Свяжитесь с нами

Культура

Сила места

Сила места

Опубликовано

Сила места

Этот год оказался юбилейным не только для Алексея Бородина, но и для театра, которым он руководит уже 41 год: Центральному детскому/РАМТу исполняется 100 лет. Мы встретились с Алексеем Владимировичем между репетициями, чтобы узнать, как чувствуют себя два юбиляра.

Как чудесно почти совпали два юбилея — ваш и театра (в июле). Можно было бы и соединить…

Алексей Бородин: Ну что вы — все-таки 100 это 100! Хотя что такое столетие для вечности! Днем рождения театра считается 13 июля 1921 года. С этого дня детский театр стал делить здание с кинотеатром "Арс" на Тверской, где теперь Электротеатр Станиславский.

Я не знала, что они там начинали!

Алексей Бородин: Начинали они вообще на телегах! Наталья Сац и Кторов в самом начале разъезжали на телегах и там устраивали такие уличные представления для детей. А потом Сац добилась того, чтобы им дали помещение "Арса", где они и работали до 1936 года. Того самого года, когда из этого здания на Театральной чудовищно выперли МХАТ 2-й, и под абсолютно ханжеским лозунгом "все лучшее — детям" вселили детский театр. Но Наталья Ильинична недолго проработала здесь. В 1937 году ее как жену врага народа арестовали и отправили в лагерь. Мхатовско-вахтанговская линия всегда торжествовала в Центральном детском. Потом сюда пришел выдающийся директор Константин Шах-Азизов, он и привел сюда Марию Осиповну Кнебель, когда ее выгнали из МХАТа. Это была уже середина 50-х годов, здесь начали работать Эфрос, Ефремов, были поставлены "В поисках радости", "Димка-невидимка", "Друг мой, Колька!" и все эти замечательные спектакли, с которых началась оттепель.

Мне кажется, что сегодня мы остро нуждаемся в новой книге об истории Центрального детского/РАМТа, с новыми документами и публикациями. Предполагается что-то в этом роде?

Алексей Бородин: Мы издавали книжки к разным юбилеям, но сейчас, делая большую новую книгу, обнаруживаем удивительные сюжеты. Я был поражен тем, что с Сац связано авангардное начало театра. Там работали самые знаменитые художники русского авангарда. Книга получится, я надеюсь, очень серьезная.

Речь моя была недолгой: Так давайте в поисках радости жить

Вас не удивляет, что Кнебель пришла в то самое здание, в котором работал ее гениальный учитель, Михаил Чехов, откуда он навсегда уехал в 1928 году?

Алексей Бородин: Да, правда, удивительное совпадение! У нас, кстати, еще один юбилей — 200-летие самого здания. В нем были знаменитые дворянские балы, потом студия Островского, Ленского, потом Незлобинский театр, потом Театр для детей (позже — Центральный детский, а уже потом, при мне — РАМТ). Софья Апфельбаум (директор театра) утверждает, что на примере этого здания можно изучать историю театра. Книгу об этом делает замечательный исследователь архитектуры Мария Нащокина.

Сила места — вещь удивительная! Не потому ли здесь так расцвел талант Кнебель, здесь родился режиссер Эфрос. Я учился в последних классах школы и прекрасно помню его "Бориса Годунова", в котором играл Олег Ефремов, ну и, конечно, все его знаменитые премьеры — "Перед ужином", "Они и мы". А "Друг мой Колька!" вообще был великим спектаклем. Почему вдруг сюда, в ведомственный, так сказать, театр (как Театр транспорта, Театр армии), приходили выдающиеся люди? Только что Егор Перегудов сделал показ оперы "Петя и волк", написанной по заказу Сац для Детского театра. Еще нашли неизвестные ноты совершенно замечательного композитора Леонида Половинкина, который оказался в тени своих более великих современников! То есть к этому театру относились как серьезному художественному заведению. Не говоря уже о 50-х годах, когда здесь был самый живой театр эпохи. Мне повезло, что я застал многих из тех, кто работал здесь во времена моей юности. Я ведь три года до режиссерского учился на театроведческом факультете, у Маркова. И когда надо было выбрать какой-то театр для созерцательной практики, я выбрал Центральный детский, вы представляете?!

Еще одно удивительное совпадение…

Алексей Бородин: И вот в канун Нового, 1980 года меня вызвали в Москву и предложили принять Центральный детский. Что и случилось 4 января.

Каким вы застали театр вашей юности?

Алексей Бородин: Это был уже не тот театр, который я знал. Обстановка была очень неприятная. Представлял меня тот же министр ("думал ли я, когда писал, что буду…"), который когда-то выступил против моего спектакля в "Театральной жизни". Речь моя была недолгой. Я напомнил, что здесь когда-то шел спектакль "В поисках радости": "Так давайте в поисках радости жить". Я не мог себе и представить, что эти поиски растянутся так надолго. Работа, репетиции, репетиции…

Вы выпустили в этом сезоне "Горе от ума", важное высказывание. Как смотрите сегодня на эту уже завершенную работу?

Алексей Бородин: Хотелось перевернуть представление об этой пьесе. Вот Чацкий, которого три года не было, влетел как в дом родной, значит, не такой уж этот Фамусов тупой и мерзкий. Значит, это вполне либерально настроенный человек, с которым юный Чацкий вел беседы, разделяя многие взгляды. Наверняка он его и воспитал. Просто три года Чацкий был за границей, за это время тут все изменилось. В чем юмор? Человек рассчитывает на то, что все будет как прежде. Он приезжает, а все наоборот. Но Фамусов, как мы стремились показать, прекрасно знает цену всем этим Максим Петровичам и прочим. Попробовали либеральные идеи — ничего не работает. Значит, надо устанавливать прежние порядки. И вот он поглядывает на Чацкого, мол, попробуй… И тогда "Горе от ума" предстает драмой, которую мы с вами переживаем. Это наша драма. Грибоедов разделяет все взгляды декабристов. Все! На юге — Пестель, на севере — Рылеев, со всеми он связан, все его зовут в тайное общество, он абсолютно разделяет основные идеи — и никуда не идет. Понимает, что никакого смысла в этом нет. Он реалист, работает на госслужбе. Почувствовать эту двойственность было очень важно. Нет в этой пьесе ничего однозначного.

Опыт "театрального дела", которое коснулось вашего театра непосредственно, наверное, определил интонацию спектакля: в ней нет резкости, а есть мягкое чувство горечи.

Алексей Бородин: Ничего кроме иронии, сарказма тут, на мой взгляд, быть не может. Научил меня этому Стоппард. В новой его пьесе "Леопольдштадт" о еврейском квартале Вены, действие которой происходит с 1855 по 1950 год, этот сарказм становится еще мрачнее. Все пропитано горечью, но жизнь так и проживается, позволяя в трудные времена, которые кажутся порой торжеством мрачного абсурда, не терять души прекрасные порывы. Мне кажется, мы начинаем по-настоящему жить, когда понимаем, что жизнь — это противоречие.

Тема поколений кажется основной в вашем театре.

Алексей Бородин: Для меня это основная, может быть, наиважнейшая тема. Почему я так активно молодежь зову. Потому и сцены у нас растут как грибы — Черная комната, Белая комната, Маленькая сцена, Двор. С другой стороны — мастеров, таких как Карбаускис, Бутусов. Мне хочется себя самого ставить в контекст. Самое страшное в нашей профессии — это самодовольство, остановка, которая все убивает. А кроме того, у меня есть еще мысль, что время линейного театра прошло. Сегодня я воспринимаю театр как броуновское движение, моя задача только держать берега, чтобы все не растеклось за пределы моих представлений о том, что есть что. В один день у нас репетировались девять спектаклей! Сумасшедший дом. Но мне кажется: третьего не дано. Или стагнация, или такое безумное кипение. Но сейчас, по-моему, такое время, что должно кипеть.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Там линия фронта

Там линия фронта

Опубликовано

Там линия фронта

В Эрмитаже открылись две небольшие, но очень значимые выставки, которые рассказывают о важнейших страницах нашей истории — блокаде Ленинграда и жизни одного из самых великих музеев мира в осажденном городе.

Экспозицию "Будни войны" разместили в Манеже Малого Эрмитажа, фотографии которого есть на выставке — сюда попал один из снарядов. Всего за дни войны в здания музея и на его территорию угодило три авиабомбы (взорвалась только одна) и около трех десятков снарядов. Осколки одного из них стоят в витрине: он взорвался в Гербовом зале.

Самая "крупная" часть экспозиции — штабеля ящиков, в которых ценные коллекции уезжали в эвакуацию. Это, кстати, происходило дважды — сначала в 1917 году, потом в 1941-м. Поэтому на деревянных коробах с крышками еще можно разобрать полустершиеся или закрашенные надписи их прежнего назначения. Например, "фрукты". По выражению гендиректора Эрмитажа Михаила Пиотровского, ящики — вообще символ музейной жизни: "В мирное время в них экспонаты ездят на выставку, в военное время они спасают".

К весне 1942 года в Эрмитаже осталось 42 охранника, 38 рабочих и 36 научных сотрудников

К весне 1942 года в Эрмитаже осталось 42 охранника, 38 рабочих и 36 научных сотрудников. И они не только старались сохранить здания и экспонаты, но и вели профессиональную работу. Например, в декабре 1941 года — очень тяжелое время — состоялось торжественное научное заседание, посвященное 500-летию великого узбекского поэта и философа Алишера Навои. А еще музейщики как могли помогали фронту. Заметка в эрмитажной стенгазете сообщает, что работники собрали 6600 рублей на теплые вещи солдатам, связали 80 пар теплых носков и сшили 80 носовых платков.

Осажденный, но не побежденный город вызывал у противника уважение, смешанное со страхом. Однако Ленинград не полагался только на "личный пример" — работали типографии, печатались листовки. Такую же пропагандистскую работу вели фашистские войска, поэтому вторая выставка носит название "По разные стороны линии фронта". В ее основе — документальные свидетельства героизма сотрудников Эрмитажа, воевавших с оружием в руках или оставшихся в городе, их наброски и письма, книги, которые они читали в дни войны или написали о ней позже. В экспозиции представлено несколько советских плакатов военных лет, предназначенных для поднятия боевого духа военных и гражданских. Они были привезены из эвакуации. Один напоминает о подвиге Александра Невского: 1242 (год Ледового побоища) — 1942. Другой в карикатурах рассказывает историю "Их пятеро было" — этакая вариация на тему стихотворения про десять негритят. Элементов "с той стороны" в экспозиции не так и много. Но от того, что они собой представляют, мороз по коже еще сильнее. Сельскохозяйственный календарь для оккупированных территорий на 1943 год напоминает в череде памятных годовщин: об учреждении Российской академии наук — и о восстановлении НСДАП, о рождении Дмитрия Менделеева — и о дате, когда Хорст Вессель (композитор нового национал-социалистического гимна) скончался от ран. А для семей военных, осаждавших Ленинград, предназначался в подарок к Рождеству 1943 года альбом 12 BILDER AUS RUSSLAND ("12 изображений России").Во время прорыва блокады один экземпляр подарочного издания попал в руки лейтенанта Красной Армии Ивана Мецхваришвили, который по образованию был архитектором. И тот увидел ценность военного трофея в том, что он сможет стать документальным материалом при восстановлении пригородов после войны.

Читать далее

Культура

Книга на ощупь

Книга на ощупь

Опубликовано

Книга на ощупь

Слепым и слабовидящим в России станет доступно больше книг и периодических изданий — изменения в Гражданский кодекс РФ, которые приведут российское законодательство в соответствие с Марракешским договором, в июне одобрило правительство. Законопроект о внесении поправок подготовлен министерством культуры. «Это принципиальный шаг на пути к реализации прав инвалидов на доступ к информации, к обучению, знаниям», — подчеркивает директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова.

Сегодня читателями этой библиотеки являются более 15 тысяч человек. А всего в России, по данным минтруда, инвалидов по зрению более 300 тысяч. Впрочем, Марракешский договор (Россия присоединилась к нему в 2017 году) серьезно расширяет круг лиц, которые могут получить доступ к литературе: теперь это не только люди с нарушением зрения, но и все те, кому не позволяют держать в руках бумажную книгу другие физические особенности.

— Это могут быть люди с дислексией, нарушениями движения, с расстройством аутистического спектра и другие. То есть все те, кто не может воспринимать плоско-печатный текст, — объясняет Елена Захарова.

Еще один важный момент: появляется возможность трансграничного обмена такими изданиями — по просьбе читателя их можно будет получить из любой другой страны на нужном языке. Для этого библиотека сделает запрос в уполномоченный орган нужной языковой группы, выяснит, где издание имеется, закажет его. Речь здесь идет о цифровых экземплярах.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая напоминает, что людям с ограничениями по использованию печатной продукции доступны сегодня не более 10 процентов от всего ее объема:

— Но современная индустрия способна предложить людям с особыми потребностями не только издания на шрифте Брайля, аудиокниги, но и доступные научные журналы, интерактивные книги, красочные обложки с тифлокомментариями, детские книжки-картинки и даже электронную бумагу.

Законопроект позволит сделать более доступными нотные издания в специальном формате.

— В период обучения в музыкальным училище мне приходилось заучивать музыкальные произведения наизусть, так как доступа к нотам на шрифте Брайля попросту не было. Надеюсь, проект федерального закона будет оперативно рассмотрен и поддержан Госдумой уже осенью этого года, — отмечает Гурцкая.

Слепым доступны сегодня не более 10 процентов от всего объема печатной продукции

Принципиальное изменение в Гражданский кодекс коснется и статьи по авторскому праву: теперь в ней появится уточнение, разрешающее без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения создавать экземпляры произведений в форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими лицами (рельефно-точечный шрифт и другие), изготавливать и распространять копии . Главное условие — никакого извлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора. Законопроект уже внесен в Госдуму. В апреле вопрос доступности большего количества художественных, научных и периодических изданий людям с ограничениями по здоровью был поднят в докладе Уполномоченного по правам человека и гражданина Татьяной Москальковой.

Прямая речь

Ольга Любимова, министр культуры РФ:

— Законопроект имеет важное социальное значение, так как расширяет круг лиц, которые будут иметь бесплатный доступ к литературе. Кроме того, документ позволят предоставлять таким людям доступ к произведениям в специальных форматах через интернет.

Справка "РГ"

Марракешский договор принят 27 июня 2013 года в Марракеше, является частью системы международных договоров по авторскому праву. Главная его цель — установить ряд имеющих обязательную силу ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными нарушениями, не позволяющими воспринимать печатную информацию. Договор подписан рядом стран, среди которых Аргентина, Австралия, Бразилия, Индия, страны Европейского союза и другие.

Кстати

19 июня в Перми прошел первый в России тактильный концерт, организованный musicAeterna совместно с Фондом поддержки слепоглухих "Со-единение". Это новый формат, который позволяет людям с одновременными нарушениями слуха и зрения воспринимать музыку благодаря легким прикосновениям к музыкантам и инструментам и ощущению вибраций. 10 подопечных фонда поднялись на сцену и заняли места среди музыкантов. Оркестр исполнил две части из Симфонии N41 Моцарта, которая прозвучала на закрытии Дягилевского фестиваля.

По итогам концерта musicAeterna и Фонд "Со-единение" предложили объявить один из дней в году Всероссийским днем тактильного искусства. Цель такой инициативы — мотивировать культурные институции запускать программы, дающие новые возможности восприятия слепоглухим, и тактильные концерты — один из форматов с высоким потенциалом. Этот день возможно приурочить к Международному дню слепоглухих, который во всем мире отмечают 27 июня.

Читать далее

Культура

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Опубликовано

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Его называли Королем поэтов. Как Хлебникова. И он действительно был Королем поэтов в 80-90-е годы. А в «нулевые» перестал писать стихи, перестал публиковаться и жил отшельником в центре Москвы, не появляясь на литературных тусовках, вообще словно исчезнув из этой жизни. Он поступил как Блок, который тоже перестал писать стихи, когда перестал слышать «музыку».

Даже невозможно передать словами, что такое был для нас, молодых, Александр Еременко в 80-е годы. На его выступления собирались толпы. Его стихи слушали, затаив дыхание. И он сам по себе, своей какой-то невероятной для тех лет свободной манерой поведения не мог не восхищать. А подражать ему было невозможно, как нельзя подражать "штучному" экземпляру человеческой личности, которая создана Богом ли, природой, духом ли, который дышит, где хочет… не знаю. Только Александр Еременко был и остается такой один. Король! Да, Король!

Сейчас в некрологах пишут, что в 80-е годы он, Иван Жданов, Алексей Парщиков и др. создали группу "метаметафористов". Да ничего они не создавали. Термин этот придумал поэт, литературовед Константин Кедров и использовал его в своей статье, кажется, в "Литературной учебе". На самом деле Жданов — это Жданов, Парщиков — Парщиков, а Еременко — Еременко.

Стихи Еременко были метафорически сложные, но, по смыслу, очень простые, человечные, ироничные, а порой грустные до слез.

В густых металлургических лесах,

где шел процесс созданья хлорофилла,

сорвался лист.

Уж осень наступила

в густых металлургических лесах.

Там до весны завязли в небесах

и бензовоз, и мушка дрозофила.

Их жмет по равнодействующей сила,

они застряли в сплющенных часах.

Последний филин сломан и распилен

и, кнопкой канцелярскою пришпилен

к осенней ветке книзу головой,

висит и размышляет головой,

зачем в него с такой ужасной силой

вмонтирован бинокль полевой?

Я часто читаю эти стихи про себя наизусть, когда мне приходит такое настроение. Да, метафорически сложно. Но как же грустно видеть и эту мушку, и этот бензовоз, и этого филина! Как ясно видишь и даже слышишь этот сорвавшийся осенний лист, который упал и шуршит по металлургическим лесам.

Или вот это, которое я тоже бесконечно люблю:

Сгорая, спирт похож на пионерку,

которая волнуется, когда

перед костром, сгорая со стыда,

завязывает галстук на примерку.

Сгорая, спирт напоминает речь

глухонемых, когда перед постелью

их разговор становится пастелью

и кончится, когда придется лечь.

Сгорая, спирт напоминает воду.

Сгорая, речь напоминает спирт.

Как вбитый гвоздь, ее создатель спит,

заподлицо вколоченный в свободу.

Да, Еременко поражал своей внутренней, да и внешней свободой. Но он, между прочим, никогда не говорил матерных слов, считая, что это недостойно человека.

Родился он 70 лет назад в деревне Гоношиха Алтайского края. Учился в деревенской школе. Служил во флоте. Работал на стройках Дальнего Востока кочегаром. Но не было среди поэтов его поколения фигуры более артистической, чем он. С длинными волосами, в тельняшке, он, опрокидывая в себя бутылку с портвейном где-нибудь на скамейке в московском сквере, все равно был артистом в высшем смысле слова. Это все равно было… красиво! Не знаю, как это ему удавалось, но это было… красиво!

Я добрый, красивый, хороший

и мудрый, как будто змея.

Я женщину в небо подбросил —

и женщина стала моя.

Когда я с бутылкой "Массандры"

иду через весь ресторан,

весь пьян, как воздушный десантник,

и ловок, как горный баран,

все пальцами тычут мне в спину,

и шепот вдогонку летит:

он женщину в небо подкинул —

и женщина в небе висит…

Мне в этом не стыдно признаться:

когда я вхожу, все встают

и лезут ко мне обниматься,

целуют и деньги дают.

Черт побери, но ведь это почти так и было! Это правда, правда! И даже про женщину — это правда.

Ушел из жизни поразительного таланта русский поэт.

Прощай, Саша!

Прости нас, Король!

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Наука22 минуты назад

У одомашненных лис обнаружили повышенный объем серого вещества

Аналогичное увеличение серого вещества обнаружено и у лисиц, селекционированных на усиление агрессивности к человеку НОВОСИБИРСК, 22 июня. /ТАСС/. Ученые Института...

Общество1 час назад

В Москве задержали участника Pussy Riot Александра Софеева

В ночь на 22 июня в Москве задержали участника Pussy Riot Александра Софеева и фотографа Дмитрия Воронцова. Об этом сообщает...

Россиянам рассказали, как сэкономить на покупке смартфона Россиянам рассказали, как сэкономить на покупке смартфона
Hi-Tech2 часа назад

Россиянам рассказали, как сэкономить на покупке смартфона

МОСКВА, 22 июн — ПРАЙМ. В России вполне реально сменить старый смартфон на новую модель и при этом не потратить слишком много денег, заявил...

СМИ назвали число россиян, оставшихся без накопительной пенсии СМИ назвали число россиян, оставшихся без накопительной пенсии
Экономика3 часа назад

СМИ назвали число россиян, оставшихся без накопительной пенсии

МОСКВА, 22 июн — ПРАЙМ. Порядка 2,1 миллиона российских пенсионеров в прошлом 2020 году либо не воспользовались накопительной частью пенсии, либо им ее...

США вошли в десятку покупателей российской икры США вошли в десятку покупателей российской икры
Экономика3 часа назад

США вошли в десятку покупателей российской икры

МОСКВА, 22 июн — ПРАЙМ. Экспорт российской икры в 2020 году увеличился на 12% по сравнению с предшествовавшим годом, а за пять лет он вырос почти...

Названа программа, которую нужно срочно удалить со смартфона Названа программа, которую нужно срочно удалить со смартфона
Hi-Tech3 часа назад

Названа программа, которую нужно срочно удалить со смартфона

МОСКВА, 22 июн — ПРАЙМ. Пользователям смартфонов американского бренда Apple — iPhone — необходимо срочно удалить со своих гаджетов программу Google Maps. С таким...

"Самоуправство" Константина Рокоссовского "Самоуправство" Константина Рокоссовского
Общество4 часа назад

«Самоуправство» Константина Рокоссовского

Правнучка полководца об истории, которую в его семье передают из поколения в поколение Среди всех наград моего прадеда выделяется одна....

"Ъ": РАН и МГУ предложили программу развития технологий нейроинтерфейсов "Ъ": РАН и МГУ предложили программу развития технологий нейроинтерфейсов
Наука5 часов назад

«Ъ»: РАН и МГУ предложили программу развития технологий нейроинтерфейсов

По данным издания «Коммерсантъ», стоимость программы оценивается в 54 млрд рублей МОСКВА, 22 июня. /ТАСС/. Новая федеральная программа "Мозг, здоровье,...

Наука5 часов назад

Ученые выяснили, что употребление кофе снижает риск развития хронических болезней печени

По данным журнала BMC Public Health, употребление трех-четырех чашек кофе в день снижает вероятность развития хронических болезней печени и гибели...

В мире6 часов назад

Россия и США возобновят диалог по визам в ближайшие дни

Москва. 22 июня. INTERFAX.RU — Россия и США в самое ближайшее время возобновят диалог по визовым проблемам, сказал посол РФ...

Advertisement

Популярное