Свяжитесь с нами

Культура

Кто подставил Сальери, и еще три загадочных отравления, которых не было

Кто подставил Сальери, и еще три загадочных отравления, которых не было

Опубликовано

Кто подставил Сальери, и еще три загадочных отравления, которых не было

270 лет назад родился Антонию Сальери — итальянский композитор, дирижер и величайший музыкальный педагог. Сальери написал не менее 40 опер, среди которых «Данаиды», «Тарар» и «Фальстаф», а его опера «Признанная Европа» исполнялась на открытии театра «Ла Скала». Своим учителем его называли Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер и Гуммель. Но судьба сыграла с ним жестокую шутку, и Сальери вошел в историю как возможный убийца Моцарта, а его имя стало синонимом зависти.

Такой репутацией композитор обязан Пушкинскому «Моцарту и Сальери», Римскому-Корсакову, написавшему одноименную оперу, пьесе Питера Шеффера «Амадей» и одноименному фильму Милоша Формана. Миф оказался настолько живуч, что скептиков не смогло разубедить даже решение суда, который в 1977 году оправдал Антони Сальери, доказав его невиновность. Но смерть Моцарта — не единственная загадка истории, которую вряд ли кому-то удастся разгадать.

Эмиль Золя: убийство или несчастный случай

Известный французский писатель, публицист и политический деятель Эмиль Золя скончался в Париже 29 сентября 1902 года. Официальная причина смерти — отравление угарным газом из-за неисправности дымохода в камине.

В тот вечер было холодно и сыро. Слуга разжег камин и супруги Золя уснули. Посреди ночи жена писателя проснулась, почувствовав себя плохо. Но Эмиль сказал ей: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить…». Это были его последние слова. Когда утром слуги, обеспокоенные тем, что хозяева до сих пор не проснулись, вошли в комнату, увидели, что хозяин уже мертв, а хозяйка в глубоком обмороке. Ее чудом удалось спасти.

Казалось бы, несчастный случай. Но следователи обнаружили, что дымоход был заткнут строительным мусором, а на крыше виднелись следы. Но кому они принадлежали — злоумышленникам или рабочим, чинившим накануне крышу, так и осталось неизвестным. Масло в огонь подлил журналист Жан Борель, который в 1953 году в газете «Либерасьон» опубликовал расследование «Убит ли Золя?». Он утверждал, что смерть Золя, возможно, является убийством, и привел в доказательство откровения нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, будто трубочист Анри Буронфоссе признался ему, что намеренно заблокировал дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Людвиг ван Бетховен: фатальное лечение

Людвиг ван Бетховен — один из самых исполняемых композиторов в мире. И его смерть в 1827 году стала для всех большой трагедией и неожиданностью. Композитору было всего 56 лет.

Причину смерти определили точно уже в наши дни — отравление свинцом. Более того, австрийский патологоанатом Кристиан Райтер (Christian Reiter), работающий судмедэкспертом в Венском университете, установил и личность убийцы. Им оказался домашний врач композитора Андреас Ваврух (Andreas Wawruch). Ученый исследовал волосы маэстро, срезанные в последние дни его жизни, и выяснил, что концентрация свинца в них повышалась в несколько раз после визитов доктора. И Райтер предположил, что врач лечил пациента лекарством, содержащим свинец. Для обычного человека доза была безопасной, но у Бетховена был цирроз печени, о чем Ваврух не знал, и ядовитый металл сделал свое черное дело.

Коллега Кристиана Райтера из США Билл Уолш также исследовал останки композитора и сделал вывод, что свинец накапливался в тканях Бетховена годами, а не в последние месяцы его жизни. Но обо исследователя сошлись в одном — композитор тяжело болел, и свинец точно сыграл свою губительную роль в его безвременной кончине.

Алан Тьюринг: Белоснежка и откусанное яблоко

Алан Матисон Тьюринг — английский математик, логик и криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики. Его считают основоположником не только вычислительной техники, но и искусственного интеллекта. Именно он разгадал секрет «Энигмы», придумав устройство «Бомба», которое позволяло читать практически все сообщения «люфтваффе». Заслуги Алана Тьюринга были по достоинству оценены: после разгрома Германии он был удостоен звания кавалера Ордена Британской империи 4-й степени. Также он был принят в Национальную физическую лабораторию в Лондоне, потом был назначен заместителем директора вычислительной лаборатории Манчестерского университета. Точку в его феноменальной карьере в 1952 году поставил суд по обвинению в нетрадиционной сексуальной ориентации. Скандал стал достоянием публики, и ученый подвергся осуждению.

8 июня 1954 года Тьюринг был найден мертвым в своем доме в Уилмслоу близ Манчестера. Смерть наступила от отравления и была признана самоубийством. Но прощальной записки Тьюринг не оставил, зато в его доме нашли список дел, которыми он планировала заняться в ближайшие выходные.

Так, действительно ли это было самоубийство или все-таки злой рок? На прикроватной тумбочке обнаружили откусанное яблоко (а Тьюринг был известным любителем яблок), и сразу же поползли слухи, что яд был именно в нем. Автор биографии Тьюринга Эндрю Ходжес предположил, что так ученый воссоздал сцену из мультфильма Уолта Диснея Белоснежка 1937 года — любимой сказки учёного. Эту версию поддержал и друг Тьюринга Алан Гарнер, который в 2011 году написал об этом в своей статье для The Guardian.

Однако позже современные исследователи опровергли эту версию и доказали, что отравление было вызвано вдыханием паров синильной кислоты, выделявшихся аппаратом для гальванического золочения Намеренно ли Тьюринг что-то сделал с химикатами или это было всего лишь небрежная случайность — этого мы уже не узнаем.

Но откусанное яблоко великого математика Тьюринга все же вошло в историю, став прототипом логотипа компании Apple. По крайней мере, многие верят в то, что все было именно так. Жаль, что эту легенду опроверг сам Стив Джобс: «Это неправда, но я бы хотел, чтобы это было правдой».

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Современники Рыжакова

Современники Рыжакова

Опубликовано

Современники Рыжакова

Театр «Современник» 15 апреля начинает праздновать 65-летие. Какой масштаб примет этот юбилей? Какой он — новый «Современник» сегодня? О премьерах и реконструкциях событий прошлых и будущих лет «Российской газете» рассказал художественный руководитель театра, режиссер Виктор Рыжаков.

Чем серьезнее наследие, тем его сложнее сохранить, — это ваши слова. А как рассказать о великом наследии за один вечер?

Виктор Рыжаков: Первая особенность юбилейного праздника заключается в традиции "Современника" — не ограничивать событие одним днем. Начинается все 15 апреля, потому что в ночь с 14-го на 15 апреля как раз состоялся первый спектакль "Вечно живые" тогда ещё Студии молодых актеров, поэтому именно этот день считается днем рождения "Современника". Сами создатели театра когда-то так решили. Это компания отважных выпускников школы-студии последних лет: Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачев и Лилия Толмачева. Коллективная память зафиксировала именно эти имена. Они были группой, заложившей первые "кирпичи" будущего театра. Редко сегодня вспоминают, хотя это известный факт, что в этой компании у истоков замысла был и Анатолий Эфрос. Они с Олегом Ефремовым были старшими и их идеологическое лидерство было безусловным, будущие великие режиссеры слушали и доверяли друг другу . И планы строили совместные — но разошлись на простом, хотя и на очень принципиальном вопросе. Ефремов говорил о коллективе и коллективном строительстве: главное — построить новый театр, организовать своё новое дело, не похожее на других, со своим особенным языком. А Эфрос ставил акцент на том, что нужно делать спектакли — "вот что самое главное". В этом они расходились.

А вы с кем, ближе к кому — к Эфросу или Ефремову?

Виктор Рыжаков: Наверное, я все-таки больше по строительному делу… Всегда хочется сделать не просто спектакль, а что-то заложить на будущее, на перспективу! Основу взаимных связей, отношений, которые пригодятся потом. Не одним днем живем. Начиная репетировать любой новый спектакль, всегда продолжаю то, что для меня кажется самым важным во всей жизни, о чем невозможно не говорить… И вот, возвращаясь к особенностям традиции театра: никогда "Современник" не укладывался в один день — начинали представлять праздничные события с 15 апреля, а заканчивали 15 мая, когда уже на Чистых прудах начиналось настоящее лето. Так что ничего удивительного: в этом году на юбилейные события отводим традиционный месяц и еще чуть-чуть!

Все-таки уточню: юбилей — на месяц или на весь год?

Виктор Рыжаков: Да, программа рассчитана у нас на целый юбилейный год. Но ближайший месяц — месяц самых активных событий. Пятнадцатое встретим в работе и представим зрителям премьеру, спектакль Владимира Панкова по одноименному роману Сомерсета Моэма "Театр". В спектакли заняты корифеи театра: Елена Миллиоти, Виктор Тульчинский, Владимир Суворов и другие замечательные артисты театра. И также представим совсем юное поколение, на сцене будет почти полсотни человек… В заглавной партии в роли Джулии — народная артистка Елена Яковлева. Принципиально для нас — отмечать день рождения в работе, в которой участвует весь театр. Еще важно, что на сцену выйдут люди разных поколений: старейшие артисты театра и молодежь, последний выпуск Школы-студии МХАТ…

Мне близка логика основателей театра — невозможно всё важное вместить в один день. Большая ответственность перед зрителями. Кроме премьеры у нас задумана большая выставка в Музее современного искусства. Совместно с Василием Церетели и его командой мы придумали проект "Современник. Начало", который осуществляет Алексей Трегубов как художник-куратор. На месяц история "Современника" поселится в здании музея на Гоголевском бульваре. Выставка посвящена первым десяти годам жизни "Современника", когда закладывался сам фундамент театра, сумевшего прожить 65 лет. Как всеми признано — счастливых лет. Никогда не было проблем со зрителем, залы всегда были полны. Этому феномену -как серьезно было "заквашено" дело — и будем следовать. А в Музее современного искусства — в семи комнатах разместится история семи первых спектаклей "Современника".

В Музее современного искусства в семи комнатах разместится история семи первых спектаклей "Современника"

Когда откроются эти семь "исторических" комнат?

Виктор Рыжаков: К 27 апреля, поэтапно. Это не просто выставка, а перформативный проект. Мы соединяем историю театра и художников современного искусства, которые преломляют взгляд на "Современник" через время. Параллельно с инсталляциями художников будут звучать аудиозаписи, в воссозданном пространстве маленькой сцены будут идти реальные репетиции театра с участием наших актеров. Поэты современниковские (а они у нас крутые!) будут проводить творческие вечера. Артисты будут читать Чехова в продолжение замечательного "антивирусного" проекта "Доктор Чехов". А группа молодых артистов с драматургом Олжасом Жанайдаровым и режиссером Еленой Ненашевой займутся реконструкцией худсовета легендарного спектакля "Макбет", который был не принят худсоветом и так не вышел. Там так много важного из нашей истории.

На протяжении всего этого года в театре работает режиссерско-драматургическая лаборатория "Семь" (по числу основателей). Молодые режиссеры, драматурги, молодая гвардия ребят и труппа театра одной командой будут создавать пьесы, что-то мы увидим на сцене. Одна из работ называется реконструкция — это исследование исторического отрезка жизни театра, в котором воссоздаются сегодняшним языком театральные события тех лет — и вдруг открываются метаморфозы и наших дней, и нашего прошлого.

Дебют в кино Олега Ефремова — фильм "Строится мост", в котором была занята вся труппа театра, тоже будет демонстрироваться в рамках выставки-инсталляции. Вообще это очень большой серьезный проект для нас, он будет открыт до 1 июня.

Следующая история юбилейной программы — создание документального видеоархива театра под руководством Владимира Раевского , фиксация свидетелей о том, как рождался "Современник" и как закладывалось его будущее! Так важны документированные тексты тех лет. Все были принципиальны и честны друг перед другом. Они мечтали о театре, который не будет пафосным, но будет искренним, не будет на котурнах, но позволит доверительно общаться со своим зрителем, будет говорить на языке, понятном и близком современному человеку. И "Современник" восстанавливал такое равновесие в театре, и рождался как театр современной драматургии, театр, говорящий на языке своего времени.

Пятьдесят шестой — год открытия театра, начало "оттепели". Вы пришли в "Современник" в 2020-м, в разгар пандемии, когда вся жизнь вдруг переместилась в интернет. Общение онлайн -это и есть теперь понятный всем новый язык "современников", театра и зрителя?

Виктор Рыжаков: Этот опыт уже никуда не денешь. Для молодежи это одно из главных средств повседневной коммуникации, и диджитал-программы, связанные с новой реальностью, определяют уже завтрашний день театра. Для меня всегда это было интересно, но никогда не было главным. Это часть реальности, в которой мы живем, избежать ее невозможно никому, и театру тоже. Пандемия просто не оставила нам выбора: без новых технологий нельзя было даже связаться друг с другом. А так как все хотели продолжать работать, то и фантазия стала работать на всю катушку. Опыт интересный. Сейчас есть технологии, когда можно чувствовать даже запахи того, что видишь на экране. Но все же наша цель — чтобы не пропало ощущение реальной жизни, протекающей здесь и сейчас. Мы придумали себе программу "Будущее в прошлом/ Future in the past". Для того, чтобы возвращаясь к традициям первых десяти лет театра, — понять, с чего все началось, как это было придумано, как было сделано. Ведь это не легенды, не мифы — как в "Современник" ломились, как зрители висели на люстрах, ночами стояли в очередях за билетами… Что их сюда влекло? Нам бы очень хотелось, чтобы мечта от создателей театра — о "жизни человеческого духа" — осталась нашим главным делом, ради чего и мы не зря ломаем копья…

Читать далее

Культура

Ню и вожди

Ню и вожди

Опубликовано

При имени фотографа Наппельбаума многие могут вспомнить Ленина анфас с хитрым прищуром. Или Дзержинского в фуражечке. За Наппельбаумом, чьи портреты вождей революции печатались в советских учебниках истории, тянулась стойкая репутация фотографа официального, «правительственного». Не всякий мог разглядеть за этим шлейфом художника. А выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум», открывшаяся в Музее современной истории России, как раз об этом. О творчестве мастера — оригинального, разнообразного, открывшего перед фотографией новые горизонты.

Открывается выставка с обнаженной натуры: "Ню и ретушь", "Ню со спины" — особая техника печати словно переносит тонкие женские тела с фотобумаги на гравюру. Эти работы демонстрировались на первой выставке Наппельбаума в Санкт-Петербурге в 1918-м — наряду с жанровыми фото и портретами исторических деятелей. В том же году по заданию председателя ВЦИК Свердлова он организует Первую Государственную фотографию — и начинает работать над галереей советской элиты.

— Его не зря сравнивают с Рембрандтом, — говорил на вернисаже куратор выставки известный фотограф Виктор Горячев. — Он одним из первых начал работать с единственным источником света, но никогда не высвечивал людей в лоб, у него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет.

Как, скажем, режиссер Григорий Козинцев на фото начала 30-х: лицо анфас вплывает к зрителю из полумрака, черты лица частью еще скрыты, частью вот-вот появятся перед зрителем… Стиль Наппельбаума, действительно картинный, выросший из передвижнического портрета, укладывался как влитой в консервативный художественный вкус большевистского руководства. И оттачивался, превращая фотографа в мастера психологических изображений. Похожий на киногероя Зиновьев, томная Лариса Рейснер, решительный Луначарский в пенсне с заметно большими диоптриями, Бонч-Бруевич, по-чеховски подпирающий рукой подбородок, по-крестьянски прищуривающийся в объектив Лысенко. Тут же Ленин с Дзержинским, входящий в свет Берия начала 30-х в украинской свитке с неаккуратно завернувшимся воротничком. На выставке нет ростового портрета Сталина в белом кителе — портрет будущему вождю очень нравился, что и спасло Наппельбауму жизнь в 30-х, но есть несколько крупных планов вождя, тоже не из числа шаблонных.

— Он видел в человеке суть и умел вступать со своими героями в быстрый контакт, — говорит хранитель коллекции Наппельбаума его внук Эрик Львович. — Посмотрите — все же герои мысленно, глазами разговаривают с вами.

А Надежда Константиновна Крупская, судя по недобро суженным глазам, ими ругается. Наппельбаум требовал от своих героев полного подчинения, а вдова Ильича, не успевал он, усадив ее как надо, вернуться к аппарату, меняла положение. И так раз за разом. Пока мастер не сказал ей, 70-летней: "Деточка, не балуйтесь!" Она послушалась.

Его не зря сравнивают с Рембрандтом… У него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет 

На выставке множество отысканных Эриком Львовичем в архиве деда и прежде не выставлявшихся работ, например, групповое, поставленное Наппельбаумом, его фото с учениками, по композиции вызывающее ассоциации с сюжетом Тайной вечери. Герои снимка будто бы движутся и лишь на секунду замерли перед объективом — Наппельбаум был мастером рассадки не в меньшей степени, чем в работе со светом.

Он снимал до середины 50-х, в галерее портретов советских писателей и ученых вдруг встречаешь юного Мстислава Ростроповича с виолончелью, начинающую актрису Театра Советской армии Людмилу Касаткину, послевоенного Сергея Образцова… Напротив висит знаменитое изображение Анны Ахматовой 20-х годов. Все та же единственная лампа, четко очерченный профиль, нос с горбинкой. Действительно — портрет-камея, как назвал его Наппельбаум.

Читать далее

Культура

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о восстановлении полной посещаемости музея

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о восстановлении полной посещаемости музея

Опубликовано

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о восстановлении полной посещаемости музея

Пушкинский музей сегодня принимает максимально допустимое число посетителей. Об этом рассказал заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определенов.

По его словам, посещаемость после пандемийных ограничений восстановилась: "Люди вернулись в музей, сейчас у нас 100% наполняемость с учетом ограничений Роспотребнадзора".

— П​очти все билеты раскуплены на две недели вперед, — приводит его слова РИА Новости.

Вместе с тем музей не намерен отказываться пока и от онлайн-проектов. Лекции и экскурсии по выставкам доступны в виртуальном формате. "В разделе билетов теперь всегда можно выбрать и мероприятия "Виртуального музея", подчеркивает замдиректора Пушкинского.

Одна из ближайших новых выставок откроется в музее уже 20 апреля — "Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина". Впервые основной темой экспозиции станет не живопись, а керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Правительство согласовало нормы об обязательной маркировке животных Правительство согласовало нормы об обязательной маркировке животных
Экономика3 часа назад

Правительство согласовало нормы об обязательной маркировке животных

МОСКВА, 15 апр — ПРАЙМ. Законопроект Минсельхоза, устанавливающий нормы об обязательном учете и маркировке животных, получил положительное заключение правительства, в Госдуму его внесут осенью,...

СМИ: Вашингтон введет санкции против россиян и вышлет дипломатов СМИ: Вашингтон введет санкции против россиян и вышлет дипломатов
Экономика4 часа назад

СМИ: Вашингтон введет санкции против россиян и вышлет дипломатов

МОСКВА, 15 апр — ПРАЙМ. США введут санкции против 12 россиян и 20 российских организаций, а также вышлют десять российских дипломатов из-за приписываемых...

В мире4 часа назад

В США отложили решение о возобновлении вакцинации препаратом J&J

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Независимая консультативная группа при Центрах по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) в среду отложила...

В мире5 часов назад

Турецкие СМИ сообщили об отмене прохода кораблей ВМС США в Черное море

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Соединенные Штаты уведомили власти Турции об отмене прохода через Босфор в Черное море двух своих...

В мире6 часов назад

Президент Туркменистана стал председателем верхней палаты парламента

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов избран председателем Халк Маслахаты (Народного совета) в составе нового двухпалатного парламента...

Эксперимент по маркировке БАДов начнется во второй половине апреля Эксперимент по маркировке БАДов начнется во второй половине апреля
Экономика7 часов назад

Эксперимент по маркировке БАДов начнется во второй половине апреля

В правительство внесен проект постановления о запуске эксперимента по маркировке биологически активных добавок к пище, сообщили в Минпромторге. Пилот продлится...

В мире7 часов назад

Второй эсминец ВМС США вышел в направлении Черного моря

Есть обновление от 02:51 →Турецкие СМИ сообщили об отмене прохода кораблей ВМС США в Черное море Москва. 14 апреля. INTERFAX.RU...

В мире7 часов назад

Грузия вслед за США и НАТО решила вывести свои войска из Афганистана

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Вывод грузинского контингента из Афганистана будет происходить по согласованному с НАТО графику и в координации...

В мире8 часов назад

Все 30 стран НАТО обеспокоены действиями РФ на границе с Украиной

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Госсекретарь США Энтони Блинкен на совместной с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и главой Пентагона Ллойдом...

Определились полуфинальные пары Лиги чемпионов Определились полуфинальные пары Лиги чемпионов
Спорт8 часов назад

Определились полуфинальные пары Лиги чемпионов

В среду вечером стали известны последние участники полуфинала Лиги чемпионов. Ими стали «Реал» и «Манчестер Сити». В полуфинале всех любителей...

Популярное