Свяжитесь с нами

Культура

Пушкинские музеи России приглашают в гости

Пушкинские музеи России приглашают в гости

Опубликовано

На Книжном фестиваль «Красная площадь» 20 июня объявлен Пушкинским днем. Никакие переносы дат не изменят сложивших традиций — и пусть сегодня не 6 июня, но пропустить 222-летие великого поэта организаторы книжного праздника не смогли. Сегодня у стен Кремля будут чествовать победителей Литературной премии для молодых поэтов и прозаиков «Лицей», а открыли программу Пушкинского дня литературные музеи, которые пригласили россиян в гости к Пушкину.

"Айда, к Пушкину!", — приглашают пушкинские усадьбы и музеи-заповедники — члены Сообщества Пушкинских музеев — и "Российская газета", которая и организовала презентацию лучших литературных маршрутов для летних путешествий на "Главной сцене". Еще бушует пандемия, границы закрыты, а значит настало время заново открывать свою страну.

"Пушкин — был настоящим путешественником. Он проехал тысячи километров, и места, в которых он побывал, потом становились мемориальными", — рассказывает заместитель директора Государственного музея А.С. Пушкина Елена Потемина.

Как ни странно, больше всего мемориальных литературных музеев появилось при советской власти, но и в 21 веке открываются новые знаковые места. Так в 2013 году был открыт Дом-музей Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной улице.

Каждый музей — особое место. Каждый старается увлечь, поделиться своей любовью к великому писателю и поэту. Кто-то дорожит редкими сохранившимися подлинными вещами, кто-то приглашает прогуляться по тропинкам, по которым когда-то гулял Пушкин и насладиться невероятными пейзажами, а где-то советуют остаться наедине с собой и попытаться разгадать секрет вдохновения.

Директор Музея-заповедника "Михайловское" Георгий Василевич уверен, что в Пушкинских горах невозможно не начать читать Пушкина.

"Во-первых, здесь могила Пушкина. Она только в одном месте: в Пушкинских Горах, на территории Свято-Успенского Святогорского монастыря. А во-вторых, "Михайловское" — это прекрасная возможность побыть наедине с собой. В наших местах для этого сложились просто идеальные условия: тут и красота, и простор", — рассказывает он.

Заведующая музеем А.С. Пушкина в Гурзуфе Татьяна Джакаева напоминает, что те три недели, что молодой поэт провел в гурзуфском имении Ришелье, были, как он сам признавался, самыми счастливыми в его жизни.

По словам поэта, в Гурзуфе он "купался в море и объедался виноградом", а также любил часами "слушать шум моря" по ночам. Здесь же он начал писать поэму "Кавказский пленник".

Правда, для того чтобы насладиться пушкинскими пейзажами, придется немного постараться. Музей находится на территории санатория и принимает только организованные экскурсионные группы.

Еще одна важная точка на пушкинской карте России — Болдино. Болдинская осень — наглядный пример того, к чему может привести карантин.

"Именно здесь, в Болдине, нам хочется понять первопричину уникального явления — Болдинской осени как символа вдохновения и творчества. И соприкоснувшись с неповторимым миром Пушкина, ощутить это вдохновение, найти ответы на важные для нас вопросы", — рассказывает директор Музея-заповедника А. С. Пушкина "Болдино" Нина Жиркова.

О том, что пережил Пушкин во время своей Болдинской осени, он сам подробно и без купюр рассказывал своим друзьям и родным в письмах. 18 писем, отправленных из нижегородского имения, и еще одно, уже написанное в Москве, внимательно прочитал и собрал пол одной обложкой, писатель, переводчик и шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель. Его книга "Пушкино. Болдино. Карантин" — это увлекательное воссоздание хроники творческой изоляции Пушкина во время карантинных мер из-за холеры 1830 года. Кстати, художница Валентина Ерофеева, которая оформила эту книгу, получила накануне, здесь же на фестивале одну из главных премий конкурса иллюстраторов "Образ России".

Если вдруг вы не готовы к долгому путешествию, то соприкоснуться с Пушкиным можно в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Казани, Тверской области и Оренбургском крае… 25 музеев, объединенных именем Пушкина — 18 в России и 7 за ее пределами, на Украине, в Грузии, Молдавии, Литве и даже Словакии.

Гоголь писал о Пушкине: "Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Так что, возможно, мы ближе к Пушкину, чем думали. И самое время отправиться по пушкинским местам. И кто знает, может откроем в себе что-то новое, ранее неизведанное.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Появились новые возможности для занятий наукой, музыкой, для карьеры и туризма

Появились новые возможности для занятий наукой, музыкой, для карьеры и туризма

Опубликовано

Появились новые возможности для занятий наукой, музыкой, для карьеры и туризма

Текст: Захар Алексеев В России стартовал прием заявок на участие в проекте «Цифровые профессии». Те, кто в него попадет, смогут получить дополнительное профессиональное образование. Что это за профессии, как попасть в проект и сколько стоит учеба?

Об этом и других интересных моментах «Российской газете» рассказала директор департамента координации программ и проектов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Татьяна Трубникова.

Татьяна Николаевна, кто сможет обучаться цифровым профессиям? И как проходят занятия?

Татьяна Трубникова: Возможность получить цифровые компетенции есть у любого гражданина независимо от профессии и региона проживания. Обучение проходит онлайн, но это не просто видеоуроки. Слушатели смогут общаться друг с другом, консультироваться с преподавателями, задавать уточняющие вопросы по пройденному материалу.

Я далек от информационных технологий. Меня возьмут на курсы? Какие экзамены будут?

Татьяна Трубникова: Конечно, возьмут. Если вы старше 16 лет, у вас средне-профессиональное или высшее образование. Значит, можете пройти обучение. Экзамены у нас не сдают. И замечу, на курсы очень часто приходят люди, далекие от ИТ.

А как попасть на курсы?

Татьяна Трубникова: Для этого надо зарегистрироваться на сайте profidigital.ru (цифровыепрофессии.рф). Там же можно ознакомиться со списком образовательных организаций, узнать, какие программы доступны на сегодняшний день и по какой стоимости. До конца года список организаций будет пополняться, а в каталоге появятся новые курсы. Поэтому, если вы сегодня не нашли привлекательную для себя программу, есть смысл периодически заходить на сайт и проверять каталог.

Минуточку, Татьяна Николаевна. Курсы, выходит, платные? И сколько же они стоят?

Татьяна Трубникова: Стоимость программы установлена образовательной организацией, она указана на сайте проекта в каталоге программ. Программы не «подгоняются» под проект, мы отбираем уже готовые курсы, которые востребованы у целевых аудиторий. На сегодня, допустим, самая дорогая программа обучения — «Мобильная разработка». Ее полная стоимость — 130 тысяч рублей…

Дороговато, однако.

Татьяна Трубникова: Не торопитесь. Государство при этом компенсирует 50 процентов стоимости обучения. Соответственно, человеку учеба обойдется в 65 тысяч. Свою часть обучающийся может оплатить самостоятельно или с помощью работодателя, который заинтересован в повышении компетенций сотрудника. Напомню, что выпускники получат диплом о полученной специальности.

В каталоге программ сейчас 24 направления. Среди наиболее широко применимых — большие данные, искусственный интеллект, создание ИТ-продуктов, управление цифровой трансформацией…

Учеба организована в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Есть потребность государства в цифровых кадрах. Почему же за учебу нужно платить?

Татьяна Трубникова: Софинансирование учебы — это и стимул, и гарантия того, что человек идет учиться не из праздного любопытства, а осознанно. При таком подходе больше шансов, что человек не бросит учебу, получит специальность и сможет применить цифровые знания в своей работе. Тем более мы не просто даем образование, мы готовим специалистов, которые будут востребованы в условиях цифровой экономики.

Помогут ли студенту определиться с выбором специальности, найти стажировку и работу после обучения?

Татьяна Трубникова: При заполнении анкеты пользователь вносит информацию о своем образовании, интересах. По этим данным система формирует список курсов, которые могут быть интересны.

Так работают автоматизированные рекомендации. Также для участников проекта доступна серия вебинаров с участием представителей компаний цифровой экономики. Они помогают людям выбрать курсы и спланировать карьеру.

Кроме того, большинство образовательных организаций проекта «Цифровые профессии» имеют собственные центры развития карьеры, они предлагают своим выпускникам найти стажировку и трудоустройство.

А каким специальностям будут учить?

Татьяна Трубникова: В каталоге программ сейчас 24 направления. Среди наиболее широко применимых — большие данные, искусственный интеллект, создание ИТ-продуктов, управление цифровой трансформацией.

Среди необычных и сложных — нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальности, новые и портативные источники энергии, робототехника и сенсорика.

Ключевой вопрос

Знания с гарантией

Татьяна Николаевна, а есть гарантия, что обучение на курсах даст качественные знания?

Татьяна Трубникова: Продолжительность курсов начинается от 250 академических часов, из которых не менее 144 посвящено программированию. Что предполагает глубокое изучение материала.

Все образовательные организации прошли серьезный отбор прежде, чем попали в проект. Бизнес нам подсказал, какие образовательные учреждения чаще всего выбирают граждане, когда хотят повысить уровень своих компетенций. Так в проекте появились Яндекс, Практикум, GeekBrains, Нетология, СберУниверситет. С некоторыми организациями мы давно знакомы. Например, Университет Иннополис работает с нами по другим направлениям федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Обучение проводят топовые образовательные компании страны по самым популярным направлениям. Программы мы не подгоняем под проект. Отбираем уже готовые курсы, которые востребованы.

Сейчас идет прием заявок на учебу. Что можно сказать о желающих получить современную специальность?

Татьяна Трубникова: Пока говорить об этом рано. Но можно отметить, что за первую неделю после открытия регистрации мы получили более двух тысяч заявок от жителей всех регионов России.

Наша целевая аудитория — творческие, амбициозные люди, которые требовательны к себе и открыты новым знаниям.

Появление проекта «Цифровые профессии» вызвано дефицитом кадров?

Татьяна Трубникова: Мы уже несколько лет ощущаем дефицит ИТ-кадров на нашем рынке. Хотя многие специалисты успевают подстроиться под требования цифровой экономики, бизнес по-прежнему ощущает нехватку сотрудников, владеющих цифровыми навыками. Чтобы устранить дефицит кадров и помочь людям адаптироваться к новым условиям, государство включило обучение цифровым компетенциям в нацпрограмму «Цифровая экономика». При этом если раньше предполагалось повышение квалификации, то сейчас на курсах можно освоить новую профессию с нуля. Основная задача проекта — научить людей разбираться в современных технологиях, уметь программировать, создавать программные продукты. Обучение на курсах, уверена, будет полезно всем заинтересованным в ИТ.

Справка «РГ»

В 2021 году приступить к обучению в сфере ИТ смогут 25 тысяч россиян.

Для участия в проекте необходимо до конца года подать заявку и оплатить 50 процентов стоимости обучения. Вторую половину суммы внесет государство.

Обучение проводится в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».

Текст: Владимир Таюрский , Татьяна Ткачёва , Вера Черенева В поселке городского типа Нижний Одес под Ухтой (Республика Коми) проживают около девяти тысяч человек. У местной ребятни один из главных центров притяжения — детская школа искусств.

Недавно сюда привезли барабанную установку, гитару, домру, аккордеон, баян, пианино и рояль. По словам директора школы Галины Кириленко, музыкальные инструменты не обновляли уже больше 30 лет. А это серьезная проблема, ведь программы подготовки здесь близки к профессиональным.

Новые инструменты появились и в детской школе искусств города Печоры. До конца года их привезут детям в Усинск, Ухту и Визингу. Закупка новых инструментов в рамках нацпроекта «Культура» для музыкальных школ поселков и небольших городов продолжается в Коми несколько лет. Региональные власти рассчитывают, что такое обновление позволит увеличить число учеников минимум на 10 процентов.

В Якутии с 2019 года обновили оборудование и музыкальные инструменты восемь детских школ искусств. В этом — более 50 миллионов рублей предусмотрено на оснащение еще девяти школ. Две из них — в арктических Верхнеколымском и Верхоянском районах.

Доставлять в Арктику (да и вообще в Якутию) хрупкие музыкальные инструменты непросто. Приходится несколько раз перегружать их с одного вида транспорта на другой.

Когда реализация нацпроекта только началась, три фортепиано везли в арктический поселок Черский сначала на поезде, а затем на судах по Лене и далее — по Севморпути. По словам министра культуры и духовного развития Якутии Юрия Куприянова, поставки будут идти до глубокой осени.

А в городе Уварове Тамбовской области оборудовали виртуальный концертный зал в детской школе искусств. Здесь будут показывать выступления оркестров и солистов из ведущих филармоний страны — в прямом эфире или в записи.

На 2,5 миллиона рублей, выделенных по нацпроекту «Культура», зал оснастили качественным звуковым и световым оборудованием, купили проектор, экран и микшерный пульт, удобные стулья. Провели высокоскоростной интернет. «Посещать концерты смогут не только наши ученики, но и другие уваровцы», — рассказала директор детской школы искусств Юлия Артюкова.

В этом году школа получила 3,5 миллиона рублей на покупку инструментов, компьютеров, интерактивных досок, хореографических станков. Ранее в регионе открыли виртуальные концертные залы на базе театров в Мичуринске и Тамбове. До конца года появится еще один — в детской школе искусств Котовска.

Текст: Михаил Пинкус За два года после перехода на новые правила долевого строительства в России введено почти 1,6 тысячи многоквартирных домов по эскроу-счетам. Сумма средств граждан на них достигла двух триллионов рублей, что больше, чем задолженность застройщиков. Это позволяет банкам устанавливать пониженные ставки по проектному финансированию.

Застройщик челябинского микрорайона «Вишневая горка» начал переходить на новые механизмы финансирования строительства весной прошлого года. «Мы оттягивали этот переход, опасаясь роста себестоимости строительства из-за необходимости кредитования и банковского процента, — рассказал управляющий компании Андрей Аликин. — Однако плюсы перекрыли минусы».

Во-первых, по словам предпринимателя, резко вырос спрос после снятия рисков для дольщиков — эскроу-счета решили эту проблему.

Во-вторых, проектное финансирование позволило не зависеть от сезонного спроса и вовремя рассчитываться с поставщиками. А это хорошие скидки. В-третьих, бизнес стал более прозрачным, что улучшило всю конъюнктуру рынка.

В-четвертых, когда продажи идут с опережением, на эскроу-счетах образуется профицит средств и банк автоматически снижает ставки по кредиту. Компании Аликина он обходится до 3,4 процента. А это позволяет застройщику вести демократичную ценовую политику.

Как пояснили в челябинском минстрое, к переходу на проектное финансирование в регионе начали готовиться загодя. Еще в 2018 году вели разъяснительную работу, организовали встречи с руководителями строительных компаний и банков. Рассказывали, что новые механизмы помогут избежать дефицита средств и остановки строительства. Так и случилось.

Переселят раньше срока

Более тридцати регионов подписали с Фондом ЖКХ соглашение о досрочном выполнении программы по расселению аварийного жилья — не позднее 31 декабря 2023 года, то есть ранее срока. Еще восемь завершат ее в 2022 году.

Среди них — Воронежская область. С 2008 года в регионе переселено 15 тысяч человек из 870 аварийных домов. Это стало возможным благодаря содействию, оказанному Фондом ЖКХ. До конца 2022 года планируется переселить 3,4 тысячи граждан, в том числе и в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

Текст: Екатерина Дементьева , Татьяна Дмитракова Одно из приоритетных направлений туризма на иркутском берегу Байкала — создание круглогодичного туристического маршрута. Он объединит пять городов и поселков, Кругобайкальскую железную дорогу и порт Байкал.

Соглашения о развитии туристической инфраструктуры с корпорацией «Туризм.РФ» подписали главы Бурятии, Иркутской области и Республики Алтай. Регионы начнут работать по федеральной программе «Развитие туристической инфраструктуры» нового нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

В Иркутской области в ближайшие десять лет будут строить отели и туркомплексы, дороги, объекты энергетики и коммунальной сферы. Проект подразумевает финансовую поддержку частных инвестиций — льготные кредиты, субсидии на инфраструктуру, ведущую к туробъектам, софинансирование «Туризма.РФ».

Что касается Золотого кольца Байкала, то во всех ключевых точках маршрута планируются новые «магниты» для туристов. Создадут Центр образовательного, научного и экологического туризма в Большом Голоустном. Пройдет реконструкция причалов, смотровых площадок, набережной и привокзальной площади в порту Байкал. Будут развивать особую экономическую зону «Ворота Байкала» и территорию бывшего целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Наибольшим потенциалом для развития, по мнению «Туризма.РФ», обладает Байкальск и экономическая зона.

Поддержка корпорации понадобится при разработке единого мастер-плана. Важным моментом является не только строительство отелей, но и создание комфортной и понятной для туристов логистики .

Серьезно обновится туристическая инфраструктура и в Бурятии. Здесь построят комфортабельные гостиницы. Проложат новые дороги, инженерные коммуникации, необходимые как для отдыха туристов, так и для местных жителей. За счет этого власти Бурятии в два раза планируют увеличить туристический поток.

Развитие отрасли «гостеприимства» положительно скажется на экономике муниципалитетов. Увеличится число рабочих мест, у жителей появится больше возможностей для профессионального развития. Вырастут налоговые поступления.

Справка «РГ»

Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» нацелен на перезагрузку отрасли. Турпоток возрастет с 65 до 140 миллионов поездок в год.

Экспорт туруслуг увеличится в два раза — до 22,5 миллиарда долларов. Число рабочих мест в туризме составит 4,7 миллиона вакансий.

Текст: Илья Изотов , Дина Непомнящая , Надежда Столярчук , Ирина Штерман Байкальское лекарство и восстанавливающий препарат из ягеля. Новое поколение уникальных кадров и система подводного 3D-зрения. Все это — разработки научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ).

Их создают в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Это новое качество коммуникаций науки, образования, бизнеса и производства. Идеи быстрее становятся продуктами и выходят на рынок. В Год науки и технологий определены пять новых НОЦ.

Научно-образовательный центр «Север: территория устойчивого развития» собрал вместе ученых из пяти дальневосточных регионов. Он работает по трем основным направлениям: человек на Севере, рациональное недропользование и эффективная социально-экономическая инфраструктура.

Один из его проектов — биопрепараты. Ученым удалось изготовить биодобавку из коры березы и ягеля, которая помогает восстановить здоровье после вирусных болезней. У «Севера» 70 проектов с зарубежными центрами.

В Красноярском крае на базе Сибирского федерального университета создан первый в России климатический НОЦ — «Енисейская Сибирь». Его направление — разработки новых технологий в области экологии. Он мониторит леса для регулирования поглощения углеродных выбросов, наблюдает за парниковыми газами, отслеживает пожары. «Создание климатического НОЦ имеет и долгосрочную цель: создать в Сибири центр подготовки нового поколения уникальных кадров, востребованных в России и за рубежом», — считает ректор университета Максим Румянцев.

Иркутская область и Бурятия создали НОЦ «Байкал». Здесь приоритет — разработка технологий переработки древесины, комплексного использования отходов, а также лесовосстановление. Также ученые разрабатывают новые лекарства, в том числе с использованием потенциала эндемиков Байкала и дикорастущих трав.

А в крымском центре «МореАгроБиоТех» с гордостью рассказывают про «умные» морские буи, способные подстраиваться под изменения окружающей среды. Как пояснил доктор технических наук Сергей Мотыжев, с их помощью можно наблюдать за параметрами воды , в том числе и температурой. Это позволит давать более точные прогнозы погоды, предсказывать шторм или подсказывать рыбакам идеальные участки для промысла.

Еще одна разработка — комплексная система подводного 3D-зрения высокого разрешения — принадлежит Севастопольскому госуниверситету. А аппарат сможет погружаться до тысячи метров. Эта разработка пригодится в исследовании морских глубин и затонувших кораблей.

Читать далее

Культура

В Москве откроется первый в России музей криптографии

В Москве откроется первый в России музей криптографии

Опубликовано

В Москве откроется первый в России музей криптографии

О том, как работают секретные шифровальные машины, многие знают лишь понаслышке из фильмов и шпионских детективов.

Докопаться до сути любителям тайных материалов скоро поможет экспозиция первого в России музея криптографии, который откроется в Москве предстоящей осенью. Он "пропишется" в здании конца XIX века, которое десятилетиями было засекречено. Место историческое и символичное — именно здесь в советское время размещалась марфинская "шарашка", где разрабатывали аппаратуру для шифрования телефонной связи.

В круге третьем

У здания на Ботанической улице сложная судьба. В разное время тут находились и приют для солдатских детей, и стихийный военный госпиталь, и колония для трудных подростков, и секретные лаборатории научно-исследовательского института автоматики. Больше это место известно как спецтюрьма Министерства госбезопасности СССР. Заключенных часто привлекали к разработке аппаратуры для радиоразведки. Трудился тут и писатель Александр Солженицын. Позже он напишет о "шарашке" роман "В круге первом". По словам историка Александра Дюльденко, существует книга с похожим названием — "В круге третьем". Это своего рода альтернативная версия сотрудника НИИ и одного из разработчиков секретной техники. Единственный экземпляр машинописной рукописи с фотографиями и чертежами, заметил Дюльденко, впервые увидит широкая публика как раз в новом музее. Он строится на частные деньги и задумывается как культурно-просветительский центр. "Мы хотим вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность в наши дни касается каждого из нас, — говорит Вартан Хачатуров, генеральный директор научно-производственной компании "Криптонит", создающей музей. — Дети, увлеченные математикой или инженерией, могут тут заниматься и готовиться, например, к олимпиадам по криптографии".

Влюблять в науку и школьников, и взрослых собираются с помощью образовательных курсов, воркшопов, лекций, кинопоказов. Мечтают создатели музея и о фестивале научного кино. Директор музея Лидия Лобанова признается, что концепция музейного пространства далась непросто: криптография как наука большую часть своей истории была секретной, потому публичных материалов о ней мало. Основная экспозиция музея займет два этажа — ее решено выстроить по принципу обратной хронологии: от настоящего к прошлому. То есть путешествие в науку начнется с технологий, которые близки и понятны любому человеку, и лишь потом перейдет к более ранним временам и эпохам.

— Наша задача — объяснить и показать визуально, что весь мир, который сейчас нас окружает, пронизан криптографией. Она в телефонах, компьютерах, всевозможных гаджетах, — отмечает Лобанова. — Наши исследования показали: большинство молодых людей считают, что их данные никому не нужны и не несут никакой ценности. Они не обращают внимания на соглашения, которые подписывают, когда регистрируются в разных сервисах, не понимают, что любая информация в интернете анализируется и они подписались под этим. В этом смысле мы хотим объяснить, как это работает и как это касается лично тебя.

Разведка донесла

За два года музейщикам удалось собрать порядка 80 экспонатов. Около половины из них куплены за рубежом на аукционах. Советскую же аппаратуру на десять лет передали министерство обороны, ФСБ, Росгвардия и другие ведомства. Многие приборы рассекретили только недавно, поэтому их еще никто не видел. Правда, зачастую они специфичны и выглядят как ящики разных размеров и цветов, но о том, как они устроены, будут подробно рассказывать гиды. Например, увидят посетители будущего музея шифровальную машину "Фиалка", изобретенную в Советском Союзе после Второй мировой войны. На продолжительности "жизни" аппарата сказалась особая секретность, поэтому большинство машин после распада СССР разобрали или уничтожили. До 2020 года вся информация об устройстве и его внешний вид держались в строжайшем секрете. Чудом уцелевшие машины впоследствии стали экспонатами — они хранятся в частных коллекциях и музеях. К примеру, в американском Музее компьютерной истории и Музее штаба главного шифровального подразделения Великобритании.

В Москве же выставят как оригинал "Фиалки", так и ее огромную копию — желающие смогут изучить ее изнутри, сфотографироваться в ней и даже попробовать набрать шифровку.

Музей также покажет архивные документы, редкие книги и фотографии, интерактивные и кинетические инсталляции. Например, гостям предложат разгадать криптографические загадки и побывать в виртуальных кабинетах ученых Владимира Котельникова и Клода Шеннона. Трудно представить музей криптографии и без шпионских историй. Часть экспозиции как раз посвятят разведчикам Рихарду Зорге и Рудольфу Абелю. Посетителям расскажут, какие оригинальные способы шифрования и передачи сообщений они использовали и даже изобретали сами. А еще покажут предметы и документы, связанные с их секретной миссией.

Выставочное пространство музея разделят на несколько тематических зон, у каждой будет свой оригинальный дизайн. Также во всех залах появятся настенные исторические комиксы. Найдется место и произведениям технологического искусства известных художников из Германии, Австрии, Англии, Испании, России. Стоимость билетов пока не определена. Известно лишь, что будут льготные тарифы. Вход на территорию музея сделают свободным — у здания появится новое общественное пространство. Открыть музей планируют к концу осени этого года.

Конкретно

Кто говорит?

Поскольку криптография одна из самых закрытых и засекреченных наук, в мире насчитывается всего несколько музеев, так или иначе рассказывающих о ее истории. В их числе — Национальный музей криптографии в США, "Блетчли-Парк" в Великобритании, "Музей шпионов" в Германии.

Кстати

Шифр жизни

В России активное развитие шифровального дела началось при Петре I. Оно имело огромное значение в мировых войнах и межгосударственных отношениях. С конца 1970-х годов эта наука вышла в частный сектор. Сегодня криптографические алгоритмы и механизмы используются повсеместно: в мессенджерах и мобильных приложениях, компьютерах, мобильной связи и платежных системах. Нужна криптография и для развития искусственного интеллекта, интернета вещей, беспилотных автомобилей.

Читать далее

Культура

Чем концертный зал «Зарядье» удивит публику в новом сезоне

Чем концертный зал "Зарядье" удивит публику в новом сезоне

Опубликовано

Чем концертный зал "Зарядье" удивит публику в новом сезоне

Завершившийся сезон 2020/21 для всех концертных залов прошел в экстремальном режиме. Абсолютная непредсказуемость, беспрецедентные условия формирования афиши, отмены и переносы, невозможность планирования, дискомфортные ограничения для залов и публики — это была новая реальность для всех. Но, в отличие от других стран, в российских залах сезон состоялся. Каким он оказался для молодого концертного зала «Зарядье», всего три года назад ярко заявившего о себе в музыкальном мире, какой опыт он дал и какие возможны перспективы в следующем сезоне? Об этом в эксклюзивном интервью «РГ» рассказала гендиректор зала «Зарядье» Ольга Жукова:

Завести машину заново

Что было самым сложным в прошедшем сезоне?

Ольга Жукова: Ситуация менялась каждый день и невозможно было прогнозировать, что произойдет не только через месяц, но даже завтра, в том числе с нормами заполняемости зала. Мы перешли от перспективного планирования к оперативному, ежедневному. Разумеется, у нас было много отмен, не приездов иностранных коллективов. Тем не менее, в общей сложности мы провели 317 концертов и лекций, в наших залах выступали прекрасные музыканты, многие из которых обычно активно гастролируют по миру и редко бывают в Москве, например, Алексей Володин, Андрей Борейко. Кроме того, у нас выступили несколько региональных оркестров: Уральский, Новосибирский и другие — в проекте "Все симфонии Шостаковича". Сезон получился российским в полном смысле слова. Кстати, привозить оркестры было очень сложно, но наш проект поддержали все региональные министерства культуры. Я очень горжусь циклом "Все симфонии Шостаковича". Ни один зал такого не делал, и я считаю, это одно из знаковых событий прошедшего сезона.

Какие выходы вы искали, когда рушилась афиша даже перенесенных событий?

Ольга Жукова: Вообще, я не сторонник отмен и считаю, что мы должны стремиться реализовать то, что обещали нашему слушателю. Но жизнь диктует другие правила: границы закрываются-открываются, меняются правила карантина, и в какой-то момент возникала ситуация, когда уже было невозможно эти протоколы координировать с исполнителями. И в таких обстоятельствах надо быть честным перед публикой: отменять концерт, чтобы люди могли сдать билеты и получить назад деньги. А наша задача — завести машину заново и объявить концерт, когда это будет возможным.

Сезон прошел в частично заполненных залах: за счет чего компенсировались убытки?

Ольга Жукова: Без поддержки государства и города, а мы подчиняемся департаменту культуры Москвы, нам невозможно было обойтись даже в лучшие времена. Мы ведь не шоу-бизнес, у нас нет коммерческих проектов, нет заоблачных цен на билеты. К тому же я твердо стою на позиции, что наш зал должен быть доступен для всех. У нас есть билеты и по 500 рублей для студентов, и по 1000, и дороже, но таких заоблачных цен, какие ставят некоторые коллеги, работающие с известными исполнителями классической музыки, не может быть в принципе. Однако во время пандемии у нас возникла новая проблема: люди сейчас не могут заранее планировать время, выкупать серию концертов и ждать. Во-первых, билеты — это денежные средства, которые им нужны в реальной жизни. Во-вторых, никто не знает, что будет завтра, какие правила выпустит Москва и Роспотребнадзор. Поэтому теперь, когда я каждый день просматриваю наши продажи, переживаю: здесь и здесь не выкуплено — даже если заявлена звезда. Но в последний момент чудесным образом все билеты выкупаются. Я называю это явление "синдромом отложенной покупки".

Только что сделали прекрасные акустические шторы в большом зале — из специальной шерсти, поглощающей звук. Эффект потрясающий

Повлияла ли ситуация с пандемией на контингент публики?

Ольга Жукова: Во-первых, были только единичные случаи, когда к нам приходили люди, гуляющие по парку. В сегодняшних обстоятельствах нельзя просто зайти и купить билет в кассе: только онлайн. В основном к нам приходила наша аудитория, которая сформировалась за два года. Конечно, публика поначалу нервничала, когда ввели маски, перчатки. Камердинеры делали замечания, а люди не могли понять, как можно сидеть в маске три часа концерта. Но потом к маскам привыкли. Что касается изменения аудитории, то я вижу, что к нам все больше приходит молодежи, что радует.

К центральным событиям прошлого сезона, кстати, мгновенно собиравшим аншлаги, можно отнести серию программ современной музыки Теодора Курентзиса и musicАeterna.

Ольга Жукова: Я очень надеюсь, что в следующем сезоне у нас состоятся еще несколько крупных проектов Теодора Курентзиса. Мы ведем переговоры. У нас также было много выступлений Мариинского театра. Валерий Гергиев привозит к нам оперные, симфонические программы. В этом году звучали оперы "Макбет", "Турандот" с Анной Нетребко, "Нюрнбергские майстерзингеры" и многое другое. У него действительно сильнейший коллектив, один из лучших оркестров мира, который может играть практически любой репертуар. Конечно, они появятся у нас и в новом сезоне.

Эпоха просвещения

Выступление на открытии нового сезона Рене Якобса с Фрайбургским барочным оркестром, которого ждали в Москве два года, отменилось. Почему?

Ольга Жукова: К сожалению, в связи с пандемической обстановкой Рене Якобс и оркестр отказались приехать буквально в последний момент, и теперь мы занимаемся заменой программы. В ближайшее время мы объявим, кто будет открывать новый сезон, и, надеюсь, не разочаруем публику.

Уже в сентябре в афише заявлены несколько эксклюзивных программ, в том числе "К востоку от рая" пианиста Риада Маммадова, соединяющая мугам, джаз, электронную музыку, барокко, классику. Такого рода экспериментальные проекты — ваш новый репертуарный тренд?

Ольга Жукова: У нас есть хэштег #зарядисьэтно, и, если такие программы интересно сделаны, мы их берем в афишу. У нас был уже проект с русским фольклором Сергея Старостина, "Галантная Индия" Петра Главатских. Риад Маммадов представит мугам, и я уверена, что это будет очень интересно для публики. Только что Чеховский фестиваль привозил в Москву мугам в спектакле "Мир воздвигнут на любви", и был огромный успех. Пока такого рода проекты мы представляем в Камерном зале и смотрим, как публика реагирует. Но сейчас мы дополнительно оснащаем наш большой зал: улучшаем его акустику для электронного звука, для джазовых концертов. До сих пор эти жанры были проблемой для наших звукорежиссеров. Но мы только что сделали прекрасные акустические шторы в большом зале — из специальной шерсти, поглощающей звук. С этими новыми шторами у нас замечательно прошел в конце сезона джазовый концерт Мириам Мерабовой. Звук был потрясающий, хотя там была и электроника, и большие ударные.

Все залы мира стремятся открыть что-то новое, эксклюзивное для своей публики, даже если речь идет о классическом репертуаре. Будут ли у вас подобные проекты, кроме барокко и продолжающегося цикла реквиемов, в следующем сезоне?

Ольга Жукова: Мы откроем свой новый цикл: фортепианные концерты Николая Метнера в исполнении Алексея Володина, Николая Луганского, Бориса Березовского и Госоркестра имени Е.Ф. Светланова. Метнер не афишный композитор и не самый покупаемый, но я убеждена, что в зале обязательно должно происходить что-то неординарное, должны звучать не только любимые всеми Чайковский и Рахманинов. Вот сейчас Госоркестр с интересом учит концерты Метнера, потому что у музыкантов не было этой музыки в репертуаре. Мы даже задумали, чтобы после концерта солисты выходили к публике и делились своими мыслями о Метнере. Для нас уже важно, чтобы наш зал развивался не только как концертная площадка, где выступают прекрасные музыканты, а стал настоящим просветительским центром. Подобную историю развивает Йельский университет, Парижская филармония, другие крупные мировые площадки, где проводится большое количество образовательных программ. Причем все это записывается, архивируется, сохраняется как наследие. Мы начинали в прошлом сезоне с лекций "Музыка в пространстве". А теперь мы хотим сделать "Историю стилей" — от эпохи Возрождения, музыки барокко и до наших дней. Сейчас мы продумываем формат такого образовательного проекта: планируем делать предварительную рассылку для зрителей с информацией о том, что именно они услышат на лекции, что могут узнать перед тем, как к нам прийти. А те, кто уже зарегистрируется и придет к нам на лекцию, получат теоретические знания и послушают небольшой концерт. Постфактум они получат от нас по почте обобщающие материалы по прослушанной теме. Это очень современный образовательный формат, своего рода "академия Зарядья". Мы планируем запустить в следующем сезоне также цикл лекций "Истина в кино" о саундтреках и классической музыке в кино и цикл, связанный с историей оперы. Я сама человек, любящий учиться и узнавать что-то новое, поэтому хожу на лекции и слушаю их с огромным интересом.

Какие могут быть шансы в следующем сезоне у ваших барочных проектов, ведь ситуация может кардинально не измениться и музыканты, объявленные в афише, снова не приедут?

Ольга Жукова: Я должна теперь делать оговорку: при условии стабильной ситуации в стране и в мире. Но я назову коллективы и имена, которые мы ждем: Джованни Антонини, Иэн Бостридж, Роберт Холлингворт, Леонардо Гарсия Аларкон, оркестр Europe Galante, хор Монтеверди, Джон Элиот Гардинер и другие. Сегодня трудно прогнозировать, как все сложится. Надеюсь, что нам удастся их привезти. Весь прошлый сезон нам очень помогал МИД и правительство — с визами, с приглашениями. Мы делаем все, чтобы это состоялось.

Сейчас мы готовим с замечательным театром "Странствующие куклы господина Пежо" новый проект — "Волшебный оркестр"

Зарядиться новым

Вопрос, который волнует публику. Прошлый сезон начинался в "Зарядье" с феноменальных сольных концертов Михаила Плетнева, игравшего программы сонат Бетховена. Он выступал и в других залах с РНО. А весной пошли отмены всех его выступлений. Что случилось?

Ольга Жукова: Так решил Михаил Васильевич: вероятно, ему необходимо сейчас уединение. Он гениальный музыкант. У нас запланировано с ним несколько необычных проектов в следующем сезоне. Предстоит 150-летие Скрябина, и мы хотели бы сделать с Михаилом Васильевичем скрябиновского "Прометея" со световой инсталляцией. Если, конечно, маэстро приедет. Но, говорят, шанс есть.

В начале следующего сезона у вас запланирована мировая премьера партитуры Ильи Демуцкого "Последний день вечного города". Неужели зал "Зарядье" стал уже заказывать сочинения, как крупнейшие залы и оркестры в мире?

Ольга Жукова: Нет, это заказ Минин-хора — большое музыкально-драматическое театрализованное действо с очень интересной литературной основой, включающей в себя тексты древних авторов, стихи Байрона, Бродского. Но мы тоже думаем заказывать музыку — для органа. Потому что для этого инструмента пишется очень мало современной музыки, в основном интерпретируется одно и то же. А в этом году будет отмечаться 90-летие Микаэла Таривердиева, который писал музыку для органа, и мы решили, что победители Конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, который проводит Вера Таривердиева, выступят у нас с финальным концертом. У меня появился и свой продюсерский проект в большом зале: театральная постановка "Граф Калиостро. Таривердиев. Опера пастиччо". Ставить спектакль будет прекрасный режиссер Роман Мархолия, а работать с солистами — руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. Это не будет постановка оперы Таривердиева "Граф Калиостро", хотя сюжет и герои будут связаны с ней, но в нашем проекте будет звучать много другой его музыки.

В "Зарядье" уже создавалась оригинальная театральная продукция, к примеру, проект Павла Каплевича "Рабочий и колхозница". Что еще из такого рода премьер можно ждать?

Ольга Жукова: В новом сезоне мы запланировали повторить оперу "Рабочий и колхозница", останется и проект Павла Каплевича "Щелкунчик", который мы показываем в новогодние дни. Но сейчас мы готовим с коллегами из Санкт-Петербурга — замечательным театром "Странствующие куклы господина Пежо", новый проект под названием "Волшебный оркестр". В этом спектакле, который мы покажем в первые новогодние дни, будут использоваться все технологии нашего зала, будет очень красивое зрелище. Мы запланировали много всего: у нас будет "Дева озера" Россини, будут фестивали, будут выступать лучшие исполнители. Наш зал живет. Мы растем, несмотря на все обстоятельства. И мне всегда хочется в нашем молодом зале пробовать что-то новое. Пусть даже не все получится, но надо пробовать, идти вперед, не останавливаться. Ни при каких обстоятельствах.

Справка "РГ"

В четвертом сезоне зал "Зарядье" заявил программы в 17 хэштегах. Часть афиши еще формируется. Из зарубежных исполнителей ожидаются Магдалена Кожена, Джойс ДиДонато, Иэн Бостридж, сэр Гардинер, Лена Белкина, Макс Эмануэль Ценчич, Джованни Антонини, Венский хор мальчиков, "Кронос-квартет", камерный Королевский оркестр Консертгебау. В хэштеге #зарядьедетям — концерты стипендиатов Фонда Владимира Спивакова, программы киноконцертов с участием Оркестра кинематографии, "Остров сокровищ" и "Баллады о Робин Гуде" с песочной анимацией, "Алиса в стране чудес" с РНО и Чулпан Хаматовой, "Щелкунчик" и др. Продажа билетов открыта на 50 процентов мест.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

В "Лаборатории Касперского" и ESET рассказали, сколько живут фишинговые сайты В "Лаборатории Касперского" и ESET рассказали, сколько живут фишинговые сайты
Hi-Tech42 минуты назад

В «Лаборатории Касперского» и ESET рассказали, сколько живут фишинговые сайты

МОСКВА, 28 июл — ПРАЙМ. Мошеннические сайты живут очень недолго, их создатели рассчитывают на массовость, рассказал РИА Новости руководитель отдела развития методов...

Российские ритейлеры начали получать уведомления от поставщиков о повышении в августе цен на кофе Российские ритейлеры начали получать уведомления от поставщиков о повышении в августе цен на кофе
Экономика3 часа назад

Российские ритейлеры начали получать уведомления от поставщиков о повышении в августе цен на кофе

МОСКВА, 28 июл – ПРАЙМ. Российские торговые сети начали получать уведомления от поставщиков о повышении в августе цен на кофе, пишет «Коммерсант».  Основной причиной...

В Минздраве разработали памятку для переболевших COVID-19 В Минздраве разработали памятку для переболевших COVID-19
Общество3 часа назад

В Минздраве разработали памятку для переболевших COVID-19

Когда COVID-19 наконец отступает, казалось бы, можно выдохнуть с облегчением и поскорее забыть о болезни. Но не тут-то было. Коварное...

В мире3 часа назад

Непривитых граждан Кувейта с августа не будут выпускать из страны

Москва. 28 июля. INTERFAX.RU — Правительство Кувейта объявило во вторник, что с 1 августа только вакцинированным от COVID-19 гражданам будет...

Как не стать жертвой мошенников при продаже недвижимости, в которой живут дети Как не стать жертвой мошенников при продаже недвижимости, в которой живут дети
Экономика4 часа назад

Как не стать жертвой мошенников при продаже недвижимости, в которой живут дети

Продажа квартиры или дома, в которых прописаны или частью которых владеют дети, — дело серьезное. Для того чтобы сделку не...

Как не стать жертвой мошенников при продаже недвижимости, в которой живут дети Как не стать жертвой мошенников при продаже недвижимости, в которой живут дети
Общество4 часа назад

Как не стать жертвой мошенников при продаже недвижимости, в которой живут дети

Продажа квартиры или дома, в которых прописаны или частью которых владеют дети, — дело серьезное. Для того чтобы сделку не...

Первое место по уровню средней зарплаты заняла Чукотка, на втором — ЯНАО, на третьем — Москва Первое место по уровню средней зарплаты заняла Чукотка, на втором — ЯНАО, на третьем — Москва
Экономика4 часа назад

Первое место по уровню средней зарплаты заняла Чукотка, на втором — ЯНАО, на третьем — Москва

МОСКВА, 28 июл – ПРАЙМ. Первое место по уровню средней зарплаты в России занимает Чукотский автономный округ, на втором — ЯНАО, а на третьем — Москва....

Как тхэквондо стало нашим Как тхэквондо стало нашим
Спорт4 часа назад

Как тхэквондо стало нашим

Сразу после боя Владислав не сдерживал эмоций: все-таки к этому успеху он целенаправленно шел в течение 18 лет, с тех...

В мире4 часа назад

МИД Кубы заявил об осаде посольства страны в Вашингтоне

Москва. 28 июля. INTERFAX.RU — МИД Кубы сообщает о продолжающейся осаде посольства страны в Вашингтоне. «Продолжается осада наших дипломатических миссий,...

Виталина Бацарашкина завоевала вторую медаль в Токио Виталина Бацарашкина завоевала вторую медаль в Токио
Спорт4 часа назад

Виталина Бацарашкина завоевала вторую медаль в Токио

В финале Бацарашкина и Черноусов встречались с представителями Китая Цзян Жаньсинь и Пан Вэй. Увы, выиграть золото нашим не удалось...

Advertisement

Популярное