Connect with us

Культура

Олегу Меньшикову — 60: за что мы любим актера

Published

on

8 ноября 60 лет исполняется Олегу Меньшикову — народному артисту России, лауреату сразу трех Государственных премий, премии Лоуренса Оливье и худруку театра им. Ермоловой. К сожалению, свой день рождения актер на этот раз отметит не на сцене — до конца ноября все спектакли с ним отменены по состоянию его здоровья. «Российская газета» желает Олегу Евгеньевичу скорейшего выздоровления и вспоминает, за что мы его любим.

За принципиальность в выборе ролей

Актерскую карьеру Олега Меньшикова иначе как звездной не назовешь, однако по нынешним меркам он сыграл в совсем небольшом количестве фильмов — их около 30. Предложения, разумеется, поступали и продолжают поступать, только вот актер в этом смысле предельно избирателен.

«Я как-то наткнулся на фразу Ильинского: «Никогда не делать ничего против себя в искусстве». Этого я действительно себе не позволяю. Я очень редко снимался — всего в паре фильмов — из-за денег. И то я не наступал на горло собственной песне», — рассказывал актер в одном из интервью.

Пожалуй, самый известный его отказ — роль в фильме «12» у Никиты Михалкова. Меньшиков ушел с репетиции, сказав, что ему это неинтересно. «Я прошу у него прощения до сих пор за то, что я его подвел. Я думаю, Никита Сергеевич вообще не любит, когда что-то не по его задумке происходит, а тут еще артист — считай, артист его команды — отказывается. Для него это был удар», — вспоминал артист.

За умение быть разным

Хрестоматийная роль Олега Меньшикова — Костик из «Покровских ворот». В сознании и зрителей, и киносообщества она так прочно срослась с молодым актером, что какое-то время в другом амплуа его просто не представляли. Но он переломил это давление. Спустя годы, правда, возникло другое: теперь образ Олега Меньшикова ассоциировался исключительно с вытянутым по струнке «государственным человеком» — Митя Арсентьев в «Утомленных солнцем», прапорщик Саня в «Кавказском пленнике», юнкер Андрей Толстой в «Сибирском цирюльнике», сыщик Эраст Фандорин в «Статском советнике»…

И опять актер легко и непринужденно свернул в совсем другую сторону! Он и обаятельный Остап Бендер в сериале «Золотой теленок», и романтичный Юрий Живаго в «Докторе Живаго», и хоккейный тренер Анатолий Тарасов в «Легенде №17», и следователь Гуро в «Гоголе», теперь вот еще психолог в новом сериале Федора Бондарчука «Псих». Словом, кто-кто, а Олег Меньшиков заложником одного образа точно не стал, что бы о нем не говорили.

За выдумку и многогранность

Одним кино творчество Меньшикова не ограничивается. Сам он ставит его, скорее, на второе место. Еще до того, как стать худруком Театра им. Ермоловой, он создал свое «Театральное товарищество 814», где поставил спектакли «Горе от ума», «Кухня», «Игроки». Но абсолютным хитом стал моноспектакль «1900». После роспуска «Товарищества» организовал духовой оркестр, с которым создал музыкальный проект «Оркестр мечты. Медь» — постановка и сейчас неизменно собирает аншлаги.

В Театре им. Ермоловой придумал еще один хит — «Кино на сцене». Артисты театра в формате читки разыгрывали любимые фильмы — те же «Покровские ворота», «Неуловимых мстителей», «Бриллиантовую руку», «Берегись автомобиля» и другие. Сложно представить, но билеты на этот проект разлетались буквально за первые полчаса с момента запуска продаж.

А в 2018 году актер выпустил цикл интервью на своем YouTube-канале «ОМ». Выступив в качестве журналиста, он побеседовал с Федором Конюховым, Славой Полуниным, Данилой Козловским, Виктором Сухоруковым, а беседу с Аллой Пугачевой даже целиком показали по телевидению (сейчас у видео почти 3 млн просмотров).

За спокойное отношение к популярности

Олег Меньшиков не появляется на телевидении, редкий гость модных тусовок и не так уж часто дает интервью. Многие обвиняют его в том, что он закрыт и холоден, а в общении всегда держит дистанцию.

«Видимо, таким родился. Просто со временем это стало заметнее. Не могу сказать, что меня много ранили — столько же, наверное, сколько и любого другого человека», — объяснял артист в интервью.

А если бы случилось проснуться в мире, где никто не знает, кто такой Олег Меньшиков, «это было бы счастье»: «Я бы, может быть, в первый раз за многие годы вздохнул свободно, если бы понял, что меня никто не знает, от меня никто ничего не хочет, на меня никто не смотрит и вообще никого не волнует мое существование или отсутствие. Проснуться никому не нужным Меньшиковым… Меня бы это устроило».

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Заводская симфония

Published

on

Весной, как известно, Дягилевский фестиваль в Перми не состоялся из-за пандемии. Однако худрук фестиваля Теодор Курентзис смог провести проект под названием «Дягилев+». Концерты прошли в Пермском оперном театре и в цехе №5 завода Шпагина. В программе — музыка ХХ и ХХI веков в исполнении Теодора Курентзиса и оркестра и хора MusicAeterna. Заводская симфония

Фото: Антон Завьялов

С тех пор как Теодор Курентзис покинул Пермский оперный театр, он не выходил на эту сцену. Точнее — в последний раз он выступил здесь на закрытии XIII Дягилевского фестиваля в июне прошлого года. Тогда в афише было 35 событий с участием 29 коллективов из 13 стран. Просветительский же проект «Дягилев+» задумывался как межсезонный, позволяющий доиграть то, что не вошло в основную большую фестивальную программу, и закинуть концептуальные идеи на следующий год. Четыре концерта проекта «Дягилев +» включили в себя панораму музыки от представителя предренессансной эпохи Ars nova Гийома де Машо до сочинений наших современников, двух Алексеев — Сюмака и Ретинского. Фестиваль прошлого года Теодор Курентзис завершал Немецким реквиемом Иоганнеса Брамса и в этом году решил выстроить арку, исполнив на сцене оперного театра его последнюю — Четвертую симфонию, а также российскую премьеру сочинения Алексея Ретинского Krauseminze.

Премьера этого сочинения для голоса и камерного состава состоялась в октябре 2020 г. на фестивале Donaueschinger Musiktage. В Перми партитура обрела новый объем в исполнении большого симфонического оркестра. Точным определением содержания этого сочинения стали слова Ретинского о «структуре сновидения, в которой музыка и поэзия становятся дешифровкой сна». Дивные видения, выражавшиеся в вибрации причудливых тембровых микстов, вызывали ощущения все более глубокого погружения в утерянную Атлантиду с миражами ее идеальных пропорций и пространства красоты. В партитуре слышались резонансы со звуковыми мирами Валентина Сильвестрова и Кайи Саариахо. Слушателя захватывало мастерство композиторской звукописи, ведущее своей кистью по канве тишины, боявшееся ее спугнуть.

Предсказуемо было ожидать от оркестра MusicAeterna на открытии проекта «Дягилев+» одну из симфоний 250-летнего Бетховена или 180-летнего Чайковского как главных юбиляров этого года. Но Четвертая симфония Брамса стала превосходной альтернативой. Преемник традиции бетховенского симфонизма и современник Чайковского, со стилистикой которого существуют поразительные эстетические параллели, Брамс отразил идеи обоих и в диалектике формы, и в любви к утешительным консонансам. Не говоря о том, что в финале с его фатализмом неумолимой пассакалии композитор поднял на новый эволюционный уровень наследие Баха.

Теодор Курентзис обошелся без радикального своеволия в перечитывании Брамса, отказавшись от фирменных темповых и динамических контрастов, подойдя к тексту даже с пиететом, хотя от него и ждали привычных интерпретаторских откровений. Маэстро вел оркестр с присущим ему темпераментом и цокотом каблуков, однако на первый план выступила сдержанность, а кульминацией стала медленная часть, похожая на шествие пилигрима к святыне. Знаменитый же финал с его готической остротой и драматизмом прошел так, как если бы маэстро решил повременить с объявлением о наступлении конца света.

Концерты проекта прошли в Пермском оперном театре и в цехе № 5 завода Шпагина

Два концерта в культурном пространстве «Завод Шпагина» совместили клубный формат с филармоническим залом. Проблемная акустика, не дающая звуку полета и большого дыхания, не предназначенная для взаимодействия с неэлектронной музыкой, тем не менее стала объектом для мозгового штурма фестивальной команды. Несколько камерных составов и ударную установку распределили по секторам, которые эффектно выходили и уходили в темноту. Две программы представили изысканно смонтированную панораму старинно-современной музыки, где даже сочинение Дауленда звучало в аранжировке для пилы. Концерты получились для публики XXI века настоящими «уроками темноты», каким был когда-то жанр духовной музыки барокко. Учителями этих уроков друг за другом, в неделимом временном хороводе становились Гийом де Машо, Бернхард Ланг, Джон Дауленд, Алексей Ретинский, Джачинто Шельси, Янис Ксенакис, Арво Пярт, Алексей Сюмак, Хельмут Лахенман и блистательные, тонкие музыканты MusicAeterna. Интересным и вдохновляющим стало решение Теодора Курентзиса провести своих подопечных кругами вдоль зрительных мест под впечатлением танца дервиша под «Анаит» Шельси в исполнении танцовщика Серкана Селика, словно приглашая присоединиться и слушателей, чтобы унестись в иные миры Вселенной подальше от скорбей Земли.

Continue Reading

Культура

Гости из будущего

Published

on

Когда Ольга и Галина Чичаговы, студентки из мастерской Александра Родченко, придумывали шуточную пьесу «Хождение по мукам вхутемасца», они вряд ли могли предположить, насколько пророческим окажется ее название для выпускников ВХУТЕМАСа, этого вольного фантастического города художников, скульпторов, архитекторов, полиграфистов, текстильщиков, дизайнеров.

Город будущего, который вырос посреди голодной Москвы 1920 года на Рождественке, где до революции было Строгановское училище, и на Мясницкой, где были общежитие, рабфак, квартиры преподавателей, возник благодаря усилиям художников самых разных направлений: от Василия Кандинского до Владимира Фаворского, от Эль Лисицкого до Николая Ладовского, от Александра Родченко до Казимира Малевича и Надежды Удальцовой…

Это был фантастический город, потому что сюда могли прийти учиться все, кто хотел, тут не нужно было платить за обучение, тут не важно было социальное происхождение. Кроме того, впервые (как странно об этом думать всего лишь сто лет спустя!) в высшее художественное заведение принимали учиться женщин.

Наконец, студенты могли сами выбирать преподавателя и предмет, который хотели изучать.

Проблема в том, что город Будушего, в котором жили и готовили к работе людей будущего, не взяли в настоящее. Такой желанный диплом ВХУТЕМАСа оказался для выпускников не счастливым билетом в профессию, а свидетельством о неблагонадежности.

Для многих обвинения в формализме в 1930-х годах обернулись невозможностью работать, трагедией отказа от себя и призвания, порой арестом и гибелью. Лишь в 1960-е годы опыта ВХУТЕМАСа начали вспоминать. Два тома исследования историка архитектуры Селима Хан-Магомедова стали открытием нашей отечественной Помпеи, погребенной под пеплом огненного века-волкодава.

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — результат большой архивной и исследовательской работы команды кураторовГости из будущегоВХУТЕМАС был целым городом,который вырос посреди голоднойМосквы 1920 года. Фото: Пресс-служба Музея Москвы

Выставка к столетию ВХУТЕМАСа, сделанная Музеем Москвы, по масштабу, объему архивных изысканий и трудоемкости вполне сопоставима с проектом Третьяковской галереи «Авангард. Список №1» (2019), который предложил современное видение Музея живописной культуры (МЖК). Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — результат большой архивной и исследовательской работы команды кураторов, в которую вошли Александра Селиванова, Рустам Габбасов, Надя Плунгян, Мария Силина, Ксения Гусева, Алена Сокольникова, Анна Бокова, Илья Лапин, Дарья Сорокина. С проектом «Авангард. Список №1» выставку в Музее Москвы объединяет не только тема авангарда, но и то, что это были родственные институции. Дело в том, что на Рождественке, собственно, бок о бок с мастерскими ВХУТЕМАСа с 1924 по 1928 года располагалась экспозиция Музея живописной культуры, в создании которой принимали участие Кандинский, Родченко, Попова, Клюн, Удальцова… Это была идея Василия Кандинского — музей стал не просто базой для учебных программ и занятий, он был точкой роста, где формировались исследовательские коллективы (например, Аналитическая лаборатория, которую возглавлял вхутемасовец Соломон Никритин), рождались новые идеи, использовался новый формально-аналитический метод. Этот «симбиоз» музея, научного исследования и молодой образовательной институции сам по себе был очень радикальной идеей. Но это было только частью той системы внутренних «связок», которые формировали уникальность ВХУТЕМАСа.

Другой связкой была опора на производство, обучение студентов в тесной связи с задачами производства. Совершенно ошеломляющее впечатление производят разделы выставки, посвященные текстильному факультету, полиграфическому, керамическому и факультету обработки дерева и метала. Стертые слова «коллективная работа» тут перестают выглядеть надгробием на братской могиле безвестных художников.

Мы узнаем имена тех, кто работал и учился на факультетах, видим зачетные ведомости, молодые лица дипломников, их коллективные снимки с преподавателями… К примеру, мы узнаем, как Людмила Маяковская, сестра поэта, учила студентов «текстфака» новой технике аэрографии, как Оскар Грюн методично отрабатывал с ними создание рисунка для ткани для промышленного производства, как исследователь и художник Николай Соболев основательно обучал их технике ручной (!) набойки рисунка на ткань, как учил искусству орнамента Александр Куприн…

Узнаем, как Надежда Удальцова выстроила свой курс по «цвету» с учетом специфики анилиновых красителей, особенности крашения тканей, придумывала упражнения с цветом для разных технологий. Казалось бы, где парижские академии, «амазонки авангарда» и где «проза производственного искусства»? Оказалось, они равно пригодились во ВХУТЕМАСе.

Здесь учили индивидуально думать и коллективно работать. Здесь образ мастерской, где мастер и ученик были соратниками, был нормой жизни. Удивительно ли, что люди, прошедшие школу ВХУТЕМАСа, как художники умели все?

Но не только имена преподавателей возвращаются из «тьмы былого». В разделе, посвященном факультету керамики, где Владимир Татлин вел предмет «Культура материала», можно увидеть не только эскизы, но и детские поильники Алексея Сотникова, впечатляющий функциональным решением прибор для бритья опасной бритвой Василия Боркина. И, конечно, агитационный фарфор, будь то тарелочки с персидской вязью к III конгрессу Коминтерна, созданные Оганесом Татевосяном, или вечно актуальный стаканчик «Нефть стране» (1930-1931) Евгении Леневой.

И уж совершенно современными выглядят реконструкции стульев, кресел, шкафчиков и макеты интерьера, сделанные по чертежам, фотографиям и проектам студентов факультета обработки дерева и металла. Вся наша раскладная, встроенная и модульная мебель родом оттуда, из мастерских ВХУТЕМАСа. Понятно, почему и «Рабочий клуб» Александра Родченко, и работы его студентов произвели такое впечатление на международной выставке в Париже в 1925 году. Они и сейчас пленяют великолепным чувством формы, функциональной продуманностью, элегантностью пространственных решений.

Эта энергия поиска, распахнутого в будущее, определялась, конечно, импульсом преобразования старого мира. Во ВХУТЕМАСе эта энергия заявила о себе не только в новых принципах преподавания, не только в темах и сюжетах «агитситцев» или агитфарфора, но и во всей бурлящей, голодной, трудной студенческой жизни. Кураторам выставки удалось представить яркий и многогранный образ «Хутемасии», как по-свойски иногда именовали свою alma mater студенты. В ней стержнем была верность призванию и дружбе, что рождалась в общежитии и работе в мастерских, в общении с мастерами, в диспутах, карнавалах и… на спортивной площадке.

Едва открывшаяся выставка в Музее Москвы закрылась до 15 января из-за пандемии, но образовательные программы и экскурсии идут вовсю онлайн.

Continue Reading

Культура

В Международном конкурсе «Щелкунчик» примут участие 48 юных музыкантов

Published

on

XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» пройдет в Москве с 1 по 8 декабря. Несмотря на пандемию и вопреки всем сложностям и ограничениям, в столицу приедут 48 юных музыкантов и из 23 стран мира и 12 городов России. В Международном конкурсе "Щелкунчик" примут участие 48 юных музыкантов

Фото: iStock

По словам председателя Попечительского совета конкурса Ирины Никитиной-Хефлингер, конкурс в этом году проходит в совершенно особой ситуации.

«В условиях, когда зрители ограничены в доступе к живой музыке, именно телевидение становится главной профессиональной платформой — сценой музыкальных событий», — приводит ее слова телеканал «Культура».

Директор Международного музыкального фонда Ланг Ланга Лешек Лукас Барвински-Браун уверен, что именно музыка утешает и придает силы, когда реальность пугает неизвестностью. «А когда мы с успехом перешагиваем очередной рубеж, музыка приносит нам радость», — добавил он.

Участники XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» по традиции будут состязаться в трех номинациях: фортепиано, струнные инструменты (скрипка, виолончель, контрабас, арфа) и духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты. Оценивать мастерство и талант музыкантов будет внушительное и уважаемое международное жюри из России, Европы и США.

Конкурс торжественно откроется 1 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Конкурсантам предстоит пройти три тура. Программа I и II туров исполняется соло или с концертмейстером. Имена победителей назовут после III тура, на котором музыканты выступят с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением дирижера Михаила Шехтмана.

Каждый участник I тура получит диплом участника конкурса, участники II тура — звание дипломанта конкурса и памятные призы. Победителями III тура станут 9 лауреатов (по 3 в каждой номинации), которые получат главные премии конкурса: «Золотого Щелкунчика», «Серебряного Щелкунчика» или «Бронзового Щелкунчика». Обладателя приза зрительского голосования определят при помощи смс-голосования.

Выступления пройдут в Концертном зале им. П.И. Чайковского и органном концертном зале Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.

Прямые трансляции будут идти на телеканале «Культура» и его сайте, а также на новой онлайн-платформе ВГТРК «СМОТРИМ».

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В мире33 минуты ago

Трамп рекомендовал главе Управления общих служб сделать «все необходимое» для передачи власти Байдену

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Президент США Дональд Трамп заявил, что рекомендовал главе Управления общих служб (GSA) сделать «все необходимое»...

В мире59 минут ago

Штаб Трампа продолжит бороться за «законные голоса» на выборах

Есть обновление от 02:42 →Трамп рекомендовал главе Управления общих служб сделать «все необходимое» для передачи власти Байдену Москва. 24 ноября....

В России активизировались "черные" кредиторы и коллекторы В России активизировались "черные" кредиторы и коллекторы
Экономика3 часа ago

В России активизировались «черные» кредиторы и коллекторы

Коллекторы © fotolia.com/ Dmytro Konstantynov Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. В III квартале выявлено на 56,8% больше нелегальных кредиторов по сравнению...

В мире3 часа ago

Китайский зонд привезет образцы лунного грунта впервые за 44 года

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Китайская автоматическая лунная станция «Чанъэ-5» в понедельник по московскому времени после отделения от ракеты-носителя «Чанчжэн-5»...

Байден собирается назначить экс-главу ФРС Йеллен министром финансов Байден собирается назначить экс-главу ФРС Йеллен министром финансов
Экономика3 часа ago

Байден собирается назначить экс-главу ФРС Йеллен министром финансов

Выборы президента США © РИА Новости. Юки Ивамура Читать 1prime.ru в МОСКВА, 23 ноя — ПРАЙМ. Кандидат в президенты США Джо Байден...

Fitch отозвало рейтинги Еревана Fitch отозвало рейтинги Еревана
Экономика4 часа ago

Fitch отозвало рейтинги Еревана

Акция в поддержку армян Кесаба состоялась в Москве © РИА Новости. Владимир Песня Читать 1prime.ru в ЕРЕВАН, 23 ноя — ПРАЙМ....

Король Испании уйдет на карантин из-за контакта с зараженным COVID-19 Король Испании уйдет на карантин из-за контакта с зараженным COVID-19
В мире4 часа ago

Король Испании уйдет на карантин из-за контакта с зараженным COVID-19

Король Испании Филипп VI Фото: EPA/Vostock-photo Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU — Короля Испании Филиппа VI поместили в карантин после контакта...

В мире5 часов ago

Белоруссия купит у России четыре вертолета Ми-35

Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU — Белоруссия планирует приобрести в России в следующем году 4 вертолета Ми-35, сообщил министр обороны республики...

Киев планирует попросить у МБРР $300 миллионов займа Киев планирует попросить у МБРР $300 миллионов займа
Экономика5 часов ago

Киев планирует попросить у МБРР $300 миллионов займа

«Здание правительства Украины в Киеве © РИА Новости. Стрингер Читать 1prime.ru в КИЕВ, 23 ноя — ПРАЙМ. Кабмин Украины на внеочередном заседании...

ВОЗ: "Нулевых пациентов" с коронавирусом могло быть несколько ВОЗ: "Нулевых пациентов" с коронавирусом могло быть несколько
Общество5 часов ago

ВОЗ: «Нулевых пациентов» с коронавирусом могло быть несколько

Эксперты до сих пор не установили источник коронавируса нового типа, где и когда произошел первый случай заражения. Об этом заявил...

Популярное