Культура
Рождество Христово: как его увидели великие художники
Поразительно, но никому в голову не пришло подсчитать, сколько в мире картин, посвященных одному из главных христианских праздников — Рождеству Христову. Ясно только, Рождение Христа — один из популярнейших сюжетов на протяжении многих веков. Впрочем, как и большинство библейских событий. Стоит ли удивляться тому, что, если мы не знаем Евангелия, мировая живопись проходит мимо нас, непонятая, непрочувствованная, неосмысленная.
С другой стороны, лучшие полотна и фрески могут служить вполне понятной иллюстрацией Евангельских строк.
Итак, Рождество Христово: как его увидели художники.
Строго говоря, рассказ о Рождестве Христовом начинается за девять месяцев до него — с Благовещения. Когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца". Имя Иисус и означает "Спаситель". Мария в недоумении спрашивает Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим". Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.
1. Благовещение, ок. 1437-1446 гг. Фра Анжелико (Фра Беато Анжелико де Фьезоле).
Благовещение, ок. 1437-1446 гг. Фото: Фра Анжелико (Фра Беато Анжелико де Фьезоле)
В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения, единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения. И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем — город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?
И тут я должна извиниться: шедевров живописи под названием "Перепись в Вифлееме" не так уж и много. Есть один — любимый, известный, правда никак с Вифлеемом и Рождеством у нас не ассоциирующийся. Думаю потому, что на картине изображены зимние Нидерланды, а вовсе не бесснежный Вифлеем. Но мы решили все-таки эту картину поставить — как пример того, насколько автор может переосмыслить событие, ощущая его близким, своим, родным. Рассматривая на досуге многофигурную композицию, можно поискать изображение Девы Марии и Богомладенца.
2. Перепись в Вифлееме, 1566 г. Питер Брейгель Старший.
Фото: Питер Брейгель Старший
Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере — сюда пастухи в ненастье загоняют скот.
3. Перепись в Вифлееме, 1566 г., фрагмент. Питер Брейгель Старший.
Перепись в Вифлееме, 1566 г., фрагмент. Фото: Питер Брейгель Старший.
В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли — туда, куда обычно кладут корм для скота. И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать — сердцем.
Сравните три картины: как все невесомо, отстранено от нашего мира в картине Джорджоне. Насколько все близко, эмоционально понятно на картине Федерико Бароччи. И как Репину удалось соединить и это земное, семейное, понятное с небесным покоем!
4. Поклонение младенцу, 1506г. Джорджоне.
Поклонение младенцу, 1506г. Фото: Джорджоне
5. Поклонение младенцу, 1587г. Федерико Бароччи.
Поклонение младенцу, 1587г. Фото: Федерико Бароччи
6. Рождество Христово, 1890 г. Илья Репин.
Рождество Христово, 1890 г. Фото: Илья Репин
Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! — говорит он, — я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".
Казалось бы, все такое земное в картине Геррит ван Хонтхорст — и пастухи, и Святой семейство! Но обратите внимание на сияние, которое исходит от Младенца — Он центр композиции, и сравните полотно с картиной Веронезе — абсолютно жанровой.
7. Поклонение пастухов, вторая половина XVII в. Геррит ван Хонтхорст.
Поклонение пастухов, вторая половина XVII в. Фото: Геррит ван Хонтхорст
8. Поклонение пастухов, ок. 1523-1525 гг.. Бонифацио Веронезе.
Поклонение пастухов, ок. 1523-1525 гг.. Фото: Бонифацио Веронезе
Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы — мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией — Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!" Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод "взволновался, а с ним и весь Иерусалим". От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище — он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.
Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему".
Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.
Ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою"
9. Поклонение волхвов, 1504г. Альбрехт Дюрер
Поклонение волхвов, 1504г. Фото: Альбрехт Дюрер
10. Поклонение волхвов, 1624г. Рубенс
Поклонение волхвов, 1624г. Фото: Рубенс
"Когда же они (волхвы) отошли, — (вот), Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…"
11. Бегство в Египет, 1423г. Джентиле да Фабриано
Бегство в Египет, 1423г. Фото: Джентиле да Фабриано
12. Избиение младенцев, 1306г. Фреска. Джотто ди Бондоне
Избиение младенцев, 1306г. Фреска. Джотто ди Бондоне Фото: Джотто ди Бондоне
Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.
Бог приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Отныне человек не одинок в этом мире. "Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас". "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", — так сформулировал великую тайну боговоплощения священномученик II века Ириней Лионский.
Культура
Ум за Zoom заходит
Берлинале всегда отражал если не тенденции в кино (это конек Канн и Венеции), то пульс и градус сотрясавших мир событий. Фестиваль-2021 в значительной мере — эхо накативших катаклизмов, которые быстро меняют весь ход цивилизации.
Таков ливанский конкурсный фильм "Шкатулка памяти", который пробивался к экранам не только через препоны COVID-19, затруднившие съемки и лишившие нас живой реакции кинозалов, но одолевая последствия чудовищного взрыва в Бейруте — он разрушил значительную часть города, а с ним квартиру, студию и офис кинокомпании создателей фильма. Сейчас супруги Жоана Хаджитомас и Халил Жорейеже живут в Париже, пытаясь с помощью кино напомнить людям о сокрушивших их жизнь трагедиях.
В какой-то мере фильм автобиографичен: это сама Жоана Хаджитомас еще девочкой отправляла подруге в Париж письма и кассеты с записями о счастливых временах в компании друзей. Спустя 30 лет посылка с этой корреспонденцией приходит в занесенный пургой Монреаль к некоей Марии, эмигрировавшей в Канаду. Мария растит дочку Алекс и старается забыть трагическое прошлое. Но оторваться от корней невозможно — вот и старая мать так и не выучила французский, не стала на новой родине своей. А теперь посылка разворошила воспоминания, и они оживают строчками старых писем, образами с выцветших фото, полузабытыми голосами с пленок. Тема фильма — забвение, которым пытаются утешиться разлетевшиеся по миру эмигранты, и попытки новых поколений проникнуть в тайны предков, восстановить разорванную цепь времен.
Пандемия и серия локдаунов вызвали к жизни поток фильмов, снятых с минимумом средств, но с максимумом фантазии. Среди них "Уроки языка" — картина, сама идея которой рождена локдауном. Актер Марк Дюпласс решил воспользоваться самоизоляцией, чтобы выучить испанский. Общение с учительницей шло по зуму, и постепенно между ними установилась связь значительно более теплая и близкая. Дюпласс понял, что здесь есть сюжет, и вместе с актрисой Натали Моралес (она же взяла на себя роль режиссера) сделал картину о человеческих связях эпохи пандемии — дистанционных контактах, переживающих все традиционные романтические авантюры, от доверительности до обид, от раздоров до почти любви, но платонической.
Понятно, что все снималось без съемочной группы: актеры сами сооружали из подручных средств декорации, сами гримировались и меняли фоны — от комнаты до бассейна, от спортзала до тропических красот Коста-Рики, где живет героиня. Общение — только через монитор, суть фильма и источник саспенса — диалоги, развитие отношений, когда два очень разных человека становятся необходимыми друг другу. Время инициировало уже довольно много таких экспериментальных zoom-драм, поделенный на клеточки экран быстро становится новым штампом, но "на войне как на войне" — перед нами один из способов выживания кинематографа, который заодно оттачивает полузабытое искусство импровизировать и увлекательно обыгрывать диалоги.
Фото: кадр из фильма "Шкатулка памяти".
Зум пригодился и румынскому режиссеру Раду Жуде. Застигнутый пандемией на старте съемок, он не стал заморачиваться и довел дело до победного конца: кастинг и репетиции шли дистанционно, актеры и вся съемочная группа работали в масках. Получилось эклектичное зрелище с длинным труднопереводимым названием, которое для простоты обозначим как "Чокнутое порно". Триггером для фильма стали случаи, когда после утечки из компьютеров интимных данных были скомпрометированы десятки учителей, многие поплатились своей работой. И вот учительница Эми оказалась жертвой такого шантажа: зафиксированные крупным планом ее сексуальные утехи оказались в интернете.
Для наглядности Жуде с места в карьер дает пару минут этого реального порно и к нему, как принято в артхаусе, подклеивает долгие, минут на сорок, блуждания деловитой Эми по израненному пандемией Бухаресту — это будет первая часть трехчастной саги. Вторая, состоящая из кинохроники, фото, рисунков и изложенных субтитрами философем, представляет собой перечень сфер бытия от политики, милитаристской истории, изгаженной экологии и сомнительной культуры до частей человеческого тела, призванный показать, какой человеческий мусор являет собой наша цивилизация.
Доведя зрителя до полной ненависти к себе подобным, фильм переходит к третьей части — судилища во дворе престижной школы, где разъяренные родители требуют увольнения Эми. Для разгона нам снова полностью показывают пресловутое порновидео, после чего ничуть не уязвленная Эми произносит в свою защиту пламенную речь. Разбушевавшиеся родители в ответ несут весь популярный ныне вздор, где в одну кучу смешались диктатура, большевизм, пропаганда гомосексуализма, еврейские козни и оральный секс, идет вполне узнаваемое смятение умов, к финалу обращенное режиссером как бы в шутку, "легкую, как ветерок" (цитата из его интервью). Сухой остаток от фильма: в преступном мире, где из десяти румынских детей шестеро — жертвы насилия, гнусно считать преступлением невинное порно.
Так маститый автор фильма "Мне плевать, если мы войдет в историю как варвары" решил во времена пандемии "малой кровью", шутя, играя и не особо заморачиваясь культурными традициями, заклеймить тотальное ханжество, реально владеющее миром. В прокате такой фильм вполне бессмыслен, а скандала, на который он ориентирован, не будет по причине виртуальности фестиваля.
Фото: кадр из фильма "Уроки языка"
Культура
Пора, мой друг, пора
В государственном музее А.С. Пушкина в среду открывается выставка «Мир семейственного счастья…», приуроченная к трогательной дате — 190-летию с венчания поэта с Натальей Гончаровой. «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», — это из строк, когда-то адресованных поэтом своей спутнице жизни. Насколько велико значение семьи и родословной в жизни гения? Что любопытного увидят гости экспозиции? Об этом «РГ» рассказала специалист по генеалогии, хранитель музейных предметов Государственного музея А.С. Пушкина Наталья Александрова.
"Мир семейственного счастья" — а каким он был для Пушкина и Гончаровой? Чем больше проходит лет, тем больше версий: кто-то говорит об идиллии, кто-то, наоборот, припоминает кокетство Натальи Николаевны, уверяет, что она не понимала мужа…
Наталья Александрова: Давайте говорить откровенно. Александр Сергеевич женился на девушке, которую любил. В любви родилось четверо прекрасных детей. То, что потом, да и до сих пор идут какие-то кривотолки, понятно: люди часто завидуют мужчине, который, может быть, сам не очень красив, но талантлив, да и женится он на самой очаровательной девушке. Пушкин был счастлив в браке. Наталья Николаевна тоже. И то, что произошла трагедия, ей ставить в вину нельзя, это была трагедия для всех. Не забывайте, что она была очень молода, когда выходила замуж, вдовой осталась в возрасте чуть больше 20 лет. Я не думаю, что она планировала сразу выйти за кого-то другого. Все-таки она всегда знала, кем был ее муж и всегда чтила его память. А второй супруг, который принял ее детей, — это уже совсем другое счастье.
Целый раздел выставки посвящен их венчанию в московской церкви Большого Вознесения. Какие артефакты напомнят посетителям об этом значительном для поэта событии?
Наталья Александрова: Это экспонаты, которые как раз расскажут о том, когда и где происходило венчание, и о том, что было после, — молодожены отправились в дом на Арбат, потом у них состоялось путешествие в Петербург, где они прекрасно провели время в Царском Селе. Мы покажем редкие портреты Пушкина и Гончаровой, виды Полотняного завода — имения Гончаровых, изображения Москвы и Царского Села. Очень важно, что все мемории, связанные со свадьбой, находятся в нашем филиале — мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. Мы специально не стали брать ничего оттуда, а решили представить предметы из фондов музея, которые не увидеть в постоянной экспозиции. Кстати, зал, посвященный венчанию, — второй, а открывает выставку раздел о предках поэта.
Правнучка поэта Наталья Сергеевна Мезенцова-Шепелёва. 1990 год. Фото: пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина
Известно, что родители Пушкина, люди светские, образованные, отвечали на его расспросы о родстве неохотно, даже будто стеснялись своих пращуров. Почему же для поэта было так важно его генеалогическое древо и при этом он гордился предками?
Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно. И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять. Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение "Моя родословная", где он обо всем этом говорит.
Люди часто завидуют тому, кто, может быть, не очень красив, но талантлив, да и женится на первой красавице
Не зря ведь он пытался в свое время написать так и незавершенный роман о своем прадеде — "Арап Петра Великого". Не закончил, правда. Это ведь его высказывание: "Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, это единственное наследство, доставшееся мне от них". Да, они не были богаты, но он был благодарен им за то, кто он есть. К семье и в широком, и в конкретном ее понятии Александр Сергеевич относился очень бережно, что бы про него ни говорили. Подробнее узнать об истории рода можно на выставке, где размещено генеалогическое древо Пушкиных.
И о потомках тоже?
Наталья Александрова: Конечно. Как я уже говорила, и это хорошо известно, у Пушкина было четверо детей. Но потомство оставили только двое: Александр Александрович и Наталья Александровна. Потомкам мы тоже посвятили отдельный зал, где представлены мемориальные предметы, изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Они расскажут о жизни потомков и их зачастую непростой судьбе. Сейчас наследников Пушкина более 200 человек по всему миру. В день венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны они по традиции собираются в мемориальной квартире на Арбате. Этот день потомки чтят особо: не было бы свадьбы, не было бы и их.
Культура
На «Евровидении» решились на то, чтобы конкурсанты пели из Роттердама
Европейский вещательный союз (EBU) совместно с голландскими вещателями и организаторами конкурса NPO, NOS и AVROTROS опубликовали обширный протокол охраны здоровья и безопасности COVID-19 для «Евровидения». Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном сегодня на официальном сайте конкурса песни. При этом надо будет соблюдать многие меры предосторожности.
В протоколе подробно описываются меры, которые должны будут соблюдать все аккредитованные лица (те, кто работает или участвует в "Евровидении"). Он полностью соответствует принципам Голландского Национального института общественного здравоохранения и окружающей среды, применимым и на крупных спортивных соревнованиях. Среди необходимых условий: ношение масок, соблюдение социальной дистанции, рассадка в том порядке, который укажут организаторы.
Но главное все-таки в том, что "Евровидение" состоится в Роттердаме живьем! И на него приедут конкурсанты из 41 страны-участницы.
Об этом теперь сообщил Мартин Эстердал, исполнительный директор "Евровидения":
— Дух и традиция конкурса песни "Евровидение" — это объединение Европы на одной сцене, и мы по-прежнему полны решимости добиться этого в мае в Роттердаме. Мы продвигаемся вперед с нашими планами создать безопасный конкурс, на котором все артисты выступят в Роттердаме в прямом эфире… При этом здоровье и безопасность всех присутствующих, включая сотрудников и прессу, являются нашим главным приоритетом…
И в то же время он уточнил, что "протокол может быть скорректирован в любое время, если этого потребует новое развитие событий"… То бишь ситуация с COVID-19.
Как будут тестировать и кого не пустят
Всем участникам "Евровидение" из-за рубежа рекомендуется пройти карантин на 5 дней до вылета в Нидерланды. При этом они должны сдать отрицательный тест на COVID-19 не более чем за 72 часа до вылета.
А уже оказавшись в Роттердаме всем делегациям придется оставаться в своих отелях, за исключением тех случаев, когда они едут на Ahoy Arena для репетиций, живых выступлений и других мероприятий, связанных с программой конкурса.
И всех, кто работает на официальной площадке конкурса Ahoy Arena, включая персонал, артистов и прессу, будут регулярно тестировать на коронавирус в специальном помещении рядом с ареной.
Исполнительный продюсер конкурса-2021 Сиетсе Баккер тоже сказала веские слова:
— Наша цель ясна: предотвратить передачу вируса во время мероприятия. Если у кого-то окажется положительный результат теста, то вступит в силу наш протокол изоляции… При необходимости примем и дополнительные меры. Ну а если будет инфицирован конкурсант и поэтому не сможет выступить в прямом эфире, то будет использована резервная запись [которую он запишет на всякий случай дома].
Это и есть План "Б"
Еще в феврале было объявлено, что "нормальный" конкурс песни "Евровидение" состояться в нынешних обстоятельствах не может. И хорошо, что согласились на план "Б", ибо остальные два были более жесткими. Рассматривался и вариант, при котором каждый конкурсант выступал бы из своей страны. В январе-феврале он признавался самым реальным из всех….
При этом число участников делегаций каждой страны сократилось по сравнению с прошлыми годами. Не повезет и журналистам: на мероприятия будут пускать только 500 человек, и лишь 1000 смогут освещать шоу в новом онлайн-пресс-центре.
А что же зрители?
Решения о том, смогут ли присутствовать в зрительном зале и болельщики, а также о том, какие общественные мероприятия можно будет проводить в честь "Евровидения", организаторы примут позднее.
Напомним, что 65-й конкурс песни "Евровидение" пройдет в Роттердаме с 18 по 22 мая 2021 года.
- Культура1 месяц ago
Доходы и расходы
- Спорт5 месяцев ago
«Бавария» к нам едет
- В мире2 месяца ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- Культура2 месяца ago
В Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств
- Культура5 месяцев ago
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
- В мире4 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- В мире7 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- Hi-Tech5 месяцев ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост