Свяжитесь с нами

Крупный генетический центр откроется в «Сириусе» до начала 2022 года

Крупный генетический центр откроется в "Сириусе" до начала 2022 года

Опубликовано

Ученые из «Сириуса» также планируют найти у долгожителей гены, защищающие от болезней пожилого возраста

МОСКВА, 17 мая. /ТАСС/. Генетический центр, состоящий из десяти лабораторий, и соответствующие магистерские программы откроются в университете "Сириус к началу учебного года, сообщил в понедельник в интервью "Известиям" директор Научного центра генетики и наук о жизни вуза Евгений Рогаев.

"Олимпийский медиацентр переоборудуют в огромную генетическую лабораторию. Говорят, что он откроется к началу учебного года, но мы думаем, что наш переезд может затянуться. В любом случае мы намерены въехать в новые помещения до начала 2022 года. <…> Для этого (работы в лабораториях — прим. ТАСС) уже в этом году мы открываем магистерские программы университета "Сириус", — рассказал Рогаев, отметив, что будет запущена специальная программа "Генетика и генетические технологии".

В строящемся корпусе площадью 9 тыс. квадратных метров будет находиться десять лабораторий по направлениям генетика, иммунология и биомедицина, нейробиология, генная терапия, биотехнология, биология и биотехнология растений, геномное редактирование животных, спортивная медицина, биоматериалы, наномедицина. Возможно позже удастся открыть направления молекулярная онкология, аквабиология и экология, добавил директор центра. Он подтвердил, что оборудование для лабораторий закуплено на 2 млрд рублей, а некоторые подаренные приборы стоят $1,5 млн.

Среди приоритетных научных направлений, которые будут развиваться в новых лабораториях "Сириуса", Рогаев в беседе с изданием отметил создание генотерапевтических препаратов для иммунотерапии онкологических заболеваний, технологии для генной терапии наследственной слепоты, наноматериалов для особо чувствительной диагностики или биоактивных материалов для восстановления кожного покрова.

Поиск генов, защищающих от болезней пожилого возраста

Ученые Научного центра генетики и наук о жизни исследуют геномные механизмы, связанные с процессом старения людей, и планируют найти у долгожителей гены, защищающие от болезней пожилого возраста.

"Наша цель на первом этапе — закончить секвенирование (определение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК — прим. ТАСС) геномов ста человек. Если я не ошибаюсь, у нас в стране насчитывается не менее 20 тыс. столетних. Главная задача — найти у долгожителей гены, которые защищают их от общих болезней пожилого возраста, таких как атеросклероз, рак, болезнь Альцгеймера", — рассказал газете Рогаев. Он добавил, что ученых из "Сириуса" особенно интересуют процессы старения мозга.

Рогаев также отметил, что в задачи ученых центра входит определение того, какие геномные участки и гены меняются эпигенетически (без изменения нуклеотидной последовательности молекулы ДНК — прим. ТАСС) при старении нейронов мозга.

Научно-технологический университет "Сириус" — проект фонда "Талант и успех" для студентов и молодых ученых. Задача университета — сформировать непрерывный образовательный и карьерный трек для талантливых школьников, студентов, ученых и специалистов. Университет реализует собственные и сетевые программы высшего образования — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, созданные в партнерстве с ведущими университетами и научно-исследовательскими институтами. В 2019 году "Сириус" запустил первые краткосрочные образовательные программы в партнерстве с ведущими российскими компаниями и университетами.

Нажмите, чтобы прокомментировать

Наука

В ВШЭ сообщили, что РФ стала лидером по росту числа публикаций об искусственном интеллекте

Опубликовано

По данным университета, значительная часть российских исследований и разработок в этой области сосредоточена в Москве

МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Россия последние пять лет демонстрирует самый высокий рост количества научных статей в области искусственного интеллекта (ИИ). Такие выводы содержатся в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, опубликованного в четверг.

"За последние пять лет Россия вышла на 17-е место среди топ-30 стран по числу публикаций в области ИИ (4,8 тыс.) и демонстрирует самые высокие темпы роста публикационной активности (в 2,6 раза по сравнению с 2011 — 2015 годами, при среднемировом значении 1,3)", — говорится в результатах анализа публикационной активности по тематике "искусственный интеллект" на основе базы данных научного цитирования Web of Science Core Collection.

Отмечается, что при сохранении текущих темпов роста во всех рассматриваемых странах Россия сможет достичь седьмого места к 2025 году, а к концу 2030 года будет уступать только Индии, Китаю и США.

При этом, как выяснили в ВШЭ, значительная часть российских исследований и разработок в области ИИ сосредоточена в Москве. Среди 36 мировых городов столица России находится на 17-й позиции по числу публикаций в данной области (2 003). Для сравнения: у лидеров Пекина и Шанхая — 19 602 и 7 161 соответственно. Однако по среднему числу цитирований Москва находится на предпоследнем месте (2,9 цитирования на одну публикацию).

В Москве наибольшее количество публикаций в сфере ИИ за период 2016 — 2020 г. г. подготовили исследователи НИУ ВШЭ (271), МФТИ (232), МИФИ (226), МГУ (195) и Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН (193). Из регионов в топ-20 вошли Южный федеральный, Казанский федеральный, Уральский федеральный, Томский государственный, Томский политехнический, Волгоградский государственный технический университеты и Университет Иннополис, а также ряд университетов Санкт-Петербурга.

"Серьезный вызов для исследовательских центров — уровень и качество международной интеграции. Среди топ-10 российских организаций, ведущих исследования и разработки по направлению ИИ, в среднем каждая пятая публикация готовится вместе с зарубежными коллегами, в то время как организации из мирового топ-10 в международном соавторстве издают не менее трети научных статей", — отмечается в исследовании НИУ ВШЭ.

Наука

Латимерии могут жить почти до ста лет. Это в пять раз больше, чем ожидали ученые

Опубликовано

Такой вывод биологи сделали после изучения чешуи «живых ископаемых», которая может служить аналогом годичных колец деревьев

ТАСС, 17 июня. Французские биологи измерили возраст латимерий и обнаружили, что эти "живые ископаемые" могут прожить почти до ста лет. Это в пять раз выше прошлых оценок и сопоставимо со сроками жизни самых долгоживущих рыб. Результаты исследования опубликовал научный журнал Current Biology.

"[Кроме того,] мы вычислили точную скорость роста этих рыб: оказалось, что они увеличиваются в размерах значительно медленнее остальных морских рыб", – рассказал один из авторов работы, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института эксплуатации моря (Франция) Келиг Махе.

"Живые ископаемые" – существа, которые дожили до наших дней в том виде, в котором их предки возникли десятки и даже сотни миллионов лет назад, привлекают большое внимание ученых. К ним относятся, например, пресноводные африканские рыбы-рогозубы, у которых есть и жабры, и легкие, а также лопастеперая рыба латимерия, которая обитает на глубоководье у берегов Мадагаскара.

Оба вида появились на Земле почти 400 млн лет назад. Большая часть особей вымерла, не выдержав конкуренции с более приспособленными потомками. Тем не менее, небольшие популяции латимерий и рогозубов дожили до наших дней в изолированных экосистемах, где их существованию не угрожают другие виды рыб.

В ходе нового исследования Махе и его коллеги узнали еще одну необычную особенность латимерий. Изучая структуру чешуи трех десятков латимерий, пойманных у берегов Мадагаскара в последние несколько десятилетий, исследователи пришли к выводу, что те могут жить больше сотни лет.

Дело в том, что чешуя увеличивается вместе с остальным телом рыбы, благодаря чему можно оценить скорость ее роста и возраст – по числу своеобразных "годичных колец" в каждой чешуйке. В прошлом ученые уже пытались оценить возраст и сроки жизни латимерий на примере чешуи около десяти рыб. Тогда исследователи пришли к выводу, что латимерии живут около двух десятков лет, и при этом очень быстро растут.

Этот результат вызвал среди биологов много споров, так как он не сочетался с медленным обменом веществ, крайне длинным  жизненным циклом и низкой плодовитостью латимерий. Махе и его коллеги перепроверили выводы коллег, воспользовавшись тем, что в Национальном музее естественной истории в Париже хранилась одна из самых больших коллекций чешуи и костей латимерий.

Благодаря новым методам микроскопии ученые разглядели тончайшие линии, которые разделяют годичные слои в каждой чешуйке латимерий. Изучив их структуру и расположение, Махе и его коллеги вычислили типичную скорость роста "живых ископаемых" и определили точный возраст всех рыб из музея.

Оказалось, что латимерии были самыми медленно растущими и долгоживущими рыбами своих размеров. Типичный возраст рыб из музея составлял около 50-70 лет, а самая пожилая особь прожила более 85 лет. По скорости роста "живые ископаемые" уступали практически всем существующим рыбам и были сопоставимы с глубоководными акулами и исландскими бериксами, особи которых предположительно могут прожить около 150 лет.

Также ученые обнаружили, что самки латимерий вынашивают икру на протяжении примерно пяти лет, тогда как половой зрелости они достигают лишь в 40-69 лет. Столь медленный цикл размножения делает латимерий крайне уязвимыми для резких перемен климата и других угроз, в том числе хищнической рыбной ловли.

В скорлупе яиц британских чаек нашли пластификаторы

В скорлупе яиц британских чаек нашли пластификаторы

У птенцов из таких яиц шансов выжить гораздо меньше, чем у обычных

ТАСС, 17 июня. В яичной скорлупе чаек, которые обитают у южных берегов Великобритании, экологи обнаружили фталаты – пластификаторы, которые используют при производстве пластмассы. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Marine Pollution Bulletin.

"Наши наблюдения показывают, что чайки-матери передают своему потомству не только полезные питательные вещества, но и фталаты и токсичные продукты их взаимодействий с жирами. В частности, в наиболее загрязненных пластификаторами яйцах оказалось довольно мало витамина Е и много – поврежденных молекул жиров", – рассказал один из авторов работы, профессор Эксетерского университета Джон Блаунт.

Каждый год в сточные воды и на свалки попадает примерно 300 млн тонн пластикового мусора. Большая его часть не разлагается и остается в почти нетронутом виде десятки и даже сотни лет. Блаунт и его коллеги выяснили, что накопление пластикового мусора в Мировом океане негативно повлияло на прибрежные экосистемы Великобритании. Они пришли к такому выводу, изучая химический состав скорлупы яиц чаек, которые обитают в окрестностях города Корнуолл на юго-западе Англии.

Ученые собрали 13 чаячьих яиц из разных кладок и изучили структуру их скорлупы, ее химический состав, содержимое белка и желтка. Во всех яйцах ученые нашли значимое количество фталатов – эфиров фталевой кислоты. Эти соединения широко используются в промышленности, чтобы увеличить гибкость, прозрачность и долговечность пластика.

Фталаты могут накапливаться в организме людей и животных и взаимодействовать там с жирами, в результате чего образуются токсичные соединения. Поэтому производство и использование фталатов во многих государствах Европы, Канаде и других странах первого мира несколько лет постепенно свертывается.

Пока ученые не могут точно сказать, как фталаты попали в организм чаек. Это могло произойти как опосредованно, вместе с поедаемой рыбой, так и напрямую – если птицы проглатывали фрагменты пластика. При этом Блаунт и его коллеги отмечают, что попадание фталатов в скорлупу, желток и белок яиц значительно снизило их жизнеспособность, в том числе за счет уменьшения запасов питательных веществ, которые зародыш использует для роста. Это в очередной раз показывает, что нужно сокращать объемы выбросов пластика в океан и очищать его от уже имеющегося мусора, подытожили исследователи.