Свяжитесь с нами

Культура

На «Красной площади» наградили лауреатов премии «Лицей»

На "Красной площади" наградили лауреатов премии "Лицей"

Опубликовано

Церемонию награждения премией «Лицей» имени А. С. Пушкина для прозаиков и поэтов до 35 лет открыл Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству и член Наблюдательного совета премии. Слова признательности — и директору Культурного центра Республики Корея в РФ, госпоже Ви Мён Чже, и председателю жюри Леониду Юзефовичу, и гендиректору «Российской газеты» Павлу Негоице — за поддержку такого важного события.

Ви Мён Чже передала послание полномочного посла Кореи в России — выразив надежду, что "Лицей" упрочит культурные связи двух наших стран.

После чего и стали объявлять итоги. Кто в нынешнем году — лауреат?

Начали с поэтов. По традиции, финалистов представляли под сопровождение видеовизиток. Из них, к примеру, все узнали, что "в генетическом коде Константина Комарова властвует Маяковский", а прозаик Максим Васюнов "в детстве постоянно поджигал газеты и книги — видимо, избавлялся от конкурентов".

Бронзового призера среди поэтов объявила Татьяна Вольтская: им стал Сорин Брут, поделившийся своей радостью по Zoom"у: "Я не очень люблю выражать эмоции, но всегда говорю себе в такие моменты мысленно одно слово: "Работаем".

Второе место — у Михаила Бордуновского. Член жюри Кирилл Анкудинов отметил: у него красивые стихи, и хочется надеяться, что красота все же спасет мир.

"Главного" молодого поэта года по версии премии "Лицей" объявили Татьяна Вольтская и Павел Негоица, заметивший: "Уже само занятие поэзией сегодня — и подвиг, и праздник". Лауреатом назван Иван Купреянов.

"Поэзия — это ворованный воздух" — процитировал триумфатор Мандельштама и отметил, что, "воруя", нужно отдавать что-то взамен. Иван рассказал о детях, больных орфанными заболеваниями, и благотворителях, которые им помогают, — например, фонд Фонд "Круг добра". От своей премии победитель отправит им "десятину".

Настала очередь спецпризов. Награду от издательства "Стеклограф" получила Ольга Скорлупкина. Спецприз издательского дома АиФ "Слова на вес золота" вручили Константину Комарову. Издательский сервис Ridero назвал победителем среди блогеров — Ислама Ханипаева. А два специальных приза главред журнала "Юность" Сергей Шаргунов вручил Борису Пейгину (поэзия) и Илье Лебедеву (проза). Пообещал публиковать — и плюс приятный бонус: 100 000 рублей.

И перешли к прозаикам. "Тройка победителей состоит из четырех человек, как и положено", — заявил член жюри, писатель Андрей Лазарчук. Счастливиц объявили по очереди: Таша Соколова и Екатерина Макарова.

Награду за второе место получил Ислам Ханипаев и его текст "Типа я".

А главную награду в номинации "проза" вручили президент Российского книжного союза, член Наблюдательного совета премии Сергей Степашин и Леонид Юзефович. Победительница — Екатерина Кожевина с романом "Лучшие люди города" — к сожалению, не смогла приехать, но прислала свою видеоблагодарность.

Спецдипломы получили Сергей Кубрин ("за мастерское владение словом и наследование традициям русской литературы 1920-х годов") и Илья Лебедев ("за попытку средствами фантастики выразить нашу фантасмагорическую реальность").

Новый сезон премии стартует 20 января 2022 года — и у тех, кто не стал победителем в этом году, конечно, есть надежда. Все впереди. Ведущая церемонии Татьяна Соловьева напомнила: за 5 лет издано 35 книг "лицеистов". И задалась вопросом: "Как тебе такое, Илон Маск?". А Илон Маск (воображаемый) в ответ молчал — и слезы вытирал: от зависти.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

В Зальцбурге представили новое прочтение оперы «Дон Жуан»

В Зальцбурге представили новое прочтение оперы "Дон Жуан"

Опубликовано

В Зальцбурге представили новое прочтение оперы "Дон Жуан"

Рабочие в тишине выносят со сцены, изображающей церковь, скамьи, живописные полотна, скульптуры и запрестольное распятие. Когда в белом пространстве остаются опустевшие алтари и лепнина стен, по сцене пробегает коза, а следом озирающейся нимфой — обнаженная статистка. И вдруг — ба-бах! — от неожиданности вздрагивают зрители: на сцену падает автомобиль, а за ним, подпрыгивая, — оранжевые баскетбольные мячи. И лишь потом к уже растревоженной публике устремляются первые трагедийные ре-минорные аккорды увертюры к «Дон Жуану» Моцарта.

С такого резкого эффекта начинается представленная на Зальцбургском фестивале его первая оперная премьера года — загадочная, славная своей многозначностью "опера опер", как назвал ее влюбленный в композитора Эрнст Теодор Амадей Гофман. Постановщики — два провокативных, поляризующих публику мастера: итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи и, как определяет его пресса, греческо-российский дирижер Теодор Курентзис.

Спектакль был запланирован как часть юбилейных торжеств, посвященных 100-летию фестиваля. Однако из-за пандемии фестиваль-2020 прошел по резко сокращенной программе, премьеру "Дон Жуана" перенесли на 2021-й. Ожидания были высоки. За минувшие годы постановками "Идоменея" и "Милосердие Тита" Курентзис и его оркестр musicAeterna упорно завоевывали себе в Зальцбурге репутацию новых экспертов по Моцарту. А живописные мистерии Кастеллуччи — всегда событие в оперном мире.

В отличие от большинства постановщиков этой оперы, Кастеллуччи не симпатизирует герою. Первоначальное название оперы "Наказанный распутник, или Дон Жуан" обычно забывают. Кастеллуччи не забыл. Концепция режиссера осуждает распутника, разрушающего женщин, даже если он любит их всех и не может любить одну, ибо обидятся остальные. Возглашая Viva la liberta! — "Да здравствует свобода!", Дон Жуан ожесточенными ударами бейсбольной биты вдребезги разбивает на авансцене скульптуру женщины.

Спектакль поражает красотой и заключается скорее в смене картин, чем в действии как таковом, как и следует ожидать от Кастеллуччи, профессионального художника. Обилием иногда легко, иногда сложно читаемых метафор. Со 150 зальцбургскими женщинами разных комплекций и возрастов, набранными в массовку, режиссер несколько перемудрил. Их смысл как обобщение женского рода понятен, но их бесконечные хождения по сцене во втором акте утомляют. Другие образы — Церлина в позе мученика Себастьяна, абстрактные конечности, остающиеся от побитого Мазетто, похоронная карета, спускающаяся с небес в сцене соблазнения, происходящего у райского дерева с яблоком, — поражают глубиной смысла и изяществом формы. Есть и комические эффекты, вполне в духе этой оперы отдающие трагедией: при пении "Арии со списком" Лепорелло достает из боковых дверец большого принтера, как мы достаем помятые, бракованные листы бумаги, — длинные женские волосы.

43 раза за сто лет фестиваля ставился в Зальцбурге шедевр Моцарта в исполнении великих музыкантов

Много двойников. Дон Жуан и Лепорелло так похожи, что все время думаешь, кто есть кто. Почти у всех главных героев есть дублеры из миманса, в том числе обнаженные. Выразительно разработан образ Дона Оттавио. Он появляется сначала как лыжник с маленьким пуделем, потом как рыцарь с перьями и большим пуделем и, наконец, с висящими на шее безжизненными руками манекена — образ высокопарной, напыщенной бесполезности. Динамическое развитие сюжета заменено живописной сменой осмысленных картин с доминированием белого цвета.

Музыкальная сторона спектакля столь же необычна. В первом акте баланс оркестра и певцов воспринимался как неправильный. Курентзис, казалось, слишком выпячивал свой оркестр. Темпы очень медленные, паузы длинные, заниженный строй и дребезжание "аутентичных" инструментов создают особое звучание. Добавьте к этому великолепные импровизации на речитативах Марии Шабашовой (хаммерклавир) и ставшее отличием Курентзиса включение в оперу других произведений Моцарта — в данном случае это фрагмент струнного квартета "Диссонанс" К465, плюс Жига К574 и Менуэт К355, — и вы получите "другого" "Дон Жуана", которого и обещали устроители.

Ничто в этом спектакле не настроено на услаждение слуха или взора. И от оттенков белого в сцене бала так режет глаза, что первое цветное пятно потом воспринимаешь как облегчение, и от подвижно-дребезжащего тона старинных инструментов временами звенит в ушах. Ничто не услаждает. Все бередит. Похоже, этого и хотели достичь авторы спектакля.

Солистка Пермской оперы Надежда Павлова собрала на своем зальцбургском дебюте в партии Донны Анны такие восторженные аплодисменты, что вполне можно ожидать нового витка ее международной карьеры. Рядом с нею уже значительные имена в оперном мире — Давиде Лучано (Дон Жуан), Майкл Спайрес (Дон Оттавио), Мика Карес (Командор), Федерика Ломбарди (Донна Эльвира). Но здесь звезды — дирижер и режиссер. На них идет публика. Битком набитый зал — сильное впечатление для слушателя эпохи коронавируса. Все 2179 кресел заняты — вернулась колоссальная энергетика, которой так не хватало при разреженной рассадке.

Читать далее

Культура

В Гатчине показали походную мебель Павла I

В Гатчине показали походную мебель Павла I

Опубликовано

В Гатчине показали походную мебель Павла I

В музее-заповеднике «Гатчина» предложили необычный поворот для ставшей уже привычной концепции «выставки одного предмета». Здесь представляют вещи, которые интересны не только сами по себе, но определенным образом характеризуют венценосных обитателей дворца. В прошлом году показали «императорскую раскладушку» — походную кровать Николая I, которой он пользовался прямо в Большом Военном кабинете. На этот раз «герои» выставки — походные стол и кресло его отца, императора Павла I.

Доподлинно неизвестно, как использовал Павел эти предметы — возил за собой повсюду или поставил где-то в одном месте. Хотя сам факт, что у него был походный комплект мебели для письма и чтения, говорит о его характере. Вырвавшись из-под опеки бабушки Елизаветы Петровны, цесаревич — потом император — вел активный образ жизни, много ездил, знал несколько языков, интересовался военным делом. Это подтверждают и исторические материалы, поэтому выставка называется "Привычка к занятиям". Несомненно, простые предметы мебели из красного дерева ему нравились — иначе, скорее всего, они бы не сохранились.

— В 1841 году деревянный ящик был найден на складах Таврического дворца, — рассказала хранитель фонда мебели музея-заповедника "Гатчина" Светлана Астаховская. — О том, что предмет принадлежит императору Павлу I, говорит вышитый золотом вензель на спинке кресла — такой он использовал только после коронации.

В сложенном виде комплект действительно выглядит как ящик: у стола с массивной тумбой складываются ножки, а в прямоугольное отделение под столешницей рядом с ящиками убирается кресло, которое в сложенном виде тоже похоже на коробку размером примерно 50х50 см и высотой не более 20. Сидеть на нем, наверное, очень удобно: мягкая обивка из зеленого бархата, деревянные подлокотники на металлических подпорках (они вынимаются из пазов и убираются в нижние прорези подлокотников). Однако, по словам Светланы Астаховской, конструкция довольно шаткая, так что спустя 200 лет садиться на музейный экспонат точно не стоит.

После смерти Павла I его личные покои в Гатчинском дворце превратились в мемориал — вдовствующая императрица Мария Федоровна перевезла сюда из Михайловского замка вещи, напоминавшие ей о муже. Сын добавил в Овальный кабинет комплект походной мебели — стол и стул. Они стояли на своих местах до 1941 года и были эвакуированы. А сам Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от нацистов. В ходе восстановительных работ на первом этаже провели значительную перепланировку, и на историческое место комплект уже не вернулся. Увидеть его можно только на временных выставках. "Привычка к занятиям" продлится до конца сентября.

Кстати

До конца сентября в Эрмитаже можно увидеть еще один удивительный образец походной мебели российских императоров. Дорожный сундук Александра III, представленный в Синей спальне Зимнего дворца, включает несколько сотен предметов, в том числе кровать, умывальный столик и кухню с набором посуды и оборудования.

Читать далее

Культура

На экранах немецкая романтическая комедия «Я создан для тебя»

На экранах немецкая романтическая комедия "Я создан для тебя"

Опубликовано

На экранах немецкая романтическая комедия "Я создан для тебя"

Романтическая комедия, да еще и смешная, да еще умная — редчайший зверь на наших экранах. А если ее сюжет оригинален — в современном кино, умеющем печь только сиквелы-приквелы, это кажется невозможным. Думаю, немецкий ромком «Я твой мужчина» (у нас выходит под названием «Я создан для тебя») еще будет оседлан Голливудом, многократно доделан и переделан — это курица, способная нести золотые яйца.

Это режиссерская работа актрисы Марии Шрадер с Марен Эггерт в роли Альмы, университетского профессора и научной сотрудницы знаменитого берлинского музея Пергамон. Альма недавно рассталась со своим бойфрендом, живет одна в тоске и тревоге. На помощь одиноким спешит эксперимент: ей предлагают прожить три недели с гуманоидом — самообучающимся роботом Томом. Он сконструирован с учетом ее индивидуальности, для чего с ней были проведены десятки интервью — ученые исследовали ее интимные предпочтения. Созданный ими робот ничем не отличается от человека, кроме одного — он не человек. Набитый электроникой красавец должен воплотить в себе самые сладкие грезы Альмы и стать для нее идеальным партнером — сделать женщину наконец счастливой.

Том статен, корректен и имеет античный профиль. Ему в комплекте придана родственная профессия — он специалист по персидской клинописи. Программисты заложили в него даже чувство юмора — поначалу первобытное и топорное, потом оно начнет разведку боем, приспосабливаясь к чувству юмора своей подопечной, пока та не попросит шутника заткнуться. У него пугающе безоблачный взор и застывшая на устах полуулыбка учтивого идиота. Тома блистательно играет британский актер Дэн Стивенс — знакомый нам Принц, он же Чудище, из диснеевского фильма "Красавица и Чудовище", и картина, как ясно из фабулы, должна подтолкнуть нас к размышлениям о том, что делает человека — человеком.

Все в этом залихватском сюжете обдумано до мелочей. Вот даже эталонный британец приглашен в немецкий фильм сообразно конкретным обстоятельствам: Альме нравятся иностранные мужчины, и английский акцент ее возбуждает.

Цель эксперимента, в котором согласилась участвовать героиня, вполне утилитарна: если трехнедельный опыт будет успешен, таких роботов обоего пола можно будет пустить на конвейер, и человечество наконец обретет свое заслуженное счастье. Сюжетный ход фантастичен, вытекающие из него ситуации парадоксальны и позволяют не только хорошо посмеяться, но и всерьез подумать о том, чего же, в сущности, мы хотим от собственной жизни — а проще говоря, какого журавля в небе нам надо.

Сценарий написан остроумно, авторы умело идут по лезвию бритвы, счастливо уходя от почти неизбежных здесь сальных пошлостей. Первые появления этого танцующего румбу манекена забавны и актерски азартны; его первые серьезные реплики о том, как важно партнерам калибровать друг под друга свои алгоритмы, вдруг вывернут наизнанку все наши житейские невзгоды и, как любое "остранение", заставят покопаться в самих себе. Его техническое совершенство то и дело выдает в нем искусственное создание, потому что живой мыслящий человек несовершенен всегда. Движущая сила сюжета — исследовательская мысль авторов: их в первую очередь интересует психологическая совместимость гуманоида с человеком. Интересны моменты, когда собеседники Тома, только что оживленно с ним болтавшие, вдруг как бы перестают его замечать и отпускают в его адрес не вполне политкорректные реплики — чего, действительно, церемониться, если рядом на диване просто говорящая игрушка!

Между тем и сам Том, попадая в сложные, не предусмотренные программой ситуации, быстро учится чувствовать тонкости человеческих психологий и отношений между людьми — учится думать, делать выводы, корректировать свое поведение. Он учится быть человеком, а мы у экранов вдруг понимаем, что с какого-то момента готовы ему сочувствовать — как созданию живому, способному почувствовать себя чужим в людском мире и от этого страдать. Так что не все так безнадежно: идея о роботах, которые в ближайшем будущем смогут скрашивать жизнь одиноких, покажется не столь безумной. А сам фильм можно воспринимать как метафору всего нынешнего времени, когда виртуальное все успешнее подменяет нам физическую реальность, предлагая вариант иллюзорный, но идеальный.

За роль Альмы актриса Марен Эггерт на Берлинском кинофестивале 2021 года получила Серебряного медведя.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество6 часов назад

Суд в Москве не стал пересматривать решение об ошибочной блокировке блога издателя Харитонова, хотя ЕСПЧ признал ее незаконной

Таганский суд Москвы несмотря на постановление ЕСПЧ отказался отменить решение о признании законной блокировки блога издателя Владимира Харитонова в 2012...

Общество6 часов назад

Адвокатская палата не стала лишить статуса депутата Мосгордумы из‑за поддержки Навального

Адвокатская палата Москвы отказалась лишить адвокатского статуса депутаты городской думы от КПРФ Евгения Ступина. Об этом рассказал сам Ступин на...

Общество6 часов назад

Роскомнадзор заблокировал сайты «Открытых медиа» и «МБХ Медиа»

Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытых медиа», сообщает издание. Ведомство также заблокировало сайты «МБХ Медиа» и «Правозащиты Открытки», обратил внимание телеканал «Дождь»....

Представитель ФРС Кларида допускает повышение процентных ставок уже к началу 2023 года Представитель ФРС Кларида допускает повышение процентных ставок уже к началу 2023 года
Экономика8 часов назад

Представитель ФРС Кларида допускает повышение процентных ставок уже к началу 2023 года

МОСКВА, 4 авг — ПРАЙМ / Dow Jones. Значительное налогово-бюджетное стимулирование в этом году способствовало ускорению восстановления американской экономики, что позволяет Федеральной...

Лионель Месси оказался самым популярным спортсменом мира Лионель Месси оказался самым популярным спортсменом мира
Спорт8 часов назад

Лионель Месси оказался самым популярным спортсменом мира

Кто бы сомневался: аргентинский футболист Месси — самый популярный. За ним баскетболист Джеймс Леброн из НБА и еще два славных...

Пустовойтовой доверили судить женский финал Олимпиады Пустовойтовой доверили судить женский финал Олимпиады
Спорт8 часов назад

Пустовойтовой доверили судить женский финал Олимпиады

Напомним, Пустовойтова вошла в пул арбитров для работы на футбольном олимпийском турнире в Токио. Свой первый матч она судила на...

Скейтбординг дебютировал на Олимпиаде и сразу обновил возрастные рекорды Скейтбординг дебютировал на Олимпиаде и сразу обновил возрастные рекорды
Спорт8 часов назад

Скейтбординг дебютировал на Олимпиаде и сразу обновил возрастные рекорды

Скейтборд дебютировал на Олимпийских играх еще неделю назад в дисциплине "стрит". Это когда скейтеры выполняют трюки на всяких перилах, бордюрах...

Российские гандболистки уверенно обыграли Черногорию и вышли в полуфинал Российские гандболистки уверенно обыграли Черногорию и вышли в полуфинал
Спорт9 часов назад

Российские гандболистки уверенно обыграли Черногорию и вышли в полуфинал

После первых двух матчей в японской столице возникли опасения, что россиянки могут не выйти в плей-офф. Нервная ничья с бразильянками,...

Россиянин Заур Угуев вышел в финал олимпийского турнира Россиянин Заур Угуев вышел в финал олимпийского турнира
Спорт9 часов назад

Россиянин Заур Угуев вышел в финал олимпийского турнира

Не будет преувеличением сказать, что у Угуева отличные шансы завоевать "золото" в дебютной для себя Олимпиаде. Его главным соперником считался...

Американская Mosaic подала иски с целью пересмотра пошлин на импорт в США фосфатов из РФ и Марокко Американская Mosaic подала иски с целью пересмотра пошлин на импорт в США фосфатов из РФ и Марокко
Экономика9 часов назад

Американская Mosaic подала иски с целью пересмотра пошлин на импорт в США фосфатов из РФ и Марокко

МОСКВА, 4 авг — ПРАЙМ. Американская компания Mosaic, которая является основным производителем фосфорных удобрений в США, сочла недостаточными пошлины на фосфаты из России и Марокко...

Advertisement
Advertisement

Популярное