Connect with us

Культура

Новый сериал Анны Меликян о любви выходит в Сети

Published

on

12 ноября онлайн-кинотеатр IVI начинает показ нового сериала оригинального производства «Нежность». Режиссер Анна Меликян назвала его своим самым добрым, светлым и веселым фильмом. В сериале снимались любимые актеры Меликян — Виктория Исакова, Евгений Цыганов и Константин Хабенский. Сериал основан на одноименной короткометражной ленте «Нежность», которую Меликян сняла в 2018 году для благотворительного мероприятия Action. Однако история Елены Ивановны Подберезкиной, главной героини, не отпустила авторов. Два года спустя та же команда к ней вернулась. Новый сериал Анны Меликян о любви выходит в Сети

Фото: Предоставлено IVI

По сюжету, Елена Ивановна заключает необычное пари. Ее подруга решила, что Елена слишком серьезна, погружена в карьеру и не привлекает мужчин. В течение 24 часов женщина должна найти партнера на ночь, сделать с ним селфи и отправить подруге. Когда время истекает, Елена обращается к первому встречному — симпатичному мужчине в лобби гостиницы — и просит, чтобы он просто сфотографировался с ней. Он неожиданно соглашается, а Елена понимает, что нашла Того самого человека. Но номера телефона, который он ей оставил, не существует…

Это только завязка сюжета, в котором зрители увидят разную Елену. Внезапно проснувшаяся нежность заставляет женщину измениться как внутренне, так и внешне. И если в первых кадрах перед нами решительная бизнес-леди, которая все контролирует, то несколько серий спустя она становится другой. В целом преображение Подберезкиной напоминает изменение героини Алисы Фрейндлих — Калугиной в любимом советском фильме «Служебный роман». Но только в пересказе. Сериал, разумеется, предлагает другую стилистику, время, героиню, обстоятельства. Да и герой Цыганова на Новосельцева не похож.

Как и в короткометражном фильме, закадровый текст читает Константин Хабенский. Но в определенный момент он также становится участником сюжета: «Мы делали все для того, чтобы это был довольно грубый тип, — отмечает актер. — Довольно жесткий, шершавый, не стремящийся создать другому человеку комфорт. Такой вот мужчина, который вдруг сбивает нашу героиню в определенный момент в жизни, вот прям в прямом и переносным смысле — сбивает ее на автомобиле».

В фильме снялись и другие известные актеры, многие из которых уже работали с Анной Меликян. В их числе Анна Михалкова, Равшана Куркова, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Пересильд. «Это все-таки женское кино, — подчеркивает Константин Хабенский. — У нас главная героиня выдумала себе принца, за которым она гоняется, и это очень хорошо понятно, как мне кажется, женской части населения. При этом все и смешно, и трогательно, и нелепо. Но если на сегодняшний день женщины нашей страны олицетворяют нынешнее время, то да, это воплощение нашего времени».

Фильм снят в черно-белой стилистике на iPhone. Как отмечали участники съемок, это было необычно, но в то же время создавало комфортную обстановку на площадке, позволяло снимать спокойнее и быстрее.

Говоря о картине, Виктория Исакова отметила, что успех короткометражной ленты показал, как зрителю не хватает фильмов о любви. «Это, казалось бы, совсем не оригинально, но так резонирует с жизнью. Поэтому мы решились расширить всем полюбившуюся историю Елены Ивановны», — добавила актриса.

Культура

Живая и мертвые

Published

on

В деревне Петрищево под Москвой 29 ноября 1941 года фашисты повесили 18-летнюю девушку, пытавшуюся поджечь конюшню местного полицая. Перед казнью над ней страшно издевались, но она молчала. Диванные постперестроечные «историки» приписали ей психическое расстройство, фанатизм зомбированной диверсантки, а потом заявили, что подвиг совершила другая. Лучший доктор такой исторической памяти, конечно, архив. Но и музейная экспозиция вполне справится с «лечением» выросшего на мифах и фейках поколения. На каком языке нужно говорить с молодыми о подвиге, корреспонденты «РГ» выясняли в новом музее «Зоя», посвященном первой женщине — Герою Советского Союза Зое Космодемьянской и контрнаступлению советских войск под Москвой.

Язык молодых

Если кто помнит, старый музей Зои Космодемьянской в Петрищево, который открыли в 1956 году, был очень маленьким. Деревянный домик в конце малопроезжей дороги. Вышивка Зои, кофточка, дневник… Деревня в одну улицу под названием Цветочная. Посередине — огромное болото. Теперь на этом болоте — новое здание европейского уровня, с выставочным залом, спецэффектами и модным кафе. Есть студии, где можно записать историю своего героя Великой Отечественной, и она попадет в экспозицию.

Построили отличную дорогу и стоянку для автобусов.

Музей «Зоя» — белый, с колоннадой, с огромными панорамными окнами, дорожками в вишневых деревьях. Внутри — последнее слово музейных технологий и даже сценографии. У IT-компаний, которые работали над экспозицией, была сверхзадача: выбить из посетителей туристическое равнодушие. Получилось. Ходишь по залам и чувствуешь боль…

— Это — живой музей, который будет сам рассказывать свою историю, — говорит директор Марина Роменская. — На понятном современному поколению языке. С погружением, иммерсивностью. Поэтому в залах много мультимедиа, используются аудиофайлы. Вы услышите редкие записи Авдотьи Ворониной (в ее доме партизанка провела ночь), интервью матери Зои. Направленный звук позволяет слушать аудиофайл, не мешая другим следить за экскурсией. Мы пытались задействовать все органы восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения, даже обоняние. По современным технологиям так, как это актуально на сегодняшний день для молодежи.

Музейная экспозиция справится с «лечением» выросшего на мифах и фейках поколения

Экскурсовод запускает мультимедийную программу: мы в довоенном классе с портретами вождей на стенах и глобусом на учительском столе. Вдруг помещение наполняется звуками войны: по радио объявляют о «вероломном нападении на СССР», слышны взрывы, за окном идет воздушный бой, все дребезжит и мерцает… На выходе, так спроектирован музей, взгляд потрясенных посетителей через окно упирается в обелиск на месте казни Зои — довоенные школьники становились солдатами очень быстро.

Нормальный подвиг

«Страна героев» была молодой: 60 процентов предвоенного населения СССР не достигли 29 лет. Зал, где рассказывается, как взрослели люди, которые не струсили и не предали, похож на станцию метро «Новослободская» с ее покатым белоснежным потолком. Вместо витражных панно, фото и видео довоенной жизни — спорт, увлечение авиацией, стахановское движение, строительство метрополитена. Зоя вела дневник, где записывала то, что нужно было прочитать за лето 1941 года: Шекспир, Дюма, О. Генри…

В руках планшет: наводишь на QR-код и читаешь: «Я полюблю только того, кого буду знать и уважать. Это будет волевой человек, сильный и честный». Или: «Ой, сегодня нам скажут, кто в какой школе, выдадут табель, будут премирования. Встала в полдевятого и пошла на утренник. Все ребята чистенькие и нарядно одетые… Меня премировывают самой дорогой книгой — баснями Крылова и почетной грамотой, которую дадут 31 августа».

«Зоя страдала психическим заболеванием», — позволил себе циничный выпад популярный «мозговед», утверждавший, что видел историю ее болезни с диагнозом «шизофрения». И за этим, конечно, прочитывалось желание провести ревизию и природы настоящего подвига, и героизма в Великую Отечественную.

— Еще до войны Зоя попала в больницу с менингококковой инфекцией, затем проходила реабилитацию в подмосковном санатории «Сокольники», — бесстрастно рассказывает главный хранитель музея Надежда Савосина. — В конце сентября 1941 года вместе с друзьями она ездила на уборку картофеля в подмосковный совхоз «Красная зоря». Об этом свидетельствуют письма маме 24сентября и третьего ноября. Вернувшись из совхоза, девушка поступает на курсы медсестер. О прохождении медицинской комиссии свидетельствует справка, которая хранится в фондах нашего музея. Заключение: «Зоя Космодемьянская здорова, курсы медсестер посещать может». Никакой шизофрении у нее не было. Иных документов никто не видел.

Космодемьянская, как первая женщина пантеона Героев Советского Союза, попала под каток публикаций, которые рассказывали «об истинных» событиях Великой Отечественной войны. Однако для музейщиков ничего тайного в истории Зои не осталось. Под стеклом — знаменитый приказ Ставки Верховного главнокомандования N 0428, согласно которому действовали советские диверсанты. Он вышел в ноябре, в самые тяжелые для Красной Армии дни. Об уничтожении населенных пунктов в прифронтовой полосе там сказано так: «Германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и… ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах… вдоль дорог на 20-30 км по обе стороны». Приказано выгнать немцев на холод, а для этого уничтожать «населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог». И этим занимались диверсанты. В экспозиции есть документы и фотографии, посвященные одной из самых секретных в Красной Армии войсковой части N 9903, куда попала Зоя Космодемьянская. Ее начальником был легендарный разведчик-диверсант Артур Спрогис. За несколько дней ему предстояло научить 17-20-летних спать в снегу, минировать дороги, ориентироваться на местности. «Брали не всех, — рассказывает экскурсовод Наталья Чиповая, как будто обращаясь к современным ровесникам Зои. — У кого-то голос дрожал, кто-то не проходил по здоровью. При собеседовании прямо предупреждали, что 90 процентов разведчиков и диверсантов погибают». Чтобы пришедший в музей прочувствовал, каково было Зое, когда ее в морозы раздетую и босую ночь таскали по деревне, с помощью климатической установки понижают температуру.

Постправда о Космодемьянской

Деревня «Реtrischewo» как будто замерла в ожидании казни пойманной диверсантки, слышно только фырканье лошадей. Тишину прерывает голос матери Зои Космодемьянской. Слушать ее трудно. Смотреть на фотографии, сделанные одним из немецких офицеров во время казни, еще тяжелее. Их обнаружили только в 1943-м, когда разгромили часть, где он служил. Тело девушки не предавали земле месяц. Но под Новый год немцы, содрав остатки одежды, долго над ним глумились, а протрезвев под утро и ужаснувшись содеянному, спилили виселицу и закопали тело у оврага.

Еще одно «мнение», продиктованное желанием перечеркнуть ее подвиг: героиней Зою Космодемьянскую «назначили», а подвиг совершила Лиля Азолина -разведчица отряда особого назначения Западного фронта…

— 4 февраля 1942 года, после того как тело было освобождено от снега, Любовь Тимофеевна в сопровождении своего 16-летнего сына подошла, встала на колени, наклонилась и в истерзанной девушке узнала свою дочь, — сдержанно отвечает Надежда Савосина. — Ее взяли под руки, подняли… Свидетели рассказывали, что мама Зои оглохла от горя. Кроме матери в опознании принимали участие брат Александр, ее боевая подруга Клавдия Милорадова, одноклассник Белоконь, учительница Вера Сергеевна Новоселова, а также судмедэксперты и жители Петрищева.

Космодемьянская, разумеется, была не единственной девушкой-партизанкой. В музее хранятся и их истории. «Вера Волошина попала в плен одновременно с Космодемьянской. О ней долго было ничего не известно. И только в 1957 году выяснилось, она была повешена в один день с Космодемьянской в Наро-Фоминском районе на придорожной иве», — добавляет Наталья Чиповая. Кстати, тема героизма женщин ляжет в основу нового направления в деятельности музея. «Не только военного подвига женщин Великой Отечественной войны, но и социального подвига женщин во всем мире, — уточняет директор. — Уже есть договоренность с разными архивными и историческими учреждениями, к примеру, с Российским госархивом кинофотодокументов, о работе, которая выльется и в издание книг, в подкасты и лекции».

Деловая женщина

Дизайнер одежды Ольга Сказкина недавно опубликовала фото моделей на фоне музея «Зоя» и написала: «Музейный комплекс Зои Космодемьянской… ну где еще можно снять историю про женщину дела». В неуместной риторике ее поддержало одно сетевое издание, сообщив своим читателям, что музейный комплекс «Зоя» «чистый пример общественного пространства, где хочется гулять, пить кофе и кататься на роликах». Разразился скандал.

Споры, каким должен быть музей, посвященный трагической странице истории, ведутся давно. Известный режиссер Сергей Лозница в 2017 году снял документальный фильм о том, как меняется культура памяти. Камера беспристрастно изучает людей, которые в погожий денек отправились на семейную экскурсию в концлагерь. Едят мороженое, фотографируются, целуются на фоне страшной надписи на воротах «Труд освобождает». И это был приговор туристическому отношению к месту трагедии. Вторая мировая не такое уж далекое прошлое, чтобы отключить сопереживание… И вообще, уместно ли пить кофе там, где были замучены люди?

Впрочем, есть и другой подход. Авторы концепции Яд Вашем, раскинувшего свои крылья на горе памяти в Иерусалиме, явно уверены, что свет, прозрачность, модная образность — все это работает на память и сочувствие без анестезии. Кстати, на территории национального мемориала есть несколько кафе. Возможность нормально отдохнуть, считают здесь, не ослабляет градус скорби, который экскурсанты испытывают, например, в детском мемориале, где одно за другим звучат имена двух миллионов еврейских детей, замученных в лагерях.

Язык, на котором говорят о памяти, не важен, главное, чтобы его понимали адекватно.

Прямая речь

Марина Роменская:

— Лев Гумилев ввел понятие «аберрация дальности»: чем дальше в прошлое уходит событие, тем менее актуально оно для людей. У меня дед воевал, бабуля на Ладожском озере работала медсестрой. Помню ее холодные, обескровленные пальцы… Она рассказывала, как много крови сдала для раненых… Я могла потрогать эту историю руками. Следующее поколение этого уже лишено. Поэтому для них вся эта история стала черно-белой картинкой. Для чего нужно погружение? Чтобы новое поколение приблизилось, ощутило войну и поняло, как нельзя о ней рассказывать.

Continue Reading

Культура

Критик и литературовед Игорь Золотусский празднует юбилей

Published

on

В субботу, 28 ноября, исполняется 90 лет Игорю Золотусскому — известному критику и историку литературы, исследователю жизни и творчества Николая Гоголя. Он не раз давал интервью «Российской газете», и в день его рождения мы вспоминаем одну из бесед с обозревателем «РГ» Павлом Басинским. Текст: Павел Басинский

Критик и литературовед Игорь Золотусский празднует юбилейРоссийская газета: Как вы пришли к Гоголю?

Игорь Золотусский: Однажды я устал от каждодневной критической жизни. В какой-то момент мне стало не хватать воздуха. Меня потянуло к капитальной работе. Я вдруг понял, что я просто неуч. Да, я окончил Казанский университет. Ну и что? Нас пичкали Лениным, Сталиным, диаматом, истматом. Мне, наконец, захотелось вкусить настоящей культуры. Почему я взял Гоголя? Мне показалось, что я смогу подойти к нему с литературной точки зрения, с точки зрения стиля, присутствия Гофмана, какой-то иной реальности. Но когда я ближе подошел к нему, меня захватила история его души.

Меня захватила эпоха, которой я не знал. Я стал читать журналы, газеты тех лет. Я стал по-настоящему образовываться. Передо мной раскинулось безбрежное поле русской литературы. Это было счастливейшее время моей жизни. Но главное, я полюбил Гоголя как человека. Это чувство может казаться непрофессиональным, но я убежден: когда пишешь биографическую вещь, героя надо просто любить, иначе ничего не получится.

Мне захотелось Гоголя защитить. Ведь Гоголя раннего отделяли от Гоголя позднего, говорили, что он заблудился, чуть ли не с ума сошел.

РГ: Так считали не только коммунисты, но и Набоков.

Золотусский: Гоголь притягивал меня неодолимо, как черная звезда летчиков в одном американском фильме. Его портреты висели в моей комнате. Меня ревновали к нему мама и жена. В конце концов я на этом надорвался. У меня пошла кровь из желудка. Потом все, что я написал, я выбросил. Я потонул в этом океане фактов, о которых раньше не знал. Я написал пятнадцать листов, и все это оказалось детским лепетом, самой настоящей графоманией. Это была болезнь, но счастливая болезнь. Настоящий роман с Гоголем. Гоголь подвел меня к тому взгляду на жизнь, которого я и сейчас придерживаюсь.

В конце концов я все-таки написал огромную книгу, которую моя жена нещадно сократила.

РГ: Сейчас вышло уже пятое ее издание.

Золотусский: Это главное дело моей жизни, и я счастлив, что его завершил.

РГ: Вам никогда не хотелось написать о ком-то еще?

Золотусский: Есть два героя. Это Лермонтов и Лесков. Но хватит ли меня на это?

РГ: Недавно вы стали председателем новорожденного Гоголевского фонда. Каковы его задачи?

Золотусский: Прежде всего создание музея Гоголя в Москве. Ведь музея фактически не существует. Победили амбиции директора библиотеки имени Гоголя на Никитском бульваре и коммерческих структур, которые занимают соседнее здание. Вторая задача — это воссоздание первоначального облика могилы Гоголя. Гоголь сначала был похоронен в Свято-Даниловом монастыре, на его могиле стояли Голгофа и Крест. Надо выполнить волю Гоголя, которая записана в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Не ставьте надо мной никакого памятника, христианина недостойного».

РГ: Зачем его прах перенесли на Новодевичье?

Золотусский: В 1931 году Даниловский монастырь был превращен в тот самый детский приют, о котором я рассказал. Детский приемник-распределитель ГУЛАГа НКВД. Монахов выгнали, кельи уничтожили, на окнах появились решетки, у ворот охрана, поверх стен колючая проволока. Фактически это была детская тюрьма, куда собирали беспризорников, детей войны или детей «врагов народа». Оттуда их распределяли: кого в колонию, кого в детский дом. Просуществовал этот приемник до середины 80-х годов. Кладбище было уничтожено, и надо было известные могилы перенести на Новодевичье. Тогда же из Симонова монастыря перенесли могилу Дмитрия Веневитинова. Но у меня есть документ, где сказано, что все кости положили в один гроб, а потом уже расставили памятники. Я об этом говорил публично по телевидению, когда мы встречались с Зиновием Гердтом.

Сохранились записки советского писателя Владимира Лидина, которые опубликовал Никита Михалков в «Российском архиве». Но я и до этого знал, что Лидин отрезал кусок сюртука Гоголя и переплел в него «Мертвые души».

РГ: Что вы думаете о легенде, будто Гоголь перевернулся в гробу?

Золотусский: Гроб поднимали с большой глубины. Он находился не просто в земле, а в гроте, который уходил вбок. Пока они его нашли, пока подняли, естественно, там все перевернулось. Лидин держал наготове «Лейку» и хотел сфотографировать прах, но уже наступили сумерки, и он не сумел.

РГ: Раз мы коснулись мистики… Когда-то вы достаточно нетрадиционно писали о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Скоро будет показан сериал по роману режиссера Владимира Бортко. Вы верите, что эта экранизация, кажется, пятая по счету, будет наконец удачной?

Золотусский: Я не разделяю восторга нашей интеллигенции по поводу этого романа. Главной книгой Булгакова я считаю «Белую гвардию». А «Мастер и Маргарита» — это большой советский фельетон. И потом идея, что зло можно победить только с помощью зла, меня совсем не устраивает. Что остается в романе? Только любовь. Но Маргарита — ведьма. На этом романе лежит густой слой того, что о нем написано и придумано. Я не уверен, что Владимир Бортко, хотя это прекрасный режиссер, сможет свободно подойти к роману. Он вынужден будет удовлетворить интеллигентские стремления видеть в Булгакове то, что не является в нем самым сильным. Булгаков сам это чувствовал. Он говорил: «Я буду наказан за этот роман».

РГ: Когда весной вам вручали премию Александра Солженицына, вы произнесли речь, в которой сказали, что ваш приход в критику связан с трагической судьбой вашего отца и местью за него. Поэтому одна из ваших ранних статей называлась «Рапира Гамлета»?

Золотусский: Это связано не только с отцом, но и с матерью. Четыре месяца спустя после ареста отца арестовали и мою маму. Поэтому чувство обиды, перерастающее в чувство мести, стояло за обеими фигурами.

РГ: Кем был ваш отец?

Золотусский: Крупным разведчиком. Еще ребенком я дважды пересек Атлантический океан.

РГ: В каком году это было?

Золотусский: 1933-1934 годы. В 33-м году отец был в Германии. Как-то в отделе прессы внешней разведки мне показали тогдашние паспорта отца — огромное количество паспортов! В частности, у него была фамилия Буковский. Другой раз он взял фамилию своего старого друга большевика Сойфера. И так далее. Когда горел Рейхстаг, я с отцом ехал в машине с Восточного вокзала Берлина в гостиницу. Мы оказались возле пожара, и штурмовики нас остановили. У отца был фальшивый американский паспорт. В машине сидел ребенок (я), и было много коробок с американскими наклейками. Согласно легенде, отец был американским коммерсантом. Нас отпустили. Они не хотели связываться с американцами. Но представьте себе, если бы отца разоблачили. Не нужен был бы Димитров.

После этого мы оказались в Париже, оттуда через Марсель отец отправился в Америку и взял нас матерью с собой. В Америке мы узнали про убийство Кирова. В Америке жили два моих дяди и моя тетя. Они были евреи и эмигрировали из России еще до революции. Тогда отец тоже уехал с ними, некоторое время жил в Америке, работал на заводе Форда. Но когда случилась революция, он вернулся в Россию.

РГ: Что было дальше?

Золотусский: В 1936 мы вернулись через Финляндию в СССР. Отца исключили из партии и в 1937 году арестовали. Это происходило при мне на 2-й Мещанской улице, сейчас улица Щепкина. Нас с матерью выбросили из квартиры, поселили в какой-то угол. В начале войны арестовали мать, меня отвезли в Даниловский монастырь, где тогда был детский приемник ГУЛАГа НКВД.

С этого момента во мне начинает нарастать чувство обиды и, не скрою, мести. Когда кастелянша походя кинула мне, что мои родители «враги народа», я схватил со стола чернильницу и бросил ей в голову. Если бы попал, то, возможно, убил бы.

РГ: Куда вас распределили?

Золотусский: В образцовый московский детдом макаренковского типа на станции Барыбино Павелецкой дороги. Директором там был тот человек, который в «Педагогической поэме» назван Карабановым. Незадолго до моего появления его сняли с работы за то, что он жестоко избивал детей. Если кого-то из них ловили на краже овощей с интернатовского огорода, он заводил его в свой кабинет, ставил перед ним ведро огурцов, говорил: «Жри». Когда ребенок начинал давиться, избивал его ногами. В детдоме при загадочных обстоятельствах погиб его сын, и он стал просто зверем, считая, что сына убили детдомовцы.

Мой отец работал ссыльным в Севжердорлаге, между Котласом и Воркутой. У него в паспорте стояла цифра 39. То есть 39 областных городов ему были запрещены. Попадется — новый арест. Каким-то чудом отец вывез меня к себе. У него была новая семья.

Мы трудно жили. И тогда чувство мести переросло во мне в желание кем-то стать, что-то сделать, может быть, даже прославиться. В конце концов это вылилось в то, что я получил серебряную медаль в школе, которую с медалью окончил Владимир Ленин.

РГ: Как вы пришли к литературе?

Золотусский: У нас был замечательный педагог Михаил Павлович Черненко. Старый интеллигент, окончил Петербургский университет, знал несколько языков. Он был знаком с Экзюпери. Экзюпери приезжал в Воронеж на наши заводы, где делали самолеты. Михаил Павлович рассказывал, что Экзюпери никак не мог заснуть в командирской комнате, потому что на него со стен и потолка падали клопы. Было лето, он попросил вынести его кровать на летное поле и там замечательно выспался.

Михаил Павлович был человек тихий, выпивающий. В городе его очень уважали, потому что был образованнее всех. Он рецензировал все выпускные сочинения по литературе. Когда я впервые отвечал перед ним урок, он сам преподнес мне урок. «Вы, Золотусский, не говорите, а изрекаете». Я это навсегда запомнил. Потом я стал одним из его любимых учеников. Он сказал мне: «Вы должны все предметы сдать на «пять» и получить медаль». И я сделал это. Но дирекция школы была против того, чтобы давать мне медаль. Ведь я сын «врагов народа». Тогда Михаил Павлович пригрозил, что занизит баллы другим ученикам. Так я стал медалистом, и мое имя появилось на мраморной доске вместе с Лениным. Медаль мне вручали в областном театре. Отец сидел там и плакал.

После университета мне предложили остаться в аспирантуре, но я распределился под Хабаровск школьным учителем.

РГ: Вы были хорошим учителем?

Золотусский: Я быстро вошел в конфликт с директором, с учебником и, что самое печальное, с детьми. Я требовал от шестиклассников, чтобы они самостоятельно мыслили, был довольно жесток с ними. Во мне не была изжита детдомовская безжалостность. Школьники даже стреляли в меня ночью через окно. Сейчас я сожалею о своем педагогическом опыте. Хотя старшеклассники меня любили. Мы с ними запирались, читали вслух «Гамлета».

Из школы я перешел в хабаровскую молодежную газету. Стал пописывать и попал на семинар в Переделкино. Корней Чуковский прочитал мою статью «Рапира Гамлета», был восхищен, сказал мне, что хочет перевести ее на английский язык. Он посоветовал мне бросить все и заниматься только литературой. Так начался мой литературный путь.

Continue Reading

Культура

Телевизионный конкурс «Щелкунчик» откроется 1 декабря в Зале Чайковского

Published

on

Как обычно Торжественное открытие XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» пройдет в прямом эфире телеканала «Россия-Культура» (1 декабря, в 20.05). На сцене Концертного зала Чайковского с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и дирижером Михаилом Шехтманом выступят лауреаты «Щелкунчика» прошлых лет и члены жюри нынешнего конкурса. В программе будут звучать сочинения разных эпох и стилей: от Бетховена и Чайковского — до Уильямса и Вилла-Лобоса. В этот же день, по традиции, пройдет жеребьевка, которая определит порядок выступления участников. Телевизионный конкурс "Щелкунчик" откроется 1 декабря в Зале Чайковского

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

В этом году на формат мероприятия, безусловно, повлияли ограничительные меры, связанные с пандемией COVID-19. Открытие конкурса состоится при 25-процентной заполненности зала с соблюдением всех мер безопасности. I и II туры пройдут в органном концертном зале Московской средней спецшколы имени Гнесиных с минимальным количеством зрителей, а решающий III тур в Зале Чайковского проведут вообще без публики.

Как отметили в пресс-службе телеканала, пропустить конкурс, не проводить его в этом году было невозможно, ведь по условиям, предельный возраст участников — 14 лет. Кстати, самой маленькой участнице «Щелкунчика-2021», пианистке Мяо Исюань (Китай / Канада) только исполнилось семь лет! Остальные ребята гораздо старше — от 10 до 14. Поэтому для тех, кто скоро отметит свое 14-летие (а таких по всем специальностям — почти половина), участие в «Щелкунчике-2021» — единственный шанс «вскочить в последний вагон этого сказочного волшебного поезда, отправляющего таланты к вершинам музыкального мастерства». Напомним, что получившие в свое время лауреатство на «Щелкунчике» Александра Довгань, Варвара Кутузова, Даниэль Лозакович, Даниил Харитонов, Анастасия Кобекина, Дмитрий Шишкин, Даниил Трифонов и другие стали блистательными музыкантами нашего времени. И теперь на сайте конкурса красуется мощный девиз: «Наших лауреатов знает весь мир»!

Не лишним будет сказать, что за 20-летнюю историю со «Щелкунчиком» дружили многие выдающиеся музыканты, среди них Вера Горностаева, Владимир Докшицер, Георгий Гаранян, Наталья Шаховская, Саулюс Сондецкис, Михаил Воскресенский, Лиана Исакадзе, Денис Мацуев, Сергей Доренский, Марк Пекарский, Александр Князев, Алексей Уткин, Екатерина Мечетина, Александр Чайковский, Аркадий Шилклопер, Игнат Солженицын. И этот список можно продолжать…

Мудрость и опыт старших коллег, а также их добрые пожелания, помогают конкурсу открывать новые имена и развиваться дальше:

Прямая речь

Денис Мацуев, пианист:

— «Щелкунчик» — это потрясающее начинание телеканала «Культура», единственный в России детский телевизионный конкурс. Кроме того, у «Щелкунчика» нет налета интриг, сплетен и скандалов, которые сопутствуют любому большому конкурсу, за что он особенно ценен!

Дмитрий Башкиров, пианист и педагог:

— Иногда на детских конкурсах, например, таких как как «Щелкунчик», природные таланты проявляются даже ярче, чем потом, когда люди взрослеют.

Александр Гиндин, пианист:

— Замечательно, что в нашей стране есть такой мощный славный детский конкурс, широко освещаемый телевидением и прессой.

Светлана Безродная, скрипачка и дирижер:

— Это самый трогательный конкурс, из всех, какие я знаю. Послушав юных участников, мы сами многому научились.

Сергей Накаряков, трубач:

— «Щелкунчик» является дополнительным стимулом для тех, кто интересуется классической музыкой, и для тех, кто благодаря этому конкурсу может ею заинтересоваться.

Кстати

Трансляции событий конкурса, как и в предыдущие годы, можно смотреть в эфире «Культуры», на сайте телеканала, а также на новой онлайн-платформе ВГТРК «СМОТРИМ».

Для тех, кто подробно следит за состязаниями юных музыкантов прямая трансляция II тура по всем специальностям состоится 3 декабря.

«Струнные инструменты» можно будет послушать в 11:15, «Духовые и ударные инструменты» — в 14:10 и 15:10, «Фортепиано» — в 17:15.

Повтор II тура в записи соответственно по всем специальностям покажут 4, 5 и 6 декабря в 12:40.

8 декабря, в 19:10 — прямая трансляция Финала и Торжественного закрытия конкурса.

Справка «РГ»

Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» — один из важнейших проектов телеканала «Россия-Культура», открывающий новые имена, дающий возможность заявить о себе талантливым музыкантам.

В этом году 48 юных музыкантов из 23 стран мира и 12 городов России соревноваться за звание золотого, серебряного и бронзового «Щелкунчика» в номинациях — «Фортепиано», «Струнные», «Духовые и ударные инструменты».

В музыкальном судействе «Щелкунчика-2021» — пианисты: Анна Цыбулева (Россия), Георгий Вачнадзе (Грузия-США), Владимир Харин (Россия-Германия-Австрия); виолончелист Александр Рудин (Россия), скрипачи: Максим Федотов (Россия) и Никита Борисоглебский (Россия), саксофонистка Валентина Мишо (Франция-Швейцария), кларнетист и дирижер Иван Столбов (Россия), трубач Вадим Эйленкриг (Россия) и флейтист Максим Рубцов (Россия).

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Биолог указал на механизм переноса коронавируса между норковыми фермами Биолог указал на механизм переноса коронавируса между норковыми фермами
Экономика4 часа ago

Биолог указал на механизм переноса коронавируса между норковыми фермами

Пробирки © fotolia.com/ motorlka Читать 1prime.ru в МОСКВА, 29 ноя — ПРАЙМ. Птицы могли стать переносчиками COVID-19 между фермами по разведению норок,...

Психолог назвал простой способ оторвать человека от смартфона Психолог назвал простой способ оторвать человека от смартфона
Hi-Tech4 часа ago

Психолог назвал простой способ оторвать человека от смартфона

Пользователь смартфона © РИА Новости. Евгений Одиноков Читать 1prime.ru в МОСКВА, 29 ноя – ПРАЙМ. Распознать зависимость человека от телефона довольно...

Эксперт рассказал, как начнут проверять пенсионеров в 2021 году Эксперт рассказал, как начнут проверять пенсионеров в 2021 году
Экономика5 часов ago

Эксперт рассказал, как начнут проверять пенсионеров в 2021 году

Полиция проверяет квартиры © РИА Новости. Кирилл Каллиников Читать 1prime.ru в МОСКВА, 29 ноя — ПРАЙМ. В 2021 году пройдут проверки...

Наука5 часов ago

Академики призвали проводить экспертизу в РАН в связи с уголовными делами против ученых

Члены клуба «1 июля» предлагают создать механизм для оперативного решения подобных вопросов МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Члены клуба "1 июля",...

Ferrari Эдди ван Халена продадут на аукционе Ferrari Эдди ван Халена продадут на аукционе
Авто6 часов ago

Ferrari Эдди ван Халена продадут на аукционе

Аукционный дом выложил новый лот: гоночный Ferrari, который принадлежал гитаристу Эдди ван Халену. За автомобиль планируется выручить до $350 тыс.,...

Культура7 часов ago

Живая и мертвые

В деревне Петрищево под Москвой 29 ноября 1941 года фашисты повесили 18-летнюю девушку, пытавшуюся поджечь конюшню местного полицая. Перед казнью...

В мире9 часов ago

В акциях во Франции пострадали 37 полицейских и жандармов

133 тыс. французов вышли в субботу протестовать против ограничения свободы информации Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — В ходе протестных акций...

Рэпер Канье Уэст подарил певцу Крису Брауну российский вездеход Рэпер Канье Уэст подарил певцу Крису Брауну российский вездеход
Авто9 часов ago

Рэпер Канье Уэст подарил певцу Крису Брауну российский вездеход

ФОТО : chrisbrownofficial Певец Крис Браун похвастался своим новым автомобилем. Он стал владельцем российского вездехода «Шерп», который подарил ему Канье...

В мире9 часов ago

Британские истребители перехватили противолодочные самолеты ВМФ РФ

Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — Британские истребители Typhoon в субботу вылетали на «перехват» российский дальних противолодочных самолетов Ту-142, сообщило Командование...

Парижская полиция применила слезоточивый газ против протестующих Парижская полиция применила слезоточивый газ против протестующих
В мире10 часов ago

Парижская полиция применила слезоточивый газ против протестующих

Фото: epa/vostock-photo Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — Полиция применила слезоточивый газ против протестующих в Париже против введения закона о запрете...

Популярное