Connect with us

Культура

Наш человек в эфире

Published

on

Сегодня, 7 ноября, наш коллега, замечательный журналист, председатель Телерадиовещательной организации «БелРос» Николай Ефимович отмечает свое 60-летие. Наш человек в эфире

Фото: Роман Щербенков

Николаю есть чем гордиться. Деревенский парень из многодетной семьи поступил в Белорусский госуниверситет и выучился на журналиста. Потом была "Комсомольская правда", где он дошел от собкора до первого заместителя главного редактора. В 2015 году был назначен главным редактором газеты "Союзное вече", а в 2017-м возглавил союзное телевидение. Про таких говорят — баловень судьбы. На сам юбиляр так не считает. Потому что только на бумаге все гладко…

Он был восьмым — последним — ребенком в большой семье Ефимовичей. Маму и отца звали Александрами. А дедов — и со стороны матери, и со стороны отца — Николаями. Так что сложностей с выбором имени для сына у родителей не было.

"У меня шесть братьев и одна сестра, — рассказывает Николай. — У всех, кроме сестры ( она- прекрасная медсестра), — высшее образование. Среди моих братьев есть юристы, биологи, и даже академик — брат Федор, ему 75 лет. Он известный ученый- химик, работал в Институте биоорганической химии в Минске. Но в Москву из всех перебрался только я. И маму после смерти отца к себе забрал. Я тогда уже в "Комсомолке" работал".

Николай родом из белорусской деревни Грабово Гомельской области. Вспоминает, что в советские годы там было до тысячи дворов, а сегодня осталось от силы 40-50 жителей. Рассказывает: "Раз в год обязательно там бываю. В Грабово живут мои родственники, там могилы моих родителей. Это для меня место силы".

На мой вопрос, что умеет по хозяйству, признается: "Да все! Корову доить, косить, лошадь запрягать. Правда, давно уж не пробовал… В деревне без этого нельзя. Родители нас учили: "Живите так, чтобы за вас не было стыдно перед людьми". Этот принцип во мне с детства сидит.

— А кем бы ты мог стать, если бы не журналистика?

Николай Ефимович: Вариантов не было — я всегда хотел писать. Мою самую первую заметку опубликовал детский журнал "Березка" — я тогда учился в пятом классе. Она была на экологическую тему — про муравья. Потом было много других публикаций, в том числе в "Пионерской правде". В восьмом классе я уже твердо знал, что пойду на журфак. Родители никогда не препятствовали в выборе профессии никому из нас! Они вообще очень деликатно относились к этой теме…

— За какие встречи ты особо благодарен судьбе?

Николай Ефимович: Знаешь, я ведь уехал из Беларуси еще в советское время. Романтика позвала в дорогу! Первое время страдал, хотел вернуться домой. И даже представить себе не мог, что в определенный момент жизни вернусь к своим корням — а это случилось в 2015 году, когда меня назначили главным редактором газеты "Союзное вече".

Что касается встреч… То, что меня взяли на работу в "Комсомольскую правду", определило всю мою дальнейшую жизнь. Газета дала мне возможность заниматься любимым делом. Благодаря ей я познакомился с выдающейся балериной Майей Михайловной Плисецкой. Никогда в жизни даже не мечтал об этом! И это была не просто встреча — мы 25 лет поддерживали отношения. Как я, шутя, говорю дочери: "В мемуарах Майи Плисецкой есть один абзац про меня. Жизнь прошла не напрасно (смеется)…

— На какой возраст ты себя ощущаешь сегодня?

Николай Ефимович: Точно не на шестьдесят! В чем-то я рисковый хлопчик, который носится по полям и весям. И как в песне поется: "Покой нам только снится!" А еще бывают ситуации, как вот недавно: раздается звонок от главного редактора "Российской газеты" с просьбой написать в номер материал. И ты до утра не спишь, волнуешься. Как будто пишешь первый в своей жизни текст, и от него зависит, возьмут ли тебя на работу в газету. Я очень благодарен за такие звонки — они заставляют оставаться в тонусе.

— С кем встречаешь юбилей?

Николай Ефимович: По нынешним ковидным временам — не до празднеств. Буду дома с семьей. С женой Ириной — она книжный обозреватель- мы пару дней назад отметили 30 лет совместной жизни. Наша дочь Вера занимается преподавательской деятельностью на журфаке МГУ.

…Вообще, странное ощущение, что моя жизнь так стремительно летит. Я рассчитывал, что в этом возрасте она будет поспокойнее. У меня полный дом книг. Мечтаю уже много лет о том, чтобы забиться в уголок и почитать. Пока не выходит. А еще давно не был в лесу. Я ведь с детства любил ходить за грибами — вставал в 4-5 утра, у меня были свои тайные места в лесу неподалеку от дома. Приносил целую корзину боровиков. Но сейчас лес так подрос, что я уже с трудом найду те места.

Вот, кстати, там, в лесу, я очень остро ощущаю скорость жизни, — по деревьям, которые были совсем маленькими. А сейчас у них такие кроны! Рядом с ними отчетливо вижу свое время.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

С ума бы не сойти

Published

on

Фильм Романа Нестеренко «Клятва» должен был выйти еще на майские праздники, но все планы сбил коронавирус. И в прокате удивительно тонкая, поэтическая, несмотря на холокост и безумие, картина появится лишь теперь, 26 ноября. Это реальная история главврача симферопольской психиатрической больницы Наума Балабана и его супруги Елизаветы Нелидовой, спасавших людей от нацистских печей — и пожертвовавших ради них своими жизнями. Главную роль сыграл петербургский артист и режиссер Александр Баргман, для которого это кино стало больше, чем просто очередная актерская работа. С ума бы не сойти

Наум Балабан и его жена могли эвакуироваться, но остались со своими «детьми» и погибли вместе с ними. Фото: Светлана Бурдасова

Вы прежде что-нибудь знали о Науме Балабане?

Александр Баргман: Ничего о Науме Исидоровиче, к сожалению, не знал. Хотя личность и в самом деле выдающаяся: именно через таких людей время определяет хоть какой-то смысл бытия. Он был не просто уникальным врачом, выдающимся ученым, опубликовавшим девятнадцать научных трудов, но и новатором. Балабан внедрил инсулиновую терапию в борьбе с шизофренией, на Западе этот метод используется и сейчас. Придавая огромное значение трудотерапии и арт-терапии в лечении душевнобольных, разбил на территории больницы розарий, его пациенты музицировали, рисовали… Во многом благодаря Балабану в 1920-е годы в Крыму была остановлена эпидемия холеры. Он разрабатывал новые способы лечения энцефалита, алкоголизма, прогрессивного паралича. И, борясь с шизофренией, делал все, чтобы привести хрупкую психику человека хотя бы в состояние жизнедеятельности. Или к тому, что мы считаем нормой. Так что для меня «Клятва» — больше, чем просто фильм, и эта роль больше, чем просто актерская работа. Прежде всего, это возможность открыть для себя потрясающую личность, которую я бы сравнил с Янушем Корчаком. Польский педагог в газовые печи пошел с детьми, а симферопольский врач — со своими пациентами…

Про Корчака известно если не всем, то многим. Про Балабана — не очень.

Александр Баргман: Балабан все же не в тотальном забвении. В Симферополе психиатрическая больница, которой он руководил, названа его именем, в народе ее так и называют — «Балабановка». А в последние годы, во многом благодаря Борису Берлину, крымскому краеведу и внуку одного из сотрудников Балабана, было найдено огромное количество свидетельств, фотографий, перечень научных трудов Наума Исидоровича.

Актриса Анна Вартаньян, сыгравшая в фильме супругу Балабана Елизавету Нелидову, рассказывала, как непросто ей дались съемки на территории больницы…

Александр Баргман: Конечно, испытываешь особые чувства, когда понимаешь: это те самые ступеньки, по которым немцы увели Наума Исидоровича и Елизавету Александровну. Что вот здесь, на территории больницы, стояли две огромные душегубки, которые за один день отравили всех пациентов и персонал клиники, четыре сотни человек. Морг сохранился практически таким, каким он был при Балабане. И еще было страшное место съемок — пункт сбора, который мы снимали именно в том самом спортзале, откуда увозили в концлагеря евреев, крымчаков, цыган. Это и правда очень страшно…

Доктор Балабан в фильме — олицетворение мудрого спокойствия и всепрощения, ему не важны национальности, политика, конфессии.

Александр Баргман: Так это и есть самое главное. Поэтому и фильм назвали именно «Клятва», отсылая к клятве Гиппократа. Для таких людей, как Балабан, дело его жизни, связанное со здоровьем, а значит с жизнью как таковой, важнее национальностей, классовых, социальных, политических и тому подобных аспектов.

И душевнобольные люди для него были детьми, а он был их ангелом. Имея возможность эвакуироваться с медицинским институтом, он остался, не бросил своего места и своих «детей»…

В конце фильма звучит пронзительный диалог Балабана с его антагонистом, адептом профессора психиатрии Альфреда Хохе, который задолго до Третьего рейха утверждал, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство — это праведный и полезный акт». Градус разговора повышает и то, что ведут его бывшие друзья, ставшие врагами. В том и заключается чудовищный парадокс. С одной стороны, благодаря исканиям медиков и психиатров, живших или учившихся в Германии и в Австрии в начале ХХ века, нашли путь к спасению многих людей, страдающих психическими заболеваниями. А с другой стороны, именно они создали «фабрики» уничтожения тех, кого они называли «недочеловеками».

История сложных взаимоотношений Балабана и Елизаветы Нелидовой с нацистом Густавом Шеффером, прибывшим в Крым, — реальная?

Александр Баргман: Нет, это художественный вымысел. Что касается личной жизни Наума Балабана и его супруги, то фактов очень мало. Известно лишь, что Наум Исидорович родился в семье еврейского купца в Павлограде. Учился в Германии и Швейцарии. Что Елизавета Нелидова — из дворянской семьи, до Балабана была дважды замужем. И что она сидела дважды — в начале 20-х, когда только приехала в Крым, и в 1938-м.

Именно через таких людей, как Наум Балабан, время определяет хоть какой-то смысл бытия

Вы не раз обращались к теме холокоста как режиссер.

Александр Баргман: И я бы еще очень хотел поставить спектакль по роману Рыбакова «Тяжелый песок» — на ту же тему… Это ожог, который на всю жизнь. И дело не в фашистах: ведь евреев уничтожали и до прихода Гитлера к власти. Кровавая история погромов тянется много столетий. Но я никак не могу разобраться: почему источник своего несчастья, беды, неудачи, слабости, тупости, наконец, люди ищут и находят в ком-то другом? Так что дело не в антисемитизме как таковом, а в темных и страшных колодцах, которые есть в людях, и эти колодцы неисчерпаемы.

Continue Reading

Культура

Каковы невесты — таковы уроки

Published

on

С середины ноября и до конца декабря в Москве проходит IV фестиваль «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства. Этот фестиваль не подразумевает конкурса, а представляет работы мастеров — по мысли организаторов эти спектакли служат образцами для молодых режиссеров. В программе спектакли из Петербурга и Екатеринбурга, Перми и Воронежа, Красноярска, Минусинска и Бийска. Каковы невесты - таковы уроки

Постановка Воронежского Камерного театра «Бальзаминов» — это синтез театра и кино. Фото: Пресс-служба Воронежского Камерного театра

Воронежский Камерный театр привез «Бальзаминова» — постановку своего художественного руководителя Михаила Бычкова. Комедия Островского поставлена вместе с художником Николаем Симоновым и оператором-постановщиком Алексеем Бычковым, потому что этот спектакль — синтез театра и кино.

На сцене — двухэтажная конструкция из двух комнат-ячеек внизу и двух наверху: обшарпанная кухонька с бубнящим телевизором; будуар в приторно-восточном вкусе, где заперты сестры Пеженовы — гурии, «бесстыжие до мужчин», массажный кабинет и атласная спальня богачки Белотеловой. Действие перенесено в наше время и совершается в какой-то одной из них, остальные закрыты экраном, на который транслируются крупные планы героев. История великовозрастного недотепы, живущего в убогой панельке со старой матерью и теткой и чудом женившегося на богатой, рассказана с юмором, изяществом и азартом.

В центре интриги — сваха Акулина Гавриловна, блистательно сыгранная Тамарой Цыгановой — моложавая энергичная кокетка, умеет со вкусом выпить и закусить, знает цену и себе, и людям, и ловко добивается толку и в безнадежном деле. Михаил Гостев — Мишенька Бальзаминов, любимое дитяти, долговязый, худой, с острым лицом и белобрысыми вихрами, — мечтательно бродит по городу вдоль зимних ночных многоэтажек. Его балуют и старуха-мать (Татьяна Чернявская), и суровая Матрена (Наталья Шевченко) — на тесной кухоньке моют в жестяной ванночке, как маленького, наливают супу, расспрашивают, утешают. В Мишеньке больше всего проявлена не никчемность, не пустая мечтательность, а детская чистота. Он доверчив и порывист как ребенок — в восторге ли от авантюры решительного Лукьян Лукьяныча (Василий Шумский), который одевает его в рыжий комбинезон сантехника, танцует ли индийский танец с Пеженовой, горько ли плачет от ее отказа или робко пытается произвести впечатление на Белотелову (Мария Малишевская).

Пышная красавица в шелковом халате, томящаяся от женского одиночества, вмиг приходит в веселье от неловких ужимок ввалившегося в окно Бальзаминова и сгребает его в мощные объятия. Их сцена в спальне — под огромной репродукцией Ивана-Царевича с невестой на Сером Волке. Только тут умыкнута не она, а бедняга Бальзаминов; раз уж выходил свое счастье — теперь не жалуйся, будет оно тебя держать крепко и нести далеко через черный лес.

История великовозрастного недотепы рассказана с юмором, изяществом и азартом

Мишенька замирает, натянув одеяло до испуганных глаз, и шепчет русские пословицы, излюбленные Островским для названий своих пьес, — и выходит из всей этой народной мудрости, путающейся в его сознании, что никак не миновать бедному человеку счастья, только счастье ли оно.

Совсем другой урок представил Семен Спивак и его Молодежный театр на Фонтанке со спектаклем «Нас обвенчает прилив…», поставленным худруком совместно с Марией Мирош по пьесе Жана Ануя. Здесь «играют французскую жизнь» с отчаянным наигрышем, то с фарсовой грубостью, то с мелодраматическим пафосом. Излюбленная героиня Ануя — молодая бунтарка, отвергающая буржуазный уклад с его скукой, приличиями и, конечно же, бездуховностью, тут воплощена в Жанетте (Эмилия Спивак) — вызывающе нахальной красотке, ведущей беспорядочную во всех смыслах жизнь. У нее есть сестра Юлия (Василина Кириллова) — благонравная и порядочная, брат Люсьен (Сергей Яценюк), демонстративно опускающийся и бравирующий цинизмом после развода, и спившийся балагур папаша (Константин Воробьев).

Юлия привозит представить семье немного деревянного жениха Фредерика (Константин Дунаевский) и его властную мать (Алла Одинг). Бедняжка сначала стыдится свинства в родном доме, а потом пытается отравиться, узнав, что сестрица увела жениха. Ее спасут, а вот Жанетта, поспешно выскочив замуж за другого любовника, чтобы насолить Фредерику, от обретенного счастья бросается в прилив, куда за нею и Фредерик, вернувшийся было к невесте и не устоявший снова. И пучина сия поглотила их в один момент.

Всю эту надрывную мелодраму усиливает французский шансон, и зрителю предложено разделить восхищение авторов бурными страстями героев. Однако внезапная страсть неожиданна для зрителей — ничто не намекало на нее до момента, пока герои не остались наедине, да и тут они больше заняты выяснениями и обвинениями, чем рады друг другу.

Спектакль красив — Александр Орлов построил длинный ряд окон, за жалюзи которых сияющее море сменяют шторм, ночной огонь, фейерверк, на сцене — пришедшая в упадок прежняя роскошь; Ирина Чередникова изящно и с выдумкой одела героев, но хотелось бы современного разбора устаревшей пьесы. Фестиваль продолжается, будем ждать следующих уроков.

Continue Reading

Культура

Где можно видеть музыку

Published

on

Вопреки всем эпидемиологическим трудностям при поддержке министерства культуры и Фонда президентских грантов Ассоциация музыкальных театров России, объединяющая 62 коллектива, провела ставший уже традиционным фестиваль «Видеть музыку» в заветном для артистов и публики формате offline/live. За два месяца Москва увидела 35 спектаклей почти из 20 городов. Где можно видеть музыку

Чтобы показать спектакль Carmina Burana, артисты «Донбасс-Оперы» добирались в Москву на автобусе. Фото: Елена Лапина

Концепция фестиваля очень гибкая: без всяких экспертных отборов театры показывают в столице исключительно те спектакли, которые сами считают своими лучшими работами. Из-за этого, конечно, иногда возникают казусы и вопросы к художественно-профессиональному уровню некоторых коллективов, но, с другой стороны, это создает более объективный, а не парадный портрет жизни музыкальных театров.

Например, Ивановский музыкальный театр до сих пор не открыл сезон, хотя эпидемиологическая ситуация в области относительно благополучная. В Москву привезли мюзикл Евгения Загота «Робин Гуд».

Но свобода выбора уже не впервые приводит к тому, что в афише возникает дублирование названий. На сей раз Carmina Burana Орфа была показана «Царицынской оперой» из Волгограда и «Донбасс-Оперой» из Донецка. Оба спектакля прошли с оттенком настоящего героизма: коллективы добирались до столицы на автобусах.

Если «Санктъ-Петербургъ Опера» привезла в Москву редкости от прославленных композиторов — «Эсмеральду» Даргомыжского и «Петра Великого» Доницетти, то другие театры пошли на еще больший риск и обратились к сочинениям современных авторов. Самая молодая оперная труппа России из Астрахани показала «Ревизор» Владимира Дашкевича.

К сожалению, из-за карантинных ограничений не приехали театры Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Уфы и Красноярска. Гастроли театров Казахстана и Узбекистана перенесены на следующий год.

Лауреатами премии «Легенда» стали солистка Ивановского музыкального театра Ирина Ситнова, солистка Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки Галина Борейко, худрук Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров, главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета Юрий Кочнев и солист Большого театра, худрук Московской государственной академии хореографии Михаил Лавровский.

Прямая речь

Георгий Исаакян, режиссер, президент Ассоциация музыкальных театров России:

— Многие, наверное, считали, что проводить такой гигантский фестиваль в разгар пандемии — чистое безумие. Но «Видеть музыку» все-таки состоялся. Более того, многие театры привезли в Москву свои совсем недавние премьеры. Это, безусловно, обнадеживает, показывая серьезный рабочий настрой и творческий потенциал театральных коллективов музыкальной России, и заявляет: «Мы живы, мы работаем и готовы к вызовам времени!», чтобы снова начать общаться, поддерживать друг друга, чтобы выйти к зрителям, сыграть спектакль и услышать аплодисменты в финале.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Трамп снова потребовал пересмотра итогов президентских выборов Трамп снова потребовал пересмотра итогов президентских выборов
В мире3 часа ago

Трамп снова потребовал пересмотра итогов президентских выборов

Дональд Трамп Фото: AP/TASS Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU — Президент США Дональд Трамп вновь заявил о фальсификации результатов состоявшихся 3...

РФ заявила о плане снижения выбросов в рамках соглашения по климату РФ заявила о плане снижения выбросов в рамках соглашения по климату
Общество4 часа ago

РФ заявила о плане снижения выбросов в рамках соглашения по климату

В рамках Парижского соглашения Россия заявила о своем национальном плане по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата...

В мире5 часов ago

Власти США отодвинули крайний срок запрета приложения TikTok

Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU — Администрация президента США Дональда Трампа в среду предоставила компании ByteDance отсрочку в 7 дней на...

В мире6 часов ago

Трамп помиловал своего экс-советника Флинна

Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU — Президент США Дональд Трамп объявил, что помиловал своего бывшего советника по нацбезопасности Майкла Флинна. «Для...

В мире6 часов ago

Палестина заинтересовалась закупкой российской вакцины «Спутник V»

Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU — Палестинские власти ведут переговоры с Москвой о приобретении российской вакцины против коронавируса «Гам-КОВИД-Вак» (торговая марка...

"Локомотив" набрал третье очко в Лиге чемпионов "Локомотив" набрал третье очко в Лиге чемпионов
Спорт7 часов ago

«Локомотив» набрал третье очко в Лиге чемпионов

Московский «Локомотив» сыграл вничью с мадридским «Атлетико» в Мадриде в матче четвертого тура группового раунда Лиги чемпионов. Фото: AP Photo...

​В декабре нужно поме­нять права и​ паспо­рта, а пенсионерам​ получить карту "Мир­"​ ​ ​В декабре нужно поме­нять права и​ паспо­рта, а пенсионерам​ получить карту "Мир­"​ ​
Общество7 часов ago

​В декабре нужно поме­нять права и​ паспо­рта, а пенсионерам​ получить карту «Мир­»​ ​

В декабре​ заканчив­ается действие многих отсрочек, которые власти давали на вре­мя карантинных мер или из-за ухудшения экономической ситуации и падения...

Ученые впервые проследили за активностью мозга фанатов во время просмотра матчей Ученые впервые проследили за активностью мозга фанатов во время просмотра матчей
Наука8 часов ago

Ученые впервые проследили за активностью мозга фанатов во время просмотра матчей

Исследователи зафиксировали серьезные различия в рисунке активности мозга у добровольцев в тех случаях, когда побеждала их любимая команда или же...

Наука8 часов ago

Путин назначил состав наблюдательного совета НИЦ «Курчатовский институт»

В него вошли губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, помощник президента Андрей Фурсенко и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и...

Все виды тираннозавров и их родичей росли "рывками" Все виды тираннозавров и их родичей росли "рывками"
Наука8 часов ago

Все виды тираннозавров и их родичей росли «рывками»

Палеонтологи предполагают, что это было связано с видовым составом их потенциальной добычи © EPA-EFE/CHRISTOPHE PETIT TESSON ТАСС, 25 ноября. В...

Популярное