Наука
Причиной быстро движущегося газа у новорожденной звезды назвали столкновения астероидов
Ученые надеются, что благодаря этим наблюдениям больше узнают о том, как формируются планеты
ТАСС, 30 ноября. С помощью микроволновой обсерватории ALMA астрономы впервые проследили за тем, как у новорожденной звезды NO в созвездии Волка сталкиваются астероиды и кометы. О результатах своей работы они расскажут на онлайн-конференции Five Years After HL Tau.
Астрономы считают, что все существующие планеты возникали внутри плоских дисков, состоящих из мелких частиц пыли и плотных облаков газа. По мере формирования звезды эти частицы постепенно растут в размерах, сталкиваясь друг с другом, в результате чего формируются "зародыши" планет – так называемые планетизимали. Обычно они представляют собой небесные тела диаметром около километра.
Подробностей того, как происходит этот процесс, планетологи пока не знают. Чтобы воссоздать его, ученые создают компьютерные модели возникновения планетизималей, а также наблюдают за новорожденными звездными системами в ближайших окрестностях Солнца. Этим в ходе своего нового исследования занимались профессор Кембриджского университета (Великобритания) Марк Уайатт и его коллеги.
Новые тайны рождения планет
С помощью микроволнового телескопа ALMА астрономы наблюдали за новорожденными звездами в созвездии Волка, в окрестностях которых есть большие запасы пыли. Этот факт может говорить о том, что процесс формирования планет в окрестностях таких звезд почти полностью завершился, так как их протопланетный диск начал рассеиваться. Внимание ученых привлекла одна из подобных юных звезд, NO, которая расположена на расстоянии 436 световых лет от Земли.
Дело в том, что в окрестностях этой звезды ALMA засек достаточно большое количество молекул угарного газа (CO). Как правило, этот газ или встречается в материи протопланетного диска, или же образуется в результате столкновений комет или астероидов.
Изначально астрономы склонялись в пользу того, что молекулы CO находились внутри распадающегося газопылевого диска. Однако дальнейшие наблюдения показали, что он движется со скоростью более 22 км/с. Этого было вполне достаточно, чтобы преодолеть притяжение NO и выйти в межзвездную среду. С материей протопланетных дисков такого происходить не может.
Поэтому астрономы предположили, что эти скопления угарного газа возникли в результате массовых столкновений между астероидами и кометами. Ученые считают, что такие столкловения происходят на последних фазах формирования планетных систем. При этом ученые не исключают и того, что облака CO возникли в результате испарения материи комет под действием ультрафиолетового излучения новорожденной звезды. Уайатт и его коллеги надеются, что понять, какая из этих двух теорий ближе к истине, помогу дальнейшие наблюдения за подобными звездами.
"Мы надеемся, что ALMA возобновит работу в следующем году, после чего мы обязательно попытаемся детальнее изучить эту звездную систему. Учитывая, как много нового мы узнали всего за 30 минут наблюдений, мы уверены, что в звездной системе NO скрывается еще больше данных о процессе формирования планет", – подытожил коллега Уайатта по университету Джошуа Ловэлл.
Наука
Ученые СО РАН в 2021 году могут получить патент на рискометр развития инфаркта миокарда
Использование рискометров с генетической шкалой может способствовать улучшению качества и продолжительности жизни пациентов, позволяет своевременно назначить человеку лечение, правильное питание и физическую нагрузку
МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Ученые Сибирского отделения РАН завершают разработку рискометра, который заметно повысит точность прогноза риска развития инфаркта миокарда, и в 2021 году могут получить на него патент. Об этом сообщает пресс-служба Института цитологии и генетики СО РАН.
"Процедура патентования будет запущена в этом году, и, если не будет независящих от нас причин для задержки, в этом же году и должна завершиться, после чего начнется процесс передачи рискометра медицинским учреждениям для включения в повседневную работу. При этом использование рискометров с генетической шкалой может способствовать улучшению качества и продолжительности жизни пациентов, позволяет своевременно назначить человеку лечение, правильное питание и физическую нагрузку", — говорится в сообщении.
Как уточнили в пресс-службе, уникальность разработки в том, что в России на сегодня нет ни одного варианта национального рискометра по инфаркту с генетической шкалой при том, что инфаркт остается одной из главных причин смертности населения. Сложность этой работы обусловлена также неравномерностью распространения сердечно-сосудистых заболеваний, особенностями климатических и социальных условий жизни. В результате для разных стран и макрорегионов требуются свои рискометры, отмечают ученые.
"С целью разработки шкалы генетического риска для жителей России мы проанализировали данные, используемые в статьях с 2005 по 2020 годы и выявили 43 полиморфизма, наиболее часто ассоциированные с заболеваниями сердца. Впервые метод расчета шкалы генетического риска описан еще в 2005 году, исследование показало, что учет генетического риска может улучшить возможность прогнозирования заболевания в сравнении со шкалой, основанной только на традиционных факторах риска", — рассказала ведущий научный сотрудник института Елена Шахтшнейдер.
Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее положение по неблагоприятному влиянию на продолжительность жизни и смертность населения в России. Прежде всего, речь идет об инфаркте миокарда. Причинами являются курение, высокое кровяное давление, высокий уровень липидов в крови, сахарный диабет, ожирение, а также стресс, тревога и депрессия, уровень дохода, семейное положение, конфликты в семье. Кроме того, на индивидуальный риск развития неблагоприятного сердечно-сосудистого прогноза влияют генетические факторы.
Наука
Крупные тропические цветы заподозрили в краже генов у их хозяев
Об этом рассказала расшифровка генома одного из представителей раффлезиевых – саприи гималайской
ТАСС, 22 января. Ученые расшифровали ДНК тропических цветов-саприй, которые известны необычно крупными и яркими соцветиями. Статью с описанием работы опубликовал научный журнал Current Biology.
"Существование саприй – настояще биологическое чудо. Они избавились от столь большого количества вещей, которые мы привыкли ассоциировать с растениями, однако при этом они не покинули пределы этого царства", – рассказал один из авторов исследования, профессор Гарвардского университета Чарльз Дэвис.
Некоторые растения в далеком прошлом потеряли способность к фотосинтезу и самостоятельной добыче питательных веществ, научившись паразитировать на других растениях и даже грибах. Чаще всего такие растения можно встретить в густых лесах – там, где другие подобные организмы не могут выжить. Яркий пример подобных растений – орхидеи, цветы умеренного и тропического климатического пояса. Они паразитируют на грибах и лианах, которые снабжают орхидеи питательными веществами и минералами.
Самыми заметными и экзотическими паразитическими растениями традиционно считают цветы из семейства раффлезиевых, которые растут в тропических лесах Восточной и Юго-Восточной Азии. Это очень большие цветы (диаметр некоторых достигает метра и более), они паразитируют на различных растениях из семейства виноградовых.
Как правило, у всех раффлезий ярко красный цвет и необычный запах гниющего мяса. Ученые предполагают, что с его помощью раффлезиевые привлекает как опылителей мух, а не пчел или других насекомых. В отличие от многих других растений, у этих цветов нет корней, стебля, листьев или других частей, традиционно отвечающих за выработку питательных веществ или их транспорт.
Геном крупнейших цветов мира
Дэвис и его коллеги заинтересовались, как подобный "стиль" жизни мог повлиять на структуру генома раффлезий и характер их эволюции. Для ответа на этот вопрос ученые отправились в экспедицию в Тайланд, где собрали образцы одного из вида этих цветов, саприи гималайской (Sapria himalayana).
Расшифровав их геном, ученые обнаружили, что он очень длинный и на 80-90% состоит из множества повторяющихся участков. Поэтому пока ученые не могут точно определить его размер: по предварительным оценкам он сопоставим с человеческим.
Несмотря на это, саприи в ходе эволюции потеряли рекордное количество генов как по сравнению с обычными растениями, так и другими паразитами. По словам исследователей, в геноме этих растений есть меньше половины тех участков ДНК, которые раньше считались критически важными для выживания растений, в том числе и гены, которые отвечают за фотосинтез, реакцию на стресс, производство крахмала и ряд других важнейших функций.
При этом, что интересно, значимую долю генома, около 1,8%, саприи украли у растений, на которых они паразитируют. Вероятно, они поглощали обрывки их ДНК и интегрировали в свой геном. Ученые предполагают, что блалгодаря этому раффлезиевые приспособились к паразитированию на своих хозяевах.
Дальнейшее изучение их генома, по словам Дэвиса и его коллег, поможет понять, как саприи и другие раффлезиевые избежали вымирания за десятки миллионов лет паразитической жизни. Кроме того, генетики надеются понять, почему геном этих растений стал таким большим.
Наука
Предки плюющихся кобр приобретали способность плеваться ядом трижды
Ученые предполагают, что главным движущим фактором эволюции плюющихся кобр могло послужить появление человека и других гоминид
ТАСС, 22 января. Изучение истории эволюции плюющихся кобр показало, что их предки как минимум три раза приобретали способность плеваться ядом. Это может быть связано с появлением человека и высших приматов. Описание исследования опубликовал научный журнал Science.
Как правило, в яде змей, скорпионов, пауков и других ядовитых животных содержится множество белков и сигнальных молекул, которые выполняют две разных функции. Часть из них проникает в рецепторы или ионные каналы на поверхности нервных клеток и мешает им работать. Другие компоненты яда вызывают массовую гибель клеток, напрямую растворяя их компоненты или заставляя их самоуничтожиться, из-за чего появляются тромбы и внутренние кровотечения.
Из-за серьезных различий в структуре этих молекул, а также их большого разнообразия ученые пока не могут создать универсальное противоядие, которое могло бы защитить человека от любых животных токсинов или же позволяло подавить действие яда хотя бы одного семейства змей или скорпионов. Поэтому ученые давно интересуются, как возникли разные виды ядов змей и прочих ядовитых животных, а также то, какие функции они выполняли в далеком прошлом.
В частности, биологи уже много лет пытаются понять, как сразу три группы змей – африканские и азиатские плюющиеся кобры и южноафриканские ошейниковые кобры – "научились" плеваться ядом в глаза нападающих на них животных. Ученые пока не могут точно сказать, умел ли делать это общий предок этих змей и зачем ему была нужна такая способность.
Эволюционист из Бангорского университета (Великобритания) Вольфганг Вюстер и его коллеги попытались получить ответ на оба эти вопроса. Они сравнили между собой химический состав яда этих кобр и их неплюющихся родичей. Эти данные ученые сопоставили со строением геномов этих змей, благодаря чему они предположили, когда предки современных змей научились плеваться ядом.
Анализ показал две неожиданных вещи. С одной стороны, все плюющиеся кобры используют яд исключительно для защиты от нападений более крупных животных, что противоречит общепринятым представлениям о том, что состав яда змей зависит в первую очередь от их диетических предпочтений.
С другой Вюстер и его коллеги обнаружили, что предки всех трех подгрупп плюющихся кобр выработали подобную способность независимо друг от друга и в разные периоды времени. Несмотря на это, состав их ядов оказался очень похожим, поскольку во всех них есть большое количество ферментов, которые растворяются стенки клеток, таких как фосфолипаза А2.
По словам биологов, схожий характер эволюции кобр, которые живут в разных уголках Африки и Азии, говорит о том, что на них действовали одни и те же факторы естественного отбора. Они заставили предков этих змей тремя разными способами перепрофилировать их яд и приспособить его для защиты, а не нападения.
Что именно послужило причиной этого, ученые пока точно не могут сказать. Однако они предполагают, что главным движущим фактором эволюции плюющихся кобр могло послужить появление человека и прочих гоминид. В пользу этого, в частности, говорит то, что общий предок всех африканских змей, обладающих такой способностью, появился около семи миллионов лет назад, примерно в то же время, когда разделились предки людей и шимпанзе.
"Многие приматы нападают на змей, используя камни и палки. Появление двуногих гоминид, чьи руки хорошо приспособлены для таких действий, могло послужить общим фактором естественного отбора, который трижды заставил предков разных плюющихся кобр выработать дальнобойную систему защиты от таких нападений", – пояснил Вюстер.
Аналогичным образом, подобные змеи появились на территории Азии около 2,5 млн лет назад, когда туда впервые проникли первые представители рода Homo. Дальнейшее изучение геномов этих змей, а также поиски окаменелых останков их предков, как надеются Вюстер и его коллеги, дадут точный ответ на этот вопрос.
- Спорт4 месяца ago
«Бавария» к нам едет
- В мире1 месяц ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- Культура4 месяца ago
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
- В мире5 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- В мире3 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- Hi-Tech4 месяца ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост
- Общество5 месяцев ago
Готовы ли школьники к Всероссийским проверочным работам
- Спорт3 месяца ago
Онлайн-трансляция матча Лиги чемпионов «Барселона» — «Динамо» Киев