Connect with us

Общество

Не цифрой единой

Не цифрой единой

Published

on

Могут ли продлить учебный год на лето? Чем цифровая образовательная среда отличается от дистанционного обучения? Когда снимут бюрократическую нагрузку на учителей? На вопросы читателей «Российской газеты» ответил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Не цифрой единой

Сергей Кравцов: Мы никогда не планировали и не планируем заменить традиционные уроки дистанционным обучением. Фото: iStockПресс-служба Министерства просвещения РФ

Сергей Сергеевич, многие регионы вводили дополнительные каникулы. Но школьную программу все равно необходимо пройти: "закрыть" все пропущенные темы, провести лабораторные работы, которые были невозможны на дистанционке… Как школы будут восполнять пробелы? Возможно ли продление учебного года на летние дни?

Сергей Кравцов: В начале этого учебного года мы провели Всероссийские проверочные работы для более 7 миллионов учеников из 37 тысяч школ. Мы хотели оценить уровень знаний и понять, какие возможные пробелы в освоении программы есть у школьников. Что мы увидели? В целом по качеству знаний ситуация неплохая: каких-то серьезных пробелов нет. Отчасти потому, что начало пандемии пришлось на четвертую четверть, когда в школах в основном шло повторение материала. В этом учебном году большинство школ у нас работает в очном режиме. Но некоторые регионы по понятным причинам продлевали на неделю осенние каникулы, частично переводили учеников на дистант. Но мы всем регионам давали рекомендации по корректировке учебных планов, чтобы ни в коем случае не понизилось качество образования. Изменение учебного плана — это должно быть решение школы, педагогического коллектива. Главный принцип: ученики должны полноценно освоить образовательные программы. Но при этом важно не допустить превышения образовательной нагрузки. Хороший пример — Москва: столичный департамент образования разработал целую программу помощи школам и школьникам в ликвидации возможных пробелов в знаниях.

Мы продолжаем методическую поддержку каждого региона, регионы плотнее работают с календарным графиком системы образования, и надо сказать, что меры приносят результаты. Везде это индивидуальный подход, исходя прежде всего из эпидемиологической обстановки. Москва, например, немного продляет каникулы, но сразу несколько регионов выходит из новогодних каникул, возвращая полное очное обучение во всех классах. И это тоже результат взвешенных и своевременных мер, принятых регионами ранее для контроля за здоровьем в образовательной среде.

Чем Цифровая образовательная среда отличается от дистанционки?

Сергей Кравцов: Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это помощь, усиление традиционной системы образования. В нее входит отечественная система видео-конференц-связи. Мы назвали ее "Сферум" и уже успешно апробировали в Московской области. В сервисе используются опыт и те решения, которые уже были отработаны на видеонаблюдении на ЕГЭ. Эта система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, в том числе из разных регионов, а родители могли бы посещать родительские собрания онлайн, если очно не могут присутствовать. Второй важный компонент ЦОС — это социальная сеть. Третий — это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может их использовать, чтобы сделать очный урок интересней. Мы никогда не планировали и не планируем заменить традиционные уроки дистанционным обучением.

Как показала практика, государственная система оказалась не слишком подготовленной к дистанционке. Были технические сбои, перегрузы. Может быть, можно активнее использовать опыт частных образовательный компаний?

Сергей Кравцов: Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту. Я не сторонник каких-то быстрых и резких изменений в системе образования. Любой новый опыт мы должны очень внимательно изучить. И когда будем уверены в том, что то или иное решение соответствует задачам воспитания и обучения, когда оно будет проверено, мы его принимаем.

Сразу несколько регионов выходит из новогодних каникул, возвращая ­полное очное обучение во всех классах

Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический "опциональный", то есть дополнительный контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — Маркетплейсе. Весь этот контент в обязательном порядке пройдет экспертизу.

Как будет выглядеть соцсеть для учеников и учителей?

Сергей Кравцов: Это часть большой платформы для обучения и коммуникации, которую мы делаем на базе "ВКонтакте". Как уже говорил, она будет называться "Сферум". Она будет легкой и понятной в использовании. В "Сферуме" есть чаты, личные страницы учащихся и учителей, актуальные новости (школьные, федеральные "из первых уст"). Школы, классы, ученики и учителя смогут создавать свои группы и паблики для общения, для того, чтобы делиться образовательными интересами.

Планируется, что у школьников благодаря ЦОС появится "цифровая биография" со всеми достижениями. Что это такое?

Сергей Кравцов: Знаю, что многие родители волновались по этому поводу. Хочу всех успокоить. Речь идет прежде всего об электронном портфолио, которое учитывается при поступлении в высшие учебные заведения. Будут учитываться все победы в олимпиадах, конкурсах, другие внеучебные достижения. Раньше выпускники приносили в вузы огромные пачки разных дипломов и сертификатов, чтобы подтвердить свое право на дополнительные баллы ЕГЭ. Сейчас все это будет храниться в электронном виде. В пару кликов каждый ученик может сформировать свой "портфель" успехов и предоставить его в вуз.

Кроме того, мы планируем внедрить механизм корректировки успешности школьника по анализу его "цифровой биографии". Пройденные уроки, отметки, глубина изучения тем, сложность выполненных заданий, результаты ГИА, олимпиад, чемпионатов WorldSkills — вся эта информация будет собираться и анализироваться. Анализ больших данных позволит школе построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, оценить эффективность своей программы и в случае необходимости скорректировать ее. Школьнику в автоматическом режиме будут предлагаться материалы для восполнения пробелов в знаниях или для углубленного изучения. То есть внедрение цифровых технологий позволит сделать образовательный процесс более индивидуальным, а значит, эффективным.

Есть какие-то нормы использования гаджетов в школах, чтобы это не отражалось на здоровье детей? Они и так сегодня с гаджетами не расстаются…

Сергей Кравцов: Могу рассказать на своем примере. Моя дочь учится в 6-м классе, но телефона или смартфона у нее нет. Достаточно компьютера, с помощью которого она учится в московской школе. Есть соответствующие нормы, установленные Роспотребнадзором. Общая продолжительность использования компьютера на уроке не должна превышать для детей 1-2-х классов — 20 минут, 2-4-х классов — 25 минут, 5-9-х классов — 30 минут, 10-11-х классов — 35 минут. И в этих нормах школы должны работать.

Интерфейс и контент информационных систем, которые сейчас создаются, будут адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья: будут субтитры, бегущая "новостная" строка, возможности для голосового ввода. Кроме того, Цифровая образовательная среда позволит детям, находящимся на длительном лечении и надомном обучении, подключаться к урокам по видео.

Мысль очень простая: по завершении школы школьники должны быть воспитаны, обучены и здоровы. И, конечно, здесь должен быть баланс. Нужно очень внимательно относиться к использованию гаджетов. Мы начали масштабный мониторинг здоровья детей. Здоровье школьников станет для нас одной из ключевых тем работы в 2021 году. И я знаю, что в Ростовской области есть очень хороший опыт по здоровьесберегающим технологиям. И мы договорились с губернатором, с министром образования Ростовской области, что как раз опыт этого региона будем анализировать и, возможно, использовать в целом для РФ.

Минпросвещения планирует утвердить общие требования работы школьных столовых во всех регионах страны. Какими они будут? Ведь школы очень разные — питание детей в столичной школе на две тысячи ребят и на 15 детей в маленькой сельской школе очень отличается.

Сергей Кравцов: Это будут рекомендации, разработанные на основе позитивного опыта, который уже есть в регионах. Для школ разного типа они, конечно, будут отличаться. Напомню, что с 1 сентября по поручению президента РФ горячим бесплатным питанием обеспечены 7 миллионов 300 тысяч ребят — учеников начальных классов. Когда мы стали реализовывать это поручение, то посмотрели на сферу школьного питания совсем по-другому. Увидели массу вопросов и проблем.

Допустим, в городе может быть две соседних, очень похожих школы. Но питание там может очень сильно отличаться и по качеству, и по организации. Когда стали разбираться, почему так происходит, оказалось, что не всегда школы знают, как правильно организовать эту работу. Поэтому мы готовим единые рекомендации с учетом уже накопленного опыта. Мы провели большую Всероссийскую конференцию по питанию школьников вместе с Роспотребнадзором, с министерством здравоохранения, собрали лучшие практики. Сейчас их обобщаем.

Спрашивает учитель Наталья Рыбакова: "Минпросвещения планирует в 2021 году начать внедрять новую систему аттестации педагогов. Как она будет проходить?"

Сергей Кравцов: Сегодня, чтобы пройти аттестацию, учитель собирает огромный комплект документов, а сама процедура очень субъективная. Мы же планируем внедрить единые федеральные оценочные материалы, которые будут проверять предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителей.

Мы хотим сделать этот процесс простым для учителя и прозрачным. Чтобы аттестацию можно было пройти прямо на рабочем месте, в два клика, без дополнительных препятствий.

В рамках нацпроекта "Образование" в 2021 году будем выстраивать единую систему научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов. Школы, педагогические колледжи, вузы, институты повышения квалификации — все должно работать в единой системе. Создаем Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования для педагогов. Координировать всю работу будет федеральная Академия минпросвещения.

Общая продолжительность использования компьютера на уроке не должна превышать для детей 1-2-х классов — 20 минут, 2-4-х классов — 25 минут, 5-9-х классов — 30 минут, 10-11-х классов — 35 минут

В ведении минпросвещения — 33 педагогических вуза. Будет ли их программа синхронизироваться со школьной программой?

Сергей Кравцов: Мы выстраиваем единую систему подготовки учителей, начиная с профильных классов в школах. Планируем открыть порядка 5 тысяч профильных педагогических классов, открывать психолого-педагогические классы. Мы приближаем педагогические вузы к реальной практике. Сейчас каждый регион уже отбирает школы, где, начиная с третьего курса, будущие учителя будут проходить практику и отрабатывать те педагогические приемы и наработки, которые им необходимы будут для работы в школах.

Кроме того, в рамках нацпроекта "Образование" все педагогические вузы будут оснащены оборудованием, которое используется в школах. Чтобы студенты знали, как работать с этим новым оборудованием, и были к этому готовы. Каждый наш педагогический университет в течение двух лет получит оборудование для педагогических "Кванториумов" на сумму порядка 20 миллионов рублей.

Еще один важный момент — нужно возродить механизмы наставничества, индивидуального постдипломного сопровождения выпускников. Этот институт в свое время очень эффективно работал, когда молодой специалист не отрывается от педагогического вуза, может получить поддержку своих коллег, методистов, особенно в первый-второй год работы в школе.

Важно постоянное обновление технологий и содержания педагогического образования. Чтобы те наработки, которые есть в системе общего образования, находили отражение и в вузовских программах.

Около года назад совет при минпросвещения одобрил проект новых школьных стандартов (ФГОС) с подробным содержанием по каждому предмету. Но они так и не были утверждены. Когда планируете завершить эту работу?

Сергей Кравцов: Проекты ФГОС доработаны. Сейчас они находятся на рассмотрении межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования под председательством вице-премьера Татьяны Алексеевны Голиковой и помощника президента РФ Андрея Александровича Фурсенко. В случае одобрения проектов ФГОС рабочей группой они могут быть утверждены в конце февраля — начале марта 2021 года.

Не цифрой единойСергей Кравцов: Нужно очень внимательно относиться к использованию гаджетов. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Вопрос от читателя Елены Михайловны Смирновой: "Сергей Сергеевич, сегодня бюрократическая нагрузка в школах существует в таких количествах, что справиться с ней можно только "всем миром". Школа ежедневно предоставляет отчеты об участии в открытых уроках, мероприятиях, олимпиадах, проектах. А проверяющие всех рангов требуют документально подтвердить работу с неуспевающими, одаренными, состоящими на учете, ослабленными, с родителями, с партнерами. Кто в школе должен выполнять эту работу?"

Сергей Кравцов: Мы подписали совместное письмо с руководителем Рособрнадзора о снижении бюрократической нагрузки на учителя. Оно четко регламентирует, какие документы должен заполнять педагог. Это основная образовательная программа для каждого из уровней общего образования, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня и материалы личного дела обучающихся.

Ведение отчетности, не указанной в перечне, не входит в непосредственные обязанности учителя или классного руководителя. Никакие остальные бумажки отвлекать учителя от работы не должны. Поэтому мы будем эту ситуацию мониторить, смотреть, как эти рекомендации выполняются. Я просил бы и корреспондентов "РГ" в регионах тоже этот вопрос отслеживать. И если возникают ситуации у учителей о дополнительной нагрузке, дополнительных каких-то отчетах, обязательно сообщайте нам на "горячую линию": +7 (800) 200-91-85. Мы будем разбираться и поправлять руководителей, если эти рекомендации нарушаются.

Выпускник Егор Левин спрашивает: "В прошлом году был отменен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, которая дает шанс поступить в вузы без итогов ЕГЭ, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране. Существует ли такая угроза и в этом году?"

Сергей Кравцов: Мы готовимся к проведению Всероссийской олимпиады школьников в очном режиме. Готовим приказ о сроках и местах ее проведения, но окончательное решение зависит от эпидемиологической ситуации. В этом году хотим использовать механизмы ЕГЭ при защите заданий от утечек, повысить ответственность организаторов на всех уровнях.

Сергей Семенов из Краснодара: "У нас нет продленки, дети и родители очень страдают из-за этого. Помогите, пожалуйста".

Сергей Кравцов: Действительно, группы продленного дня — вопрос, который волнует родителей и который должен решаться системой образования, в том числе и когда мы говорим про школы Краснодара.

Этот вопрос тесно связан с доступностью, с введением новых мест в школах, и мы работаем над этим по всей стране. В рамках нацпроекта "Образование" в 2020 году построено и введено более 270 школ на 169 тыс. мест. Построено более 828 детских садов на 122 тыс. мест.

Планируется внедрить механизм корректировки успешности школьника по анализу его "цифровой биографии". Будут анализироваться пройденные уроки, отметки, глубина изучения тем

С 2021 по 2024 год будет построено еще почти две тысячи новых современных школ на 1 млн 200 тыс. мест для детей. Это на 500 школ больше, чем планировалось. Кроме того, в 2021 году мы построим 767 детских садиков на 112 тыс. мест.

Как изменится нацпроект "Образование", из него ушли вузы, но есть и нововведения?

Сергей Кравцов: Прошла оптимизация, которая позволит достичь максимума в поставленных целях, и теперь у нас семь больших федеральных проектов. Мы усилим работу по повышению качества образования, в том числе в селах и малых городах. Для сельских школ необходимо создать условия, прежде всего материально-техническое обеспечение, подготовку учителей. За счет этого мы достигнем поставленной президентом цели вхождения в десятку лучших систем образования. По последним данным, несмотря на пандемию, мы улучшили свои позиции и уже находимся на 14-м месте в мире по качеству школьного образования. Еще одно важное направление работы — тесная связка дополнительного детского образования с системой общего образования, с работой школ и школьной программой таким образом, чтобы формировалась мощная единая образовательная среда с большими индивидуальными возможностями для каждого ребенка.

Важнейшая составляющая, над которой мы очень активно работаем, в том числе и в рамках национального проекта, — воспитание. С 2021 года в составе нацпроекта "Образование" появляется федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан РФ". Обращаясь к родителям и педагогам, хочу сказать, что в новом году задача всех ключевых программ развития образования, включая национальный проект "Образования", — это и создание новых возможностей, и повышение эффективности, доступности и качества тех возможностей, которые уже имеет отечественная система образования.

"Российская газета" издает исторический журнал "Родина". Он очень помогает учителям истории в школах. По инициативе мэра Москвы Сергея Собянина на него уже второй год подряд подписаны все школы города Москвы. Мы очень надеемся, что журнал "Родина" придет и в другие школы.

Сергей Кравцов: Я знаю, что учителя благодарят за ту информацию, те статьи, которые есть в этом журнале. Это историческая память, которую нам важно сохранить. Мы составим письмо с рекомендацией и отправим его в региональные министерства образования. Юбилейный год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне закончился, но в рамках воспитательной работы мы продолжим патриотические конкурсы, проекты. Построим систему воспитания так, чтобы, с одной стороны, школьникам было интересно, а с другой стороны, они не забывали про подвиги наших отцов и дедов. Мы продолжим конкурс детских сочинений о войне "Без срока давности".

Вопрос от партнера "РГ" — газеты "Районные вести"

Спрашивают читатели газеты "Районные вести" из станицы Тацинской Ростовской области: "Уровень доходов во многих селах не позволяет иметь в одной семье несколько смартфонов, а тем более компьютеров. А если учеников в семье несколько? А если в семье единственный телефон — кнопочный? Если ребенок не имеет смартфона, а мама или папа работают — разве может быть эффективным дистанционное обучение?"

Сергей Кравцов: Да, действительно проблема с обеспечением техникой особенно остро стояла в марте прошлого года. И мы сообща, вместе с партией "Единая Россия" и Агентством стратегических инициатив, обеспечивали в пандемию нуждающиеся семьи компьютерной техникой. Более 500 тысяч компьютеров, ноутбуков, планшетов были безвозмездно переданы в семьи. И эта работа будет продолжена и в 2021 году.

Кроме того, в рамках нацпроекта "Образование" 33 тысячи школ будут обеспечены необходимым компьютерным оборудованием. Это три четверти от всех школ страны. До конца 2021 года все школы страны планируется подключить к высокоскоростному интернету, 100 мегабит — для городской школы и 50 мегабит — для сельских школ.

Также в рамках национального проекта мы обеспечим все сельские школы, а это 27 тысяч школ, оборудованием для преподавания предметов естественно-научного цикла. Мы сделали это именно для того, чтобы у нас было единое образовательное пространство. Не важно, в Ростовской области, в Москве или в другом регионе учится школьник. Он должен получать качественное образование.

УчебникиНе цифрой единойСвой видеовопрос министру на "Деловом завтраке" в "РГ" задала Надежда Георгиевна Маслова — многодетная мама и учитель английского языка из Самары. Фото: rg.ru

Do you speak?

Спрашивает Надежда Георгиевна Маслова, многодетная мама и учитель английского языка из Самары: "С 2005 года я работаю по учебнику, который с тех пор не переиздавался. Если идти строго по параграфам, то сначала дети изучают буквы, но уже на пятом уроке они должны читать тексты. А где же блок, который соединяет буквы, обучает чтению? Он упущен в данном издании. Как, минуя важные блоки знаний, научить ребенка английскому языку без репетитора? Конечно, каждый учитель выкручивается из этой ситуации, применяя свои дополнительные материалы. Но проблема репетиторства в начальной школе существует".

Сергей Кравцов: Когда я учился в школе, был известный учебник Натальи Александровны Бонк. Сегодня уже есть много новых, тоже хороших учебников, которые формируют у ребенка речевые компетенции, возможность прежде всего говорить. Несколько лет назад была введена устная часть в ЕГЭ по иностранному языку. Это тоже подтолкнуло систему к развитию методик преподавания языков: мы хотим научить ребенка говорить, общаться на иностранном языке. Поэтому надо разобраться с этим учебником, о котором вы говорите. Посмотреть, входит ли он сейчас в обновленный федеральный перечень учебников или нет. Пришлите нам его название, пожалуйста, и мы разберемся. Как вы знаете, сегодня сама школа вправе выбирать, по каким учебникам ей работать. А что касается программ преподавания, то здесь мы работаем над тем, чтобы помочь учителю. Курсы повышения квалификации должны быть построены так, чтобы у учителя был весь методический набор для того, чтобы дать качественное образование школьнику.

Подготовила Анна Шепелева, "Российская газета", Самара

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Общество

Подходит ли Север для карьеры?

Подходит ли Север для карьеры?

Published

on

Наш собеседник сегодня — человек в жизни современной России не без своего почерка. Михаил Викторович Слипенчук на географическом факультете МГУ им. Ломоносова возглавляет кафедру рационального природопользования, доктор экономических наук (Плехановской школы), кандидат географических наук. Подходит ли Север для карьеры?Почти 90 процентов российского современного экспорта дают Арктика и Север. Фото: Сергей Михеев/ РГ

В Госдуме VI созыва был зампредседателя комитета по природопользованию и экологии. При этом Михаил Слипенчук — член Государственной комиссии по развитию Арктики и основал группу компаний "Метрополь", ставшую крупной инвестиционной международной компанией с российским инвестиционным капиталом. Достаточным, чтобы вкладываться в перспективные проекты, в том числе и с природно-экологической структурой, и уверенно делать карьеру делового человека России.

Михаил Викторович, ныне все чаще говорят об особых наших интересах на Севере. Но наш потрясающе богатый Север весьма уязвим, его природа хрупка. А вдруг ринутся энтузиасты на гусеницах, и приполярная тундра, которая нетронутой нужна оленям, запросит пощады. Есть ли уже в России грамотные и опытные экологи, чтобы упредить человека на гусеничных вездеходах?

Михаил Слипенчук: Профессия эколога стала популярной и необходимой сравнительно недавно, к сожалению. Хотя первые специалисты по экологическому образованию выпускались еще в Советском Союзе в конце 80-х годов. Потом после развала СССР и слома эпох потребность в таких специалистах отпала вообще. Это связано не только с тем, что люди переключились на зарабатывание денег, но и с тем, что промышленность с развалом страны была практически полностью уничтожена.

Советский Союз был сильной интегрированной, кооперированной державой, производство старались создавать в слаборазвитых частях государства, а сборку — в центральных областях. К примеру, в Армении производили микроэлементы — диоды, триоды и прочее, а собирали продукцию в Новгороде.

Потребность в экологах на постсоветском пространстве, как бы это сказать, сникла как подкошенная. При этом на Западе, наоборот, ощущался существенный рост и широкая потребность в таких специалистах. И многие ребята, которые получили такое образование, переместились с работой в другие страны. Я один из них.

Если говорить о сегодняшнем дне, то реальная потребность появилась сравнительно недавно, может быть, лет 10-15 назад, когда появилась какая-то промышленность. Люди стали относиться к своему здоровью и к чистоте окружающего мира более серьезно, заговорили о достатке.

Люди стали относиться к здоровью и к чистоте окружающего мира более серьезно, заговорили о достатке

Что касается активного освоения Севера, то природа там наиболее хрупкая, с долголетним восстановлением, если случаются какие-то экологические бедствия. Это заставляет нас относиться особо внимательно к этим территориям. Но самое важное, о чем мало говорят — почти 90 процентов российского современного экспорта дают Арктика и Север: нефть, газ, драгоценные металлы, редкоземельные, никель, платина, алмазы, золото, серебро. Сейчас уже каменный уголь пошел и т.д. То есть по сути дела экономика страны сегодня на иждивении у Севера. И при этом все, что там происходит сегодня, было построено или задумано еще во времена Советского Союза. Никаких серьезных инвестиций в создание современных экологически безопасных производств не сделано. Хотя при этом наше законодательство в области экологии одно из самых серьезных и очень требовательных в мире. Другое дело, как говорил классик, что строгость законов иногда компенсируется их неисполнением.

Сегодня эти законы стали, как мне кажется, строго соблюдать. И первая ласточка — она всем известна — история с "Норильским никелем". Она имеет не только адрес "Норильского никеля". Просто инспектора-контролеры должны знать свое дело. Они, к сожалению, сильно социально зависимы, а должны бы от Росприроднадзора, который им хорошо платит. Это с точки зрения экологии. Но есть еще и проблема производственных циклов и процессов, которые подконтрольны Ростехнадзору. Инспекторам, к сожалению, из-за своей социальной зависимости порой не удается довести начатое дело до конца в силу разных причин.

Они до последнего времени находились на жаловании у начальников. Им не хватало содержать семью. По-моему, в последнее время им стали платить уважительно.

Михаил Слипенчук: Да. В последние 15 лет стало что-то меняться в лучшую сторону. Потребовались специалисты-экологи. Как бы то ни было, но производители материально заинтересованы в том, чтобы не подвергаться рискам и штрафам. И даже при добыче полезных ископаемых они обязаны проводить рекультивацию после себя. Экологи и инспектора есть. Они при деле. Мы на них надеемся. Поэтому спрос на таких специалистов сегодня есть не только в науке, но уже и в государственных учреждениях, и в бизнесе в том числе. Мотивация появилась.

А как база подготовки кадров?

Михаил Слипенчук: Множество вузов сейчас выпускают специалистов по экологии. И даже мой родной Московский государственный университет. Кроме моего родного географического факультета у нас там целое экологическое направление — 4 кафедры экологические. Также есть экологическое направление на экономическом факультете, и мы с ними сотрудничаем, есть на юридическом факультете, уверен, что и на химическом факультете. Во всяком случае, влияние химии на окружающую среду они изучают предметно. На биологическом, почвенном и т.д. То есть практически большинство направлений в университетской программе так или иначе связано с экологическими проблемами.

Но комплексный подход к экологии, как мне кажется, есть только на географическом факультете, поскольку он изучает все-таки законы природы в первую очередь.

Есть направление экологов-популяризаторов. Это журналисты, это те люди, которые научные темы превращают в общеинтересные, общедоступные и таким образом становятся популярными. В последние 20 с лишним лет экология стала использоваться как политический инструмент, поскольку экономика и экология — это две науки, которые идут рука об руку. Может быть, они независимы друг от друга, но влияют друг на друга бесспорно. А там, где есть экономика, появляется политика. Экологи превращаются в политиков. Хорошо, когда эти люди обладают научными знаниями, а не просто популярными сведениями. С такими людьми есть о чем говорить. Но некоторые экологические организации, которых сейчас стало безмерное количество и в России, и за рубежом, просто используют экологию как инструмент политического влияния и зарабатывания денег. Во главе серьезных движений ставят детишек. Это не секрет. Из самых известных я бы назвал Гринпис, которая стремится оказывать влияние на экономику России. Это смешно, но факт.

И на политику тоже.

Михаил Слипенчук: И это не секрет. Вы, наверное, помните: лет 10 или 15 назад гринписовцы высадились на российскую платформу добычи газа… И таких примеров много, не будем их ворошить. Я постарался развернуто ответить на ваш вопрос.

Спасибо. Но если говорить о комплексном. Байкал требует комплексного подхода.

Михаил Слипенчук: К сожалению, идея депутатов Госдумы, чтобы создать государственный экологический фонд, средства в который будут поступать именно от экологически неблагополучных производств, и идти на экологизацию производств целевым образом, не получилась. Сегодня эти деньги просто поступают в бюджет.

Вернемся к Северу. Там сейчас 4 или 5 заповедников. Недавно остров Врангеля стал заповедником…

Михаил Слипенчук: Русская Арктика, Земля Франца-Иосифа…

Да. Мы для чего делаем это? Чтобы застолбить за собой территории больше или чтобы все-таки там сделать то, что нам Бог послал: настоящую природу и настоящую жизнь, не боящуюся человека?

Михаил Слипенчук: Человек, конечно, социальное существо. Но при этом не надо забывать, что еще и биологическое. Если дать возможность человечеству развиваться как социальное существо без ограничений, то оно себя и съест, забывая о том, что оно все-таки само создано природой. Поэтому важно и необходимо сохранять первоначальные участки территорий в первозданном виде, без изменений. Специалисты называют это природным каркасом. То есть все равно должен быть инструмент, должна быть структура и система, при которой природу можно было бы восстановить.

Если дать возможность человечеству развиваться как социальное существо без ограничений, то оно себя и съест

Природа, конечно, самовосстанавливающаяся система. Если человека убрать, пандемия показала, человека не выпускать на улицу — по улице начинают ходить лоси, а то и медведи с волками. И возвращаются дельфины, как нам показывали в Венеции. Природа самовосстанавливается. Но есть определенный уровень, перейдя через который природа уже сама восстановиться не сможет. Чтобы этого не произошло, нужно сохранять такие территории в первозданном виде и с полными или с ограниченными запретами на изменение. Тогда есть шанс все-таки сохранить тот устойчивый природный каркас, который еще существует на земле.

С такой целью сейчас Сергей Афанасьевич Зимов экспериментирует в Якутии у поселка Черский. У него хорошо получается. "РГ" рассказывала об этом эксперименте. Он восстанавливает на своей территории пастбищные системы с помощью самих животных — лошадей, овцебыков, бизонов, оленей… Нечто вроде Плейстоценового парка. Получается, он сторонник такого очагового восстановления земли. Но это можно сделать крупно, скажем, восстановить на такой территории, как Заполярье, как Сибирь, как придонская степь… Мы все равно будем вынуждены когда-то это сделать таким фронтальным что ли образом.

Михаил Слипенчук: Я упоминал о том, что экономика и экология — это две противоречивые науки, если можно экономику назвать наукой. Но тем не менее они друг на друга влияют. Как бы то ни было, потребности человечества надо удовлетворять. Вопрос — в каких объемах. Если мы говорим о современной арктической территории, то, я повторюсь, это все-таки сегодня основной стержень для российской экономики. Если ввести запрет на разработку месторождений полезных ископаемых на этой территории, то, по сути дела, при той модели экономики, которая есть в современной России, у нас будущего нет. Надо менять модель экономического развития, а в таком случае можно себе позволить превратить арктические или сибирские северные территории в заповедные. Но, к сожалению, с некоторым опозданием к этому приходим. И экономические модели все равно сегодня не соответствуют требованиям устойчивого развития природы. Больше пока в сторону потребительского отношения человека идет. Если говорить о Сибири, там практически выпилены все леса. Они восстановятся, но в это надо вкладывать деньги.

Во все надо вкладывать. Во все перспективное.

Михаил Слипенчук: Конечно. Если говорить о северных территориях, то, наверное, придет время, когда источником получения энергии будет не газ и нефть, а что-то другое, более безопасное.

Газогидраты?

Михаил Слипенчук: Ну, например, газогидраты. Тогда нет смысла развивать или осваивать эти территории — надо оставить их в первозданном виде. А пока надо хотя бы — как мы с вами сказали про очаги сохранения природы — так развивать, чтобы понимать, как это было. Понимать, что любые ограничения, вводимые человеком, они имеют определенные последствия. Правильнее было бы, конечно, людей переселить с Земли, как это хочет Илон Маск, на Марс и заставить их развиваться в искусственных условиях. Пока Земля пусть восстановится. Но этого никогда не будет, иллюзия не заменит реальности.

Этого не будет по одной простой причине: в Солнечной системе только на Земле вода есть и возможна жизнь. Вы общаетесь с молодыми людьми на факультете и общаетесь, наверное, с теми, кто уже не совсем молодой. Люди связывают, берясь за экологию или участвуя в экологии, это с дальнейшим своим жизненным укладом или на время пообтесаться и приглядеться к чему-то другому?

Михаил Слипенчук: Зависит от поколений. Я благодарен своим преподавателям и профессорам, они все долгожители, слава богу. И сегодня на моей кафедре одному человеку исполнилось 80 лет, другому — 75. Это люди, которые меня еще учили. Конечно, это поколение выбрало свою жизнь давно и навсегда. Но надо понимать, что советские объемы финансирования науки существенно отличаются от того, что сейчас есть. Поскольку надо было как-то выживать, жить — большинство либо уехали в другие страны, как я говорил уже, либо соответственно сменили свою специальность и стали заниматься бизнесом либо чем-то другим, что могло приносить деньги, поскольку наука не финансировалась. Остались именно столпы научные, и из молодого поколения, наверное, только жены ребят, которые также посвятили себя науке и продолжают работать. Мужчин новых пока мало. Они есть, но их откровенно мало, потому что надо кормить семьи, а на те зарплаты, которые платят сегодня в науке, это практически невозможно. Поэтому здесь что-то должно произойти. Оно потихонечку происходит, но медленно. Я не думаю, что это касается только экологии. Кстати, промышленная экология — на предприятиях люди на ней зарабатывают нормально. Уже начали платить даже в госструктурах нормально. В науке пока, к сожалению, этого нет. Но я думаю, что потихоньку все поменяется.

У нас научные знания были в основном собраны в период Советского Союза. Что такое экология? Это все-таки наука об окружающем мире. Это значит надо экспедиции организовывать. А экспедиции все дорогостоящие. Когда я был студентом, каждое лето мы выезжали в экспедиции, и нам их финансировали. Сейчас начали возрождать хорошие традиции. Дальние экспедиции — это очень дорого, поэтому в основном такие, которые совсем недалеко и недорого. Но тем не менее уже потихонечку все возрождается. Я рад, что движение есть.

Что касается меня, я не зарабатываю на этом, больше трачу. Мне повезло с научным руководителем А.П. Капицей, членом-корреспондентом АН, известным полярным исследователем. Это человек, который организовал несколько экспедиций в Африку и отвечал за выставочную деятельность Академии наук. Он для меня очень много сделал. Мой долг ученика — продолжить его дело и вернуть свой долг МГУ. Чем я с удовольствием занимаюсь последние десять лет.

Те, кто уехал за рубеж в период нашего безвременья, имею в виду молодых, в период с 2003 по 2011-2013 год, стали возвращаться. Это была первая экономическая волна. Я, кстати, был один из первых, кто поехал за границу. Только пришел из армии в 90-м году, еще Советский Союз был, я уже по студенческому обмену поехал в Норвегию. И объехал всю Европу — без денег, но с банкой тушенки и бородинским хлебом в рюкзаке. Такое тоже было. Сейчас опять страна закрывается, уже вторая или третья экономическая волна. Люди думают: тут ловить уже опять нечего, надо ехать за границу, хоть маленький бизнес какой-то… На сегодняшний день такие настроения тоже есть. Кто-то уезжает, кто-то нет. В принципе задача государства — как раз давать людям восприятие не телевизионного патриотизма, а на делах. Такие попытки есть, но хотелось бы большего.

Но давайте про Байкал поговорим. Хотел обратить внимание на несколько важных моментов для озера Байкал. Во-первых, оно давно уже не озеро, а водохранилище. Потому что уровень воды в озере Байкал регулируется постановлением правительства, а вода используется для производства электроэнергии на каскаде Иркутской ГЭС. Это важный момент.

Тут я с вами, пожалуй, не соглашусь. Это насчет статуса водохранилища для Байкала. Никаким постановлением никакого правительства не превратить озеро Байкал в ординарное водохранилище. Я не правительство загораживаю от критики.

Но ни чиновники делают байкальскую воду байкальской. К счастью, у природы есть такое умение и право, у правительства нет. Нынче известно, чья это работа: Байкальской природной территории. И уже известно, как она ее делает. Ученые Лимнологического института СО РАН получили патент на открытие глубинной байкальской воды — "Российская газета" об этом подробно рассказывала, как озеро ее делает. Это все дело рук Байкала. И никто в мире ее, такую, не изобретет.

Уж извините. Да, это, безусловно, важный момент.

Михаил Слипенчук: Дело даже не в том, согласимся мы с вами в какой-то оценке или разойдемся. Дело в другом…

Федеральные законы действуют на территории всего государства. Понятно, что кодекс выше, чем простые законы, но тем не менее. Есть федеральный закон об охране озера Байкал. Он появился в 1994 году, дополнения и изменения были в 2010-2015 годах, в частности, были созданы зоны отдельного влияния и т.д. Закон сделан таким образом, что всякая экономическая деятельность на байкальской природной территории запрещена или ограничена. При этом на берегах Байкала тысячелетиями живут люди, для которых основным источником существования всегда был природный промысел.

Сегодня закон поставил этих людей в каторжное состояние. Пытаются депутаты найти выход. Но противоречий там такое огромное количество, что одним разом их, конечно, не исправить. Это тот пример, когда наступило противоречие между экологией и экономикой. Только оно отразилось на судьбах тысяч людей. В принципе они, конечно, все нарушители. Все эти жители — они нарушают закон и их всех надо наказывать по закону. Просто люди закрывают глаза на это.

Теперь с точки зрения экологических сложностей, которые есть на берегу озера Байкал. Это уровень воды — раз. Это зеленые водоросли спирогиры…

Спирогира как жизнь имеет около 5 миллиардов лет. Она всю жизнь была в Байкале. По поводу спирогиры вот что говорит большая наука на заседании президиума РАН, где обсуждался доклад академика М.А. Грачева. И, в частности, академик А.Ю. Розанов: "… Я занимаюсь древностью: что было на Земле три-четыре миллиарда лет назад. Тогда и появились водоросли такого типа, как спирогира. Так что это очень устойчивая, живучая команда среди тех, которые живут на Земле, и бороться с ней будет непросто".

Михаил Слипенчук: Спирогира появилась из-за того, что произошло глобальное изменение климата, и в последние годы климат стал существенно теплее.

Вам виднее. Но в Байкале незаметно потепления, а то бы среагировали газогидраты. Они выходят на дне почти на поверхность. Академик Грачев со своей командой определили, от чего она.

Михаил Слипенчук: Я с ним знаком, у него своя точка зрения, у меня — своя. Он сказал, что фосфатами перекормили. Что давайте прекратим стирать одежду на побережье Байкала с помощью фосфорных порошков. Это не так. Это моя точка зрения. Мы здесь с ним общий язык не находим. Хотя знакомы очень давно.

Лимнологический институт ведь глубоко изучил предмет.

Михаил Слипенчук: Да. Это специализированный институт, основная задача его — изучать экосистему озера Байкал.

И вообще озерную жизнь. Но я бы не стал очерчивать ученым делянки для творчества и исследований.

Михаил Слипенчук: В июне на широкий экран выходит фильм о Байкале "Байкал. Удивительные приключения Юмы". Он документально-игровой и для семейного просмотра. Широкий формат. Думаю, что этот фильм даст новый импульс интересу людей к Байкалу.

Вы финансировали работу?

Михаил Слипенчук: Группа инвесторов, я выступил так же впервые в роли со-продюсера фильма. Как и "Миры", и всю их экспедицию. Три года они отработали теми самыми глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2": институт Грачева и институт океанологии им. Ширшова, Московский государственный университет. Было много разных программ исследований. Окончательные результаты еще не подведены, но об открытиях уже кое-что известно. Их сделали и сотрудники Лимнологического института. Была открыта голубая губка. Раньше не знали, что она в озере живет. Некое членистоногое существо, ее назвали пикараса. Креветка такая. И газогидраты в большом количестве на дне Байкала.

Газогидраты везде — от Заполярья до Байкала, где есть вечная мерзлота и вода. В Байкале они закрыты слоем осадков от 0,5 до 2 метров толщиной.

Михаил Слипенчук: Была программа по охране озера Байкал и статья, по которой выделялись деньги на строительство очистных сооружений. Из-за действий обоих правительств — как Иркутской области, так и Бурятии, они не смогли даже подать заявку на то, чтобы получить деньги на строительство.

Я построил инфраструктуру Байкальской гавани с очистными сооружениями, электричеством, набережной …Это федеральные деньги были.

На бурятском берегу?

Михаил Слипенчук: Да. Там теперь надо строить гостиницы.

Поздравляем!

Заслуженный товарищ

Подходит ли Север для карьеры? Фото: Виктор Васенин

В журналистике при общении коллег и на профессиональном сленге слово ПИШЕТ нередко звучит как ПАШЕТ. Заслуженный журналист России, обозреватель Анатолий Петрович Юрков пашет в "Российской газете" более четверти века — блистателен, неиссякаем и неутомим. Перо Юркова давно названо товарищами по редакции байкальским, и вполне обоснованно: он опубликовал за последние годы на страницах газеты и на сайте десятки полос в защиту Байкала. Пафос публициста в байкальском прислонении многопланов: "отпугнуть" от великого озера всякого рода неприятности и нечисть, сберечь уникальный водоем в чистоте и порядке для современников и будущих поколений.

Юрков пропахал профессию журналиста вдоль и попрек, снизу доверху, начав у линотипов районных газет литсотрудником и став со временем талантливым организатором газетного процесса. Дважды удостаивался права занять кресло главного редактора в двух федеральных изданиях, в том числе и в "РГ".

Как известно, добро к людям, одержимость в профессии, неустанное стремление к совершенству имеют в жизни зеркальное отражение. Указом президента Анатолию Петровичу присвоено звание "Заслуженный журналист Российской Федерации".

Сегодня, в день рождения, от души поздравляем нашего заслуженного товарища. Здоровья и новых замечательных строк!

Журналисты "РГ"

Continue Reading

Общество

В Доме кино презентовали фильм «Герман Титов. Голубая моя планета»

В Доме кино презентовали фильм "Герман Титов. Голубая моя планета"

Published

on

В этом году исполняется не только 60 лет полета Юрия Гагарина, но и 60 лет полета Германа Титова. Он стал первым человеком в мире, который провел в космосе больше суток. Он стал самым молодым космонавтом: на момент полета ему было всего 25 лет 10 месяцев 25 дней. Он стал первым кинооператором в космосе и первым землянином, уснувшем на орбите…

Герман Титов был дублером Юрия Гагарина и стал космонавтом №2. 6-7 августа 1961 года на космическом корабле Восток-2 он совершил 25-часовой космический полет, доказав, что человек может жить и работать в невесомости. Говорят, психологи отряда космонавтов с самого начала отмечали разницу в характерах Гагарина и Титова. Юрий — более уравновешенный, спокойный. Герман — более импульсивный.

Главный конструктор Сергей Королев хотел, чтобы во время полетов космонавты делали киносъемки. Поэтому в комплект оборудования "Восток" включили профессиональную 35-мм кинокамеру "Конвас". В книге воспоминаний "Голубая моя планета" Герман Степанович писал, что пленка получилась удачной: "Я старался вспомнить все, чему меня учили на занятиях по киноподготовке, чтобы заснять на кинопленку вид нашей планеты с высоты космического полета, заснять для того, чтобы люди могли посмотреть на свой дом — планету со стороны. И практика по киноделу мне действительно пригодилась…"

— Вот так выглядит наша планета с высоты двести пятьдесят и триста километров. Очень красивая, — не скрывая эмоций, докладывал Титов после полета, комментируя фотоснимки.

Опыт, полученный в ходе полета Германа Титова на "Востоке-2" оказался бесценным для развития системы подготовки космонавтов. За 1 день 11 часов 18 минут его космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.

Одним из важнейших экспериментов, проведенных Германом Степановичем, стал… сон в невесомости. Спать полагалось в промежуток между 18:30 и 02:00. Но на борту "Востока-2" не оказалось будильника, и космонавт проспал до 02:35, что вызвало настоящую панику в Центре управления полетами.

Чем питался Титов в полете? Специалисты рассказали: на "звездном столе" был овощной суп-пюре, паштет печеночный и мясной, сок из черной смородины.

На Землю Титов докладывал, что чувствует себя хорошо, однако на самом деле испытывал дискомфорт, тошноту и головную боль при резких поворотах. На Госкомиссии он не стал скрывать правду о своем самочувствии, понимая, насколько важна эта информация для подготовки будущих полетов.

Конечно, он мечтал еще раз полететь в космос. Утверждают, что точку в космической карьере Титова поставила трагическая гибель Юрия Гагарина, его близкого друга. Рисковать народным достоянием в лице космонавта № 2 Политбюро не рискнуло…

Continue Reading

Общество

Лорда отправили в бан

Лорда отправили в бан

Published

on

С неожиданным проявлением цензуры со стороны Facebook столкнулся британский консервативный политик и публицист, член Палаты лордов, обозреватель газеты The Daily Telegraph и других изданий Дэниел Ханнан. Администраторы соцсети удалили статью уважаемого автора (по совместительству — пожизненного пэра, члена Британского совета по торговле и вице-председателя партии тори), которую тот написал для студентов Института Джона Локка. «В моем случае, как и во всех подобных, невозможно узнать, в чем заключалось прегрешение… Странно, что компания, изначально призванная поощрять распространение свободного потока идей, стала нетерпимой к инакомыслию», — написал обескураженный лорд Кингслерский. Лорда отправили в банКолумнист The Daily Telegraph Дэниел Ханнан обескуражен тем, что cоцсеть удалила его безобидную статью без объяснения причин. Фото: twitter.com / @danieljhannan

Он настаивает, что в его публикации не было ничего крамольного — «ни радикальных призывов, ни пропаганды теорий заговора». Идея Ханнана состояла в том, пандемия сделала людей «в гораздо большей степени коллективистами», а мир после локдауна «станет весьма авторитарным». Институт Локка заплатил за рекламу, чтобы продвинуть текст на просторах соцсети. Вначале Facebook его одобрил, а потом «снял без объяснения причин».

Этот случай не единственный, отмечает Ханнан. В последнее время Facebook активно принялся удалять или объявлять фейками «вполне безобидные статьи». Так, под санкции попал труд американского профессора Индура Гоклани, который привел статистические данные о том, что смертность от стихийных бедствий на планете падает. Или доклад ведущего эпидемиолога Оксфорда доктора Карла Хенегана. Тот всего лишь позволил себе процитировать мнение датских коллег, полагающих, что «маски не слишком влияют на сдерживание эпидемии «короны». Ханнан задается вопросом: где же проходит грань между «оправданной» блокировкой и цензурой? «Все кончается тем, что вы начинаете запрещать все, с чем не согласны», — считает колумнист. Причем за радикальные политические взгляды гораздо меньше риска «угодить в бан», чем за смелость публично задаться неудобными вопросами. К примеру, о том, нет ли злоупотреблений со стороны государства в части карантинных ограничений или квот на выбросы углекислого газа.

Приходится признать, что соцсеть Facebook проявила себя враждебной к свободе слова, считает публицист

«А может, Facebook нацелен регулировать не столько сам контент, сколько неугодных авторов? Я подозреваю, что все дело именно в этом», — полагает консерватор. Так, пару недель назад шотландский юнионистский сайт пытался разместить на Facebook две статьи с критикой в адрес первого министра Шотландии Николы Стерджен. Порталу было отказано под невразумительным предлогом. Тогда главный редактор пошел на эксперимент и предложил к публикации текст, не имеющий ни малейшего отношения к политике, — о том, как молодая мать приучает свою маленькую дочку к горшку. Но и он не прошел цензуру! Ханнан убежден: соцсети вроде Facebook потеряли право называться нейтральными площадками. «Пора внести ясность. Отныне это издатели с собственной медийной повесткой. Представления, будто Facebook (или Twitter, или YouTube) — всего лишь платформа, остались в прошлом. Это еще один медийный канал с собственным мнением».

«Моя статья, которую Facebook счел нетолерантной, была о хрупкости открытого общества. О том, что перед лицом общей угрозы человечество может откатиться к племенным инстинктам, а государства не захотят отказаться от чрезвычайных полномочий. Приходится признать, что любая организация, которая отвергает это мнение, враждебна свободе слова», — заключает британец.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Наука54 минуты ago

Исследование: Китай стал мировым лидером научных публикаций об искусственном интеллекте

По данным Стэнфордского университета, при этом по индексу цитируемости, при гораздо меньшем объеме публикаций, вперед вышли Сингапур, Австралия и Швейцария...

Глава МИД Украины обиделся на шутку премьера Словакии Глава МИД Украины обиделся на шутку премьера Словакии
Экономика3 часа ago

Глава МИД Украины обиделся на шутку премьера Словакии

» МИД Украины © РИА Новости. Стрингер Читать 1prime.ru в ПРАГА, 4 мар – ПРАЙМ. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба...

Канада стала самой популярной страной для работы, потеснив США Канада стала самой популярной страной для работы, потеснив США
Экономика4 часа ago

Канада стала самой популярной страной для работы, потеснив США

Оттава © fotolia.com/ rabbit75_fot Читать 1prime.ru в МОСКВА, 4 мар — ПРАЙМ. Канада в прошлом году стала самой привлекательной страной для трудовых мигрантов,...

Россиян интересует удаленная работа в иностранной фирме, но без переезда Россиян интересует удаленная работа в иностранной фирме, но без переезда
Экономика4 часа ago

Россиян интересует удаленная работа в иностранной фирме, но без переезда

Работа за ноутбуком © РИА Новости. Владимир Песня Читать 1prime.ru в МОСКВА, 4 мар — ПРАЙМ. Все больше россиян, следуя общемировому...

Счетная палата указала на недостатки с финансированием ОМС в регионах Счетная палата указала на недостатки с финансированием ОМС в регионах
Экономика4 часа ago

Счетная палата указала на недостатки с финансированием ОМС в регионах

Здание счетной палаты РФ © РИА Новости. Владимир Песня Читать 1prime.ru в МОСКВА, 4 мар — ПРАЙМ. Российским регионам не хватает средств...

Подходит ли Север для карьеры? Подходит ли Север для карьеры?
Общество4 часа ago

Подходит ли Север для карьеры?

Наш собеседник сегодня — человек в жизни современной России не без своего почерка. Михаил Викторович Слипенчук на географическом факультете МГУ...

США хотят диалога по стратегической стабильности с Россией и КНР США хотят диалога по стратегической стабильности с Россией и КНР
Экономика4 часа ago

США хотят диалога по стратегической стабильности с Россией и КНР

США © РИА Новости. Артур Габдрахманов Читать 1prime.ru в ВАШИНГТОН, 3 мар — ПРАЙМ. США хотят субстантивного диалога с РФ и КНР по новым...

Markit: сфера услуг США в феврале выросла на увеличении спроса Markit: сфера услуг США в феврале выросла на увеличении спроса
Экономика4 часа ago

Markit: сфера услуг США в феврале выросла на увеличении спроса

Генконсульство России в США. Сан-Франциско © AFP/ Josh Edelson Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 мар — ПРАЙМ/Dow Jones. Активность в сфере услуг...

В России вырос объем платных почтовых услуг В России вырос объем платных почтовых услуг
Экономика4 часа ago

В России вырос объем платных почтовых услуг

Курьерская доставка еды в Москве © РИА Новости. Сергей Пятаков Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 мар — ПРАЙМ. Объем платных услуг...

Инфузории со дна швейцарского озера научились "дышать" соединениями азота Инфузории со дна швейцарского озера научились "дышать" соединениями азота
Наука5 часов ago

Инфузории со дна швейцарского озера научились «дышать» соединениями азота

Они делают это благодаря симбиозу с бактериями, которые извлекают энергию из реакций с участием азота Инфузории © Choksawatdikorn/Shutterstock/Fotodom ТАСС, 3...

Популярное