Свяжитесь с нами

Культура

Студенты МГУ призвали остановить реставрацию аудиторий

Студенты МГУ призвали остановить реставрацию аудиторий

Опубликовано

Студенты МГУ призвали остановить реставрацию аудиторий

Студенты и преподаватели МГУ имени Ломоносова разместили в интернете петицию с требованием остановить реставрацию нескольких учебных аудиторий. По их мнению, работы проходят с нарушениями. В департаменте культурного наследия «РГ» подтвердили: реставрация действительно идет, и она соответствующим образом согласована.

Как объяснили в пресс-службе ведомства, работы ведутся по заказу МГУ в аудиториях главного корпуса университета и в здании биолого-почвенного факультета. Там планируется воссоздать по историческим образцам и под контролем экспертов паркетные полы, отреставрировать деревянные стеновые панели, гипсовые декоративные элементы и другие детали интерьера. Приведут в порядок и подлинную мебель. "Часть мебели была изготовлена в 1970-х годах и не входит в предмет охраны. Для того, чтобы четко отделить подлинную мебель от изготовленной позднее, департамент запросил у МГУ дефектную ведомость с видами работ, — рассказали "РГ" в Мосгорнаследии. — Указанная ведомость показывает, что подлинной мебели не так много, и вся она будет отреставрирована".

Часть работ проходит непосредственно в зданиях, другая — в производственных мастерских, поскольку требуются специальное оборудование и особый температурный режим. Департамент, заверили в пресс-службе, контролирует реставрацию как в самих зданиях университета, так и в мастерских. В последних уже находятся демонтированные элементы деревянной облицовки стен и аудиторной мебели.

— Действительно, изначально на площадке при проведении работ был беспорядок. Речь идет о демонтированных поздних интерьерах 1970-х годов, — подчеркнули в департаменте культурного наследия. — В связи с этим был наказан подрядчик. Также Мосгорнаследие в адрес МГУ направило предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Возвысил степь, не унижая горы

Возвысил степь, не унижая горы

Опубликовано

Возвысил степь, не унижая горы

Мир меняют яркие личности. Именно их энергия, их талант, помноженные на идеи и убежденность, делают нашу жизнь или лучше, или хуже. Олжас Сулейменов, выступив в конце 80-х годов с инициативой запретить испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, затем пошел дальше. Он создал международное антиядерное движение, добился с соратниками закрытия атомных полигонов по всему свету и настаивал на полном запрещении оружия массового уничтожения.

Однажды я спросил Олжаса Омаровича, не думает ли он сейчас, что надежды на всеобщее разоружение были слишком завышенными, что американские "ястребы" никогда бы не согласились на серьезные шаги в этом направлении?

— Нет, — твердо ответил Сулейменов. — Это теперь мир снова стал иным. А тогда, занимаясь антиядерной темой, я почувствовал, что Вашингтон готов пойти на гораздо более конструктивные и смелые шаги по разрядке и сближению. Руководители СССР и США вплотную подошли к обсуждению вопросов полного запрещения ядерного оружия. Полного! Лидеры двух держав были буквально в шаге от подписания договора об окончательном ядерном разоружении. Я знаю, что говорю, потому что сам участвовал в этом процессе.

— Погодите, — возразил я своему другу, — но разве ядерное оружие не является главным элементом сдерживания, гарантией сохранения мира и стабильности? И не был ли ваш порыв — безусловно благородный и продиктованный гуманистическими устремлениями — слишком наивным, не учитывающим жестоких реалий нашей действительности?

Олжас остался непреклонен:

— По поводу гарантии: сейчас — да. И до 1991 года — тоже да. А вот тогда наступил тот короткий исторический миг, который мог все изменить. Что же касается наивности… Не знаю. Мы хотели с помощью парламентов всех крупных держав, то есть представительной власти, сделать всемирный опрос и получить ответ. К тому же объективно и Штаты, и СССР тогда поняли, к каким тяжелым последствиям ведет эта бесконечная гонка вооружений. Плод, как говорится, созрел. Надо было попробовать сорвать его с ветки. Если бы тогда парламенты двухсот стран сказали "нет военному атому" и первыми в этом ряду оказались СССР и США, то и все остальные пошли бы следом.

Жаль, что с развалом Советского Союза надолго потеряна возможность гарантированного спасения человечества, — подытожил свою мысль Сулейменов.

— Надолго или навсегда?

— Не знаю, — вздохнул он.

Борьба против военного атома — всего лишь эпизод в богатой биографии поэта, писателя, общественного и политического деятеля Олжаса Сулейменова. Но эпизод очень показательный, вписывающийся в Формулу Пути, которую он впервые озвучил еще в 1978 году на встрече писателей стран Азии и Африки и которой оставался верен на протяжении всех последующих десятилетий. Тогда, в Ташкенте, она прозвучала, конечно, диссонансом другим ораторам, твердившим о свободе и независимости, как конечной цели национально-освободительных движений. Олжас с трибуны назвал это ошибкой.

Он считал, что само достижение независимости не решает никаких проблем, а только порождает новые. Начинаются гражданские войны, междоусобные столкновения, смертельные схватки за власть, целые регионы погружаются в пучины новых страданий.

Услышать такое из уст советского человека, да еще в присутствии работников ЦК, было диковинно. А Сулейменов продолжал:

— Я предлагаю Формулу Пути, которую считаю универсальной и подходящей для всего человечества. Она звучит так: "От веков зависимости через период независимости к эпохе осознанной взаимозависимости". Если мы разовьем осознание взаимозависимости как основу любого национального самосознания, доведем до того, чтобы все в мире ощущали потребность во взаимозависимости — экономической, культурной, политической, — тогда и возникнет то самое планетарное сознание, которое поможет человечеству избежать ужасов, от коих мы сейчас каждый по своему пытаемся спасаться.

Собственно говоря, и все его творчество так или иначе связано с этой Формулой. Уже в первой своей поэме "Земля, поклонись человеку!", написанной шестьдесят лет назад, сразу после полета Гагарина, Олжас громко заявляет, что все люди — это пассажиры одного космического корабля под названием "Планета Земля".

Исследуя тюркизмы в "Слове о полку Игореве" (его самая нашумевшая книга "Аз и Я"), он доказывает, что Степь и Поле связаны многими узами, что славяне и половцы, будучи соседями, были обречены на сотрудничество, взаимопонимание и взаимозависимость.

И в поэме "Глиняная книга", переведенной на множество языков, прослеживается сквозная мысль: все люди — единая семья, а разделение по национальному признаку, междоусобицы, границы и таможни — неминуемый путь к вражде и гибели.

Он верен своей Формуле в публицистических статьях, в многочисленных выступлениях с высоких трибун, в своей работе на дипломатическом поприще, он последовательно отстаивает эту позицию, несмотря на изменяющуюся конъюнктуру.

Во все времена трудно приходится человеку с такими убеждениями. Олжас Сулейменов слыл "националистом" в застойные советские годы, когда его нещадно прессовали махровые партийные ортодоксы в Москве, а затем — "русофилом" и "непатриотом" в период развода бывших наших республик, когда он наперекор местным князькам отстаивал русский язык в Казахстане. Для него интернационализм не абстрактный набор букв, а твердое убеждение, с которым он никогда не расставался. Еще 27-летним он отчеканил это в стихотворной строчке, ставшей эпиграфом ко всему последующему: "Возвысить степь, не унижая горы"!

Олжас Омарович, наверное, единственный, кто остался из плеяды шестидесятников. Хотел сказать "последний", но сразу понял, что это слово к нему совершенно не подходит. Он никогда не был последним в той когорте блистательных имен, это признавали Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава — своими стихами, интервью, посвящениями "вождю кипчаков". Он в той компании всегда находился на особом положении, ни на кого не похожий восточный великан, безоговорочно любимый и навсегда признанный.

Отчего он пользовался таким тотально-последовательным уважением? Отчего его авторитет был непререкаем всегда, во все времена, при всех режимах?

Олжас всегда, при всех режимах, во все времена свободен

Да, самобытный талант.

Да, врожденный артистизм, умение заворожить аудиторию одним своим появлением на сцене.

Да, ярко выраженные способности дипломата, политика, общественного деятеля.

Но есть у него и еще один великий и очень редкий дар: Олжас всегда, при всех режимах, во все времена свободен. Духом свободомыслия пронизаны буквально все его произведения, статьи и речи.

Это важно подчеркнуть особенно сейчас, когда на смену прежним цензурным ограничениям приходят новые, когда опять в ходу конформизм, двойные стандарты, желание угодить власть имущим.

Редакция "РГ" сердечно поздравляет автора нашей газеты, героя ее многочисленных публикаций Олжаса Сулейменова с 85-летием!

Читать далее

Культура

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

Опубликовано

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

В Москве начались съемки фильма «Ника» о поэтессе Нике Турбиной, прославившейся, когда ей было 7 лет. Прожила талантливая девочка мало, но ярко. Роль Ники исполняет актриса Лиза Янковская. Анна Михалкова играет мать Ники. Также в фильме снимались Иван Фоминов, Вита Корниенко и другие. Режиссер — дебютант Василиса Кузьмина, выпускница школы «Индустрия». Автор сценария — Юлия Гулян, совместно с Василисой. Художественными руководителями и продюсерами картины являются Михаил Врубель, Александр Андрющенко и Федор Бондарчук, а фильм делают «Водород», Art Pictures Studio и «НМГ Студия».

Создатели говорят, что как и любая попытка художественного осмысления биографии реального человека, фильм "Ника" не обойдется без элементов художественного вымысла. Некоторые персонажи, сцены и диалоги являются результатом творчества команды создателей картины.

Процитируем синопсис, он прислан в редакцию "РГ": "Ника Турбина провела детство с мамой в разъездах по всему Советскому Союзу, читая свои стихи. Гастроли, встречи с благодарными любителями поэзии, богемные вечеринки и знакомства со знаменитостями — она была вундеркиндом, самой юной советской поэтессой, поражавшей читателей недетской грустью и пронзительностью строк. В конце 90-х Нике уже 27: детство давно кончилось, Советского Союза не существует, но главное — она больше не может писать стихи — вдохновение давно не приходит. Она по-прежнему живет с матерью, уже лечится от алкоголизма и пытается разобраться в себе — куда исчез тот ее "голос", почему она больше не чувствует материнской любви и сможет ли когда-то быть счастлива, как все? Знакомство с веселым и независимым Иваном, который отказался от многообещающей карьеры дипломата, дает Нике надежду на это счастье".

А вот как отзываются о будущей картине члены съемочной группы.

Анна Михалкова: "К таким проектам подходишь с большой осторожностью и сомнением в себе: они всегда требуют серьезной отдачи и мастерства. Но вместе с тем, получить такую роль для любого артиста — подарок. И здесь особенно важна команда, окружение. На "Нике" это профессионалы, несмотря на довольно юный возраст хорошо понимающие, что они делают. По уровню подготовленности и вовлеченности Василиса может конкурировать с более опытными режиссерами, хотя это ее дебютная картина. Мне импонирует ее творческий подход, где все вовлечены в процесс. Я рада, что у нас была возможность погрузиться в материал, репетировать, работать со сценарием, и всем вместе услышать тот киноязык, который диктует это кино".

Лиза Янковская: "Моя героиня еще ребенком завоевала славу, к которой люди идут всю жизнь. И также рано все для нее закончилось — мир, в котором она жила, оказался фикцией. И поэтому это, прежде всего, история девочки, у которой не было детства. Потеряв популярность, она всю жизнь искала свой утраченный "голос", который сделал ее в детстве звездой. Для меня этот поиск — самое интересное в моей героине. И, конечно, тема взаимоотношений с матерью, с семьей. Потому что это вечная тема и в той или иной степени она касается каждого".

Федор Бондарчук: "Интересно отметить, что большая часть креативной команды, которая работает над картиной — девушки. И это не просто следование трендам мирового кинематографа. Наша история о сложных взаимоотношениях между дочерью и матерью. О тонком микрокосмосе между девочкой, которая слишком рано повзрослела и женщиной, которая слишком поздно это поняла. Кому как не девушкам эту историю писать и воплощать на экране?".

Читать далее

Культура

Фильм Домогарова-младшего получил Гран-при фестиваля «Виват кино России!»

Фильм Домогарова-младшего получил Гран-при фестиваля "Виват кино России!"

Опубликовано

В Петербурге завершился фестиваль «Виват кино России!», посвященный отечественному кино. «Двадцать девятый фестиваль, на наш взгляд, прошел успешно. Порадовали зрители — залы были полными. Дивная погода в нашем прекрасном городе тоже порадовала гостей и участников», — сказала, подводя итоги мероприятия, генеральный директор фестиваля Людмила Томская.

По ее словам, аншлаги собирали не только новые картины, участвовавшие в конкурсе, но и ретроспективы, специальные программы, посвященные юбилеям классиков.

— В следующем году фестивалю 30 лет. Надеемся, что нам удастся снова порадовать и удивить зрителей, — отметила Томская.

Сколько желающих было попасть на творческий вечер Александра Адабашьяна! В Институте кино и телевидения состоялся мастер-класс Александра Прошкина. Режиссер Антон Мегердичев провел встречу со студентами в институте культуры. Московский журналист, кинокритик Александр Колбовский был модератором "круглого стола" дискуссионного клуба фестиваля на тему "Герой вчерашних дней. (Но что-то героическое в этом есть)" с участием мастеров кино, киноведов, журналистов. Обсудили, в частности, вопросы: кто главный герой современного российского кино? Кто герой второго плана? Актерские типажи. Кто более востребован в нашем кино сегодня? Как соотносятся герои и жанры? Почему в нашем кино много фильмов-биографий и мало историй о современности?

Церемония закрытия фестиваля проходила в Музыкальном театре "Зазеркалье". Ведущие — Анна Ковальчук (Петербург) и Андрей Руденский (Москва), призеры фестиваля "Виват кино России!" прошлых лет.

Приз дирекции "Немеркнущая зрительская любовь" получила Ирина Тайманова, именинница, юбиляр именно в этот день, профессор Консерватории имени Римского-Корсакова, режиссер фильмов-спектаклей, музыковед, многие годы — ведущая программ о выдающихся людях на ленинградском — петербургском ТВ.

Призом "Признание" — за впечатляющую галерею мужских образов на экране — наградили народного артиста России Сергея Паршина. Он знаком зрителю по фильмам "Ослиная шкура", "Зимняя вишня", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Тайны следствия", "Три в одном" и многим другим.

Наградой "За духовность в киноискусстве" отмечен оператор Сергей Астахов. Лауреат огромного количества премий, с ним создавали свои фильмы петербургские и московские режиссеры: Сергей Микаэлян, Алексей Балабанов, Виталий Мельников, Лидия Боброва, Александр Митта, Сергей Соловьев, Павел Лунгин и другие.

— 45-летие работы — как одно мгновение… Впереди — много рубежей. Работаю всегда честно, — признался лауреат. Его поздравили оператор Сергей Мачильский и режиссер Антон Мегердичев (с ним Астахов снимал "Метро" и "Сердце Пармы").

Огласили и итоги конкурса "Народный рейтинг". Петербуржцы оценили 30 новых отечественных сериалов. Зрительское голосование проходит заранее, по анкетам. По его результатам победили сериал "Теория вероятности" Юрия Мороза, актеры Максим Матвеев (главная роль в сериале "Теория вероятности") и Виктория Исакова (роль в сериале "Нежность" Анны Меликян). Юрий Мороз трижды поднимался на сцену, чтобы принять приз. Сначала за отсутствовавшего победителя в номинации "Лучший актер в телесериале" Максима Матвеева ("Я люблю этого актера. Он фанатик своей работы", — отметил режиссер), потом за жену — Викторию Исакову, а затем принял и свой приз — из рук президента фестиваля Светланы Крючковой, сказавшей:

— Режиссер Юрий Мороз умеет найти в каждом актере нотки, которые таятся в самой глубине нашей души. А еще он любит старое советское художественное кино, и в его фильмах это чувствуется. Не удивительно, что зрители отдали предпочтение его картине.

Многих лауреатов на церемонии не было — заняты съемками. И это очень здорово, говорят кинематографисты — есть работа! Виктория Исакова обратилась к зрителям церемонии с экрана. Дипломы и красивые статуэтки за лауреатов принимали продюсеры, представители кинокомпаний, члены съемочных групп.

Далее — подведение итогов конкурсной программы, в ней — восемь картин. У фильма "Человек из Подольска" по пьесе Дмитрия Данилова — две награды: "Лучший режиссер" (дебютный фильм театрального режиссера и актера Сергея Серзина) и "Лучшая мужская роль" (Владимир Майзингер, первый полицейский).

Актриса Ольга Лерман, исполнившая главную роль в картине "Белый снег" Николая Хомерики (история жизни знаменитой российской лыжницы Елены Вяльбе), победила в номинации "Лучшая женская роль". У этого фильма еще одна награда: за лучшую операторскую работу — Федор Лясс.

Зрители проголосовали за комедийную мелодраму "Только серьезные отношения", где сыграли Александр Робак, Ирина Пегова. Приз зрительских симпатий с благодарностью принял счастливый режиссер Слава Росс.

Приз прессы получил режиссер Владимир Котт — большинство голосов журналистов отдано его картине "Конец фильма". "Кино о кино", о творчестве, о режиссере.

Гран-при фестиваля "Виват кино России!" присудили картине Александра Домогарова-младшего "Пальма". 32-летний сын известного актера — начинающий режиссер. Награду вручал председатель жюри фестиваля — продюсер Вячеслав Тельнов.

Пальма — овчарка, верная своему хозяину, оставившему ее в аэропорту, становится лучшим другом девятилетнему мальчику, потерявшему маму. История реальная, случившаяся в 1970-е в московском аэропорту, пронзительная, вызывающая слезы, радость, переживания…Драма и приключения, для детей и взрослых, "семейное кино".

Ну а когда все призы были розданы, предложили посмотреть новое кино — "Последнюю "Милую Болгарию" Алексея Федорченко по мотивам повести Михаила Зощенко "Перед заходом солнца". Фильм, получивший приз за лучшую режиссуру на недавнем Московском кинофестивале, для Петербурга — премьера. Картину представил режиссер, а также продюсеры и актеры. Федорченко сказал, что очень волнуется: в зале правнучка писателя, а еще его (режиссера) школьная учительница по литературе.

Цифры

За пять фестивальных дней состоялись 62 сеанса, показали 54 фильма, восемь из них были представлены в конкурсной программе. Их посмотрели 9,2 тысячи зрителей (75 процентов от возможной заполняемости залов) в семи кинотеатрах.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Постоянно менять ограничения для госчиновников нельзя, считает Клишас Постоянно менять ограничения для госчиновников нельзя, считает Клишас
Экономика44 минуты назад

Постоянно менять ограничения для госчиновников нельзя, считает Клишас

МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас отрицательно отнесся к предложениям запретить госчиновникам покупать зарубежную недвижимость...

Китай продлит период отмены пошлин на американский импорт Китай продлит период отмены пошлин на американский импорт
Экономика53 минуты назад

Китай продлит период отмены пошлин на американский импорт

ПЕКИН, 17 мая  (Dow Jones). Китай заявил в понедельник, что продлит период отмены пошлин на импорт 79 категорий товаров, импортируемых с США. Во...

Банк России ожидает, что годовая инфляция начнет замедляться к осени Банк России ожидает, что годовая инфляция начнет замедляться к осени
Экономика1 час назад

Банк России ожидает, что годовая инфляция начнет замедляться к осени

МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Годовая инфляция в России в настоящее время находится на плато и замедляться начнет ближе к осени, заявил зампред ЦБ РФ Алексей...

Регионы выходят на рынок облигаций Регионы выходят на рынок облигаций
Экономика3 часа назад

Регионы выходят на рынок облигаций

МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Российские регионы все активнее используют такой инструмент как субфедеральные облигации для финансирования крупномасштабных проектов, в том числе инфраструктурных. Такую...

Эндокринолог рассказала, о чем говорит быстрый неконтролируемый набор веса Эндокринолог рассказала, о чем говорит быстрый неконтролируемый набор веса
Здоровье3 часа назад

Эндокринолог рассказала, о чем говорит быстрый неконтролируемый набор веса

Вы ежедневно контролируете свой вес и питание, а масса тела при этом увеличивается? «Ридус» пообщался с врачом-эндокринологом и выяснил, в чем может быть причина быстрого набора...

"Почта России" получит штраф за наценки для труднодоступных регионов "Почта России" получит штраф за наценки для труднодоступных регионов
Экономика3 часа назад

«Почта России» получит штраф за наценки для труднодоступных регионов

МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ определит штраф «Почте России» за надбавки к тарифам на посылки для труднодоступных населенных пунктов страны,...

Возвысил степь, не унижая горы Возвысил степь, не унижая горы
Культура3 часа назад

Возвысил степь, не унижая горы

Мир меняют яркие личности. Именно их энергия, их талант, помноженные на идеи и убежденность, делают нашу жизнь или лучше, или...

В мире3 часа назад

Лукашенко разрешил милиции стрелять по протестующим

Москва. 17 мая. INTERFAX.RU — Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики...

Исследование: почти 80% россиян для онлайн-покупок используют смартфон Исследование: почти 80% россиян для онлайн-покупок используют смартфон
Hi-Tech3 часа назад

Исследование: почти 80% россиян для онлайн-покупок используют смартфон

МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Подавляющее большинство россиян (77%), совершающих онлайн-покупки, делают это с помощью мобильных телефонов, а менее четверти (23%) — используя компьютер,...

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной
Культура3 часа назад

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

В Москве начались съемки фильма «Ника» о поэтессе Нике Турбиной, прославившейся, когда ей было 7 лет. Прожила талантливая девочка мало,...

Advertisement

Популярное