены мемориальные предметы, изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Они расскажут о жизни потомков и их зачастую непростой судьбе. Сейчас наследников Пушкина более 200 человек по всему миру. В день венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны они по традиции собираются в мемориальной квартире на Арбате. Этот день потомки чтят особо: не было бы свадьбы, не было бы и их.
Культура
На «Евровидении» решились на то, чтобы конкурсанты пели из Роттердама
Европейский вещательный союз (EBU) совместно с голландскими вещателями и организаторами конкурса NPO, NOS и AVROTROS опубликовали обширный протокол охраны здоровья и безопасности COVID-19 для «Евровидения». Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном сегодня на официальном сайте конкурса песни. При этом надо будет соблюдать многие меры предосторожности.
В протоколе подробно описываются меры, которые должны будут соблюдать все аккредитованные лица (те, кто работает или участвует в "Евровидении"). Он полностью соответствует принципам Голландского Национального института общественного здравоохранения и окружающей среды, применимым и на крупных спортивных соревнованиях. Среди необходимых условий: ношение масок, соблюдение социальной дистанции, рассадка в том порядке, который укажут организаторы.
Но главное все-таки в том, что "Евровидение" состоится в Роттердаме живьем! И на него приедут конкурсанты из 41 страны-участницы.
Об этом теперь сообщил Мартин Эстердал, исполнительный директор "Евровидения":
— Дух и традиция конкурса песни "Евровидение" — это объединение Европы на одной сцене, и мы по-прежнему полны решимости добиться этого в мае в Роттердаме. Мы продвигаемся вперед с нашими планами создать безопасный конкурс, на котором все артисты выступят в Роттердаме в прямом эфире… При этом здоровье и безопасность всех присутствующих, включая сотрудников и прессу, являются нашим главным приоритетом…
И в то же время он уточнил, что "протокол может быть скорректирован в любое время, если этого потребует новое развитие событий"… То бишь ситуация с COVID-19.
Как будут тестировать и кого не пустят
Всем участникам "Евровидение" из-за рубежа рекомендуется пройти карантин на 5 дней до вылета в Нидерланды. При этом они должны сдать отрицательный тест на COVID-19 не более чем за 72 часа до вылета.
А уже оказавшись в Роттердаме всем делегациям придется оставаться в своих отелях, за исключением тех случаев, когда они едут на Ahoy Arena для репетиций, живых выступлений и других мероприятий, связанных с программой конкурса.
И всех, кто работает на официальной площадке конкурса Ahoy Arena, включая персонал, артистов и прессу, будут регулярно тестировать на коронавирус в специальном помещении рядом с ареной.
Исполнительный продюсер конкурса-2021 Сиетсе Баккер тоже сказала веские слова:
— Наша цель ясна: предотвратить передачу вируса во время мероприятия. Если у кого-то окажется положительный результат теста, то вступит в силу наш протокол изоляции… При необходимости примем и дополнительные меры. Ну а если будет инфицирован конкурсант и поэтому не сможет выступить в прямом эфире, то будет использована резервная запись [которую он запишет на всякий случай дома].
Это и есть План "Б"
Еще в феврале было объявлено, что "нормальный" конкурс песни "Евровидение" состояться в нынешних обстоятельствах не может. И хорошо, что согласились на план "Б", ибо остальные два были более жесткими. Рассматривался и вариант, при котором каждый конкурсант выступал бы из своей страны. В январе-феврале он признавался самым реальным из всех….
При этом число участников делегаций каждой страны сократилось по сравнению с прошлыми годами. Не повезет и журналистам: на мероприятия будут пускать только 500 человек, и лишь 1000 смогут освещать шоу в новом онлайн-пресс-центре.
А что же зрители?
Решения о том, смогут ли присутствовать в зрительном зале и болельщики, а также о том, какие общественные мероприятия можно будет проводить в честь "Евровидения", организаторы примут позднее.
Напомним, что 65-й конкурс песни "Евровидение" пройдет в Роттердаме с 18 по 22 мая 2021 года.
- Культура1 месяц ago
Доходы и расходы
- Спорт5 месяцев ago
«Бавария» к нам едет
- В мире2 месяца ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- Культура2 месяца ago
В Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств
- Культура5 месяцев ago
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
- В мире4 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- В мире7 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- Hi-Tech5 месяцев ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост