Connect with us

Общество

Психолог: Как в пандемию учителям и родителям побороть злость и досаду

Психолог: Как в пандемию учителям и родителям побороть злость и досаду

Published

on

Психологи-волонтеры проекта бесплатной психологической помощи #МыРядом2020 отмечают рост заявок от педагогов. Уже с начала нового учебного года стало ясно, что учителям крайне сложно адаптироваться к работе в условиях обострения пандемии. С какими трудностями они сталкиваются и как педагогам справляться со стрессом, рассказала идеолог проекта, екатеринбургский психолог Надежда Сафьян. Психолог: Как в пандемию учителям и родителям побороть злость и досаду

Фото: iStock

Надежда, если сравнить с весной, когда школы переходили на дистант, что изменилось в работе педагогов?

Надежда Сафьян: Весной у педагогов не было такой острой ситуации. Многим было непросто перейти на дистант, но фокус сохранялся на учебном процессе. Сейчас ситуация поменялась, педагогам добавили новые функции — кроме организации учебного процесса, им приходится следить за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Дополнительная нагрузка провоцирует стресс и, как следствие, рост числа обращений к нам.

С каким проблемами к вам приходят педагоги?

Надежда Сафьян: Как правило, это нападки от родителей — по поводу и без. У родителей множество вопросов: когда и у кого будут брать тесты, если в классе, допустим, выявлен заболевший коронавирусом, где узнавать результаты и так далее.

Отвечать на эти вопросы, по мнению родителей, должны педагоги. А они находятся в той же ситуации, в какой весной были врачи: протоколы, регламенты, правила меняются, уследить за ними трудно. Тем не менее педагогам приходится искать ответы, разбираться в ситуациях.

Никуда не исчезли конфликты с учениками — еще один стрессовый фактор. Третий момент — педагоги тоже болеют. И в этой ситуации они не только испытывают тревогу за свое здоровье, но и чувство вины, что не включены в учебный процесс, не могут выполнить свои рабочие функции, подводят коллектив, учеников.

Как все это отражается на эмоциональном состоянии педагогов?

Надежда Сафьян: Много раздражения и злости, они могут срываться на учениках и чувствовать вину за это. Мы все сейчас находимся в стрессовой ситуации, и злость — естественная эмоция. Но нужно понимать: злость — лишь верхушка айсберга.

Как ее подавить?

Надежда Сафьян: Просто подавлять ее нельзя, это грозит развитием психосоматических явлений, потерей собственных ресурсов и дополнительной нагрузкой на психику. Но надо понимать: злость — это пожарная сигнализация. И отнестись к ней нужно именно как к сигналу.

Паниковать не стоит: бегая с криками «Пожар-пожар!», огонь не потушить. Следует прислушаться к себе и понять, что кроется за злостью. Педагогам важно быть примером, поэтому они всегда берут на себя чрезмерную ответственность: им нужно держать ситуацию под контролем и транслировать детям правильные модели поведения. А сейчас они сталкиваются с ситуациями, когда нет ответа, что правильно, а что нет.

Потеря контроля, бессилие что-то изменить вызывают серьезные эмоциональные переживания. Чаще всего — бессознательное ощущение «Это я плохой, это я не справляюсь с ситуацией». А следом, особенно, если кто-то бросил в лицо обидное слово, идет реакция в виде злости. Важно расставлять приоритеты: понижать планку к самому себе. Если педагог по-прежнему предъявляет к себе высокие требования, он стресс только усугубит.

А как справляться с ощущением бессилия?

Надежда Сафьян: Первый шаг — признать его. Да, я не в силах остановить коронавирус, уберечь родных, качественно обучить детей в таких условиях. А потом задать себе вопрос: «Но что я все-таки могу?».

Вот это «Что я могу» очень часто бывает исцеляющим для педагогов. Например, могу объединиться с коллегами — поговорить, посоветоваться. Объединиться с родителями учеников, с самими учениками — вместе подумать, как в условиях такой «турбулентности» организовать учебный процесс максимально качественно и удобно.

И не нужно решать глобально, нужно двигаться маленькими шажками. Ожидается неделя дистанта? Собраться и подумать, как пережить именно эту неделю. Учителям, родителям и даже ученикам нужно не конфликтовать, не нагнетать атмосферу, а поддерживать друг друга. Только так можно справиться.

Не быть слишком требовательным к себе, фокусироваться на возможностях, объединяться с другими — это вполне применимо ко всем, не только к педагогам. Так?

Надежда Сафьян: Совершенно верно. Советы достаточно универсальны. К ним можно добавить заботу о себе: здоровый сон, полноценное правильное питание, обязательная физическая нагрузка и свежий воздух.

Справка «РГ»

Психологи-волонтеры проекта #МыРядом2020 оказывают экстренную психологическую помощь всем, кто находится в кризисной ситуации. Номера телефонов для заявок по разным ситуациям можно найти на сайте.

Психолог: Как в пандемию учителям и родителям побороть злость и досадуПредоставлено проектом #МыРядом2020

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.

Общество

Сдавать и не сдаваться

Сдавать и не сдаваться

Published

on

Важная новость для нынешних десятиклассников, которые будут сдавать ЕГЭ в 2022 году: Федеральный институт педагогических измерений публикует перспективные модели ЕГЭ. Как изменится Единый госэкзамен? Правда ли, что задания станут сложнее? Сократится ли количество 100-балльников? На самые острые вопросы отвечает заместитель директора ФИПИ Ольга Котова. Сдавать и не сдаваться

Пока 10-классники изучают новые задания, ученики 11 классов вышли на финишную прямую перед ЕГЭ. Фото: РИА Новости

Ольга Алексеевна, многих волнует: будут ли новые задания использоваться в ЕГЭ 2021 года?

Ольга Котова: Нет, не будут! Перспективные модели ЕГЭ никак не затрагивают выпускников 2021 года. Ребята, которые сейчас заканчивают школу, будут сдавать экзамены по тем моделям, которые были опубликованы еще в августе и уже утверждены. Никаких изменений здесь не планируется.

Что касается ЕГЭ-2022 — то изменения действительно будут. И это не наша прихоть, задачи усложнить экзамен не стоит. Все дело в том, что именно в 2022 году школу будут заканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным стандартам. А в них совершенно другие подходы. Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы. Но никаких "революций" мы не планируем. Переход от проверки знаний к практике будет постепенным. И те перспективные задания, которые напугали некоторых, — это еще не утвержденные модели ЕГЭ 2022 года.

Что же это?

Ольга Котова: Хорошее сравнение — концепт-кар в автопроме. Когда крупнейшие производители показывают на Женевском автосалоне свои новейшие разработки и идеи, это вовсе не значит, что все они обязательно сегодня пойдут в производство и завтра появятся на дорогах. Так же и здесь. ФИПИ — научное учреждение. Мы не только разрабатываем задания для экзамена текущего года. Мы создаем новые подходы к оцениванию учебных достижений, новые технологии, которые могут потом в течение нескольких лет аккуратно внедряться. А могут и не внедряться никогда. Перспективные модели ЕГЭ — это именно такая концептуальная разработка.

Перспективные модели ЕГЭ никак не затрагивают выпускников 2021 года. Никаких изменений здесь не планируется

Мы обсуждаем ее с профессиональным сообществом, апробируем все, что только можно. Новые элементы будут внедряться в реальный экзамен постепенно и только после длительного обсуждения. В первом этапе апробации в декабре прошлого года приняли участие более 36 тысяч одиннадцатиклассников из 21 региона. Задания выполняли ребята с высокой, средней и слабой подготовкой. Впереди детальный анализ результатов, тех замечаний и предложений, которые к нам уже поступили от специалистов из всех регионов нашей страны. Еще один этап апробации планируется весной. Затем сформируем конкретные планы поэтапной корректировки моделей контрольных измерительных материалов ЕГЭ в 2022-2024 годах.

Какие трудности вы уже увидели?

Ольга Котова: "Традиционные" для российской школы — связанные с чтением и пониманием текста. Некоторые ребята не могут правильно прочитать инструкции по выполнению задания и тексты, предложенные для анализа в ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию. Считывают только ключевые слова-маркеры и упускают важные детали. Но для нас это тоже сигнал — мы уже видим, как нужно скорректировать задания, инструкции, чтобы дети лучше их понимали.

Кроме того, мы заметили, как по-разному выпускники воспринимают одинаковые по сложности и по структуре тексты, написанные на разные темы. Например, в ЕГЭ по русскому языку задания к тексту о кино и фильмах ребята выполняли гораздо лучше, чем аналогичные задания к тексту о проблеме переработки бытовых отходов. То есть более привлекательный для выпускников контекст может иметь ключевое значение для успешности.

Еще один момент — мы очень четко увидели негативные последствия натаскивания на типовые задания. Даже сильные ребята с хорошей подготовкой очень тяжело воспринимают объективно простые, но незнакомые задачи. То есть те, формулировка которых им раньше не встречалась. Так, по математике сложное, но уже известное типовое задание по программе старшей школы на свойства производной ребята решали лучше простых, но новых задач уровня 7-9 классов. Похожие затруднения во время апробации возникли у ребят при выполнении простых расчетов концентрации химических веществ в ЕГЭ по химии.

Так что практика натаскивания действительно очень вредит качеству образования. Если дети видят что-то новое, выходящее за рамки заученного шаблона, они с трудом перестраиваются.

В ОГЭ для девятых классов появились очень практические задачи: как рассчитать плитку для дорожек на садовом участке, сколько банок краски нужно, чтобы покрасить стены… В ЕГЭ такая практика будет?

Ольга Котова: В ЕГЭ мы уходим от бытового контекста и движемся в сторону предпрофессионального: большинство выпускников 11-х классов хотят стать студентами и получить современную профессию. Например, по физике и биологии предложены задания, связанные с планированием и проведением опытов, по обществознанию — анализ результатов социологического исследования. В модели по химии есть задания, связанные по смыслу с материаловедением и энергетикой, экологией и здравоохранением; по биологии — с медициной, экологией, агрономией и ветеринарией; по географии (помимо собственно географии) — с экологией и экономикой; по математике — инженерный, экономический аспекты, контекст разработок в области робототехники и искусственного интеллекта.

В ОГЭ по химии и физике также добавлены реальные эксперименты с пробирками и приборами. Будет ли это в ЕГЭ-2022?

Ольга Котова: Нет, в ЕГЭ 2022 года реальных экспериментов с пробирками и приборами не будет. Как вы знаете, из-за пандемии в прошлом году ОГЭ провести не удалось. В 2021 году в ОГЭ тоже отменены предметы по выбору. Получилась ситуация, когда в утвержденных заданиях экзамена для девятых классов реальные эксперименты есть, но на практике вся страна в химический эксперимент еще не вошла. Поэтому перед тем, как предлагать реальные эксперименты в ЕГЭ, необходимо все-таки провести для всей страны ОГЭ в новом формате, еще раз проанализировать оснащенность школ оборудованием, готовность учителей работать с ним в рамках старшей школы, обсудить возможные проблемы.

Очень много вопросов у учителей-"словесников" вызвали перспективные модели по русскому языку: эксперты ФИПИ убрали три "коротких" задания на знаки препинания, которые занимали от силы 1-2 минуты. Вместо них появились задания на анализ довольно объемных текстов. А время экзамена не увеличилось. Успеют ли выпускники сделать всю работу?

Ольга Котова: У меня встречный вопрос: а кто делал эти задания за 1-2 минуты? Утверждения некоторых коллег во многом оценочные и не подтверждены конкретными данными. Время выполнения каждого задания — это индивидуальная характеристика ученика, который работает в своем темпе. Оно зависит от внимательности, владения функциональным чтением, работы памяти, эмоционального состояния ребенка — нужно учитывать огромное количество параметров.

Апробация как раз и поможет нам собрать информацию о том, сколько времени у ребят с разным уровнем подготовки, родным или неродным русским языком уходит на выполнение каждого задания. Если мы увидим, что нужно увеличивать время экзамена — конечно, оно будет увеличено. Но это нужно делать на основе объективных данных, а не эмоций.

Учителя математики тоже в панике: в профильном экзамене появились задания на комплексные числа, которые в некоторых школах дети просто не проходят. Как сдавать ЕГЭ?

Ольга Котова: По Закону "Об образовании в РФ" каждая школа, исходя из конкретных условий работы, формирует свою основную образовательную программу. Поэтому в нашей стране более 40 тысяч основных образовательных программ! И я не исключаю, что в каких-то школах эту тему решили в программу не включать. Кроме того, если вы посмотрите действующие стандарты (ФГОС) для старших классов, на которые мы окончательно перейдем 2022 году, то увидите, что в них предполагается профильное обучение с углубленным изучением некоторых предметов. Например, медико-биологический, физико-математический, экономический, гуманитарный и другие классы. Комплексные числа востребованы на специальностях, связанных с инженерией, физикой, с робототехникой, с искусственным интеллектом. Выпускники, которые готовятся поступать в вузы по этим и другим направлениям, где нужна профильная математика, после девятого класса выбирают соответствующий профиль.

Практика натаскивания очень вредит. Если дети видят на ЕГЭ что-то новое, выходящее за рамки заученного шаблона, они с трудом перестраиваются

И еще раз напомню: сейчас проходит апробация и обсуждение заданий. Если мы увидим, что задание "не работает", в том числе потому что тема, по которой оно составлено, не изучается в большинстве школ, то такое задание не будет включаться в экзамен. Или же его включение будет отложено на несколько лет.

В ЕГЭ по биологии, как уверяют учителя, тоже добавились задания олимпиадного уровня — на стыке с математикой, химией, физикой. Как подготовить ребенка, если на биологию отводится всего один час в неделю?

Ольга Котова: Давайте по порядку. Первое. Категорично отделить биологию от других естественных наук просто невозможно. Поэтому межпредметные связи в экзамене действительно есть, но они не играют ключевую роль. И проводить простые математические расчеты при изучении биологии необходимо. Почему-то коллег не смущают расчетные задачи в физике, химии или географии, а простой расчет по биологии объявляется "олимпиадным заданием".

Второе. В экзамене по любому предмету есть задания и базового, и повышенного, и высокого уровня сложности. Последние всегда требуют глубоких системных знаний, логического мышления, аналитических навыков. Здесь недостаточно воспроизвести заученные шаблоны и алгоритмы. Это не проверка памяти.

Третье. ЕГЭ — это отбор самых подготовленных ребят для поступления в вуз. Разные вузы предъявляют разные требования к уровню подготовки выпускников. Экзамен по биологии позволяет ребятам с разными баллами поступать и в медицинские вузы, и на биологические факультеты классических университетов, и на специальности, связанные с пищевыми производствами, психологией, лесной промышленностью и аграрным хозяйством.

Ну и четвертое. Как я уже говорила, современные школьные стандарты предполагают, что 10-11 классы — профильные, с глубоким системным изучением предмета. Непрофильные для ребят предметы изучаются на базовом уровне (тот самый 1 час в неделю). Без дополнительных занятий и усилий со стороны школы и самого выпускника одного часа в неделю, конечно, будет недостаточно для получения 100 баллов ЕГЭ.

С большими столичными школами все понятно: там тысячи учеников, десятки профильных классов в параллели. Выбирай, какой хочешь. А как быть маленькой сельской школе, где, может быть, всего один ученик выбрал профильную математику или биологию? Если учитель не готов и не может подготовить его по теме тех же комплексных чисел?

Ольга Котова: Об этом вам, наверно, лучше расскажут коллеги в министерстве просвещения. Но все-таки попытаюсь объяснить. Во-первых, не стоит недооценивать сельские школы: в них есть масса сильных, талантливых учителей. Профессионалов, которые дают действительно качественные знания по предмету. Во-вторых, в помощь им уже сегодня созданы широкие возможности в рамках дополнительного образования, дистанционных технологий. К концу 2021 года абсолютно все российские школы будут подключены к высокоскоростному интернету. Любой учитель и ученик могут воспользоваться бесплатными ресурсами по подготовке и методическими материалами на сайте ФИПИ, например, навигатором для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Или, к примеру, открытыми курсами от лучших педагогов Московского центра педагогического мастерства, сочинского образовательного центра "Сириус", материалами Российской электронной школы, различными региональными образовательными ресурсами.

Многие родители опасаются, что количество 100-балльников в 2022 году уменьшится. Ваш прогноз?

Ольга Котова: Модели ЕГЭ 2022 года еще не сформированы. И давать какие-то прогнозы сейчас абсолютно бессмысленно. Мы понимаем, что учительское и репетиторское сообщества крайне болезненно относятся к любым изменениям в ЕГЭ, даже если речь идет об изменении порядка слов в типовом задании. Именно поэтому мы разрабатываем перспективные модели, долго апробируем и обсуждаем их и лишь потом принимаем взвешенное решение. Родителям же нужно понимать: 2022 году все выпускники будут в равных условиях. Не будет такого, что в одном регионе задания будут легче, а в другом сложнее. Модели экзаменационных работ единые для всех. Сейчас мы будем решать, какие новые задания включить в реальный экзамен 2022 года, как выстроить шкалу их оценивания, как переводить первичные баллы в 100-балльную шкалу. Это серьезная научная задача — обеспечить сопоставимость результатов ЕГЭ 2022 года и прошлых лет. Не сомневаюсь, что у нас все получится.

Где на сайте ФИПИ можно включиться в общественное обсуждение?

Ольга Котова: Можно направить свои замечания и предложения по перспективным моделям ЕГЭ на электронную почту ФИПИ: fipi@fipi.ru Мы все замечания анализируем и отвечаем каждому, кто к нам обращается.

Увидеть все новые задания можно по этой ссылке.

Сдавать и не сдаваться Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Ксения КолесниковаКстати

Пока 10-классники изучают новые задания, ученики 11-х классов уже вышли на финишную прямую в подготовке к ЕГЭ. До 1 февраля нужно успеть подать заявления о том, какие экзамены по выбору они будут сдавать уже в этом году.

Напомним, в 2021 году досрочная сдача ЕГЭ отменяется. Экзамен пройдет только для поступающих в вузы с 31 мая по 2 июля. Дополнительный период — с 12 по 17 июля. Кто не будет поступать в вуз, сдают Государственный выпускной экзамен по двум предметам: русскому языку и математике — с 24 по 28 мая. Это форма контрольной работы, которая проводится в школе. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

ЕГЭ по русскому языку можно будет не сдавать тем, кто не поступает в вуз. Но если собрался поступать, сдавать придется, так как русский язык принимают абсолютно на все специальности в вузы. Даже технические. Работа по русскому языку рассчитана на 3,5 часа. Минимальная проходная планка в вузы, установленная Рособрнадзором, 36 баллов. Но в реальности, чтобы попасть на бюджет в большинство университетов, надо "заработать" не менее 60 баллов или выше.

Профильная математика требуется почти на половине всех специальностей: и будущему биоинформатику, и психологу, и инженеру, и социологу… Минимальный балл Рособрнадзора — 27. На всю работу дается почти четыре часа. По сравнению с прошлым годом, изменений в ЕГЭ по математике нет.

Эксперты советуют реально рассчитывать свои силы. Нужно понимать, что не для каждого хороший результат ЕГЭ — это только 100 баллов. А тот балл, который вы с имеющимся уровнем подготовки реально можете получить, или чуть-чуть выше. Выберите несколько вузов, посмотрите, с какими баллами туда поступали в прошлом году. Прикиньте свои оценки по другим предметам и составьте "вилку": вот сюда я смогу поступить, если наберу, допустим, 80 баллов. А вот этот вуз будет запасным: здесь хватит и 65.

В 2021 году ЕГЭ по информатике впервые пройдет на компьютерах. Для выпускников уже опубликован онлайн-тренажер по этому предмету. Можно зайти, прокликать все задания — на то же практическое программирование. Выпускнику придется самому составить и отладить программу на одном из языков: С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Еще есть задания на работу с электронными таблицами и информационный поиск.

Как у них

В британских школах отменили выпускные экзамены

Из-за тяжелой ситуации с коронавирусом британские власти сделали то, о чем хоть раз в жизни мечтает каждый школьник, — отменили выпускные экзамены. Речь идет о двух тестированиях: GCSE — что-то вроде нашего ОГЭ и A-Level — аналоге ЕГЭ, без которого в большинстве случаев нельзя поступить в университет. По задумке правительства вместо экзаменационных баллов выпускники получат итоговые оценки, которые выставят им учителя за работу в течение года. Пока в министерстве образования лишь ведутся консультации о том, как именно педагоги будут оценивать детей. Вероятно, для этого сгодится все: эссе, курсовые работы, домашние задания. Кроме того, комиссии, отвечавшие ранее за составление экзаменов, могут подготовить для школьников специальные проверочные тесты, оценки за которые поставят учителя. При этом, как уточняется на сайте британских властей, на обсуждение выдвинут вопрос о том, чтобы позволить педагогам самим выбирать подобные тесты, исходя из того, что ученики успели пройти по программе, а что нет. Как передает BBC, на консультации также обсудят возможность публикации итоговых оценок уже в начале июля, а не в августе, как это обычно бывало с экзаменами. Таким образом, школьникам хотят дать больше времени на подачу апелляций в случае несогласия с выставленными баллами.

От выпускных школьных экзаменов отказались и в канадской провинции Квебек. Как пишет газета Montreal Gazette, в этом году колледжи — следующая ступень квебекского образования — при приеме абитуриентов также будут опираться на оценки, выставленные учителями. Причем, как заявил министр образования провинции Жан-Франсуа Роберж, в приоритете при выставлении баллов будет именно грядущий весенний семестр, когда ученики смогут наконец вернуться в классы после удаленки. А во Франции был принят указ, оставляющий за правительством право отменить экзамены или изменить их структуру в случае ухудшения эпидемиологической ситуации. Причем сделать это могут всего за две недели до начала тестирований. В первую очередь это касается выпускных экзаменов, дающих возможность продолжить обучение в университете.

Подготовила Диана Ковалева

Continue Reading

Общество

Маски не допустят срывов

Маски не допустят срывов

Published

on

Мелита Вуйнович: COVID-19 может стать сезонным вирусом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) продолжает выяснять, как появился вирус SARS-CoV-2. На днях миссия ВОЗ прибыла в Ухань, откуда коронавирус, как считается, распространился по миру.

В самой ВОЗ нет единого мнения о том, будет ли нынешний год более спокойным или, наоборот, более тяжелым по заболеваемости коронавирусом. Но в том, что пандемия не закончится и вирус никуда не денется, эксперты уверены. Но ждать ли нам хотя бы спада заболеваемости к весне или лету? Много ли удалось узнать за год о вирусе? Не пора ли снимать ограничения, ведь многие из них на практике "не работают"? На эти вопросы в интервью "Российской газете" ответила представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович.

Когда в России может начаться спад заболеваемости?

Мелита Вуйнович: Последние новости о вакцинах вселили в нас надежду, мы начинаем видеть свет в конце туннеля, и этот свет становится все ярче, поскольку все больше стран предпринимают шаги по подготовке к массовой вакцинации или уже начали ее проводить, как, например, Россия. Но мы должны помнить, что, хотя вакцины помогут положить конец пандемии, они не решат всех проблем. Поскольку кризис COVID-19 продолжается, нам все еще необходимо предпринимать все необходимые меры для предотвращения распространения вируса и снижения числа смертей, то есть продолжать практиковать физическое дистанцирование, гигиену рук, респираторный этикет, самоизоляцию и карантин — все то, что обеспечивает нашу безопасность.

Насколько ВОЗ приблизилась к разгадке тайны вируса? Как-то трансформировалась первоначальная версия о том, что вирус перешел от летучих мышей к человеку?

Мелита Вуйнович: Появление нового вируса в человеческой популяции — одна из самых сложных проблем, стоящих перед эпидемиологами. Бактерии и вирусы животного происхождения вызывают целый ряд наиболее распространенных и смертоносных болезней человека. В связи с усилением этой тенденции в последние десятилетия животные, по оценкам экспертов, являются источником примерно 70% новых или возвращающихся возбудителей болезней. На выяснение причин преодоления инфекционной болезнью барьера между животными и человеком могут уйти годы. Однако понимание того, как начинаются эпидемии, имеет решающее значение для предотвращения дальнейших случаев передачи инфекции человеку.

С момента выявления первой группы случаев заболевания атипичной пневмонией (коронавирус относится к атипичной пневмонии) в Ухане в конце 2019 года ВОЗ ведет поиск фактических данных о том, каким образом вирусу удалось изначально совершить скачок от животных к человеку.

С учетом масштабов и сложного характера пандемии COVID-19 для определения одного или более промежуточных хозяев и источника вируса будет необходимо провести ряд всеобъемлющих исследований на территории Китая и других стран. В эти дни международная группа ученых из десяти институтов и стран, включая Россию, начинают миссию в Китай, чтобы вместе со своими китайскими коллегами провести научные исследования происхождения вируса и проанализировать их.

Человек может иметь положительные по результатам тесты ПЦР в течение многих недель после заражения, но это не означает, что он заразен

Почему этот вирус обладает столь мощной проникающей силой и продолжительностью воздействия? Например, свиной и птичий грипп вспыхнули и затухли.

Мелита Вуйнович: Человеческая популяция раньше не встречалась с SARS-CoV-2, и поэтому оказалась совершенно беззащитной против новой угрозы. Сравнения его с "испанкой" сегодня вполне корректны, а вот с атипичной пневмонией или ближневосточным респираторным синдромом — не вполне (H1N1 остался, а ближневосточный синдром практически исчез). Вирус постепенно адаптируется к человеческой популяции и становится "привычной" сезонной респираторной инфекцией. Возможно, в скором будущем мы узнаем, почему так происходит с одними возбудителями и не происходит с другими.

Не считаете ли вы, что одни из причин массового распространения коронавируса — не правильно подобранная методика тестирования и ограничительные меры?

Мелита Вуйнович: Эффективные ответные меры на COVID-19 включают в себя комплексную стратегию надзора и тестирования. В своих рекомендациях по ответным действиям на COVID-19 ВОЗ указывает соответствующие стратегии эпиднадзора для стран, находящихся на разных стадиях пандемии.

Высокий уровень положительных результатов тестов может указывать на то, что мы упускаем из виду многие случаи, но только этих показателей недостаточно для информирования решений об изменениях в стратегии реагирования, и их следует рассматривать вместе с другими критериями, такими как количество тестов, скорость тестирования, стратегия тестирования, отслеживание контактов, и потенциал системы здравоохранения. Для стран, которые рассматривают возможность отмены мер общественного здравоохранения и социальных мер (например, локдауна), в руководстве ВОЗ изложены ориентировочные критерии тестирования; как правило, не более 5% тестов должны быть положительными, по крайней мере, в течение последних двух недель, при условии, что эпиднадзор за подозреваемыми случаями является всеобъемлющим. Предполагается, что комплексное наблюдение и тестирование подозрительных случаев составляет около 1 человека на 1000 населения в неделю.

Будут ли даны рекомендации отказаться от ПЦР-диагностики?

Мелита Вуйнович: Тесты можно разделить на две категории: те, которые проверяют, инфицирован ли человек сейчас, и те, которые проверяют, был ли человек инфицирован ранее. Несмотря на то, что тесты ПЦР надежны, они требуют значительной лабораторной инфраструктуры и ресурсов, что может быть проблематичным в условиях ограниченных ресурсов. Быстрые тесты на антигены являются многообещающей альтернативой, поскольку они дешевле, быстрее и проще в проведении. Однако их надежность варьируется. ВОЗ выпустила руководство по их использованию и предоставила список использования в чрезвычайных ситуациях.

Человек может иметь положительные по результатам тесты ПЦР в течение многих недель после заражения. Это не обязательно означает, что он заразен. Чтобы быть заразным, надо распространять живой вирус. Согласно предварительным исследованиям, большинство пациентов заразны в течение 8-9 дней после появления симптомов, хотя инфекционный период может быть дольше у пациентов, которые тяжело больны.

Рекомендация ВОЗ о периоде карантина в 14 дней основана на имеющейся информации об инкубационном периоде. Средний инкубационный период составляет 5-6 дней с верхней границей в четырнадцать дней.

Сейчас появляются данные о мутации коронавируса. Почему не надо переделывать вакцины от коронавируса?

Мелита Вуйнович: Великобритания сообщила, что новый штамм более заразен, но сведений о том, что он вызывает более тяжелое заболевание или созданные вакцины против него менее эффективны, пока нет. Сейчас новый вариант определяется наличием 14 мутаций, некоторые из которых могут повлиять на степень контагиозности вируса, то есть способности передаваться от больного к здоровому человеку или тяжести заболевания. По состоянию на 5 января 2021 года помимо Великобритании, еще 40 стран сообщили о случаях VOC 202012/01 (британского штамма коронавируса). ВОЗ призывает все страны усилить тестирование и секвенирование вируса для эффективного отслеживания любых изменений и реагирования на них.

Исходя из того, что все новые штаммы коронавируса первично были выявлены существующими тест-системами (ПЦР), можно сделать заключение, что эти тест-системы "работают" в отношении мутировавшего вируса. Данных о том, что созданные вакцины не защищают от нового штамма, пока нет. Время покажет. Хороший пример — вакцина против кори (независимо от производителя и использованного производственного штамма) защищает от всех известных 22 генотипов вируса кори.

Сколько сохраняются антитела после заболевания?

Мелита Вуйнович: Текущее понимание иммунного ответа на COVID-19 состоит в том, что у большинства инфицированных людей иммунный ответ развивается в течение нескольких недель после заражения. Нет точной информации о том, насколько сильны эти антитела и как долго действуют. Имеющиеся сведения показывают, что иммунный ответ может сохраняться в течение нескольких месяцев. Поскольку это новое заболевание, исследования продолжаются, и наши знания будут дополняться.

Сколько сейчас в мире официально подтвержденных случаев повторного инфицирования COVID-19?

Мелита Вуйнович: Когда речь идет о "повторном" заболевании COVID-19, то сразу должен возникать вопрос — действительно ли это был COVID-19 или это ошибка диагностики? Однозначно ответить на эти вопросы пока очень трудно (нужны сертифицированные референс-тесты и повторные исследования). Пока трудно говорить о статистике повторных заболеваний.

Есть ли предпосылки к тому, что COVID-19 станет сезонным заболеванием? А если станет, то будут ли ослабевать его поражающие способности?

Мелита Вуйнович: Предпосылки есть, но для однозначного ответа надо понаблюдать несколько сезонов. Чтобы рассмотреть возможность устранения или искоренения COVID-19, надо посмотреть, как долго вакцины обеспечивают иммунитет и насколько эффективны программы вакцинации для достижения высокого иммунитета.

Но даже наличие высокоэффективной вакцины не гарантирует, что мы сможем полностью уничтожить или искоренить вирус. Вероятный сценарий в контексте эффективной глобальной программы вакцинации состоит в том, что в будущем вирус станет эндемическим вирусом с низким уровнем угрозы.

Наш TelegramКомментарии

Continue Reading

Общество

Голикова: Переболевшим коронавирусом не нужно торопиться с прививкой

Голикова: Переболевшим коронавирусом не нужно торопиться с прививкой

Published

on

Тем, кто переболел коронавирусом, пока не следует торопиться с прививкой, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на брифинге в правительстве в понедельник, 18 января. Она пояснила, что после перенесенного заболевания антитела в организме переболевшего человека могут снижаться, но это не значит, что уходит клеточный иммунитет или клеточная память.

"Повторно люди заболевают крайне редко. Это единичные случаи. И об этом свидетельствуют все наши наблюдения", — сказала она.

Вице-премьер также подчеркнула, что вакцинация от коронавируса добровольная и бесплатная. А развернутые объемы производства вакцины позволяют привить от коронавируса 20 млн граждан в ближайшие три месяца. В числе важных условий — отсутствие медицинских противопоказаний, подчеркнула вице-премьер.

По ее словам, в дальнейшем, благодаря наращиванию объемов производства и увеличению количества прививочных пунктов, вакцинация станет доступнее. И если сегодня россиянам доступна только одна вакцина — "Спутник V", то уже к концу марта их будет три. К этому времени в гражданский оборот будут запущены вакцины "ЭпиВакКорона" Центра "Вектор" и "КовиВак" Центра имени Чумакова.

Голикова отметила, что перед выпуском в гражданский оборот Росздравнадзор проверяет качество, эффективность и безопасность каждой партии препарата.

Наш TelegramКомментарии

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Сдавать и не сдаваться Сдавать и не сдаваться
Общество2 часа ago

Сдавать и не сдаваться

Важная новость для нынешних десятиклассников, которые будут сдавать ЕГЭ в 2022 году: Федеральный институт педагогических измерений публикует перспективные модели ЕГЭ....

Общество2 часа ago

Маски не допустят срывов

Мелита Вуйнович: COVID-19 может стать сезонным вирусом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) продолжает выяснять, как появился вирус SARS-CoV-2. На днях миссия...

Культура2 часа ago

Доходы и расходы

Если исходить из практики прошедшего года, похоже, что наши фильмы, снятые на государственные деньги, и в 2021 году вряд ли...

Пять продуктов, которые помогают ускорить метаболизм и сбросить вес Пять продуктов, которые помогают ускорить метаболизм и сбросить вес
Здоровье3 часа ago

Пять продуктов, которые помогают ускорить метаболизм и сбросить вес

© pixabay.com Иногда, чтобы похудеть, стоит не убирать из рациона продукты, а, наоборот, добавлять. Это касается тех продуктов, которые могут ускорить метаболизм,...

Общество3 часа ago

Голикова: Переболевшим коронавирусом не нужно торопиться с прививкой

Тем, кто переболел коронавирусом, пока не следует торопиться с прививкой, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на брифинге в правительстве в понедельник,...

Исследования российской вакцины от COVID-19 в виде спрея проходят успешно Исследования российской вакцины от COVID-19 в виде спрея проходят успешно
Здоровье4 часа ago

Исследования российской вакцины от COVID-19 в виде спрея проходят успешно

© pexels.com В ходе доклинических исследований новой вакцины от коронавируса, которую разрабатывают в НИИ гриппа им. А. А. Смородинцева в Петербурге, получены хорошие результаты по ее безопасности и иммуногенной...

Пять полезных свойств зеленого чая, о которых вы могли не знать Пять полезных свойств зеленого чая, о которых вы могли не знать
Здоровье4 часа ago

Пять полезных свойств зеленого чая, о которых вы могли не знать

© pexels.com Зеленый чай — напиток, приготовленный путем запаривания, обжаривания и высушивания листьев растения Camellia sinensis. Это один из самых популярных напитков во всем...

Общество4 часа ago

Из-под сошедшей на Домбае лавины спасли женщину

Спасателям удалось вызволить из-под сошедшей на курорте Домбай снежной лавины женщину. Как сообщает ТАСС, пострадавшую передали медикам. Как писала "РГ",...

Общество4 часа ago

До конца марта привиться от COVID-19 смогут более 20 млн россиян

Привиться от коронавируса в первые три месяца этого года сможет каждый седьмой россиянин. Об этом в понедельник, 18 января, заявила...

Пить или не пить: что говорят новые исследования о витамине D при COVID Пить или не пить: что говорят новые исследования о витамине D при COVID
Здоровье4 часа ago

Пить или не пить: что говорят новые исследования о витамине D при COVID

© pixabay.com Во время пандемии коронавируса многие ученые обратили особое внимание на витамин D. Некоторые исследования показывали, что нормальный уровень этого витамина...

Популярное