Connect with us

Культура

Прочитано в Le Figaro: Юбилейный год, когда захотели отменить Бетховена

Прочитано в Le Figaro: Юбилейный год, когда захотели отменить Бетховена

Published

on

«Слишком белый, слишком мужчина, слишком старый…» — под таким подзаголовком парижская газета Le Figaro опубликовала статью, в которой дается отпор нападкам на Бетховена со стороны тех, кто называет великого композитора символом дискриминации и элитизма классической музыки. Мы перепечатываем эту статью с некоторыми сокращениями. Прочитано в Le Figaro: Юбилейный год, когда захотели отменить Бетховена

Фото: iStock

Надо ли отменить Бетховена? Это не название будущего спектакля юмориста Гаспара Пруста (весьма популярного во Франции — Прим. ред.). Это вопрос, который на полном серьезе был поднят 25 декабря в независимой газете Кембриджского университета Varsity. Странный рождественский подарок для композитора, чей 250-летний юбилей отмечался десятью днями ранее. Однако в 2020 году, когда во всем мире должны были чествовать автора "Девятой симфонии", все пошло не так, как планировалось. И санитарный кризис стал не единственной песчинкой, что застопорил машину.

Помимо того, что большая часть запланированных на минувший год мероприятий, включая Бетховенский фестиваль в его родном городе Бонне, была отменена, начиная с осени, в англоязычном сообществе разгорелись оживленные дебаты о том, что он "слишком белый, слишком мужчина, слишком старый". Автор "К Элизе", "Лунной сонаты", "Оды к радости", а эти произведения относятся к самым знаменитым образцам классической музыки, стал для некоторых символом культуры, продвигающей превосходство белой расы, мужчин и консерватизм.

Спровоцировала и дала толчок полемике статья, появившаяся еще в сентябре на американском сайте Vox. Она называлась "Как Симфония № 5 Бетховена закрепила "классицизм" в классической музыке". В статье утверждалось, что "с 1808 года публика интерпретировала эту "борьбу до победного конца" как метафору силы духа композитора перед надвигавшейся глухотой. Но, скорее всего, на протяжении долгого времени люди, обладавшие властью, а это белые богатые мужчины, приняли Бетховена и сделали симфонию символом своего превосходства и важности". Далее в статье говорится следующее: "Для некоторых групп — женщин, представителей ЛГБТ, цветных — симфония главным образом воспринимается как напоминание об истории дискриминации и об элитизме классической музыки". Это утверждение вызвало гнев многочисленных защитников Бетховена. Для них оно, как подчеркнул музыковед и лектор Бернар Фурнье, является прежде всего "извращением истории". Этот выдающийся эксперт творчества композитора, автор монументальных трудов о нем не скрывает своего возмущения по поводу полемики, возникшей по ту сторону Атлантики.

Фурнье напоминает, что "Пятая симфония — это сгусток музыкальной энергии против фашизма". "Ведь не случайно начало этого произведения стало лейтмотивом Радио Лондона — радиостанции французского Сопротивления (вещало из британской столицы в 1940-44 годах — Прим. ред.), — говорит он. — А отрывок из Девятой звучит каждый раз, когда отмечается победа мира и свободы". По мнению Бернара Фурнье, постановка англоязычными СМИ вопроса об "отмене" Бетховена, который, мол, занимает слишком значительное место в истории и якобы затмевает наших современников, просто "не серьезна". "Эта кампания — еще одно порождение сумасбродной идеологии,- считает музыковед. — Я вижу здесь два момента. Желание любой ценой свергнуть кумиров той эры героев, одним из которых являлся Бетховен — символ силы духа человека, превозмогшего драму своей глухоты. Это первое. А второе — вызывающая тревогу эволюция музыковедения в сторону прикладной социологии, что идет в разрез со строгим научным подходом в этой области".

Эта тенденция, конечно же, получила ускорение на фоне движения Black Lives Matter. Примером тому служит призыв "деколонизировать музыку", который прозвучал в Кембридже в упомянутом письме, подписанном сотнями индивидуумов. В нем они "осудили расизм в изучении и интерпретации западной музыки". Они настаивают на том, что расизм "является хронической проблемой, порождаемой самой культурой классической музыки", что приводит к исключению из нее "небелых" композиторов.

Этот социологический вывих на фоне нынешней востребованности "культуры отмены" обладает таким идеологическим воздействием, что от него нет защиты ни у одного бастиона. Даже Дом Бетховена в Бонне, этот храм, воздвигнутый в честь композитора, не устоял. В феврале прошлого года именно немецкая пианистка Шарлотта Зайтер раскритиковала вездесущего Бетховена, как отражение мира, "где идеализируют мужскую креативность" и мыслят "категориями доминирования".

Однако подобные измышления появлялись и раньше. Примером тому может послужить анализ первой части Девятой симфонии Бетховена, произведенный в конце 80-х годов прошлого века феминисткой Сьюзан Макклэри. Она представила ее как "сцену изнасилования". "Это настоящий скандал", — заявил Бернар Фурнье, которому довелось принять участие в одном коллоквиуме, где вокруг этой темы возникла жесткая словесная потасовка.

"Музыка сама по себе ничего не означает, и я совершенно не вижу, как ее можно связать с насилием, — возмутился эксперт. — Если мы посмотрим на оперу "Фиделио", там не Флорестан, а Леонора в мужской одежде бросает вызов начальнику тюрьмы и освобождает своего возлюбленного. Уже тогда, опережая время, Бетховен был феминистом!". И все-таки остается этот серьезный вопрос: почему спустя 250 лет после рождения Бетховен попал в центр общественных дебатов, да еще так, что стал самым цитируемым в 2020 году композитором на интернет-платформе SoClassiq. У Бернара Фурнье есть на это ответ: "Независимо от эпохи он наш современник. Вот главное, что можно сказать о Бетховене".

Культура

Красавицы и чудовища

Красавицы и чудовища

Published

on

Надо признать за «цифровой» формой начавшегося Берлинского кинофестиваля некоторые преимущества. Обычно аккредитованная пресса кучкуется на главном конкурсе — он же главный! Идет в главном зале, здесь все главные пресс-встречи, сюда главное внимание. Онлайн-фест все секции уравнивает: перед тобой выбор из двух-трех десятков фильмов, попробуй устоять. Красавицы и чудовища

Немецкий фильм «Я твой мужчина» — смешной, но серьезный разговор о реальном и несбыточном. Фото: Предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

ХИТ ПЕРВОГО ДНЯ прошел в "Панораме", показавшей криминальную драму Тони Стоуна "Тед К" с Шарлто Копли в роли Теодора Качински — вошедшего в фольклор террориста, прозванного "Унабомбер". Это байопик, основанный на его дневниках, книгах и рассказах знавших его людей. Снимались в основном непрофессионалы — жители Монтаны, где в деревянной хижине жил самый знаменитый бомбист США. Они же консультировали авторов, обеспечив максимальное соответствие фильма реальности. Для съемок была построена такая же хижина на том же месте, где она стояла, аутентичны ее меблировка и утварь.

Сама история уникальна. В детстве вундеркинд и математический гений, Качински в 16 поступил в Гарвард, получил степень доктора наук, преподавал, писал труды. Но все это бросил, поселился в хижине без электричества и водопровода и стал новым луддитом — объявил бой науке и технике, уничтожающим природу. Стал рассылать ученым посылки с бомбами, пытался подрывать авиалайнеры и написал манифест в инвективами в адрес современного индустриального общества, разрушающего экологию планеты. Стал автором нескольких книг о вреде технологий. Почти 25 лет держал страну в напряжении, его безуспешно пытались найти, объявив за информацию о нем награду в миллион долларов. Пока в 1996-м не арестовали и не приговорили к пожизненному заключению. Среди его последователей — небезызвестный террорист Брейвик, расстрелявший норвежский молодежный лагерь в 2011-м. И у него немало единомышленников: одно время возникла даже кампания "Унабомбера — в президенты!".

Фильм сделан словно по заветам Греты Тунберг и представляет собой развернутую иллюстрацию к ее главным тезисам. Впечатляют картины монстров-бульдозеров, сметающих вековые деревья, пролетающий авиалайнер, который ревом будит пугливых зайцев, кажется испускающим зловонные пары драконом. Оператор Нэйтин Корбин снимает заснеженные пейзажи Монтаны — словно гимн слагает природе непокорной и вечной. Тед пишет свои приговоры цивилизации под музыку Вивальди, и Шарлто Копли совершенно по Станиславскому хочет понять внутренние мотивы учиненных им серийных убийств. И то правда: праведный гнев Греты Тунберг по идее разделит каждый. Вопрос, как всегда, в методах и последствиях. Фильм завершают титры, напоминающие о трех погибших и 22 покалеченных как о результате благих порывов Теда К. О чудом спасшемся авиалайнере, где не сработала заложенная им бомба, титры не напомнят.

КАК ТРУДНО В СЕБЕ РАЗОБРАТЬСЯ — размышляет немецкая конкурсная трагикомедия "Я твой мужчина", режиссерская работа актрисы Марии Шрадер с Марен Эггерт в роли научной сотрудницы берлинского музея Пергамон. Альма недавно рассталась со своим бойфрендом, живет одна в тоске и безнадеге. На помощь одиноким спешит эксперимент: ей предлагают прожить три недели с гуманоидом — самообучающимся роботом Томом. Он сконструирован с учетом ее индивидуальности, воплотив все ее сладкие грезы, и должен стать для нее идеальным партнером — сделать женщину счастливой. У него пугающе безоблачный взор и полуулыбка учтивого идиота. Тома играет британский актер Дэн Стивен — знакомый нам Принц, он же Чудище, из диснеевского фильма "Красавица и Чудовище", и картина, как ясно из фабулы, должна ответить на вопрос, что делает человека человеком.

Сюжетный ход фантастичен, оригинален, вытекающие из него ситуации парадоксальны и позволяют не только хорошо посмеяться, но и всерьез подумать о том, чего же в сущности мы хотим от собственной жизни — а проще говоря, какого рожна нам надо. Сценарий написан остроумно, авторы умело идут по лезвию бритвы, счастливо уходя от почти неизбежных здесь сальных пошлостей. Первые появления этого танцующего румбу манекена забавны и актерски азартны; его первые серьезные реплики о том, как важно партнерам калибровать друг под друга алгоритмы, вдруг вывернут наизнанку все наши житейские невзгоды и, как любое остранение, заставят покопаться в самих себе. Идея о роботах, которые в ближайшем будущем смогут скрашивать жизнь одиноких, покажется не столь уж безумной. А сам фильм станет метафорой всего нынешнего роботизированного Берлинале, где авторы не услышат заслуженных аплодисментов благодарного зала.

ЖЮРИ — единственный участник фестиваля, который смотрит фильмы на большом экране. Оно впервые сформировано только из лауреатов Золотого медведя. Пятеро из шести его членов наслаждаются фильмами в зале — в масках, соблюдая дистанцию и под неусыпным контролем врачей. Шестой — режиссер Мохаммад Расулоф, победитель прошлогоднего Берлинале, находится под домашним арестом и прибыть в Германию не смог — он смотрит и судит дистанционно. Вердикт будет обнародован 5 марта.

Continue Reading

Культура

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Пол Маккартни издаст историю своей жизни в стихах

Published

on

Книга так и будет называться — Lyrics, то есть «Лирика». С подзаголовком «От 1956 года до наших дней». Сам же сэр Пол и рассказал о ней на своем официальном сайте.

— Меня часто спрашивали, не напишу ли я автобиографию, но времени на это никогда не хватало, — признался Маккартни. -Единственное, что мне всегда удавалось сочинять, будь я дома или в дороге, — это новые песни. Да, я знаю, что некоторые люди, когда достигают определенного возраста, начинают смотреть в свои блокноты или дневники, чтобы вспомнить повседневные события из прошлого. Но у меня таких записных книжек никогда не было. Все что у меня есть — это мои песни, сотни песен, которые по сути и служат той же задаче — охватывать всю мою жизнь…

Тексты в "Лирике" будут расположены в алфавитном порядке, чтобы, по словам издателей "обеспечить калейдоскопический, а не хронологический отчет". Причем, войдут в нее абсолютно все: и те, которые были написаны в The Beatles, а потом в The Wings и в пору сольной карьеры.

Ожидается, что каждый поэтический текст будет дополнен описанием обстоятельств, при которых он был написан. Расскажет сэр Пол и о людях и местах, которые его на эти песни вдохновили. И — что он думает об этих произведениях сегодня.

Конечно же, особенно хочется узнать про Yesterday, Let it Be и Back in the U.S.S.R. Хотя сам сэр Пол уже не раз разводил руками: "Нет, несмотря на распространенную легенду, в СССР битлы никогда не были, увы. Даже только в аэропорту…" Но, может, теперь скажет уже что-то другое?!

Как можно судить по тизеру к книге, появятся в ней и материалы из личного архива Маккартни — черновики, письма, фотографии. Заодно удастся убедиться в том, что почерк у битла — как раз такой, какой мы обычно и ожидаем от гениев. Мягко говоря, не каллиграфический…

Кстати

Книга Lyrics выйдет в твердом переплете, объемом в 480 страниц. Не скоро — только 2 ноября. Но уже сейчас она доступна для предзаказа. Причем, по более выгодной цене — 69 фунтов 75 пенсов. Да, не дешево. Но после выхода тиража цена только увеличится.

Между прочим

Прежде Маккартни уже выпустил одну книгу — "Привет, дедулет!". В конце 2019 года она вышла и в русском переводе. Не удивляйтесь, но это детская приключенческая проза. А "дедулет" — это прозвище, которое дал сэру Полу один из его внуков.

В книге главный герой как раз и путешествует по миру со своими внуками благодаря волшебному компасу, который переносит всю компанию то в дикие прерии, то в горы, а то и на тропический пляж, где навстречу будет двигаться целая армия крабов… В общем, снова не заскучаешь!

Continue Reading

Культура

На «Ленфильме» откроется выставка «Герман и окрестности»

На "Ленфильме" откроется выставка "Герман и окрестности"

Published

on

В Санкт-Петербурге 4 марта, в фойе киностудии «Ленфильм» кинорежиссер Алексей Герман-младший, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков откроют выставку и ретроспективу «Герман и окрестности». Оба события приурочены к выходу книги «Герман» издательства «Сеанс». Книгу организаторы характеризуют как «фундаментальное исследование об одном из главных авторов «ленинградской школы»». В издании собраны фотографии и документы, опубликованы статьи о фильмах и поэтике режиссера, а также интервью самого Алексея Германа. Автор концепции и редактор-составитель тома Любовь Аркус представит книгу публике 4 марта в 19:00, перед спецпоказом фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Герман и "Ленфильм" — один из сквозных сюжетов как книги, так и судьбы ее главного героя. Алексей Герман работал на "Ленфильме" с 1967 года, когда он дебютировал с картиной "Седьмой спутник", до времени своего ухода в 2013 году, когда в "ленфильмовских" тон-ателье завершалась запись звука для "Трудно быть богом". Здесь его фильмы запускали и закрывали, отсюда его изгоняли с позором и возвращали с почестями. Здесь были его группа и семья, друзья и враги.

Сюжет выставки "Герман и окрестности" сфокусирован на истории создания фильма "Мой друг Иван Лапшин". Все экспонаты сопровождают цитаты из интервью режиссера разных лет — таким образом, проводником по выставке становится сам Алексей Герман.

Одновременно с выставкой в киноцентре "Ленфильм" будет проходить ретроспектива картин Алексея Германа. Помимо фильма "Мой друг Иван Лапшин", зрителям будут показаны оказавшие на Германа большое влияние "Друзья и годы" Виктора Соколова, снятые по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты "Торпедоносцы" Семена Арановича, а также два фильма, выпущенные Германом на "Ленфильме" уже в качестве руководителя Мастерской Первого и Экспериментального фильма: полнометражные дебюты Евгения Юфита и Алексея Балабанова — "Папа, умер дед мороз" и "Счастливые дни".

Особое внимание стоит обратить на то, что вечером 27 марта в 17.00 в рамках события на "Ленфильме" состоится российская премьера фильма "Светлана", снятого режиссером Виталием Потемкиным в 2018 году. Лента — о жизни и творчестве кинодраматурга Светланы Кармалиты, об ее совместной работе с мужем, кинорежиссером Алексеем Германом. Светлану Кармалиту вспоминают ее сын Алексей Герман младший, Олег Басилашвили, Алексей Учитель, Леонид Ярмольник и другие.

Организаторы мероприятия в целом — киностудия "Ленфильм", издательство "Сеанс", портал "Чапаев", Госфильмофонд России, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Но не только они — ряд людей и организаций присоединились к такому важному делу. Среди них — Федор Бондарчук, Артем Васильев, Госфильмофонд и другие.

Вот что пишет в преддверии выхода книги, открытия выставки и ретроспективы известный кинокритик Ксения Рождественская:

"Про то, что Герман поразительный рассказчик, было известно и раньше (см. книгу разговоров с Германом Антона Долина), и на протяжении всего сеансовского тома он тоже "держит зал", и показывает класс, и объясняет метод ("кино надо снимать в состоянии атаки"), и сообщает множество занимательных деталей — вроде того, что на главную роль в "Хрусталеве" планировался Довлатов. Но тут, даже на уровне еле заметно меняющейся интонации, становится видна линия судьбы — вот он баловень и "о, счастливчик", которому все изначально дано уже по факту рождения, вот он скучает в БДТ на вторых ролях и уходит в кино, а вот оказывается, что быть первым (или хотя бы заметным) на фоне ленфильмовского созвездия 1970-х тоже нечеловечески сложно, нужно идти дальше и быть смелее, а за это бьют, а вот, уже битый, изруганный и полузапрещенный, он приходит к тому (тут уже начинаются мои домыслы, простите), что дело не в том, как выторговать у ленфильмовских бюрократов право показать в кино тот или иной уровень правды — а в том, что есть какой-то предельный уровень правды, настоящего, подлинности, к которому невозможно пробиться ни в современности, ни в социальности, он где-то на небе, в райском саду, из которого изгнали, в детстве, которое ушло. И только на этом уровне имеет смысл работать. Штурмовать небеса".

Выставка продлится до 4 апреля. Вход свободный. Билеты — на сайте киностудии "Ленфильм".

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Общество22 минуты ago

«Фонтанка» сообщила о смерти задержанного в петербургском отделе полиции

В петербургском отделе полиции №75 умер задержанный за езду без прав 29-летний Алексей Кустов, сообщает «Фонтанка» со ссылкой его адвоката...

Общество22 минуты ago

Предполагаемый лидер «Черного блока» рассказал, что сбежал из‑под домашнего ареста

Националист Владимир Ратников (Комарницкий), обвиняемый по делу «Черного блока», записал видео, в котором рассказал, что сбежал из-под домашнего ареста. «Я...

Общество22 минуты ago

Рогозин: космодром «Восточный» будет строиться «всегда»

Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сказал, что строительство на космодроме «Восточный» будет идти постоянно. Об этом он сообщил в выпуске программе...

Если бы не Горби Если бы не Горби
Общество1 час ago

Если бы не Горби

Во-первых, поздравления Михаилу Сергеевичу Горбачеву. В любом случае добраться в здравом уме и трезвой памяти до таких возрастных высот удается...

Наука2 часа ago

Болезнь Паркинсона у макак подавили с помощью пересадки новых нейронов в их мозг

Исследователи надеются продолжить свои эксперименты на людях ТАСС, 1 марта. Часть симптомов болезни Паркинсона у макак удалось подавить благодаря пересадке...

Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens
Наука2 часа ago

Уши неандертальцев подходили для восприятия речи так же, как у Homo sapiens

Об этом рассказала реконструкция слуховых косточек, которую провели антропологи © EPA/JIM HOLLANDER, архив ТАСС, 1 марта. Антропологи реконструировали слуховые косточки...

РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых
Наука2 часа ago

РФФИ отменил самый массовый конкурс для российских ученых

В этом конкурсе можно было получить гранты до полутора миллионов рублей Здание РАН в котором расположен Российский фонд фундаментальных исследований...

Гигант слалома Гигант слалома
Спорт3 часа ago

Гигант слалома

В словенской Рогле проходит чемпионат мира по параллельным видам сноуборда. Во вторник, 2 мая, спортсмены будут соревноваться в параллельном слаломе,...

Заработал единый фармреестр евразийских патентов Заработал единый фармреестр евразийских патентов
Экономика3 часа ago

Заработал единый фармреестр евразийских патентов

Создан единый реестр патентов на лекарства для государств Евразийской патентной организации (ЕАПО), сообщили «Российской газете» в Евразийском патентном ведомстве. Ресурс...

Красавицы и чудовища Красавицы и чудовища
Культура3 часа ago

Красавицы и чудовища

Надо признать за «цифровой» формой начавшегося Берлинского кинофестиваля некоторые преимущества. Обычно аккредитованная пресса кучкуется на главном конкурсе — он же...

Популярное