Свяжитесь с нами

Культура

Рассматривается «Дело»

Рассматривается "Дело"

Опубликовано

Рассматривается "Дело"

Новая картина Алексея Германа-мл. «Дело» включена в престижную программу Канн «Особый взгляд». Фильмы этого режиссера уже пять раз участвовали в Венецианском кинофестивале, дважды в Берлинале. То есть он уже вошел в число тех отечественных режиссеров, которые были среди конкурсантов всех трех самых знаковых мировых кинофестивалей. Накануне отъезда режиссера в Канны мы поговорили об особом взгляде Алексея на российскую действительность.

История Давида Охаладзе, вступившего в неравную борьбу с мэром-коррупционером и в итоге по ложному обвинению оказавшегося под домашним арестом, заставляет задуматься: у вашего героя есть реальный прототип?

Алексей Герман: Идея фильма появилась лет шесть назад. Ни к кому конкретно эта история отношения не имеет. Я довольно много ездил по России и нередко попадал в города, которыми никто не занимается. Причем это достаточно большие города, где живет по 200, 300 тысяч человек. Помню, к нам подходили люди и жаловались на различные местные беды. Тогда я подумал: а как там живет интеллигенция, которая воспитана на хорошей советской литературе, на наследии русской культуры? Как она реагирует на социальную несправедливость? В итоге возникла история преподавателя провинциального вуза, который борется за, как ему кажется, лучшее будущее.

Вы регулярно присутствуете на встречах президента страны с деятелями культуры. Так или иначе это говорит скорее о вашей лояльности к власти. Но почему герой вашего фильма не может победить Голиафа, "систему"?

Алексей Герман: Мы просто хотели, с одной стороны, не полируя действительность, а с другой — никого не пугая, не шокируя (на мой взгляд, репортажи двух центральных телеканалов о коррупции в регионах куда острее), — поговорить на тему "распятости" нашей страны. Распятости — по мироощущениям. О том, что невозможен разговор на языке ультиматумов. Как показывает история, это приводит к социальному взрыву с огромным количеством крови. А еще одной революции мы не переживем — страна распадется. Общество должно иметь право на обратную связь с государством, на критику чиновничества. Иначе мы рискуем повторить судьбу Советского Союза, который из-за отсутствия обратной связи и обрушился: госпропаганда рисовала одну картину мира, народ видел совсем другую.

Пример тотальной дискоммуникации между властью и обществом — та же прививочная кампания. Власть не находит аргументов, способов достучаться до общества. В итоге значительная часть общества настроена невероятно подозрительно и существует в облаке теорий заговоров. Не поддерживает кампанию по вакцинации. Это же показатель: существует трещина, которая разделила нашу страну. И это плохой симптом.

Русская культура три последних столетия играла огромную роль еще и потому, что она не могла не говорить о несправедливости в обществе. Потому что без этого возникает вопрос: а зачем тогда в принципе нужна русская культура? Разве она не должна говорить в том числе и о болевых точках общества? В этом контексте наш фильм — ее прямой наследник. Другое дело, что культура, искусство не должны являться инструментом ничьих манипуляций в достижении политических целей. И "Дело" — не манипулятивное, не провокативное кино. Оно — приглашение к диалогу, а не к поиску врагов.

"Дело" — не манипулятивное, не провокативное кино. Оно — приглашение к диалогу, а не к поиску врагов

Мне показалось, что "Дело" — элегичная картина.

Алексей Герман: Хотелось сделать чистую поэтическую повесть про внутреннюю борьбу человека в определенных обстоятельствах, про его потери, про несправедливость и путь к себе.

Но меланхолия, которой буквально пропитан ландшафт за окном дома героя поднимает историю над бытом и одновременно — говорит о бессмысленности всей нашей суеты.

Алексей Герман: Что бы ни случалось в нашей жизни, все равно наступит лето, потом осень — природа безучастна к нашим страданиям и радостям. Наверное, это — элегическая атмосфера. Но наш фильм еще и поэтический, образный, растворенный в потоке времени рассказ, как испытание меняет человека.

Мераб Нинидзе играет специалиста по Серебряному веку. Это же не случайно.

Алексей Герман: Мне кажется очень важной тема столкновения экосистемы — нашей интеллигенции с очевидной реальностью, которая складывается в таких маленьких провинциальных городах. Наш герой, воспитанный на русской литературе и философии. В своей восторженности, что он борется за правое дело, Давид не думает о возможных последствиях. Что-то похожее было и с Мандельштамом, творчество которого изучает одна из учениц героя. Осип Эмильевич тоже недооценил опасность своего фрондерства.

При явной симпатии к Давиду вы не рядите его в "белые одежды".

Алексей Герман: В этой картине фактически нет антигероев, кроме мэра, которого мы видим на телеэкране 5 секунд. В этом и смысл — у каждого есть своя правда. И у борющегося за справедливость преподавателя, и у его антагониста, следователя, который пытается уговорить своего подследственного признать вину. У всех нас есть своя точка зрения, свое объяснение.

Я понимаю, что "Дело" активно не понравится и демократам, и патриотам. Одним не понравится, что человек, который борется с мэром, — не идеал. Другим покажется очернительством власти сама эта история.

А Давид, конечно, не идеален. Он сложный. Моментами инфантильный. Настолько сконцентрирован на себе, что не заметил проблем своей дочери. При этом он замечательный преподаватель, который любит и болеет за своих студентов. Он посвятил жизнь науке. И совершенно очевидно — бессеребренник. Таких людей я встречал очень часто. Они так же разговаривают. У них такая же логика. Они так же подозрительны к власти, да и власть к ним. Но так не только у нас — вспомните хотя бы Ассанжа.

Не хотите попытаться понять, что происходит с человеком, когда его искушают властью и деньгами?

Алексей Герман: Нет, я не хочу изучать причины зла. Я лишь пытаюсь осмыслить мир вокруг нас. Я хочу уважения нас друг к другу. Я хочу познакомить нас с нами. История России, к сожалению, часто — история отсутствия перевода смыслов между разными общностями.

Кому-то ваша картина может показаться, слишком простой но думаю, это кажущаяся простота.

Алексей Герман: Это потому, что "Дело" — в том числе и про корневые русские вопросы. Может ли у нас народ взять на себя ответственность за свою судьбу? Где пределы распущенности чиновников? Где грань между революцией и распадом и совершенствованием общества путем открытого нормального диалога? Фильм не дает ответы, но ставит вопросы. И я даже не знаю, сможем ли мы когда-нибудь на них ответить и их разрешить. Мы все никак не можем идентифицировать себя.

Может, в нас заложена эта амбивалентность, эта распятость между прошлым и будущим, между невозможностью взять на себя ответственность за устройство общества, подозрительностью общества к власти, вседозволенностью на местах?

Может, мы — общество, которому предназначено дрейфовать между полярными гранями? Или, возможно, мы — то общество, которое может меняться крайне медленно, растягивая этот процесс на долгие годы?

Очевидно только одно: никто кроме нас самих не преодолеет раскол, который внутри нас и между нами.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

«Живая классика»: итоги первых десяти лет работы

"Живая классика": итоги первых десяти лет работы

Опубликовано

"Живая классика": итоги первых десяти лет работы

Конкурс чтения вслух для детей и подростков «Живая классика» появился в 2011 году как инициатива нескольких энергичных петербургских филологов во главе с Мариной Смирновой, имевшей к тому моменту опыт организации крупных фестивалей, но не представлявшей, во что она ввязывается. Потому что частная инициатива быстро превратилась в всероссийский конкурс, а «Живая классика» — в фонд, проводящий международные конкурсы чтецов, летние лагеря в «Артеке», фестиваль детского творчества России и Китая и тому подобное. И, несмотря на появление других остроумных проектов, работающих на поле пропаганды чтения среди детей и подростков, продолжает «держать марку». Как это происходит, мы поговорили с Мариной Смирновой.

Как появилась идея "флагманского проекта" фонда "Живая классика" — конкурса юных чтецов?

Марина Смирнова: Я пошла в институт Гёте на курсы для специалистов книжного бизнеса. Там рассказывали про конкурс юных чтецов. Во время кофе-брейка я говорю: "Вы знаете, в России конкурсов чтецких много, все в них участвуют, я не могу сказать, что конкурсы как-то сильно могут повлиять на ситуацию с чтением". На это они мне ответили: "Вы читаете тексты ко дню рождения Пушкина, еще кого-то. А вы дайте свободу. Суть нашего конкурса в том, что подростки читают другим подросткам свои любимые книги. Дайте им полную свободу". И вот, так как у меня был перерыв и мне особо было нечем заняться, я пригласила своих коллег-волонтеров и говорю им: "Давайте попробуем такую штуку в Петербурге".

В каждом районе Петербурга свой методист по литературе. Мы пригласили их, поговорили. Они сказали: "Хорошо". И в 2011 году у нас был очень большой охват по школам, около 20 000 детей. Я пришла в школу, для меня было просто откровением, когда я поняла, что все наши дети читают наизусть. Никто их об этом не просил. Я поняла, что значит советская школа: если читаешь, то наизусть.

Путь от идеи до всероссийского конкурса вряд ли был коротким и простым. Как вы его прошли?

Марина Смирнова: В конце 2011 года, когда мы проводили конкурс в Петербурге, позвонили из комитета по печати правительства Петербурга и сказали: "У вас есть конкурс, а у нас — книжная ярмарка. И хорошо, чтобы там дети что-то почитали. У нас есть бюджет, а вы нам сделаете так, чтоб было масштабненько". Когда выступали первые дети, то они выступали для своих родителей. Но так как это было при входе, то люди заглядывали, и зал постепенно наполнялся.

И все читали наизусть?

Марина Смирнова: Да. Читают подростки, зал наполнился, заходит тогда еще замруководителя Роспечати Владимир Григорьев и говорит: "Где, где вы этих детей набрали? Театральные кружки какие-то"? Я отвечаю: "Вообще обычные школы, из разных городов". Он: "Мм, хорошо". Потом Григорьев мне то ли написал, то ли позвонил и сказал: "В общем, мы тут встретились с Авдеевым и Фурсенко…"

Важно, чтобы ребенок остался с нами и учился тому, что интересно

Тогдашними министрами культуры и образования.

Марина Смирнова: Да. "Надо делать конкурс на всю страну". И мы написали письма во все регионы России, и получили в двенадцатом году два миллиона участников. Потому что это была фактически разнарядка по всем регионам.

То есть ситуация повернулась на 180°: из частной инициативы вы превратились в операторов государственной программы.

Марина Смирнова: Можно было бы так сказать, если бы появилась государственная программа. Потому что письма — это еще не госпрограмма И то, что вся страна оповещена, еще не означает, что у нас есть для этого бюджет и какая-то системная история. Мы нон-стоп общались с регионами, отстраивалась структура. В итоге правительство Москвы выделило деньги на то, чтобы мы привезли победителей. Финал был очень мощный! Зал то хохотал, то плакал, дети что-то невероятное с залом делали, я горжусь выступлением каждого ребенка. А потом были ад и пахота 2013 года. Какая-то жизнь началась уже с 2014-го.

Читать наизусть — обязательное условие?

Марина Смирнова: На классном этапе дети могут читать по книге отрывки, мы даже на школьном этапе говорим, что можно по книге читать. До регионального этапа уже никто не доходит с книгой, так сложилось. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что чтение наизусть на зал — это способ популяризации, который оставляет за бортом многих читающих детей, для которых не их формат читать со сцены.

Я вижу детей, которые читают современную литературу, могут писать рецензии. "Живая классика" — это вход в сообщество. Не важно, до какого этапа ты дошел. Важно, чтобы остался с нами и учился тому, что интересно.

Читать далее

Культура

В Шахматово прошел традиционный День поэзии

В Шахматово прошел традиционный День поэзии

Опубликовано

Сейчас от Солнечногорска до ворот усадьбы ходит автобус по асфальтированной дороге — а полвека назад, не доезжая до Тараканово, люди сходили с автобуса и шли к Шахматову лесной тропинкой, через овраг. Именно так, например, пришла сюда Мариэтта Шагинян на первый День поэзии в 1970-м. С тех пор каждое первое воскресенье августа в память о поэте (он умер сто лет назад, в воскресенье, 7 августа 1921-го) у Блоковского валуна читали стихи и Антокольский, и Симонов, и Солоухин, и Окуджава, и Казакова, и Евтушенко, и Гамзатов…

Огромный валун на поляне перед усадьбой на своем месте. За ним сцена и портрет поэта. На сцене — Блок и Менделеева в исполнении актеров московского Театра V.S.

"Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя", — переживает на сцене поэт. "Превратила все в шутку сначала, Поняла — принялась укорять", — вспоминает с горечью его Любовь… Кончается все 21-м годом, светлой печалью — и овацией.

Публика слушает, замерев — не мешает и дождь, застучавший по крыше усадебного дома за зеленым забором.

— Вот эта гречиха, шиповник тут только и росли, — мы входим в ограду усадьбы с Натальей Молчановой, дочерью фотографа Молчанова, открывшего в середине 60-х точное место имения, разоренного и сожженного в 1921-м. Наталья Викторовна приезжает на Дни поэзии с 1972 года. — Это был пустой холм с грудой кирпичей и табличкой "Тут стоял дом Александра Блока".

Дед поэта, ректор Санкт-Петербургского университета профессор Андрей Бекетов, в 1870-х купил усадьбу по совету своего друга Дмитрия Менделеева, который ранее приобрел усадьбу в Боблово, неподалеку от Шахматова. Семья въехала в такой же, как и сейчас — вновь отстроенный — обшитый серым тесом дом с зеленой крышей. Тетка Блока Мария Андреевна писала, что тут не было ни беседок, ни фонтанов — их нет и сейчас, зато на клумбах перед фасадом высажены куртины шиповника и сирени. Такие же, собранные вместе кусты одного сорта, высаживал тут и профессор Бекетов, отец русской ботаники.

Пожар 1921 года уничтожил не только дом, но и кухню, теперь они снова на своих местах

"Подними эту розу", — шепнула — и ветер донес тишину улетающих лат…" — это из Блока, надпись на табличке перед куртиной белых прованских роз. Они снова растут под окнами комнаты Любови Дмитриевны во флигеле, выстроенном поэтом, когда в 1910-м тот взялся управлять имением.

Пожар 1921 года уничтожил не только дом, но и кухню, и ледник, и каретный сарай усадьбы Шахматово — но они снова на своих местах. Вот только из былой многочисленной живности на хоздворе пока только домашняя птица и лошади — на празднике невдалеке от сцены желающие катались на светло-сером Ластике.

В свое время Лев Якушкин, 23-летний потомок Блока (очень на него похожий), будущий физик, помогал на шахматовской конюшне.

— Усадьба — это не только дом под березами. Здорово же, когда вокруг косят траву, гуляют лошади и собаки, когда тут все живет как при Блоке, — говорит отец Льва, Евгений Якушкин, каждый праздник приезжающий в Шахматово с семьей и передавший музею рукописи и памятные предметы, порой бесценные — вроде полотенца, вышитого бабушкой поэта Елизаветой Григорьевной и украшающего сейчас ее кабинет на первом этаже музея-усадьбы. Или "Анкеты призвания", заполненной рукой 17-летнего Блока, хранящейся на выставке, посвященной поэту в бывшей земской школе в Тараканове.

…"Девушка пела в церковном хоре" — героиня известного стихотворения Блока пела с высоких хоров именно этой, таракановской церкви Михаила Архангела. Барочный храм из числа русских провинциальных шедевров, в котором прощались с дедом Блока, Андреем Бекетовым, в котором венчались Блок с Менделеевой, долго и безнадежно разваливался — и поднялся лишь в последние несколько лет. Открылась музейная экспозиция, посвященная Менделееву, и в "доме Ильина" в усадьбе Боблово, самой далекой от Шахматова части Музея-заповедника Менделеева и Блока.

Директор этого литературно-семейного кластера Светлана Мисочник считает самым важным сейчас — по-настоящему, а не только официально объединить три усадьбы. В начале прошлого века это была одна территория двух сроднившихся родов, соединенная тропами, исхоженными ногами Блока и Менделеева. "Тут нет места, которым я не прошел бы ночью и с закрытыми глазами", — говорил Блок об окрестностях любимого Шахматова.

Туристам, уже осваивающим "Тропу Блока и Менделеева", "Дорогу к Прекрасной даме" и другие маршруты великих будет еще проще — тут проложат качественный интернет и деревянные настилы, запустят аудиогид. "Ты кормчий — сам…" — все будет по Блоку. Главное — тропа не зарастает…

Читать далее

Культура

Black Sabbath переиздали альбом Sabotage на четырех дисках

Black Sabbath переиздали альбом Sabotage на четырех дисках

Опубликовано

Black Sabbath переиздали альбом Sabotage на четырех дисках

Легендарная английская группа во главе с Оззи Осборном во время пандемии решила основательно перетряхнуть свои архивы. И вот теперь обнаружила в них концертные записи отличного качества, до которых у музыкантов прежде не доходили руки. Ну, а в самоизоляции — самое милое дело.

Гитарист Тони Айомми снова часами сидел в студии, прослушивая по несколько тактов партии всех инструментов. А Оззи Осборн вновь жаловался на то, что на столь кропотливую работу у него не хватает терпения. Ведь его эмоции, порывы, перепады настроения и спонтанные озарения в "архивной" и "реставрационной" работе уже не особо годились. Но результат превзошел все ожидания: теперь классический альбом 1975 года Sabotage переиздан в новом качестве. И звучит еще громче, эффектней с актуальным мастерингом в трендах двадцатых годов.

Но главное, что теперь он вышел уже на четырех дисках, а на трех бонусных — неизвестные прежде записи с американского тура в поддержку альбома Sabotage. Причем, помимо хитов здесь еще и обилие размашистых инструментальных проигрышей и импровизаций, — может быть самых раскатистых, гулких и феерических в тяжелом, прогрессивном роке с мрачноватыми психоделическими и философскими веяниями. И необычные попурри, сочетания разных песен, а для полноты впечатлений — сингл, вышедший только в Японии…

Это были очень непростые времена для Black Sabbath — группа собирала стадионы в многотысячных турах по миру, но почти не имела наличных денег, ведь все они по контракту уходили генеральному менеджеру Дону Ардену. А тот потом выделял музыкантам какие-то средства, например, на покупку автомобилей, домов или кредиты в универмагах. И накануне записи "Саботажа" (поэтому у альбома и такое название) Осборн, Айомми, Батлер и Уард взбунтовались.

В таком нервном, отчаянном состоянии и сочиняли новые песни: Hole In the Sky, Megalomania, Am I Going Insane (Radio) и даже Supertzar (да, да, "Суперцарь"). На новые хиты группу, пребывавшую в состоянии неуверенности в своем будущем (Оззи с тех пор не раз вновь подумывал о том, не вернуться ли ему на скотобойню, где по крайней мере регулярно платили) повлияла и длительная, бескомпромиссная юридическая битва с бывшим руководством. В итоге на Sabotage есть и лирические темы предательства, горя и паранойи, а также, как писали английские критики, "всепроникающее общее ощущение того, что сама жизнь рушится".

И, наверное, это самая необычная, отчаянная, громкая и мечущаяся из крайности в крайность пластинка Black Sabbath: впервые столь органично и драматично в аранжировках задействованы синтезаторы. Структура песен уже сложнее, она уже менее традиционная и редко строится по принципу: запев — куплет — припев — куплет — проигрыш. Нет, на Sabotage все эмоционально перемешано и взметено, как во время жаркой ссоры недавно самых близких друг к другу людей. Здесь бурлят эмоции, много стихийности, мятежа, смен гармоний, перепадов напряжения, неожиданных смен ритма и экспрессивных соло. Ну а песня Am I Going Insane (Radio) — уже почти поп-хит, причем Оззи так часто повторяет фразу, ставшую его названием — "Схожу ли я с ума", что и сам невольно тоже сомневаешься. Поэтому Sabotage — один из самых сложных для восприятия альбомов Black Sabbath. И в то же время — один из самых интересных, затейливых, событийных. Ну, а под занавес его — восьмиминутный трек The Writ. А чуть раньше — и Megalomania, которая длится и вовсе девять с половиной.

Никогда еще у группы не было столь долгих песен. А конфликт с руководством привел и к тому, что музыканты поняли: они не едины, как коллектив. А значит, дни классического Black Sabbath почти сочтены. Батлер, например, не очень хотел ссориться с Арденом, Уард занимал нейтральную позицию, зато Оззи стал фактическим лидером бунта.

Воспользовавшись тем, что остальные погружены в свои переживания и не диктуют ему свою волю как прежде, он заодно и спел так, что в вокальном отношении — Sabotage оказался его лучшим альбомом. Продемонстрировавшим изрядный диапазон, силу и уверенность Оззи. И предварившим его будущую успешную сольную карьеру.

И уже благодаря этому стоит любить и ценить альбом Sabotage. А особенно — с этим прежде неизвестными концертными записями нового издания.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество22 часа назад

СК взял на контроль дело депутата курганской думы и охотников, которые переехали волка на снегоходе и засунули ему в пасть ружье

Следственный комитет взял на контроль дело депутата курганской думы Дениса Хахалова, который переехал волка на снегоходе. Об этом сообщается на...

Общество22 часа назад

«Коммерсант»: Генпрокуратура решила взыскать с «Альфа‑банка» более 100 млн долларов по делу экс‑министра Абызова

Генпрокуратура требует взыскания с «Альфа-банка» 104,5 млн долларов по делу экс-министра открытого правительства Михаила Абызова, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на...

Российские волейболисты сыграют с Бразилией в полуфинале Олимпиады Российские волейболисты сыграют с Бразилией в полуфинале Олимпиады
Спорт23 часа назад

Российские волейболисты сыграют с Бразилией в полуфинале Олимпиады

Но для начала нашим волейболистам нужно было обыграть в четвертьфинале канадцев. В итоге североамериканцам не отдали ни сета — 3:0...

В мире1 день назад

Иран предложил помощь в расследовании возможного угона танкера близ ОАЭ

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU — В МИД Ирана после сообщений о возможном угоне танкера близ берегов ОАЭ заявили, что инцидент...

В мире1 день назад

В Германии пенсионера оштрафовали и обязали передать музею танк «Пантера»

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU — Суд в Киле оштрафовал на 250 тысяч евро 84-летнего коллекционера за незаконное хранение арсенала и...

В мире1 день назад

Губернатор Нью-Йорка отверг обвинения в сексуальных домогательствах

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU — Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, столкнувшийся с обвинениями в сексуальных домогательствах, отрицает свою вину и...

В мире1 день назад

В больницах остаются пятеро россиян, пострадавших в ДТП в Анталье

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU — После ДТП с туристическим автобусом в провинции Анталья в больницах остаются пятеро россиян в состоянии...

Низкую эффективность оральных вакцин связали со сбоями в работе микрофлоры Низкую эффективность оральных вакцин связали со сбоями в работе микрофлоры
Наука1 день назад

Низкую эффективность оральных вакцин связали со сбоями в работе микрофлоры

Курс антибиотиков смог частично вернуть эффективность этой процедуре ТАСС, 3 августа. Сбои в работе микрофлоры в кишечнике жителей развивающихся стран...

COVID-19 оказался гораздо опаснее вакцин AstraZeneca и Pfizer в отношении риска тромбоза COVID-19 оказался гораздо опаснее вакцин AstraZeneca и Pfizer в отношении риска тромбоза
Наука1 день назад

COVID-19 оказался гораздо опаснее вакцин AstraZeneca и Pfizer в отношении риска тромбоза

Для привитых этими препаратами риск был незначительно выше нормы, а для переживших коронавирусную инфекцию – в 15 раз больше ТАСС,...

Гимнастка Оксана Чусовитина в 46 лет выступила на своей восьмой и последней Олимпиаде Гимнастка Оксана Чусовитина в 46 лет выступила на своей восьмой и последней Олимпиаде
Спорт1 день назад

Гимнастка Оксана Чусовитина в 46 лет выступила на своей восьмой и последней Олимпиаде

Этим летом Чусовитиной исполнилось 46 лет. За ее плечами восемь летних Олимпиад (1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016, 2020)....

Advertisement
Advertisement

Популярное