Connect with us

Культура

«Музыкальный, яркий, оптимистичный». Друзья и коллеги вспоминают Армена Джигарханяна

Published

on

Народный артист СССР скончался на 86 году жизни, в одной из московских больниц. Как рассказали друзья Джигарханяна, в последнее время он серьезно болел. У Армена Борисовича обострились хронические заболевания, а причиной смерти стало то, что отказали почки. «…Там были необратимые процессы, которые невозможно было остановить. В 06:00 остановилось сердце», — рассказал телеканалу «РЕН ТВ» бизнесмен и близкий друг актера Артур Согомонян.

Коллеги и друзья вспоминают теперь о том, каким был Армен Джигарханян и почему мы все его так любили.

Елена Драпеко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре:

«Джигарханян для нашего театра и кинематографа — целая эпоха. Это была такая замечательная личность, которая давала социальную окраску всему, что он играл. Музыкальный, яркий, оптимистичный, — я думаю, что таким он запомнится всем нам на долгие годы. Я никогда не забуду его роли и комедийные… особенно почему-то запомнилась мне в фильме «Собака на сене» его роль слуги, замечательная совершенно…»

Александр Калягин, актер, режиссер, председатель Союза театральных деятелей России:

«Все восхищаются им как человеком, мудрецом, человеком много знавшим, опытным мудрым. И как актером. Тяжелейшая утрата для всех нас. Он один из символов и армянского, и русского искусства… Он был мудрец театра. Он владел искусством актера по высшему классу. Это был Человек-оркестр. Он располагал такой мудростью, такой печалью, таким юмором, таким теплым отношением к человеку, к его сильным и слабым сторонам…»

Сергей Жигунов, актер и продюсер:

«Он был очень добрым, очень мудрым. Я получил искреннее удовольствие от общения с ним. Мы вместе много работали. Он был человеком с удивительным чувством юмора и самоиронией: если к нему обращались, «Армен Борисыч», он всегда говорил: «Армян Борисыч» и смеялся. Он подшучивал над собственной популярностью… Я иногда, набравшись наглости, называл его Дедом… Но ему не хватало внимания представителей младшего поколения. Оно ему было необходимо, особенно из-за семейной трагедии…»

Игорь Костолевский, актер:

«Армен Борисович был выдающимся артистом. Оказал влияние на многие поколения. Я знаю артистов, которые до сих пор говорят с его интонацией. Для меня была большая честь выходить с ним на сцену, и я многому у него научился, надеюсь… У него была очень не простая жизнь, особенно в конце, но это все пена, это все ерунда по сравнению с тем, что он делал в кино, на экране..»

Текст: Наталья Лебедева В субботу пришла печальная весть — не стало Армена Джигарханяна, талантливейшего и харизматичного актера, сыгравшего за свою долгую жизнь сотни разноплановых кинорелей. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый снимаемый артист в России. О его киногероях можно говорить долго, наверное, можно создать целую энциклопедию. И мы запомним его именно таким — ярким, обаятельным, неподражаемым, опасным, коварным, зловещим, забавным, трогательным…

Преданный Артем Манвелян

В то утро 1965 года он проснулся — на экраны вышел фильм Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!», в котором Армен Джигарханян сыграл роль молодого ученого-физика Артема Манвеляна, который потеряв на войну свою возлюбленную, продолжает делать свою важную для страны работу. В фильме пронзительно звучат ноты памяти, любви, предательства… Роль друга и соратника главного героя сыграл Ролан Быков, а для Маргариты Тереховой ее Таня стала дебютом в кино. В 1966 году картину показали в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.

Опасный штабс-капитан Дмитрий Овечкин

Культовые советские приключенческие фильмы «Новые приключения неуловимых» и «Корона российской империи» невозможно представить без главного врага «неуловимых» штабс-капитана Дмитрия Овечкина, которого невероятно убедительно сыграл Джигарханян. Этот белый офицер был чуть ли не самым опасным противником отважных красных дьяволят. Создавая образ, актер постарался сделать его по-настоящему зловещим. Помните, его нервный тик? Как потом рассказывал Джигарханян, это получилось случайно, но идея оказалась настолько удачной, что тик оставили, и герой получился еще более выпуклым и реальным.

Жестокий главарь банды «Черная кошка», горбун Карп

Главарь банды «Черная кошка», горбун Карп стал достойным соперником Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого. Образ, созданный Джигарханяном, до сих заставляет зрителей цепенеть от ужаса. И дело даже не в гриме, и не в жестоких преступлениях, а в пристальном и немигающем взгляде актера. Он умел так посмотреть в камеру, что ты тут же веришь в то, что этот человек способен на все, без колебаний. Тогда же проявилась еще одна характерная черта актера Джигарханяна — негромкая и вкрадчивая речь. Вспомните капитана Сильвера из мультфильма «Остров сокровищ», чувствуете, как побежали мурашки по спине.

Недоверчивый судья Кригс

«Зачем вы снялись в этой пошлости?», — недоумевали киночиновники и критики после выхода на экран комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». А Джигарханян, судя по всему, просто наслаждался ролью судьи Кригса. Сейчас уже невозможно представить, что Армен Борисович мог сыграть роль полковника Чеснея, влюбленного в тетушку Чарли. К счастью, режиссер Владимир Титов вовремя примерил на актера знаменитый полосатый костюм. Недоверчивый, алчный, нарочито обходительный судья, одетый в короткие брюки, не может не вызвать улыбку.

«Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое… Люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно», — вспоминал потом актер о работе над этой картиной.

Сильный Дед Сергея

В фильме Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» Армену Джигарханяну досталась небольшая роль — деда главного героя Сергея, — но врезающаяся в память неподдельной болью, которую запечатлела в глазах актера беспристрастная камера. В фильме герой узнает о смерти дочери, и остается единственным родным человеком для Сергея и его брата.

Шахназаров потом вспоминал, что Армен Борисович согласился сыграть эту сцену только с двух дублей, и не одного дубля больше. Дело в том, что в жизни актер сам пережил такую трагедию. Потеряв единственную дочь, он так и не смог оправиться от удара. «Он вдруг поворачивается в камеру, и у него такая боль в глазах, невероятно», — рассказывал режиссер.

Текст: Александр Ярошенко Ушел Армен Джигарханян. Этот разговор у нас состоялся несколько лет назад. Мудрец поразил глубиной и точностью понимания жизни и смерти. Сегодня его слова читаются как завещание.

«Лучшее в жизни — это беседы»

Знаешь, мне за 80 лет, мне дали все звания и множество орденов, я уже и в самолете сижу отдельно — дожил до бизнес-класса, но все равно у меня остается миллион вопросов к жизни, на которые нет ответа. В «Гамлете» есть вопрос, который гениальный драматург Шекспир задал четыреста лет тому назад, и на который до сих пор нет ответа. Быть или не быть?..

Иметь или быть? Я бы так задал вопрос. Машину покупаем или едем в троллейбусе? Каждый день, сколько бы нам ни было лет, и кем бы мы ни были. Все мы день начинаем с этого вопроса. Быть или не быть? Или проще говоря, как жить?

Этот вопрос будет вечный — до той поры, пока человек будет иметь способность думать.

Театр, конечно, будет пытаться дать какие-то ответы людям. Пытаться, но не более.

Я в своей жизни видел Ниагарский водопад, это чудо, это поразительное чудо. Он начинается с безобидной водички, которая потом превращается в лавину и летит вниз. Когда я об этом вспоминаю, мурашки идут по коже.

Вообще, самое лучшее, что познали люди — это беседы. Именно в беседах чаще всего рождаются максимально верные ответы на многие вопросы. Если ты не видел Ниагарский водопад, то ты придумай его. Главное — этого хотеть. Придумай мечту, чтобы даже небольшая водичка заменяла тебе Ниагарский водопад.

Понимаешь, во всех наших жизненных проявлениях первопричинны комплексы. Я много лет страдал от того, что я маленького роста и у меня короткая шея… Я не кокетничаю — да, считал, что очень важно, какая у тебя шея. И от этих комплексов страдал, сейчас понимаю, что глупость полная, но страдал ведь.

Жизнь такова, что не всегда есть свет в конце тоннеля, бывает, что там не свет, а лампочка. Обман. Но мы хотим этого света и идем на этот обман. Еще одна большая и общая беда — что мы ждем, что кто-то сделает за нас. Никто ничего не сделает. Это я уже точно знаю.

«Россию до конца так и не понял…»

Нас много лет кормили вырванной из контекста фразой Ленина, утверждающей, что каждая кухарка может управлять государством. Хотя мы с вами давно знаем, что управлять страной очень сложно. Мы живем в сложной стране, со сложными проблемами. Я армянин по национальности, почти полвека живу в Москве. Это ведь не так просто. Сколько народа живет в России, народа разного. Который по-разному крестится или вообще не крестится. Я Россию очень люблю, с моей фамилией, которую далеко не каждый выговорит, я полностью состоялся в этой стране. Как мне ее не любить и не быть ей благодарным? Я нашел в России свой Ниагарский водопад.

Моя Россия? Великая и бесконечно сильная страна. Но ее я до конца так и не понял. У меня ощущение, что Россия во многом крепостная страна, по интеллекту, по желанию. Здесь чаще проще не вести за собой, а пойти следом.

Красный свет горит, а рядом никого нет, мы легко перейдем на этот красный свет. Ну, никто же не видит! Это крепостная часть русского характера.

Россия — страна отношений, диалог здесь вести труднее, чем монолог.

Меня ни разу не обидели в России, было много грубых, и даже мерзких вещей, но по сути меня никогда здесь не обижали. Прожить жизнь с такой фамилией и ни разу не быть обиженным! Как мне после этого не любить Россию?

Почему на ТВ сегодня много пошлятины? Потому что фразу Ленина о кухарке поняли буквально. Очень много непрофессионализма.

Я не люблю страдания, чтобы не страдать, придумываю Ниагарский водопад. Часто говорят, что я живу на две страны — имеют в виду Россию и Америку, это все вранье. Живу я только в России и зарплату получаю тоже только в России.

Но я люблю Америку, это очень сильная и интересная страна. Со своим представлением о жизни, поэтому у нас что-то часто не сходится, но это не значит, что они наши враги. Может и хорошо, что наши вожди не целуются при встречах, мы видели, как раньше наши вожди целовались взасос. И что из этого вышло?

«Люблю только себя…»

Любить другого — очень большой труд, вот я, например, люблю только себя.

Мой Владимир Высоцкий? Высоцкий — явление. Это я говорю абсолютно убежденно, такое же явление и Алла Пугачева, это воплощение нации. Скажу как думаю, он очень талантливая личность, я с ним снимался, наблюдал за ним. Его стихи надо изучать.

Но! Когда я слышу о дебоширах в самолетах, то думаю: нет ли там работы Высоцкого?..

Учителя? Были, и им я благодарен, но что имена называть? Главное их помнить. У меня был великий кот — Фил. Он прожил почти 25 лет, я у него многому учился. Без иронии.

Мой кот сидел так, как ему было хорошо, а мы сидим в среднеарифметическом кресле, которое нам придумали. У нас с ним не было диалогов, но было много моих монологов. Я ему жаловался на жизнь. Он все понимал.

Артист все время учится у жизни. Только у нее! Максимально достоверно я смог сыграть короля Лира, лишь после того, как я потерял свою единственную дочку. Только после этого я смог показать его душу.

Смерть моей дочери? Не знаю. Даже рассуждать на эту тему не имею права. Я много себе задаю вопросов, за что, почему? Почему мне? Но нет на них ответов.

Андрей Гончаров? Я двадцать четыре года проработал с ним. Он не был жестокий, это все неправда. Взаимоотношения актера и режиссера — это в чистом виде любовная история. Кто-то терпит, кто-то любит, кто-то примиряется, кто-то уходит и приходит снова. Это очень сложное дело. Очень!

«Моя любовь — не ваше дело»…

У нас все начинается из детства, все родимые пятна судьбы прорисовываются в детстве.

Мой отец ушел из семьи, когда я был маленький, его уход — ожог на всю жизнь. Мама у меня была потрясающая. Было только два человека: она и я. Это был только наш мир.

Мама работала в Совете министров Армении, из плюсов ее работы запомнил только то, что мы в театр ходили чаще других. У нее была такая возможность. А в остальном все было как у всех. Бесконечно благодарен маме за то, что она сделала мне прививку от лжи.

Думаю, что я вру реже среднестатистического человека. Хотя могу и ошибиться, мы ведь часто о себе думаем лучше, чем мы есть на самом деле.

Подарок к юбилею? Нет, не хочу. У меня все есть, самым дорогим подарком было бы, если б я смог понять: иметь или быть?

Очень люблю путешествия — ходить, трогать, узнавать.

Кстати, недавно пришел к выводу, что «Сказка о рыбаке и рыбке» — абсолютно гениальная вещь, которая касается всех. Я бы рекомендовал всем людям мира читать этот шедевр.

Любовь? А что я об этом могу сказать? Это мой большой секрет, это моя тайна. Самец и самка — там все необъяснимо. Я восемьдесят лет прожил на свете, и так ничего не понял. Говорю вам не стесняясь: моя любовь — не ваше дело.

Жизнь, в сути своей, очень неудобная штука. Так человек создан, очень много придуманного, мы выработали общие законы, основа которых — усредненная физиология.

Человек часто выдумывает очень странные вещи. Мне до сей поры более интересно на спектаклях, чем в жизни. Там более выразительное общение, в жизни же очень много зажатых людей.

Понимаешь, у меня мало что осталось в памяти из детства, хотя старики его помнят очень хорошо. Хорошо помню, как забирался на тутовое дерево, чтобы покушать его плоды, иногда на дереве и засыпал. Один раз даже упал.

Счастье детства — это моя мама. Она была для меня самая светлая личность, хотя знаю много примеров, когда у людей есть враждебность в отношениях с матерью.

Было и у меня с матерью много неудобных вещей, например, когда в моей жизни появился отчим.

Ну назовем это ревностью. Хотя все сложнее и глубже.

Понимаешь, как сложна цепочка: мужчина, женщина, самец, самка. Мы животные во многом. Все остальное — в результате этого.

Что ушло вместе с мамой? Не скажу. Многое ушло, но с другой стороны, живу же. Обошелся. Приспособился. Но нет уже этого мгновения, когда я мог ей голову на колени положить. Ей, единственной на свете. Понимаешь, это так важно.

Самое большое завоевание моей жизни — это таблица умножения. Сотни моих ролей? Это все — моя таблица умножения. Я абсолютно авторитетно говорю, я до сих пор думаю: а может, дважды два не четыре, а пять? Чем больше живу, тем больше непонятного, в молодости не задумывался. Четыре и четыре. Сейчас начинаю думать…

Как-то сказал я себе, если бы прожил еще одну жизнь, то никогда не повторил бы этих ошибок. Но тут же подумал: не совершил бы этих, совершил бы другие. Без ошибок все равно бы не прожил.

«Ссорят народы недобрые люди»

Зависть коллег? Чувствую ее всю жизнь.. Шекспир еще говорил: самое страшное — зависть. И самая большая сила — тоже зависть!

Любовь — это тоже зависть. Я это имею, я это хочу… В ядре этого чувства эгоизм, он родной брат зависти.

Вообще, актерская профессия — умение навязать окружающим какую-то свою веру.

Я вам предлагаю другую веру, я так думаю про жизнь, и я показываю вам как я думаю, а вы принимайте это.

Артистизм — это генетика. Научить можно, но великим не станешь. Хороший актер — это притворщик. Но притвориться мне надо так, чтобы вы поверили. Основа взаимоотношений актера и зрителя — это обман. Я вам буду говорить, что больше икру не кушайте, и вы мне поверите.Вся основа актерства в этом.

Сегодняшняя Украина? У меня нет ощущения, что русский и украинский народ — это разные нации. Ссорят людей и народы недобрые люди.

Я армянин, и у меня есть совершенно дивные, дружеские отношения с азербайджанцами, моя многолетняя подруга — ведущая на канале «Культура» Нара Ширалиева, азербайджанка.

Я ее очень люблю и знаю много лет. У меня отличные отношения с ее семьей.

Я помню времена, когда в Ереване азербайджанские артисты собирали полные стадионы. Куда все это делось? Это все прекратили очень недобрые люди.

Согласен, что между мусульманами и христианами много разного. Ментального разного, бытового, но ладить надо. Я каждый день проезжаю мимо мечети, вижу там много верующих. Я их уважаю. Это люди такие же, как и я, наверняка среди них есть и лучше, чем я.

Мои враги? Нет таких. Есть просто люди, которые ушли из моей жизни по единственной причине: они меня предали. Театр очень непростой организм, и актеры очень сложные создания. Все понимаю, не понимаю только одного — предательства за спиной. Скажи в глаза, объясни, и я постараюсь тебя понять. И скорее всего пойму, но когда за спиной… Не могу!

Есть ли у меня зависть? Конечно есть, я нормальный человек. И как большинство людей, я нахожу себе оправдание. Бывает, завидую артистам, думаю, вот я так не смог. Но самое главное, чтобы после первого приступа зависти я как Сальери, не захотел его отравить.

Хотя порой отравить хочется, но разум побеждает. Зависть — это достаточно длинный процесс. Как говорил мой любимый режиссер Андрей Александрович Гончаров, «А что мы будем с этого иметь»? Ну, отравил. А дальше что?..

Жизнь — это не детский садик, это очень длинный процесс. Каждый день, одеваясь в гримерной, я хочу быть лучшим актером на сцене. У меня нет и мысли, что он лучший. Я лучший! Природа актерская. Зависть! Надо это осознать, а не играть в то, что тебя этого не касается.

Главное — не сожрать ближнего, а суметь уйти. Моя самая любимая передача — «Энимал планет», о жизни животных, там все честно, бесконечно честно, оттого и гениально. Порой так жалко козульку, но закон природы жесток.

«Хочу не бояться смерти…»

Думаю ли я о смерти? Не могу сказать, что часто, но думаю. Буду предельно честен, я бы хотел ее не бояться, но боюсь. С жизнью расставаться не хочется, я живу хорошей жизнью, использую все, что мне дала природа.

Работаю, снова завариваю новые спектакли, вижу их во сне и чувствую их запах. И мне очень не хочется все это терять.

Думаю, что люди окончательно не уходят. В бога-старичка на облачке не верю. У меня до сих пор один вопрос. А где моя мама? Прах ее истлел, а дух же есть! Согласен, вы мне докажете всю химию и физику, но я все-таки думаю, а где моя мама? Потерял дочку, прошло 20 лет, но до сих пор думаю: где она. А может, она чем-то другим вернется..

Убежден, что большинство людей так хотят думать. Нам так легче.

Зачем приходим в этот мир? Приходим просто жить. Жить и все! У меня есть ощущение, что в каждой жизни есть смысл. Большой смысл, а не просто от стола до унитаза. Вчера сидел с армянами в одном из Благовещенских ресторанов. Почему они здесь оказались? Мне это все было интересно узнать. Да, я циничный и хитрый,но все равно я хочу все понять и потрогать.

Убежден, что искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Зачем лечу в Благовещенск через все часовые пояса и многочасовые задержки самолета?

А что делать? Бродить с кошелкой и парить ноги в тазике? Это плохо, и не для меня.

Я хочу еще сыграть Людовика ХVI, хочу еще одеться в его костюм. Истинное наслаждение начинается тогда, когда мой организм начинает двигаться в сторону Людовика, это же так сладко. Здесь и есть зерно моего счастья.

Тот, кто это придумал актерское дело — гений. Повторюсь, я циничный человек, глаза в небо не закатываю. Но когда я играю Сенеку, то ты себе и представить не можешь, какое я испытываю счастье, когда мой организм начинает двигаться в сторону Сенеки.

Что такое цинизм? Цинизм — это когда всему знаешь цену.

У меня есть хорошие друзья, замечательные люди, живут по всем заповедям и законам христианства. Несколько лет назад у них умерла бабушка, они сказали пятилетнему внуку, что бабушка улетела на небо. Я был на похоронах и видел полные ужаса глаза ребенка, который видел, как комья земли бились о крышку бабушкиного гроба.

В глазах малыша читалось, как вы могли меня обмануть? Какие боги и какое небо?! Мы не имеем права врать детям, жизнь ведь приведет этого мальчика к истине. Но через какие испытания! Выдержит ли он их? Большой вопрос.

Я тоже вру, и не во спасение. Врать во спасение это все красивая придумка. Природу вранья я так до конца и не понял. Что-то в ней есть от биологии.

Юбилей? Я не знаю для чего это, Думаю, куда бы лучше сбежать и как лучше бы спрятаться. Не понимаю это юбилейное пижонство. Ну пришлет мне власть телеграммы. А что от них изменится в моей жизни? Ровным счетом ничего.

Лучше сделать спектакль и позвать на него зрителей, сказать им, вот это я смог сделать в восемьдесят лет. Попрошу операторов снять спектакль, чтобы посмотреть на себя со стороны, вдруг мне стесняются сказать: «Дед, иди спать уже…»

Если что замечу, то тут же сам себе скажу «Дед, иди спать»… Хотя было такое, говорил себе это раньше…

Чего хочу от жизни?

Грубо и примитивно скажу: хочу любить! Выйти на сцену и любить. Хотя этот процесс страшнее, чем половой акт. Говоришь, что половой акт прекрасен? Не всегда, особенно когда тебе 80 лет.

Вообще моя жизнь по большому счету- это не ваше дело. Вот сегодня я максимально обнажился и почти не врал…

Из биографии.

Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване. Театром увлекся еще в школьные годы, в кино дебютировал в 1960 году.

Сыграл в кино более 250 ролей, стал одним из самых снимаемых российских актеров. За это занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Основатель и художественный руководитель московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

Народный артист СССР. Умер 14 ноября 2020 года.

Культура

Свеча горела на столе, свеча горела…

Published

on

Текст: Жанна Васильева Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, умерла на 99-м году жизни. Сказать, что с ней ушла эпоха, пожалуй, ничего не сказать. С ней ушел целый век, вобравший сразу несколько эпох.

Самая близкая нам эпоха — это полвека ее работы на посту директора одного из лучших музеев не только России, но и мира. Во многом тем ГМИИ им. А.С.Пушкина, который мы знаем, музей стал благодаря Ирине Александровне, назначенной директором музея в 1962 году. Это она привезла «Джоконду» в Москву. Первая выставка Александра Тышлера (1966) в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась благодаря Ирине Александровне. Первую выставку Пикассо в Москве сделала тоже она. И на выставку «Москва — Париж» (1981) очереди тоже стояли в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Собственно, она делала невозможное — пробивала «железный занавес», строила мосты культуры в разгар «холодной войны», когда «ястребы» по обе стороны занавеса делали ставку на гонку вооружений и ракеты с ядерными боеголовками.

Елена Якович, снявшая документальный фильм о жизни Ирины Александровны, рассказывала «РГ» в 2017 году, о том, как спросила Антонову, как вообще ей могло прийти в голову «попросить привезти» Джоконду. Антонова ответила: «Ну, я ее долго отслеживала. В какой-то момент узнала, что она на выставке в Японии. Пришла к Фурцевой и предложила: «А как хорошо бы «Джоконду» в Москве показать. Она же все равно будет лететь из Японии в Париж над Россией. Вот бы уговорить французов посадить самолет в Москве!».

Конечно, у Антоновой были свои отношения с Екатериной Фурцевой, основанные на доверии. Но едва ли не важнее то, что отношения, построенные на доверии и любви к искусству, она выстраивала не только со своим министерским начальством, но и с руководителями крупнейших музеев мира.

Как говорил художник Борис Мессерер «РГ», «Я всегда восхищался умением Антоновой вести переговоры. Говорит она, как правило, на языке той страны, с музеями которой договаривается. У нее свободный немецкий, французский, итальянский… Она впечатляет не только достоинством, но предельным вниманием к отбору вещей, их представлению. Она всегда точно знает, чего хочет. Она ясно мыслит и ясно излагает. Это такая императрица от искусства… Ее роль в организации выставок огромна. Какие бы ни были правительственные договоренности, работы дают в конкретный музей. А когда речь идет о мировых шедеврах, значима не только сумма страховки, но и человеческое доверие».

«Декабрьские вечера», которые в этом году должны были бы открыться сегодня в 40-й раз (если бы не пандемия), были ее детищем. Ее и, разумеется, Святослава Рихтера. Сама она об этом говорила так: «Эти вечера стали возможны в музее благодаря такой совершенно исключительной и звездной дружбе, которая была между этим великим музыкантом нашего времени и музеем. Святослав Теофилович пригласил меня во Францию на музыкальный фестиваль в Туре в июне 1981 года. Меня поразил весь этот замысел. И я задала ему вопрос: «Почему он не сделает в России нечто подобное?». Он тогда как-то недоуменно, подняв брови, сказал: «А где же?». А я ему сказала: «Как где? В Музее изобразительных искусств имени Пушкина». Эта идея ему понравилась, и в этом же году мы наметили первую программу и сделали ее у нас в музее. Но с самого начала мы решили, что это будут не просто концерты в музее, что делают сотни музеев мира, это будет некий сплав пластического искусства и музыки, то есть попытка превратить нашего зрителя в слушателя, тем самым расширить сферу его эстетического восприятия».

Широта ее собственного эстетического восприятия определялась другой эпохой — довоенной и временем 1920-1930-х годов, на которые пришлись ее детство и ранняя юность. Наверное, Антонова была последним «ифлийцем» — в знаменитый Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ) она поступила накануне войны, позже ИФЛИ был присоединен к МГУ, и Ирина Антонова заканчивала уже отделение истории искусств. И, наверное, она была последним человеком, для которого Музей нового западного искусства на Пречистенке, где были объединены коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, был живым воспоминанием. Настолько живым, что в 1974 года она готова была конфликтовать с руководством ради того, чтобы показать в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина находившиеся в запасниках части коллекций западной живописи, пришедшие в ГМИИ им. А.С.Пушкина после расформирования в 1948 году Музея нового западного искусства. Она готова была написать заявление об уходе, если бы ей отказали в возможности показывать в ГМИИ им. А.С.Пушкина первоклассные вещи Матисса, Ренуара, Гогена. Настолько живым, что идея возрождения Музея нового западного искусства была дорога ей и в 2013 году, и она говорила о ней повсюду.

Но если идея возрождения ГМНЗ ушла вместе с Ириной Александровной, то идея ГМИИ им. А.С.Пушкина как «музейного городка», которую она продвигала на всех уровнях, определила во многом нынешний этап жизни Пушкинского. В этом смысле Ирина Александровна была человеком не прошлого, а настоящего.

Говоря о ней сегодня, не хочется говорить о ней как о «музейном менеджере» — даже высочайшего класса. Разумеется, она была эффективным, как сейчас сказали бы, руководителем. И весьма жестким. Хореограф, режиссер, танцовщик Владимир Васильев говорил в интервью «РГ» о ней как о «железной леди музея», и «очень жестком человеке, несмотря на все свое женское обаяние и изящную миниатюрность»: «В этой женщине удивительно много от сильного волевого мужчины. У нее есть качество, которое очень показательно для профессионалов. Она не терпит равнодушия, безразличия к делу, халатности. И вот это она очень жестко пресекает. Без малейшей грубости, но предельно жестко. Иногда потом сама мучается, что так поговорила». Но все же, все же… Не хочется говорить о ней как менеджере. Она была птицей другого полета. Той, для которой искусство никогда не было средством, но было высшей ценностью само по себе.

Текст: Александр Ярошенко Она прослужила искусству больше восьмидесяти лет.

Целую эпоху — даже в измерении мирового искусства. И за эти годы Ирина Антонова составила о самых важных жизненных ценностях свое независимое от общепринятых стандартов мнение. О гениальности, которая рождается на земле. О смирении, которому не стоит подражать. О роскоши, которая вовсе не нужна, если не имеет границ. И о том, почему до 90 лет она вообще не думала о смерти.

Сегодня ее слова звучат как завещание. Вот несколько фрагментов из беседы с ней.

О законе одаренности

«Политизировано ли искусство? Это очень размытое и конъюнктурное мнение. Искусство Микеланджело, которое работало на Папу Римского, оно было политизировано или нет? Когда он р асписывал потолок Сикстинской капеллы, он отражал мнение Папы? Ну нет, конечно!

Закон одаренности пока не открыт. Но я не думаю, что это капает с неба. С неба много что капает. Одаренность — это сочетание чего-то непостижимого в человеке».

О вере

«Сколько на свете горя, зла и несправедливости… Кому это надо? Если это разрешает делать Бог, который олицетворяет справедливость и правду, то зачем ему так корежить мир? Для чего? И вообще зачем человек рождается с этим набором дурных способностей? Совершать гадкие поступки и творить отвратительные дела. Зачем и кем придумана такая система? Нас уверяют, что Бог всемогущ, если это так, тогда он же может по-другому мир сложить? Я не понимаю зависимости жизни от кого-то всемогущего.

Я не воинственный атеист, я размышляющий, думающий человек. Это разные вещи. Скажем так, за свои девяносто с лишним лет я не нашла подтверждения тому, что Бог существует. Как бы было хорошо, чтобы в жизни было к кому обратиться. Но пока не к кому».

О комнатах несчастья

«Понимаете, мы умрем, наша плоть истлеет и все. В этом нет у меня никаких сомнений. В бессмертие души я не верю. Но есть одно существенное «но». Надо что-то оставить после себя. Это очень важно. Надо сделать какой-то вклад.

Если ты озабочен только сегодняшним днем и тебе надо жилье в пятьдесят комнат, то это один вопрос. Ну зачем человеку дом в пятьдесят комнат? Я так и не смогла это понять.

Когда у человека пятьдесят комнат, это говорит о неправильном понимании того, для чего он родился. Он и родился для этих пятидесяти комнат, чтобы их обставлять, убирать и украшать. Это же страшно непродуктивная жизнь».

О непродуктивности смирения

«Мне близки принципы порядочности, добра, желания сделать добро другим, не делать зла. Смирение мне не нравится, понимаете, оно не дает возможности развиваться. Нельзя превращаться в полное послушание. Человек должен быть внутренне активен, смирение как модель поведения не достойна подражания. Человек должен развивать свое тело, душу, знания, талант. А смиренному это невозможно».

Об уроке справедливости

«Запомнила урок справедливости, который я получила от своего сына. Когда он учился в первом классе, мне позвонила его учительница и сказала: «Ваш сын ведет себя неправильно». Оказалось, что учительница поставила в угол девочку за какой-то проступок. Боря вышел из-за парты и встал рядом с ней. Она ему сказала: «Борис, я же тебя не ставила в угол», он ответил одним словом «несправедливо» и продолжал стоять.

Вот это очень говорящий маркер, как человек понимает справедливость и как он борется с несправедливостью».

О своей природе

«Моя природа, вероятнее всего, это генетика. Моя мама прожила сто лет и пять месяцев и умерла на ходу. Она до последнего дня читала газеты пачками, я вечером приходила домой, она мне говорила: «Ты это обязательно прочитай, а на это не трать время». Она работала наборщицей в типографии.

Помню, как по площади шли, чеканя шаг, строгие ряды красноармейцев. Я на них смотрела в окно. Еще помню детский сон: ряды этих красноармейцев, за ними идет мама. Потом ряды уходят, и мама исчезает. Было ощущение ужаса и сильной тревоги от того, что мама уходит. Ощущение глубокого одиночества было присуще мне с ранних лет».

О двух самых важных делах

«У меня в жизни есть два дела. Одно из них мое личное и связано с моим сыном. Оно никого не касается. И это самое главное дело. Мой сын болен и не сможет жить после меня…

Второе дело — это музей. Когда я сюда пришла, тут был один дом, одно здание, а сейчас целый комплекс стал, целый организм. Главное, чтобы он не превратился в дешевый шоу-центр».

О маяках

«Маяки? Нет у меня внутри никаких маяков, я буду цинична, но я сама себе маяк. Сама иду на свой свет, понимаю, что его осталось немного, и понимаю, что он обречен погаснуть. Я должна доверять себе, своему опыту и постараться по мере сил сделать все, что я считаю важным. Жизнь люблю по-прежнему!».

Текст: Жанна Васильева , Андрей Васянин , Наталья Лебедева Музейщики, художники, актеры, музыканты — об Ирине Антоновой.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России:

Ирина Александровна была потрясающим патриотом своего музея. В значительной мере репутация ГМИИ им. А.С. Пушкина в стране и в мире была создана усилиями Ирины Александровны, как собирательскими, так и организационными. В этом ее огромная заслуга.

Все ее проекты были связаны с тем, чтобы сделать музей, каким она его видела. У нее были широкие планы превращения ГМИИ в мощный музейный квартал. Ирина Александровна — яркий пример того, как человек, работающий в музее, создает его. За музей всегда же надо бороться. Это только кажется, что в музее есть уникальные вещи, и они сами за себя все скажут и объяснят. Нет, именно люди, работающие в музее, его создают. Ирина Александровна сумела поставила ГМИИ в ряд музеев мирового уровня и определила дальнейшие направления развития его как мирового музея с разнообразными формами деятельности. Таким, наверное, должен быть музей XXI века.

Она была преданным музею руководителем. Ее преданность музею подчиняла себе все.

Евгений Миронов, художественный руководитель Государственного Театра Наций:

В сентябре Ирина Александровна позвонила мне и попросила участвовать в «Декабрьских вечерах». Я ответил: «Конечно». И тогда она сказала: «Я хочу, чтобы ты прочитал «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на Кресте». А Юрий Башмет исполнил бы эту ораторию Гайдна». И назвала число — первое декабря. На что я сказал, что у меня не получается, что у меня только 3-его скорее всего будет время. Она говорит: «Нет, я прошу тебя, сделай это 1-го декабря». Сегодня, первого декабря, ее не стало. Сегодня мы исполняем с Юрием Башметом эту ораторию в Пушкинском музее в память об Ирине Александровне.

Она для меня была близким человеком. Мы с ней дружили. Она была на всех моих спектаклях, всключая последнюю премьеру «Горбачев». Это была наша последняя встреча. Она всегда очень искренне и честно говорила мне о моих работах. И я очень многому у нее научился. Я вообще считаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев научил нас правильно говорить, а она научила нас правильно видеть.

Очень смелый человек, целеустремленный… У меня язык не поворачивается сказать, что она «была», настолько она была живая до последней минуты. Врачи сказали, что она идет на поправку. Я был уверен, что она и этот бой выиграет, как она выигрывала всегда в своей жизни. Но, к сожалению, ее сегодня не стало. Светлая память!

Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, народный артист РФ:

Ох, какое горе…Тут что ни скажешь — все будет мало. Вы знаете, что Ирина Александровна начинала в военно-полевом госпитале, в хирургии? Видела все. Потому у нее и было отношение к искусству как к чему-то величайше драгоценному, данному природой, небом, Богом…

Я не пропускал ни одной выставки в Пушкинском, мы с Антоновой подолгу говорили о них. Вспоминаю, например, выставку «Передвижники и импрессионисты», странное, на первый взгляд, сопоставление, но Антонова нашла тут такие «контакты», что тебя охватывал просто сердечный трепет. Например, там рядом висели Крамской и Моне — и сразу становилось ясно, что первый совсем не проигрывает второму, гораздо более известному.

Сегодня событие — не трагическое. Оно печальное. Антонова прожила огромную жизнь, о ней обязательно напишут монографии, потому что пройденная этим человеком дорога внутри искусства много дала нашей культуре. Отечественной и, полагаю, музейной мировой.

Наталия Дементьева, министр культуры РФ в 1997-1998 годах:

— Очень трудно прощаться с Ириной Александровной Антоновой. Она умела собрать вокруг себя единомышленников. Я имею в виду ее дружбу со Святославом Рихтером и легендарные «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее. Ирина Александровна многое сделала на дипломатическом поприще, когда СССР был включен в Международный совет музеев (ИКОМ). Все это делалось с большим трудом, но она никогда не показывала, какие трудные проблемы она решала.

Благодаря ей в самые трудные времена к нам приезжали интереснейшие выставки. Потому что знали, что все будет сделано хорошо, — от гвоздя до гвоздя, от стены до стены, как говорят музейщики.

Continue Reading

Культура

Марина Лошак: Ирина Антонова была человеком абсолютно бесстрашным

Published

on

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Александровны Антоновой, которая стала его неизменной составляющей, его лицом, его символом — частью мифа Пушкинского во всех его проявлениях.

Она пришла в музей в 1945 году, будучи юной девушкой, и до сегодняшнего дня, за исключением нескольких месяцев этого года, связанных с коронавирусом, практически каждый день приходила в музей, и мы привыкли ощущать ее рядом. Даже когда не разговаривали с ней о делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета, мы понимали, что она есть и ощущали ее присутствие. Присутствие человека очень эмоционального, очень открытого, любящего не на показ и очень строгого в своем отношении к жизни. Мне трудно назвать подобную нам институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Ирина Александровна Антонова.

Ирина Александровна была человеком абсолютно бесстрашным — бесстрашным как профессионал, бесстрашным как личность. Она на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировала очень яркие шаги, сделанные навстречу новому, шаги человека, который готов рисковать. Это были поступки человека, который понимает, что дело и принципы важнее всего остального. Это происходило в довольно сложное время работы Ирины Александровны в музее — в советские годы, когда многое из того, к чему мы сейчас привыкли, было под запретом. Поэтому особенно ценны ее завоевания: выставка "Москва — Париж. 1900-1930" (1981), выставка "Москва — Берлин. 1900-1950" (1996), выставки, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд "Моны Лизы" в музей. Предшествовала всему этому и ее работа в период пребывания в ГМИИ коллекции Дрезденской галереи. Судьба этого человека каждым своим моментом жизни связана непосредственно с музейной историей, победной и уникальной.

Нам, сотрудникам музея, будет очень недоставать ее, ее бескомпромиссного отношения к жизни, ее честного мнения, ее открытого забрала перед опасностью, ее умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Нам будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и часть наших собственных жизней.

Continue Reading

Культура

Премьеру фильма о Джоне Ленноне покажет Первый канал

Published

on

Режиссером этого документального эпика стал Брайан Грант. А основу фильма составили редкие архивные материалы и фотографии, воспоминания людей, которые дружили с музыкантом. А также подробное интервью с ведущим BBC Radio One Энди Пиблзу. Два англичанина несколько часов откровенно проговорили в центре Нью-Йорка. В том числе, и о причинах распада The Beatles, семейной жизни и тоске Джона Леннона по родному Ливерпулю, особенно после нескольких лет жизни в Америке.

В 2020-м Джону Леннону исполнилось бы 80 лет. И, наверняка, он бы еще выступал! Продолжает же гастролировать его коллега по The Beatles Пол Маккартни, который младше всего на два года?! Причем, в этом году сэр Пол впервые был заявлен уже и в качестве хэдлайнера главного рок-фестиваля Великобритании в Гластонбери (отмененном из-за коронавируса)…

Новый фильм, получивший название «Джон Леннон. Последнее интервью» (в оригинале — Lennon’s Last Weekend) готовился несколько лет. Он стал самой подробной, эмоциональной и качественной лентой о творчестве замечательного английского музыканта. В фильм вошло и интервью, которое Леннон успел дать за два дня до рокового выстрела безумного фаната Марка Чэпмена, оборвавшего его жизнь 8 декабря 1980 года. Причем, был в нем непривычно откровенен и исповедален. Рассказал и о том, отчего распались The Beatles, про непростые отношения с Полом Маккартни. И даже о собственной борьбе с зависимостью, семье, и тоске по любимому Ливерпулю.

Раскрыл Джон Леннон и свои некоторые творческие секреты: поведал о том, как продюсировал свои сольные альбомы, как сотрудничал с Дэвидом Боуи и продюсером Филом Спектором, ответственным за звук и финальный микс на альбоме The Beatles — Let It Be…

И, конечно, в фильме будет много его замечательных песен.

Премьера состоится на Первом канале 11 декабря. Начало в 00.20.

Кстати

В октябре был издан и сборник лучших песен Джона Леннона, получивший название Gimme Some Truth (именно так назывался один из хитов его сольной карьеры, который тоже попал на диск).

А всего в альбом вошли 36 треков, среди которых оказались и Imagine (написанный в 1970-м), Working Class Hero, Happy Xmas (War Is Over), O, My Love, Give Peace A Chance, и Woman (c финального альбома 1980 года)… Для всех было сделано новое ремикширование (Ultimate Mix), улучшившее качество звучания.

А на обложку попало редкое фото Джона Леннона, которое, кажется, никогда еще не публиковалось.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Родительский бум Родительский бум
Общество4 часа ago

Родительский бум

Проще погасить ипотечные кредиты будет многодетным семьям. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки в законодательство, которые расширяют варианты использования...

Спорт4 часа ago

«Локомотив» проиграл «Зальцбургу» и лишился шансов на плей-офф ЛЧ

Московский «Локомотив» потерпел второе поражение в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов. В матче пятого тура группового этапа «красно-зеленые» проиграли на своем...

Сыграют в "театре" Сыграют в "театре"
Спорт5 часов ago

Сыграют в «театре»

В среду состоятся заключительные матчи пятого тура группового этапа Лиги чемпионов. Игра с самой звонкой афишей состоится в Англии, где...

Из марсианского "рассола" предложили добывать водород и кислород Из марсианского "рассола" предложили добывать водород и кислород
Наука6 часов ago

Из марсианского «рассола» предложили добывать водород и кислород

С помощью нового катализатора, который разработали ученые, можно добывать от 300 до 550 грамм кислорода в час © EPA/NASA /JPL...

В "палеолитических Венерах" заподозрили оберег от голода В "палеолитических Венерах" заподозрили оберег от голода
Наука6 часов ago

В «палеолитических Венерах» заподозрили оберег от голода

Антропологи считают, что эти статуэтки не могли служить символом красоты или плодородия © AP Photo/Matthias Schrader ТАСС, 1 декабря. Из-за...

Наука6 часов ago

Вариации в генах долголетия влияют на вероятность гибели от коронавируса

По словам профессора Гарвардского университета Вадима Гладышева, это говорит о том, что коронавирусная инфекция является одной из болезней старения МОСКВА,...

Инструментальная платформа "Аресибо" упала внутрь чаши радиотелескопа Инструментальная платформа "Аресибо" упала внутрь чаши радиотелескопа
Наука6 часов ago

Инструментальная платформа «Аресибо» упала внутрь чаши радиотелескопа

Персонал обсерватории не пострадал Обсерватория «Аресибо» © AP Photo/Danica Coto ТАСС, 1 декабря. Инструментальная платформа американского радиотелескопа "Аресибо", который пережил...

На основе прививки от желтой лихорадки создали вакцину от коронавируса На основе прививки от желтой лихорадки создали вакцину от коронавируса
Наука6 часов ago

На основе прививки от желтой лихорадки создали вакцину от коронавируса

Ее уже испытали на мышах, хомячках и макаках © EPA-EFE/MARKIIAN LYSEIKO, архив ТАСС, 1 декабря. На базе прививки от желтой...

Общество8 часов ago

Свеча горела на столе, свеча горела…

Текст: Жанна Васильева Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, умерла на 99-м году жизни. Сказать, что...

Культура8 часов ago

Свеча горела на столе, свеча горела…

Текст: Жанна Васильева Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, умерла на 99-м году жизни. Сказать, что...

Популярное