Свяжитесь с нами

Культура

«Рисуя, я буду рисовать то, что у меня в голове». Ушел из жизни Сергей Бархин

"Рисуя, я буду рисовать то, что у меня в голове". Ушел из жизни Сергей Бархин

Опубликовано

"Рисуя, я буду рисовать то, что у меня в голове". Ушел из жизни Сергей Бархин

Не стало Сергея Михайловича Бархина (1938 -2020), архитектора, художника кино, который нарисовал Льва с седой бородой в одноименном фильме Андрея Хржановского и создал рисунки к фильму Тонино Гуэрра «Собака, генерал и птицы», замечательного графика, живописца, использовавшего краски земли — в буквальном смысле слова, художника книги, восхитительного рассказчика, философа и джентльмена. Но прежде всего — театрального художника.

Его театральная слава началась со сценографии для «Баллады о невеселом кабачке» (1967) в молодом «Современнике» Олега Ефремова и мольеровского «Тартюфа» (1968) в Театре на Таганке Юрия Любимова. Продолжилась — оформлением спектакля «Гедды Габлер» (1983) Камы Гинкаса в Театре им. Моссовета, незабываемого «Собачьего сердца» (1987) в постановке Генриетты Яновской в МТЮЗе, «Ромула Великого» (1990) — спектакля Питера Штейна в Ленкоме, «Аиды», «Иоланты» и «Жизель» (1997) в Большом театре… Наконец, совсем недавно была его новая работа с Камой Гинкасом, который поставил оперу «Макбет» (2018) в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко…

Сказать, что Сергей Михайлович Бархин был легендарным человеком в театре, — значит просто констатировать факт. Дело, конечно, не в количестве оформленных им спектаклей. Хотя только число его работ в постановках в провинции, приближалось к восьмидесяти. Как он сжато писал в автобиографии: «С 1968 по 1983 г. — поездки по СССР. Здесь научился всему. Создание около восьмидесяти декораций к спектаклям в провинции. Это около 450 ночей в поездах. Это были трудные заработки, зато научился работать быстро, легко, понимать других, и объяснять другим». А были еще спектакли в Москве и Петербурге, Хельсинки, Риге, Нью-Йорке. Дело даже не в количестве «Золотых масок», полученных им как художником спектакля. А их у него было пять! Плюс — четыре театральных премии «Хрустальные Турандот». Последняя, в 2011 году, в номинации «Театральное достояние». И Бархин действительно был живым достоянием республики.

В разное время он сравнивал работу театрального художника с опасностями профессии змеелова, то со стратегическим мышлением начштаба, то с миссией кондотьера, которого призывают спасти спектакль.

Его дар был близок дару визионера. «Рисуя, я буду рисовать то, что у меня в голове. И самое сложное — зафиксировать эту картинку, — говорил Бархин в интервью 1998 года. — Макет ближе к увиденному, чем эскиз, а декорация — ближе, чем макет. Это видение может уточняться, если я в него вглядываюсь. И пока я не увижу, я не могу работать. Когда мы работали над «Ивановым» с Яновской, я долго не знал, как делать Чехова. А потом придумал железный, ржавый, весь изъеденный ящик, который похож на высохший сосновый лес. Я был полгода золотоискателем в Сибири, и мы там видели сожженные хвойные леса, красоты необыкновенной: черная земля, черные стволы, черные веточки. И вот как бы, с одной стороны, вроде это железное, а с другой стороны свет проходит, как через хвою, через листья: просто проходят лучики. На этом все и было построено».

Повезло тем, кому довелось у него учиться в ГИТИСе, где он создал кафедру сценографии в 1992 году и возглавлял ее до 2008 года.

Быть человеком театра означало для него еще и быть человеком книги. До сих пор помню сделанный им том, похожий на дом, в котором оживал волшебный маленький театр, показанный на выставке в Библиотеке имени В.И.Ленина в 1990-х.

Волшебство, свобода, радость — это были слова, которые для него были связаны с любовью к искусству и… к собакам. Как-то у него все это уживалось. Он говорил в интервью 2004 года, что одна из его задач — научить студентов радоваться жизни: «Не тому, что ты лучше, чем сосед, а тому, что ты увидел спектакль Уилсона и он тебе понравился. Радоваться тому, что ты ходишь в театр. Что небо синее и у тебя есть собака». И дальше: «Я боюсь быть максималистом. Как-то я звонил Даниилу Данииловичу Лидеру — он уже умирал. И я жалуюсь: «Очень трудно преподавать». — «Сережа, знаете, что я вам скажу: больше похваливайте». А это опыт самого крупного и самого опытного педагога. И вообще, может быть, самого радикального художника, начиная с 20-х годов прошлого века».

Вот это милосердие к проигравшим, умение быть не на стороне сияющего победителя, а на стороне иной, не столь лучезарной, определялось, похоже, корневой системой представлений о должном отечественной интеллигенции. Кажется, что он все время оборачивался на них, своих предков. Накануне 80-летия, он написал о своих ролевых моделях: «Я следовал советам и примерам реальной жизни и работы деда Григория Борисовича Бархина, прапрадеда Герасима Ивановича Хлудова и главное родителей Елены Борисовны Новиковой и Михаила Григорьевича Бархина. Все они были старательными работниками. И я старался работать и учиться работать всю жизнь».

Умение «старательно работать», как и умение «учиться всю жизнь», в свете мушкетерской по духу жизни Сергея Михайловича выглядят не скучными истинами, а рецептом радостной жизни. Другой частью рецепта была, разумеется, игра. Причем не только в театре. Кто, к примеру, еще, кроме Бархина, мог явиться на вполне светский вернисаж выставки Эдуарда Штейнберга в Третьяковской галерее в поношенной телогрейке, чтобы напомнить мэтру эпизод его биографии 1965-го года?

Бархин остается с нами и оформленными спектаклями, многие из которых, надеюсь, если повезет, мы сможем увидеть после пандемии, и книжными иллюстрациями, и своими «заветками», в которых мудрые советы друзей и мудрецов подкрепляются случаями из жизни, превращаясь в заметки-заветки на память.

Из «Заветок» Сергея Бархина

Разговаривай с каждым, как будто это его последний день.

Когда-то, году в 1967-ом в беседах с религиозным философом и учителем Шифферсом мы пытались перевести французский экзистенциализм на простой русский разговорный. Выходило, что надо вести себя каждую минуту так подлинно, как в последний день перед смертью.

При этом не бедствовать во время оккупации в Париже, а убого и ежедневно бегать в театры или издательства в Москве. Почти каждый день надо было вести глупые разговоры с начальниками о маленьком деле и заработке. Я ничего не понимал и возмущался. Если последний день — то я пойду смотреть на Москву-реку, или на кладбище к бабушке Груше, или навещу маму, но никак не пойду в театр.

И за многие годы, всегда помня о том «последнем дне» французских философов, я переделал свою возможную смерть в возможную завтрашнюю смерть любого собеседника, начальника или подчиненного. Это стал моим ноу-хау экзистенциализма в социалистических условиях. Потом эта идея сгодилась и в условиях русского коммунистического капитализма.

НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ С ЛЮБЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ТАК БЕРЕЖНО, КАК БУДТО ЭТО НЕ Я, А ОН МОЖЕТ ЗАВТРА УМЕРЕТЬ!

Это подтверждалось в жизни неоднократно. Я всегда благодарил Бога, что не ругался и не скандалил, как оказалось потом, буквально за день-два до реальной смерти собеседника.

Постепенно такой взгляд и манера говорить могут стать надежной и правильной практикой любого человека. Разговаривая даже с самым мерзким начальником и представляя, что он завтра может умереть, тебе становится его жалко, как родного. Нет такого дела или ценности, которая стоила бы скандала или даже крика.

Это — «Разговаривать бережно!» — мое собственное этическое открытие, за которое, возможно, меня дружески похлопал бы по плечу Альбер Камю.

Когда ты везде — ты нигде. Луций Анней Сенека.

В советское время меня, как и многих, никуда за границы Родины не пускали. Как архитектор, я очень интересовался городами, странами, архитектурными стилями. И я догонял счастливчиков, побывавших на Западе, интенсивно изучая просторы нашей страны.

После революции 1991 года, когда меня начали выпускать за рубеж, я стал много, очень много ездить и там бегать и тоже смотреть архитектуру.

Постепенно, возможно, я объелся путешествиями, стал тяготиться необходимостью поездок, особенно беготней во время них. И теперь, в старости, я стал все чаще вспоминать историю, рассказанную самым известным советским архитектором А.К. Буровым об академической поездке в Грецию и другую Европу еще в тридцатые годы, когда тоже никого не выпускали. Тогда один из тех архитектурных героев (по словам моей мамы, это — архитектор Кеслер) так и не стал подниматься на Акрополь, оставшись сидеть на промежуточной площадке пить кофе и целый день любоваться Парфеноном с нижней точки зрения, издали. Этот друг Бурова, как и все участники этой ознакомительной поездки по Европе, в совершенстве знал о множестве деталей и тонкостях Акрополя и Парфенона. Он жаждал незабываемых впечатлений от ансамбля в целом и получил их.

Мы с моей Леной повторили подвиг Кеслера и точно так же насладились легендарным, самым знаменитым главным, но задним фасадом сцены театра в Оранже, запивая незнакомым дотоле кофе эспрессо в течение трех часов, отпущенных на весь город во время спешной поездки «Вся Франция». Вся остальная российская группа побежала смотреть совсем не интересный для первого раза, остальной Оранж. Но внутрь этого самого сохранившегося римского театра попасть ни нам, ни кому другому не удалось. Там репетировал В.Гергиев.

Ездить и смотреть нам, одним словом, надоело. И тогда Опытный Сенека подарил мне лучший, всё разъясняющий афоризм: «КОГДА ТЫ ВЕЗДЕ — ТЫ НИГДЕ!».

И даже Белла Ахатовна возрадовалась такому великолепному избавлению от необходимости всяческой беготни и ознакомительных поездок.

Одеваться нужно только для своих. Костя Страментов.

Очень давно, еще в самое советское время, молодые архитектурные девушки собрали вечеринку с институтскими стилягами и другими заметными студентами — талантливыми или архитекторскими. Королем стиляг, штатников, пижонов и фарцовщиков у нас был красавец Костя Страментов, как теперь видно — английский джентльмен больше, чем любой англичанин. И на вечере он тоже был королем, веселым, чистым, разглаженным, стриженным, бритым, пушистым, цветным и даже доброжелательным.

Я тоже был приглашен на этот вечер и тоже был одет по моде, но совершенно другой — небритый, в грубом свитере с высоким воротником, вельветовых мятых брючках и с глумливой пьяноватой улыбочкой. Большинству из нас был ближе стиль Хемингуэя, и этому стилю гораздо легче было следовать. Я к тому же и опоздал. Мы оказались за соседними стульями. Костя участливо спросил меня:

«А что ты, Сережа, так одет — не торжественно, не специально (то есть грязно, как обычно)?»

«А что? Ведь здесь все СВОИ!» — ответил я.

» Нет, Сережа, ты не прав. ОДЕВАТЬСЯ И НАДО ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ».

Я это очень хорошо запомнил, и не как замечание или совет, а как совершенно правильную установку, которой пытаюсь следовать всю жизнь.

Во всяком случае, после работы художественным руководителем — сценографом Большого театра позволяю себе почти ежедневно носить цветные бабочки с любой рубашкой и любым пиджаком. И это для Вас.

Звоните по телефону просто поздороваться. Тонино Гуэрра.

Тонино Гуэрра приучил меня к своим телефонным звонкам, когда он вдруг звонит утром из Пеннабилли и просто говорит, что хотел поздороваться и пожелать всего хорошего, и, что он скучает без нас.

И я стал звонить просто так, поздороваться. Сначала я звонил Тонино, а потом и другим. Научившись посылать SMSки, стал посылать их друзьям в виде расширенных телеграмм. Почти все сейчас же отвечают.

SMSками лучше всего обмениваться с моим сыном Мишей, объездившим весь мир колониальных марок. Или с Адомасом Яцовскисом, который и подвигнул меня на это.

Чувствуешь, что ты не один. И легче.

Тонино не говорил, а делал, просто звонил по телефону. И этим, как будто так учил меня и других делать так же.

ЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ ПРОСТО ТАК, ПРОСТО ПОЗДОРОВАТЬСЯ. Это поддержит других и тебя тоже.

Это подарок всем от великого современного гуманиста Тонино Гуэрраэ

Мы всего лишь контекст. В.Пацюков.

Для меня — Гольц и Буров, Шифферс и Шварцман, Пушкин и Гоголь, Пикассо и Матисс, Шекспир и Мольер, Джойс и Пруст, Рогинский и Кабаков, Розанов и Ремизов все — есть, А МЫ — ЛИШЬ КОНТЕКСТ, и меня это не обижает. Все они пишут, рисуют, строят для нас. Мы пользуемся.

На острове Борнео Пушкин не вырастет. Нужен контекст, среда поглощения.

Когда Пацюков предложил мне презентацию книги «Ламповая копоть» в ГЦСИ — государственном центре современного искусства, я сказал-спросил: «а какое я имею к вашему современному искусству отношение?» Он ответил смутившись: «Ну.… Как, а контекст?». Сначала я расстроился, а потом успокоился. Я ведь действительно контекст Шварцмана и возможно в будущем стану известен благодаря его великости.

Но ГЦСИ оказался единственным заведением, которое пригласило на презентацию мою книгу и меня. А ведь могли и МТЮЗ, и ГИТИС-РАТИ, где это издавалось, и даже Большой театр, и СТД — Союз театральных деятелей, даже Бахрушинский музей и множество других мест, к которым я имел отношения. Но предложили в ГЦСИ. И я даже горжусь, что я контекст. Во многих местах нет контекста, и не было.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Тут не спальня, а читальня

Тут не спальня, а читальня

Опубликовано

Тут не спальня, а читальня

На книжном фестивале «Красная площадь» вновь будут стоять узнаваемые боксы Всероссийской акции «Подари ребенку книгу!», которую семь лет назад придумала Российская государственная детская библиотека. Каждый гость книжного праздника сможет оставить там новые детские книги, которых так ждут юные читатели небольших сельских библиотек по всей стране.

В России сегодня 42 тысячи библиотек, большинство из них находится не в лучшем положении. "Некоторые, особенно находящиеся в глубинке, могут годами не получать никаких новых книг. У них огромный дефицит книг современных авторов и просто новых изданий в хорошем полиграфическом исполнении, с качественными иллюстрациями", — рассказывает директор РГДБ Мария Веденяпина.

Сотрудники "Российской газеты" не смогли остаться в стороне и собрали более 200 книг для Красноярской библиотеки в Республике Крым. А наш корреспондент побывал в закрытой при Украине и возрожденной в конце 2019 года библиотеке в селе Красноярском Черноморского района Крыма и узнал, как

библиотекари оказались в центре культурной жизни маленького населенного пункта. Из 1300 жителей села 380 человек, в том числе 180 детей, стали ее постоянными читателями. Но вот библиотечный фонд насчитывает немногим более 7000 изданий — как и в 1959 году, на который приходится первое упоминание о библиотеке в местной газете "Колхозный путь". К моменту воссоединения Крыма с Россией библиотека в селе Красноярском была уже закрыта из-за отсутствия библиотекаря. Поэтому ее открытие в конце 2019 года для сельчан стало поистине дорогим новогодним подарком.

Библиотека расположена в здании детского сада. Перед открытием в ней установили новые пластиковые окна. Спальня и игровой зал стали книгохранилищем и читальным залом.

— До пандемии мы сотрудничали с местными школой и детским садом, в здании которого находимся, — говорит библиотекарь Татьяна Яхьяева. — Я приходила в школу и рассказывала учащимся об истории родного края, предварительно наведя необходимые исторические справки, в том числе в местных архивах. Еще по договоренности с преподавателем литературы делала доклады о писателях, чьи произведения изучают школьники. Воспитанников детского сада знакомила с библиотекой и различными уголками Крыма, сопровождая рассказ видео с этим местом на рабочем компьютере.

По словам библиотекаря, до сих пор три четверти библиотечного фонда — издания на украинском языке.

До сих пор три четверти библиотечного фонда — издания на украинском языке

— После открытия библиотеки возникла насущная необходимость восполнить фонд новыми изданиями на русском языке, — объясняет она. — В Красноярском 1300 жителей, почти в каждом доме есть дети. Все с нетерпением ждали открытия библиотеки и теперь надеются, что здесь появятся новые, красивые, интересные книги.

К слову, в 2020 году каждая работающая сельская библиотека республики получила в среднем 153 печатных издания (в целом же для сельских библиотек полуострова закуплено 85,1 тысячи книг).

В 2020 году Красноярская библиотека приняла участие в акции "Подари библиотеке книгу!". Жительница села Наталья Мирскова и Екатерина Петелина из Москвы передали в дар учреждению 150 книг. Более 100 книг подарил Московский лицей "Ступени".

— Несмотря на щедрые дары, библиотека все равно испытывает острый дефицит детской и взрослой современной литературы. Мы с радостью продолжим принимать от наших читателей подарки в виде книг и журналов, не уставая благодарить их за доброту сердца, — отметила Татьяна Яхьяева.

Кстати

В Крыму в рамках федерального проекта "Культурная среда" нацпроекта "Культура" при поддержке регионального министерства культуры открыли четыре модельные библиотеки, еще две планируют открыть в этом году. Тем не менее из 555 общедоступных сельских библиотек в Крыму 34 закрыты из-за отсутствия библиотекаря, а 23 до сих пор не имеют доступа в интернет.

Читать далее

Культура

С другого краешка Земли

С другого краешка Земли

Опубликовано

С другого краешка Земли

В Беларусь с гастролями едет Приморский драмтеатр Гастроли — это не только показ спектаклей на выезде, но и особо волнующая атмосфера, позволяющая опытным актерам показывать мастерство, а начинающим — овладевать навыками будущей профессии.

Гастрольный тур Приморского драматического театра в Беларусь призван еще и укреплять культурные связи между республикой и российским регионом. Так считает художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий, для которого, по его собственному признанию, дружба народов — не пустой звук:

— Наш театр еще в прошлом году заключил с белорусской стороной соглашение о гастролях. Мы должны были улететь в Минск в июне 2020-го. Но вмешалась мировая пандемия, и жизнь замерла.

Поездки стали возможны только спустя год. Честно скажу, мы их ждали. Такие гастроли дают познание другого мира. Беларусь же для нас другой мир, понятный, во многом похожий, но все-таки другой.

Конечно, очень волнительно выступать перед зрителями, которые живут за десять тысяч километров. Как они нас встретят? Всегда тревожно… Там живут выпускники Дальневосточного института искусств. Среди них Геннадий Давыдько, заслуженный артист Беларуси, депутат национального парламента Республики. Очень хочется увидеться, обняться и поговорить.

Понимаете, актерам очень важно познавать все окружающее. Нам хочется своими глазами посмотреть, как живет республика. Честно скажу, хочется ступить на белорусскую землю. Я большую часть жизни прожил в СССР, и для меня дружба народов — не пустой звук. Есть внутренняя ответственность за само понятие "дружба". Может, я в чьих-то глазах выгляжу неизвестно кем, но я другим уже никогда не буду.

Наш театр никогда не был в Беларуси, это будут первые гастроли за всю его почти девяностолетнюю историю. Мы — паромщики между нашими народами

Нас прилетает сто двадцать человек. Кроме профессиональных артистов летят тридцать пять студентов Дальневосточного института искусств. Они тоже играют в спектаклях. В нашем театре заведена традиция брать на гастроли своих будущих коллег. Это очень важно, ведь гастроли — особая лаборатория, в которой синтезируются самые тонкие технологии нашей профессии.

Мы начинаем работать 25 июня на сцене Дома офицеров в Минске, затем покажем свои спектакли в Гродно и Могилеве. В Беларусь везем шесть спектаклей, все они стали театральной благодатью. Среди них премьерный спектакль "Мастер и Маргарита". "Поминальная молитва" — ему двадцать лет, и мы не можем его не показать.

Конечно, "Крейсера", поставленные по роману Валентина Пикуля, — это своего рода визитная карточка нашего театра. На сцене разворачиваются драматические события Русско-японской войны 1904 года, которые мы показываем через судьбы их непосредственных участников — моряков Владивостокского отряда крейсеров. Для этих людей преданность Родине и присяге, человеческая порядочность и достоинство — далеко не пустые слова.

"Эдит и ее демоны" — там роль Эдит Пиаф великолепно исполняет Наталья Овчинникова. Как она поет! Это больше чем восторг!

"Тоvarich" — быль, которая стала трагикомедией. Этот спектакль уже 11 лет в репертуаре театра. "Собака на сене" по бессмертному произведению Лопе де Вега.

Реквизит уже отправили из Владивостока на другой конец Союзного государства, в Минск.

Гастроли безусловно дорогое удовольствие, финансирует нас краевой бюджет. Большая благодарность депутатам краевого Законодательного собрания, они поддержали эту инициативу. Наш большой союзник в этом и во многих других вопросах губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко.

Ведь наш театр никогда не был в Беларуси, это будут первые гастроли за всю его почти девяностолетнюю историю.

У артистов миссия паромщиков между нашими берегами — народами. Я смотрю дальше гастрольных рамок. Есть желание расширить культурные связи Беларуси и Приморского края. Провести Дни культуры Приморья в республике, обменяться выставками художников, театральными гастролями. Дни культуры Беларуси в Приморском крае нужны нашим людям. Это чистейший кислород.

Несколько месяцев назад губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко побывал в республике, где делегации российского региона был оказан очень хороший прием. Во Владивостокских магазинах появились очень качественные белорусские продукты. Они очень вкусные, я сам их покупаю. Говорю как на духу: для меня Беларусь — это неизведанная страна. Я там был лишь однажды и только один день. В далеком 1987 году. Тогда был в Киеве на гастролях, а мой товарищ, с которым мы когда-то служили в театре Комсомольска-на-Амуре, приехал за мной в Киев на маленьком и тесном советском "Запорожце". И мы из Киева поехали в Гомель, к нему в гости. Вот такая была дружба!.. Нам нужно все сделать для того, чтобы она оставалась такой всегда. Мы братские народы…

Визитная карточка

Ефим Звеняцкий родился в 1947 году в селе Амурзет Еврейской автономной области. Профессиональный актер, с 1984 года главный режиссер, а с 1992 года — художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького.

Творческий потенциал труппы театра, сформированной Звеняцким, позволяет режиссеру воплотить самые смелые и оригинальные замыслы.

Почетный гражданин Владивостока, народный артист России. Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска".

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях. ВКонтакте FacebookКомментарии

Читать далее

Культура

Заразительно — но не заразно

Заразительно - но не заразно

Опубликовано

Заразительно - но не заразно

Накануне открытия седьмой книжной ярмарки «Красная площадь» мы поговорили с советником президента России по вопросам культуры и председателем оргкомитета фестиваля Владимиром Толстым.

Владимир Ильич, правильно ли я понимаю, что за время пандемии ни одна из развитых стран, ни Европа, ни Англия, ни Америка, не провели открытой книжной ярмарки — только в онлайн-формате. Не было ни Франкфуртской ярмарки, ни Лондонской, ни Парижского книжного салона. А Россия не пропустила ни одной книжной ярмарки. В прошлом году нам удалось провести книжный фестиваль "Красная площадь", хотя многие в это не верили. Затем была МККЯ в Манеже. Был сбой с ярмаркой нон-фикшн в прошлом году, она прошла офлайн, но в этом году весной она состоялась в Гостином Дворе в открытом режиме. И вот готовится на Красной площади уже ставший традиционным седьмой книжный праздник — фестиваль "Красная площадь", который в этот раз пройдет чуть позже, с 17 по 20 июня.

Владимир Толстой: В прошлом году благодаря счастливому стечению обстоятельств, а главное — упорству организаторов, между двумя волнами пандемии в России летний книжный фестиваль состоялся. Он был абсолютно полноценным. Единственное, что было печально, — слабое участие регионов. Оно оказалось затруднительным в связи с понятными осложнениями. За рубежом фестивали такого масштаба были перенесены на неопределенный срок.

Только на книжном фестивале можно встретить писателей самых разных взглядов и убеждений

Седьмой фестиваль "Красная площадь" пройдет в более широком формате, по сравнению с прошлогодним?

Владимир Толстой: Мы очень на это надеемся. Мы попадаем между праздников, москвичи в эти дни уедут на дачи, это нужно понимать. Мы не знаем, удастся ли остановить третью волну коронавируса. Тем более нужно активнее делать вакцинации. Но правительство Москвы говорит, что никаких локдаунов не предполагается. Мы надеемся, что в этот раз фестиваль "Красная площадь" пройдет в нормальном или почти нормальном формате. Мы получили заявки от очень многих регионов. Думаю, что больше половины регионов приедут к нам.

Nota bene: Участие в Книжном фестивале "Красная площадь" бесплатное, и среди участников всегда много небольших издательств со всей страны. В этот раз свои лучшие книги представят издатели из 52 регионов — от Владивостока до Калининграда и от Тюмени до Крыма. В региональной программе запланированы более 60 презентаций новых издательских проектов и встреч с национальными писателями и поэтами

Я помню прошлый год. Помню, как волновались все организаторы. Я делал интервью с заместителем руководителя Роспечати Владимиром Григорьевым, и он сказал интересную вещь. Заразиться вирусом куда проще в любом супермаркете, чем на открытом пространстве Красной площади.

Владимир Толстой: Безусловно. Нам удалось убедить Роспотребнадзор и соответствующие службы. При этом были приняты все необходимые меры, усилен пропускной режим, ограничены часы пребывания. Но при этом Красная площадь не пустовала ни одной минуты. Все было очень качественно организовано. Поначалу были небольшие очереди, но никто не роптал и даже благодарили за такую организацию. А вообще это было первое публичное мероприятие за время эпидемии.

Было ощущение прорыва какой-то блокады.

Если судить по лонг-листу премии "Ясная Поляна", писатели во время карантина стали писать в два раза больше

Знаете, у меня было такое чувство, что люди перестали бояться друг друга. Мы ведь жили как в фильме ужасов про зомби, которые бродят по улицам и в любой момент могут тебя инфицировать. И вдруг мы увидели, что можно ходить среди людей по главной площади страны, улыбаться друг другу, смотреть и покупать книги, вместе слушать прекрасных артистов. Это было незабываемое чувство!

Владимир Толстой: Конечно! Люди просто истосковались по тому, что можно быть вместе на каких-то ярких культурных событиях. Словом, фестиваль на Красной площади стал глотком свежего воздуха. Книги победили страх. Выступали артисты, авторы книг, шли их обсуждения. Это было ощущение нормальной жизни.

Поговорим о другом. За время самоизоляции писатели, казалось бы, должны были упасть духом. Отменились все поездки, в том числе и на зарубежные книжные ярмарки, отменялись встречи с читателями… Но, как заметил на пресс-конференции в ТАСС, где объявляли лонг-лист "Большой книги", Михаил Бутов, председатель оргкомитета премии, случилось обратное. Писатели, пусть и вынужденно, стали писать больше. Я лично на карантине вдруг написал две книги — для меня немыслимые темпы. Пострадали в основном коллективные формы искусства, а литература от карантина даже выиграла.

Владимир Толстой: Мы это тоже почувствовали по лонг-листу премии "Ясная Поляна". Писатели стали писать в два раза больше.

Nota bene: Год науки и технологий на фестивале отметят масштабной программой с участием известных авторов научно-популярной литературы — жанра, который становится все более востребованным

Да, но при этом, по статистике, люди стали читать меньше…

Владимир Толстой: Это тоже объяснимо. Появилось много платформ, где люди, сидя на карантине, могли бесплатно или за небольшие деньги смотреть кино и многочисленные сериалы. Когда у людей вдруг появилась масса свободного времени, они бросились смотреть сериалы на различных платформах, а визуальные формы гораздо легче для восприятия. Но все равно остался традиционный сегмент людей, которые чтение предпочитают всему. Просто мы потеряли тех людей, которые в чтении находили развлечение, но не думаю, что мы потеряли любителей серьезного чтения.

Nota bene: На Красной площади по-прежнему будут действовать меры эпидемиологической безопасности. Маски, санитайзеры и соблюдение дистанции никто не отменял. Кроме того, все поверхности будут регулярно обрабатывать дезинфицирующими средствами. Как полушутя говорят в оргкомитете: "Мы уже научились мыть брусчатку"

На первом этаже ГУМа откроется площадка "Музейная линия", посвященная издательской и образовательной деятельности музеев. Там же ценителей книжных редкостей ждет раздел "Антикварная и букинистическая книга"

И все-таки писателям нужно как-то реагировать на вызовы новых форматов в области искусства? Кто-то ведь и реагирует, и это вполне серьезные авторы: Гузель Яхина (сериал "Зулейха открывает глаза"), Дмитрий Глуховский (сериал "Топи"), Захар Прилепин (сериал "Обитель"). Не говоря уже об Алексее Иванове, каждая новая вещь которого экранизируется и идет на экранах с большим успехом. Может, пора уже "переквалифицироваться в управдомы"?

Владимир Толстой: Я иначе на это смотрю. С развитием сериалов у их создателей возникает большой голод на качественную современную литературу. Все сериалы, которые вы назвали, созданы на сюжеты, которые написаны серьезными писателями. Таким образом хорошая литература становится основой хорошего кино.

Nota bene: Только на книжном фестивале можно встретить писателей самых разных взглядов и убеждений: Евгения Водолазкина и Эдварда Радзинского, Захара Прилепина и Дмитрия Быкова, Марину Степнову и Григория Остера, Диану Арбенину и Олега Нестерова, Анну Матвееву и Людмилу Улицкую и многих-многих других

Важно, чтобы одно не подменяло другое. Но процесс этот, конечно, интересный. Просто не надо размениваться на деньги, которых в кино, разумеется, больше. Именно на качественной прозе можно сделать качественное кино. И я бы не советовал серьезным писателям переключаться на кино только ради большого заработка.

Да, опасность есть. Как вы думаете, какие книги будут больше всего востребованы на "Красной площади". Сделайте свой прогноз.

Владимир Толстой: Я думаю, мемуарная и историческая литература, биографии и прикладная литература по разным отраслям знания. Книги по психологии. Что не исключает интереса к художественной литературе, которая у нас сегодня очень высокого качества.

Текст: Наталья Лебедева Главная сцена на четыре дня станет местом притяжения тех, кто любит литературу, музыку и театр. Здесь пройдут концерты и спектакли, церемонии награждения и встречи с выдающимися писателями современности.

17 июня

12.00 Торжественное открытие.

12.20 Piano Gala. Концерт юных пианистов, лауреатов и финалистов конкурса Grand Piano Competition и стипендиатов Фонда «Новые имена» под руководством Дениса Мацуева.

14.00 Творческая встреча с историком и писателем Эдвардом Радзинским.

15.00 «Брошенные тексты. Автобиографические записки». Игорь и Вадим Верники представят новую книгу Игоря Верника.

19.00 «Серебряное зеркало». Артисты МГТ и музыканты Губернаторского оркестра Московской области исполнят стихи известных и забытых поэтесс начала ХХ века.

20.45 «Ноябрь». Музыкальная программа Олега Нестерова и артистов Электротеатра Станиславский.

18 июня

11.00 «История России в стихах». Награждение победителей конкурса юных чтецов.

14.30 Проза и поэзия между сном и явью. Дмитрий Воденников и Татьяна Толстая о том, как пишется проза и какие у нее источники вдохновения.

17.45 «Смешной человек. Пробы и ошибки». Спектакль «Мастерской П.Н. Фоменко» в жанре «концертданеконцерт».

19.15 «Дневник Мастера и Маргариты». Сати Спивакова и Владимир Кошевой в новой литературной композиции.

21.30 Театр «Современник» покажет поэтический спектакль «Немой выбор». Каждый текст, звучащий в этом спектакле, стал свободным выбором артиста, его произносящего.

19 июня

11.00 По следам «Тотального диктанта» с Дмитрием Глуховским.

12.15 Памяти Михаила Яснова. Литературные чтения к 75-летию со дня рождения поэта, учителя, редактора.

15.15 «Неисторический роман. Как писать о прошлом». Дискуссия Гузель Яхиной, Андрея Рубанова и Евгения Водолазкина.

21.30 «Гамлет STORY». Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Сергей Шнырёв и скрипач Алексей Айги расскажут свою историю принца датского.

20 июня

11.00 Айда к Пушкину. «РГ» и Сообщество пушкинских музеев представят интерактивную карту музеев поэта.

12.30 «Лицей». Церемония награждения лауреатов литературной премии для молодых прозаиков и поэтов.

16.15 «Снежный барс» Дианы Арбениной. Лидер группы «Ночные снайперы» представит свою новую книгу.

17.45 Роман «Обитель»: литература и кино. Встреча с Захаром Прилепиным.

21.00 «На всю оставшуюся жизнь». Лирические песни о войне и мире. Алексей Гориболь и солисты оперной труппы Большого театра.

P.S. В программе возможны изменения по независящим от редакции причинам.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Ученые связывают ковидную аносмию с болезнью Паркинсона Ученые связывают ковидную аносмию с болезнью Паркинсона
Здоровье3 часа назад

Ученые связывают ковидную аносмию с болезнью Паркинсона

Медики Индии рассказали об опасном синдроме у заразившихся коронавирусной инфекцией — это ковидная аносмия — потеря обоняния. Врачи считают, что этот синдром — не что иное,...

В мире4 часа назад

Сенаторы США планируют отменить разрешение на войну в Ираке

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — Лидер демократов в Сенате Чак Шумер заявил 16 июня о том, что намерен внести на...

В мире5 часов назад

Нуланд обсудит итоги саммита США и РФ с партнерами в Брюсселе

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд отправится в четверг в Брюссель для обсуждения...

России дали исторически высокую оценку в рейтинге устойчивости экономики России дали исторически высокую оценку в рейтинге устойчивости экономики
Экономика5 часов назад

России дали исторически высокую оценку в рейтинге устойчивости экономики

МОСКВА, 17 июн — ПРАЙМ. Россия получила исторически высокую оценку в глобальном рейтинге устойчивого экономического развития SEDA, заняв 53 строчку, наиболее значимые...

Спорт5 часов назад

Отмененный гол и две желтых: как Карасев отсудил свой первый матч на Евро

Это точно была не самая сложная игра в карьере нашего рефери, но даже в таком матче для судьи важно не...

В мире5 часов назад

SpaceX запустит на орбиту новый спутник GPS для ВВС США

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — Тяжелая ракета-носитель Falcon 9 в четверг должна вывести на орбиту очередной спутник системы глобального позиционирования...

Общество5 часов назад

«Сознательно игнорируя требование закона, он выехал за границу на лечение» — Путин о Навальном, которого в коме вывезли в Германию на медицинском самолете

Президент Владимир Путин объявил, что политик Алексей Навальный «сознательно выехал за границу на лечение» после отравления «Новичком». Об этом он...

Общество5 часов назад

«Организация призывала к массовым беспорядкам и давала инструкцию, как готовить коктейли Молотова» — Путин о признании ФБК экстремистской организацией

Президент Владимир Путин объявил, что Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) признали экстремистской организацией, так как организация рассказывала как делать коктейли...

Общество5 часов назад

Пятерых журналистов DOXA вызвали на допросы по делу о вовлечении несовершеннолетних в протесты

Журналисток DOXA Тиму Мутаеву, Катю Мартынову и Машу Безверхую вызвали на допросы в Следственный комитет по уголовному делу, возбужденному в...

Общество5 часов назад

Суд арестовал петербуржцев, избивших 16‑летнего юношу из‑за сережки в ухе

Московский районный суд Петербурга арестовал на два месяца местных жителей Арсена Багандова и Руслана Бедоева по делу о хулиганстве (часть...

Advertisement

Популярное