Connect with us

Культура

Не маски, а золото

Published

on

Завершилась первая в истории «Золотой маски» (хотелось бы верить — последняя) церемония вручения Национальной театральной премии онлайн — без зрителей, без номинантов, их друзей и поклонников, без прессы, без почетных гостей, без того воодушевленного волнения всего зала, которое всегда сопровождает это событие. Тем не менее — церемония состоялась, а художник Зиновий Марголин создал на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко настоящую декорацию для четырех человек — ведущих Дарьи Мороз и Сергея Епишева, а также директора «Золотой маски» Марии Ревякиной и президента премии Игоря Костолевского.

Напомним, что фестиваль должен был по традиции пройти весной 2020 года. В феврале и марте в столице прошли внеконкурсные программы «Маска плюс» и «Детский Weekend». Начались первые конкурсные показы огромной афиши, включавшей почти 90 спектаклей драмы, кукол, оперы, балета, современного танца и эксперимента.

Среди них — «Исследование ужаса», захватывающие дух разговоры обэриутов, записанные Липавским и поставленные Борисом Павловичем (малая форма) и «Хорошо темперированные грамоты» Дмитрия Волкострелова, сделанные по новгородским берестяным грамотам (конкурс «Эксперимент»), спектакль Екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» «Три сестры» Петера Этвёша: сложнейший музыкальный и сценический текст, интерпретирующий чеховский «русский мир» в контексте ХХ века, «Путешествие в Реймс» Большого театра, визуально виртуозное, комическое музыкальное действо, и другие. Но 17 марта начался локдаун. Фестиваль было решено перенести на осень 2020 года.

В этих призрачных и постоянно меняющихся обстоятельствах конкурсная программа тем не менее состоялась в полном объеме. Всю осень члены жюри перемещались от одного города к другому, отсматривая десятки спектаклей-номинантов, хотя без потерь не обошлось. Так три балетных спектакля Екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» пришлось смотреть на экране: показать «живьем» из-за вспышки ковида в труппе их оказалось невозможно. Впервые в истории премии было принято решение о просмотре этих спектаклей в записи, так же как и экспериментального перформанса «ГЭС-2 Опера». Между тем ни публике, ни критике, ни коллегам по профессиональному цеху не удалось в этом году посмотреть полную фестивальную афишу и получить целостное представление о «Маске»-2020. Это осталось прерогативой только членов жюри. Именно поэтому мы обратились с просьбой прокомментировать нынешний конкурс членов жюри Марину Дмитревскую (драма и театр кукол) и Ларису Барыкину (музыкальный театр).

Прямая речь 

Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала», арт-директор фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина 

— «Отложенный режим» лишил нашу работу привычного драйва, ритма: осенью мы вспоминали то, что видели весной, по сути, отсматривали и обсуждали «позапрошлогодний снег». Мысли и чувства в гораздо меньшей степени связаны сейчас, как мне кажется, с амбициями и наградами, к тому же сейчас уже следующие эксперты отсмотрели следующий сезон — и встык к награждению мы получим актуальный список следующих… Да, мы оказались самым несчастным жюри в истории «Маски»: старались встречаться только по делу, держать дистанцию, мы ползли по какому-то длинному маршруту, живя одним днем: спектакли отменялись, возникали, мы теряли товарищей (из четырнадцати членов жюри переболело пятеро, кто-то успел полежать в больнице и вернуться). Мы имитировали нормальную жизнь, но это верно — продолжать жить, как будто ничего не случилось. Несомненно, пандемия повлияла на восприятие. Мы смотрели спектакли «из другой жизни», воспоминания о том, «как хорошо мы плохо жили» два года назад… Но, например, «Иранская конференция», наоборот, прирастила смыслы и оказалась спектаклем «из сегодня». Отвлекала ли пандемия от погружения в спектакль? Нет, наоборот, эмигрировать во вторую реальность хотелось и хочется. Как там учил Карамзин? Гармония искусства компенсирует дисгармонию жизни.

Много было и езды «на места», но это не страшно: дома спектакль идет всегда удачнее, а дороги — естественное состояние сегодняшнего критика. Только вот после каждого самолета мои товарищи по жюри заболевали ковидом.

В постоянно меняющихся обстоятельствах конкурсная программа тем не менее состоялась в полном объеме 

Я довольна итогами. Вот довольна! Очень много спектаклей-номинантов я видела еще до «Маски» и изначально знала, что «Преступление и наказание» Константина Богомолова, «Исследование ужаса» Бориса Павловича, Иван Волков — Сирано и актеры «Красного факела» из «Детей солнца» не могут остаться незамеченными. К этому, конечно, прибавлялись впечатления «по ходу», но окончательные итоги на 90% — это мои внутренние итоги.

При этом в мои личные приоритеты попал абсолютно отважный и отважно-нежный спектакль Владислава Наставшева «Спасти орхидею» с великолепным Одином Байроном. Как у всякой орхидеи, у него не было шансов заглушить цветение более буйных и ярких растений из программы, но для меня он — на особой клумбе. Он сделан без лонжи, а это в театре редкость, смотрим, в основном, спектакли со страховкой…

Тенденцию программы отследить не берусь — все было разнообразно. Но. Огромные проблемы возникли с кукольной номинацией. Кукольники не просто перестали мыслить куклой, они вообще в этом сезоне не мыслили художественным миром, который одушевлен человеком, кукольники самопрезентуются, утрачивая философский смысл профессии.

Готова подробно рассказать об ужасах «Эксперимента». Экспериментальность нынче синонимична нагловатому/лукавому дилетантизму — и это отдельная проблема, я как-нибудь напишу о ней в жанре фельетона. Я, знаете, ценю художественную «вторую реальность», тонкие инструменты, а вытащенные из европейских сундуков 70-х перформативные кубики и устаревшие эквилибры постдраматического театра мало волнуют. Еще я ввела бы номинацию «Радиотеатр» (для всего, что в наушниках) и «Художник видео» (для отдельной новой отрасли).

Настоящим же экспериментом представляется мне театральное прочтение философских текстов обэриутов в спектакле «Исследование ужаса». И принципиальнейшим экспериментом — «Преступление» «Приюта комедианта» — как опыт чисто психологического театра, не связанного ни с каким бытоподобием, а только с жизнью «психо» и логикой этого психо, с борьбой фантомных «достоевских» идей. У актеров даже руки в карманах, они работают только на нервно-психических энергиях драматического действия. И каждый раз мы так и не понимаем, убил ли Раскольников или это подпольное сознание — не только его, но и всех окружающих. Смотрела спектакль четыре раза и до сих пор не решила для себя многие загадки блистательного актерского существования.

Лариса Барыкина, музыкальный критик, арт-директор Международного фестиваля современного танца «На грани»

— Этот опыт оказался поистине экстремальным: локдаун, фестивальный марафон в девять месяцев, перелеты жюри по городам, коронавирус среди членов жюри. Но, несмотря ни на что, нам всем хотелось, чтобы эта ситуация не отразилась на итоговых результатах. Чтобы учитывались только факторы искусства, художественные показатели, творчество. И это стало для нас каким-то внутренним девизом: выстоять, досмотреть, довести до конца.

Что касается самого конкурса, то в разных жанрах он получился разного уровня и качества. Совершенно роскошный — в опере, полный спектр музыки всех времен, новые интерпретации классики, барочная опера, разного свойства режиссерский радикализм. Как минимум два выдающихся спектакля по партитурам ХХ века: «Три сестры» Этвёша «Урал Оперы» и «Влюбленный дьявол» Александра Вустина Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко. 14 опер, представленных в афише, не всегда находились в равной конкуренции, все-таки камерные театрально-музыкальные постановки «52» в БДТ, «Аллюки» из Казани, «Закрой мне глаза» из Перми вряд ли должны соревноваться с полнометражными спектаклями большой сцены. Многие мои коллеги считают, что и операми их называть — большая натяжка.

Балетная афиша фестиваля зеркально отразила тенденции российской жизни. В стране по-прежнему дефицит хореографов, сочиняющих новые балеты. Театры идут на паллиатив, исходя из бюджетов и возможностей труппы, чаще всего возобновляют балетную классику (это главный репертуарный хлеб большинства отечественных театров), реже осуществляют перенос выдающихся спектаклей ХХ века. Список хореографов, чьи спектакли попадают теперь на отечественную сцену, расширяется, и это плюс. В этот раз мы увидели не только Баланчина и Форсайта, но и Бежара, Твайлу Тарп, Кристофера Уилдона, Анжелена Прельжокажа. Есть непреходящее ощущение кризиса большой формы, одноактовки теснят полнометражный балет с нарративной историей (это особенно видно по репертуару «Стасика», где Лоран Илер серийно выпускает тройчатки одноактных балетов), и мы, критики, это приветствуем. Но условный зритель голосует за «Дон Кихота».

В номинации «Современный танец» полноценного конкурса не случилось, несмотря на десяток представленных спектаклей. На стадии отбора были исключены известные танцкомпании — многолетние лидеры жанра с очень достойными работами, очевидно, эксперты захотели показать новое поколение российского современного танца. Но прорыва не произошло. Были интересные знакомства с новыми лицами, были свои плюсы у разных работ, были и те, про которые обычно говорят: ничего нового. Мне не кажется справедливым требование непременной новизны, но все-таки современный танец — это здесь и сейчас. Кто-то не сумел собраться для столичного показа, определить лидера казалось непосильной задачей.

И уж совсем непростой выглядела ситуация с номинацией «Оперетта-Мюзикл». В турнире в итоге осталось всего три спектакля, и иногда артисты одной постановки соревновались друг с другом. Мне кажется, тут отборщики сильно поскупились, российский мюзикл все-таки развивается, он, возможно, не имеет таких весомых достижений, как опера, но соотношение спектаклей 14 и 3 выглядит странно.

Про «эксперимент» можно разговаривать долго и подробно, скажу одно: нас каждый раз всеми силами старались вывести из зоны комфорта. Это получалось. А вот куда-то привести — вопрос.

Текст: Инга Бугулова Театральный фестиваль «Золотая маска» назвал победителей. Церемония, которая должна была состояться еще в апреле, прошла спустя несколько месяцев согласно духу времени в онлайн-формате. Зато присоединиться к торжеству смогли абсолютно все заинтересованные зрители. Вскрывали заветные конверты актеры Дарья Мороз и Сергей Епишев.

— «Золотая маска» отражает веяния жизни, поэтому фестиваль прошел через все испытания, которые всем нам в этом году выпали. Из конкурсной программы нам удалось показать только треть спектаклей, потом все было приостановлено и перенеслось. Но так или иначе мы справились, — отметила на открытии тожества генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина.

Она отметила, что на нынешней церемонии важно не только услышать решение жюри, но и объединить всех героев этого непростого года вместе.

Лучшим драматическим спектаклем стала «Иранская конференция» Театра Наций.

— С нашим спектаклем все просто: команда замечательных артистов в прекрасном театре в самом центре Москвы говорит о вещах, которые нас всех волнуют. Мы развеиваем миф о том, что большие артисты не могут вместе сосуществовать. Могут, и делают при этом фантастические вещи, — прокомментировал режиссер постановки Виктор Рыжаков.

Лучшим драматическим режиссером признали Дмитрия Крымова за его спектакль «Сережа», поставленный в МХТ им. Чехова. Лучший драматург — Павел Пряжко («Сосед», «театр post», Санкт-Петербург). Из драматических спектаклей малой формы любовь жюри снискали «Преступление и наказание» Константина Богомолова (Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург).

«Маску» за лучшую женскую и мужскую роли в драме получили — Мария Смольникова («Сережа», МХТ им. Чехова) и Иван Волков («Сирано де Бержерак», Александринский театр, Санкт-Петербург). Аналогичные награды за роль второго плана ушли в регионы — Дарье Чураевой («Ревизор», Театр драмы им. А.С. Пушкина, Псков) и Андрею Черных («Дети солнца», театр «Красный факел», Новосибирск).

В номинации «Оперетта / мюзикл» триумфатором стал «Винил» — постановка пермского Театра-Театра собрала сразу пять наград. В их числе лучшие женская и мужская роли (Анна Огорельцева в роли Капитолины и Марат Мударисов в роли Жоржи), лучшая роль второго плана (Илья Линович в роли Полковника), а также лучшая работа дирижера (Татьяна Виноградова) и лучший спектакль. Напомним, конкуренцию ему составляли «Большой секрет для маленькой компании» петербургского театра «Карамболь» и «Стиляги» столичного Тетра Наций, который таки одну награду забрал — Алексей Франдетти стал лучшим режиссером в этом жанре.

В номинации «Балет / современный танец» три награды получил Большой театр: «Зимняя сказка» была отмечена за лучшую работу дирижера (Антон Гришанин) и за лучшую мужскую роль (Артем Овчаренко в роли Леонта), а «Артефакт-Сюиту» назвали лучшим балетным спектаклем.

— Иметь такое произведение в репертуаре — большое счастье. Спасибо труппе, репетиторам, ассистентам. Мне кажется, что в этой работе труппа балета Большого театра вновь продемонстрировала свою уникальность, — сказал, принимая награду руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

Лучшей женской ролью стала роль Никии в исполнении Полины Булдаковой («Баядерка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь), лучшим спектаклем в современном танце -«Лилит» Танцевального проекта «Солянка» из Кирова. За лучшую работу балетмейстера, хореографа награжден Вячеслав Самодуров («Приказ короля», Урал Опера Балет, Екатеринбург).

Урал Опера Балет был также отмечен в номинации «Опера»: «Три сестры» стал лучшим спектаклем в этом жанре, а его режиссер Кристофер Олден назвал лучшим режиссером оперы. «Золотые маски» за лучшую женскую роль и мужскую роли в этом жанре получили Дарья Терехова (Бьондетта) и Антон Росицкий (Дон Альвар), оба — в спектакле «Влюбленный дьявол» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Айнарс Рубикин награжден за лучшую работу режиссера («Русалка», Большой театр), а лучшим композитором в опере стал Александр Вустин («Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Композитора не стало этой весной, награду за него получила супруга.

Лучшие художники по свету в музыкальном и драматическом театре — Алексей Хорошев («Шахерезада», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь) и Сергей Васильев и Алексей Наджаров («Зарница», Мастерская Дмитрия Брусникина, Москва) соответственно. Лучший художник по костюмам в музыкальном театре — Галя Солодовникова («Русалка», Большой театр), в драматической театре — Фагиля Сельская («Мы, герои», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск). Лучший художник в музыкальном театре — Алексей Кондратьев («Приказ короля», Урал Опера Балет, Екатеринбург), в драматическом театре — Евгения Сафонова («Аустерлиц», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург).

Распределили «Золотые маски» и среди кукольных театров: лучший спектакль по мнению жюри — «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф» (Театральная компания Н. Суконкиной и Союз театральных деятелей России, Москва), лучший режиссер — Анна Иванова-Брашинская («Про честное слово», театр Karlsson Haus, Санкт-Петербург), лучший актер — Алесь Снопковский ( Офелия, «Гамлет. Ширма», Большой театр кукол, Санкт-Петербург), за работу художника отметили Сергея Таныгина («Ночной караул», Театр кукол, Йошкар-Ола).

В номинации «Эксперимент» победителем стал петербургский «театр post» и его «Хорошо темперированные грамоты» — постановка, основанная на берестяных письменах. Также отдельные спецпризы вручили драматическое жюри и жюри музыкального театра.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Журнал «Юность» учредил премию им. Катаева за лучший рассказ

Published

on

Первый сезон новой литературной премии им. Катаева состоится в 2021 году, в нем могут участвовать рассказы, опубликованные в течение 2020 года. Как следует из присланного в редакцию пресс-релиза, литературная премия «учреждена журналом «Юность» с целью сохранения традиций малой прозы и привлечения внимания общества к современной литературе, не сводящейся исключительно к книжным публикациям романов». Журнал "Юность" учредил премию им. Катаева за лучший рассказ

Фото: iStock

Имя для премии выбрано не случайно: Валентин Петрович Катаев — не только виртуозный мастер рассказа, но и первый главный редактор журнала «Юность» и «герой» книги в серии ЖЗЛ его нынешнего главного редактора Сергея Шаргунова, председателя жюри премии.

Первый сезон премии состоится в 2021 году. На соискание премии могут быть выдвинуты рассказы, опубликованные в книгах, литературных журналах, печатных или электронных СМИ после 1 января 2020 года, но не позднее 31 декабря 2020 года. Максимальный допустимый объем рассказа определен в 30 тысяч знаков с пробелами. Призовой фонд премии составляет 300 тысяч рублей; он целиком выплачивается одному победителю.

В состав жюри сезона 2021 года вошли:

Сергей Шаргунов — писатель, главный редактор журнала «Юность». Ведущий программы «Открытая книга» на телеканале «Культура» — председатель жюри.

Татьяна Толстая — писательница.

Михаил Тарковский — поэт, писатель.

Алексей Варламов — писатель и литературовед, ректор Литературного института имени М. Горького.

Любовь Толкалина — актриса театра и кино.

Герман Зверев — президент НКО «Всероссийская ассоциация рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).

Короткий список премии будет определен решением Малого жюри, в состав которого вошли литературный критик, первый заместитель главного редактора журнала «Юность» Татьяна Соловьева, писатель, публицист Василий Авченко, писатель Анна Матвеева и литературный критик, переводчик, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель. Ответственный секретарь премии — Вячеслав Коновалов.

По уверениям учредителей, премия имени Катаева создана ради возрождения интереса к малой прозе. Которая, не взирая на то, что читательский и издательский интерес к рассказам в последние годы заметно возрос, все равно остается в тени крупной прозы, незаслуженно воспринимается как некий вспомогательный и проходной жанр. Несмотря даже на работу в этом жанре таких мастеров, как Короленко, Толстой, Чехов, Бунин, Булгаков, Олеша, Зощенко, Бабель, и, собственно, Катаев.

Прием заявок на соискание премии откроется в январе 2021 года. Полностью положение о премии, состав жюри и новости премии публикуются на сайте ПремияКатаева.рф.

Continue Reading

Культура

Минкультуры России до конца года поддержит 20 дебютных кинопроектов

Published

on

Министерство культуры России поддержит 20 игровых дебютных фильмов до конца 2020 года. Решение приняли очень быстро: в понедельник состоялась защита проектов, а уже в четверг стало известно, кому конкретно выделят деньги. Напомним, что всего на конкурс поступило 248 заявок, а на питчинг, прошедший 30 ноября, было допущено 60 участников. Минкультуры России до конца года поддержит 20 дебютных кинопроектов

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Победители конкурса — художественные кинопроекты режиссеров-дебютантов, которые получат субсидии на кинопроизводство в 2020 году. Перечень определен по результатам голосования членов экспертного совета Минкульта.

«Для нас это прекрасная возможность поддержать начинающих режиссеров. Многие из них реализуют амбициозные проекты, с которыми впоследствии смогут выйти на авторитетные российские и международные кинофестивали», — подчеркнула министр культуры Ольга Любимова.

Среди проектов, получивших поддержку — «Сказки Гофмана» режиссера-дебютанта Тинатин Баркалая. В этой истории рассказывается о некрасивой девушке с красивыми руками, судьба которой резко изменилась, когда ее пригласили поработать дублером рук в кино. Тинатин Баркалая — имя в кинематографе, но ранее зрители знали этого режиссера, в основном, по документальным картинам.

Известная актриса и продюсер Светлана Устинова снимала уже как режиссер короткий метр. Теперь хочет сделать полнометражный дебют. Героини этого проекта «Время года зима» — мать и дочь, которые в сложной жизненной ситуации переосмыслят себя и свои отношения.

Минкульт отмечает многожанровость отобранных проектов. Например, картина «Крецул» посвящена истории слепого дзюдоиста и его друга, который в какой-то степени пожертвовал ради дружбы своей жизнью. Сложнопостановочный дебют «Свободное падение» расскажет о внештатной аварийной ситуации на околоземной орбите. Этот фильм уже подавали ранее на поддержку в Фонде кино. Может получиться красивое зрительское кино — есть все шансы. Трагикомедия «Каникулы» дебютанта Анны Кузнецовой расскажет о том, как 12 подростков отправляются в Сочи на фестиваль и выясняется, что нужно для того, чтобы победить, и что — для того, чтобы проиграть. Чем поступиться? Что принять? Художественный руководитель этого дебюта — Борис Хлебников сказал про него на защите, что этот фильм — «история столкновения мира взрослых с миром детей». И даже высказал сожаление, что не он — режиссер.

Заметными, по мнению экспертов, должны стать два кинематографических дебюта от именитых театральных режиссеров: проект «Родительский день» Виктора Рыжакова и «Она танцует» Алексея Франдетти.

Можно поздравить и студию ВГИК-Дебют, которая стабильно в последние годы показывает хорошие результаты в том, что касается фильмов молодых. Все четыре дебюта, которые были на защите, получили поддержку Минкульта. Это фильмы «Ада», «У самого белого моря», «Времена года» и «Вета».

Что будет с теми картинами, которые не получили поддержку ведомства? Во-первых, всегда есть список резервов. Во-вторых, они тоже могут быть сняты, но на деньги других инвесторов.

С полным списком поддержанных заявок можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России.

Continue Reading

Культура

Попрощаться с Ириной Антоновой можно на сайте Пушкинского музея

Published

on

Раньше мы написали бы: сегодня Москва прощается с Ириной Александровной Антоновой. Сегодня мы не можем даже войти в музей, чтобы принести цветы к ее ногам. Пандемия. Локдаун. Музей, сотрудники, родственники прощались с президентом ГМИИ им. А.С.Пушкина при затворенных дверях. С ней, которая сделала так много для того, чтобы музей был точкой притяжения для сотен тысяч людей.

Но в нынешней непростой ситуации музей нашел выход. Сделал страницу на своем сайте, где можно выразить соболезнования и почтить память Ирины Александровны.

Тут — соболезнования из музеев России и всего мира, от официальных лиц, от друзей и партнеров музея, от зрителей, публикации в СМИ.

Приводим лишь некоторые записи в этой виртуальной книге соболезнований.

Габриэле Финальди, Директор Национальной Галереи, Лондон

Позвольте мне выразить мои соболезнования по поводу ухода госпожи Антоновой. Она была выдающимся директором и свидетелем многих исторических событий. Я вспоминаю невероятное празднование ее 90-летнего юбилея с большим удовольствием.

Я также помню, с каким трудом я пытался говорить с ней на французском (которым она владела в совершенстве), а пару лет спустя выяснилось, что она прекрасно говорит и на итальянском.

Аксель Рюгер, Директор Королевской академии художеств, Лондон

Вчера я прочел в газете Guardian о смерти Ирины Антоновой. Я был очень опечален этой новостью и хотел бы выразить мои соболезнования всем, кто работал с ней и знал ее. Она была невероятным партнером, мы все испытывали огромное восхищение перед ее невероятно долгой карьерой, неиссякаемой энергией и выдержкой. Я уверен, что ее уход — большая потеря для художественного мира Москвы и России.

Сабина Хааг, Генеральный директор Музея истории искусств, Вена

Госпожа Ирина Антонова была выдающейся личностью, безусловно, Гранд Дамой музеев. Ее пребывание на посту директора Пушкинского музея запомнится как славное время, а ее руководство было исключительным примером. Вместе с ней мы провели множество бесед на высочайшем уровне и организовали важнейшие выставки. Ее элегантность и решительность никогда не будут забыты.

Нам будет очень не хватать Ирины Антоновой.

Светлая память.

Раман Шлеммер, Архив Оскара Шлеммера

…Я имел возможность посетить Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в советские времена, будучи организатором Фестиваля Индии, в составе индийской делегации. Я наблюдал также значительные изменения в музее и стране в последующие десятилетия.

Я встречался с Ириной Александровной Антоновой по многим поводам, когда работы из ГМИИ им. А.С.Пушкина показывались на международных выставках, в том числе в музеях Германии. Она прекрасно говорила на немецком и встречалась с моей мамой Яиной Шлеммер, дочерью Оскара Шлеммера. Во время этих встреч Ирина Антонова всегда интересовалась работами моего дедушки Оскара Шлеммера, восхищалась ими и выражала желание показать их в Москве.

Я сотрудничал с ГМИИ им. А.С. Пушкина во время подготовки выставки «Москва — Берлин. Берлин — Москва». 1900-1950″.

Я имел удовольствие видеть ее — увы, в последний раз! — на открытии прекрасной выставки «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова» в ноябре 2018 года.

Ей было даровано дожить до благословенного возраста. Это огромная привилегия быть знакомым с ней и общаться в течение долгого времени. Я всегда помню ее и зажгу свечи в память о ней. Пожалуйста, добавьте мое имя в список друзей, помнящих Ирину Александровну Антонову. Мне грустно, что я не могу выразить свои чувства в книге соболезнований лично. Я желаю всей команде Пушкинского музея стойкости и утешения в эти печальные минуты.

Я надеюсь на встречу и на сотрудничество с Вами и коллективом музея в будущем над прекрасными проектами в духе Ирины Антоновой, Яины Шлеммель и Оскара Шлеммера.

Желаю всему коллективу музея доброго здоровья и долгой жизни.

Гэри Тинтероу, Директор Музея изящных искусств, Хьюстон

Впервые я познакомился с г-жой Антоновой в 1982 году, и, как начинающий куратор, был поражен ее эрудированностью и обаянием. С тех пор мы виделись десятки, если не сотни раз, и, к счастью, имели возможность сделать несколько больших выставок вместе.

Пожалуй, одним из самых больших сожалений в моей профессиональной карьере стало прекращение культурных обменов между Россией и США, что помешало нам осуществить множество интересных совместных проектов. Это чувство утраты и сожаления усиливается уходом из жизни Ирины Антоновой — поистине вдохновляющего лидера и чуткого коллеги.

Бернард Блистен, Директор Центра Помпиду

Софи Кребс, Главный хранитель Музея современного искусства города Парижа

Мы с грустью узнали об уходе этой великой женщины, которую я безмерно уважала. Она невероятно много сделала для музеев, и в особенности для вашего музея, а ее энергия вошла в легенду. Пушкинский музей стал для нас партнером, связи с которым, благодаря ей, невероятно прочны и, надеюсь, останутся таковыми.

Во Франции плохие новости приходят одна за другой, после первого локдауна мы думали, что все вернется на круги своя, но второй открыл нам глаза. 2021 год и последующие обещают быть очень тяжелыми: сокращение бюджета и персонала, отмена выставок или их перенос на неопределенный срок.

Сегодня как никогда ранее необходим огромный энтузиазм, подобный энтузиазму Ирины Антоновой, чтобы вести команду музея за собой и реализовывать новые, необычные проекты.

Примите мои соболезнования.

Захарова Екатерина Валентиновна, г. Екатеринбург

Выражаю соболезнования коллективу Пушкинского музея.

Уважаемая Ирина Александровна! Низкий Вам поклон за Вашу деятельность, за яркую биографию. Несколько лет назад я посмотрела интервью с Вами. Вы на меня произвели настолько мощное впечатление, что я, будучи уже зрелым человеком, решилась на смену профессии. Вы для меня всегда были и будете ориентиром в профессиональной сфере.

Надежда Чернова, Уфа

Скорбим, соболезнуем по поводу кончины Ирины Александровны.

Из Уфы участники Боспорской археологической экспедиции в Пантикапее в 80-90 гг. ХХ века, Чернова Н.Н. и др.

Семья Жаховских, Минск

Ирина Антонова всегда была для нас примером служения людям и искусству. Глубоко скорбит вся наша семья. Сожалеем, что не уберегли. Приносим искренние соболезнования родным и музею.

Антон Маняшин, Москва

С огромной горечью воспринял уход Ирины Александровны Антоновой — человека, открывшего через Пушкинский мне и миллионам людей искусство разных времен и эпох. Искренне соболезную всему коллективу Музея, родным, близким, друзьям.

Мое знакомство с искусством началось с Пушкинского. Как, наверное, для многих, со смешков вместе с одноклассниками в залах античной скульптуры во время школьных экскурсий, с первых свиданий около караваджистов, чтобы выглядеть в других глазах «посолиднее», с жизненных ран, которые залечивались в Галерее искусства стран Европы и Америки. Тогда я для себя открыл силу арт-терапии. До сих пор это мой самый любимый Пушкинский, который со мной в минуты радости и печали, когда нужно разделить с кем-то эмоции или остановить бешеный ритм и понять, куда двигаться дальше. И тем тяжелее осознавать, что человека, которому Музей обязан той невероятной силой притяжения, уже нет с нами.

Думаю, что Ирина Александровна вдохновила меня научиться «читать» искусство и не бояться его. Через свои интервью, лекции она говорила, что совсем не стыдно чего-то не знать, а вот не стремиться узнать, наверное, стыдно. Беседовать с каждым его языком, учить красоте — в воспитании во мне этих качеств есть, думаю, заслуга и Ирины Александровны. Можно быть отличным искусствоведом, красноречивым экскурсоводом, но талантом «заразить» собеседника любовью к прекрасному, увы, обладают немногие. Скажу откровенно, что для меня, как человека все-таки далекого от искусства, всегда было полезно смотреть лекции из курса Ирины Александровны для третьего возраста. Повезло найти их в сети. Потому что они как раз про то, что никогда не поздно чему-то учиться. Это всегда вдохновляет вне зависимости от того, сколько тебе лет.

С Ириной Александровной лично знаком не был, при жизни видел всего один раз — в ноябре 2019 года на премьере «Греха» Кончаловского в «Октябре» на Новом Арбате. Сидела на соседнем ряду, проходила мимо. И тогда я был окончательно поражен ее внутренней интеллигентностью, силой и нескрываемой жаждой искусства.

Что мы, простые посетители, можем сделать для того, чтобы продолжать помнить? Ходить в Пушкинский, наслаждаться искусством, не бояться открывать его для себя, ценить красоту и передавать чувство «быть голодным до прекрасного» другим. В Музее работает потрясающая команда, которая продолжает путь, начатый Ириной Александровной. Пушкинский ждут новые выставки, открытия, территории. Думаю, что это и будет лучшей памятью. А о таких людях она всегда будет светлой.

Спасибо большое, что научили меня ценить красоту!

Ольга Христофорова, Москва

Не верю, не могу поверить, что Ирины Александровны больше нет. Она казалась вечной, бессменной. Мы говорили Пушкинский, подразумевали Антонова. Мы говорили Антонова, подразумевали Пушкинский. Самые лучшие выставки были организованы Ириной Александровной. Каждая выставка была Пьетой Микеланджело. Ирина Александровна вкладывала в свое дело всю себя, свое сердце, душу.

Мне посчастливилось однажды встретиться с Ириной Александровной несколько лет назад на концерте Декабрьских вечеров. Невысокая, хрупкая женщина с потрясающе красивыми, яркими глазами. Каким-то удивительным образом ей хватило времени и сил поздороваться со всеми зрителями, пришедшими на концерт, обменяться парой фраз о концерте, внимательно выслушать.

Ирина Александровна, спасибо, что были с нами. Вечная память великому человеку.

Светлана Грачева

Примите мои соболезнования… Утрата огромная, невосполнимая! Ирина Александровна — это лицо и душа музея! Она всегда будет с нами. Скорблю, плачу вместе с Вами.

Татьяна Леонова

Со слезами на глазах вспоминаю об Ирине Александровне, которой всегда восхищалась… В начале 90-х я работала в Музее, сначала в плановом отделе, затем заместителем главного бухгалтера. Перед Вернисажами всегда старалась попасть на пресс-конференции, которые открывала Ирина Александровна, слушать ее, наблюдать за ней было всегда наслаждение! Образец истинной русской Интеллигенции, образец во всем! Вечная память уважаемой Ирине Александровне!

Юлия Сафонова

Ирина Александровна знала свое дело и верила в него. А еще она верила в нас, разных, — и в тех, кто не мыслит себя без Музея, и в тех, кто когда-то придет на Волхонку. Мы придем. Обязательно. Спасибо за веру. Светлая память…

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Журнал "Юность" учредил премию им. Катаева за лучший рассказ Журнал "Юность" учредил премию им. Катаева за лучший рассказ
Культура1 час ago

Журнал «Юность» учредил премию им. Катаева за лучший рассказ

Первый сезон новой литературной премии им. Катаева состоится в 2021 году, в нем могут участвовать рассказы, опубликованные в течение 2020...

Минкультуры России до конца года поддержит 20 дебютных кинопроектов Минкультуры России до конца года поддержит 20 дебютных кинопроектов
Культура2 часа ago

Минкультуры России до конца года поддержит 20 дебютных кинопроектов

Министерство культуры России поддержит 20 игровых дебютных фильмов до конца 2020 года. Решение приняли очень быстро: в понедельник состоялась защита...

Культура2 часа ago

Попрощаться с Ириной Антоновой можно на сайте Пушкинского музея

Раньше мы написали бы: сегодня Москва прощается с Ириной Александровной Антоновой. Сегодня мы не можем даже войти в музей, чтобы...

Спорт3 часа ago

Гол Овечкина признан лучшим в НХЛ в XXI веке

Шайба форварда «Вашингтона» Александра Овечкина в ворота «Финикса» (нынешнее название — «Аризона») признан лучшим в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) в...

Мишустин озвучил стоимость мер поддержки регионов на фоне пандемии Мишустин озвучил стоимость мер поддержки регионов на фоне пандемии
Экономика4 часа ago

Мишустин озвучил стоимость мер поддержки регионов на фоне пандемии

Премьер-министр РФ М. Мишустин провел заседание правительства РФ © РИА Новости. Дмитрий Астахов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Поддержка...

Розничные продажи в еврозоне в октябре выросли лучше прогноза Розничные продажи в еврозоне в октябре выросли лучше прогноза
Экономика4 часа ago

Розничные продажи в еврозоне в октябре выросли лучше прогноза

Флаг евросоюза © fotolia.com/ moonrun Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Объем розничных продаж в еврозоне в октябре вырос на 1,5% по сравнению с сентябрем,...

Ученые усомнились, что коронавирус может поражать клетки сосудов напрямую Ученые усомнились, что коронавирус может поражать клетки сосудов напрямую
Наука4 часа ago

Ученые усомнились, что коронавирус может поражать клетки сосудов напрямую

Исследователи считают, что SARS-CoV-2 поражает их другим путем © Сергей Савостьянов/ТАСС ТАСС, 3 декабря. Молекулярные биологи пришли к выводу, что...

Культура4 часа ago

В Москве проходит прощание с Ириной Антоновой

В столице прощаются с Ириной Антоновой, президентом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Колонны ее родного музея затянуты траурной черной...

Чубайс сообщил, что сегодня его последний день работы в "Роснано" Чубайс сообщил, что сегодня его последний день работы в "Роснано"
Экономика5 часов ago

Чубайс сообщил, что сегодня его последний день работы в «Роснано»

Анатолий Чубайс © РИА Новости. Григорий Сысоев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил, что...

Турция пока не планирует остановку авиасообщения из-за COVID Турция пока не планирует остановку авиасообщения из-за COVID
Экономика5 часов ago

Турция пока не планирует остановку авиасообщения из-за COVID

Вид Анкары © РИА Новости. Алена Палажченко Читать 1prime.ru в АНКАРА, 3 дек — ПРАЙМ. Власти Турции не рассматривают вопрос о приостановке авиасообщения...

Популярное