Свяжитесь с нами

Культура

Кушать подано

Кушать подано

Опубликовано

Кушать подано

Хотелось, чтобы схлынула истерика. А уж потом высказаться. Именно потому, что слишком много истерики и слишком мало сути. Можно считать эту тему мелкой для серьезной газеты, но я так не считаю. На мой взгляд, тема — очень важная, и если утишить эмоции, то спокойный разбор дает возможность многое понять про нашу сегодняшнюю жизнь, а значит, и про жизнь вообще.

Вы прочитали первый абзац и поняли, про что я? Разумеется. Да-да, я именно про это.

Ольга Бузова и МХАТ. Дело дошло до того, что один известный писатель и пока еще малоизвестный политик сравнивает Бузову с рок-певцами и даже с Александром Вертинским. Сравнение довольно нелепое, в первую очередь потому, что Ольга Бузова — не певица.

И тут возникает серьезный вопрос: а кто она такая? Обладает ли какими-то талантами? Ответ: да, безусловно. Она умеет оседлать наше время, умеет использовать его плюсы и минусы для собственного продвижения. Во все времена есть люди, которые что-либо создают (от театров до домов, от книг до научных открытий), и те, кто пользуется временем для самовыдвижения.

Критерии этого самовыдвижения разные в разные эпохи. Я бы сравнил Бузову, например, с писателями-конъюнктурщиками советского времени. Сегодня главное — стать известным и зарабатывать на этом деньги. Тогда всевозможные привилегии: новая квартира, премии, поездка за рубеж. Были писатели, которые творили, и сегодня мы читаем именно их книги, хотя в советские годы у них, как правило, не было ни званий, ни других благ. Но жили и те, кто, понимая законы советского времени, творили собственное благополучие.

Бузова — человек, творящий лайки. То есть интерес к самой себе. И в этом деле она, без сомнения, чемпион. И, как всякий чемпион, вызывает зависть, поскольку еще и совершенно непонятно, как именно она это делает. Нам придется признать, что творить себя, ничего при этом не создавая, — такой же талант, как любой другой. Кто-то им обладает, а кто-то — нет. У нас есть люди, которые делают что-то лучше других, и этим знамениты. А есть те, кто известен только тем, что известен.

Есть люди, которые делают что-то лучше других, и этим знамениты. А есть те, кто известен только тем, что известен

Это данность, которая существовала всегда. Если продолжать аналогию, многих "известных советских писателей" мало кто читал, однако их знали, несмотря на то, что интернет в то время не изобрели.

Бузову ругать вообще не за что: ее пригласили во МХАТ, она согласилась. И, конечно, сумела раскрутить эту историю по максимуму.

Вторая проблема формулируется особенно истерично: "Какое имел право МХАТ пригласить… неизвестно кого… на свою сцену… ля-ля-ля…"

Многих "известных советских писателей" мало кто читал, однако их знали, несмотря на то, что интернет в то время не изобрели

Действительно, трудно представить, чтобы Бузову пригласил Марк Захаров или Петр Фоменко, Виктор Рыжаков или Сергей Женовач. Но тут надо понимать вот что. Есть театры с определенной эстетикой, а есть те, которые похожи на дорогой ресторан, в котором подается еда на любой вкус. Мы привыкли к первому варианту. Но может быть и второй. "Кушать продано, — как говорится. — Покупайте ту еду, которая по вкусу вам".

Нынешний МХАТ имени Горького готовит спектакли разные и на разный вкус. Театром руководит мощный современный менеджер Эдуард Бояков, который разными — повторю: разными — способами за очень короткий период сделал так, что его театр полон, и о нем говорят.

Приход Бузовой во МХАТ имени Горького никак сущностно не повлияет ни на сам театр, ни на театральное дело вообще. Это яркий эпизод. Эпизод, который будут вспоминать и поминать, но который никак на развитие театра не повлияет. Вот такое блюдо. Нравится — кушайте, не нравится — не надо. Во МХАТе есть выбор.

По поводу святости МХАТа… Я не понимаю, честно, чем приглашение Бузовой хуже, чем, скажем, спектакль "Сталевары"?

Имеет ли право сегодня театр ставить спектакль про Сталина?

С моей точки зрения, чем меньше сегодня говорят о Сталине — тем лучше, чем меньше поминают этого тирана и убийцу — тем правильней. Но, с другой стороны, вспомним, что Сталина в кино и театре играли великие актеры: Гафт, Петренко, Юрский, Збруев… Значит, им было интересно познавать этого, с позволения сказать, человека? И, значит, что бы мы ни говорили, личность Сталина всегда будет вызывать интерес и искусство всегда будет к нему возвращаться. Другой вопрос, как это сделано? Но я не видел спектакль и тут ничего сказать не могу.

И последнее.

Я понимаю, что люди, которые ерничают над Бузовой, ругают Боякова часто делают это совершенно искренне, переживая за МХАТ и за театральное искусство. Замечу еще раз: приход Бузовой на сцену МХАТа может повлиять только на отношение к этому театру разных групп зрителей. И не более того.

Однако среди тех, кто со всей силой истерики говорит об этой ситуации, увы, немало и тех, кто хочет просто возвыситься, обсуждая Бузову и МХАТ. Кто хочет показать свою преданность некоему высокому искусству. Это столь же естественно, сколь и печально.

Нам придется смириться с тем, что театр сегодня может быть более разным и разнообразным, чем мы привыкли. И руководители театров будут использовать разные приемы, чтобы зазвать к себе зрителя. Иногда — художественные. Иногда — не очень.

Это нормально. По-другому просто не может быть. И то, что у нас есть выбор — это хорошо, а не плохо.

На самом деле негативные процессы, которые происходят сегодня в театре, — скажем, диктат режиссерского театра — творятся вовсе не во МХАТе.

Но это — другая история. И другая тема. Куда менее популярная.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Стас Намин начал празднование юбилея с вернисажа в МОМА

Стас Намин начал празднование юбилея с вернисажа в МОМА

Опубликовано

Стас Намин начал празднование юбилея с вернисажа в МОМА

Вряд ли кто-то в отечественной музыке сменил так много увлечений и профессий, как Стас Намин. Гитарист культовой группы 70-х «Цветы» первым открыл независимую радиостанцию SNC, потом одноименную рекорд-компанию. А затем и собственный журнал, без ложной скромности названный «Стас» и продемонстрировавший бескомпромиссность в выборе обложки — на ней красовалась фотография Аллы Пугачевой без макияжа. Но и содержание было затейливым — едким, ироничным, порой саркастичным и критически настроенным, щедрым на образы и смелые решения — словно повторяя характер его главного редактора и издателя. А потом, уже на долгие годы, был создан «Театр Музыки и драмы Стаса Намина», сконцентрировавшийся на рок-операх и мюзиклах.

Но вот о том, что музыкант и театральный продюсер Стас Намин еще и самобытный художник, фотограф и инсталлятор, большинство узнает только сейчас. Благодаря мультижанровой выставке "Противостояние", которая открылась в это выходные в историческом здании Московского музея современного искусства.

Картины, графика, скульптуры, даже видео-арт и инсталляции, а еще — живописная серия портретов рок-легенд, подобной которой, кажется, еще ни у кого не бывало. Посетители сразу разбежались по шести залам выставки, удивляясь тому, когда же Намин столько всего успел и почему раньше не показывал?! Поэтому бенефициару сразу же пришлось объяснять:

"Такая выставка у меня впервые, и я волнуюсь. Потому, что осознаю, что многое, в особенности связанное с видео-артом и инсталляциями, мог бы сделать лучше… Но все-таки, кажется, организаторам удалось представить здесь все то, чем я серьезно занимаюсь последние годы. Мой новый проект "Корни рок-н-ролла" — классическая живописная серия портретов рок-легенд, у которых я учился музыке. Благодаря этим артистам, может быть, утвердился во мне дух свободы…"

А потом все-таки рассказал, как он все успевает: "Я делаю только то, что мне в кайф. И делаю быстро, но при этом никуда не тороплюсь. Вот такой мой совет — как руководство по жизни, которая, как мне кажется, важнее, чем любое искусство".

Странно, если бы он не использовал на этой выставке свои разные таланты и не постарался бы их соединить: инсталляция "Новый Вавилон", например, создана на основе его одноименной картины, а "Невыносимо долгие объятия" — инсталляция, скульптурная композиция с видеомэппингом, посвященная уже пьесе Ивана Вырыпаева с таким же названием.

"Эта выставка олицетворяет все многообразие мира", — рассказывал критикам на вернисаже куратор Третьяковской галереи Кирилл Светляков. И потом добавил: "Для меня она — интересный опыт перемещения в разных пространствах. В первом зале из Москвы мы перемещаемся в Нью-Йорк, далее идут Африка, Индия, Армения, остров Пасхи…"

А вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков даже немного позавидовал: "Стас один из тех людей, которым все интересно. Он такой человек, что всегда много на себя берет и может и поэтому у него все получается?"

Конечно, дело не только в этом. Намин — хороший рассказчик, у него свой взгляд на мир, ему интересны разные жанры искусств, у него много друзей среди рок-звезд, театралов, художников и просто хороших людей. И вот теперь, в 70 лет, он решил впервые рассказать обо всем что думает, видел и делал — уже в формате выставки. Снова рискуя, нарушая границы жанров и ничего не боясь, может, даже не рассчитывая на успех, а только на взаимную искренность.

Но нам, зрителям, так, конечно, только интереснее.

Прямая речь

Стас Намин: Не злите Роберта де Ниро

— Однажды Роберт Де Ниро предложил мне исполнить роль в его фильме. Я долго отказывался, но когда узнал, что там будут сниматься Моника Беллуччи и Мэтт Деймон, то решил попробовать. Однако в последний момент испугался и не пошел на кастинг. Де Ниро мне за это отомстил, назвав персонажа, которого я должен был играть, Стасом. Видите, есть сфера, где я пролетел, как фанера над Парижем, точнее, над Лос-Анджелесом.

Читать далее

Культура

В Венеции фильм «Капитан Волконогов бежал» вошел в основной конкурс

В Венеции фильм "Капитан Волконогов бежал" вошел в основной конкурс

Опубликовано

В Венеции фильм "Капитан Волконогов бежал" вошел в основной конкурс

Новый фильм режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», созданный при поддержке Министерства культуры России, вошел в основной конкурс 78-го Венецианского международного кинофестиваля. Киносмотр пройдет с 1 по 11 сентября. Главную роль в картине исполнил Юра Борисов, продюсеры — Валерий Федорович, Евгений Никишов, Александр Плотников, сопродюсеры — Катрин Кисса, Шарль-Эврар Чехов и Надежда Зайончковская.

"Уверена, участие в основной программе Венецианского кинофестиваля станет отправной точкой для фильма, и он получит признание не только кинокритиков, но и широкого зрителя. Хочу пожелать успехов талантливой команде Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и, конечно же, мы все вместе будем надеяться на победу нашего кино", — отметила Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

"Капитан Волконогов бежал", согласно аннотации, — драма с элементами триллера. Основная тема фильма — путь к прощению. Жизнь главного героя, капитана Волконогова, резко меняется. Обвиненный в преступлении, он скрывается на городской окраине, где встречает вестника с того света. У него есть шанс получить прощение тех, в чей дом он принес смерть. Но на этом пути его ждет множество испытаний. Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге.

"В 2018-м году мы c Алексеем Чуповым участвовали в венецианском фестивальном конкурсе "Горизонты" с фильмом "Человек, который удивил всех", — сказала Наташа Меркулова. — Теперь, три года спустя, мы рады вернуться в Венецию и принять участие в основном конкурсе фестиваля с нашим новым фильмом "Капитан Волконогов бежал". Это большая честь для нас".

Фильм совместного производства России, Эстонии и Франции также получил поддержку фонда развития современного кинематографа "Кинопрайм", Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ "Eurimages", министерства культуры Эстонии и эстонского Фонда кино. Производством занимались — кинокомпании "Место Силы" (Россия), LOOK FILM (Россия), Homeless Bob Production (Эстония), Kinovista (Франция).

Между тем

На канале компании-производителя El Deseo появился тизер нового фильма Педро Альмодовара "Параллельные матери", который откроет Венецианский кинофестиваль в этом году. В России картину в прокат выпустит кинокомпания "Вольга". Увидеть её можно с 11 ноября.

Читать далее

Культура

Фильм Битокова вошел в программу Венецианского кинофестиваля

Фильм Битокова вошел в программу Венецианского кинофестиваля

Опубликовано

Фильм «Мама, я дома» (Mama, I»m home — международное название) режиссера Владимира Битокова и продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова включен в конкурсную программу Orizzonti Extra 78-го Венецианского международного кинофестиваля. Главные роли в фильме «Мама, я дома» исполнили Ксения Раппопорт и Юрий Борисов, для которого этот год поистине триумфальный — он единственный из актеров снялся сразу в двух фильмах основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля (интервью с ним выходило в «РГ»), и вот теперь — Венеция.

Можно сразу поздравить создателей. Картина продюсеров Роднянского и Мелькумова, режиссера Киры Коваленко "Разжимая кулаки" только что получила Гран-При конкурса "Особый взгляд" в Каннах. Битоков — также ученик Александра Сокурова, как и Кира Коваленко, как и Кантемир Балагов.

Действие его нового фильма (а режиссер ранее заявил о себе картиной "Глубокие реки", получившей приз программы кинодебютов на "Кинотавре" в 2018 году), разворачивается в Нальчике, в Кабардино-Балкарии. Тоня — водитель автобуса на окраине. Она с нетерпением ждет возвращения сына, уехавшего воевать по контракту в Сирию. Когда Тоне сообщают, что ее сын убит, она отказывается в это верить. В одиночку Тоня начинает изнурительную борьбу, требуя вернуть ей сына. Но неожиданно на пороге ее квартиры появляется молодой человек… Автор сценария фильма — Мария Изюмова. Оператор-постановщик — Ксения Середа R.G.C.

"Впервые показать фильм зрителю на Венецианском фестивале крайне волнительно, — комментирует режиссер фильма Владимир Битоков. — В то же время это абсолютная радость. Радость, что труд большого количества талантливых и прекрасных людей увидят на фестивале высочайшего уровня. Я искренне благодарен людям, создававшим этот фильм вместе со мной".

"Я очень рад за Владимира Битокова. Очень большой успех молодого режиссера — его второй фильм включен в официальную программу старейшего мирового кинофестиваля, — комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. — Моя стратегия — поддержка молодых талантов, тех смелых и глубоких авторов, которым есть чем поделиться со зрителями. Мне интересны художественно бескомпромиссные авторские высказывания. Такие, как фильм "Мама, я дома". Владимир Битоков — третий после Кантемира Балагова и Киры Коваленко выпускник северокавказской мастерской Александра Николаевича Сокурова, с которым я работаю. И хочу еще раз выразить свое восхищение подвижнической миссией, которую принял на себя выдающийся российский режиссер и педагог".

Справка "РГ"

Orizzonti Extra — новая конкурсная программа, которая впервые пройдет на 78-м Венецианском кинофестивале. Она заменит собой упраздненную в прошлом году организаторами секцию Sconfini, сохранив при этом базовые принципы селекции фильмов. В фокусе Orizzonti Extra — новые тенденции в мировом кино и открытие новых имен на кинематографической карте мира. В программе будут представлены фильмы различных жанров и форматов, оценивать картины будет зрительское жюри, которое присудит приз за лучший фильм.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество54 минуты назад

В Петербурге нашли мертвыми жену и сына отставного адмирала Лобанова, которого насмерть сбила электричка

В петербургской квартире на улице Бутлерова нашли мертвыми жену и сына 86-летнего отставного генерала ВМФ Леонида Лобанова, который 10 дней...

Общество54 минуты назад

В Петербурге нашли мертвыми жену и сына отставного адмирала Лобанова, которого насмерть сбила электричка

В петербургской квартире на улице Бутлерова нашли мертвыми жену и сына 86-летнего отставного генерала ВМФ Леонида Лобанова, который 10 дней...

Общество54 минуты назад

Суд приговорил к 8 годам колонии вора в законе Дато Краснодарского

Краснодарский краевой суд приговорил к восьми годам колонии вора в законе Давида Джангидзе по делу о занятии высшего положения в...

Общество55 минут назад

Суд приговорил к 8 годам колонии вора в законе Дато Краснодарского

Краснодарский краевой суд приговорил к восьми годам колонии вора в законе Давида Джангидзе по делу о занятии высшего положения в...

Общество55 минут назад

Журналиста Сафронова допросили по делу его адвоката Павлова; теперь обвиняемый не сможет общаться с защитником

Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова допросили в качестве свидетеля по делу адвоката Ивана Павлова. Об этом защитник сообщил...

Общество55 минут назад

Журналиста Сафронова допросили по делу его адвоката Павлова; теперь обвиняемый не сможет общаться с защитником

Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова допросили в качестве свидетеля по делу адвоката Ивана Павлова. Об этом защитник сообщил...

Общество55 минут назад

Суд в Ленинградской области отказался выдворять белоруску, задержанную за съемку протестного ролика

Всеволожский городской суд в Ленинградской области отказал в выдворении гражданки Беларуси Жанны Галеевой, задержанной за участие в съемке ролика в...

Общество55 минут назад

Суд в Ленинградской области отказался выдворять белоруску, задержанную за съемку протестного ролика

Всеволожский городской суд в Ленинградской области отказал в выдворении гражданки Беларуси Жанны Галеевой, задержанной за участие в съемке ролика в...

Общество55 минут назад

Минюст внес юрлицо штабов Навального в список «иностранных агентов»

Минюст внес в список «иностранных агентов» одно из юрлиц штабов политика Алексея Навального . В список внесли зарегистрированный в Уфе...

Общество55 минут назад

Минюст внес юрлицо штабов Навального в список «иностранных агентов»

Минюст внес в список «иностранных агентов» одно из юрлиц штабов политика Алексея Навального . В список внесли зарегистрированный в Уфе...

Advertisement

Популярное