Свяжитесь с нами

Культура

Почему Пушкина читают от Сиэтла до Сингапура

Почему Пушкина читают от Сиэтла до Сингапура

Опубликовано

Тысячи людей во всем мире прислали ко дню рождения Пушкина видео чтения его стихов. Пять часов онлайн-марафона Pushkin for the Whole World не вместили даже четверти всего присланного. Чем Пушкин важен для всего мира, «РГ» рассказывает поэт и переводчик Пушкина, президент благотворительного фонда «Пушкин — всему миру!» Джулиан Лоуэнфельд.

Идея онлайн-марафона с чтением стихов Пушкина ваша?

Джулиан Лоуэнфельд: Моя. Это переживаемая нами "чума" нас заставила праздновать день рождения поэта в онлайн-формате. Причина ужасная, но случилось чудо. Если обычно мы устраивали концерты, на которых присутствовало от 100 до 500 человек, то в онлайн-марафоне было больше полумиллиона участников.

Идея же у марафона была простая — объединить людей всей планеты чтением стихов великого русского поэта.

Кто читал Пушкина?

Джулиан Лоуэнфельд: Дети, взрослые, школьники, учителя, студенты, профессора литературы, известные актеры, рокеры из Исландии и Калифорнии, джазмен из Рио-де-Жанейро сочинил романс на стихи "Что в имени тебе моем" в стиле босанова. Девушка-монголка читала стихи Пушкина в юрте. Японка в сакуровой рощице прочитала "Если жизнь тебя обманет", сказав, что "очень японское стихотворение". Минут через 10 моя кузина из Гамбурга прочитала то же стихотворение на немецком, добавив: это очень немецкое стихотворение. Это, кстати, было самое популярное стихотворение онлайн-марафона.

Мы приглашали читать Пушкина Рэйфа Файнса, игравшего Евгения Онегина, он пока не смог, но надеемся, что присоединится в следующем году. Сами Пушкины — потомки поэта Александр Александрович и Мария-Мадлен Александровна, живущие в Бельгии, тоже читали его стихи.

Сколько было прислано видео?

Джулиан Лоуэнфельд: Тысячи. Мы транслировали их пять часов, но не смогли показать даже четверти всего присланного. Сейчас думаем, как показать все, что мы получили.

География чтения?

Джулиан Лоуэнфельд: В марафоне участвовали чтецы из Японии, Китая, Аляски, Америки, Израиля, Швейцарии, Танзании, Сингапура, Малайзии, Индонезии, Нигерии, Монголии, Киргизстана, Франции, Германии, Индии, Бразилии, Аргентины, Кипра, Греции, Испании, Мексики, Мальты, Ирландии, Великобритании, Австралии и многих других стран. Стихи великого поэта читали жители Нью-Йорка, Лондона, Дублина, Парижа, Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Рима, Иерусалима (девочка-еврейка и мальчик-палестинец).

Пушкин учит идти туда, куда тебя зовет сердце — это ваши слова. Вы много встречали в жизни людей, готовых пойти, куда зовет сердце?

Джулиан Лоуэнфельд: Ну, например, в США живет Джошуа Ланца, программист, у него классная работа в Майкрософте, просто сбывшаяся "американская мечта". Но ему попала в руки книга моих переводов Пушкина, кто-то подарил. Месяца три пролежала, а потом он ее открыл и начал читать. Взялся учить русский язык. Начал писать стихи и музыку. Съездил в Петербург. Пел там свои потрясающие романсы. Много ли таких? Какая разница. Тут дело не в количестве… "И славен буду я, пока в подлунном мире жив будет хоть один пиит".

Говорят, что Пушкина невероятно трудно переводить, и большинство переводов неудачны. Вы — счастливое исключение.

Джулиан Лоуэнфельд: На самом деле это очень дерзкая вещь, сказать: я переведу Пушкина. Моя наставница Надежда Брагинская сначала сказала : "Что-о-о-о? Я запрещаю!". Шесть месяцев я переводил подпольно. Потом показал ей и услышал: снимаю запрет.

Пушкина надо очень хорошо чувствовать и со-творить ему.

Мировой читатель хорошо усваивает тот прекрасный баланс — духа христианского и духа Просвещения, который, по-вашему, характерен для Пушкина?

Джулиан Лоуэнфельд: Почему бы нет.

Для меня Пушкин — это прежде всего духовное противоядие. Мы живем в эпоху небывалого технологического прогресса, когда технические чудеса стали нормой. Предкам нашим даже не снилось совершенно обыденное изобилие нашего ежедневного быта. В развитом мире практически сбылась так называемая "американская мечта" — в любом магазине изобилие. Но как только "чеканная свобода" утоляет все наши прихоти, вдруг обнаруживается, что у нас все есть, но, самого главного — счастья — нет и в помине. Вместо него разлиты пессимизм, депрессия, зависимость. Я предполагаю, что это происходит от потребительского настроя современной культуры. Особенно в ее самой бесчеловечной — корпоративной — форме.

Подстрекая беспощадной рекламой, нас постепенно превращают из здоровых людей в больных и зависимых потребителей продуктов под пустой восторг всех этих: не тормози — сникерсни, пей пепси-лайт и все будет олрайт, кока-кола — вливайся!

В душе мы все чувствуем, что в этом больше учения от мамоны, чем от Матфея. Матфей нам говорит — не собирайте сокровища на земле… Сокровище ваше там, где сердце ваше. А мы про это забыли. А вот Пушкин как раз то сокровище, что в сердце.

Даже интеллигентные люди сегодня часто живут в грехе уныния. В духе Экклезиаста: что было, то и будет, нет ничего нового под солнцем, суета сует, "и жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг…". Конечно, с Лермонтовым особенно не поспоришь, но зачем смотреть "с холодным вниманьем"? Почему не с теплом, как у Пушкина: " Вся комната янтарным блеском/ Озарена. Веселым треском/ Трещит затопленная печь". Глазами Пушкина мы учимся принимать жизнь с благодарностью.

Его строки с простыми вроде бы словами "Но поздно. Тихо спит Одесса;/И бездыханна и тепла/Немая ночь. Луна взошла,/ Прозрачно-легкая завеса/Объемлет небо. Все молчит;/ Лишь море Черное шумит…" я каждый раз перечитываю со слезами на глазах. Что-то случилось там с ним, в Одессе, и это передается. Чувствуется. Это реально волшебство.

Пушкин был свободный человек…

Джулиан Лоуэнфельд: В идеале, в искусстве — да. И это самое главное. В жизни, как мы все. Думаю, очень страдал от пяти — если не ошибаюсь — уровней цензуры, последним из которых был сам царь, которому было слегка не до поэзии. Но свобода это ведь тайная, внутренняя вещь…

Есть такая — французы это называют idée reçue — неверная аксиома, злой миф, и среди нас, русских (я себя тоже считаю русским) он тоже живет: русское значит тяжелое. Россия — это де сплошной "Левиафан", "Нелюбовь", жестокость, лень, пьянство, невежество, коррупция, произвол. Не умаляя таланта Андрея Звягинцева и не забывая иногда безысходных и трагичных картин, нарисованных русской литературой, будем помнить, что от всего этого у нас есть великое духовное противоядие. Способное защитить нас от пошлости, депрессии, цинизма, уныния.

И возвратить к Промыслу.

Это Пушкин.

Прямая речь

Джошуа Ланца, программист из Сиэтла:

— Русский друг подарил мне книгу Джулиана Лоуэнфельда с переводами стихов Пушкина. Я не знал этого поэта, и поначалу отложил книгу. Потом открыл ее, и она поменяла мою жизнь.

Я начал учить русский язык. Стал писать стихи на английском языке.( На русском — тоже, но пока не очень получается).

Съездил в Петербург. И как-то не долго думая, решил, что хочу здесь бывать. Мне это стало просто необходимо.

Сейчас у меня в голове стихи Пушкина длиной примерно на час звучания. Я могу вспомнить их, когда угодно. Пушкин каждый день вдохновляет меня. Я буквально, конкретно живу светом и энергией того, что нашел в нем.

Читаю я всегда два текста — на русском и на английском, в переводе Джулиана. Сейчас я понимаю его стихи больше, чем когда начинал, но мне все еще надо заглядывать в словарь. Это Джулиан может легко, почти, как Пушкин, играть словами, а для меня это еще пока немалая работа. Но потом эти слова становятся как бы моими. Я не носитель языка, и в силу этого могу что-то лучше чувствовать в русских стихах.

Пушкин — это разнообразие. У него так много идей, он смотрит на человека с самых разных точек зрения. Он понимает нас всех. И у него есть любовь ко всем. Огромная, ты ее чувствуешь. Наверное, я ничего нового не говорю, русским это все известно, но для меня он в этом единственный. Я постоянно нахожу в нем несравненный юмор и загадочность. Читаю одно и то же стихотворение и всегда вижу что-то новое.

Пушкин очень щедрый, понимаете.

После встречи с Пушкиным во мне борются поэт и программист. Мне бы очень хотелось стать полностью гуманитарием.

Хотя я люблю свою работу программиста. Но еще больше люблю, когда мы с Джулианом делаем что-то по Пушкину. Я написал музыку на стихи "Графа Нулина" и "Евгения Онегина", и мы в Сиэтле сделали спектакль, в котором я играю. Все пока на русском языке, я работал с русским режиссером. Но надеюсь, что Джулиан переведет "Графа Нулина", и мы покажем в Сиэтле этот спектакль на английском.

Я получил от спектакля огромные удовольствие и радость. И думаю, что для меня пришла пора, если не поменять работу, то сделать хотя бы перерыв в ней. Осенью собираюсь побольше побыть в России — встретиться с друзьями, попеть.

Для меня стихи Пушкина очень музыкальны. Я читаю и вижу в них мелодию. Люблю писать на них музыку и петь их.

Я знаю много бардов, многие из них айтишники, как и я, или ученые. Может быть, поэтому мы хотим оказаться на другой стороне жизни, где больше чувств, интуиции, эмоций. И на той стороне для меня — Пушкин, и русские песни, и фестивали, и праздники. И это все делает меня счастливым. Это не логично, не научно, но радость и счастье ведь в самом ощущении жизни.

Мы устраиваем онлайн-фестивали. Однажды 5 часов в зуме читали стихи и пели песни на стихи Пушкина. Разговаривали об этом, и я — не очень терпеливый человек, всегда замечающий все проволочки во времени — не заметил, что прошло 5 часов. Потому что это все было в радость. Если человек находит радость в литературе в музыке, это с одной стороны самое дешевое хобби, а с другой — самое большое везение. Мне очень повезло, что у меня в жизни есть Пушкин.

Справка "РГ"

Джулиан Лоуэнфельд, поэт и переводчик Пушкина является президентом благотворительного фонда "Пушкин — всему миру!". Цель фонда — распространение русской культуры в мире, работа с русским зарубежьем, особое внимание в его работе уделяется детям.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Стас Намин начал празднование юбилея с вернисажа в МОМА

Стас Намин начал празднование юбилея с вернисажа в МОМА

Опубликовано

Стас Намин начал празднование юбилея с вернисажа в МОМА

Вряд ли кто-то в отечественной музыке сменил так много увлечений и профессий, как Стас Намин. Гитарист культовой группы 70-х «Цветы» первым открыл независимую радиостанцию SNC, потом одноименную рекорд-компанию. А затем и собственный журнал, без ложной скромности названный «Стас» и продемонстрировавший бескомпромиссность в выборе обложки — на ней красовалась фотография Аллы Пугачевой без макияжа. Но и содержание было затейливым — едким, ироничным, порой саркастичным и критически настроенным, щедрым на образы и смелые решения — словно повторяя характер его главного редактора и издателя. А потом, уже на долгие годы, был создан «Театр Музыки и драмы Стаса Намина», сконцентрировавшийся на рок-операх и мюзиклах.

Но вот о том, что музыкант и театральный продюсер Стас Намин еще и самобытный художник, фотограф и инсталлятор, большинство узнает только сейчас. Благодаря мультижанровой выставке "Противостояние", которая открылась в это выходные в историческом здании Московского музея современного искусства.

Картины, графика, скульптуры, даже видео-арт и инсталляции, а еще — живописная серия портретов рок-легенд, подобной которой, кажется, еще ни у кого не бывало. Посетители сразу разбежались по шести залам выставки, удивляясь тому, когда же Намин столько всего успел и почему раньше не показывал?! Поэтому бенефициару сразу же пришлось объяснять:

"Такая выставка у меня впервые, и я волнуюсь. Потому, что осознаю, что многое, в особенности связанное с видео-артом и инсталляциями, мог бы сделать лучше… Но все-таки, кажется, организаторам удалось представить здесь все то, чем я серьезно занимаюсь последние годы. Мой новый проект "Корни рок-н-ролла" — классическая живописная серия портретов рок-легенд, у которых я учился музыке. Благодаря этим артистам, может быть, утвердился во мне дух свободы…"

А потом все-таки рассказал, как он все успевает: "Я делаю только то, что мне в кайф. И делаю быстро, но при этом никуда не тороплюсь. Вот такой мой совет — как руководство по жизни, которая, как мне кажется, важнее, чем любое искусство".

Странно, если бы он не использовал на этой выставке свои разные таланты и не постарался бы их соединить: инсталляция "Новый Вавилон", например, создана на основе его одноименной картины, а "Невыносимо долгие объятия" — инсталляция, скульптурная композиция с видеомэппингом, посвященная уже пьесе Ивана Вырыпаева с таким же названием.

"Эта выставка олицетворяет все многообразие мира", — рассказывал критикам на вернисаже куратор Третьяковской галереи Кирилл Светляков. И потом добавил: "Для меня она — интересный опыт перемещения в разных пространствах. В первом зале из Москвы мы перемещаемся в Нью-Йорк, далее идут Африка, Индия, Армения, остров Пасхи…"

А вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков даже немного позавидовал: "Стас один из тех людей, которым все интересно. Он такой человек, что всегда много на себя берет и может и поэтому у него все получается?"

Конечно, дело не только в этом. Намин — хороший рассказчик, у него свой взгляд на мир, ему интересны разные жанры искусств, у него много друзей среди рок-звезд, театралов, художников и просто хороших людей. И вот теперь, в 70 лет, он решил впервые рассказать обо всем что думает, видел и делал — уже в формате выставки. Снова рискуя, нарушая границы жанров и ничего не боясь, может, даже не рассчитывая на успех, а только на взаимную искренность.

Но нам, зрителям, так, конечно, только интереснее.

Прямая речь

Стас Намин: Не злите Роберта де Ниро

— Однажды Роберт Де Ниро предложил мне исполнить роль в его фильме. Я долго отказывался, но когда узнал, что там будут сниматься Моника Беллуччи и Мэтт Деймон, то решил попробовать. Однако в последний момент испугался и не пошел на кастинг. Де Ниро мне за это отомстил, назвав персонажа, которого я должен был играть, Стасом. Видите, есть сфера, где я пролетел, как фанера над Парижем, точнее, над Лос-Анджелесом.

Читать далее

Культура

В Венеции фильм «Капитан Волконогов бежал» вошел в основной конкурс

В Венеции фильм "Капитан Волконогов бежал" вошел в основной конкурс

Опубликовано

В Венеции фильм "Капитан Волконогов бежал" вошел в основной конкурс

Новый фильм режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», созданный при поддержке Министерства культуры России, вошел в основной конкурс 78-го Венецианского международного кинофестиваля. Киносмотр пройдет с 1 по 11 сентября. Главную роль в картине исполнил Юра Борисов, продюсеры — Валерий Федорович, Евгений Никишов, Александр Плотников, сопродюсеры — Катрин Кисса, Шарль-Эврар Чехов и Надежда Зайончковская.

"Уверена, участие в основной программе Венецианского кинофестиваля станет отправной точкой для фильма, и он получит признание не только кинокритиков, но и широкого зрителя. Хочу пожелать успехов талантливой команде Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и, конечно же, мы все вместе будем надеяться на победу нашего кино", — отметила Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

"Капитан Волконогов бежал", согласно аннотации, — драма с элементами триллера. Основная тема фильма — путь к прощению. Жизнь главного героя, капитана Волконогова, резко меняется. Обвиненный в преступлении, он скрывается на городской окраине, где встречает вестника с того света. У него есть шанс получить прощение тех, в чей дом он принес смерть. Но на этом пути его ждет множество испытаний. Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге.

"В 2018-м году мы c Алексеем Чуповым участвовали в венецианском фестивальном конкурсе "Горизонты" с фильмом "Человек, который удивил всех", — сказала Наташа Меркулова. — Теперь, три года спустя, мы рады вернуться в Венецию и принять участие в основном конкурсе фестиваля с нашим новым фильмом "Капитан Волконогов бежал". Это большая честь для нас".

Фильм совместного производства России, Эстонии и Франции также получил поддержку фонда развития современного кинематографа "Кинопрайм", Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ "Eurimages", министерства культуры Эстонии и эстонского Фонда кино. Производством занимались — кинокомпании "Место Силы" (Россия), LOOK FILM (Россия), Homeless Bob Production (Эстония), Kinovista (Франция).

Между тем

На канале компании-производителя El Deseo появился тизер нового фильма Педро Альмодовара "Параллельные матери", который откроет Венецианский кинофестиваль в этом году. В России картину в прокат выпустит кинокомпания "Вольга". Увидеть её можно с 11 ноября.

Читать далее

Культура

Фильм Битокова вошел в программу Венецианского кинофестиваля

Фильм Битокова вошел в программу Венецианского кинофестиваля

Опубликовано

Фильм «Мама, я дома» (Mama, I»m home — международное название) режиссера Владимира Битокова и продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова включен в конкурсную программу Orizzonti Extra 78-го Венецианского международного кинофестиваля. Главные роли в фильме «Мама, я дома» исполнили Ксения Раппопорт и Юрий Борисов, для которого этот год поистине триумфальный — он единственный из актеров снялся сразу в двух фильмах основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля (интервью с ним выходило в «РГ»), и вот теперь — Венеция.

Можно сразу поздравить создателей. Картина продюсеров Роднянского и Мелькумова, режиссера Киры Коваленко "Разжимая кулаки" только что получила Гран-При конкурса "Особый взгляд" в Каннах. Битоков — также ученик Александра Сокурова, как и Кира Коваленко, как и Кантемир Балагов.

Действие его нового фильма (а режиссер ранее заявил о себе картиной "Глубокие реки", получившей приз программы кинодебютов на "Кинотавре" в 2018 году), разворачивается в Нальчике, в Кабардино-Балкарии. Тоня — водитель автобуса на окраине. Она с нетерпением ждет возвращения сына, уехавшего воевать по контракту в Сирию. Когда Тоне сообщают, что ее сын убит, она отказывается в это верить. В одиночку Тоня начинает изнурительную борьбу, требуя вернуть ей сына. Но неожиданно на пороге ее квартиры появляется молодой человек… Автор сценария фильма — Мария Изюмова. Оператор-постановщик — Ксения Середа R.G.C.

"Впервые показать фильм зрителю на Венецианском фестивале крайне волнительно, — комментирует режиссер фильма Владимир Битоков. — В то же время это абсолютная радость. Радость, что труд большого количества талантливых и прекрасных людей увидят на фестивале высочайшего уровня. Я искренне благодарен людям, создававшим этот фильм вместе со мной".

"Я очень рад за Владимира Битокова. Очень большой успех молодого режиссера — его второй фильм включен в официальную программу старейшего мирового кинофестиваля, — комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. — Моя стратегия — поддержка молодых талантов, тех смелых и глубоких авторов, которым есть чем поделиться со зрителями. Мне интересны художественно бескомпромиссные авторские высказывания. Такие, как фильм "Мама, я дома". Владимир Битоков — третий после Кантемира Балагова и Киры Коваленко выпускник северокавказской мастерской Александра Николаевича Сокурова, с которым я работаю. И хочу еще раз выразить свое восхищение подвижнической миссией, которую принял на себя выдающийся российский режиссер и педагог".

Справка "РГ"

Orizzonti Extra — новая конкурсная программа, которая впервые пройдет на 78-м Венецианском кинофестивале. Она заменит собой упраздненную в прошлом году организаторами секцию Sconfini, сохранив при этом базовые принципы селекции фильмов. В фокусе Orizzonti Extra — новые тенденции в мировом кино и открытие новых имен на кинематографической карте мира. В программе будут представлены фильмы различных жанров и форматов, оценивать картины будет зрительское жюри, которое присудит приз за лучший фильм.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Наука33 минуты назад

Офтальмологи на Урале запатентовали инструмент, который сокращает время операции вдвое

Разработка также позволяет повысить и качество операции у пациентов с катарактой ЕКАТЕРИНБУРГ, 26 июля. /ТАСС/. Врачи Свердловской клинической больницы №...

"Спутник V" по-разному действует на альфа- и бета-варианты коронавируса "Спутник V" по-разному действует на альфа- и бета-варианты коронавируса
Наука33 минуты назад

«Спутник V» по-разному действует на альфа- и бета-варианты коронавируса

Против бета-штаммов он борется чуть хуже, однако в целом вакцина эффективна против обеих разновидностей в достаточной мере ТАСС, 26 июля....

Ученые выделили два участка генома, которые могут быть связаны с риском гибели от COVID-19 Ученые выделили два участка генома, которые могут быть связаны с риском гибели от COVID-19
Наука33 минуты назад

Ученые выделили два участка генома, которые могут быть связаны с риском гибели от COVID-19

Какие именно гены из этих участков отвечают за вероятность заполучить коронавирусную инфекцию, ученые пока не знают ТАСС, 26 июля. Генетики...

Общество2 часа назад

В Петербурге нашли мертвыми жену и сына отставного адмирала Лобанова, которого насмерть сбила электричка

В петербургской квартире на улице Бутлерова нашли мертвыми жену и сына 86-летнего отставного генерала ВМФ Леонида Лобанова, который 10 дней...

Общество2 часа назад

В Петербурге нашли мертвыми жену и сына отставного адмирала Лобанова, которого насмерть сбила электричка

В петербургской квартире на улице Бутлерова нашли мертвыми жену и сына 86-летнего отставного генерала ВМФ Леонида Лобанова, который 10 дней...

Общество2 часа назад

Суд приговорил к 8 годам колонии вора в законе Дато Краснодарского

Краснодарский краевой суд приговорил к восьми годам колонии вора в законе Давида Джангидзе по делу о занятии высшего положения в...

Общество2 часа назад

Суд приговорил к 8 годам колонии вора в законе Дато Краснодарского

Краснодарский краевой суд приговорил к восьми годам колонии вора в законе Давида Джангидзе по делу о занятии высшего положения в...

Общество2 часа назад

Журналиста Сафронова допросили по делу его адвоката Павлова; теперь обвиняемый не сможет общаться с защитником

Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова допросили в качестве свидетеля по делу адвоката Ивана Павлова. Об этом защитник сообщил...

Общество2 часа назад

Журналиста Сафронова допросили по делу его адвоката Павлова; теперь обвиняемый не сможет общаться с защитником

Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова допросили в качестве свидетеля по делу адвоката Ивана Павлова. Об этом защитник сообщил...

Общество2 часа назад

Суд в Ленинградской области отказался выдворять белоруску, задержанную за съемку протестного ролика

Всеволожский городской суд в Ленинградской области отказал в выдворении гражданки Беларуси Жанны Галеевой, задержанной за участие в съемке ролика в...

Advertisement

Популярное