Свяжитесь с нами

Культура

Тонкие настройки

Тонкие настройки

Опубликовано

Тонкие настройки

VII Московская международная биеннале молодого современного искусства, которая должна была открыться в середине июля, из-за пандемии сдвинула сроки проведения на осень.

Работа из серии «Война» Аслана Гайсумова на III Московской биеннале молодого искусства. Фото: Пресс-служба Московской международной биеннале молодого искусства

Первая часть Основного проекта стартует в Москве в день города 5 сентября. На четырех фасадах Музея Москвы, выходящих во внутренний двор, будут показаны работы художников, чьи проекты стали победителями конкурса, объявленного биеннале, на лучший site-specific проект. Вторая часть основного проекта представит проекты победителей конкурса кураторов. Они будут показаны в Музее Москвы в ноябре. Кроме основного проекта, в программе биеннале — девять спецпроектов, обширная образовательная и параллельная программа. О программе Основного проекта биеннале в интервью «РГ» рассказал ее комиссар Алексей Новоселов.

Что для вас сегодня входит в понятие «молодое искусство»? И отличается ли молодое искусство, которое стало полноправной частью коллекции Третьяковской галереи благодаря дару Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (эти работы можно увидеть на выставке «Поколение XXI»), от молодого искусства, которое показывает биеннале? Или молодость искусства определяется возрастом участников?

Алексей Новоселов: Если говорить об участии в биеннале молодого искусства, то ограничение по возрасту — единственное, которое важно существует при подаче заявок на конкурс. Сейчас подать заявку может любой художник и куратор в возрасте до 35 лет. Мы исходим не столько от формального определения , что молодежь — люди не старше 35 лет, сколько от сталиальности и этапов образования. Это ограничение соответствовало своему времени, и художник попадал в Биеннале в процессе, или сразу после учебы, но сейчас процессы существенно меняются, масштабы дополнительного арт-образования выросли. Многие художники только начинают самостоятельно работать в 30-35 лет. Им нужна поддержка именно в этот момент, а в рамки биеннале молодого искусства они уже не вписываются. Это предмет дискуссии. Сейчас ищем решение для следующего проекта, возможно мы будем делать спецпрограмму по возрасту до 40 лет.

Насколько проницаема граница между искусством, показанным на биеннале, и искусством в музее?

Алексей Новоселов: Я рад, что произведения многих художников, чьи работы были представлены на предыдущих проектах и Биеннале молодого искусства, теперь можно увидеть в музеях, например, на выставке «Поколение XXI» в Третьяковской галерее, о которой вы говорили. Это означает, что Московская биеннале молодого искусства выполняет свои задачи и помогает становлению художников.

Не было соблазна перенести биеннале?

Алексей Новоселов: На два года вперед? Это большой перерыв, к тому же мы провели конкурс в феврале и его результаты хотелось сохранить.

И молодые станут немолоды?

Алексей Новоселов: Дело не в этом. Непрерывность культурного процесса очень важна. Особенно в работе с молодым искусством.

Из чего складываются две части основного проекта?

Алексей Новоселов: Из итогов двух частей конкурса — среди молодых художников и кураторов. Сейчас у нас четыре site-specific проекта для Музея Москвы, которые выбрал Экспертный совет. Это «Настройки экрана» Алисы Омельянцевой (Россия/Австрия), «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня» Игоря Самолета (Россия), «Screen» Ромы Богданова (Россия) и «Без названия (Все немного разные)» Алины Глазун (Россия). А пятый проект — видеоработа «Вне времени». Саши Пироговой (Россия), сделанный при поддержке биеннале, будет показан в ноябре во второй части основного проекта.

Тот факт, что все художники из России, связан с пандемией?

Алексей Новоселов: Нет. Как я говорил, мы сделали выбор этих проектов еще до того, как были введены меры против пандемии. У нас было 370 заявок из 64 стран. Думаю, это связано с тем, что русские художники лучше представляли пространство Музея Москвы и города, с которым им предлагалось работать.

Все победившие в конкурсе VII биеннале художники — из России. Возможно, потому, что они лучше представляют себе пространство Музея Москвы и города

Второй конкурс был среди кураторов?

Алексей Новоселов: Да, мы хотели поддержать инициативы молодых кураторов. Из 112 заявок из 26 стран Экспертный совет отобрал четыре проекта, вместо запланированных двух. Поэтому разделяем их во времени. Четвертый проект покажем весной 2021 года в Образовательном центре ММОМА, в Ермолаевском переулке. Это проект «Наш мир на марше!» куратора из Индии Абижана Тото, который сейчас работает в Таиланде и Южной Корее. Кстати, было приятно узнать, что он получил недавно грант от музея «Гараж». Такое совпадение радует и подтверждает правильность нашего выбора.

Другие три проекта будут показаны в Музее Москвы?

Алексей Новоселов: Да, в ноябре. По сути это две выставки и один проект Эльзы Абдулхаковой (Россия), связанный с современным танцем и перформансом. Он называется «Запретный язык тела». Что касается выставок, то это совместные проекты Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры (Россия и США) «Я не знаю, Земля кружится или нет..» и Джулии Морале и Штерре Барентсен (Италия и Германия/Нидерланды) «Собственные места//Архивные пространства». Архитектурное бюро «ХВОЯ» из Санкт-Петербурга поможет разместить эти три проекта во втором корпусе Музея Москвы. Также в нашей программе — девять спецпроектов с «РОСИЗО», ярмаркой молодого искусства blazar, галереей «ГРАУНД Солянка», объединением «Выставочные залы Москвы», Cube.Moscow, Центром Вознесенского и Московским международным фестивалем экспериментального кино MIEFF, обширная образовательная и параллельная программа.

Как возникла история с несколькими кураторами? Это довольно необычный ход. Традиционно делается основной проект, а дальше — куча параллельных. Вы сделали фактически три основных проекта, четвертый передвинули на весну.

Алексей Новоселов: Мы решили в этом году сделать акцент именно на конкурсе для кураторов. У каждого куратора в проекте участвуют около 20 художников. Таким образом, кураторский конкурс дает возможность и кураторам проявить себя, и как можно больше художников включить в процесс. Это важная связка, которая стимулирует развитие. За счет того, что у нас выбраны четыре кураторских проекта, мы можем дать более полную картину поисков современных молодых художников.

Авиасообщение с большинством стран закрыто из-за пандемии. Как вы будете привозить работы?

Алексей Новоселов: К огромному сожалению, мы не привозим участников, и даже частично отказываемся от транспортировки работ. Какие-то проекты будем производить здесь, работая по эскизам художников, по инструкциям, общаясь по онлайн. Я понимаю, что от онлайн форматов все немного устали, хотя и привыкли к нему. Будем искать новые формы репрезентации, делать упор на показ процесса создания проектов, непосредственную коммуникацию зрителей с художниками.

Список участников уже утвержден?

Алексей Новоселов: Финально ещё нет. Сейчас мы вместе с кураторами и художниками прорабатываем способы адаптации проектов к новым условиям. Список художников проектов будет объявлен в середине сентября.

Какой сейчас бюджет биеннале?

Алексей Новоселов: Мы стараемся сохранить базовый бюджет как на предыдущем проекте — 30 миллионов в год проведения проекта.

А спонсорская часть бюджета?

Алексей Новоселов: В целом, чтобы этот проект биеннале реализовать как мы задумали, еще необходимо около 15 миллионов рублей. Партнеры, которые с нами уже не первый год, предварительно подтвердили свое участие. Поиск новых партнеров, к сожалению, сейчас затруднен, но уверен, что мы справимся.

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Современники Рыжакова

Современники Рыжакова

Опубликовано

Современники Рыжакова

Театр «Современник» 15 апреля начинает праздновать 65-летие. Какой масштаб примет этот юбилей? Какой он — новый «Современник» сегодня? О премьерах и реконструкциях событий прошлых и будущих лет «Российской газете» рассказал художественный руководитель театра, режиссер Виктор Рыжаков.

Чем серьезнее наследие, тем его сложнее сохранить, — это ваши слова. А как рассказать о великом наследии за один вечер?

Виктор Рыжаков: Первая особенность юбилейного праздника заключается в традиции "Современника" — не ограничивать событие одним днем. Начинается все 15 апреля, потому что в ночь с 14-го на 15 апреля как раз состоялся первый спектакль "Вечно живые" тогда ещё Студии молодых актеров, поэтому именно этот день считается днем рождения "Современника". Сами создатели театра когда-то так решили. Это компания отважных выпускников школы-студии последних лет: Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачев и Лилия Толмачева. Коллективная память зафиксировала именно эти имена. Они были группой, заложившей первые "кирпичи" будущего театра. Редко сегодня вспоминают, хотя это известный факт, что в этой компании у истоков замысла был и Анатолий Эфрос. Они с Олегом Ефремовым были старшими и их идеологическое лидерство было безусловным, будущие великие режиссеры слушали и доверяли друг другу . И планы строили совместные — но разошлись на простом, хотя и на очень принципиальном вопросе. Ефремов говорил о коллективе и коллективном строительстве: главное — построить новый театр, организовать своё новое дело, не похожее на других, со своим особенным языком. А Эфрос ставил акцент на том, что нужно делать спектакли — "вот что самое главное". В этом они расходились.

А вы с кем, ближе к кому — к Эфросу или Ефремову?

Виктор Рыжаков: Наверное, я все-таки больше по строительному делу… Всегда хочется сделать не просто спектакль, а что-то заложить на будущее, на перспективу! Основу взаимных связей, отношений, которые пригодятся потом. Не одним днем живем. Начиная репетировать любой новый спектакль, всегда продолжаю то, что для меня кажется самым важным во всей жизни, о чем невозможно не говорить… И вот, возвращаясь к особенностям традиции театра: никогда "Современник" не укладывался в один день — начинали представлять праздничные события с 15 апреля, а заканчивали 15 мая, когда уже на Чистых прудах начиналось настоящее лето. Так что ничего удивительного: в этом году на юбилейные события отводим традиционный месяц и еще чуть-чуть!

Все-таки уточню: юбилей — на месяц или на весь год?

Виктор Рыжаков: Да, программа рассчитана у нас на целый юбилейный год. Но ближайший месяц — месяц самых активных событий. Пятнадцатое встретим в работе и представим зрителям премьеру, спектакль Владимира Панкова по одноименному роману Сомерсета Моэма "Театр". В спектакли заняты корифеи театра: Елена Миллиоти, Виктор Тульчинский, Владимир Суворов и другие замечательные артисты театра. И также представим совсем юное поколение, на сцене будет почти полсотни человек… В заглавной партии в роли Джулии — народная артистка Елена Яковлева. Принципиально для нас — отмечать день рождения в работе, в которой участвует весь театр. Еще важно, что на сцену выйдут люди разных поколений: старейшие артисты театра и молодежь, последний выпуск Школы-студии МХАТ…

Мне близка логика основателей театра — невозможно всё важное вместить в один день. Большая ответственность перед зрителями. Кроме премьеры у нас задумана большая выставка в Музее современного искусства. Совместно с Василием Церетели и его командой мы придумали проект "Современник. Начало", который осуществляет Алексей Трегубов как художник-куратор. На месяц история "Современника" поселится в здании музея на Гоголевском бульваре. Выставка посвящена первым десяти годам жизни "Современника", когда закладывался сам фундамент театра, сумевшего прожить 65 лет. Как всеми признано — счастливых лет. Никогда не было проблем со зрителем, залы всегда были полны. Этому феномену -как серьезно было "заквашено" дело — и будем следовать. А в Музее современного искусства — в семи комнатах разместится история семи первых спектаклей "Современника".

В Музее современного искусства в семи комнатах разместится история семи первых спектаклей "Современника"

Когда откроются эти семь "исторических" комнат?

Виктор Рыжаков: К 27 апреля, поэтапно. Это не просто выставка, а перформативный проект. Мы соединяем историю театра и художников современного искусства, которые преломляют взгляд на "Современник" через время. Параллельно с инсталляциями художников будут звучать аудиозаписи, в воссозданном пространстве маленькой сцены будут идти реальные репетиции театра с участием наших актеров. Поэты современниковские (а они у нас крутые!) будут проводить творческие вечера. Артисты будут читать Чехова в продолжение замечательного "антивирусного" проекта "Доктор Чехов". А группа молодых артистов с драматургом Олжасом Жанайдаровым и режиссером Еленой Ненашевой займутся реконструкцией худсовета легендарного спектакля "Макбет", который был не принят худсоветом и так не вышел. Там так много важного из нашей истории.

На протяжении всего этого года в театре работает режиссерско-драматургическая лаборатория "Семь" (по числу основателей). Молодые режиссеры, драматурги, молодая гвардия ребят и труппа театра одной командой будут создавать пьесы, что-то мы увидим на сцене. Одна из работ называется реконструкция — это исследование исторического отрезка жизни театра, в котором воссоздаются сегодняшним языком театральные события тех лет — и вдруг открываются метаморфозы и наших дней, и нашего прошлого.

Дебют в кино Олега Ефремова — фильм "Строится мост", в котором была занята вся труппа театра, тоже будет демонстрироваться в рамках выставки-инсталляции. Вообще это очень большой серьезный проект для нас, он будет открыт до 1 июня.

Следующая история юбилейной программы — создание документального видеоархива театра под руководством Владимира Раевского , фиксация свидетелей о том, как рождался "Современник" и как закладывалось его будущее! Так важны документированные тексты тех лет. Все были принципиальны и честны друг перед другом. Они мечтали о театре, который не будет пафосным, но будет искренним, не будет на котурнах, но позволит доверительно общаться со своим зрителем, будет говорить на языке, понятном и близком современному человеку. И "Современник" восстанавливал такое равновесие в театре, и рождался как театр современной драматургии, театр, говорящий на языке своего времени.

Пятьдесят шестой — год открытия театра, начало "оттепели". Вы пришли в "Современник" в 2020-м, в разгар пандемии, когда вся жизнь вдруг переместилась в интернет. Общение онлайн -это и есть теперь понятный всем новый язык "современников", театра и зрителя?

Виктор Рыжаков: Этот опыт уже никуда не денешь. Для молодежи это одно из главных средств повседневной коммуникации, и диджитал-программы, связанные с новой реальностью, определяют уже завтрашний день театра. Для меня всегда это было интересно, но никогда не было главным. Это часть реальности, в которой мы живем, избежать ее невозможно никому, и театру тоже. Пандемия просто не оставила нам выбора: без новых технологий нельзя было даже связаться друг с другом. А так как все хотели продолжать работать, то и фантазия стала работать на всю катушку. Опыт интересный. Сейчас есть технологии, когда можно чувствовать даже запахи того, что видишь на экране. Но все же наша цель — чтобы не пропало ощущение реальной жизни, протекающей здесь и сейчас. Мы придумали себе программу "Будущее в прошлом/ Future in the past". Для того, чтобы возвращаясь к традициям первых десяти лет театра, — понять, с чего все началось, как это было придумано, как было сделано. Ведь это не легенды, не мифы — как в "Современник" ломились, как зрители висели на люстрах, ночами стояли в очередях за билетами… Что их сюда влекло? Нам бы очень хотелось, чтобы мечта от создателей театра — о "жизни человеческого духа" — осталась нашим главным делом, ради чего и мы не зря ломаем копья…

Читать далее

Культура

Ню и вожди

Ню и вожди

Опубликовано

При имени фотографа Наппельбаума многие могут вспомнить Ленина анфас с хитрым прищуром. Или Дзержинского в фуражечке. За Наппельбаумом, чьи портреты вождей революции печатались в советских учебниках истории, тянулась стойкая репутация фотографа официального, «правительственного». Не всякий мог разглядеть за этим шлейфом художника. А выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум», открывшаяся в Музее современной истории России, как раз об этом. О творчестве мастера — оригинального, разнообразного, открывшего перед фотографией новые горизонты.

Открывается выставка с обнаженной натуры: "Ню и ретушь", "Ню со спины" — особая техника печати словно переносит тонкие женские тела с фотобумаги на гравюру. Эти работы демонстрировались на первой выставке Наппельбаума в Санкт-Петербурге в 1918-м — наряду с жанровыми фото и портретами исторических деятелей. В том же году по заданию председателя ВЦИК Свердлова он организует Первую Государственную фотографию — и начинает работать над галереей советской элиты.

— Его не зря сравнивают с Рембрандтом, — говорил на вернисаже куратор выставки известный фотограф Виктор Горячев. — Он одним из первых начал работать с единственным источником света, но никогда не высвечивал людей в лоб, у него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет.

Как, скажем, режиссер Григорий Козинцев на фото начала 30-х: лицо анфас вплывает к зрителю из полумрака, черты лица частью еще скрыты, частью вот-вот появятся перед зрителем… Стиль Наппельбаума, действительно картинный, выросший из передвижнического портрета, укладывался как влитой в консервативный художественный вкус большевистского руководства. И оттачивался, превращая фотографа в мастера психологических изображений. Похожий на киногероя Зиновьев, томная Лариса Рейснер, решительный Луначарский в пенсне с заметно большими диоптриями, Бонч-Бруевич, по-чеховски подпирающий рукой подбородок, по-крестьянски прищуривающийся в объектив Лысенко. Тут же Ленин с Дзержинским, входящий в свет Берия начала 30-х в украинской свитке с неаккуратно завернувшимся воротничком. На выставке нет ростового портрета Сталина в белом кителе — портрет будущему вождю очень нравился, что и спасло Наппельбауму жизнь в 30-х, но есть несколько крупных планов вождя, тоже не из числа шаблонных.

— Он видел в человеке суть и умел вступать со своими героями в быстрый контакт, — говорит хранитель коллекции Наппельбаума его внук Эрик Львович. — Посмотрите — все же герои мысленно, глазами разговаривают с вами.

А Надежда Константиновна Крупская, судя по недобро суженным глазам, ими ругается. Наппельбаум требовал от своих героев полного подчинения, а вдова Ильича, не успевал он, усадив ее как надо, вернуться к аппарату, меняла положение. И так раз за разом. Пока мастер не сказал ей, 70-летней: "Деточка, не балуйтесь!" Она послушалась.

Его не зря сравнивают с Рембрандтом… У него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет 

На выставке множество отысканных Эриком Львовичем в архиве деда и прежде не выставлявшихся работ, например, групповое, поставленное Наппельбаумом, его фото с учениками, по композиции вызывающее ассоциации с сюжетом Тайной вечери. Герои снимка будто бы движутся и лишь на секунду замерли перед объективом — Наппельбаум был мастером рассадки не в меньшей степени, чем в работе со светом.

Он снимал до середины 50-х, в галерее портретов советских писателей и ученых вдруг встречаешь юного Мстислава Ростроповича с виолончелью, начинающую актрису Театра Советской армии Людмилу Касаткину, послевоенного Сергея Образцова… Напротив висит знаменитое изображение Анны Ахматовой 20-х годов. Все та же единственная лампа, четко очерченный профиль, нос с горбинкой. Действительно — портрет-камея, как назвал его Наппельбаум.

Читать далее

Культура

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о восстановлении полной посещаемости музея

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о восстановлении полной посещаемости музея

Опубликовано

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о восстановлении полной посещаемости музея

Пушкинский музей сегодня принимает максимально допустимое число посетителей. Об этом рассказал заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определенов.

По его словам, посещаемость после пандемийных ограничений восстановилась: "Люди вернулись в музей, сейчас у нас 100% наполняемость с учетом ограничений Роспотребнадзора".

— П​очти все билеты раскуплены на две недели вперед, — приводит его слова РИА Новости.

Вместе с тем музей не намерен отказываться пока и от онлайн-проектов. Лекции и экскурсии по выставкам доступны в виртуальном формате. "В разделе билетов теперь всегда можно выбрать и мероприятия "Виртуального музея", подчеркивает замдиректора Пушкинского.

Одна из ближайших новых выставок откроется в музее уже 20 апреля — "Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина". Впервые основной темой экспозиции станет не живопись, а керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Диабет можно победить Диабет можно победить
Общество19 минут назад

Диабет можно победить

Осенью 1921 года в Торонто (Канада) ученые Фредерик Бантинг и Чарлз Бест выделили из поджелудочных желез телят вещество, которое снижало...

Диабет можно победить Диабет можно победить
Общество19 минут назад

Диабет можно победить

Осенью 1921 года в Торонто (Канада) ученые Фредерик Бантинг и Чарлз Бест выделили из поджелудочных желез телят вещество, которое снижало...

В мире26 минут назад

Байден посоветовал миру готовиться к следующей пандемии

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Президент США Джо Байден заявил, что считает нужным уже сейчас готовиться к следующей пандемии, с...

Ученые установили, что место проживания может повлиять на здоровье мозга Ученые установили, что место проживания может повлиять на здоровье мозга
Здоровье40 минут назад

Ученые установили, что место проживания может повлиять на здоровье мозга

Согласно новому исследованию ученых из Висконсинского университета (США) у людей среднего и старшего возраста, живущих в неблагополучных районах с высоким уровнем бедности и меньшими возможностями для...

В мире2 часа назад

NYT сообщила, что новые санкции США коснутся суверенного долга РФ

Есть обновление от 08:16 →Рубль усилил падение из-за сообщений, что санкции США могут коснуться госдолга РФ Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU...

В мире2 часа назад

Что случилось этой ночью: четверг, 15 апреля

Вывод войск США и НАТО из Афганистана, грядущие американские санкции против РФ, арест гендиректора «Невской мануфактуры» Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU...

Государство и "Ростелеком" вновь попытаются снять биометрию граждан Государство и "Ростелеком" вновь попытаются снять биометрию граждан
Hi-Tech2 часа назад

Государство и «Ростелеком» вновь попытаются снять биометрию граждан

МОСКВА, 15 апр — ПРАЙМ. Правительство и «Ростелеком» планируют перезапустить систему сбора биометрических данных россиян, попытка наладить которую через банки фактически сорвалась, —...

Президент Аргентины назвал себя живым примером эффективности «Спутника V» Президент Аргентины назвал себя живым примером эффективности «Спутника V»
Здоровье2 часа назад

Президент Аргентины назвал себя живым примером эффективности «Спутника V»

Президент Аргентины Альберто Фернандес заявил, что легко перенес коронавирусную инфекцию благодаря своевременному прохождению вакцинации российским препаратом «Спутник V», и призвал сограждан...

В мире3 часа назад

J&J уверена, что польза ее вакцины от COVID-19 превышает риски

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — О безопасности и эффективности вакцины от COVID-19 компании Johnson & Johnson (J&J) заявил доктор медицинских...

В мире3 часа назад

Байден решил вывести войска из Афганистана вопреки позиции Пентагона

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Высокопоставленные американские военные выступали за сохранение небольшого контингента США в Афганистане — в основном сил...

Популярное