Connect with us

Общество

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно

Published

on

Сразу после праздника Рождества Христова у православных России начались святые дни — Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно

Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Заканчиваются Святки в Крещенский сочельник — день, предваряющий праздник Крещения Господня (19 января). Так как Святки посвящены радости рождения Христа, то на все это время отменяется пищевой пост по средам и пятницам, но — и это важно! — еще не разрешены венчания браков: по причине того, что это период телесного, полового воздержания. Почему так? Да потому что это время радости духовной, а телесное, как мы знаем, может легко перенаправить нашу духовную радость совершенно в иное русло.

В Церкви все устроено мудро: глубоко понимая природу человека, Церковь готовит нас к приходу праздника — многодневным постом, всем ходом богослужений, дает прочувствовать, пережить праздник, и не обрывает его, наоборот, позволяет нам во всей полноте человеческих чувств насладиться его радостью. Именно поэтому великие церковные праздники имеют так называемые предпразднства и попразднства: дни, предшествующие празднику и те, что после него. Сам праздник Рождества Христова, к примеру, завершается 13 января, когда в храмах служат его "отдание".

1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно"Русская зима", Конец XIX в. Фрагмент. Фото: худ. Семен Федоров

"Пришли святки, — читаем у Толстого — и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени".

По-видимому, "потребность какого-нибудь ознаменования" этих морозных дней, жажда чего-то необыкновенного, особенного жила не только в героях романа "Война и мир", а была органично свойственна всему русскому народу многие столетия — вне зависимости от общественных формаций. Когда в 990 г. князь Владимир низвергал в Днепр языческих идолов, Святки как обряд существовали уже больше пятисот лет. Но счастливая особенность крещения Руси заключалась в том, что оно проходило ненасильственно: дух христианства вносился в языческие верования без агрессии, постепенно — шло ненасильственное преображение народной жизни. Именно поэтому уцелели традиции и Святок, и масленицы.

В знаменитом фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" достаточно точно показаны и маски, в которые рядились на Святки ряженые — медведь, петух, смерть с косой, турок, — и атмосфера разнузданного веселья. Хотя, конечно, само веселье не всегда носило такой откровенно хулиганский характер. Чаще всего это была просто необузданная радость.

2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно"Ряженые", середина 1910-х г. Фрагмент. Фото: худ. Сергей Судейкин

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры, — читаем у Толстого — …Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда… С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки".

3. Тройка при лунном свете, середина 1890-ых гг. Константин Коровин.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно"Тройка при лунном свете", Середина 1890-ых г. Фото: худ. Константин Коровин

Но ряженые, колядки (от греч. слова "каланда", новомесячие) — песни, исполняемые перед хозяевами и испрашивающие у них угощение, шутки, езда на тройках — не единственная традиция Святок.

"Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках, — читаем мы у этнографов — в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых <…> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святках" (<Снегирев И.> Песни русского народа. СПб., 1838).

4. Святочные гадания, 1890г. Константин Маковский.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно"Святочные гадания", 1890г. Фото: худ. Константин Маковский

А Юрий Лотман в комментариях к "Евгению Онегину" добавляет: "Святочный цикл включал … явные гадания девушек "на блюде" и тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна".

  • "Настали святки. То-то радость!
  • Гадает ветреная младость,
  • Которой ничего не жаль,
  • Перед которой жизни даль
  • Лежит светла, необозрима;
  • Гадает старость сквозь очки
  • У гробовой своей доски,
  • Всё потеряв невозвратимо;
  • И всё равно: надежда им
  • Лжет детским лепетом своим".

Это — узнали? — Александр Сергеевич, про гадающую Татьяну Ларину. Гадали и Татьяна у Пушкина, и Светлана у Жуковского, и Наташа с Соней у Толстого. Гадала вся Россия.

5. Гадающая Светлана, 1836г. Карл Брюллов.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно"Гадающая Светлана", 1836 г. Фото: худ. Карл Брюллов

А Церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора (680 г., Константинополь) гласило: "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".

Отлучение от Причастия — наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула.

И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства.

В своем идеале Церковь всегда защищает человека — в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек — еще бы! — такой опыт аскетики, науки о воспитании души человеческой. При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных".

Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник — Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?

Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна — для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Показывает дорогу. Она подсказывает, как, куда направить эту открытость, эту энергию радости, говоря: поделись с ближним.

Рождество и Святки становятся временем благотворительности. Нас крайне тактично учат, какую радость можно получить, отдавая. Духовную, высшую, ни с чем несравнимую! Поделись с другим — ближним, дальним. Об этом говорят в храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому побуждало когда-то и все общество.

Святки не знали сословных различий — барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами.

6. Русское милосердие, конец XIXв.. Павел Шмаров.

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно"Русское милосердие", конец XIX в. Фото: худ. Павел Шмаров

В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. губернская газета города Ставрополя печатала такое обращение к гражданам города:

"По случаю наступления праздника Рождества Христова и Нового Года взамен визитов приличия принимаются денежные пожертвования не менее как по два рубля серебром с каждой особы в пользу бедных, неимущих города Ставрополя. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу".

Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок — еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню — значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня — своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.

Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека. Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда. Вспомнить и вдруг, неожиданно даже для скупердяя, вырваться из пут жадности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым! С праздниками!

Общество

Осужденный по делу «Нового величия» Костыленков пожаловался в ЕСПЧ на избиения и пытки молотком

Осужденный по делу «Нового величия» Костыленков пожаловался в ЕСПЧ на избиения и пытки молотком

Published

on

Осужденный по делу «Нового величия» Руслан Костыленков отправил в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) заявление о пытках во время задержания. Об этом сообщает «Зона права» со ссылкой на его адвоката Светлану Сидоркину.

Как рассказывал Костыленков, в день задержания 15 марта 2018 года во время обыска силовики избивали его, душили пакетом и изнасиловали ручкой от кухонного молотка.

«Российские суды трижды отказывали в возбуждении уголовного дела против силовиков, несмотря на наличие справки о телесных повреждениях», — добавили в правозащитной организации.

В заявлении в ЕСПЧ Костыленков указал, что было нарушено его право не подвергаться пыткам (статья 3 Европейской конвенции) и право на эффективные средства правовой защиты (статья 13 Европейской конвенции).

В августе 2020 года суд назначил Костыленкову семь лет колонии, остальным фигурантам — до шести с половиной лет реальных и условных сроков. Их признали виновными в создании экстремистского сообщества и участии в нем (части 1,2 статьи 282.1 УК). Мосгорсуд в апелляции сократил сроки Костыленкову и другому подсудимому Петру Карамзину на три месяца.

Continue Reading

Общество

Журналист Иван Голунов опубликовал видео своего задержания с камер наблюдения

Журналист Иван Голунов опубликовал видео своего задержания с камер наблюдения

Published

on

Журналист Иван Голунов опубликовал в ютубе видео своего задержания в июне 2019 года по делу о сбыте наркотиков, снятое на камеры наблюдения.

Журналист Иван Голунов опубликовал видео своего задержания с камер наблюдения

Скриншот из видео «Задержание журналиста издания Meduza Ивана Голунова»

Голунова задержали 7 июне 2019 года неподалеку от станции метро «Цветной бульвар». Он шел на встречу с коллегами из «Медузы». Журналист настаивал, что полицейские подбросили ему наркотики.

Задержание журналиста вызвало масштабную общественную кампанию в его поддержку, и 11 июля уголовное дело прекратили. Пятерых полицейских, задержавших журналиста, арестовали только в январе.

«Медиазона» следит за процессом над пятью полицейскими, обвиняемыми по делу о подброшенных наркотиках.

Continue Reading

Общество

Силовики задержали еще одного сотрудника ярославской ИК‑1 по делу о пытках

Силовики задержали еще одного сотрудника ярославской ИК‑1 по делу о пытках

Published

on

«Общественный вердикт» сообщил о задержании третьего подозреваемого по новому делу о пытках в ярославской колонии №1 Игоря Камиронова. Об этом говорится в телеграм-канале правозащитной организации.

По версии следствия, сотрудник ФСИН Камиронов в классе воспитательной работы ИК-1 избивал дубинкой заключенного Абубакара Цагалаева. «В настоящий момент в отношении задержанного решается вопрос о мере пресечения», — добавили в «Общественном вердикте».

Еще двоих сотрудников ИК-1 Александра Семенова и Ивана Коковина отправили по этому делу под домашний арест. Следствие установило, что они удерживали Цагалаева на столе, пока другие тюремщики избивали его дубинками.

«Новая газета» и «Общественный вердикт» 23 февраля выложили датированные 2016 и 2017 годами видеозаписи, на которых сотрудники колонии толпой избивают двоих заключенных. Один из них после пыток умер в больнице. СК возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий (статья 286 УК).

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Россельхознадзор ограничил импорт некоторой продукции из Чехии Россельхознадзор ограничил импорт некоторой продукции из Чехии
Экономика45 минут ago

Россельхознадзор ограничил импорт некоторой продукции из Чехии

Прага © fotolia.com/ sborisov Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 мар — ПРАЙМ. Россельхознадзор с 3 марта ограничивает ввоз в Россию птицеводческой продукции из ряда...

Общество1 час ago

Осужденный по делу «Нового величия» Костыленков пожаловался в ЕСПЧ на избиения и пытки молотком

Осужденный по делу «Нового величия» Руслан Костыленков отправил в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) заявление о пытках во время...

Журналист Иван Голунов опубликовал видео своего задержания с камер наблюдения Журналист Иван Голунов опубликовал видео своего задержания с камер наблюдения
Общество1 час ago

Журналист Иван Голунов опубликовал видео своего задержания с камер наблюдения

Журналист Иван Голунов опубликовал в ютубе видео своего задержания в июне 2019 года по делу о сбыте наркотиков, снятое на...

Общество1 час ago

Силовики задержали еще одного сотрудника ярославской ИК‑1 по делу о пытках

«Общественный вердикт» сообщил о задержании третьего подозреваемого по новому делу о пытках в ярославской колонии №1 Игоря Камиронова. Об этом...

Общество1 час ago

«Скопинский маньяк» Виктор Мохов после 17 лет заключения вышел на свободу из саратовской колонии

На свободу из исправительной колонии №4 в Саратовской области вышел Виктор Мохов, известный как «скопинский маньяк», после почти 17 лет...

Выработка электроэнергии в России в феврале выросла на 3,3% Выработка электроэнергии в России в феврале выросла на 3,3%
Экономика2 часа ago

Выработка электроэнергии в России в феврале выросла на 3,3%

» Троицкая ГРЭС в Челябинской области © РИА Новости. Александр Кондратюк Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 мар — ПРАЙМ. Выработка электроэнергии...

Индекс деловой активности в еврозоне в феврале вырос до 48,8 пункта Индекс деловой активности в еврозоне в феврале вырос до 48,8 пункта
Экономика2 часа ago

Индекс деловой активности в еврозоне в феврале вырос до 48,8 пункта

!Флаги с символикой Евросоюза у здания Еврокомиссии © РИА Новости. Алексей Витвицкий Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 мар — ПРАЙМ. Композитный...

Министерство финансов в марте увеличит покупки валюты почти в три раза Министерство финансов в марте увеличит покупки валюты почти в три раза
Экономика2 часа ago

Министерство финансов в марте увеличит покупки валюты почти в три раза

Билеты Банка России номиналом 5000 рублей © РИА Новости. Владимир Трефилов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 мар — ПРАЙМ. Объем покупки...

Умер спортивный комментатор Юрий Розанов Умер спортивный комментатор Юрий Розанов
Общество2 часа ago

Умер спортивный комментатор Юрий Розанов

После продолжительной болезни умер известный спортивный комментатор Юрий Розанов. Ему было 59 лет. О смерти журналиста сообщил его коллега комментатор...

Умер спортивный комментатор Юрий Розанов Умер спортивный комментатор Юрий Розанов
Общество2 часа ago

Умер спортивный комментатор Юрий Розанов

После продолжительной болезни умер известный спортивный комментатор Юрий Розанов. Ему было 59 лет. О смерти журналиста сообщил его коллега комментатор...

Популярное