Свяжитесь с нами

Культура

Солнце неспящих

Солнце неспящих

Опубликовано

Солнце неспящих

Стилистический принцип Берлинале-2021, как, впрочем, и всего «нового кино»: никаких линейных повествований и их сюжетными финтифлюшками. Мы терпеливо наблюдаем скачки действия, вспышки сознания, свободные переброски во времени и в логике, бессвязные эпизоды, хаос, за которым что-то должно угадываться. Вопрос — что?

Многие надеялись на новый прорыв Селин Сьяммы, которая после "Портрета девушки в огне" была объявлена едва ли не лучшим режиссером 2019 года. Теперь она представила "Маленькую маму" — странный опыт путешествия во времени, когда восьмилетняя Нелли встречает в лесу ровесницу, которую зовут так же, как маму, — Марион. Прозорливую малышку вдруг осеняет, что это и есть ее мама, только в детстве. Нелли встречается с недавно умершей бабушкой, пробует и выплевывает ее невкусный суп, а когда вернется, между мамой и дочкой (т.е. по замыслу автора, между поколениями) установится новое взаимопонимание. Условность художественного приема, конечно, возможна в кино любая, но его исполнение в сценарии и в фильме столь топорно, что даже два ангелочка — детишки, которые всегда служат камертоном правды, у Сьяммы играют невыносимо фальшиво — ни не миг не верят в придуманную взрослой тетей игру. Место действия — несколько невыразительных студийных выгородок — напоминает о том, что все творилось в год ковида, и в памяти остается только оператор фильма Клер Матон, очень поэтично снявшая осеннее природы увяданье.

Современное кино все чаще именует артхаусом то, что десятилетиями считалось браком. Невыносимо ручная сильно плавающая камера, берущая сверхкрупные планы, характерна для второго венгерского фильма конкурса "Я вижу тебя всегда". Его автор — Бенедек Флигауф, главная надежда экспериментального кино Венгрии, снимал опять же в дни карантина — не выходя из квартиры, в ее интерьерах, пригласив ведущих театральных актеров Будапешта и задействовав собственного сына. Вышел сборник новелл о человеческих взаимоотношениях, иногда умных и глубоких, иногда поверхностных, иногда трагических. Более чем двухчасовой киноопыт хорош именно актерами: изголодавшись по работе, они способны достоверно сыграть даже телефонную книгу.

"Ковидный" Берлинале-2021 получился самым коротким, компромиссным и неровным за всю его 70-летнюю историю

Открытием фестиваля многие считают фильм молодого режиссера Александра Коберидзе "Что мы видим, когда смотрим на небо" — интонация появившихся рецензий близка к экстазу. Это первый грузинский фильм в берлинском конкурсе после "Солнца неспящих" 1993 года, и первый фильм фестиваля, в котором солнце наконец проглянуло — стало тепло, уютно, и во всем поселилась любовь. Следуя доброй данелиевской традиции, Коберидзе влюбляет нас в свой город Кутаиси, его холмы и перекрестки, его дома-скворечники, церкви и башенки, его певческие застолья, древние верования и предрассудки, его кошек и собак как полноправных участников человеческого сообщества. В его красивых людей, красивые мелодии, в особое грузинское обаяние. Камера необычайно внимательна, и если что-то живое неторопливо вбегает в кадр, оператор Фараз Фешараки даст ему возможность спокойно выбежать. Это история о том, как случайно столкнулись на одной дорожке два человека — футболист Гиорги и фармацевт Лиза. Встретились, разошлись, потом снова нечаянно встретились — и захотели встретиться еще раз. Но — тут опять вмешался условный (пожалуй, даже слишком условный) прием: в нарождающуюся любовь вторгается Дурной Глаз с его кознями, и заговоренные влюбленные утром просыпаются в совсем другом обличье — как им теперь узнать друг друга? Лиза больше не медик, и ей нужно искать новую работу, Гиорги больше не виртуоз мяча, а дело происходит в канун мирового футбольного чемпионата.

И начинаются упорные поиски двумя людьми друг друга. И оказывается, что в любовной песне не внешность ведет главную партию, а нечто более важное. Это "более важное" — души кутаисцев — и открываются нам в фильме, образуя повествование неспешное, внимательное к деталям, по-южному расслабленное и добродушное. Ведет его закадровый рассказчик, тоже лукаво простодушный. Город становится главным героем фильма, причем режиссер обладает талантом каждый кадр — сам по себе вполне банальный — делать неуловимо смешным и сообщающим нам нечто важное. Здесь все одушевленное — от водосточных труб до флейт, скрипок, арф и сопелок, откликающихся на каждую человеческую боль. Музыка вообще занимает в сюжете важное место, иногда солируя, как в немом пантомимическом кино.

Мягкий, во всем растворенный юмор — ведущая мелодия картины. Он сближает традицию грузинского кино с итальянским — и не случайно в сцене дворового футбола в фильм врывается знаменитый футбольный гимн Notti Magiche, открывавший чемпионат 1990 года в Италии. Идет один из самых поэтичных и возвышенных моментов картины, когда снятый рапидом футбол подобен балету. Это прекрасный фильм: он в какой-то мере спасает репутацию скудного на шедевры киногода, и я надеюсь на его успех у жюри.

Необычно короткий, но насыщенный Берлинале близок к финалу. Уже в пятницу жюри объявит результаты пятидневного марафона, назвав из 15 конкурсных картин лучшие. Ему нелегко: конкурс собран из того, что было, и фестиваль-2021 получился самым компромиссным и неровным за всю свою 70-летнюю историю. Особенно трудно будет найти претендентов на актерские призы: сколько-нибудь примечательных работ почти не наблюдалось. Упрощает дело решение дирекции отказаться от гендерного принципа: в Берлине больше нет ролей мужских и женских, а есть призы за лучшую главную роль и лучшую роль второго плана.

Впереди в конкурсе фильмы из Японии, Ирана, Мексики и Германии. О них мы расскажем в итоговом репортаже уже во вторник, а пока следите за новостями на сайте.

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Танцы в музее

Танцы в музее

Опубликовано

Танцы в музее

Фильм «Слепок», главными героями которого стали Пушкинский музей, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, пять молодых хореографов и пять молодых композиторов, вышел в прокат в Москве и 31 городе России. Международная премьера намечена на сентябрь в Вене на ярмарке современного искусства Viennacontemporary. Этот один из самых неожиданных плодов пандемии и локдауна, ставший возможным благодаря сотрудничеству ГМИИ им. А.С. Пушкина, фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva и фонда Aksenov Family. О проекте рассказывает режиссер фильма «Слепок» Андрей Сильвестров.

Пандемия позволила многое, что казалось невозможным. Например, танец в музее?

Андрей Сильвестров: До начала съемок я плохо себе представлял, в какую историю мы ввязываемся, несмотря на то, что ГМИИ имени А.С. Пушкина знаю с детства. Я тут много лет занимался в Клубе юных искусствоведов. А окончив школу в 1989 году, устроился в музей работать лаборантом. И одновременно учился на вечернем отделении Историко-архивного института. Мне казалось, что я про музей все знаю. Оказалось, ничего не знал. Не понимал, как трудно снимать в залах слепков — они хрупкие. Были бы бронзовые статуи — в сто раз было бы проще. И конечно, пространство музея, придуманное архитектором Романом Клейном, — очень красивое театральное пространство. Оно выстроено им как игра с эпохами. Каждый из залов — невероятная декорация. Очень важно было придумать, как камера будет жить в каждом зале.

И как выстроить освещение…

Андрей Сильвестров: Расставить освещение, соблюдая нормы музейного хранения, — это тот еще квест. Мы его проходили вместе с хранителями залов. Я помню их напряжение, когда наши приборы приближались к слепкам скульптур. Мне кажется, если им сейчас предложить повторить, ответ будет: "Нет. Никогда больше". Мы искали перформативный язык для каждого зала вместе с хореографами и оператором. По сути, камера живет в этом фильме как еще один танцовщик. Ее движения мы с оператором Даниилом Фомичевым выстраивали вместе с хореографами.

Слоган фильма — "Пять хореографов. Пять композиторов. Пять эпох". Все же, что было раньше: музыка или танец?

Андрей Сильвестров: Хореографы — финалисты конкурса международного фестиваля Context. Diana Vishneva. Они выбирали, с кем из композиторов будут работать. Марк Булошников, Дарья Звездина, Василий Пешков, Алексей Ретинский, Александр Хубеев — молодые композиторы, которых поддерживает фонд Дмитрия Аксенова.. Сейчас появилась идея выпустить саундтрек к фильму.

После съемок у вас изменилось внутреннее ощущение музея?

Андрей Сильвестров: Изменилось не ощущение, а оптика, взгляд. Я понял, что никогда не думал о жестах той или иной скульптуры. Я не видел, что за каждым жестом скульптуры стоит устройство социума.

Социум регламентирует культурные практики, движение тела?

Андрей Сильвестров: Мне это открыли хореографы. Мы с ними встречались вначале в zoom. Потом вместе ходили по музейным залам. Я каждую вещь здесь знал практически наизусть. Но не видел, что Древняя Греция дает один тип жеста, античный Рим культивирует совсем другие. А Средние века — это практически отсутствие жеста, выразительно подчеркивающее "отсутствие" тела в культуре. В Новое время вновь появляется телесность: не только страдания мучеников, но и радость тела. Хореографы открыли мне пластику времени. А за пластикой — политику эпохи.

Хореографы открыли мне пластику времени. А за пластикой — политику эпохи 

Именно актер возвращает живой смысл скульптурному жесту?

Андрей Сильвестров: С чего начинается актерская игра? С повтора, с подражания… Он может повторять походку первого встречного, передразнивать приятеля, а может копировать пляску Диониса с античного барельефа.

Задача хореографов была соотнести эпоху и танец. Задача танцовщиков — "оживить" скульптуру. Что для вас как режиссера главное в этой истории?

Андрей Сильвестров: Конструкция, которую мы создавали, — слепок прошлого. Для каждого хореографа было важно пропустить это прошлое через себя, присвоить его. И выработать свое отношение к этому. Мне кажется, каждый нашел свой путь.

Возникает вопрос о проводнике по эпохам. В фильме эту роль исполняет балерина Диана Вишнева. Но речь не только о путешествии во времени?

Андрей Сильвестров: Роль Дианы — это роль Орфея и Эвридики одновременно. Она ведет нас в исчезнувший мир прошлого, как Орфей. Но она остается в пространстве музея, как Эвридика. Или — как тень или слепок эпох в хореографическом движении.

Если скульптура — отпечаток социума, то танец балерины создает слепок музея?

Андрей Сильвестров: Можно и так сказать. Она открывает зрителю музей как особое пространство, где все времена существуют одновременно. Мы движемся через череду копий, чтобы понять, в какой точке мы находимся.

Фонд Prada в Венеции несколько лет назад делал выставку, посвященную копиям, их изменениям, вариациям мотивов, повторениям в разных материалах, техниках, контекстах. Фильм "Слепок" неожиданно с ней рифмуется.

Андрей Сильвестров: Возможно. Но для нас была важна параллель еще и с цифровым миром. Вопрос о новом статусе цифровых копий в виртуальном мире, о том, где проходит граница между бесконечным копированием и индивидуальным жестом, сегодня решается заново.

Читать далее

Культура

Группа «Браво» выпустила 12 апреля диск с хитом «Юрий Гагарин»

Группа "Браво" выпустила 12 апреля диск с хитом "Юрий Гагарин"

Опубликовано

Группа "Браво" выпустила 12 апреля диск с хитом "Юрий Гагарин"

История популярной группы «Браво» не менее интересна и стремительна, чем ее удалые, бодрые и непоседливые композиции. Ведь случалось и такое: «Браво» записывали отличные новые песни, а потом отвлекались на очередные премьеры или решение более насущных творческих задач. По сути, так было и с диском 1989 года «Скажем мы друг другу «Браво», официально выпущенном только сейчас, в день 60-летия полета в космос Юрия Гагарина.

Есть в этом новом старом альбоме и песня "Юрий Гагарин" со строчками "Юрий Гагарин, ты возьми меня с собой". И "Сны", где в запеве: "Нарисуй портрет Луны/ В платье из комет/ Вспомни бал ночной звезды/ Хоровод комет…". Да и "Звездный шейк"…

Все они впервые были записаны именно тогда — может быть, в самый сложный для группы период: из "Браво" ушла Жанна Агузарова, записавшая дивный, почти языческий сольный "Русский альбом", а затем на несколько лет уезжавшая в США. И "Браво" искали, кто займет место у микрофона. Попробовав Евгения Осина из группы "Авалон", записали с ним альбом из 10 песен.

Вот этот — "Скажем мы друг другу Браво", — распространявший "самиздатом" на магнитофонных катушках, а затем отложенный самими музыкантами в сторону. Может и для того, чтобы не вызвать непонимания у поклонников: ведь солистом в итоге стал Валерий Сюткин, который перепел многие из этих песен в своей манере — эпикурейской, душевной, согревающей, а еще — закадычной и улыбчивой. Многие из них стали хитами уже в его исполнении: "Добрый вечер, Москва", "Король Оранжевое лето", другие… А некоторые так и остались только на этом альбоме, теперь выпущенном на компакт-диске и виниле. Как раз вот эти "Юрий Гагарин", "Сны" или, например, "На танцплощадке"…

Возможно оттого, что Осин все-таки спел их несколько иначе: горделиво, нервно, иногда чуть встревожено и мелодраматично выстраивая исполнительские эмоции. Как парень, всеми силами претендующий на лидерство в своем дворе. Без того дружелюбия и компанейского духа, которые оказались в голосе соперника. И "Браво" в итоге доверили место у микрофона Валерию Сюткину и его улыбке…

А потом в "Браво" про оригинальный альбом будто забыли. Да и не до него было! С Сюткиным, который писал тексты, а иногда и музыку, у группы появились уже и новые замечательные песни! А пятиться назад, наверное, не захотелось.

Евгений Хавтан, кстати, и в интервью не любит вспоминать прошлое, а предпочитает говорить и думать о настоящем и будущем.

Да и катушку нашли лишь полгода назад. Оказалось, что звучит запись и по нынешним меркам отменно, очень качественно (впрочем, "Браво" всегда были перфекционистами по качеству саунда). И выпустили ее на CD, виниле и в формате цифровой загрузки, выбрав для даты релиза День космонавтики! Очевидно из-за песен "Юрий Гагарин", "Сны" и "Звездный шейк"… И здорово, что так сделали!

— Альбом не стали публиковать после записи, потому что мы расстались с Женей Осиным, и в группу пришел Сюткин. Никакого смысла издавать альбом уже не было. Часть этих треков перепел Валера на те же минусовые записи инструментов, — рассказал теперь Евгений Хавтан.

И добавил:

— Очевидно, если бы было большое промо по этому альбому с Осиным, то он бы имел успех. Ведь фактически Евгений был первым исполнителем песен "Мне грустно и легко", "Звёздный шейк", "Добрый вечер, Москва" и "Король оранжевое лето". Песен, которые все знают и любят в исполнении Валерия Сюткина. Но видимо, такая судьба у этой пластинки…

Обозреватель "РГ" поинтересовался у Евгения Хавтана: будут ли эти старые новые песни теперь заново отрепетированы и включены в нынешнюю программу "Браво"?

— Пока не знаю, — ответил музыкант, — но, скорее всего, все-таки нет.

Кто бы сомневался: Хавтан вновь сконцентрирован на будущем: после выхода дебютного альбома его международного проекта "Лос Хавтанос" вскоре будет записан и очередной студийный "Браво".

Читать далее

Культура

Земфира выпустила второй альбом за полтора месяца

Земфира выпустила второй альбом за полтора месяца

Опубликовано

Земфира выпустила второй альбом за полтора месяца

Новый диск получил название «Северный ветер». Это саундтрек к одноименному фильму Ренаты Литвиновой, вышедшему в прокат больше месяца назад.

Очевидно, что работала над ним Земфира одновременно с записью альбома "Бордерлайн". О чем говорит уже то, что его главный сингл "Злой человек" звучит здесь в двух версиях, и одна из них предложена английской группой Archive, помогавшей Земфире и на "Бордерлайне".

Всего же в новом альбоме, вышедшем теперь на всех цифровых площадках, 15 треков. В основном это эмоциональные, атмосферные инструментальные зарисовки-иллюстрации.

Помимо них выделятся трагичная и мистическая фортепианная баллада "Фанни" (тоже присутствующая в двух версиях), "Ария Дивы", записанная с оперным вокализом, и уже известная песня "Злой человек" с голосом самой Земфиры. По сути, она единственная, которую можно представить в ее будущих концертах…

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Наука1 час назад

Ученые РФ вырастят полупроводниковые материалы на орбите Земли при поддержке «Роскосмоса»

В перспективе результаты эксперимента позволят восстанавливать солнечные элементы прямо в космосе, без сложной транспортировки комплектующих с Земли НОВОСИБИРСК, 13 апреля. /ТАСС/....

Аналитик назвал возможный курс рубля к концу апреля Аналитик назвал возможный курс рубля к концу апреля
Экономика2 часа назад

Аналитик назвал возможный курс рубля к концу апреля

Александр Купцикевич, ведущий аналитик FxPro, специально для «Российской газеты»: — Российский рубль продолжает эффективно сопротивляться натиску санкционного давления. В понедельник...

Назван регион-лидер по годовому росту просроченной задолженности физлиц Назван регион-лидер по годовому росту просроченной задолженности физлиц
Экономика3 часа назад

Назван регион-лидер по годовому росту просроченной задолженности физлиц

МОСКВА, 13 апр — ПРАЙМ. Севастополь лидирует по годовому темпу роста просроченной задолженности по кредитам в рублях населению, проанализировал для РИА Новости статистику Банка России...

В мире4 часа назад

Машины двух депутатов от ЛДПР сгорели в одну ночь в приамурском Белогорске

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU — Автомобиль руководителя фракции ЛДПР в Белогорском городском Совете народных депутатов (Амурская область) Натальи Михайловой и...

В мире4 часа назад

Правительство Японии разрешило сбросить воду с АЭС «Фукусима-1» в океан

Предварительно вода будет очищена до соответствия международным стандартам безопасности Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU — Правительство Японии приняло решение сбросить очищенную...

Общество4 часа назад

Осужденного по «пензенскому делу» Иванкина отправили в штрафной изолятор на еще 12 суток после визита адвоката

Отбывающему наказание в чувашской колонии №9 по «пензенскому делу» Максиму Иванкину добавили 12 суток в штрафном изоляторе (ШИЗО) после визита...

В мире5 часов назад

Politico сообщило, что Израиль не предупреждал США об операции в Натанзе

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU — Власти США не знали о подготовке Израилем операции против иранского ядерного центра в Натанзе, сообщает...

Эксперт объяснил, как продлить срок службы ноутбука Эксперт объяснил, как продлить срок службы ноутбука
Hi-Tech5 часов назад

Эксперт объяснил, как продлить срок службы ноутбука

МОСКВА, 13 апр — ПРАЙМ. Цикл замены ноутбуков в России, по статистике, составляет примерно четыре года, однако его можно продлить, если следить за тем,...

В мире5 часов назад

США изучают, могут ли санкции против РФ привести к эскалации в Донбассе

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU — В администрации США обсуждают, не могут ли готовящиеся санкции против РФ пагубно повлиять на обстановку...

Эксперт объяснил, почему опасно доверять искусственному интеллекту Эксперт объяснил, почему опасно доверять искусственному интеллекту
Hi-Tech5 часов назад

Эксперт объяснил, почему опасно доверять искусственному интеллекту

МОСКВА, 13 апр — ПРАЙМ. Искусственному интеллекту нельзя пока доверять по простой причине: он еще не появился. Сейчас искусственным интеллектом мы называем алгоритмы...

Популярное