Connect with us

Культура

Рождественский фестиваль открыл Синодальный хор, отмечающий свое 300-летие

Рождественский фестиваль открыл Синодальный хор, отмечающий свое 300-летие

Published

on

Программу Рождественского фестиваля по традиции открыл в Светлановском зале столичного Дома музыки Московский синодальный хор. О том, как хоровое пение уживается с новым временем — пандемии и онлайна, — рассказал «РГ» Алексей Пузаков, художественный руководитель хора, празднующего в этом году свое трехсотлетие. Рождественский фестиваль открыл Синодальный хор, отмечающий свое 300-летие

Фото: предоставлены Московским синодальным хором

Трехсотый год для хора открылся традиционным выступлением на Рождественском фестивале. Есть в этом что-то символическое…

Алексей Пузаков: Фестиваль — важнейшее культурное событие начала года. Его основатели Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Илларион уже 11-й год удивляют слушателей, составляя программы из шедевров и премьер духовной и светской музыки, имеющей религиозную основу. В прошлом году с огромным успехом прошла московская премьера "Реквиема" современного английского композитора Карла Дженкинса. В этот раз из-за пандемии зарубежные исполнители не смогли приехать, но программа получилась не менее интересной. Будут выступать Хор Сретенского монастыря, Академический большой хор, Мастера хорового пения… Открывая фестиваль, наш хор посвятил выступление своему юбилею. В нашей программе были произведения, которые коллектив исполнял на протяжении последних трехсот лет.

А сильно изменилась русская духовная музыка за эти три столетия?

Алексей Пузаков: Духовная музыка развивается, как и все искусство в целом. Барокко, классицизм — все это отражалось не только в архитектуре, изобразительном искусстве, но и в музыке. Влияние западноевропейской музыкальной культуры в последние 300 лет было особенно сильным. Но русская культура усваивала и создавала на основе того, что приходило с Запада, уже свои уникальные произведения. Во второй половине XIX века духовная музыка стала возвращаться к первоосновам. Новые композиции создавались на основе древних подлинных русских распевов. Особенно в этом преуспела московская школа духовной музыки, в авангарде которой стоял дореволюционный Московский синодальный хор и такие композиторы как Чайковский, Кастальский, Рахманинов… Очень интересен ХХ век, когда песнопения создавались вопреки запрету на публичное исполнение духовной музыки.

А нынешний, двадцать первый век?

Алексей Пузаков: Нынешний век — это целая плеяда композиторов, пишущих духовную музыку как в России, так и за рубежом. Наш хор исполняет, например, произведения митрополита Волоколамского Иллариона. Каждое новое поколение композиторов, певчих, регентов привносит что-то свое.

Рождественский фестиваль открыл Синодальный хор, отмечающий свое 300-летие Фото: предоставлены Московским синодальным хором

Насколько понятна и близка такая музыка людям разных культур и вероисповеданий?

Алексей Пузаков: В век интернета границ для музыки не существует. Мы можем слушать лучшие хоры мира — как и во многих странах слушают, что исполняется в России. Идет довольно активный диалог между церквями. Не так давно мы исполняли ораторию "Андрей Рублев" итальянского композитора Марко Фризины. Сотрудничаем с греческим композитором Саввасом Каратзиасом, посвятившим ораторию Феофану Греку. Как видите, сакральное, глубокое духовное искусство одинаково интересно как на Востоке, так и на Западе. Это помогает лучше понимать друг друга.

Есть ли для вас разница, где выступать — в храме или концертном зале?

Алексей Пузаков: Разница лишь в том, что в храме она звучит как часть богослужения, а в концертном зале мы слушаем именно музыкальное произведение. Но где бы она ни звучала, духовная музыка звучит как молитва, как песня восхождения души к высшим сферам бытия.

Ваш хор был создан в 1721 году при Петре Первом. Прошли столетия, в стране менялись правители и политические системы, а хор живет по-прежнему. Благодаря чему?

Алексей Пузаков: Уточню: после революционных событий 1917 года хор был расформирован. Тогда закрыли все кремлевские храмы, в том числе, и Успенский собор, который был основным местом служения хора. Сегодня мы представляем возрожденный Московский синодальный хор. Третьего января 2010 года Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке. Конечно, сегодня невозможно воссоздать в точности тот хор, который существовал до революции. В то время при хоре действовало музыкальное училище, готовившее будущих церковных регентов, певчих и композиторов. После упразднения хора эти функции на себя взяла Московская консерватория, а позже и Хоровое училище имени Свешникова. Сегодня мы открыли при хоре детское отделение, собрали юношеский и молодежные хоры. Все они существуют на добровольной, факультативной основе. Молодые люди приходят, остаются, а значит, жив интерес к русской духовной музыке.

Вы как-то сотрудничаете с другим старейшим российским хором — Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга?

Алексей Пузаков: После Петровских реформ оба хора были главными российскими профессиональными церковно-певческими коллективами. Но тогда столица была в Санкт-Петербурге, и более светской Певческой придворной капелле покровительствовала императорская семья. Синодальный хор считался более патриархальным. Сегодня между нами нет никакого соперничества, мы коллеги, вместе пропагандируем хоровое искусство.

Как вы пришли к духовной музыке?

Алексей Пузаков: Свое служение церковно-певческому искусству я начал в довольно молодом возрасте. Имел счастье трудиться под началом Николая Васильевича Матвеева, который через всю жизнь пронес традиции еще дореволюционного хора. Он возглавлял знаменитый хор храма Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". И именно в этом храме в 18 лет я стал впервые управлять хором (вторым левым хором), и это стало моим призванием. У меня нет сомнений в том, что хоровое искусство важно для России, для формирования русской души. Было бы здорово обучать хоровому пению в школах, это помогает развивать, помимо прочего, и лучшие человеческие качества — доброту, сострадание, внимание, чувство сопричастности к великому наследию русской культуры. Музыка вообще делает человека счастливее.

Пандемия, самоизоляция, ограничения — как хор переживает это непростое время?

Алексей Пузаков: Хор продолжает участвовать в богослужениях, которые проводятся в храмах и транслируются онлайн все эти месяцы. С осени, как только стало возможно, мы стали участвовать в публичных концертах. Творческая жизнь не останавливается. Но все санитарные нормы мы строго соблюдаем. Очень выручает онлайн, который используем и для общения, и для репетиций, и для выступлений. Особенно радостно, когда концерты объединяют коллективы разных стран и континентов. Хотя очень не хватает "живых" выступлений и общения с публикой.

Чем еще порадуете зрителей в свой юбилейный год?

Алексей Пузаков: Отмечать юбилей будем с размахом. Надеюсь, пандемия не сильно помешает. Пятого апреля у нас концерт в Большом зале Московской консерватории, в котором примут участие и другие известные хоры. В консерватории откроется выставка, пройдет научная конференция, посвященная творческому наследию Синодального хора. В мае запланировано выступление в Академической капелле Санкт-Петербурга. Всего будет много — книги, документальный фильм о хоре, фестиваль детских хоров. И наконец, двадцать пятого ноября в концертном зале "Зарядье" исполним кантату Сергея Прокофьева "Александр Невский".

Справка "РГ"

Синодальный хор — один из старейших профессиональных хоров в России. Его история начиналась еще при митрополитах в Киеве, потом во Владимире, а в XV веке хор стал петь в Успенском соборе Московского Кремля, участвовал в торжественных богослужениях и в важнейших государственных церемониях. В 1721 году был переименован в Синодальный хор. В XIX веке при Синодальном хоре возникло училище, ставшее со временем восьмиклассным духовно-певческим учебным заведением. Возглавивший в 1889 году училище ученый и знаток древнерусского церковного пения С.В. Смоленский объединил вокруг себя исполнителей и композиторов духовной музыки, среди которых были — А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин, П.Г. и А.Г. Чесноковы, А.В. Никольский, Вик.С. Калинников, Н.С. Голованов, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов и многие другие. В 1895 году Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов от В.П. Титова до П.И. Чайковского. В репертуар хора входили и сложнейшие произведения светской музыки, Месса си-минор И.С. Баха.

В 1910-х годах прошли триумфальные гастроли хора в Западной Европе. В1918 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, хор прекратил существование. В 1948 году, когда во вновь открытый в Москве храм "Всех скорбящих Радосте" на Большой Ордынке пришел регент Николай Васильевич Матвеев, началось возрождение хора. Его коллектив возродил старую традицию Синодального хора — ежегодное исполнение Литургии П.И. Чайковского в день кончины великого композитора. А весной, в день рождения С.В. Рахманинова, за богослужением исполнялось его "Всенощное бдение", история создания которого связана с Синодальным хором. Под управлением Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые и сейчас остаются высочайшим образцом церковно-певческого искусства. К сожалению, после кончины Матвеева в 1992 году многие заложенные им традиции были прерваны. Но весной 2009 года, когда настоятелем храма "Всех скорбящих Радосте" был назначен митрополит и композитор Иларион (Алфеев), он решил восстановить знаменитый хор. Регентом этого коллектива был назначен заслуженный артист России Алексей Пузаков.

Культура

Красавицы и чудовища

Красавицы и чудовища

Published

on

Надо признать за «цифровой» формой начавшегося Берлинского кинофестиваля некоторые преимущества. Обычно аккредитованная пресса кучкуется на главном конкурсе — он же главный! Идет в главном зале, здесь все главные пресс-встречи, сюда главное внимание. Онлайн-фест все секции уравнивает: перед тобой выбор из двух-трех десятков фильмов, попробуй устоять. Красавицы и чудовища

Немецкий фильм «Я твой мужчина» — смешной, но серьезный разговор о реальном и несбыточном. Фото: Предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

ХИТ ПЕРВОГО ДНЯ прошел в "Панораме", показавшей криминальную драму Тони Стоуна "Тед К" с Шарлто Копли в роли Теодора Качински — вошедшего в фольклор террориста, прозванного "Унабомбер". Это байопик, основанный на его дневниках, книгах и рассказах знавших его людей. Снимались в основном непрофессионалы — жители Монтаны, где в деревянной хижине жил самый знаменитый бомбист США. Они же консультировали авторов, обеспечив максимальное соответствие фильма реальности. Для съемок была построена такая же хижина на том же месте, где она стояла, аутентичны ее меблировка и утварь.

Сама история уникальна. В детстве вундеркинд и математический гений, Качински в 16 поступил в Гарвард, получил степень доктора наук, преподавал, писал труды. Но все это бросил, поселился в хижине без электричества и водопровода и стал новым луддитом — объявил бой науке и технике, уничтожающим природу. Стал рассылать ученым посылки с бомбами, пытался подрывать авиалайнеры и написал манифест в инвективами в адрес современного индустриального общества, разрушающего экологию планеты. Стал автором нескольких книг о вреде технологий. Почти 25 лет держал страну в напряжении, его безуспешно пытались найти, объявив за информацию о нем награду в миллион долларов. Пока в 1996-м не арестовали и не приговорили к пожизненному заключению. Среди его последователей — небезызвестный террорист Брейвик, расстрелявший норвежский молодежный лагерь в 2011-м. И у него немало единомышленников: одно время возникла даже кампания "Унабомбера — в президенты!".

Фильм сделан словно по заветам Греты Тунберг и представляет собой развернутую иллюстрацию к ее главным тезисам. Впечатляют картины монстров-бульдозеров, сметающих вековые деревья, пролетающий авиалайнер, который ревом будит пугливых зайцев, кажется испускающим зловонные пары драконом. Оператор Нэйтин Корбин снимает заснеженные пейзажи Монтаны — словно гимн слагает природе непокорной и вечной. Тед пишет свои приговоры цивилизации под музыку Вивальди, и Шарлто Копли совершенно по Станиславскому хочет понять внутренние мотивы учиненных им серийных убийств. И то правда: праведный гнев Греты Тунберг по идее разделит каждый. Вопрос, как всегда, в методах и последствиях. Фильм завершают титры, напоминающие о трех погибших и 22 покалеченных как о результате благих порывов Теда К. О чудом спасшемся авиалайнере, где не сработала заложенная им бомба, титры не напомнят.

КАК ТРУДНО В СЕБЕ РАЗОБРАТЬСЯ — размышляет немецкая конкурсная трагикомедия "Я твой мужчина", режиссерская работа актрисы Марии Шрадер с Марен Эггерт в роли научной сотрудницы берлинского музея Пергамон. Альма недавно рассталась со своим бойфрендом, живет одна в тоске и безнадеге. На помощь одиноким спешит эксперимент: ей предлагают прожить три недели с гуманоидом — самообучающимся роботом Томом. Он сконструирован с учетом ее индивидуальности, воплотив все ее сладкие грезы, и должен стать для нее идеальным партнером — сделать женщину счастливой. У него пугающе безоблачный взор и полуулыбка учтивого идиота. Тома играет британский актер Дэн Стивен — знакомый нам Принц, он же Чудище, из диснеевского фильма "Красавица и Чудовище", и картина, как ясно из фабулы, должна ответить на вопрос, что делает человека человеком.

Сюжетный ход фантастичен, оригинален, вытекающие из него ситуации парадоксальны и позволяют не только хорошо посмеяться, но и всерьез подумать о том, чего же в сущности мы хотим от собственной жизни — а проще говоря, какого рожна нам надо. Сценарий написан остроумно, авторы умело идут по лезвию бритвы, счастливо уходя от почти неизбежных здесь сальных пошлостей. Первые появления этого танцующего румбу манекена забавны и актерски азартны; его первые серьезные реплики о том, как важно партнерам калибровать друг под друга алгоритмы, вдруг вывернут наизнанку все наши житейские невзгоды и, как любое остранение, заставят покопаться в самих себе. Идея о роботах, которые в ближайшем будущем смогут скрашивать жизнь одиноких, покажется не столь уж безумной. А сам фильм станет метафорой всего нынешнего роботизированного Берлинале, где авторы не услышат заслуженных аплодисментов благодарного зала.

ЖЮРИ — единственный участник фестиваля, который смотрит фильмы на большом экране. Оно впервые сформировано только из лауреатов Золотого медведя. Пятеро из шести его членов наслаждаются фильмами в зале — в масках, соблюдая дистанцию и под неусыпным контролем врачей. Шестой — режиссер Мохаммад Расулоф, победитель прошлогоднего Берлинале, находится под домашним арестом и прибыть в Германию не смог — он смотрит и судит дистанционно. Вердикт будет обнародован 5 марта.

Continue Reading

Культура

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Published

on

Книга так и будет называться — Lyrics, то есть «Лирика». С подзаголовком «От 1956 года до наших дней». Сам же сэр Пол и рассказал о ней на своем официальном сайте.

— Меня часто спрашивали, не напишу ли я автобиографию, но времени на это никогда не хватало, — признался Маккартни. -Единственное, что мне всегда удавалось сочинять, будь я дома или в дороге, — это новые песни. Да, я знаю, что некоторые люди, когда достигают определенного возраста, начинают смотреть в свои блокноты или дневники, чтобы вспомнить повседневные события из прошлого. Но у меня таких записных книжек никогда не было. Все что у меня есть — это мои песни, сотни песен, которые по сути и служат той же задаче — охватывать всю мою жизнь…

Тексты в "Лирике" будут расположены в алфавитном порядке, чтобы, по словам издателей "обеспечить калейдоскопический, а не хронологический отчет". Причем, войдут в нее абсолютно все: и те, которые были написаны в The Beatles, а потом в The Wings и в пору сольной карьеры.

Ожидается, что каждый поэтический текст будет дополнен описанием обстоятельств, при которых он был написан. Расскажет сэр Пол и о людях и местах, которые его на эти песни вдохновили. И — что он думает об этих произведениях сегодня.

Конечно же, особенно хочется узнать про Yesterday, Let it Be и Back in the U.S.S.R. Хотя сам сэр Пол уже не раз разводил руками: "Нет, несмотря на распространенную легенду, в СССР битлы никогда не были, увы. Даже только в аэропорту…" Но, может, теперь скажет уже что-то другое?!

Как можно судить по тизеру к книге, появятся в ней и материалы из личного архива Маккартни — черновики, письма, фотографии. Заодно удастся убедиться в том, что почерк у битла — как раз такой, какой мы обычно и ожидаем от гениев. Мягко говоря, не каллиграфический…

Кстати

Книга Lyrics выйдет в твердом переплете, объемом в 480 страниц. Не скоро — только 2 ноября. Но уже сейчас она доступна для предзаказа. Причем, по более выгодной цене — 69 фунтов 75 пенсов. Да, не дешево. Но после выхода тиража цена только увеличится.

Между прочим

Прежде Маккартни уже выпустил одну книгу — "Привет, дедулет!". В конце 2019 года она вышла и в русском переводе. Не удивляйтесь, но это детская приключенческая проза. А "дедулет" — это прозвище, которое дал сэру Полу один из его внуков.

В книге главный герой как раз и путешествует по миру со своими внуками благодаря волшебному компасу, который переносит всю компанию то в дикие прерии, то в горы, а то и на тропический пляж, где навстречу будет двигаться целая армия крабов… В общем, снова не заскучаешь!

Continue Reading

Культура

На «Ленфильме» откроется выставка «Герман и окрестности»

На "Ленфильме" откроется выставка "Герман и окрестности"

Published

on

В Санкт-Петербурге 4 марта, в фойе киностудии «Ленфильм» кинорежиссер Алексей Герман-младший, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков откроют выставку и ретроспективу «Герман и окрестности». Оба события приурочены к выходу книги «Герман» издательства «Сеанс». Книгу организаторы характеризуют как «фундаментальное исследование об одном из главных авторов «ленинградской школы»». В издании собраны фотографии и документы, опубликованы статьи о фильмах и поэтике режиссера, а также интервью самого Алексея Германа. Автор концепции и редактор-составитель тома Любовь Аркус представит книгу публике 4 марта в 19:00, перед спецпоказом фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Герман и "Ленфильм" — один из сквозных сюжетов как книги, так и судьбы ее главного героя. Алексей Герман работал на "Ленфильме" с 1967 года, когда он дебютировал с картиной "Седьмой спутник", до времени своего ухода в 2013 году, когда в "ленфильмовских" тон-ателье завершалась запись звука для "Трудно быть богом". Здесь его фильмы запускали и закрывали, отсюда его изгоняли с позором и возвращали с почестями. Здесь были его группа и семья, друзья и враги.

Сюжет выставки "Герман и окрестности" сфокусирован на истории создания фильма "Мой друг Иван Лапшин". Все экспонаты сопровождают цитаты из интервью режиссера разных лет — таким образом, проводником по выставке становится сам Алексей Герман.

Одновременно с выставкой в киноцентре "Ленфильм" будет проходить ретроспектива картин Алексея Германа. Помимо фильма "Мой друг Иван Лапшин", зрителям будут показаны оказавшие на Германа большое влияние "Друзья и годы" Виктора Соколова, снятые по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты "Торпедоносцы" Семена Арановича, а также два фильма, выпущенные Германом на "Ленфильме" уже в качестве руководителя Мастерской Первого и Экспериментального фильма: полнометражные дебюты Евгения Юфита и Алексея Балабанова — "Папа, умер дед мороз" и "Счастливые дни".

Особое внимание стоит обратить на то, что вечером 27 марта в 17.00 в рамках события на "Ленфильме" состоится российская премьера фильма "Светлана", снятого режиссером Виталием Потемкиным в 2018 году. Лента — о жизни и творчестве кинодраматурга Светланы Кармалиты, об ее совместной работе с мужем, кинорежиссером Алексеем Германом. Светлану Кармалиту вспоминают ее сын Алексей Герман младший, Олег Басилашвили, Алексей Учитель, Леонид Ярмольник и другие.

Организаторы мероприятия в целом — киностудия "Ленфильм", издательство "Сеанс", портал "Чапаев", Госфильмофонд России, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Но не только они — ряд людей и организаций присоединились к такому важному делу. Среди них — Федор Бондарчук, Артем Васильев, Госфильмофонд и другие.

Вот что пишет в преддверии выхода книги, открытия выставки и ретроспективы известный кинокритик Ксения Рождественская:

"Про то, что Герман поразительный рассказчик, было известно и раньше (см. книгу разговоров с Германом Антона Долина), и на протяжении всего сеансовского тома он тоже "держит зал", и показывает класс, и объясняет метод ("кино надо снимать в состоянии атаки"), и сообщает множество занимательных деталей — вроде того, что на главную роль в "Хрусталеве" планировался Довлатов. Но тут, даже на уровне еле заметно меняющейся интонации, становится видна линия судьбы — вот он баловень и "о, счастливчик", которому все изначально дано уже по факту рождения, вот он скучает в БДТ на вторых ролях и уходит в кино, а вот оказывается, что быть первым (или хотя бы заметным) на фоне ленфильмовского созвездия 1970-х тоже нечеловечески сложно, нужно идти дальше и быть смелее, а за это бьют, а вот, уже битый, изруганный и полузапрещенный, он приходит к тому (тут уже начинаются мои домыслы, простите), что дело не в том, как выторговать у ленфильмовских бюрократов право показать в кино тот или иной уровень правды — а в том, что есть какой-то предельный уровень правды, настоящего, подлинности, к которому невозможно пробиться ни в современности, ни в социальности, он где-то на небе, в райском саду, из которого изгнали, в детстве, которое ушло. И только на этом уровне имеет смысл работать. Штурмовать небеса".

Выставка продлится до 4 апреля. Вход свободный. Билеты — на сайте киностудии "Ленфильм".

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Наука2 часа ago

Болезнь Паркинсона у макак подавили с помощью пересадки новых нейронов в их мозг

Исследователи надеются продолжить свои эксперименты на людях ТАСС, 1 марта. Часть симптомов болезни Паркинсона у макак удалось подавить благодаря пересадке...

Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens
Наука2 часа ago

Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens

Об этом рассказала реконструкция слуховых косточек, которую провели антропологи © EPA/JIM HOLLANDER, архив ТАСС, 1 марта. Антропологи реконструировали слуховые косточки...

РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых
Наука2 часа ago

РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых

В этом конкурсе можно было получить гранты до полутора миллионов рублей Здание РАН в котором расположен Российский фонд фундаментальных исследований...

Гигант слалома Гигант слалома
Спорт2 часа ago

Гигант слалома

В словенской Рогле проходит чемпионат мира по параллельным видам сноуборда. Во вторник, 2 мая, спортсмены будут соревноваться в параллельном слаломе,...

Заработал единый фармреестр евразийских патентов Заработал единый фармреестр евразийских патентов
Экономика2 часа ago

Заработал единый фармреестр евразийских патентов

Создан единый реестр патентов на лекарства для государств Евразийской патентной организации (ЕАПО), сообщили «Российской газете» в Евразийском патентном ведомстве. Ресурс...

Красавицы и чудовища Красавицы и чудовища
Культура2 часа ago

Красавицы и чудовища

Надо признать за «цифровой» формой начавшегося Берлинского кинофестиваля некоторые преимущества. Обычно аккредитованная пресса кучкуется на главном конкурсе — он же...

Культура3 часа ago

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Книга так и будет называться — Lyrics, то есть «Лирика». С подзаголовком «От 1956 года до наших дней». Сам же...

Фаворитов бьют Фаворитов бьют
Спорт4 часа ago

Фаворитов бьют

На выходных состоялись первые матчи российской Премьер-лиги (РПЛ) после зимней паузы. Случайно так вышло или нет, но три главных конкурента...

Общество4 часа ago

В Красноярске на сотрудников вебкам‑студий завели дело о создании преступного сообщества

Красноярские следователи заподозрили сотрудников вебкам-студий в создании преступного сообщества и участии в нем. Об этом сообщила пресс-служба краевого управления МВД....

Общество4 часа ago

Петербургская художница Дарья Апахончич подала иск к Минюсту из‑за признания ее «иностранным агентом»

Петербургская художница-акционистка, учительница русского языка и фемактивистка Дарья Апахончич подала иск в Ленинский суд к Минюсту из-за признания ее «иностранным...

Популярное