Свяжитесь с нами

Культура

Национальные театры России создадут Ассоциацию

Национальные театры России создадут Ассоциацию

Опубликовано

Национальные театры России создадут Ассоциацию

На онлайн-конференции национальных театров художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра) Валерий Фокин инициировал создание Ассоциации национальных театров России. Конференция собрала художественных руководителей и директоров более 20 театральных коллективов из разных республик нашей страны.

Сегодня общая ситуация многочисленных, самобытных национальных театров России требует серьезного подхода. Им нужна помощь, поддержка, внимание. Ситуация для создания Ассоциации не просто сформировалась, она, как говорили на встрече, созрела.

Александринский театр взял на себя централизованную деятельность по подготовке уставных документов. Предложений по формированию содержательной и организационной части ждут от всех участников. Учредительную конференцию Ассоциации национальных театров России планируется провести уже в ноябре 2021 года, в программе — работы театральной секции Санкт-Петербургского Международного культурного форума.

Вопрос о необходимости создания организации внимательной к процессу развития и жизни национальных театров России, и что самое главное, способной оказывать серьезную профессиональную помощь, возникает не впервые. В частности, эта тема отчетливо звучала уже на Международной театральной олимпиаде 2019 года в Санкт-Петербурге, где была представлена специальная программа национальных театров России.

За создание Ассоциации национальных театров России конференция высказалась единогласно.

Художественный руководитель, директор Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина (филиала Национального драматического театра России) Дмитрий Месхиев подчеркнул, что Ассоциация будет создаваться не как общественная организация, в этом существенное отличие, к примеру, от кабинета национальных театров СТД РФ. И это важно для расширения возможностей поддержки национальных театров, в том числе и финансовой. Конкретную юридическую форму Ассоциации еще предстоит определить.

Главный режиссер Татарского академического театра имени Галиасгара Камала Фарид Бикчантаев отметил, что всю деятельность, связанную с национальными темами в России, надо вести очень тонко и деликатно. И что Ассоциация обязательно должна заниматься образовательной деятельностью, что следует очень подробно и тщательно прописать в документах. Среди будущих задач Ассоциации — проведение программ в области профессионального образования, подготовка кадров, и речь тут не только об актерско-режиссерских студиях, но и об обучении специалистов других театральных профессий.

Не всегда местных республиканских ресурсов хватает, чтобы обеспечить развитие национальных театров. В Республике Карелия, оказывается, нет ни одного преподавателя сценической речи на финском языке, как впрочем, и на карельском. Художественный руководитель — директор Чеченского государственного драматического театра имени Ханпаши Нурадилова Хава Ахмадова рассказала, что как раз сейчас не может найти художника по свету. Художественный руководитель Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Светлана Горчакова отметила, что не хватает не только постановочных кадров, художников-постановщиков и даже художников-технологов, но и практически нет театральных критиков, разбирающихся в тонкостях национальных традиций. Театр не получает профессионального отклика. Что не так уж и удивительно. Присутствовавшая на конференции профессор ГИТИСА Анна Степанова заметила, что некогда обширный курс истории национальных театров сейчас значительно сокращен.

На конференции бегло, но вспомнили советский период, работа с национальными театрами с разной степенью активности в разные периоды тогда велась, но была частью общей идеологии, была политизирована. Сегодня же речь идет об объединении, деятельность которого будет направлена именно в профессиональное русло.

Впрочем, Валерий Фокин все же отметил, что театр имеет особую силу как способ национальной самоидентификации, сохранения национального языка и традиций. И в национальных республиках значение этой силы существеннее, чем в русскоязычных регионах. В условиях, когда национальное кино создается, но существует в отдельной нише, а национальная литература есть, но широко не переводится, эти функции берет на себя театр.

Вспомнили давно забытую и очень недолгую историю Кремлевского театра, строившего свой репертуар на достижениях республиканских театров. И реконструкцию Театра Корша, проведенную под реализацию концепции Театра Наций, что в итоге отразилось только в названии. И даже одобренный в 1924 году Центральным исполнительным комитетом проект по превращению Москвы в столицу многонационального государства, предусматривающий строительство выставочных и музыкальных залов, "театра-этнопарка, где каждый год шла бы ротация профессиональных и любительских коллективов".

Век спустя идею создания в Москве площадки национальных театров все же намерены на новом уровне и в новой художественной стратегии реализовать. В 2024 году Александринский театр рассчитывает завершить строительство сцены в Коломенском. В декабре 2020 года Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектно-сметную документацию на строительство в Москве филиала Александринского театра. Сейчас сцена входит в состав объектов культуры, по которым есть распоряжение продолжать строительство (другая часть объектов вследствие новых экономических обстоятельств, вызванных пандемией, оказалась заморожена).

"Это должна быть не просто театральная площадка, филиал Александринского театра в Москве — это нас не интересует. Интересует именно создание Дома национальных театров России", — заявил Валерий Фокин. Здесь планируются проводить гастроли, фестивали, создавать спектакли, в том числе в копродукции с национальными сценами мира, проводить творческие лаборатории.

Завершения строительства сцены в Коломенском для начала практической деятельности ждать не собираются. К примеру, Александринский театр сможет реализовать часть программ на своей базе в Санкт-Петербурге, проводить на Новой сцене стажировки для специалистов театральных профессий.

Практических задач, действительно, много. Что касается теоретических, то вот их с поистине эпическим размахом описал художественный руководитель Саха академического театра им. П.И. Ойунского, основатель театра якутского эпоса Олонхо Андрей Борисов: "Нас ждет очень большая и сложная работа. Наступило время, когда нам надо понять, что же это такое — национальный театр в такой многонациональной стране как Россия".

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Букмекеры назвали новых фаворитов «Евровидения»

Букмекеры назвали новых фаворитов "Евровидения"

Опубликовано

Букмекеры назвали новых фаворитов "Евровидения"

В Роттердаме завершились первые репетиции участников «Евровидения». Зрители наконец-то смогли разглядеть, как держатся на сцене конкурсанты, как поют, насколько зрелищны их костюмы, декорации и спецэффекты. И оценить, удалось ли телеоператорам и режиссерам будущих трансляций создать номерам притягательную «картинку».

После того, как каждый конкурсант провел по две костюмированных репетиции, букмекеры резко изменили свои ставки. Теперь они считают, что на "Евровидении" в этом году победит итальянская группа Maneskin c песней на итальянском же языке Zitti e buoni. Ей предрекают наивысшие шансы на победу — 23 процента. Недавний лидер — певица Дестини из Мальты с песней Je me casse — за неделю спустилась на третье место — теперь у нее лишь 12 процентов.

Зато очень впечатлил букмекеров номер романтичной и красивой француженки Барбары Прави. Если неделю назад у ее песни Voila было третье место (11 процентов), то теперь уже второе (20 процентов плюс). Да и до лидера совсем недалеко!

А вот швейцарцы экспертов разочаровали. Прежде вероятность победы Gjon"s Tears оценивалась в 18 процентов, что сулило им второе место. Теперь же у группы лишь 5 процентов и они замыкают семерку сильнейших. Зато в число лучших оказались Исландия и Кипр — они делят 4-5 места с вероятностью победы в 7 процентов.

Дальше — почти пропасть. На 8-10 места поднялись Украина, Литва и Греция — у них по 2 процента (неделю назад было по одному). Но шансы на выигрыш, как и прежде — мизерные.

Не оценили и нашу Манижу. Вероятность ее победы по-прежнему оценивается лишь в один процент. Обидно! Столько же у конкурсантов из Финляндии, Сан-Марино, Швеции, Норвегии и еще четырех стран. Да, мы по-прежнему в аутсайдерах. Такого не случалось с Россией с 2011 года. Тогда букмекеры обещали Алексею Воробьеву 15 место. Хотя он выступил еще хуже — стал 16-м.

Да, хватает и тех, у кого дела обстоят еще хуже — сразу у 19 стран шансы на победу меньше одного процента! Среди них: Азербайджан, Великобритания, Эстония, Латвия, Грузия и даже победители последнего конкурса, состоявшегося в 2019 году — Нидерланды. Но, конечно, это слабое утешение. Тем более, что от Манижы все-таки ждешь чего-то большего! Кстати, наша певица щеголяет по Роттердаму в русском народном головном уборе — кокошнике. Так что, если и не выиграем, есть шанс на то, что хотя бы новую моду в Европе утвердим.

Первый полуфинал состоится уже 18 мая. Манижа выйдет на сцену Ahoy Arena под третьим номером.

Читать далее

Культура

Честная женщина и Нана

Честная женщина и Нана

Опубликовано

Честная женщина и Нана

Научиться отступать на шаг назад, чтобы продвинуться на два вперед с «Честной женщиной» из мира будущего Кирилла и Валерия Фокиных… Найти спасение в Серебряном веке, утонув в красоте «Вертинского. Русского Пьеро» Николая Мартона… Не осудить компромиссы на виражах советской истории «Товарища Кислякова» Андрея Калинина и Ивана Труса… Наконец, получить сильнейший эмоциональный «удар током» в «Нана» от Андрия Жолдака и Анны Блиновой. А после, когда терять уже нечего, сесть вместе с героями Достоевского и Фокина за рулетку в «Литургии Zero» с Антоном Шагиным и Эрой Зиганшиной и проиграть жизнь, попытавшись выиграть судьбу…

В Москве проходят большие гастроли Александринского театра. Пять спектаклей, три премьеры, два этапа и два организатора — "Росконцерт", представивший в Центре Мейерхольда Новую сцену Александринки в рамках федеральной программы минкультуры "Большие гастроли", и "Золотая маска", включившая "Литургию Zero" в специальную фестивальную программу "Достоевский и театр".

Плюс презентация энциклопедии Александринского театра, собравшая на страницах книги и в Доме-музее Ермоловой весь цвет российского театроведения во главе с Александром Чепуровым; театральный салон на Тверском бульваре с артистократичнейшим актером Николаем Мартоном, обсуждения спектаклей, круглые столы, видеоконференции, онлайн-трансформации… И — вишенкой на торте мультимедийная выставка "Расширяя реальность. Художественный мир спектаклей Валерия Фокина в Александринском театре", часть экспозиции которой, обволакивая цифровым форматом фойе ЦИМа, действительно расширяет реальные гастрольные границы и знакомит и со всеми знаковыми постановками режиссера в старейшем театре, оставшимися на этот раз в Петербурге и навсегда в истории.

2021 год — гастрольно-юбилейный: 30 августа Александринскому национальному драматическому театру России исполнится 265 лет, в феврале его художественный руководитель Валерий Фокин принимал поздравления с 75-летием. Центр имени Мейерхольда, созданный в 1991 году Фокиным, отмечает свое тридцатилетие и двадцатилетие обретения собственного дома: в 2001-м ЦИМ получил здание в Москве на Новослободской улице. Хоровод дат можно было бы кружить и дальше. Цифры озвученной на гастролях в Москве статистики впечатлили не меньше: в сезон на трех сценах Александринки (исторической Основной, Новой и виртуальной) происходит около 750 событий (язык не повернется назвать их как в казенных отчетах мероприятиями). И как с таким "валом" художественного и образовательного "продукта" разбираются сами александринцы и каким образом это огромное театральное пространство структурировано для ориентации зрителей, показали на схеме величиной с целую декорацию — и это было особое произведение продюсерского искусства, рассматривать которое, медитируя, можно было часами…

Лайфхак: чтобы оценить весь масштаб разнообразия современного Александринского театра, стоит посмотреть два самых полярных, можно сказать, резко континентальных по театральному климату спектакля из текущего репертуара Основной и Новой сцены подряд (на гастролях такую возможность представили). "Вертинский. Русский Пьеро" и "Нана". Контраст шикарный — такого больше не сможет предложить никто. Спектакль-концерт из цикла "Монологи в Царском фойе" Николая Мартона — актера культуры прошлого века, живущего в нынешнем, его изысканная, благородная, безупречная актерская классика… И как на ином полюсе Александринки, — нервный, даже экстремальный режиссерский радикализм Андрия Жолдака, актеры у которого играют так, будто на репетициях с них заживо сдирали кожу… Другой парадокс Александринки срифмуют вскоре женщины-героини двух премьер Новой сцены: "Честной женщины" Фокина и той же "Нана" Жолдака. Разговор они заслуживают подробный и отдельный.

Главное теперь — найти самые болевые точки театрального пересечения истории, современности и будущего 

А пока, для первых скорых впечатлений, представьте, какая это только может быть экзотика в контексте: непроницаемое безмолвие восточных женщин в хиджабах, как в политическом триллере "Честная женщина" в постановке Валерия Фокина. И — запредельно откровенно рассказанная история парижской куртизанки Нана, как в интерпретации Жолдака романа Золя. Отправных точек для сновидений и провокаций, фантазий и фрустраций, исследующих всю глубину человеческой психики, как можно судить по гастрольной афише, и там и там — предостаточно. Главное теперь — найти самые болевые и спасительные точки театрального пересечения истории, современности и будущего.

P. S.

Валерий Фокин об Энциклопедии Александринки

В энциклопедии Александринского театра впервые представлены биографии всех актеров и режиссеров, которые сотрудничали со старейшей государственной сценой России за весь период ее существования. Научное издание около четверти века готовили ведущие ученые-театроведы страны научных и театральных институтов. "Запечатленные в энциклопедии фамилии свидетельствуют: мы не одни, — рассказал худрук Александринки Валерий Фокин. — Мы все вместе идем по одной дороге. Просто мы еще, а они уже… Я когда-то фантазировал — если представить, что все люди, которые положили жизнь и сердце на это дело, ожили и на какое-то время заполнили Александринский театр, пройти было бы невозможно ни по одной лестнице этого огромного здания… Издание энциклопедии — это повышение ответственности. Все отрезать, забыть — преступно плохо. Но такая волна уже пошла. Скоро будут цифровые искусства, цифровая культура и даже цифровые артисты. И можно сколько угодно по этому поводу сетовать, а сопротивляться, конечно, надо обязательно, но это имеет место быть и это будет — все к этому идет…"

Справка "РГ"

18 и 19 мая на сцене МХТ им. Чехова будет показан ближайший гастрольный спектакль Александринки в Москве — "Литургия Zero" Валерия Фокина по роману Достоевского "Игрок".

Читать далее

Культура

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

Опубликовано

Начались съемки фильма о поэтессе Нике Турбиной

В Москве начались съемки фильма «Ника» о поэтессе Нике Турбиной, прославившейся, когда ей было 7 лет. Прожила талантливая девочка мало, но ярко. Роль Ники исполняет актриса Лиза Янковская. Анна Михалкова играет мать Ники. Также в фильме снимались Иван Фоминов, Вита Корниенко и другие. Режиссер — дебютант Василиса Кузьмина, выпускница школы «Индустрия». Автор сценария — Юлия Гулян, совместно с Василисой. Художественными руководителями и продюсерами картины являются Михаил Врубель, Александр Андрющенко и Федор Бондарчук, а фильм делают «Водород», Art Pictures Studio и «НМГ Студия».

Создатели говорят, что как и любая попытка художественного осмысления биографии реального человека, фильм "Ника" не обойдется без элементов художественного вымысла. Некоторые персонажи, сцены и диалоги являются результатом творчества команды создателей картины.

Процитируем синопсис, он прислан в редакцию "РГ": "Ника Турбина провела детство с мамой в разъездах по всему Советскому Союзу, читая свои стихи. Гастроли, встречи с благодарными любителями поэзии, богемные вечеринки и знакомства со знаменитостями — она была вундеркиндом, самой юной советской поэтессой, поражавшей читателей недетской грустью и пронзительностью строк. В конце 90-х Нике уже 27: детство давно кончилось, Советского Союза не существует, но главное — она больше не может писать стихи — вдохновение давно не приходит. Она по-прежнему живет с матерью, уже лечится от алкоголизма и пытается разобраться в себе — куда исчез тот ее "голос", почему она больше не чувствует материнской любви и сможет ли когда-то быть счастлива, как все? Знакомство с веселым и независимым Иваном, который отказался от многообещающей карьеры дипломата, дает Нике надежду на это счастье".

А вот как отзываются о будущей картине члены съемочной группы.

Анна Михалкова: "К таким проектам подходишь с большой осторожностью и сомнением в себе: они всегда требуют серьезной отдачи и мастерства. Но вместе с тем, получить такую роль для любого артиста — подарок. И здесь особенно важна команда, окружение. На "Нике" это профессионалы, несмотря на довольно юный возраст хорошо понимающие, что они делают. По уровню подготовленности и вовлеченности Василиса может конкурировать с более опытными режиссерами, хотя это ее дебютная картина. Мне импонирует ее творческий подход, где все вовлечены в процесс. Я рада, что у нас была возможность погрузиться в материал, репетировать, работать со сценарием, и всем вместе услышать тот киноязык, который диктует это кино".

Лиза Янковская: "Моя героиня еще ребенком завоевала славу, к которой люди идут всю жизнь. И также рано все для нее закончилось — мир, в котором она жила, оказался фикцией. И поэтому это, прежде всего, история девочки, у которой не было детства. Потеряв популярность, она всю жизнь искала свой утраченный "голос", который сделал ее в детстве звездой. Для меня этот поиск — самое интересное в моей героине. И, конечно, тема взаимоотношений с матерью, с семьей. Потому что это вечная тема и в той или иной степени она касается каждого".

Федор Бондарчук: "Интересно отметить, что большая часть креативной команды, которая работает над картиной — девушки. И это не просто следование трендам мирового кинематографа. Наша история о сложных взаимоотношениях между дочерью и матерью. О тонком микрокосмосе между девочкой, которая слишком рано повзрослела и женщиной, которая слишком поздно это поняла. Кому как не девушкам эту историю писать и воплощать на экране?".

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Наука4 часа назад

Мишустин посетит Курчатовский институт

Премьер-министр примет участие в церемонии пуска токамака Т-15МД МОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Председатель правительства России Михаил Мишустин во вторник, 18...

Общество5 часов назад

Путин обязал согласовывать митинги в Петербурге во время Евро‑2020 с ФСБ и МВД

Президент Владимир Путин обязал согласовывать в Петербурге во время UEFA-2020 митинги, пикеты и другие акции «не связанные с проведением чемпионата...

Генерал ВС США заявил о последствиях израильско-палестинского конфликта Генерал ВС США заявил о последствиях израильско-палестинского конфликта
В мире5 часов назад

Генерал ВС США заявил о последствиях израильско-палестинского конфликта

Москва. 18 мая. INTERFAX.RU — Продолжение израильско-палестинского конфликта может привести к дестабилизации обстановки в регионе и другим негативным последствиями, заявил...

Граждан предупредили о слежке через современные телевизоры Граждан предупредили о слежке через современные телевизоры
Hi-Tech6 часов назад

Граждан предупредили о слежке через современные телевизоры

МОСКВА, 18 мая — ПРАЙМ. Риски информационной безопасности для пользователя влекут большинство современных телевизоров. Для этого они должны быть оснащены определенными элементами....

Эксперт рассказал о вакцин-ускользающих мутациях коронавируса Эксперт рассказал о вакцин-ускользающих мутациях коронавируса
Экономика6 часов назад

Эксперт рассказал о вакцин-ускользающих мутациях коронавируса

Вирусы мутируют, это естественный процесс, который постоянно отслеживается и изучается, рассказал «РГ» руководитель НИИ вирусных инфекций ГНЦ вирусологии и биотехнологии...

Эксперт рассказал о вакцин-ускользающих мутациях коронавируса Эксперт рассказал о вакцин-ускользающих мутациях коронавируса
Общество6 часов назад

Эксперт рассказал о вакцин-ускользающих мутациях коронавируса

Вирусы мутируют, это естественный процесс, который постоянно отслеживается и изучается, рассказал «РГ» руководитель НИИ вирусных инфекций ГНЦ вирусологии и биотехнологии...

В мире7 часов назад

Семья Байденов заработала за 2020 год чуть более $600 тысяч

Москва. 18 мая. INTERFAX.RU — Президент США Джо Байден вместе с первой леди Джилл Байден заработали за прошлый год чуть...

В мире7 часов назад

Байден призвал Нетаньяху избегать гибели мирных жителей сектора Газа

Есть обновление от 03:37 →Генерал ВС США заявил о последствиях израильско-палестинского конфликта Москва. 18 мая. INTERFAX.RU — Президент США Джо...

Букмекеры назвали новых фаворитов "Евровидения" Букмекеры назвали новых фаворитов "Евровидения"
Культура8 часов назад

Букмекеры назвали новых фаворитов «Евровидения»

В Роттердаме завершились первые репетиции участников «Евровидения». Зрители наконец-то смогли разглядеть, как держатся на сцене конкурсанты, как поют, насколько зрелищны...

"Мечел" отчитался о чистой прибыли по РСБУ за первый квартал "Мечел" отчитался о чистой прибыли по РСБУ за первый квартал
Экономика9 часов назад

«Мечел» отчитался о чистой прибыли по РСБУ за первый квартал

МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Чистая прибыль «Мечела» по РСБУ в первом квартале текущего года составила 717,243 миллиона рублей против убытка в 791,778 миллиона...

Advertisement

Популярное