Connect with us

Общество

По карману ли нам социальное государство?

По карману ли нам социальное государство?

Published

on

Как свидетельствуют опросы, доля россиян, согласных с тем, что государство должно брать на себя заботу о своих гражданах, растет. Кто-то трактует это как высокий уровень патерналистских настроений в обществе, кто-то — как реакцию на недостаточное, с точки зрения опрошенных, внимание государства к социальным потребностям населения. Что означает социальное государство в современных российских реалиях? Обсудим тему с доктором экономических наук, руководителем департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александром Чепуренко. По карману ли нам социальное государство?

Социальное государство должно гарантировать своим гражданам не минимальный, а базовый уровень услуг. Фото: Photoxpress

Спрос на социальные услуги превышает возможности нынешнего российского государства

Статус России как социального государства закреплен в Конституции. В какой мере этот статус отражает наши нынешние реалии?

Александр Чепуренко: В момент принятия Конституции, конечно, было сильным преувеличением именовать Российское государство "социальным". На тот момент оно было очень слабым, фрагментированным, с массой формальных обязательств и неформальных ожиданий со стороны граждан, но с неработающими механизмами согласования, принятия и исполнения решений. Государство декларировало свое намерение стать в будущем социальным, но пока ограничивалось минимальным, во много декларативным, присутствием в общественной жизни.

Нет ли ощущения, что после распада СССР, в процессе освобождения общества от тотального государственного вмешательства, по инерции была снижена социальная роль государства, оно впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка?

Александр Чепуренко: Да, а что еще оставалось? По сути, уже с 1989 года пошел процесс нарастающей деконструкции экономической и социальной сфер, старые формы отношений между государством и обществом, его отдельными группами и членами, переставали работать, новые еще только формировались. 1991 год — распад единого СССР, остановка деятельности многих предприятий, в том числе градообразующих, дефицит всего и вся… В этих условиях тогдашнее Российское государство предложило гражданам взять всю полноту ответственности за свое благополучие на себя.

Растущая коммерциализация здравоохранения и образования — не говорит ли это тоже об отказе государства предоставлять своим гражданам равный доступ к социальным благам?

Александр Чепуренко: Эти процессы являются, на мой взгляд, не столько результатом продуманного отказа государства от важнейшей своей социальной функции — обеспечения гражданам равного доступа к соответствующим услугам, сколько результатом того, что спрос на эти услуги со стороны общества кратно превышает возможности нынешнего Российского государства. Те средства, которые Российское государство вложило в модернизацию учреждений здравоохранения и образования в сравнительно благополучные 2000-2010-е годы, в основном были потрачены на закупку оборудования, ремонты, строительство новых зданий. Но без обновления управленческих подходов и экономической модели функционирования здравоохранения и образования это дало лишь точечный, половинчатый результат. Система ДМС встроена в российское здравоохранение так, что последняя причудливо сочетает черты двух моделей развития здравоохранения, основанных соответственно на платной и государственной медицине. Как правило, беря и от одной, и от другой в основном не самые лучшие их элементы. Что касается образования, то здесь у государства была здравая идея создания опорных центров совершенства в лице ведущих университетов, которые могли бы выйти на хороший мировой уровень в области исследований и образования, а потом стать питомниками для передачи своих компетенций, управленческих моделей и кадров в другие российские университеты. Но, во-первых, на всю программу были в совокупности выделены средства, примерно сопоставимые с годовым бюджетом одного ведущего американского университета. Во-вторых, если вы хотите получить английский газон, его, как известно, надо поливать, удобрять и стричь примерно двести лет. Мы же пожелали зримых результатов уже через несколько лет после начала проекта. В-третьих, финансирование из госбюджета — это палка о двух концах. Система отчетности и проверок здесь такова, что значительная часть усилий вузов по реализации проекта ушла на выстраивание системы мониторинга и отчетности.

Монетизацию льгот следовало проводить вкупе с пересмотром всей системы социальных обязательств государства

Насколько разумной, на ваш взгляд, была проведенная 15 лет назад монетизация льгот, на которую пожилое население страны откликнулось массовыми протестами? Люди поняли это как сворачивание остатков социального государства, оставшегося от советского прошлого. Не отсюда ли, кстати, у многих ностальгия по СССР?

Александр Чепуренко: Монетизацию льгот следовало проводить вкупе с пересмотром всей системы социальных обязательств государства. Специалисты в области социальной политики уже лет двадцать пять говорят о необходимости внедрить критерии нуждаемости, сопоставить с этими критериями доходы домохозяйств и исключить из системы социальных трансфертов те из них, которые явно не испытывают потребности в социальных выплатах и субсидиях. В этом случае можно было бы не только монетизировать льготы, но и добавить наиболее нуждающимся слоям населения значимые суммы, которые серьезно улучшили бы их социальное самочувствие. Сегодня российское правительство много говорит о "цифровой революции". В части налогообложения бизнеса, особенно малого, она уже далеко продвинулась. Если бы она пришла в социальную сферу, то вместо размазывания масла тонким слоем удалось бы направить средства на помощь действительно нуждающимся.

Социальное государство — это государство, в котором основные процедуры и процессы прозрачны для членов общества

Существует несколько моделей социального государства. Одна из них — либеральная, в основе которой принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительна. Судя по ряду признаков, именно такой модели сегодня придерживается Россия?

Александр Чепуренко: Вообще говоря, есть и успешная третья модель — я имею в виду социальное рыночное хозяйство Л. Эрхарда в послевоенной Западной Германии. Это социально-экономическая модель, основанная на двух дополняющих друг друга принципах — экономической самодеятельности тех, кто в состоянии активно участвовать в экономических процессах, и их солидарности с группами общества, которые в силу разных причин могут принимать только ограниченное участие в хозяйственной жизни. После поражения в войне немецкая экономика лежала в руинах, государство находилось в процессе пересборки, исправно работали, пожалуй, лишь структуры на уровне местного самоуправления. Благодаря запуску по настоянию Эрхарда экономической и денежной реформы в течение десяти лет, то есть к концу 1950-х годов, западногерманская экономика вошла в число ведущих, а жизненный уровень немцев вырос настолько, что в мире заговорили о "немецком экономическом чуде". В свое время, в середине 1990-х, перед визитом премьер-министра В. Черномырдина в Германию ведущие российские германисты прочитали ему целую лекцию о немецком социальном рыночном хозяйстве. Премьер, по преданию, сделал собственноручно много пометок и очень впечатлился услышанным. Но что русскому здорово, то немцу… И наоборот.

Российское государство в борьбе с пандемией оказалось в чем-то эффективнее ряда западных государств

Социальное государство — это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального обеспечения населения. Для всех или только для социально уязвимых и обездоленных слоев общества? И как с этой точки зрения выглядит Российское государство?

Александр Чепуренко: Как мне представляется, Российское государство в борьбе с пандемией, например, в выполнении своих социальных функций оказалось в чем-то эффективнее ряда западных государств. Потому что там дилемма "личная свобода — принуждение к изоляции" длительное время решалась в пользу личной свободы, что привело к более длительной первой волне и более раннему началу второй волны пандемии. В России же весной в ряде регионов был введен жесткий карантин. То есть в период внезапного внешнего шока Российское государство действует в чем-то жестче, а потому ему может удаваться купировать проблемы раньше. С другой стороны, уровень гарантированных государством "в мирное время" доходов действительно минимален. Социальное же государство должно гарантировать тем своим гражданам, которые нуждаются в этих услугах и не могут приобретать их в частном секторе здравоохранения или образования, не минимальный, а базовый уровень услуг, адекватный глобальным требованиям ХХI века.

Четырехдневная рабочая неделя — это чистые мечтания

Некоторые депутаты Госдумы предлагали перейти в России на четырехдневную рабочую неделю. Если бы "четырехдневка" была узаконена, это стало бы одним из шагов к созданию социального государства?

Александр Чепуренко: На мой взгляд, это чистые мечтания. У нас уровень производительности труда в народном хозяйстве ниже, чем в ведущих экономиках мира, в полтора-два раза. Но они пока не готовы перейти к четырехдневной рабочей неделе. Мы должны понимать, что сокращение количества отработанных часов примерно на 20 процентов приведет к снижению объемов производства — может, не на 20 процентов, а на 8-10 (больше отдыхая, люди способны к большей отдаче в рабочие дни). Однако при той же заработной плате это означало бы соответствующее удорожание производимых товаров.

Председатель "Единой России" Дмитрий Медведев предложил ввести в России базовый гарантированный доход. Экономически нам это по силам?

Александр Чепуренко: Базовый гарантированный доход можно ввести, но каким он будет? На уровне МРОТ? Условия же для более высокого уровня базового гарантированного дохода в российской экономике пока не созданы. Причины все те же — низкий уровень производительности труда в народном хозяйстве, одной из самых массовых профессий в котором является профессия частного охранника.

Кто несет максимальное бремя ответственности за социальное государство: властные институты, занятые перераспределением благ, или граждане, обеспечивающие работу этих институтов путем платы налогов?

Александр Чепуренко: Конечно, и общество, и политические элиты в лице правящих и оппозиционных партий. Но это — в развитых демократиях. В России же после семи десятков лет государственно-партийного патернализма и тяжелого начала 1990-х граждане заключили с государством молчаливый общественный договор: мы не вмешиваемся в эту вашу политику, а вы не лезьте в нашу частную жизнь. В последние годы наметились ростки гражданского общества (в том числе волонтерское движение, локальные городские сообщества), но пока все же в целом общество отстраненно относится к государству.

Вы можете назвать три основные проблемы, мешающие созданию в России подлинно социального государства?

Александр Чепуренко: Три основных причины? Попробую. Неготовность значительной части общества активно участвовать — через структуры гражданского общества, через выборы, через политические партии и движения — в формировании социально-политической повестки. Вторая причина — далеко зашедшая бюрократизация государства, которое рассматривает не общество, а себя как источник власти. Третья причина — мы всё еще очень недолго живем в условиях, когда (согласно Конституции) являемся субъектом, а не только объектом социальной политики.

Социальное государство может устойчиво существовать только на основе широкого общественного консенсуса

Может ли сам проект социального государства сохраниться в условиях международного экономического, миграционного и политического кризиса?

Александр Чепуренко: Думаю, что социальное государство сегодня находится в тяжелом кризисе в тех странах континентальной Европы, которые считаются его колыбелью. Миграция с Юга, сокращение среднего класса и массовые уличные протесты его беднеющих представителей, поляризация общества и выход на авансцену дотоле маргинальных популистских и националистических сил, терроризм — эти и другие причины приводят к серьезным напряжениям. Но означает ли это окончательный закат социального государства? Пока оснований говорить об этом нет. Потому что нет пока понятной альтернативы. В чем она может состоять? Глобальное экологическое общество, где основные социальные проблемы решаются разного рода горизонтальными структурами, а не государством — подобно тому, как финансовые проблемы решаются не при помощи денег, а на основе пиринговых платежных систем (попросту — биткойна)? Посмотрим…

Если социальное государство как модель перераспределения ресурсов и защиты граждан сохраняет актуальность, то как и от чего нас сегодня нужно защищать?

Александр Чепуренко: Социальное государство может устойчиво существовать только на основе широкого консенсуса по важнейшим вопросам жизни общества: отношение к старости, к немощи, к неравенству в доступе к базовым услугам и т.д. И еще это государство, в котором основные процедуры и процессы прозрачны для членов общества. В таких условиях само перераспределение не вызывает мощного противодействия, имеющиеся ошибки и перекосы устраняются в ходе общественной дискуссии, результаты которой улавливают и канализируют политические партии. Пока мы не равны в силу объективных и субъективных обстоятельств, пока некоторых членов общества нужно защищать от бедности, болезней, пока нужно обеспечивать им равный доступ к качественной медицине и образованию, у социального государства всегда найдутся задачи.

Визитная карточкаПо карману ли нам социальное государство? Фото: Валерий Выжутович/РГ

Александр Чепуренко — доктор экономических наук, руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Родился в 1954 г. в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1977-м, затем до 1991 г. работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, опубликовал ряд статей и монографий, в которых предлагал новое прочтение "Капитала" К. Маркса. С 1991-го по 2004 г. — один из руководителей Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2004 г. — профессор в Высшей школе экономики и одновременно — главный научный сотрудник в Институте социологии РАН.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Общество

Каждый пятый начальник в нашей стране — женщина

Каждый пятый начальник в нашей стране - женщина

Published

on

Большой трудовой стаж, постоянные переработки, борьба с выгоранием и мечта об МВА (квалификационная степень магистра в менеджменте). Такой портрет современной руководительницы составили в международной рекрутинговой компании Hays. Анализ опирается на проведенное в конце 2020 года исследование, в котором участвовали топ-менеджеры и руководители отечественных и международных компаний. Каждый пятый начальник в нашей стране - женщина

Фото: iStock

Доля женщин на российском рынке труда — чуть менее половины. При этом, по данным Deloitte, среди руководителей их около 20 процентов. То есть каждый пятый CEO в нашей стране — женщина. Этот показатель выше среднемирового в 4,5 раза. Чаще всего представительниц прекрасного пола можно встретить во главе общественных организаций или в социальной сфере.

Каждая вторая женщина-начальник в России работает больше, чем требуется. И делает это она потому, что хочет способствовать успеху компании, говорится в исследовании Hays. Однако пандемия и экономический спад значительно увеличили риски даже для стабильных организаций. Чтобы реабилитировать бизнес, 95 процентов женщин-СЕО работали и продолжают работать сверхурочно. Почти две трети опрошенных отметили, что добавляют к стандартной неделе более шести часов, а 20 процентов перерабатывают более 16 часов.

При таком графике немудрено дойти до профессионального выгорания. Среди участниц опроса лично столкнулись с этой проблемой 46 процентов. Еще треть наблюдала выгорание у коллег. Несмотря на это, 80 процентов женщин-руководителей считает, что достичь карьерных успехов, соблюдая work-life balance, более чем возможно.

Каждая третья дама-СЕО в ходе опроса отметила, что заработок в 2020 году остался прежним. Такая же часть респонденток призналась, что доходы немного выросли. У каждой пятой они уменьшились более чем на 20 процентов.

— Это было время, когда рассматривались все варианты сокращения издержек, — пояснил генеральный директор Hays в России и Швеции Алекс Штейнгардт. — В нашей компании мы на четыре месяца договорились о сокращении ставки до 0,8. Это коснулось в том числе топ-менеджеров и меня. Исключение составили стажеры и младшие специалисты — им зарплату не урезали.

В 2021 году почти 70 процентов опрошенных ожидают повышения доходов. Четверть руководителей считает, что их доход не изменится, а шесть процентов морально готовы "затянуть пояса".

Более половины женщин-СЕО работает не по исходному образованию. Верны первой профессии лишь 18 процентов руководительниц. При этом подавляющее большинство опрошенных имеет разнообразные сертификаты об обучении, планирует получать их в ближайшее время или как раз находится в процессе получения новых знаний. Почти каждая вторая владеет одним иностранным языком, 18 процентов — двумя, еще столько же — тремя. Больше трети женщин-руководителей планируют получить степень MBA. Примерно у двух из десяти она уже есть.

— Преимущество программ MBA в том, что они дают системное понимание бизнеса, позволяют разложить по полочкам уже имеющийся опыт. Такое обучение также способствует развитию нетворкинга. Чаще всего на MBA идут люди из разных индустрий и с разным опытом, но в равной мере стремящиеся к развитию и успеху в бизнесе. Работая над совместными проектами, обсуждая бизнес-кейсы, они приобретают новый опыт и практические знания, — отметила операционный директор Hays Ольга Шамбер.

Стремительная карьера пока скорее исключение из правил: 45 процентов женщин-руководителей имеют стаж от 21 года, 27 процентов работают от 16 до 20 лет.

Четыре из пяти "СЕО в юбке" имеют управленческий опыт в продажах, свыше 70 процентов — в маркетинге. Многие вышли из сферы HR. Более трети — имеют опыт руководства в финансах, а 27 процентов — на производстве. Меньше всего среди респонденток оказалось тех, кто занимал руководящую должность в IT.

В топ-5 качеств, обязательных для начальника, женщины включили умение подбирать и развивать команду, вести стратегическое планирование, управлять рисками, справляться с кризисами и слушать окружающих (в том числе подчиненных).

На основе собственного опыта дамы-СЕО выделили свойства личности, необходимые для построения карьеры. Главным оказалось умение принимать решения и брать на себя ответственность. Также важны высокая адаптивность, умение выстраивать отношения и быть лидером.

Continue Reading

Общество

Ева и Адам

Ева и Адам

Published

on

Женщины — высшие существа. В России их на 10,5 млн чел. больше, чем мужчин. И их доля (вот мудрое слово!) в населении потихоньку растет. В 1835 г. — 51%, в 1926 г. — 53%, в 2020 г. — 54%. Ева и Адам

Фото: Анна Садовникова / РИА Новости

Но они, великолепные существа, еще и живут на 10 лет дольше! В России у них ожидаемая продолжительность жизни больше на 10 лет, чем у так называемого сильного пола (в 1897 г. — на 2 года)! По этому разрыву в летах, по стайкам подруг в театрах и музеях, когда всем — "далеко за", но все — уже без "него", мы — одни из мировых рекордсменов. На каждого Адама, когда ему за 70 лет, в России приходятся две Евы.

Так не хочется оставлять одну свою женщину, или кому-то отдавать ее! Мы станем счастливейшей страной, когда театры заполнятся парами за 70 лет, и пусть они держатся за руки. Мы знаем, что это возможно. От разницы в том, сколько живут Ева и Адам, никуда не денешься, но в Израиле она — всего 3 года, в Италии — 4, в Германии и Испании — 5 лет. Все-таки лучше, и больше надежды быть вместе!

В 1960 г. почти две трети девушек бросались замуж, когда им было от 18 до 24 лет. В 2019 г. — лишь 30%. Больше свободы, но больше ли счастья?

Женщины — высшие существа. Они еще и рожают. Только им по-настоящему известна тайна жизни. На одну женщину в России приходится полтора ребенка ("суммарный коэффициент рождаемости"). Странная штука статистика — делит надвое и натрое живые существа, но как еще измерить? Всего лишь 60 лет тому назад на 1 женщину приходились 2,5 детей. А сейчас в России мало детских колясок, мало детей в школах, так мало, что мы будем, по прогнозам, сокращаться на несколько сот тысяч человек в год. С легким ужасом и сожалением мы смотрим на XIX век, когда рожали по 6 — 7 детей. У Николая I было 7 детей в браке, у Александра II — 8 детей от первой жены, 4 — от второй, у Александра III — 6 детей. Если вдуматься, какое это чудо и какая тяжелейшая работа, когда жизнь женщины, выхаживающей и выкармливающей свое дитя, на годы, до крайности наполнена одним только ребенком, глубокой связью с ним каждое мгновение каждого дня.

Мы знаем, что в российских семьях может быть больше детей. Даже в ряде развитых, "дорогих" стран, где цена решения о ребенке непомерно велика, рождаемость выше, чем в России (США, Великобритания, Франция, Чехия и др.), не говоря уже о Бразилии, Аргентине, Турции — о всех тех развивающихся экономиках, с которыми сравнивают Россию. В состоятельном Израиле, во многом русскоязычном, на женщину приходится 3 детей. Это — вопрос культуры, необычайной любви к детям и огромной поддержки со стороны государства.

Женщины — сверхосторожные существа. Замуж в наши времена их никто не гонит, и стали они соединяться с сильной половиной человечества, "чтобы любить и беречь друг друга", гораздо реже — и позже. В 2019 г. на 1000 человек, живущих в России, приходилось 6,5 браков, в 1950 г. — целых 12. В 1960 г. почти две трети девушек бросались замуж, когда им было от 18 до 24 лет. В 2019 г. — всего лишь 30-31%. За этим — огромные изменения, больше свободы, больше изменчивости, больше проб и осторожности, больше встреч и расставаний, но больше ли счастья? В 1960 г. только 15% невест были старше 34 лет. А сегодня? 27%! Как жаль этих ранних юношеских семей, их нерасчетливости, их влюбленности, их торопливости и неустроенности во всем. И, в конечном счете, в них было больше единственности, нерасторжимости и, наверное, предназначенности друг для друга. Люди, конечно, есть люди, и не было этой единственности никогда, но уникальности было больше — когда только ты и я, хочется сказать, на веки вечные, никто тебя не заменит, ты — неповторим.

Именно жены в 2-3 раза чаще, чем мужья, инициируют развод. Это они решительно дают отставку, стреляя из всех орудий!

Впрочем, оставим всё это поэтам, ибо в наш напряженный век женщины еще и очень решительные существа. В 1950 г. в России на 1000 человек приходилось 0,5 развода, в 2019 г. — 4,2. Многократное усиление желаний уйти, бросить, переменить всё. На каждые 100 свадеб в 1950 г. приходились 4 развода, в 2019 г. — целых 65. В среднем живут вместе до развода около 10 лет (ТАСС, 2020). Именно жены в 2-3 раза чаще, чем мужья, инициируют развод. Это они решительно дают отставку, стреляя из всех орудий!

Женщины — сверхсильные существа! Каждый божий день, по будням, в среднем они отдают дому и детям по 5,6 часов, в 3,5 раза больше времени, чем их мужья, а в выходные — 6,5 часов в день, в 2 раза больше, чем их дорогие и драгоценные (ТАСС, Росстат, 2019). Как они живут при этом — непонятно, ибо еще и пашут в нашей могучей экономике. Да еще и время на дорогу — туда и обратно! Богатырки! 48,7% всех занятых в России — женщины, 44,7% руководителей, 62,7% специалистов "высшего уровня квалификации", две трети "высших" спецов в здравоохранении, 83% — тех, кто в образовании, 71% — в бизнесе и администрировании, 66% — в праве, культуре, "гуманитарке". А рабочих? 216 тыс. женщин — рабочие в строительстве, 170 тыс. — в металлообработке и машиностроении, 1,1 млн. — в пищевой, текстильной, швейной, деревообрабатывающей промышленности. И — когда же это закончится? — 2,6 млн неквалифицированных рабочих прекрасного пола, из них 1,1 млн в прислугах и уборщицах, почти 500 тыс. в горной добыче, строительстве, на транспорте и в обрабатывающей промышленности (Росстат, 2019).

А что хочется? Холить и лелеять! Никакого больше бессмысленного и тяжелого труда, спокойные, разумные, состоятельные семьи, полные женщин, делающих то, что хотят, желающих и достигающих именно того, что желается. Пусть будет подчеркнута их красота, пусть никто не обрезает им крылья, да воздастся им за их сердца, за их силу, за способность вынести на руках всех, кто их любит. Больше детей, больше легкости и удачи, меньше одиночества и, конечно, больше любви, ради которой, может быть, все и устроено.

Continue Reading

Общество

Масленица: как ее провести правильно

Масленица: как ее провести правильно

Published

on

Масленица, Масленая неделя, Масленичная неделя, Блинница, Широкая Масленица, Прожорная неделя и даже Объедуха — это все народные названия недели перед Великим постом, которая в Церкви именуется Сырная седмица (слово «седмица» и означает «неделя»). Так как Великий пост каждый год начинается в разное время — за сорок девять дней до Пасхи, то и Масленица имеет скользящие даты, в 2021 году с 8 по 14 марта. Масленица: как ее провести правильно

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

"А вот как в Российской империи готовятся к Великому посту, — читаем в воспоминаниях французского солдата Жака Маржерета, написанных в начале XVII века, — за одну неделю перед великим постом, которую они называют Maslonits, не смеют есть ничего мясного, однако едят все, происходящее от плоти, именно: масло, сыр, яйца, молоко. И ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улицах, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: Prosti mene Pojaloi "Простите меня, прошу вас", на что отвечают: Boch tibi prosti "Бог вас простит, и меня простите тоже".

Жак Маржерет — первый французский наемник в войске Бориса Годунова, а потом у Лжедмитрия, оставивший в наследство историкам труд "Состояние Российской империи и Великого княжества Московии" (1606 год), рассказывая о Масленице, блины отчего-то не упоминает. Хотя в начале XVII века они точно были. И какие! Это для нас блины — одно блюдо, вкус которого зависит во многом от того, с чем их подают — со сметаной, вареньем или с икрой да рыбой. А вот наши предки не ленились и пекли, причем в русской печке, с десяток видов самых разных блинов. "…Черные" гречишные — для простых, из белой крупчатки для бар, — перечисляет Иван Шмелев в "Лете Господнем", — блины с припеком, блины с двойным припеком, блины с подпеком (поди, догадайся, что это? — М.Г.), блины молочные, легкие, блинцы с яичками… А к блинам: "Рыбы рыбы… Икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…"

Пока читала всю эту роскошь, слюнки потекли. А стоило бы обратить внимание, что мяса в перечисленном изобилии нет, и все потому, что Масленица — период подготовки к Великому посту, этап, когда от мяса уже отказались, а вот от масла, яиц, рыбы и всего молочного еще нет.

Вообще, Масленица — пример того, насколько Церковь тактична по отношению к народу. Масленица, как считают этнографы, имеет древние языческие корни: сжигание чучела, кулачные бои, разнузданное веселье и пиршества, приуроченное к дням весеннего равноденствия существовали на Руси и до христианства. Церковь не стала ломать традицию, она деликатно вписала уже существующий уклад жизни в годичный церковный цикл, причем так, что период разгульного веселья обогатился глубочайшим смыслом. Давайте посмотрим, как это происходит.

По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: "Дух Христов не враг благозаконных радостей", и Масленица — целая Масленая неделя накануне Великого поста как раз время для такого праздника. Время праздника, но, одновременно, и подготовки к подвигу поста. Церковь "с наступлением Масляной недели ставит людей на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту" (С. В. Булгаков).

Смотрите, в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминали усопших, причем не только своих родных и близких, мы поминали всех "усопших во благочестии и правой вере" — от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, отдавая свой долг им, мы включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до нас.

Вчерашняя воскресная служба была посвящена Страшному суду, она напоминала нам о том, что и мы смертны, и мы предстанем перед Судом Божьим, призывала к духовному трезвлению (т.е. внимательности к своим мыслям и поступкам). Церковь именно напоминала нам о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы унаследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного, никаких сверхчеловеческих усилий — просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного — будь милосердным!

И вот, после воскресного призыва: "Возлюби ближнего!", наступает неделя, когда нам дается такая возможность. Пост, и особенно Великий пост, — это период сосредоточенности: мы собираем все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, отсекая лишнее, часто минимизируя свои отношения с другими людьми, и это понятно — духовное напряжение поста не оставляет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас нам дано специальное время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки" среди людей: кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаленья и сами благодарно разделяли чужое.

Дело ведь не в том, что на масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Дело в другом: Церковь, очень тактично, побуждает нас к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от своей щедрости, ликование от того, что любим! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно неслучайно то, что Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем. Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними — причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, мы не можем не почувствовать, что не всегда бываем правы, что кроме нашего требовательного "Я", есть еще другие люди. И есть Бог, Который видит все, даже сердце человеческое. Поэтому так логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!", и слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" Вот это призывание в свидетели Бога, вот эта вертикаль в отношениях между людьми, и свидетельствует о том, что радость, широта и щедрость Масленицы имеет под собой не бытовую основу — надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем и это нам дает силу вступить в Великий пост.

В дни Масленицы, также как на Святки и в Пасху, в России всегда слабели имущественные, сословные и должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы, остроги — всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Медленные темпы вакцинации угрожают экономике Европы Медленные темпы вакцинации угрожают экономике Европы
Экономика4 часа ago

Медленные темпы вакцинации угрожают экономике Европы

Саммит ЕС © РИА Новости. Алексей Витвицкий МОСКВА, 8 мар — ПРАЙМ. Медленные темпы вакцинации в странах Евросоюза и сохраняющиеся ограничения из-за COVID-19...

Самарская стрит-фотограф променяла карьеру на ферму Самарская стрит-фотограф променяла карьеру на ферму
Экономика5 часов ago

Самарская стрит-фотограф променяла карьеру на ферму

Успешный самарский стрит-фотограф Елена Елеева однажды удивила своих поклонников и друзей едва ли не больше, чем очередной победой в международном...

Эксперт оценил апрельскую индексацию социальных пенсий Эксперт оценил апрельскую индексацию социальных пенсий
Экономика5 часов ago

Эксперт оценил апрельскую индексацию социальных пенсий

» Пенсионное удостоверение © РИА Новости. Кирилл Каллиников МОСКВА, 7 мар — ПРАЙМ. С 1 апреля социальные пенсии будут увеличены на 2,6%. Эту...

Каждый пятый начальник в нашей стране - женщина Каждый пятый начальник в нашей стране - женщина
Экономика7 часов ago

Каждый пятый начальник в нашей стране — женщина

Большой трудовой стаж, постоянные переработки, борьба с выгоранием и мечта об МВА (квалификационная степень магистра в менеджменте). Такой портрет современной...

Каждый пятый начальник в нашей стране - женщина Каждый пятый начальник в нашей стране - женщина
Общество7 часов ago

Каждый пятый начальник в нашей стране — женщина

Большой трудовой стаж, постоянные переработки, борьба с выгоранием и мечта об МВА (квалификационная степень магистра в менеджменте). Такой портрет современной...

Ева и Адам Ева и Адам
Общество7 часов ago

Ева и Адам

Женщины — высшие существа. В России их на 10,5 млн чел. больше, чем мужчин. И их доля (вот мудрое слово!)...

Масленица: как ее провести правильно Масленица: как ее провести правильно
Общество7 часов ago

Масленица: как ее провести правильно

Масленица, Масленая неделя, Масленичная неделя, Блинница, Широкая Масленица, Прожорная неделя и даже Объедуха — это все народные названия недели перед...

В ГИБДД рассказали, на каких машинах в основном ездят россияне В ГИБДД рассказали, на каких машинах в основном ездят россияне
Авто8 часов ago

В ГИБДД рассказали, на каких машинах в основном ездят россияне

ФОТО : «Мир 24» / Дмитрий Белицкий Самой массовой моделью в России по-прежнему остается «семерка» (ВАЗ-2107), производство которой прекратилось еще...

Белоруссия запустит промышленное производство «Спутника V» в конце марта Белоруссия запустит промышленное производство «Спутника V» в конце марта
Здоровье9 часов ago

Белоруссия запустит промышленное производство «Спутника V» в конце марта

© Дмитрий Рогулин/ТАСС Заместитель министра здравоохранения Белоруссии Дмитрий Чередниченко объявил о том, что промышленное производство вакцины от COVID-19 «Спутник V» будет запущено...

Спорт10 часов ago

«Спартак» разгромил «Краснодар» со счетом 6:1

В центральном матче 21-го тура чемпионата России «Спартак» принимал «Краснодар». Уверенную победу на стадионе в Тушино одержали хозяева — 6:1....

Популярное