Connect with us

Культура

Мариинский театр представил знаменитую оперу Пьетро Масканьи

Мариинский театр представил знаменитую оперу Пьетро Масканьи

Published

on

Если не обратить внимание на множество свободных мест в зале, а судить по насыщенности и разнообразию репертуара, Мариинский театр остается единственным не только в России, но и в мире, кто продолжает работать во впечатляющих масштабах. Поставить «Сельскую честь» — дебютную оперу итальянца Масканьи, что обессмертила его имя, был приглашен режиссер Арно Бернар, а ради премьеры собралась звездная команда солистов — Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов, Роман Бурденко. И за дирижерский пульт встал Валерий Гергиев.

Парадоксально, но факт: при всем разнообразии мариинского репертуара этого оперного шлягера на сцене театра не было с дореволюционных времен. И прежде, чем показать премьеру, с самого старта нынешнего пандемического сезона «Сельскую честь» в концертной версии мариинцы исполнили не только в Петербурге, но и в Москве, и даже во Владивостоке. Для постановки же специально в Петербург приехал известный режиссер Арно Бернар, которому, как ни странно, Московский театр «Новая Опера» из соображений карантинного свойства отказал в этом году в работе над «Кармен», делегировав данную задачу Юрию Александрову.

Француз из Страсбурга — старый знакомый мариинцев. Прежде он уже ставил в театре «Сицилийскую вечерню» Верди и «Девушку с Запада» Пуччини. А из «Сельской чести» он сделал просто уменьшенную копию «Сицилийской вечерни»: будучи не только режиссером-постановщиком, но и сценографом, и художником по костюмам своих спектаклей, он использовал декорации и наряды из премьеры 2017 года. От этого зрелище производило странное впечатление дежавю. При этом надо заметить, что о снятии с «проката» «Сицилийской вечерни» никто не говорит. К тому же режиссер упорно во всех трех своих мариинских работах рассказывает одну и ту же гангстерскую историю.

Конечно, справедливости ради надо сказать, что по фабуле сюжет «Сельской чести», в основе коего новелла сицилийского писателя Джованни Верги, незамысловат: селянка Сантуцца приревновала жениха Туридду к его бывшей пассии Лоле и донесла о старой интрижке мужу разлучницы Альфио, который убивает того, кто сделал его «рогоносцем». Но по старинному обычаю, чтобы вызвать соперника на поединок, Туридду укусил Альфио за ухо…

И все же история оперы знает выдающиеся постановки, идущие от пронзительно красивой, хоть и лаконичной партитуры (всего 70 минут) Пьетро Масканьи. В данном же случае все решено шаблонно: сначала без всякой идеи, но для умиления собравшихся на сцене резвилась ватага очаровательной детворы, потом появилась настоящая запряженная лошадь, а в финале изменник Туридду банально утонул в собственной крови — финал как в самых примитивных экшенах на фоне оркестрового звучания то пронзительно лирического, то по-вагнеровски мощного.

И премьеру спасли солисты и оркестр, ведомые дирижерской палочкой Валерия Гергиева. Хотя им было непросто: роскошное интермеццо, как и одна из основных сцен Сантуццы, так же, как и Туридду, проходили на черном занавесе под грохот смены ничего, по сути, не значащих декораций. А между тем эта маленькая опера предоставляет роскошные возможности главным протагонистам раскрыться и вокально, и артистически. Все исполнители ключевых партий имели солидный опыт участия в других постановках «Сельской чести», поэтому внутренне были свободны от условностей, предлагаемых данным спектаклем.

Эта маленькая опера предоставляет роскошные возможности главным протагонистам раскрыться и вокально, и артистически

Масканьи считал, что свою Сантуццу написал для драматического сопрано. Но исполнительская практика внесла свои коррективы: эта партия стала не только любимой, но и коронной и для меццо-сопрано, поэтому амплитуда этого образа — от Марии Каллас до Елены Образцовой. Интересно, но Каллас начала свой путь на сцене именно с партии Сантуццы еще до Второй мировой войны, однако после никогда более не появлялась в этой роли.

Екатерина Семенчук создает свою Сантуццу чуть преувеличенными, но запоминающимися приемами, демонстрируя необычайный накал страстей, но не без намека бытовой истерики. Особенно захватывающе своей спонтанностью певица проводит сцену с Альфио. При этом трудностей сопрановой тесситуры для нее будто не существует.

Кстати, и баритон Роман Бурденко нашел точную колористику для трудного и на самом деле неблагодарного облика обманутого мужа, чтобы не увлечься местью ради мести.

Туридду — это одна из самых красивых партий, что написаны в стилистике «веризма» («правдивости») для драматического тенора. Юсиф Эйвазов вкладывает в свое исполнение неподдельную страсть, которая, впрочем, не конфликтует со стильностью итальянского пения, например, в сицилиане (серенаде) Туридду. Кульминацией же для него становится, конечно, момент прощания с матерью (Елена Витман), что он поет, доводя зал до «мурашкового» состояния. При этом певец позволяет себе роскошь быть удивительно естественным, что придает не только его образу, но и всему происходящему устрашающий оттенок фатальности.

Культура

Музыкальный режиссер, критик, педагог Георгий Спектор отмечает 95-летие

Музыкальный режиссер, критик, педагог Георгий Спектор отмечает 95-летие

Published

on

Сегодня, 19 января, свое 95-летие отмечает музыкальный режиссер, критик и педагог Георгий Спектор. Он еще застал тех великих, кто создавал фундамент советской музыкальной культуры — Гольденвейзера и Нейгауза, выступавших в Тбилиси, где он родился, легендарных Хоравы и Васадзе в ролях Отелло и Яго на сцене театра Руставели, Верико Анджапаридзе, Владимира Немировича-Данченко, Леонида Баратова, Бориса Захаву, Павла Маркова, Бориса Покровского и многих других, без которых невозможно представить историю ХХ века. Георгий Владимирович — не только их современник и последователь, он продолжатель самой традиции служения искусству, блестящий знаток музыкальной культуры. Музыкальный режиссер, критик, педагог Георгий Спектор отмечает 95-летие

Фото: Из личного архива Георгия Спектора

Творческая жизнь его богата событиями, замечательными встречами и работой с выдающимися современниками. Он прошел в своем творчестве многое: в Тбилиси учился на скрипке, играл на ударных в джазовом коллективе, посещал занятия Георгия Товстоногова в Театральном институте Грузии, выступал в оркестре грузинских погранвойск. Затем окончил ГИТИС у Марии Осиповны Кнебель, ученицы Михаила Чехова, занимался у Леонида Баратова, еще студентом работал в спектаклях Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.

За многие десятилетия своего творчества он поставил более 110 спектаклей — драматических, оперных, оперетт, мюзиклов, писал либретто и пьесы, был автором русского текста в опереттах, лекций-концертов в Москонцерте о творчестве Баха, Прокофьева, Караева и др. Столь же разнообразна и его творческая география — Тбилисский русский драматический театр и Театр Еромоловой, Краснодарская и Московская оперетта, Петрозаводский музыкальный театра и другие. Кроме того, он из той редчайшей породы деятельных людей, способных создавать театр "с нуля", на его счету три таких театра — оперный в Чебоксарах и музыкальные театры в Ташкенте и Томске-7 (ныне — Северский).

Почти четверть века Георгий Владимирович отдал Камерному театру Бориса Александровича Покровского, с которым сотрудничал с самых первых дней основания театра. Он был помощником Покровского в легендарной постановке оперы Шостаковича "Нос", работа над которой шла с участием композитора. А уже после смерти Покровского он восстановил на сцене Камерного музыкального театра другой легендарный спектакль мастера — "Похождения повесы" Игоря Стравинского. Всю свою жизнь оптимистичный, легкий, обладающий уникальной эрудицией и прекрасным чувством юмора Георгий Владимирович остается в актуальной творческой форме: сейчас он преподает режиссуру на кафедре музыкльного театра ГИТИСа и подчеркивает в своих интервью:

— Я с радостью приветствую талантливые новаторские постановки моих молодых коллег: Бертмана, Исаакяна, Тителя, Александрова, Чернякова, когда они опираются на музыкальную драматургию и находят новые решения загадок, предъявляемые партитурой.

22 января на сцене "Геликон-оперы" в честь 95-летия Георгия Владимировича Спектора будет дан спектакль "Арлекин" Феруччо Бузони в постановке Ильи Ильина.

Continue Reading

Культура

Нашествие варваров

Нашествие варваров

Published

on

Оставляя нам на долгую память свои музыкальные шедевры, Людвиг ван Бетховен не мог предположить, что спустя два века его творческое наследие может стать поводом для обвинений в пропаганде культа силы, дискриминации и расизма. Об этой дикости уже писал парижский корреспондент «РГ», и нам остается только продолжить тему — она год от года становится все горячее, предлагая миру казусы, которые еще недавно могли вызвать улыбку, а теперь, набирая силу и меняя сознание масс, становятся реальной угрозой культурным ценностям. Эта тема — ужимки и прыжки политкорректности, которая поначалу была прогрессивным явлением, напоминала о необходимости уважать друг друга, потом стала терять разумные берега, а теперь и вовсе взбесилась. Нашествие варваров

Александр Антоненко в роли Отелло. Фото: Игорь Руссак/РИА Новости

Когда один из британских центров занятости отклонил объявление о вакансии для трудолюбивых и надежных на том основании, что оно оскорбляет ленивых и ненадежных, стало ясно: игра зашла слишком далеко. Возник даже интернет-сайт PCGM (Political Correctness Gone Mad — "Политкорректность обезумела"), который напоминает о наиболее курьезных ее проявлениях. Суть недуга в том, что общество стало бояться называть вещи своими именами, дабы кого не оскорбить случайно. Например, Blackboard (черная школьная доска) теперь переименована в классную доску, запрещено петь детскую песенку о "черной овечке" и т.д.

Понятно, что искусство прошлого не могло учитывать капризы нашей современности и пользовалось привычными той поре терминами. Скажем, в романе Марка Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" наличествует запрещенное ныне слово "негр", да и само рабство трактуется не совсем так, как ныне. И вот усилиями наиболее рьяных активистов политкорректности роман изъят из школьных библиотек США. А теперь стрим-сервис HBO Max удалил из своих коллекций и классический фильм "Унесенные ветром", ибо с точки зрения новой политкорректности он неверно представляет зрителям ситуацию с рабством в США времен Гражданской войны.

Задумывая трагедию "Отелло", Шекспир вряд ли думал оскорбить всех чернокожих гуртом тем, что заставил мавра душить Дездемону, а также тем, что играющим ревнивца белым актерам придется мазать лицо черной краской. Но в мире ширится движение цветных актеров за то, чтобы на эту роль брали не по таланту, а по цвету кожи. И чтобы даже у Верди в партии Отелло появлялись только чернокожие, хотя драматических теноров, способных это спеть, во всем нашем многоцветном мире не так много. Чтобы уйти от скандалов, театры стали делать вид, что Отелло и не мавр вовсе. После обвинений в расизме нью-йорская "Мет" заставила исполнителя этой партии Александра Антоненко отказаться от грима, и бедняжку Дездемону, вопреки текстам либретто, душил белый человек, которого теперь непонятно за что ненавидит злодей Яго. Вирус быстро перекинулся в Европу, и в лондонском "Ковент Гардене" Отелло без грима изображал Йонас Кауфман.

В 2018 году суровой атаке активистов подверглась Анна Нетребко, которая имела наглость спеть в "Метрополитен-опера" партию Аиды, как всегда, загримировавшись под дочь эфиопского царя. Ее стыдили, упрекали, клеймили и обвиняли, пока театр не признал свои ошибки и не заверил, что отныне — никогда!

Все, что было невинной экзотикой и демонстрировало многоцветность мира, теперь под сомнением. Изображающие индусов, китайцев или африканцев белые актеры всегда гримировались под цветных, и вдруг это стало оскорблять людей с иным цветом кожи. Причем не столько их самих, сколько их доброхотов-охранителей, активистов общественных движений, присвоивших себе право судить и решать, что для кого может быть оскорбительным.

Еще пять лет назад руководитель балетной труппы Парижской оперы Бенджамин Мильпье в угоду активистам антирасистских движений запретил танцовщицам чернить лица для балета "Баядерка" и переименовал "Танец негритят" в "Детский танец". А теперь директор Парижской оперы Александр Ниф инициировал проверку всего балетно-оперного репертуара с целью выявить в них "расистские клише или ситуации, которые могут быть истолкованы как расистские". В своей январской беседе с еженедельником Le Monde он поделился намерением снять с репертуара классические балеты, которые вызывают тревогу активистов насчет их расовой терпимости. Жертвой, по мнению еженедельника, могут пасть "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" Чайковского и особенно "Баядерка" Минкуса, где священные для Индии факиры выведены в виде рабов. Сомнения вызвала и "Раймонда" Глазунова, где один из персонажей, сарацин, изображен в оскорбительно зловещих тонах. Как прокомментировал эти планы театра главный редактор Le Monde Мишель Геррен, "Франция медленно идет по американскому пути безудержной самоцензуры деятелей культуры, опасающихся неприятностей".

Вслед за чернокожими в бой ринулись мастера азиатского происхождения. Бывший танцовщик той же Парижской оперы, китаец по происхождению Фил Чан, ныне авторитетный деятель американского балета, посвятил себя делу искоренения расизма в балетной классике. Он инициировал движение Pledge to End Yellowface ("Обет покончить с желтолицыми"), где нападает на традицию гримировать белокожих актеров под азиатов — мазать желтой краской лица, рисовать узкие глаза и имитировать семенящую походку. Фил Чан счел это издевательством и занялся переосмыслением классики согласно нормам политкорректности. В балете "Корсар", например, заменил восточный гарем конкурсом красоты в Атлантик-Сити, а владельца гарема пашу сделал суперстаром-сердцеедом. Свой радикальный подход он объясняет благородной целью сохранить балетные шедевры для молодежи, которая выросла в атмосфере политкорректности и болезненно принимает все, напоминающее о расистском прошлом, — поэтому старый образ жизни "необходимо изобрести заново".

Глядя на активизировавшихся соседей, бросились на защиту своих идеологий разнообразные движения и фонды. Так, оперный театр в австралийском Перте отказался ставить "Кармен" Бизе, потому что героиня работает на табачной фабрике, а среди спонсоров труппы — руководители Фонда противников курения.

В кино активисты уже добились нарочитого, бросающегося в глаза "разнообразия": теперь белая героиня влюбляется исключительно в цветного героя, а свидетелем на их свадьбе будет обязательно китаец. Одним из примеров такого "разнообразия" стал фильм Армандо Ианнуччи "История Дэвида Копперфилда", где чопорных английских аристократок изобразили чернокожие актрисы, а белая мама от отца-англичанина родила курчавого младенца, которого, когда он вырос, сыграл смуглый индус. Кричащие нелепости кастинга заставили предположить, что это такой вызов режиссера абсурдным крайностям политкорректности, но приняли фильм всерьез и с пониманием.

В России чернокожих пока немного, и проблема с такой остротой еще не стоит, все Аиды и Отелло по-прежнему используют осужденный мировым сообществом грим. Зато дают свои плоды атаки феминисток в кино. На экране все труднее найти современного героя мужского пола, все чаще делятся самым сокровенным женщины, и вот уже появилась наша первая супервумен: в сериале "Проект "Анна Николаевна" героиня, созданный российским ученым андроид, мало того, что хороша собой и обворожительно улыбается, но и переворачивает ударом локтя автомобили, отражает ладонью пули и дает прикурить всем пинкертонам полицейского участка. К счастью, это пока пародия, причем неглупая и талантливая, но трудно сомневаться в том, что у нее будет более весомое продолжение.

Культура предполагает уважение не только к ныне живущим с их убеждениями и предрассудками, но и к мировой истории, которая не всегда с этими убеждениями согласуется. Как не согласуется и вольная художественная логика с циркулярами гендерного и расового разнообразия и прочей политкорректной математикой. И если не считать отдельные незлобивые смешные казусы, соскочившая с катушек политкорректность по разрушительности сродни нашествию варваров, в угоду своим верованиям уничтожавших памятники культуры ими покоренных цивилизаций.

Continue Reading

Культура

Три ведущие литературные премии открывают новый сезон

Три ведущие литературные премии открывают новый сезон

Published

on

В январе по традиции объявляют о старте нового сезона три ведущие литературные премии страны: Национальная литературная премия «Большая книга», Литературная премия «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых писателей и поэтов и Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Прием работ начнется в один день — 20 января. Три ведущие литературные премии открывают новый сезон

Фото: iStock

Организаторы напоминают, что на соискание "Большой книги" в шестнадцатом сезоне могут быть выдвинуты романы, повести, сборники повестей и/или рассказов, документальная проза и мемуары, подписанные в печать в период с 1 января 2020 года до 28 февраля 2021 года. Правом выдвижения обладают не только сами авторы произведений, но и издательства, СМИ, творческие союзы и даже органы государственной власти субъектов РФ и члены жюри премии — Литературной академии. Все подробности уже опубликованы на официальном сайте bigbook.ru.

Литературная премия имени Пушкина "Лицей" пройдет в этом году уже в пятый раз. Побороться за главный приз и право выйти на главную сцену Книжного фестиваля "Красная площадь" могут поэты и прозаики от 15 до 35 лет, чьи произведения были опубликованы не раньше 1 января 2020 года. В этом году подать рукопись на соискание премии можно будет до 28 февраля только через специальную cсылку на Ridero. Прием бумажных экземпляров временно приостановлен.

Крупнейший конкурс детской и подростковой литературы на русском языке "Книгуру", уже двенадцатый по счету, принимает художественные и научно-популярные книги. Напомним, что это один из немногих литературных конкурсов, где работы оценивают сами подростки.

Также в этом сезоне продолжится проект "Книгуру в мире". Конкурс детских рецензий на произведения современных российских авторов будет проведен в России, Болгарии, Чехии, США, Австрии, Словении, Испании, Италии, Германии и Великобритании.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В мире3 часа ago

Еврокомиссия определила стратегию борьбы ЕС с пандемией коронавируса

Москва. 19 января. INTERFAX.RU — Европейская комиссия (ЕК) призвала во вторник государства-члены ЕС ускорить проведение вакцинации населения от коронавируса COVID-19...

В мире3 часа ago

Помпео обвинил Китай в геноциде в Синьцзяне

Москва. 19 января. INTERFAX.RU — Госсекретарь США Майк Помпео во вторник обвинил Китай в геноциде уйгуров и других этнических и...

В мире3 часа ago

В Сербии начали массово прививаться китайской вакциной от COVID-19

Москва. 19 января. INTERFAX.RU — В Сербии во вторник запустили массовую кампанию по вакцинации от коронавируса COVID-19 препаратом китайской компании...

В Вашингтон прибыли 25 тысяч военных Нацгвардии накануне инаугурации В Вашингтон прибыли 25 тысяч военных Нацгвардии накануне инаугурации
В мире4 часа ago

В Вашингтон прибыли 25 тысяч военных Нацгвардии накануне инаугурации

Фото: Егор Алеев/ТАСС Москва. 19 января. INTERFAX.RU — В американскую столицу прибыл весь запланированный контингент в составе 25 тысяч резервистов...

Ивермектин прошел предварительные испытания как препарат против COVID-19 Ивермектин прошел предварительные испытания как препарат против COVID-19
Наука4 часа ago

Ивермектин прошел предварительные испытания как препарат против COVID-19

Правда, в них участвовали всего 12 человек © EsSalud/Handout/Latin America News Agency/Reuters ТАСС, 19 января. Предварительные испытания противопаразитного препарата ивермектина...

Эффективность масок против распространения коронавируса подтвердили в США Эффективность масок против распространения коронавируса подтвердили в США
Наука4 часа ago

Эффективность масок против распространения коронавируса подтвердили в США

Ученые подчеркивают при этом, что одного только ношения масок недостаточно: нужно соблюдать и социальную дистанцию, и вакцинироваться © AP Photo/Mark...

Влажным регионам тропиков предсказали постепенную "усушку" и сдвиг Влажным регионам тропиков предсказали постепенную "усушку" и сдвиг
Наука4 часа ago

Влажным регионам тропиков предсказали постепенную «усушку» и сдвиг

Это повлияет на климат и количество осадков практически на всей планете © Galyna Andrushko/Shutterstock/FOTODOM ТАСС, 19 января. Климатические модели показывают,...

ДНК-оригами помогло собрать сверхпроводящие нанопровода ДНК-оригами помогло собрать сверхпроводящие нанопровода
Наука4 часа ago

ДНК-оригами помогло собрать сверхпроводящие нанопровода

Их длина – всего около 200 нанометров © Pressmaster/Shutterstock/FOTODOM ТАСС, 19 января. Физики придумали, как с помощью технологии ДНК-оригами производить...

Силовой прием против Фазеля Силовой прием против Фазеля
Спорт4 часа ago

Силовой прием против Фазеля

Минск не сможет принять матчи чемпионата мира по хоккею, который запланирован в мае этого года. Такое решение под беспрецедентным прессингом...

Операторы связи высказались о повышении тарифов Операторы связи высказались о повышении тарифов
Hi-Tech5 часов ago

Операторы связи высказались о повышении тарифов

Разговор по мобильному телефону во время управления автомобилем. © РИА Новости. Сергей Пятаков Читать 1prime.ru в МОСКВА, 19 янв — ПРАЙМ....

Популярное