Connect with us

Культура

Террор — жанр театральный

Террор - жанр театральный

Published

on

В театре «У Никитских ворот» сыграли премьеру — спектакль «Фанни», поставленный режиссером Марком Розовским по им же написанной пьесе. Это основанный на документальном материале рассказ о последних днях жизни эсерки Фанни Каплан, стрелявшей 30 августа 1918 года в Ленина. Спектакль вышел в канун очередной годовщины со дня теракта на Дубровке, происшедшего в октябре 2002 года. Терроризм по-прежнему не знает границ — ни во времени, ни в пространстве. Он стал глобальной проблемой. В чем его корни? Имеет ли он сегодня исключительно политическую или религиозную подоплеку? Чего на самом деле добиваются те, кто называет себя «повстанцами», «освободителями», «борцами за справедливость»? Обсудим тему с художественным руководителем театра «У Никитских ворот» Марком Розовским. Террор - жанр театральный

Фото: РИА Новости

Хотелось распознать психологию несостоявшейся убийцы Ленина

Что побудило вас написать эту пьесу и поставить по ней спектакль?

Марк Розовский: Хотелось распознать психологию несостоявшейся убийцы Ленина, которую лично расстрелял комендант Кремля Мальков — мой неединокровный родственник по отчиму. Родная сестра моего отчима, чью фамилию я ношу, Берта Захаровна Розовская была женой Малькова. Они старые большевики, ленинцы, посидевшие и в царских тюрьмах, и в сталинских.

Ваше дальнее формальное родство с одним из персонажей русской истории — Мальковым — едва ли является единственным побудительным мотивом к созданию этого спектакля. Сама тема политического терроризма волнует вас, представляется важной сегодня?

Марк Розовский: Конечно. История Фанни Каплан полна до сих пор неразгаданных тайн. Версий много, но все, что связано с террором, всегда трагедия, а трагедия — жанр театральный. Мой жанр. Я написал «фантазию на документальной основе», сделав слепую Фанни «ясновидящей». Это домысел, ход, позволяющий драматургически осмыслять не только то, что случилось с забытой террористкой, но и всю нашу советскую историю вплоть до 90-х годов. Поэтому Фанни — лишь повод, чтобы мы, сегодняшние, задумались о насилии и праве на насилие, о грехе и ответственности за грех убиения. А это, можно сказать, одна из самых главных тем всей русской культуры. Ход истории неумолимо приговорил классовую борьбу и ее смертоносные методы, то есть диктатуру пролетариата, как политику и практику греховной бесчеловечности. Великая русская культура несовместима с апологетикой насилия и террора — это надо нам всем зарубить на носу. Давайте научимся четко разделять гуманизм и дегуманизм.

Спектакль должен рождать эмоции, и они бывают непредсказуемы

Фанни Каплан в вашем спектакле вызывает большую симпатию, чем ее мучители. Она столь же фанатично служит своей идее, как они — своей, но она умна, прозорлива, насмешлива. Она измучена, но не сломлена. Не боитесь обвинений в оправдании терроризма?

Марк Розовский: Я не приемлю терроризм в любых его формах и проявлениях, так что симпатий никаких нет и быть не может. Но спектакль должен рождать эмоции, и они бывают непредсказуемы. И даже не всегда объяснимы логикой. Художественное произведение часто интересуется заблуждениями героев, совершающих злодеяния, но при этом демонстрирует их внутренний мир, стараясь понять мотивы и причины тех или иных поступков и преступлений. На этом пути авторы всегда правы. Вот Шекспир… Давайте обвиним его в «симпатии» к Гамлету или Отелло, а ведь они — убийцы, хоть и искавшие справедливости, но один — мститель, другой — душитель! А разве д Артаньян — не обаятельный юноша, оставляющий после себя горы трупов? Еще пример — пушкинский Годунов. У него «мальчики кровавые в глазах», а мы, признаться, ему сострадаем в театре! Классика Чехова — рассказ «Спать хочется»: всего пять страничек, на которых гениально выписан страшнейший сюжет — ребенок убивает ребенка, а мы, читатели, глубоко сочувствуем Варьке, ибо видим отчетливо, что творится в ее раздрызганной от усталости душе. Искусство на то и искусство, что хочет докопаться до глубин человеческого «я», открыть секреты поведения, живописать характеры и подвести нас к итоговому размышлению, где зло, а где добро.

Принцип «цель оправдывает средства» лежит в основе основ всякого террора

Вся история России последних двух веков начиная со второй половины XIX полна страниц террора. Сперва Каракозов, Нечаев, Засулич, Желябов, Перовская, Халтурин… Потом «красный террор». Затем сталинские расправы над политическими противниками. А в наши дни — Басаев, Радуев, Бараев, Умаров… Терроризм — несомненно, явление интернациональное, но, вероятно, в России он имеет свои особенности. Какие, на ваш взгляд?

Марк Розовский: Не хочется морализировать, но всем известный принцип «цель оправдывает средства» лежит в основе основ всякого террора. Ленин поклонялся Нечаеву, провозгласившему в «Катехизисе революционера» право убивать, — морально все, что служит революционному делу. Это безбожие в чистом виде. Отсюда вседозволенность, превращение кровопролития в доблесть, искусственная героизация убийц. Толстой с его толстовством во весь свой рост встал в канун революции титаном-противоборцем насилия. Никогда он не был «зеркалом русской революции», на чем совершенно беспочвенно настаивал Ильич. Раньше Толстого обществу предъявил своих «Бесов» Достоевский, предупредив Россию о мерзостях Верховенского типа «мы сделаем смуту… мы сделаем такую смуту…» Сделали! Кто? Да тот же Ленин с Троцким! Смута называлась «гражданская война» — самое позорное явление русской истории, когда «свои» пошли на «своих», стенка на стенку… и у этих стенок далее поставили под расстрелы миллионы людей. Террором оказалась пронизана вся наша история. Сталинское умерщвление политических противников — это последний, самый низкий способ сохранить и утвердить себя у власти. Но у народа — другая позиция.

Если мы перестанем быть чуткими и милосердными, Бог нас не простит. Это знают все носящие крестик и держащие свечу. Однако большевиков не спасли ни «термидор», ни «брюмер», ибо никаких «откатов» от диктатуры и классовой борьбы — как доктрины самоуничтожения народа — у партийцев и органов не было аж до самого 91-го года. Таким образом, главной особенностью у нас является государственный терроризм, та самая сталинщина, живучая, по сей день не подвергнутая суду идеологема дегуманизма. Иногда вожди проговариваются. Товарищ Сталин называл правящую партию «орденом меченосцев». Это признание дорогого стоит — жизни и смерти миллионов людей. Вдумаемся: даже не НКВД — «меченосцы», а — партия! Это означало легализацию «террорной работы», — что еще?! Терроризм провозглашался официальным методом расправы. Казни и пытки средневековые получали статус разрешенной свыше новейшей кровавой бойни. Но формула «все разрешено» едва ли могла помочь осуществиться социальной утопии. Терроризм всегда плохо кончает, ибо не способен сущностно решать никакие проблемы. Он — палка о двух концах. Ноль в результате. Сенсационный пшик. Действие от бессилия на самом деле, приносящее иллюзорную временную «победу». Бенгальский огонь сверкает на миг, он может обжечь и даже устроить пожар, но, повторяю, сущностно он поверхностен, его угрозы от беспомощности в главных изменениях. Исключение — выстрел одного серба в одного эрцгерцога, из-за чего началась Первая мировая война. Но тут, пожалуй, вина политиканов, ввергнувших свои страны в мясорубку истории, видна невооруженным глазом.

Терроризм — хороший бизнес для всякого рода наемников и прочей людской швали

Может, стоит признать, что современный терроризм имеет финансовую подоплеку, а религиозные или политические мотивы — это пускание пыли в глаза тем, кого призывают под знамена радикального ислама, или тем, кого зовут на политические баррикады? Чтобы они не понимали, ради чего гибнут, во имя каких интересов жертвуют собой.

Марк Розовский: Несомненно, радикальный ислам — чем бы он был, что бы он мог без мегафинансирования?! Религия здесь часто носит кликушеский, фанатичный характер и служит, по точному выражению Ильича, «опиумом для народа». То есть прикрытием для завоевания мира — ни больше, ни меньше! — и для уничтожения «неверных», то есть нас с вами. Отсюда — ставка на непрекращающийся террор. Это ныне действительно дело выгодное, хороший бизнес для всякого рода наемников и прочей людской швали, всегда готовой подзаработать на чужой крови. Жажда власти и жажда разбогатеть вместе с человеконенавистничеством рождают жажду погромов по всему миру. Война цивилизаций уже идет давно, и нет гарантий, что «опиумные радикалы», стремящиеся заполучить (или купить!) ядерное оружие, будут им бряцать — и только! А коли найдут применение, в этой топке все сгорят — и палачи, и жертвы. Радикальный ислам предполагает откровенное фюрерство.

А оно, в свою очередь, специализируется, так сказать, на «рассылке» терроризма в разные точки Земли с целью вызвать шок в том или ином пространстве жизни. Террор, идущий с Востока, как правило, выполняет дестабилизирующую функцию — посеять панику, создать хаос, элементарно запугать и на волне естественно возникшего страха нарушить благоденствие региона, а то и целой страны. Ореол героя-смертника — образец дутого героя, в которого вселился дьявол. Все на свете террористы — безбожники, пустившие в свое пустое нутро черта — врага человечества. Религия для них всего лишь магический самообман, абсолютная бездушная мнимость. Слепо выполняя приказ своего религиозного фюрера, они делаются микробами вселенского зла, их души летят в адову пропасть, отнюдь не в рай. Человек правильно называет их «нелюдями», ибо они сами отчуждаются от человечества. Терроризм есть зверство.

Какая, к черту, «справедливость» в отрезании ушей и голов?!

Сегодняшние террористы берут на свое вооружение тягу чем-то ущемленных людей к справедливости, созданию иного миропорядка. Терроризм — это, вероятно, еще и убийственный отклик на несовершенство мира, крайний способ протеста против несправедливого порядка вещей?

Марк Розовский: Да какая, к черту, «справедливость» в отрезании ушей и голов?! Тут скорее психопатология, абсолют ничем не оправданной жестокости, повторюсь, обыкновенное зверство. «Пояс шахида», который сегодня хотят натянуть на весь земной шар (на Европу — уже во многом удалось) — реальность нашего бытия, как и пресловутая пандемия, это есть катастрофа, готовая растянуться на целую эпоху. Речь идет о всеобщем умопомрачении, причина которого кроется в потере нравственного стержня, а на нем только и держится мир. Любая смута ведет к сюрреалистическому кровоизлиянию, поэтому следует бояться не только террора, но любого разбития витрин и поджога автомобилей. Бунтарство снизу не приведет к реформаторству сверху, а только даст новые жертвы и не обеспечит «счастье человечества», ибо в решающий момент найдутся отпетые мошенники-псевдореволюционеры, которые перехватят власть и с размаху усядутся на вершине этой новой старой власти.

В репортажах о терактах, которые устраивают исламские радикалы, появились нюансы, каких прежде не было. Оказалось, многие шахиды — люди с высшим образованием, из вполне обеспеченных семей. Раньше-то представлялось: 50 тысяч долларов — и человек взорвет себя. Но выросло целое поколение террористов, идущих на смерть вовсе не для того, чтобы прокормить своих родных и близких, а по глубокому убеждению. Такой терроризм непобедим?

Все на свете террористы — безбожники, пустившие в свое пустое нутро черта — врага человечества 

Марк Розовский: Терроризм победим. Пример: гитлеровская идеологема после своего военного поражения была повешена в Нюрнберге. Террор Сталина своего трибунала избежал. Новые беспредельщики орудуют уже в нашу эпоху — вовсю. Нужен, ох как нужен этакий мировой суд наподобие Нюрнбергского, который действовал бы при реорганизованной ООН на постоянной основе, и, пользуясь международным правом, подробнейшим образом рассматривал все преступления против человечности. Защитите нас от дикости и варварства на деле, а не только выступлениями говорунов с трибуны и на застольях конференций. Человечество заслужило, чтобы во времена войн, революций и прочих насилий его кто-то спасал! Войска ООН — зачем? Они могут и должны быть не только «миротворцами», как сейчас (это мало что дает), а главным ударным отрядом, сосредоточенным в мировом масштабе на поимке и уничтожении лиц, связанных с террором и осуществляющих террор. Всемирная антитеррористическая боевая организация должна действовать молниеносно и вездесуще — в интересах безопасности стран и народов. Уверен, будучи воплощенной, эта идея даст плоды.

Памятники террористам по справедливости следует сносить

Террористы часто выдают себя за «повстанцев», «освободителей», «борцов за справедливость». Именно так трактовались в СССР деяния всяческих «бесов», от Каляева до Спиридоновой. Как вы относитесь к тому, что имена некоторых из них по-прежнему носят наши улицы?

Марк Розовский: Героизация убийц непотребна и должна преследоваться по уголовному закону. Как это ни больно, памятники террористам по справедливости следует сносить. Это большая и ответственная работа. Которая должна быть аргументирована и проделана в целях исправления нравов. Общество — не дураки. Оно все поймет правильно. Святое дело! Все имена террористов наравне с Фанни и Лениным, лежащим до сих пор в Мавзолее, должны быть признаны в России именами преступников. Память о них останется, но ложь совковых десятилетий должна быть пересмотрена рано или поздно. Правда, для этого необходимо покаяние коммунистов за преступные дела большевиков. Ведь их благими намерениями и утопиями устлана была дорога в ад. «Ваше слово, товарищ маузер!» — не просто слова талантливейшего поэта революции, а программное воззвание пустить кровь.

Какие уроки следовало бы извлечь из революционного терроризма в российской, а затем и советской империи?

Марк Розовский: Урок один, зато главный: здание счастья человеческого нельзя построить не то что на крови, а на одной слезинке ребенка. Мысль Федора Михайловича. А вот Иосиф Виссарионович по-другому говорил: «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы». Да нет же, Иосиф Виссарионович! Жизнь наглядно показала: «Нет человека — у вас будет еще больше проблем!» Как раз об этом в меру сил предупреждает спектакль «Фанни» на сцене Московского государственного театра «У Никитских ворот».

Визитная карточка

Марк Розовский — художественный руководитель Театра «У Никитских ворот», народный артист РФ. Родился в 1937 году в Петропавловске-Камчатском. Окончил факультет журналистики МГУ. Руководил студенческим театром МГУ «Наш дом», получившим широкую известность. После закрытия театра «Наш дом» ставил спектакли в лучших театрах страны, в кино, на телевидении и на эстраде. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». В 1983-м организовал Театр «У Никитских ворот» и стал его художественным руководителем. Поставил спектакли «Бедная Лиза», «Доктор Чехов», «История лошади», «Романсы с Обломовым», «Дядя Ваня», «Гамлет» и др. Автор пьес «Концерт Высоцкого в НИИ», «Кафка. Отец и сын», «Триумфальная площадь», «Песни нашего двора», «Харбин-34», «Папа, мама, я и Сталин», «Человек-волк»… Автор сценария кинофильма «Д Артаньян и три мушкетера», либретто оперы «Пятое путешествие Колумба».

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Ангел и музыка

Ангел и музыка

Published

on

В Северной столице поставили памятник медикам, погибшим от COVID-19. Автором монумента «Ангел» стал петербургский скульптор Роман Шустров — посмертно. В мае прошлого года он сам стал жертвой беспощадной инфекции. Ангел и музыка

Грустная бронзовая фигурка Ангела с немного склоненной головой как будто прислушивается к чему-то… Фото: Сергей Николаев/РГ

На пике пандемии в Петербурге сначала появился стихийный мемориал — Стена памяти. Фотографии врачей и медсестер, цветы и свечи люди несли на Малую Садовую улицу, крепили и раскладывали прямо на строительном заборе. К моменту, когда реставрация здания напротив входа в городской комитет по здравоохранению была завершена и ограждение пришлось демонтировать, на нем было 116 портретов. Тогда же родилась идея установить постоянный знак памяти.

— Сначала мы думали о месте рядом с НИИ гриппа, — рассказала корреспонденту "РГ" одна из авторов идеи увековечения подвига медиков петербургский журналист Галина Артеменко, — но там территория огорожена, не подходит. Поэтому мы просто бродили по Петроградской и у Первого меда (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени Павлова, — прим. "РГ") увидели эту скамейку. Место посчитали символичным.

Здесь и решили установить работу Романа Шустрова. Его "Чудики" (как он их сам называл) давно живут в городе и любимы петербуржцами. В ротонде Любашинского сада живет его босоногий Ангел, а в Измайловском саду у Молодежного театра на Фонтанке, Ангел, сидящий на спинке скамейки. Он, по убеждению горожан, исполняет желания…

Для размещения на набережной Карповки работу Шустрова "Печальный ангел, слушающий музыку" немного сократили, и граммофончик у ног ангела ставить не стали. Но грустная бронзовая фигурка с немного склоненной головой как будто действительно прислушивается к чему-то… Может быть, к жалобам больных — не всем успели помочь. Или к словам благодарности медикам, которые многократно произносили все пришедшие на встречу с "Ангелом": коллеги, пациенты, родственники и друзья, все неравнодушные люди…

Помощь в работе над монументом — согласовании, поиске спонсоров, изготовлении 3D-модели, а затем отливке скульптуры в бронзе — оказала администрации Петроградского района. Открытие "Печального ангела" состоялось трижды: в четверг к нему возложили цветы чиновники городского комитета по здравоохранению и главврачи городских больниц, затем состоялась "народная" церемония. А за день до этого к памятнику приезжал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков

На церемонии открытия памятника главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков. Его коллектив потерял пятерых: "Потерял, но не забыл".

— Может, это будет сегодняшний день. Может, завтрашний, — предложил Гусев. — Но главное, что в этот день мы будем собираться и вспоминать, и отдавать дань памяти тем, кто не смог дожить до этих дней.

Увидеть их лица можно и сегодня. На металлической табличке у "Ангела" с посвящением медикам размещен QR-код. Если навести на него смартфон, откроется виртуальная Стена памяти.

Тем временем

Конкурс на эскизный проект памятника врачу и медсестре, погибшим от коронавирусной инфекции, объявила клиническая межрайонная больница города Кириши Ленинградской области. Как пишет газета "Киришский факел", предложения можно направить до 1 мая в личные сообщения группы больницы в соцсети с пометкой "Эскизный проект памятника", с указанием имени и контактных данных автора.

Кстати

Памятники врачам и медсестрам или проекты таких монументов уже есть во многих городах России, в том числе Махачкале и Дербенте. В Москве его открытие будет приурочено ко Дню медицинского работника, который в этом году будет отмечаться 20 июня.

Continue Reading

Культура

Девушки Бонда уже здесь

Девушки Бонда уже здесь

Published

on

Есть группы, которые, кажется, были всегда. И чьи хиты давно уже стали новыми народными. Среди этих немногих уральский «ЧайФ» с их хитами — «Не спеши», «Ой-Йо (Никто не услышит)», «Поплачь о нем», «Давай вернемся» и многими другими… Но все им мало: в год 35-летия «чайфы» снова выпускали новые альбомы. Поэтому на двух их юбилейных концертах снова было тесно: от хороших песен, улыбок, позитивного настроения и оптимистичного рок-н-ролльного драйва. Девушки Бонда уже здесь

С «Чайфом» и Владимиром Шахриным на сцене не заскучаешь. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Выступления "ЧайФа" в Москве, получившие название "Война, мир и…", дважды переносили. Вначале прошлой весной, затем осенью, а в конце зимы решили сменить и площадку: из "ВТБ Арены-Динамо" переехать в "Крокус Сити Холл", географически расположенный в Подмосковье, где разрешено заполнять уже не 50, а 75 процентов мест в зале. После всех этих перемен зрители были так рады встрече с "ЧайФом", что даже встречали их надутыми буквами, образовавшими фразу "Мы скучали!".

Ну, а "ЧайФ" не скучал (ну, кроме как по поклонникам) — пандемию группа провела, наверное, эффективнее и деятельнее всех своих коллег: еще в конце 2019-го музыканты выпустили очередной альбом "Слова на бумаге", а весь коронавирусный 2020-й готовили песни для нового акустического диска "Оранжевое настроение-III". Сам же Владимир Шахрин и объяснил со сцены, зачем группе, у которой и так хватает хитов, напрягаться и вновь выпускать новые песни, пока коллеги расслабляются на карантине. Мол, для того, чтобы не превращаться в ретро группу. Новые песни вправду свежи по настроениям, аранжировкам, бодры и влекущи. При этом сложилось впечатление, что за это время музыканты еще и значительно прибавили как инструменталисты, особенно лидер-гитарист Владимир Бегунов. Он же стал автором новой песни "Не теряй надежду", а в ответ на суждение кого-то из зрителей, назвавшей ее "митяевщиной", с привычной ему иронией парировал: "Ну, кто-то ведь должен быть и несовременным".

При этом баланс между новыми песнями и теми хитами, без которых "ЧайФ" точно не отпустили бы со сцены, оказался выдержан очень смело и точно (не всем звездам со стажем удается не перебарщивать с ностальгией и писать такие песни, что не хуже старых). Лихо или душевно (два главных определения, которыми, наверное, можно описать музыку группы) прозвучали и другие премьеры: "Что мы делали в прошедшем году", "Все девушки Бонда" и очень своевременная "Не теряй надежду"… Кто-то в зале танцевал, кто-то подпевал или согласно кивали головой. Но верили — все.

Конечно, "ЧайФ" сыграли и песню "Почтальон" из одноименного сериала Василия Мищенко (режиссер тоже был в зале). А еще: "Не спеши", "В ее глазах", "Ой-Йо (Никто не услышит)", "17 лет", "Поплачь о нем (пока он живой)", "Не дай мне повод" и другие свои славные, мелодичные и так поддерживающие нас все эти годы хиты. А под занавес пообещали, что вскоре возобновят свой тур по России и другим странам…

Да, и вправду, хороших новостей много не бывает….

Кстати

Самим "чайфам" концерт так понравился, что они пообещали вернуться в Москву уже летом. И по традиции сыграть 24 июня, после дня рождения Владимира Шахрина, в саду "Эрмитаж".

Continue Reading

Культура

Солнце неспящих

Солнце неспящих

Published

on

Стилистический принцип Берлинале-2021, как, впрочем, и всего «нового кино»: никаких линейных повествований и их сюжетными финтифлюшками. Мы терпеливо наблюдаем скачки действия, вспышки сознания, свободные переброски во времени и в логике, бессвязные эпизоды, хаос, за которым что-то должно угадываться. Вопрос — что? Солнце неспящих

Ани Карселадзе в роли Лизы: она уже встретилась с Гиорги, но еще не знает, что ждет ее впереди… Фото: Предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

Многие надеялись на новый прорыв Селин Сьяммы, которая после "Портрета девушки в огне" была объявлена едва ли не лучшим режиссером 2019 года. Теперь она представила "Маленькую маму" — странный опыт путешествия во времени, когда восьмилетняя Нелли встречает в лесу ровесницу, которую зовут так же, как маму, — Марион. Прозорливую малышку вдруг осеняет, что это и есть ее мама, только в детстве. Нелли встречается с недавно умершей бабушкой, пробует и выплевывает ее невкусный суп, а когда вернется, между мамой и дочкой (т.е. по замыслу автора, между поколениями) установится новое взаимопонимание. Условность художественного приема, конечно, возможна в кино любая, но его исполнение в сценарии и в фильме столь топорно, что даже два ангелочка — детишки, которые всегда служат камертоном правды, у Сьяммы играют невыносимо фальшиво — ни не миг не верят в придуманную взрослой тетей игру. Место действия — несколько невыразительных студийных выгородок — напоминает о том, что все творилось в год ковида, и в памяти остается только оператор фильма Клер Матон, очень поэтично снявшая осеннее природы увяданье.

Современное кино все чаще именует артхаусом то, что десятилетиями считалось браком. Невыносимо ручная сильно плавающая камера, берущая сверхкрупные планы, характерна для второго венгерского фильма конкурса "Я вижу тебя всегда". Его автор — Бенедек Флигауф, главная надежда экспериментального кино Венгрии, снимал опять же в дни карантина — не выходя из квартиры, в ее интерьерах, пригласив ведущих театральных актеров Будапешта и задействовав собственного сына. Вышел сборник новелл о человеческих взаимоотношениях, иногда умных и глубоких, иногда поверхностных, иногда трагических. Более чем двухчасовой киноопыт хорош именно актерами: изголодавшись по работе, они способны достоверно сыграть даже телефонную книгу.

"Ковидный" Берлинале-2021 получился самым коротким, компромиссным и неровным за всю его 70-летнюю историю

Открытием фестиваля многие считают фильм молодого режиссера Александра Коберидзе "Что мы видим, когда смотрим на небо" — интонация появившихся рецензий близка к экстазу. Это первый грузинский фильм в берлинском конкурсе после "Солнца неспящих" 1993 года, и первый фильм фестиваля, в котором солнце наконец проглянуло — стало тепло, уютно, и во всем поселилась любовь. Следуя доброй данелиевской традиции, Коберидзе влюбляет нас в свой город Кутаиси, его холмы и перекрестки, его дома-скворечники, церкви и башенки, его певческие застолья, древние верования и предрассудки, его кошек и собак как полноправных участников человеческого сообщества. В его красивых людей, красивые мелодии, в особое грузинское обаяние. Камера необычайно внимательна, и если что-то живое неторопливо вбегает в кадр, оператор Фараз Фешараки даст ему возможность спокойно выбежать. Это история о том, как случайно столкнулись на одной дорожке два человека — футболист Гиорги и фармацевт Лиза. Встретились, разошлись, потом снова нечаянно встретились — и захотели встретиться еще раз. Но — тут опять вмешался условный (пожалуй, даже слишком условный) прием: в нарождающуюся любовь вторгается Дурной Глаз с его кознями, и заговоренные влюбленные утром просыпаются в совсем другом обличье — как им теперь узнать друг друга? Лиза больше не медик, и ей нужно искать новую работу, Гиорги больше не виртуоз мяча, а дело происходит в канун мирового футбольного чемпионата.

Солнце неспящихКадр из фильма "Маленькая мама". Фото: Предоставлены пресс-службой Берлинского кинофестиваля

И начинаются упорные поиски двумя людьми друг друга. И оказывается, что в любовной песне не внешность ведет главную партию, а нечто более важное. Это "более важное" — души кутаисцев — и открываются нам в фильме, образуя повествование неспешное, внимательное к деталям, по-южному расслабленное и добродушное. Ведет его закадровый рассказчик, тоже лукаво простодушный. Город становится главным героем фильма, причем режиссер обладает талантом каждый кадр — сам по себе вполне банальный — делать неуловимо смешным и сообщающим нам нечто важное. Здесь все одушевленное — от водосточных труб до флейт, скрипок, арф и сопелок, откликающихся на каждую человеческую боль. Музыка вообще занимает в сюжете важное место, иногда солируя, как в немом пантомимическом кино.

Мягкий, во всем растворенный юмор — ведущая мелодия картины. Он сближает традицию грузинского кино с итальянским — и не случайно в сцене дворового футбола в фильм врывается знаменитый футбольный гимн Notti Magiche, открывавший чемпионат 1990 года в Италии. Идет один из самых поэтичных и возвышенных моментов картины, когда снятый рапидом футбол подобен балету. Это прекрасный фильм: он в какой-то мере спасает репутацию скудного на шедевры киногода, и я надеюсь на его успех у жюри.

Необычно короткий, но насыщенный Берлинале близок к финалу. Уже в пятницу жюри объявит результаты пятидневного марафона, назвав из 15 конкурсных картин лучшие. Ему нелегко: конкурс собран из того, что было, и фестиваль-2021 получился самым компромиссным и неровным за всю свою 70-летнюю историю. Особенно трудно будет найти претендентов на актерские призы: сколько-нибудь примечательных работ почти не наблюдалось. Упрощает дело решение дирекции отказаться от гендерного принципа: в Берлине больше нет ролей мужских и женских, а есть призы за лучшую главную роль и лучшую роль второго плана.

Солнце неспящихКадр из фильма "Я вижу тебя всегда". Фото: Предоставлены пресс-службой Берлинского кинофестиваля

Впереди в конкурсе фильмы из Японии, Ирана, Мексики и Германии. О них мы расскажем в итоговом репортаже уже во вторник, а пока следите за новостями на сайте.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Китай намерен содействовать взаимовыгодным бизнес-связям с США Китай намерен содействовать взаимовыгодным бизнес-связям с США
Экономика2 часа ago

Китай намерен содействовать взаимовыгодным бизнес-связям с США

» Флаги США и Китая © Коллаж РИА Новости Читать 1prime.ru в ПЕКИН, 5 мар — ПРАЙМ. Китай будет содействовать взаимовыгодным...

Жителям Украины посоветовали готовиться к голоду Жителям Украины посоветовали готовиться к голоду
Экономика2 часа ago

Жителям Украины посоветовали готовиться к голоду

День независимости Украины © РИА Новости. Стрингер Читать 1prime.ru в МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Депутат Верховной рады Украины, представитель партии...

Китай опубликовал официальный прогноз развития экономики на 2021 год Китай опубликовал официальный прогноз развития экономики на 2021 год
Экономика2 часа ago

Китай опубликовал официальный прогноз развития экономики на 2021 год

Страны мира. Китай © РИА Новости. Евгений Епанчинцев Читать 1prime.ru в ПЕКИН, 5 мар — ПРАЙМ. Темпы роста ВВП Китая в 2021...

Эксперт дал совет, как накопить на безбедную старость Эксперт дал совет, как накопить на безбедную старость
Экономика3 часа ago

Эксперт дал совет, как накопить на безбедную старость

Выплата пенсии © РИА Новости. Александр Кряжев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Чтобы пенсия была по-настоящему комфортной, стоит...

Футуролог рассказал, как коронавирус подстегнул замену людей на роботов Футуролог рассказал, как коронавирус подстегнул замену людей на роботов
Hi-Tech3 часа ago

Футуролог рассказал, как коронавирус подстегнул замену людей на роботов

Робот Promobot © РИА Новости. Ростислав Нетисов МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Пандемия новой коронавирусной инфекции и введенный многими странами локдаун ускорили...

Тысячи жителей в Новой Зеландии эвакуировались из-за угрозы цунами Тысячи жителей в Новой Зеландии эвакуировались из-за угрозы цунами
Экономика3 часа ago

Тысячи жителей в Новой Зеландии эвакуировались из-за угрозы цунами

«Флаг Новой Зеландии © fotolia.com/ Anke van Wyk Читать 1prime.ru в МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Власти Новой Зеландии в связи с угрозой...

Немецкие парламентарии осудили санкции Евросоюза против России Немецкие парламентарии осудили санкции Евросоюза против России
Экономика3 часа ago

Немецкие парламентарии осудили санкции Евросоюза против России

» Бундестаг © fotolia.com/ Bernd Leitner Читать 1prime.ru в МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Новые санкции Евросоюза показывают, что его руководство...

Выяснилось, какие необычные вакансии интересуют российских женщин Выяснилось, какие необычные вакансии интересуют российских женщин
Экономика4 часа ago

Выяснилось, какие необычные вакансии интересуют российских женщин

Ярмарка вакансий © РИА Новости. Максим Богодвид Читать 1prime.ru в МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Россиянки в поисках работы зачастую выбирают далеко...

Медики выявили отложенный побочный эффект у вакцины Moderna Медики выявили отложенный побочный эффект у вакцины Moderna
Здоровье4 часа ago

Медики выявили отложенный побочный эффект у вакцины Moderna

© Pixabay Отложенный побочный эффект выявлен у вакцины американской компании Moderna, одобренной для применения в Соединенных Штатах и Евросоюзе. Прививка вызвала кожные воспаления...

Уехавшие за границу соотечественники хотят найти работу в России Уехавшие за границу соотечественники хотят найти работу в России
Экономика5 часов ago

Уехавшие за границу соотечественники хотят найти работу в России

Многие бывшие граждане России, уехавшие за границу, а также граждане нашей страны, постоянно проживающие вне ее пределов, рассматривают возможность вернуться...

Популярное