Свяжитесь с нами

Культура

Лев Данилкин: Юрий Гагарин мечтал катать детей на космических каруселях

Лев Данилкин: Юрий Гагарин мечтал катать детей на космических каруселях

Опубликовано

Лев Данилкин: Юрий Гагарин мечтал катать детей на космических каруселях

Лауреат "Большой книги", писатель Лев Данилкин представил на ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction свою новую книгу "Пассажир с детьми. Юрий Гагарин до и после 27 марта 1968 года" о главном "супергерое" советского времени. Вышла в свет она как раз в год 60-летия первого полета в космос, что по-своему символично. И нет, это не переиздание биографии "красного Икара" из серии ЖЗЛ 2011 года, а совершенно новая книга, которая, однако, вышла в том же издательстве "Молодая гвардия".

В чем разница, автор объяснил сам: "Хорошая биография — это всегда история о взаимоотношениях персонажа и рассказчика, в конце книги они оба должны измениться. За прошедшие десять лет рассказчик сильно изменился, он стал более скептически относиться к государству, которое запустило Гагарина в космос. И новая книга получилась, скорее, про уникальный успех, к которому привели отношения обычного человека и государства, что бывает крайне редко".

Изменилась книга и по форме. Лев Данилкин рассказывает, как ему повезло успеть познакомиться и пообщаться с людьми, которые лично знали Юрия Гагарина. Это и его одноклассник Лев Толкалин, и космонавт Алексей Леонов, и многие другие живые свидетели, чьи голоса сплелись в единый "радиоспектакль" в первой книге. Кому-то могло даже показаться, что это не биография, а набор цитат. Но тогда это было сделано осознанно. "Мне кажется, эти голоса очень важны. Конечно, не все они достоверны, кто-то и привирает. Но вместе они звучат как единое целое, и читатель сам должен понять, кому верить, а кому нет", — объясняет Данилкин. В новой книге этого почти нет. Остались лишь два эпизода, где слышны голоса других людей. Обо всем остальном автор рассказывает сам.

Материал для книги было собирать и легко, и трудно одновременно. Юрий Гагарин — это, конечно, не Ленин, о котором написаны тысячи научных трудов и биографий. Зато Гагарин был народным любимцем и остались миллионы воспоминаний тех, кто его хотя бы раз видел. Вот вам и феномен Гагарина — те, кто с ним соприкасался, обязательно хотел потом этим поделиться.

Почему? У Льва Данилкина есть свое объяснение. Гагарин — стопроцентный народный любимец, советский супергерой, даже святой, которого обожествила народная любовь.

"Его полет в космос воспринимался как открытая дверь в космическое пространство. Люди искренне верили в то, что завтра они будут летать в космос по путевкам, как в санаторий, — говорит Данилкин и добавляет, — не то, что мы сейчас. Для нас полеты в космос — некая абстракция, не более того".

Чтобы понять силу народной любви, достаточно проехаться по музеям Юрия Гагарина в разных городах страны. Они по-настоящему народные и чем-то, по словам Данилкина, напоминают святилища. Им и показывать-то особо нечего, поэтому они собирают самодельные рисунки, фотографии… И вход, особенно раньше, был бесплатный.

Конечно же, автора спросили про название книги. Лев Данилкин известен своими загадочными заголовками, над которыми, как над иероглифами, читатели ломают головы. То был "Пантократор солнечных пылинок", теперь "Пассажир с детьми".

"Люди, которые не разделяли энтузиазма относительно подвига Гагарина, называли его просто пассажиром. В космос полетел корабль, а он в нем просто сидел", — объясняет Данилкин слово "пассажир" в названии, а вот, откуда появились дети: "В современном обществе Гагарин играет роль покровителя, отца. Те, кто помнит и восхищаются его подвигом, — это дети советского периода. И еще есть старая шутка: когда Гагарина спросили, чем он будет заниматься в старости, он ответил, что будет начальником парка космических аттракционов и будет катать детей на карусели".

Не случайно появилась и дата в названии — 27 марта 1968 года. Это не просто день смерти Гагарина. Это черта между жизнью реального человека и его культом в обществе. Собственно, в книге подробно рассказывается и о том, и о другом.

Естественно, не обошлось без вопроса, почему в космос полетел именно Юрий Гагарин. Решение, по словам писателя, принимали три человека: организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин, конструктор Сергей Королев и первый начальник и создатель Центра подготовки космонавтов Евгений Карпов. Но последнее слово было все-таки за Каманиным, который прекрасно понимал, что сам полет — это полдела, а потом надо будет делать из космонавта суперзвезду. И Гагарин, человек с огромной харизмой, на эту роль подходил лучше всех. У него была боевая юность, даже полукриминальная, и он еще в детстве пользовался популярностью у сверстников.

Если бы не трагедия 1968 года, кем бы стал Юрий Гагарин, спрашивают Данилкина читатели.

"Юрий Гагарин умел общаться с людьми, его слышали и принимали в разных политических кругах, он много чего повидал и пользовался большой популярностью. В какой-то момент его бы неминуемо вынесло на занятие политикой. И мне кажется, если бы он был жив в 1985 году, история нашей страны могла бы пойти совсем по-другому", — поделился своим предположением Лев Данилкин, но отметил, что в книге об этом не написано.

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Работа Зиновьева «Нашей юности полет» переиздана к его 100-летию

Работа Зиновьева "Нашей юности полет" переиздана к его 100-летию

Опубликовано

Работа Зиновьева "Нашей юности полет" переиздана к его 100-летию

К 100-летию знаменитого философа и социолога, одного из самых крупных умов русского XX века Александра Зиновьева, переиздана его работа «Нашей юности полет». «Зиновьевский клуб» предложил включить ее отдельные темы в школьную программу.

Работа, названная строчкой из пафосной советской песни, сегодня включающей скорее скепсис, чем энтузиазм, наверное, одно из самых сильных исследований сталинизма как эпохи. "Очень особенной книгой" назвала ее хранительница творческого и научного наследия Александра Зиновьева, его жена Ольга Зиновьева.

Написанная в начале 80-х годов прошлого века, она дает настоящее понимание времени, которое, как заметила Ольга Зиновьева, "можно оправдывать, не понимая, и понять, не оправдывая". Последнее и делает Зиновьев. Редактор журнала "Историк" Олег Назаров назвал эту книгу Зиновьева " социологической повестью".

Действительно, иногда не поймешь, выдуманные или настоящие диалоги ведет автор с многочисленными сталинистами. Скорее выдуманные, но придающие явлению такую полноту и такой объем, каких не обнаружить в нравоучительных осуждениях на документальной основе.

Его основной прием это своего рода реконструкция мыслей, чувств, порывов, логики сталинистов. Не оценка и не анализ, а реконструкция. Но понимание это дает феноменальное.

И ходульные фразы про необъяснимое количество доносов в сталинское время превращаются в беспомощный осудительный наив, стоит, например, почитать включенный в "социологическую повесть" Зиновьева своего рода синопсис романа о доносах.

Причем это отнюдь не попытка подсунуть читателю симпатию к сталинизму. Читатель, как и автор, остается абсолютно свободным от этого. Но сохраняя неприятие, он может получить шанс на понимание. Потому что и проклятия сталинизма и его обхихикивание, увы, часто затем оборачивается нарастанием симпатий к нему.

Эта книга важна в методологическом плане, уверен биограф Зиновьева, литературовед Павел Фокин, поскольку дает инструмент для понимания, как сталинизма, так и современности. Недаром она, написанная скорее в жанре социологического трактата, включена в десятитомник исторической прозы XX века. По мнению знатоков наследия Зиновьева, она стоит в одном ряду с такими книгами, как "Глазами человека моего поколения" Константина Симонова и "Люди. Годы. Жизнь" Ильи Эренбурга.

Отрывки из книги "Нашей юности полет"

"Реальность лишь частично и к тому же в превращенной форме отражается в словесном потоке своего времени. Не всегда речи деятелей эпохи, программы партий, резолюции съездов, газетные статьи и книги адекватно отражают глубинное течение истории. Иногда бурное кипение страстей происходит в стороне от главного течения и на мелком месте, а мощное скрытое течение остается незамеченным на поверхности. Преувеличение роли словесной формы истории и игнорирование ее неадекватности скрытой сущности процесса имели следствием то, что второстепенные личности и события занимают больше внимания людей, чем реально первостепенные, их роль сильно преувеличивается в ущерб исторической правде".

"Масштабы исторической личности определяются … не способностью понимать объективную сущность происходящих событий и объективные тенденции исторического процесса в данное время, а тем, насколько его личная деятельность совпадает с объективными закономерностями нарождающегося общества и насколько она способствует реализации его объективных тенденций. Интеллект исторического деятеля мало что общего имеет с интеллектом ученого-социолога и ученого-историка, изучающих эпоху этого исторического деятеля".

"Моя личная ненависть к Сталину стала уступать место чисто интеллектуальному любопытству — желанию понять скрытые механизмы социалистического общества, порождающие все те отрицательные явления, на которые я уже насмотрелся достаточно много".

"На студенческой вечеринке я наговорил лишнего о Сталине. Я никогда не был принципиальным врагом нашего строя, Сталина, политики тех времен. Просто случилось так, что высказал вслух то, что накопилось в душе. И это тоже нормальное явление. Тогда многие срывались. На меня написали донос. Я знал, что донос будет, и это тоже было общим правилом. И не видел в этом ничего особенного. Я знал, что сделал глупость, и чувствовал себя виноватым. Я считал справедливым и донос, в котором я не сомневался, и наказание за мою вину, которое я ожидал. Если теперь посмотреть на этот случай, то все будет выглядеть иначе. Доносчики будут выглядеть как безнравственные подонки. А они на самом деле были честными комсомольцами и хорошими товарищами. Я буду выглядеть героем, которого предали товарищи, а власти несправедливо наказали. А я не был героем. Я был преступником, ибо я и окружающие ощущали меня таковым. И это было в строгом соответствии с неписаными нормами тех дней и с неписаной интерпретацией писаных норм".

"Сталинизм — это не нечто подобное гитлеризму в Германии. Сходство есть. Но различие существеннее. Сталинская эпоха в ее самых существенных свойствах вошла в структуру нового общества и в психологию нового человека".

"Считается, что Гитлер обладал гипнотическим воздействием на массы. Но Сталин перед массами вообще не появлялся и редко выступал публично, а его "гипнотическое воздействие" было не меньше. Дело тут не в некоей личной способности вождя, а в самой массе — в ее способности в данной ситуации к "самогипнозу". Если масса избрала кого-то в качестве такого "гипнотизера", последний может делать что угодно — говорить, молчать, вопить, шептать, шепелявить, говорить с акцентом… И все будет иметь эффект. Лишь постфактум кажется, что избранник сам пробился "вверх" и совратил массу. На деле же массы сами выталкивают его на эту роль и вынуждают играть историческую роль. Именно роль. Именно играть. Он становится адекватным вытолкнувшей его массе. Сталин был воплощенное "Мы".

"В нашем подвале, например, сгнил пол. Мы писали жалобы во все инстанции. Писали Буденному, Ворошилову и даже самому Сталину. Не помогло. Тогда кому-то пришла в голову мысль написать письмо в органы. Эффект был немедленный. Пол нам сразу починили. И разъяснили, что враги народа, засевшие в некоторых учреждениях, умышленно не пропустили наши письма к вождям, чтобы вызвать недовольство населения".

Читать далее

Культура

Фестиваль «Черешневый лес» откроют в Москве премьерой «Современника»

Фестиваль "Черешневый лес" откроют в Москве премьерой "Современника"

Опубликовано

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» в этом году проходит в столице уже в 21-й раз. Программа, в которой традиционно представлены театр, музыка и арт, охватит весну, лето и осень — первые показы состоятся уже в среду, 14 апреля, а завершится фестиваль в ноябре.

Старт фестивалю даст премьера "Современника", празднующего в этом году 65-летие. 14 и 15 апреля на сцене — саунд-драма "Театр". Спектакль по роману Сомерсета Моэма поставил Владимир Панков, в главной роли Елена Яковлева. Юбилейному году театра посвящена и выставка в ГУМе под названием "Современники "Современника", которая откроется 29 апреля.

Продолжит театральную программу Государственный академический Центральный театр кукол имени Образцова, который представит постановку "Чиполлино". Показы пройдут 12, 13 и 14 мая, а также 20 и 21 мая.

Летом гостям фестиваля обещают балет: с 27 июля по 1 августа на сцене Большого театра гастроли Театра Бориса Эйфмана — в афише "Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана", Чайка. Балетная история" и Гала-концерт "Борис Эйфман. Юбилей".

В музее-заповеднике "Царицыно" 27 апреля откроют выставку "Под маской Венеции" — впервые в России будут представлены более 100 оригинальных экспонатов из Фонда городских музеев итальянского города. Посетить ее можно будет до конца августа.

В музыкальной программе "Черешневого леса" — симфонический концерт в честь 70-летия музыканта, композитора и художника Стаса Намина. Гостей приглашают 6 ноября в концертный зал "Зарядье".

Фестиваль "Черешневый лес" был создан в 2001 году. Каждую весну этот смотр представляет большую программу театральных и кинопремьер, музыкальных событий, выставок, издательских и арт-проектов. Главная традиция фестиваля — посадка молодых черешневых саженцев, в которой принимают участие звезды театра, кино, телевидения, деятели искусства и спорта.

Читать далее

Культура

Звезды сошлись

Звезды сошлись

Опубликовано

Звезды сошлись

До вручения премии «Оскар» осталось меньше двух недель. И кинотеатры наполняются такими новинками, что просто невозможно остаться дома. Смотреть нужно все эти фильмы. Но понятно, что не успеть, да и экономически не потянуть. Поэтому мы советуем просто внести именно эти картины в обязательный к просмотру список, и можно растянуть удовольствие от общения с хорошим кино на то время, которое удобно лично вам.

«Отец»

Фильм выходит в прокат 15 апреля. Он номинант на «Оскар» в 2021 году в шести категориях, включая «Лучший фильм». Основан на одноименной пьесе Флориана Зеллера, французского писателя и драматурга. Зеллер — и режиссер картины. Главные роли — отца и дочери — исполнили Энтони Хопкинс и Оливия Колман. Зритель словно переместится в голову пожилого человека, к сознанию которого подступает деменция. Он путает прошлое и настоящее, живых и ушедших, воспоминания и мечты. За всем этим с болью наблюдает его дочь, которую он узнает не всегда. Интрига фильма, как и самой жизни, в том, что и мы, вслед за героем Хопкинса, не понимаем, какие люди и события правдивы, а какие — воображаемы. Фильм — как лабиринт времени, в который попадаются, как в сети, и в поисках выхода из него проводят остаток жизни рядом с близкими и любящими людьми.

«Минари»

У этой картины, которая вышла в российский прокат 8 апреля, также шесть номинаций на «Оскар». В числе ее создателей Брэд Питт (он исполнительный продюсер). Но не только это входит в число достоинств фильма, рассказывающего о том, как живут корейские эмигранты в Америке. Лента стала победителем фестиваля Sundance в 2020 году, а в этом уже получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер «Минари» Ли Айзек Чун. История о том, как молодые люди стремятся воплотить свою мечту — например, отец мечтает посадить и вырастить огромный сад на площади в несколько гектаров, — близка многим в разных странах. На помощь молодым из Кореи приезжает бабушка, обладающая недюжинным чувством юмора. Внуки — мальчик и девочка — многому у нее учатся. Но, как обычно бывает, мечты молодых сталкиваются с реальностью. Удастся ли им сохранить семью и вырастить сад — главный вопрос фильма.

«Розовое облако»

Один из лучших фильмов про пандемию, хотя и был задуман еще до нее, в прокате с 1 апреля. Режиссер — Юли Жербази. Премьера бразильской ленты состоялась в январе этого года на фестивале Sundance. На Землю опустилось розовое облако, убивающее людей в течение нескольких секунд. Чтобы не стать его жертвами, всем пришлось укрыться в зданиях, расположенных рядом с местами, где они находились. Главные герои — Джованна и Яго — познакомились накануне на вечеринке, и вот они уже вынуждены жить друг с другом, хотя это им и не всегда нравится. У них рождается сын. Он не представляет себе другой жизни, кроме как взаперти. И им еще повезло. Кто-то остался одиноким или застрял в гостях на долгие годы. Отец Яго оказался заперт с медбратом-сиделкой — и ему в этом также повезло. Все оттенки человеческих отношений показаны в картине в пугающем приближении. Многим она ответит и на вопрос: что будет, если жизнь в онлайн-пространстве победит реальную?

«Порочная связь»

Фильм итальянского режиссера Даниэле Лукетти в прокате с 8 апреля. Основан на романе Доменико Старноне «Фамильный узел». Рассказывает о том, как взаимоотношения родителей непредсказуемым образом влияют на жизни детей. Действие семейной драмы начинается в 80-х годах в Неаполе. Известный радиоведущий признается жене в измене. Та его выгоняет, и он уходит к красивой молодой коллеге. Но через несколько лет возвращается в семью. За всеми этими метаниями наблюдают дети — старшая девочка и ее младший брат. Когда они взрослеют, детские переживания формируют в их характерах не самые лучшие черты. Особенно в том, что касается отношения к родителям. Главную женскую роль в фильме сыграла одна из главных итальянских актрис современности — Альба Рорвахер.

«ЗОЖ»

Фильм производства Польши и Швеции прошел официальный отбор Каннского фестиваля в 2020 году. У нас его можно смотреть с 8 апреля. Режиссер и автор сценария — Магнус фон Хорн. Пожалуй, первая картина, в которой переосмыслена роль звезды с точки зрения ее поведения в социальных сетях. Главная героиня — Сильвия — эталон здорового образа жизни в исполнении красавицы-актрисы Магдалены Колесник. Но у славы есть свои «побочные эффекты» — Сильвия одинока. И в один прекрасный момент ей приходит в голову разоткровенничаться с толпами своих подписчиков. В пламенной речи она, в частности, признается, что у нее нет парня. Через несколько дней у Сильвии появляется преследователь. Но он не похож на красавца с обложки модельных журналов…

А что Россия?

Хотя российские картины на «Оскар» в этот раз и не претендуют, тем не менее в кинотеатрах также есть новинки, которые стоит посмотреть. Фильм «Уроки Фарси» Вадима Перельмана был отмечен еще на Берлинале в прошлом году, а до проката в нашей стране дошел только сейчас. Картина — одна из лучших на тему холокоста. Среди звезд, которые в ней снимались, — Ларс Айдингер. Первый показ фильма «Sheena667» Георгия Добрыгина также состоялся в Берлине. Юлия Пересильд и Владимир Свирский играют в ней молодых супругов, живущих в российской провинции. Однако муж увидел в интернете девушку, живущую в Америке, и она завладела его мыслями целиком. «Книга моря» Алексея Вахрушева соединяет в себе кино документальное и анимацию. Это необычная одиссея морских охотников Чукотки, в которой нет грани между реальностью и мифом. Авторы отправлялись с фильмом в путешествие по Чукотке — о нем писала «РГ».

Между тем

Ставка на игру

Пока старшее поколение смотрит серьезное кино, молодые сметают билеты на экранизацию известной компьютерной игры «Мортал Комбат». Фильм — дебют режиссера Саймона Маккуойда, который у нас вышел раньше, чем в других странах, — 8 апреля, и заработал 23,4 млн рублей только на предварительных продажах билетов. Это рекорд для России. К тому же рейтинг у картины 18+. То есть подростки в зал не попадут — за этим будут строго следить. В фильме много боев, крови, суперкостюмы и столько спецэффектов, сколько не способно вместить обычное кино. Однако фанаты игры выходят с показов разочарованные, что не мешает новым поклонникам все равно штурмовать кинотеатры.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество31 минута назад

Силовики выселили монахинь из уральского монастыря бывшего схиигумена Сергия

Силовики приехали в Среднеуральский женский монастырь бывшего схиигумена Сергия и выселили оттуда монахинь, передает Ura.ru с места событий. К монастырю...

Общество31 минута назад

В Москве суд оштрафовал центр «Насилию.нет» на 300 тысяч рублей по закону об «иностранных агентах»

Перовский районный суд Москвы назначил 300 тысяч рублей штрафа центру помощи пережившим домашнее насилие «Насилию.нет» по закону об «иностранных агентах»...

Общество31 минута назад

Полиция задержали троих сотрудников краснодарского штаба Навального на выезде из города

Полицейские задержали троих сотрудников краснодарского штаба Навального на выезде из города. Об этом «Медиазоне» рассказала координаторка штаба Анастасия Панченко. Кроме...

Доля безналичных платежей россиян обновила рекорд Доля безналичных платежей россиян обновила рекорд
Hi-Tech1 час назад

Доля безналичных платежей россиян обновила рекорд

МОСКВА, 14 апр — ПРАЙМ. Доля безналичных трат россиян за первый квартал выросла на 3,5 процентного пункта — до 59,4%, что стало новым историческим максимумом,...

Работа Зиновьева "Нашей юности полет" переиздана к его 100-летию Работа Зиновьева "Нашей юности полет" переиздана к его 100-летию
Культура2 часа назад

Работа Зиновьева «Нашей юности полет» переиздана к его 100-летию

К 100-летию знаменитого философа и социолога, одного из самых крупных умов русского XX века Александра Зиновьева, переиздана его работа «Нашей...

Культура3 часа назад

Фестиваль «Черешневый лес» откроют в Москве премьерой «Современника»

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» в этом году проходит в столице уже в 21-й раз. Программа, в которой традиционно представлены...

Telegram запустил две новые веб-версии мессенджера Telegram запустил две новые веб-версии мессенджера
Hi-Tech3 часа назад

Telegram запустил две новые веб-версии мессенджера

МОСКВА, 14 апр — ПРАЙМ. Мессенджер Telegram запустил две новые веб-версии приложения, сообщается на сайте мессенджера. Отмечается, что обе новые версии поддерживают...

Mastercard в России запустил новый способ бесконтактной оплаты Mastercard в России запустил новый способ бесконтактной оплаты
Hi-Tech3 часа назад

Mastercard в России запустил новый способ бесконтактной оплаты

МОСКВА, 14 апр — ПРАЙМ. Mastercard, производитель бесконтактных платежных устройств ISBC и разработчик услуг по токенизации Fidesmo придумали брелок, с помощью которого можно опаливать...

Экономика4 часа назад

Ростуризм разработает дополнительные меры поддержки туроператоров

Ростуризм разрабатывает дополнительные меры поддержки туроператоров в ситуации ограничения авиасообщения с Турцией, сообщила руководитель ведомства Зарина Догузова на своей странице...

Экономисты хотят изменить правило бюджета в России Экономисты хотят изменить правило бюджета в России
Экономика4 часа назад

Экономисты хотят изменить правило бюджета в России

МОСКВА, 14 апр — ПРАЙМ. Специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) выступили с предложением изменить в правило формирования российского бюджета, которое действует с 2017 года....

Популярное