Connect with us

Культура

Почему детективы любят и дети, и взрослые?

Published

on

Детективы обладают феноменальной притягательной силой, устоять перед которой не могут ни дети, ни взрослые. И уже мало кого удивляет, когда любимые детские книжные герои неожиданно начинают расследовать загадочные преступления. Именно так произошло с девочкой Конни, лучшим другом европейских и уже российских детей. Шутка ли, в мире продано более пяти миллионов книг. В новых книгах популярной немецкой серии с 20-летней историей «Лучший друг Конни» главная героиня взрослеет и идет в школу. Вместе с повзрослевшими читателями ей предстоит узнать, что такое дружба, ревность, школьные интриги. Но хитом среди новинок, к удивлению сотрудников издательства «Альпина.Дети», стал именно детектив. Почему так? Разбираемся вместе с редактором детских книг, писателем и психологом. Почему детективы любят и дети, и взрослые? Фото: Предоставлено издательством «Альпина Паблишер»

Маша Шалунова, мама и редактор детской литературы:

— В детективах мне нравится накал страстей, игра разума, внимание к деталям. Когда ты вслед за автором раскручиваешь клубок событий и, наконец, разгадываешь, кто же преступник, получаешь огромный заряд удовлетворения. Ты смог решить загадку, ты молодец!

Думаю, взрослых читателей привлекает разнообразие современных детективов: их очень много на рынке, причем английские, немецкие, французские и американские авторы пишут по-разному. А еще сейчас много визуальных вариантов детектива, всяких ребусов и головоломок — текстовых, числовых, графических. Это не дает мозгу закоснеть, помогает смотреть на задачку с разных сторон.

Сын пока не выделяет для себя любимый жанр, но, когда я принесла домой стопку новых книг, «Детектива Конни и кражу в школе» он схватил в первую очередь. Мне кажется, причина симпатии к детективам примерно та же, что и у меня: загадка, тайна, динамичный сюжет и радость угадывания. Хотя, конечно, угадывает не всегда.

Что почитать?

«Зверский детектив» Анны Старобинец

«33 несчастья2 Лемони Сникет

«Огурчик и Фасоль» Юрга Обриста

Яна Летт, писатель:

До недавнего времени я была равнодушна к детективам — редкие эпизоды не в счет. Но пару лет назад, работая над романом с детективной линией «Мир из прорех. Другой город», я осознала, что не справляюсь. Для того, чтобы закрутить интригу самой, следовало поучиться у мастеров, и я погрузилась в миры Пуаро, мисс Марпл, Шерлока Холмса. А потом сама не заметила, как превратилась в большого поклонника Агаты Кристи.

Мне кажется, детектив — один из самых сложных жанров. Нужно писать, с одной стороны, достаточно динамично и увлекательно, а с другой — неспешно, чтобы успеть развесить все крючки, вплавить в текст все намеки. Кроме того, авторы хороших детективов обладают очень нетривиальным стилем мышления. Редкий писатель сможет не только придумать оригинальное преступление, но и наметить множество троп и мотивов, ведущих к разгадке! Думаю, особого рецепта по написанию классного детектива не существует — он универсален для всех жанров: много читать (в данном случае, не только детективов, но и криминальных хроник и специализированной литературы) и много писать.

Что почитать?

«Десять негритят» и другие произведения Агаты Кристи

«Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля

«Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По (считается, что именно этот рассказ положил начало детективу как жанру)

Валерия Суворова, психолог, гештальт-терапевт

Собирать большую картину из маленьких пазлов — это не просто увлекательное занятие, а главное свойство нашей психики. Мы воспринимаем мир целостными формами — гештальтами, которые необходимо закрывать. Например, если вы нарисуете только вершины квадрата, и спросите у вашего друга, что это — скорее всего, он догадается, потому что его психика не смирится с незавершенной картинкой. А после экзамена вы всегда будете лучше помнить те задания, которые вам не удалось выполнить до конца.

Детективная история тоже захватывает читателя своей раздробленностью, многозначностью, недосказанностью. Она, как нерешенная задача или несобранный пазл, зудит и чешется — так гештальт требует своего завершения. Это свойство проявляется на протяжении всей жизни, поэтому детективы любят как дети, которые только начинают исследовать мир, так и взрослые.

Что почитать?

«Хладнокровное убийство» Трумен Капоте

Рассказы Рэя Брэдбери

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Заводская симфония

Published

on

Весной, как известно, Дягилевский фестиваль в Перми не состоялся из-за пандемии. Однако худрук фестиваля Теодор Курентзис смог провести проект под названием «Дягилев+». Концерты прошли в Пермском оперном театре и в цехе №5 завода Шпагина. В программе — музыка ХХ и ХХI веков в исполнении Теодора Курентзиса и оркестра и хора MusicAeterna. Заводская симфония

Фото: Антон Завьялов

С тех пор как Теодор Курентзис покинул Пермский оперный театр, он не выходил на эту сцену. Точнее — в последний раз он выступил здесь на закрытии XIII Дягилевского фестиваля в июне прошлого года. Тогда в афише было 35 событий с участием 29 коллективов из 13 стран. Просветительский же проект «Дягилев+» задумывался как межсезонный, позволяющий доиграть то, что не вошло в основную большую фестивальную программу, и закинуть концептуальные идеи на следующий год. Четыре концерта проекта «Дягилев +» включили в себя панораму музыки от представителя предренессансной эпохи Ars nova Гийома де Машо до сочинений наших современников, двух Алексеев — Сюмака и Ретинского. Фестиваль прошлого года Теодор Курентзис завершал Немецким реквиемом Иоганнеса Брамса и в этом году решил выстроить арку, исполнив на сцене оперного театра его последнюю — Четвертую симфонию, а также российскую премьеру сочинения Алексея Ретинского Krauseminze.

Премьера этого сочинения для голоса и камерного состава состоялась в октябре 2020 г. на фестивале Donaueschinger Musiktage. В Перми партитура обрела новый объем в исполнении большого симфонического оркестра. Точным определением содержания этого сочинения стали слова Ретинского о «структуре сновидения, в которой музыка и поэзия становятся дешифровкой сна». Дивные видения, выражавшиеся в вибрации причудливых тембровых микстов, вызывали ощущения все более глубокого погружения в утерянную Атлантиду с миражами ее идеальных пропорций и пространства красоты. В партитуре слышались резонансы со звуковыми мирами Валентина Сильвестрова и Кайи Саариахо. Слушателя захватывало мастерство композиторской звукописи, ведущее своей кистью по канве тишины, боявшееся ее спугнуть.

Предсказуемо было ожидать от оркестра MusicAeterna на открытии проекта «Дягилев+» одну из симфоний 250-летнего Бетховена или 180-летнего Чайковского как главных юбиляров этого года. Но Четвертая симфония Брамса стала превосходной альтернативой. Преемник традиции бетховенского симфонизма и современник Чайковского, со стилистикой которого существуют поразительные эстетические параллели, Брамс отразил идеи обоих и в диалектике формы, и в любви к утешительным консонансам. Не говоря о том, что в финале с его фатализмом неумолимой пассакалии композитор поднял на новый эволюционный уровень наследие Баха.

Теодор Курентзис обошелся без радикального своеволия в перечитывании Брамса, отказавшись от фирменных темповых и динамических контрастов, подойдя к тексту даже с пиететом, хотя от него и ждали привычных интерпретаторских откровений. Маэстро вел оркестр с присущим ему темпераментом и цокотом каблуков, однако на первый план выступила сдержанность, а кульминацией стала медленная часть, похожая на шествие пилигрима к святыне. Знаменитый же финал с его готической остротой и драматизмом прошел так, как если бы маэстро решил повременить с объявлением о наступлении конца света.

Концерты проекта прошли в Пермском оперном театре и в цехе № 5 завода Шпагина

Два концерта в культурном пространстве «Завод Шпагина» совместили клубный формат с филармоническим залом. Проблемная акустика, не дающая звуку полета и большого дыхания, не предназначенная для взаимодействия с неэлектронной музыкой, тем не менее стала объектом для мозгового штурма фестивальной команды. Несколько камерных составов и ударную установку распределили по секторам, которые эффектно выходили и уходили в темноту. Две программы представили изысканно смонтированную панораму старинно-современной музыки, где даже сочинение Дауленда звучало в аранжировке для пилы. Концерты получились для публики XXI века настоящими «уроками темноты», каким был когда-то жанр духовной музыки барокко. Учителями этих уроков друг за другом, в неделимом временном хороводе становились Гийом де Машо, Бернхард Ланг, Джон Дауленд, Алексей Ретинский, Джачинто Шельси, Янис Ксенакис, Арво Пярт, Алексей Сюмак, Хельмут Лахенман и блистательные, тонкие музыканты MusicAeterna. Интересным и вдохновляющим стало решение Теодора Курентзиса провести своих подопечных кругами вдоль зрительных мест под впечатлением танца дервиша под «Анаит» Шельси в исполнении танцовщика Серкана Селика, словно приглашая присоединиться и слушателей, чтобы унестись в иные миры Вселенной подальше от скорбей Земли.

Continue Reading

Культура

Гости из будущего

Published

on

Когда Ольга и Галина Чичаговы, студентки из мастерской Александра Родченко, придумывали шуточную пьесу «Хождение по мукам вхутемасца», они вряд ли могли предположить, насколько пророческим окажется ее название для выпускников ВХУТЕМАСа, этого вольного фантастического города художников, скульпторов, архитекторов, полиграфистов, текстильщиков, дизайнеров.

Город будущего, который вырос посреди голодной Москвы 1920 года на Рождественке, где до революции было Строгановское училище, и на Мясницкой, где были общежитие, рабфак, квартиры преподавателей, возник благодаря усилиям художников самых разных направлений: от Василия Кандинского до Владимира Фаворского, от Эль Лисицкого до Николая Ладовского, от Александра Родченко до Казимира Малевича и Надежды Удальцовой…

Это был фантастический город, потому что сюда могли прийти учиться все, кто хотел, тут не нужно было платить за обучение, тут не важно было социальное происхождение. Кроме того, впервые (как странно об этом думать всего лишь сто лет спустя!) в высшее художественное заведение принимали учиться женщин.

Наконец, студенты могли сами выбирать преподавателя и предмет, который хотели изучать.

Проблема в том, что город Будушего, в котором жили и готовили к работе людей будущего, не взяли в настоящее. Такой желанный диплом ВХУТЕМАСа оказался для выпускников не счастливым билетом в профессию, а свидетельством о неблагонадежности.

Для многих обвинения в формализме в 1930-х годах обернулись невозможностью работать, трагедией отказа от себя и призвания, порой арестом и гибелью. Лишь в 1960-е годы опыта ВХУТЕМАСа начали вспоминать. Два тома исследования историка архитектуры Селима Хан-Магомедова стали открытием нашей отечественной Помпеи, погребенной под пеплом огненного века-волкодава.

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — результат большой архивной и исследовательской работы команды кураторовГости из будущегоВХУТЕМАС был целым городом,который вырос посреди голоднойМосквы 1920 года. Фото: Пресс-служба Музея Москвы

Выставка к столетию ВХУТЕМАСа, сделанная Музеем Москвы, по масштабу, объему архивных изысканий и трудоемкости вполне сопоставима с проектом Третьяковской галереи «Авангард. Список №1» (2019), который предложил современное видение Музея живописной культуры (МЖК). Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — результат большой архивной и исследовательской работы команды кураторов, в которую вошли Александра Селиванова, Рустам Габбасов, Надя Плунгян, Мария Силина, Ксения Гусева, Алена Сокольникова, Анна Бокова, Илья Лапин, Дарья Сорокина. С проектом «Авангард. Список №1» выставку в Музее Москвы объединяет не только тема авангарда, но и то, что это были родственные институции. Дело в том, что на Рождественке, собственно, бок о бок с мастерскими ВХУТЕМАСа с 1924 по 1928 года располагалась экспозиция Музея живописной культуры, в создании которой принимали участие Кандинский, Родченко, Попова, Клюн, Удальцова… Это была идея Василия Кандинского — музей стал не просто базой для учебных программ и занятий, он был точкой роста, где формировались исследовательские коллективы (например, Аналитическая лаборатория, которую возглавлял вхутемасовец Соломон Никритин), рождались новые идеи, использовался новый формально-аналитический метод. Этот «симбиоз» музея, научного исследования и молодой образовательной институции сам по себе был очень радикальной идеей. Но это было только частью той системы внутренних «связок», которые формировали уникальность ВХУТЕМАСа.

Другой связкой была опора на производство, обучение студентов в тесной связи с задачами производства. Совершенно ошеломляющее впечатление производят разделы выставки, посвященные текстильному факультету, полиграфическому, керамическому и факультету обработки дерева и метала. Стертые слова «коллективная работа» тут перестают выглядеть надгробием на братской могиле безвестных художников.

Мы узнаем имена тех, кто работал и учился на факультетах, видим зачетные ведомости, молодые лица дипломников, их коллективные снимки с преподавателями… К примеру, мы узнаем, как Людмила Маяковская, сестра поэта, учила студентов «текстфака» новой технике аэрографии, как Оскар Грюн методично отрабатывал с ними создание рисунка для ткани для промышленного производства, как исследователь и художник Николай Соболев основательно обучал их технике ручной (!) набойки рисунка на ткань, как учил искусству орнамента Александр Куприн…

Узнаем, как Надежда Удальцова выстроила свой курс по «цвету» с учетом специфики анилиновых красителей, особенности крашения тканей, придумывала упражнения с цветом для разных технологий. Казалось бы, где парижские академии, «амазонки авангарда» и где «проза производственного искусства»? Оказалось, они равно пригодились во ВХУТЕМАСе.

Здесь учили индивидуально думать и коллективно работать. Здесь образ мастерской, где мастер и ученик были соратниками, был нормой жизни. Удивительно ли, что люди, прошедшие школу ВХУТЕМАСа, как художники умели все?

Но не только имена преподавателей возвращаются из «тьмы былого». В разделе, посвященном факультету керамики, где Владимир Татлин вел предмет «Культура материала», можно увидеть не только эскизы, но и детские поильники Алексея Сотникова, впечатляющий функциональным решением прибор для бритья опасной бритвой Василия Боркина. И, конечно, агитационный фарфор, будь то тарелочки с персидской вязью к III конгрессу Коминтерна, созданные Оганесом Татевосяном, или вечно актуальный стаканчик «Нефть стране» (1930-1931) Евгении Леневой.

И уж совершенно современными выглядят реконструкции стульев, кресел, шкафчиков и макеты интерьера, сделанные по чертежам, фотографиям и проектам студентов факультета обработки дерева и металла. Вся наша раскладная, встроенная и модульная мебель родом оттуда, из мастерских ВХУТЕМАСа. Понятно, почему и «Рабочий клуб» Александра Родченко, и работы его студентов произвели такое впечатление на международной выставке в Париже в 1925 году. Они и сейчас пленяют великолепным чувством формы, функциональной продуманностью, элегантностью пространственных решений.

Эта энергия поиска, распахнутого в будущее, определялась, конечно, импульсом преобразования старого мира. Во ВХУТЕМАСе эта энергия заявила о себе не только в новых принципах преподавания, не только в темах и сюжетах «агитситцев» или агитфарфора, но и во всей бурлящей, голодной, трудной студенческой жизни. Кураторам выставки удалось представить яркий и многогранный образ «Хутемасии», как по-свойски иногда именовали свою alma mater студенты. В ней стержнем была верность призванию и дружбе, что рождалась в общежитии и работе в мастерских, в общении с мастерами, в диспутах, карнавалах и… на спортивной площадке.

Едва открывшаяся выставка в Музее Москвы закрылась до 15 января из-за пандемии, но образовательные программы и экскурсии идут вовсю онлайн.

Continue Reading

Культура

В Международном конкурсе «Щелкунчик» примут участие 48 юных музыкантов

Published

on

XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» пройдет в Москве с 1 по 8 декабря. Несмотря на пандемию и вопреки всем сложностям и ограничениям, в столицу приедут 48 юных музыкантов и из 23 стран мира и 12 городов России. В Международном конкурсе "Щелкунчик" примут участие 48 юных музыкантов

Фото: iStock

По словам председателя Попечительского совета конкурса Ирины Никитиной-Хефлингер, конкурс в этом году проходит в совершенно особой ситуации.

«В условиях, когда зрители ограничены в доступе к живой музыке, именно телевидение становится главной профессиональной платформой — сценой музыкальных событий», — приводит ее слова телеканал «Культура».

Директор Международного музыкального фонда Ланг Ланга Лешек Лукас Барвински-Браун уверен, что именно музыка утешает и придает силы, когда реальность пугает неизвестностью. «А когда мы с успехом перешагиваем очередной рубеж, музыка приносит нам радость», — добавил он.

Участники XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» по традиции будут состязаться в трех номинациях: фортепиано, струнные инструменты (скрипка, виолончель, контрабас, арфа) и духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты. Оценивать мастерство и талант музыкантов будет внушительное и уважаемое международное жюри из России, Европы и США.

Конкурс торжественно откроется 1 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Конкурсантам предстоит пройти три тура. Программа I и II туров исполняется соло или с концертмейстером. Имена победителей назовут после III тура, на котором музыканты выступят с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением дирижера Михаила Шехтмана.

Каждый участник I тура получит диплом участника конкурса, участники II тура — звание дипломанта конкурса и памятные призы. Победителями III тура станут 9 лауреатов (по 3 в каждой номинации), которые получат главные премии конкурса: «Золотого Щелкунчика», «Серебряного Щелкунчика» или «Бронзового Щелкунчика». Обладателя приза зрительского голосования определят при помощи смс-голосования.

Выступления пройдут в Концертном зале им. П.И. Чайковского и органном концертном зале Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.

Прямые трансляции будут идти на телеканале «Культура» и его сайте, а также на новой онлайн-платформе ВГТРК «СМОТРИМ».

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В мире1 час ago

Трамп рекомендовал главе Управления общих служб сделать «все необходимое» для передачи власти Байдену

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Президент США Дональд Трамп заявил, что рекомендовал главе Управления общих служб (GSA) сделать «все необходимое»...

В мире2 часа ago

Штаб Трампа продолжит бороться за «законные голоса» на выборах

Есть обновление от 02:42 →Трамп рекомендовал главе Управления общих служб сделать «все необходимое» для передачи власти Байдену Москва. 24 ноября....

В России активизировались "черные" кредиторы и коллекторы В России активизировались "черные" кредиторы и коллекторы
Экономика3 часа ago

В России активизировались «черные» кредиторы и коллекторы

Коллекторы © fotolia.com/ Dmytro Konstantynov Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. В III квартале выявлено на 56,8% больше нелегальных кредиторов по сравнению...

В мире3 часа ago

Китайский зонд привезет образцы лунного грунта впервые за 44 года

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Китайская автоматическая лунная станция «Чанъэ-5» в понедельник по московскому времени после отделения от ракеты-носителя «Чанчжэн-5»...

Байден собирается назначить экс-главу ФРС Йеллен министром финансов Байден собирается назначить экс-главу ФРС Йеллен министром финансов
Экономика4 часа ago

Байден собирается назначить экс-главу ФРС Йеллен министром финансов

Выборы президента США © РИА Новости. Юки Ивамура Читать 1prime.ru в МОСКВА, 23 ноя — ПРАЙМ. Кандидат в президенты США Джо Байден...

Fitch отозвало рейтинги Еревана Fitch отозвало рейтинги Еревана
Экономика5 часов ago

Fitch отозвало рейтинги Еревана

Акция в поддержку армян Кесаба состоялась в Москве © РИА Новости. Владимир Песня Читать 1prime.ru в ЕРЕВАН, 23 ноя — ПРАЙМ....

Король Испании уйдет на карантин из-за контакта с зараженным COVID-19 Король Испании уйдет на карантин из-за контакта с зараженным COVID-19
В мире5 часов ago

Король Испании уйдет на карантин из-за контакта с зараженным COVID-19

Король Испании Филипп VI Фото: EPA/Vostock-photo Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU — Короля Испании Филиппа VI поместили в карантин после контакта...

В мире5 часов ago

Белоруссия купит у России четыре вертолета Ми-35

Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU — Белоруссия планирует приобрести в России в следующем году 4 вертолета Ми-35, сообщил министр обороны республики...

Киев планирует попросить у МБРР $300 миллионов займа Киев планирует попросить у МБРР $300 миллионов займа
Экономика6 часов ago

Киев планирует попросить у МБРР $300 миллионов займа

«Здание правительства Украины в Киеве © РИА Новости. Стрингер Читать 1prime.ru в КИЕВ, 23 ноя — ПРАЙМ. Кабмин Украины на внеочередном заседании...

ВОЗ: "Нулевых пациентов" с коронавирусом могло быть несколько ВОЗ: "Нулевых пациентов" с коронавирусом могло быть несколько
Общество6 часов ago

ВОЗ: «Нулевых пациентов» с коронавирусом могло быть несколько

Эксперты до сих пор не установили источник коронавируса нового типа, где и когда произошел первый случай заражения. Об этом заявил...

Популярное