Connect with us

Культура

Курентзис исполнил в Москве концерт Шнитке на слова Нарекаци

Published

on

Это выступление должно было состояться в апреле, но, сдвинувшись на осень из-за пандемии, вдруг совпало с трагедией, разворачивающейся в эти дни в Нагорном Карабахе. Хор musicAeterna (хормейстер — Виталий Полонский) исполнил в Большом зале консерватории под руководством Теодора Курентзиса выдающееся сочинение Альфреда Шнитке — концерт для смешанного хора, созданный им в 1985 году на текст великой «Книги скорбных песнопений» (глава III) армянского поэта, мистика и богослова Григора Нарекаци (Х век). Курентзис исполнил в Москве концерт Шнитке на слова Нарекаци

Фото: Александра Муравьева/ MusicAeterna

«Собранье песен сих, где каждый стих/ Наполнен скорбью черною до края…» — тягучее мерное движение этого мотива, наполненного тревогой и ужасом, звучало у musicAeterna как Lacrimosa или пьета, как поток человеческих слез, оплакивающих раздираемый конфликтами современный мир. И суть концерта воспринималась в этот вечер с особым смыслом, впечатляя своим страшным совпадением с реальностью.

Хотя musicAeterna исполняет это сочинение Шнитке давно, именно в этот раз ощущалась острая необходимость в том, чтобы оно прозвучало — шедевр невероятной духовной глубины, «благой текст», источником которого было по преданию ясновидение Григора Нарекаци, увидевшего на озере Ван богоматерь с младенцем. Из 95 песнопений его «Книги» Шнитке взял третью главу — молитву за все человечество: за утешающих и безутешных, судящих и осужденных, добродеятелей и злодеев, через музыку погружая в невербальный смысл текста Григора, в красоту его гимнов богу, его скорби и упований на лучшее, его негромкого монашеского поучения.

У хора musicAeterna, добравшегося до Москвы в неполном из-за пандемии составе (часть музыкантов была приглашена на замену из московских коллективов), сочинение Шнитке прозвучало с невероятным градусом напряжения, с таким исступлением и неистовой силой, словно уже настал Dies Irae (День гнева). Хор звучал как голос человечества, вопрошающий и страдающий, в страхе и трепете переживающий ужас от искаженного им же самим и рушащегося земного мира. Курентзис начинал главу «Книги» со строгого звукового контура аскетичного распева «О Повелитель сущего всего», наращивая и раскрывая хоровой звук, словно лепестки огромного цветка, с взвивающимися сопрано, и тут же сворачивая роскошный звуковой массив в пиано, заставляя вслушиваться в тихое, но твердое кредо: «Ты — то единственное, что безмерно,/ Что в мире подлинно и достоверно».

Звук голосов переливался по группам хора как молитва — общее слово — переходил от распева у низких басов к мощному соборному звучанию, преобразовывался в колокольный перезвон, создавая абсолютное акустическое чудо. Слой за слоем Курентзис набирал в каноне огромный пространственный объем, будто охватывая молитвой, полной надежды, все человечество: «Мои слова ничтожные — мольба, / Которой жажду обрести спасенье». В сложнейшем переплетении голосов слова наслаивались друг на друга, создавали плотности, и, наоборот, высветлялись до прозрачности, сияли на мелодических вершинах, поднимаясь к ликующей «Аллилуйе».

Третья часть концерта звучала как молитва самого Григора, просящего о даровании всем отпущения грехов — «Пусть слезы их обильные текут», в сопровождении высоких женских голосов, подобно ангелам, окружившим молящегося монаха. Хор, словно великое множество людей, приходил в огромное волнение, изображая звуком, как катится камнем в пропасть грешник с «грузом грехов неискупленных». И все это волнующее «человечество» приходило в финале сочинения к умиротворению. У Курентзиса разворачивалось сдержанное торжество песнопения богу, «исцеляющего раны тела и души», постепенно растворявшегося эхом в бесконечной неосязаемой дали. И в этом был смысл послания musicAeterna, с такой пронзительной силой представивших музыкальную интерпретацию поэзии Григора Нарекаци, еще тысячу лет назад горячо молившегося о прекращении распрей и раздоров.

Курентзис исполнил в Москве концерт Шнитке на слова Нарекаци Фото: Юлия Емельянова/ MusicAeternaПрямая речь

Теодор Курентзис, художественный руководитель и дирижер musicAeterna:

— Когда я пришел на репетицию и увидел неполный состав, я был очень пессимистично настроен. Но я не ожидал, что все выйдут и споют как в последний раз. Это какая-то история, с которой я никогда в жизни не сталкивался, и она меня многому научила. Я почувствовал, что за время огромного перерыва, связанного с пандемией, зрители и все мы изменились. Только что я выступал в Германии с радикальной программой современной музыки, и зрители, большая аудитория, так слушали и так чувствовали эту музыку, как я не мог ожидать! И здесь — и в Москве, и в Петербурге — было то же самое. За время локдауна люди многому научились — поняли, что сегодня музыка есть, а завтра ее может не быть. Как и мы сами: сегодня мы есть, а завтра все может измениться. Но музыка — это сокровище, которое лечит раны, большое сокровище, которое нас объединяет.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Танцуют наследие

Published

on

В этом году фестиваль имени Аллы Шелест в Самаре проходит уже в двадцатый раз, но его юбилейную программу пришлось сводить к минимуму. Главный приглашенный балетмейстер труппы Юрий Бурлака предложил идеальный выход из положения: гвоздем фестивальной программы стали три камерных балета Владимира Бурмейстера, классика советского драмбалета. Танцуют наследие

В праздничной «Штраусиане» Бурмейстера партию Актрисы исполняет Ксения Овчинникова. Фото: предоставлено Самарским Театром оперы и балета

В программу вошли «Вариации», «Болеро» и «Штраусиана» — три балета, создание которых разделено десятилетиями. Вечер открывается «Вариациями» на музыку Бизе — постановкой, созданной Бурмейстером на пике признания: он оказался первым советским хореографом, приглашенным в Парижскую оперу. У его «Лебединого озера» оказалась там счастливая жизнь, а в 1962 году хореографа позвали создать уже специально для парижской труппы балет «Три мушкетера». В ходе работы руководство театра сменилось — и новый директор предпочел большой костюмной постановке камерную, предложив музыку «Хроматических вариаций» Бизе. Бурмейстер, танцевальный архитектор большой формы, принял вызов — и представил призрачную мимолетную встречу Поэта и Музы, решенную в неоромантическом стиле.

Совсем иным было «Болеро». Этот спектакль сделан для театра «Эстония» в 1960 году, еще до того, как музыка балета Равеля стала культовой для хореографов. Бурмейстер сохранил эффектную форму испанского национального танца, но придал ему строгость и классическую ясность формы. Финальной точкой вечера выбрана «Штраусиана». Ее премьера состоялась в Москве в октябрьские дни 1941 года, когда город казался на грани сдачи фашистам. Праздничный нарядный спектакль в стиле бидермейер в сопровождении классических вальсов призван был поднимать дух горожан, которые стекались в театр между утренней и вечерней бомбежками. Но и десятилетия спустя после окончания войны картинки из венской жизни пользовались успехом.

В последние годы работы Бурмейстера (он возглавлял балет Театра Станиславского и Немировича-Данченко с небольшим перерывом до 1971 года) все три спектакля объединились в московском репертуаре. Но в последние десятилетия на сцену пытались вернуть — без особого успеха — лишь «Штраусиану». Советское наследие казалось слишком близким, понятным и потому неинтересным. Но в наши дни, всплывая к зрителям в виде немногочисленных ужасных по качеству видеозаписей, оно обнаруживает свой профессиональный и зрительский потенциал. Юрий Бурлака, известный в первую очередь как специалист по академическому балету XIX века, оценил это наследие, которое может исчезнуть на наших глазах так же, как старинные спектакли. Несколько лет назад получив в свои руки труппу Самарского театра оперы и балета, он пошел нестандартным путем. В то время, как другие худруки делали ставку на академический репертуар Петипа, на освоение западной классики XX века, на создание оригинального репертуара, Бурлака объявил о восстановлении манифеста советского драмбалета — «Бахчисарайского фонтана». Спектакль был прекрасно принят публикой — оказалось, что театр больших форм, грандиозных идей, гипертрофированных эмоций и психологической подробности сегодня находит живой отклик.

В силу обстоятельств заполненный лишь наполовину зал умудряется устраивать овации постановкам Владимира Бурмейстера. Но разорванную связь времен восстановить не так просто, даже несмотря на то, что на ее восстановление позвали Маргариту Дроздову — экс-балерину Театра Станиславского и Немировича-Данченко, работавшую еще с самим Бурмейстером. Сложность его балетов в том, что их звучанию недостаточно тщательного воспроизведения текста — нужно наполнить и воздух «между» текстом, между движениями. Это особенно непросто, когда танцовщики лишены сопровождения живого, импульсивного оркестра — по нынешним правилам он звучит в записи (дирижер — Евгений Хохлов).

Театр больших форм, грандиозных идей и психологической подробности сегодня находит живой отклик 

Не помог спектаклю и художник Иван Складчиков, обрамивший весь вечер рамой, оглушающей яркостью кладбищенских искусственных цветов. Его могучие драпировки и тюники-торты лишили визуальной призрачности «Вариации», а утяжеленные испанские костюмы «Болеро» не только подчеркнули не самую эффектную фактуру самарского мужского кордебалета, но и повели зрителей и исполнителей в дебри «Дон Кихота». Тем не менее в труппе нашелся настоящий танцовщик-романтик, которому оказалась впору роль Поэта, — Сергей Гаген, а Анастасия Тетченко с ее опытом классической примы в «Болеро» правильно уловила предельную строгость, истонченную минималистичность бурмейстеровского «Болеро». И вся труппа с упоением отдалась игровой искрометности «Штраусианы», которую не портит даже легкая утрированность эмоций.

Continue Reading

Культура

Самые интересные концерты недели

Published

on

В зале «Зарядье» «Облако в штанах» встретится со «старым искусством», в ГЛАВCLUBе поп-звезда времен расцвета «Нашего Радио» отметит 20-летие своего канонического альбома, в Третьяковке на фоне картин прозвучит полетное меццо-сопрано, а в Академ Джаз клубе на Арбате добавится тепла и света. Самые интересные концерты недели

Фото: ГБУК г. Москвы «МКЗ «Зарядье»

Кто играет: Михаил Пореченков и Камерный ансамбль «Солисты Москвы» (дирижер и солист Юрий Башмет).

Что играет: П. Чайковский — Серенада для струнного оркестра, Andante cantabile (II часть Струнного квартета №1), В. Маяковский — поэма «Облако в штанах», музыкально-литературное действо на музыку И. Стравинского, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Почему идти: Рассказывают, что, обсуждая с Шостаковичем музыку к своей пьесе «Клоп», Маяковский заявил композитору, что обожает оркестры пожарных. Впрочем, в следующем разговоре выяснилось, что поэт любит не только музыку пожарных, но и с удовольствием слушает классику. Актер Михаил Пореченков и музыкант Юрий Башмет намерены совместить бунтарскую поэму Маяковского «Облако в штанах» со «старым искусством», которому бросал вызов поэт-новатор. Выступит ли ансамбль «Солисты Москвы» в роли «оркестра пожарных», остается загадкой.

Где, когда, сколько: КЗ «Зарядье»; 1 ноября (начало в 18.00); 500 — 3 000 руб.

Самые интересные концерты недели Фото: «Т Фестиваль»

Кто играет: Айгуль Ахметшина и Павел Милюков.

Что играет: Антонио Вивальди — «Времена года», М. де Фалья — «7 испанских песен», вариации русских композиторов на испанские темы.

Почему идти: Восходящая звезда мировой оперной сцены Айгуль Ахметшина произвела фурор на прошлогоднем «Т Фестивале» в Новой Третьяковке на Крымском валу. Фестиваль, переехавший в этом году в историческое здание ГТГ, даст возможность звонкоголосой диве из Башкирии повторить свой успех. Подходящее обрамление ее полетному меццо создаст скрипач Павел Милюков — в его исполнении прозвучат «Времена года» Вивальди. А до начала концерта слушатели могут пройтись по залам старой Третьяковки, наслаждаясь искусством мастеров русской живописи.

Где, когда, сколько: ГТГ в Лаврушинском переулке; 31 октября; 6 000 руб.

Самые интересные концерты недели Фото: ООО «Главменеджмент»

Кто играет: Найк Борзов.

Что играет: Русский рок.

Почему идти: Поп-звезда времен расцвета «Нашего Радио», участник классического состава ХЗ и еще минимум полудюжины нашумевших проектов Найк Борзов отметит 20-летие своего альбома «Супермен», который угодил в свое время в ТОП-50 лучших русских записей по версии журнала «Афиша». Разумеется, на юбилейном концерте прозвучат все хиты из «Супермена», но не только они — Найк Борзов, как «маленькая лошадка», вывезет на сцену ГЛАВCLUBа лучшее за три десятилетия своего творческого пути.

Где, когда, сколько: ГЛАВCLUB GREEN CONCERT; 30 октября; 1 000 — 3 500 руб.

Самые интересные концерты недели Фото: Академ Джаз Клуб

Кто играет: Ирина Богушевская.

Что играет: Авторская песня, джаз, босса-нова.

Почему идти: Умная и красивая музыка Ирины Богушевской всегда находит своего слушателя — хоть в огромном концертном зале, хоть в уютном клубе на Арбате. «Никаких маленьких трагедий, их и так полно вокруг, — говорит сама певица. Очень хочется уже тепла и света, хотя бы в музыке!». Уникальная артистка, способная превратить любую песню в спектакль имени самой себя, наполнит слушателей теми самыми чувствами, что дают нам надежду.

Где, когда, сколько: Академ Джаз Клуб; 2 ноября; 3 000 — 6 000 руб.

Самые интересные концерты недели Фото: ООО «Главменеджмент»

Кто играет: Группа «Громыка».

Что играет: Русский рок.

Почему идти: Широко известная в узких кругах и уже претендующая на звание культовой группа из Петрозаводска представит свой очередной альбом «20 000 лет под водой». «Мы надеемся, что наши новые песни прочно войдут в праздничный обиход народов мира и изменят их представления о повседневности», — говорит лидер группы Максим Кошелев. Так или иначе, электронные психоделические твисты, тексты про австралопитеков с явным советским акцентом, каракулевая шапка-«пирожок» и звучание супер-инструмента ФАЭМИ открывают фанатам «Громыки» горизонты для новых открытий.

Где, когда, сколько: ГЛАВCLUB GREEN CONCERT; 29 октября; 500 — 2 100 руб.

Самые интересные концерты недели Фото: ГБУК г. Москвы «МКЗ «Зарядье»

Кто играет: Олег Аккуратов, Анастасия Ведякова, Анна Иванова.

Что играет: Р. Глиэр — Романс для скрипки и фортепиано, Д Шостакович — Вальс №2 из Сюиты для джаз-оркестра, Р. Хозак — «Вечный огонь», Дж. Макхью — «Бомбардировщики», О. Аккуратов — «Родина», Н. Богословский — «Тёмная ночь», В. Соловьев-Седой — «Мы, друзья, перелётные птицы», М. Блантер — «Катюша», Б. Мокроусов — «Одинокая гармонь», А. Новиков — «Смуглянка».

Почему идти: Пианист и вокалист Олег Аккуратов, которого некогда открыл для широкой публики Игорь Бутман, стал сенсацией фестиваля «Триумф Джаза». Юный выпускник Армавирской музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей выступал с такими звездами как Уинтон Марсалис, Ди Ди Бриджуотер и, разумеется, сам Игорь Бутман. Новая программа Аккуратова «В память о Победе», включающая импровизации на темы песен из советских фильмов о войне, должная была прозвучать в «Зарядье» еще в мае, но в силу известных обстоятельств будет исполнена сейчас.

Где, когда, сколько: КЗ «Зарядье» (Малый зал); 29 Октября; 200 — 1 200 руб.

Continue Reading

Культура

На экраны выходят «Ведьмы» Роберта Земекиса

Published

on

В кинотеатрах — «Ведьмы» Роберта Земекиса, автора таких незабываемых фильмов, как «Смерть ей к лицу», «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Кто подставил кролика Роджера». Картину ждали с понятным любопытством: роман Роальда Даля о ведьмах, ненавидящих детей, в 1989 году уже экранизировался Николасом Роугом с Анжеликой Хьюстон в роли Верховной ведьмы. Все были заинтригованы: что нового внесет мастер кинофантазий в ставший популярным сюжет? На экраны выходят "Ведьмы" Роберта Земекиса

Фото: kinopoisk.ru

Книжка эта с появления на свет трактовалась по-разному. Ведьмы были и чисто сказочными существами, и, памятуя об известных убеждениях Даля, метафорой евреев, по версии антисемитов пьющих кровь христианских младенцев. А когда вскипела волна нового феминизма, книгу стали изымать из библиотек как насаждающую в юных читателях ненависть к женскому полу. Много всего было наворочено вокруг сборища темных сил в конференц-зале роскошного отеля, куда приезжает любящая бабушка со своим осиротевшим внуком. И потому публика с интересом ждала нового воплощения сюжета — тем более что к ремейку 2020 года причастны такие люди, как Альфонсо Куарон в качестве продюсера и Гильермо дель Торо, выступивший соавтором сценариста и режиссера Роберта Земекиса.

Между тем на пороге своего 70-летия Земекис испытывал серьезный кризис. Его фантасмагорию «Удивительный мир Марвина» критики назвали худшим фильмом 2018 года, и теперь пресса отслеживала каждый шаг на пути новой картины. Сразу стало известно, что сюжет перенесен из Англии в Алабаму 60-х годов — южный штат США, где шли сражения чернокожих за гражданские права. На роль бабушки приглашена чернокожая Октавия Спенсер — лауреат Оскара, родом как раз из Алабамы. Мальчонку сыграл чернокожий Джазир Бруно, так что ненависть ведьм к мальчонкам теперь может читаться как метафора расизма. Земекис сообщил, что, в отличие от фильма Роуга, который сам Даль назвал ужасным, его картина будет точно следовать литературному первоисточнику. Он это подчеркнул и в официальном названии фильма «Ведьмы Роальда Даля».

Начало картины — иллюстрированная лекция о природе ведьм, для которых изничтожить дитя — как мороженку съесть. Тактично подана автокатастрофа, в которой погибли папа с мамой. Великолепно отыгран шок осиротевшего мальчугана, и совершенно неотразима бабушка у Октавии Спенсер — как вскоре выяснится, единственный живой персонаж фильма. Она пытается вкуснятиной и любимыми песнями вернуть парнишку к живому миру, на миг перекинув бытовой фильм в жанр мюзикла. Но внучок в супермаркете встретит ведьму, и так как в детстве бабушка уже имела дело с нечистой силой, она начнет действовать энергично и бесстрашно. И главные события развернутся в отеле для богачей, куда герои эвакуируются от ведьминых угроз: богатых нечисть не трогает.

За исключением эпизода с подозрительной красоткой в магазине и сказочной стерильности уединенного отеля, фильм пока казался скорее бытовым, чем фантастическим. Но преданные зрители Земекиса ждут зрелища. И не ошибутся: камера будет сладострастно исследовать гнойные волдыри на лысых головах прекрасных дам и акулью улыбку, разрезающую лицо Энн Хэтэуэй (Верховная ведьма) от уха до уха. Здесь поневоле вспомнишь, что среди авторов картины был создатель «Лабиринта Фавна», когда-то мечтавший экранизировать «Ведьм», — возможно, он и передал сравнительно травоядному до сих пор Земекису вкус к червям, опарышам и прочим малоаппетитным личинкам.

Временами картина целиком переходит в жанр компьютерной анимации: по ведьминому велению детишки становятся мышками, и действие протекает на стенах, карнизах и в вентиляционных шахтах, куда метр за метром простираются бескостные руки Верховной. Довольно динамичное, иногда нежно тронутое саспенсом действие часто сбивается зрительским недоумением: почему, например, коварный ведьмин кот никак не учует повсеместно сигающих мышей и не закончит фильм одним ударом лапы. Или: почему бабушка, пусть и умудренная опытом, так вяло реагирует на явление говорящей мышки и так легко верит, что это и есть ее внучек. Или: не заразился ли от ведьм неприязнью к детям сам режиссер, выбравший на ключевые роли актеров маленьких, но обделенных обаянием таланта.

И очень заметны мучения сценаристов, которым, чтобы убедительно написать диалог мышки со старушкой, надо мысленно поставить себя на место мышки, а на это фантазии уже не хватает. В общем, сравнительно резво и даже проникновенно начавшийся фильм теперь обрастает картоном и пластмассой, и от пушкинского «сказка ложь, да в ней намек…» в нем на плаву остаются только два первых слова. Впрочем, Пушкина Земекис, как и Даль, скорее всего, не читал.

Выскажу спорную гипотезу, которая, возможно, вторгается в область подсознания, но все же… Мне показалось, что показанное Земекисом сборище визгливых женщин-заговорщиц, вздумавших навязать человечеству свои представления о справедливости, напоминает не столько о сегрегации чернокожих в южных штатах 60-х годов прошлого века, сколько о ныне бушующем движении феминисток, сумевших обратить борьбу за справедливый паритет в унылую, сокрушающую здравый смысл оперетту. И тогда фильм можно считать страшной местью Земекиса активисткам движения, злой карикатурой на них. Для этой гипотезы есть основания: как известно, еще не так давно «женские марши» в США шагали под плакатом «Мы — внучки ведьм, которых вы не смогли сжечь!».

К счастью, целевая аудитория картины — детишки — ничего такого не заметит. Они будут смотреть страшную, иногда веселую, иногда слезливую сказку про злых баб-яг в пятизвездной избушке на ножках девочки из бабушкиного детства, обращенной ведьмой в большую пеструю курицу.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Танцуют наследие Танцуют наследие
Культура1 час ago

Танцуют наследие

В этом году фестиваль имени Аллы Шелест в Самаре проходит уже в двадцатый раз, но его юбилейную программу пришлось сводить...

Экономика3 часа ago

Кабмин РФ обсудит соглашения, заключаемые при разработке месторождений углеводородов

Читать 1prime.ru в МОСКВА, 28 окт /ПРАЙМ/. Правительство РФ в четверг обсудит соглашения о сервисных рисках и об управлении финансированием, заключаемые при разработке месторождений...

Экономика3 часа ago

Кабмин обсудит проект об обеспечении безопасности объектов информационной инфраструктуры

Читать 1prime.ru в МОСКВА, 28 окт /ПРАЙМ/. Правительство РФ в четверг обсудит правовое регулирование обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, сообщила...

Экономика3 часа ago

Кабмин обсудит выделение средств на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Читать 1prime.ru в МОСКВА, 28 окт /ПРАЙМ/. Правительство РФ в четверг обсудит выделение средств Минфину из своего резервного фонда для предоставления дотаций на поддержку...

Экономика3 часа ago

Кабмин РФ обсудит допфинансирование лечения детей с хроническими заболеваниями

Читать 1prime.ru в МОСКВА, 28 окт /ПРАЙМ/. Правительство РФ в четверг обсудит создание дополнительного источника финансовых средств для лечения детей с тяжелыми жизнеугрожающими...

Экономика3 часа ago

Кабмин РФ обсудит подготовку ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду

Читать 1prime.ru в МОСКВА, 28 окт /ПРАЙМ/. Правительство РФ в четверг обсудит подготовку предприятий ЖКХ и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду, сообщила пресс-служба...

Не хватило одного Не хватило одного
Спорт5 часов ago

Не хватило одного

Московский «Локомотив» потерпел первое поражение в новом сезоне Лиги чемпионов. В матче группового этапа «красно-зеленые» уступили на своем поле действующему...

Германия вводит частичный локдаун Германия вводит частичный локдаун
Экономика5 часов ago

Германия вводит частичный локдаун

Германия – Меркель © РИА Новости Читать 1prime.ru в БЕРЛИН, 28 окт — ПРАЙМ. «Ограниченный карантин» из-за пандемии коронавируса будет введен...

Ученые проследили за распространением коронавируса среди футболистов РПЛ Ученые проследили за распространением коронавируса среди футболистов РПЛ
Наука5 часов ago

Ученые проследили за распространением коронавируса среди футболистов РПЛ

Оказалось, что чаще всего COVID-19 болели полузащитники © Сергей Савостьянов/ТАСС ТАСС, 28 октября. Медики выяснили, что к концу сентября этого...

Возможность участия эпигенетики в эволюции доказали на дрожжах Возможность участия эпигенетики в эволюции доказали на дрожжах
Наука5 часов ago

Возможность участия эпигенетики в эволюции доказали на дрожжах

Ученые считают, что результаты их работы позволяют создать единую теорию эволюции, в которой учтено и влияние эпигенетических факторов © AP...

Популярное