Свяжитесь с нами

Культура

Шесть новых худруков обсудили будущее театров

Шесть новых худруков обсудили будущее театров

Опубликовано

Шесть новых худруков обсудили будущее театров

Театры, оставлявшие заметный след в истории культуры, возглавляли такие же яркие и замечательные личности. Уход их редко проходит безболезненно в театрах. Мир этот — слишком особенный, в нем слишком велика цена талантов, театральных гениев, но, что греха таить, и окружающего закулисья. Всякое бывало, и Эфроса на Таганке после Любимова травил сильней всего не кто-нибудь, а труппа.

Время сейчас такое же — особенное. Пандемия кажется мистической. Всего за год-два ушли имена-легенды — целое созвездие из худруков театров — Галина Волчек, Олег Табаков, Марк Захаров, Армен Джигарханян, Роман Виктюк. За каждым — целая эпоха для страны и для театрального мира. Кто пришел на смену?

Нельзя сказать, что театральный мир перевернулся. Скандалы, если и случились, не выплескивались широко. Неизбежно пробежала рябь и проползли туманные намеки — не более того. Худруком "Современника" стал яркий режиссер Виктор Рыжаков — хлопнув дверью, из театра ушел Сергей Гармаш. Его не менее именитые коллеги предпочли остаться — строить новый "Современник" с новым худруком. На месте Рыжакова во главе Центра Мейерхольда — обладатель "Золотой маски" Дмитрий Волкострелов: признается, для него такое предложение было неожиданным. Из Ярославля в Театр им. Моссовета переехал Евгений Марчелли — а туда уехал Сергей Пускепалис. Дмитрий Азаров был назначен в Театр Романа Виктюка, а СергейГазаров — в Театр Армена Джигарханяна. За отсутствием волнений новый худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов сам будоражит труппу и зрителей вокруг. Зовет к полемике. То манифестами о "похищении Европы", то новыми правилами внутритеатральной жизни, по которым здесь ничем не ограничивается "свобода слова"…

А остается ли у новых худруков время на искусство? Куда под их крылом пойдут театры? Традиции нужны? А что со старыми спектаклями и кумирами из других времен? Зрители не разбегутся? Все это обсудили худруки на прошедшей zoom-конференции под поэтическим названием "Шесть откровений о будущем".

Расспрашивал коллег Евгений Писарев, возглавляющий московский драмтеатр имени Пушкина уже более десяти лет. Когда-то сам он сменил на этом месте слишком рано ушедшего из жизни Романа Козака. Уверяет, что труппа для него теперь стала как "своя большая семья". И главное для него — правило Маяковского: не так важно, хвалят его или ругают — главное, уважают или нет. Что думают другие худруки? "РГ" выбрала для читателей и театралов несколько их рассуждений.

Сергей Газаров, худрук Театра Армена Джигарханяна:

Репертуары стали самаркандскими коврами

— Сейчас, чтобы загнать публику в театр, нужно сделать нечто красное, фиолетовое и еще немного желтое — чем красочнее, тем лучше. И зритель придет, он всегда бежит туда, где ярче светится. Но вспомните, раньше мы точно знали, что увидим в "Современнике" или в Театре на Таганке. А сегодня театры теряют свое лицо, в репертуарной политике — какой-то самаркандский ковер. На мой взгляд, это тупик. Театр должен быть узнаваем, и зрителя нужно привлекать не яркостью, а продуманной концепцией. Не бывает старых и новых спектаклей, бывают хорошие и плохие. Если бурлит жизнь на сцене, спектакль может идти хоть сто лет. А если жизнь закончилась сразу после премьеры, его нужно сразу же снимать.

В конце 1990-х я два года проработал здесь главным режиссером. Меня пригласил Армен Борисович, у нас с ним была одинаковая энергетика. И если традиция театра в сохранении этой энергии, то я ее продолжу. При этом не вижу ничего плохого в том, чтобы мощные персоны приходили в труппу или становились приглашенными актерами. У нас молодая труппа, и более опытные коллеги могли бы научить лучше взаимодействовать друг с другом и со зрителем. Труппа не может вариться в собственном соку.

Денис Азаров, худрук Театра Романа Виктюка:

Монотеатры не конкурентоспособны

— Наш театр сегодня — авторский, очень страстный. Каждый вечер цунами на сцене. Двадцать восемь спектаклей в репертуаре — все настолько целостные и качественно сделанные, что оказаться от чего-то очень сложно. Вообще разрушать и начинать с нуля в таком театре убийственно и для него, и для труппы. Роман Григорьевич оставил надежный фундамент, на котором можно многое построить. Но если делать по шесть премьер в год, то, конечно, ротация спектаклей неизбежна.

Все-таки вХХI веке монотеатр не конкурентоспособен. Хотелось бы поработать с разными режиссерами, поэкспериментировать с разными языками. Чтобы Театр Романа Виктюка превратился в Центр Романа Виктюка, в котором будет много жизни — яркие спектакли, яркие дебюты, концерты, лекции.

Евгений Марчелли, худрук Театра имени Моссовета:

Эстетика меняется стремительно

— Что я впервые так явно ощутил именно здесь — интеллигентное отношение друг к другу и к своей работе. Вот эту традицию — а их в театре Моссовета множество — надо сохранить во что бы то ни стало. Театр серьезный, мощный, с почти вековой историей. Здесь нет случайных актеров. Все очень талантливы и у каждого столько надежд, что оправдать их очень непросто. Нужна ли театру молодая кровь? Обязательно. Будем приглашать молодых актеров. Будем приглашать больших, профессиональных и очень разных режиссеров. Арифметика проста: в год пять-шесть премьер, за пять лет их будет около 30, в репертуаре останется десяток. Кстати, уже в апреле состоится премьера моего спектакля "Фрёкен Жюли" по пьесе Августа Стриндберга. Приходите и вы все поймете про мой театр.

Да, эстетика театра меняется стремительно. У каждой постановки свой срок жизни: один спектакль пройдет всего три раза, другой будет идти 30 лет. Как говорит Богомолов, спектакль нужно пристрелить на взлете, пока он не начал умирать. Но, чтобы почувствовать серьезные изменения, нужно минимум пять лет.

Дмитрий Волкострелов, худрук Центра имени Мейерхольда:

Пересмотрим традиции и будем сомневаться

— Вопрос о сохранении традиций для меня не актуален. Любой художник должен постоянно ставить под сомнение и перепроверять свою правду. Важно вовремя понять, что то, чему ты следуешь, уже не соответствует ни сегодняшнему дню, ни тебе самому. Так что мы будем пересматривать традиции, сомневаться и искать правду.

Центр Мейерхольда — открытая площадка для независимых театральных команд. В этом большая сложность и опасность одновременно. На днях попытался подсчитать количество перформеров, которые выйдут на сцену в следующем месяце. На цифре 100 остановился. Здорово, что столько людей имеют возможность выйти на сцену. Тем сложнее прощаться со спектаклем. Отказываясь от него, ты прощаешься с людьми. И они, что печальнее всего, могут больше не выйти на эту сцену. А зрители у нас: одни приходят на одну команду, другие — на другую. И в этом своя прелесть.

Виктор Рыжаков, худрук театра "Современник":

Следуем принципам Табакова

— В "Современнике" огромная ответственность прижимает до самой земли. Как удержать ту историю, которую задумали основатели театра? Как сохранить зрителя? Чем серьезнее наследие, тем его сложнее сохранить. Но то, чем живет "Современник", его заразительность, фантазия, обогащают и не дают потеряться.

Все процессы должны происходить органично. В работе с людьми следую принципу Олега Павловича Табакова: каждому по способностям, от каждого по возможности. Старшее поколение должно жить в почете и уважении. А молодежь — развиваться и доказывать, что их место здесь. От молодых многое зависит, за ними будущее.

"Современник" должен оставаться особенным место на театральной карте Москвы — как это было все прошедшие 65 лет. Это будет другой театр — по-прежнему интересный и, надеюсь, востребованный. Но — новый.

Константин Богомолов, худрук Театра на Малой Бронной:

Преобразуемся в соответствии с убеждениями

— Я пришел в неуверенный в себе театр, который странным образом затерялся на театральной карте Москвы и очень ждал перемен. Я сознательно не задумывался о традициях. Все, что нужно было театру на тот момент — максимально сильная режиссерская рука. И за прошедшие полтора года он сильно изменился. Хотя некая условная режиссерская традиция все же сохранилась — я был учеником Андрея Гончарова, который несколько лет являлся главным режиссером здесь.

Было мало зрителей, а значит — мало денег. Надо было повысить благополучие театра. Мы составили план, как в течение двух лет обновить репертуар и пополнить кассу. Потом началаcь реконструкция, переезд во Дворец на Яузу, ковид…Мы приглашали разных режиссеров, предлагали им выбирать актеров из нашей труппы. Так обозначился костяк людей, которые оказались более востребованы. Перевели почти половину труппы на срочные контракты — актеры сами соглашались на это, потому что видели, что они задействованы в спектаклях и у них все хорошо. Есть и те, на которых спроса нет, они не жильцы в театре — но я стараюсь бережно относиться к тем, кто отдал театру много лет жизни.

Когда переехали во Дворец на Яузе и нужно было как-то приучать зрителей к этому новому месту, я разрешил режиссерам приглашать в спектакли звездные имена, но с двумя условиями: они должны быть творчески состоятельны и в будущем иметь возможность войти в труппу театра. Естественно, каждый худрук привносит свои вкусы и свое понимание — что талантливо, а что нет. И если моя цель — преобразовать театр, я буду делать это в соответствии со своими представлениями и убеждениями.

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Собственная версия «Евровидения» появится в США

Собственная версия "Евровидения" появится в США

Опубликовано

Собственная версия "Евровидения" появится в США

Европейский вещательный союз, являющийся создателем «Евровидения», начнет проводить с 2022 года и The American Song Сontest в США. Об этом сообщает официальный сайт конкурса.

"Американский Конкурс Песни" будет проходить фактически по правилам "Евровидения". Но с одним значительным отличием: в нем будут состязаться представители лишь одной страны.

Каждый из 50 штатов, округ Колумбия и столица Вашингтон, а также пять территорий, официально не входящих в состав США (например, Доминиканская республика), выберут своих участников-конкурсантов. А потом они — общим числом 56 — благодаря жеребьевке будут разбиты на два полуфинала.

После голосования телезрителей лучшие исполнители выйдут в финал. И уже там будет определена "Лучшая оригинальная песня". Детали организационной работы в настоящий момент еще обсуждаются.

Причем, как на "Евровидении" одновременно на сцене смогут присутствовать не более шести человек. Это могут быть певцы, диджеи или группа. При этом жанр не определен: они могут исполнять и рок, и эстраду, и рэп, и кантри, и даже джаз.

Ожидается, что в дальнейшем к участию в конкурсе может присоединиться и соседняя страна — Канада.

Кстати

В США несколько лет рассматривали возможность присоединиться к "Евровидению". Но Австралии это удалось еще в 2015 году, а в Америке, после тщательного изучения ситуации, все-таки решили проводить свой собственный конкурс.

Наверное, это справедливо. Ведь история музыки показывает, что в США традиционно более популярны свои исполнители, а европейские вызывают, как правило, куда меньший интерес. Даже The Beatles и Led Zeppelin и добивались там славы намного дольше, чем у себя в Великобритании…

Между прочим

Обидевшись на некоторые решения жюри, свой аналог "Евровидения" стали проводить и в Турции. Но большой популярностью он не пользуется.

Читать далее

Культура

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

Опубликовано

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

15 мая исполнилось 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Сегодня писатель — один из самых любимых: его фамилия не сходит с театральных афиш, к его произведениям то и дело возвращаются в кино (на днях стало известно, что летом приступят к съемкам очередной экранизации «Мастера и Маргариты», режиссер Михаил Локшин), а читатели называют его одним из важнейших отечественных авторов — согласно опросу книжного сервиса MyBook, такого мнения придерживаются почти 95 процентов опрошенных. Но при жизни Михаила Булгакова, конечно, все было иначе. В день рождения классика «Российская газета» предлагает вспомнить некоторые интересные факты о нем.

Михаил Булгаков коллекционировал разгромные рецензии о себе

Писатель постоянно просматривал прессу, а отзывы критиков о своих произведениях вырезал и помещал в специальный альбом. Соотношение, к сожалению, было удручающим: по подсчетам самого Булгакова, за десять лет "похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298". Чаще всего его ругали за сочувствие белогвардейцам и их идеализацию. В рядах критиков был и Владимир Маяковский, который в отношении коллеги полумерами не ограничивался, предлагая, например, освистать "Дни Турбиных" прямо во время спектакля.

"Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом", так вспоминала об этой коллекции вторая супруга писателя Любовь Белозерская.

Кота Бегемота назвали в честь собаки писателя

Знаменитый подельник Воланда Кот Бегемот, как это ни странно, получил свое имя благодаря псу писателя — Михаил Афанасьевич очень любил свою черную собаку по кличке Бегемот. Говорят, она была на редкость умна. А вот к кошкам писатель был равнодушен, та же Любовь Белозерская писала: "Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку".

Ну и куда же без "Собачьего сердца", преданной собаки Понтия Пилата Банги — именно она разделила с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества, а ведь был еще пес Жак из фантастической пьесы "Адам и Ева"… Так что, кошатником Булгаков точно не был: настоящим другом в его произведениях оказывается именно собака.

На могиле Булгакова лежит надгробный камень Гоголя

Этот факт в разряде спорных, но тем не менее тоже очень любопытен — особенно учитывая то, что Гоголя Булгаков любил и называл своим учителем. Надгробный камень на Новодевичьем кладбище, где похоронен автор "Мастера и Маргариты" и "Белой гвардии", называется Голгофа. По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань¬ше на могиле Гоголя. Вот как о произошедшем рассказывала третья жена писателя Елена Булгакова:

"Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми¬ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря¬тавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили".

Так ли это на самом деле — неизвестно. Впрочем, как можно обойтись без мистики, когда дело касается писателей, чьи судьбы и произведения полны тайн и загадок?

Читать далее

Культура

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

Опубликовано

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

15 мая исполнилось 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Сегодня писатель — один из самых любимых: его фамилия не сходит с театральных афиш, к его произведениям то и дело возвращаются в кино (на днях стало известно, что летом приступят к съемкам очередной экранизации «Мастера и Маргариты», режиссер Михаил Локшин), а читатели называют его одним из важнейших отечественных авторов — согласно опросу книжного сервиса MyBook, такого мнения придерживаются почти 95 процентов опрошенных. Но при жизни Михаила Булгакова, конечно, все было иначе. В день рождения классика «Российская газета» предлагает вспомнить некоторые интересные факты о нем.

Михаил Булгаков коллекционировал разгромные рецензии о себе

Писатель постоянно просматривал прессу, а отзывы критиков о своих произведениях вырезал и помещал в специальный альбом. Соотношение, к сожалению, было удручающим: по подсчетам самого Булгакова, за десять лет "похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298". Чаще всего его ругали за сочувствие белогвардейцам и их идеализацию. В рядах критиков был и Владимир Маяковский, который в отношении коллеги полумерами не ограничивался, предлагая, например, освистать "Дни Турбиных" прямо во время спектакля.

"Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом", так вспоминала об этой коллекции вторая супруга писателя Любовь Белозерская.

Кота Бегемота назвали в честь собаки писателя

Знаменитый подельник Воланда Кот Бегемот, как это ни странно, получил свое имя благодаря псу писателя — Михаил Афанасьевич очень любил свою черную собаку по кличке Бегемот. Говорят, она была на редкость умна. А вот к кошкам писатель был равнодушен, та же Любовь Белозерская писала: "Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку".

Ну и куда же без "Собачьего сердца", преданной собаки Понтия Пилата Банги — именно она разделила с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества, а ведь был еще пес Жак из фантастической пьесы "Адам и Ева"… Так что, кошатником Булгаков точно не был: настоящим другом в его произведениях оказывается именно собака.

На могиле Булгакова лежит надгробный камень Гоголя

Этот факт в разряде спорных, но тем не менее тоже очень любопытен — особенно учитывая то, что Гоголя Булгаков любил и называл своим учителем. Надгробный камень на Новодевичьем кладбище, где похоронен автор "Мастера и Маргариты" и "Белой гвардии", называется Голгофа. По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань¬ше на могиле Гоголя. Вот как о произошедшем рассказывала третья жена писателя Елена Булгакова:

"Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми¬ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря¬тавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили".

Так ли это на самом деле — неизвестно. Впрочем, как можно обойтись без мистики, когда дело касается писателей, чьи судьбы и произведения полны тайн и загадок?

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество44 минуты назад

Московские полицейские задержали двоих участников пикетов в поддержку Навального

В центре Москвы на Пушкинской площади полиция задержала активистов Никиту Лемкина и Тимофея Илюшина, которые вышли на одиночные пикеты в...

Общество44 минуты назад

Ведущего радио «Комсомольская правда» Олега Кашина отстранили от ежедневных прямых эфиров за «пересечение двойной сплошной»

Главный редактор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин 13 мая сообщил, что ведущего радиостанции Олега Кашина отстранили от ежедневных прямых эфиров...

В мире4 часа назад

Израильские ВВС ударили по зданию с офисами СМИ в секторе Газа

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Израильские ВВС нанесли удар по зданию, где располагались офисы местных и международных СМИ в секторе...

"Оренбург" не будет играть в РПЛ "Оренбург" не будет играть в РПЛ
Спорт4 часа назад

«Оренбург» не будет играть в РПЛ

Вторым клубом ФНЛ, который получил право сыграть в РПЛ в следующем сезоне, стал «Нижний Новгород». Как сообщает "Чемпионат", такое решение...

В мире5 часов назад

Запуск американской ракеты Electron окончился неудачей

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Ракета Electron в субботу не смогла вывести на орбиту два спутника дистанционного зондирования Земли американской...

В мире5 часов назад

Египет открыл КПП на границе с сектором Газа для раненых палестинцев

Есть обновление от 15:45 →Израильские ВВС ударили по зданию с офисами СМИ в секторе Газа Москва. 15 мая. INTERFAX.RU —...

В мире5 часов назад

Ракета Electron отправилась на орбиту с двумя американскими спутниками

Есть обновление от 15:09 →Запуск американской ракеты Electron окончился неудачей Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Ракета Electron в субботу стартовала...

МТС в рамках buy back выкупили еще 1,9 миллиона акций МТС в рамках buy back выкупили еще 1,9 миллиона акций
Hi-Tech5 часов назад

МТС в рамках buy back выкупили еще 1,9 миллиона акций

МОСКВА, 15 мая — ПРАЙМ. Крупнейший российский сотовый оператор МТС в рамках программы обратного выкупа (buy back) приобрел еще 1,9 миллиона своих...

В мире5 часов назад

Португалия откроет границы туристам из почти всех европейских стран

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Португалия с будущей недели открывает границы для въезда туристов из большинства европейских стран, сообщают в...

В мире5 часов назад

Сирены тревоги сработали в городах центральной части Израиля

Есть обновление от 15:01 →Египет открыл КПП на границе с сектором Газа для раненых палестинцев Москва. 15 мая. INTERFAX.RU —...

Advertisement

Популярное