Свяжитесь с нами

Культура

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

Опубликовано

Коллекция рецензий, коты и Гоголь: факты о Михаиле Булгакове

15 мая исполнилось 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Сегодня писатель — один из самых любимых: его фамилия не сходит с театральных афиш, к его произведениям то и дело возвращаются в кино (на днях стало известно, что летом приступят к съемкам очередной экранизации «Мастера и Маргариты», режиссер Михаил Локшин), а читатели называют его одним из важнейших отечественных авторов — согласно опросу книжного сервиса MyBook, такого мнения придерживаются почти 95 процентов опрошенных. Но при жизни Михаила Булгакова, конечно, все было иначе. В день рождения классика «Российская газета» предлагает вспомнить некоторые интересные факты о нем.

Михаил Булгаков коллекционировал разгромные рецензии о себе

Писатель постоянно просматривал прессу, а отзывы критиков о своих произведениях вырезал и помещал в специальный альбом. Соотношение, к сожалению, было удручающим: по подсчетам самого Булгакова, за десять лет "похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298". Чаще всего его ругали за сочувствие белогвардейцам и их идеализацию. В рядах критиков был и Владимир Маяковский, который в отношении коллеги полумерами не ограничивался, предлагая, например, освистать "Дни Турбиных" прямо во время спектакля.

"Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом", так вспоминала об этой коллекции вторая супруга писателя Любовь Белозерская.

Кота Бегемота назвали в честь собаки писателя

Знаменитый подельник Воланда Кот Бегемот, как это ни странно, получил свое имя благодаря псу писателя — Михаил Афанасьевич очень любил свою черную собаку по кличке Бегемот. Говорят, она была на редкость умна. А вот к кошкам писатель был равнодушен, та же Любовь Белозерская писала: "Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку".

Ну и куда же без "Собачьего сердца", преданной собаки Понтия Пилата Банги — именно она разделила с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества, а ведь был еще пес Жак из фантастической пьесы "Адам и Ева"… Так что, кошатником Булгаков точно не был: настоящим другом в его произведениях оказывается именно собака.

На могиле Булгакова лежит надгробный камень Гоголя

Этот факт в разряде спорных, но тем не менее тоже очень любопытен — особенно учитывая то, что Гоголя Булгаков любил и называл своим учителем. Надгробный камень на Новодевичьем кладбище, где похоронен автор "Мастера и Маргариты" и "Белой гвардии", называется Голгофа. По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань¬ше на могиле Гоголя. Вот как о произошедшем рассказывала третья жена писателя Елена Булгакова:

"Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми¬ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря¬тавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили".

Так ли это на самом деле — неизвестно. Впрочем, как можно обойтись без мистики, когда дело касается писателей, чьи судьбы и произведения полны тайн и загадок?

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

«Игра на выживание» как попытка постичь американские нравы

"Игра на выживание" как попытка постичь американские нравы

Опубликовано

"Игра на выживание" как попытка постичь американские нравы

Двадцать человек сгрудились вокруг новенького внедорожника, крепко вцепившись руками в его корпус. В такой позе им предстоит стоять на изнуряющей техасской жаре, пока хватит выдержки и сил. Тот, кто уберет руку с грузовика последним, уйдет счастливым обладателем новенькой машины. Стоять надо неподвижно, не облокачиваясь, не приседая и не засыпая, с ежечасной пятиминутной передышкой и пятнадцатиминутным перерывом каждые шесть часов.

Азартное многодневное состязание, каким его планирует владелица заштатного автосалона Джоан? Или пытка, какой оно обернется в реальности? Пытка мучительной, до галлюцинаций, бессонницей, неподвижностью и чисто физиологическими проблемами — унижением.

Это главная сюжетная линия триллера "Игра на выживание", который немецкий режиссер Бастиан Гюнтер снял, поместив действие в "одноэтажную Америку". Он же написал сценарий, снимали картину и в ней снимались европейцы — можно считать, что это как бы изумленный взгляд из Европы на американскую экзотику, прагматику, нравы и пресловутую "американскую мечту".

Двадцатка конкурентов колоритна. В ней пожилая богомолка Рут, беспрерывно бормочущая из Библии. Парень с затычками в ушах, слушающий что-то свое любимое и изводящий партнеров отбиванием ритма по железу. Наглый юнец, уверенный, что он круче всех. Профессиональный игрок, для которого соперник — классовый враг. Бедняк по имени Кайл (британский актер Джо Коул), для которого заполучить грузовик — вопрос благополучия его семьи. Потому что Америка, по версии фильма, — такая страна, где человек без машины внушает подозрение полиции: с чего бы это вдруг он ходит пешком, не иначе что-то задумал противозаконное!

Кайл и станет главным героем фильма, к его домашним невзгодам и неразрешимым проблемам приковано наше внимание. Вторая героиня — владелица автосалона Джоан (Кэрри Престон), тоже основательно изнуренная домашними проблемами: мать страдает деменцией, дочь уехала от этих кошмаров во Флориду, автосалон не приносит больших прибылей, и пиар-ход с розыгрышем внедорожника должен поправить дела. То есть все затеяно тоже от отчаяния.

Бастиана Гюнтера здесь подводит то, что на корню сразило "антиамериканские" фильмы Ларса фон Триера, — разоблачительный пафос при очень приблизительном знании предмета. Хотя это не первый "американский" сюжет немецкого автора, из фильма торчат уши представлений о "Заокеанье", почерпнутых из голливудских триллеров наподобие "Круга" или "Экзамена" — условных игровых фантазийных киносюжетов, где люди попадают в какую-нибудь ловушку и могут спастись только ценой чужих жизней. А первой вспоминается "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" — классическая социальная драма Сидни Поллака, где идет танцевальный марафон на выживание. Правда, там было жестко обозначено время действия — Великая депрессия, когда люди перед угрозой нищеты были готовы на любое безумие. Бастиан Гюнтер помещает свой сюжет куда-то в Техасщину, которая выглядит краем сплошных социальных катастроф и необжитого разора, и никак не обозначает, когда все это происходит. Как бы социально ориентированная картина подробно детализирует безрадостный быт, вспышками дает обрывки судеб, каждая из которых могла бы развиться в полноценную драму, но все равно выглядит как авторская игра воображения, не заземленная убедительными реалиями. Некоторые авторские придумки вообще подрывают доверие к происходящему — ну какой безумец, к примеру, откажется от разрешенных правилами перерывов в великом стоянии у вожделенной машины, как тот старик, что упорно не желает оторваться от нее и запасся сосудами для естественных нужд.

Европейское кино об Америке, взявшее за образец голливудские устрашающие кинометафоры, остается европейским по стилю. То есть все действия заторможены, камера страдает нарциссизмом, убеждена в непреходящей ценности каждого кадра и не готова ничем жертвовать хотя бы во имя ритма повествования. Актерам трудно: они должны воплощать некую абстрактную затею, не имея опор в крепкой развитой драматургии. Если перед нами сеанс разоблачения общественных нравов, когда людские беды становятся пищей для бесстыжих шоу типа нашего "Пусть говорят", то эта линия слабо прорисована и не являет драматического напряжения. Если автор хочет показать нацию, одержимую религиозным ханжеством, для выражения его позиции явно недостаточно сопровождать действо, как лейтмотивом, бессмысленными фразами из бездонной Библии, которые бормочет полуобморочная Рут. Но безусловно удалось передать нарастающую изнуренность людей бессонницей и отсутствием свободы движений, физическое и психологическое состояние пытаемых. Так сказать, физиологию пытки.

Беря в основу модель того, что компьютерные геймеры зовут выживастиками, режиссер Гюнтер пытается на этом основании снять "авторское кино" — и, как бывает с людьми, севшими меж двух стульев, застревает посередине в неустойчивой позе. В его фильме не хватает напряжения коммерческого триллера, но нет и глубины, психологических тонкостей авторского взгляда. Типичное современное кино, где режиссер обходится без профессионального драматурга и потом старается одолеть им же воздвигнутые сценарные рифы.

Читать далее

Культура

В Перми проходит Дягилевский фестиваль

В Перми проходит Дягилевский фестиваль

Опубликовано

Несмотря на то, что Теодор Курентзис покинул город Дягилева два года назад и обосновался с коллективами musiсAeterna в Петербурге, он продолжает делать здесь свой главный проект — Дягилевский фестиваль. Причем, фестиваль для него — это не только концептуально выстроенная афиша концертов и спектаклей, перформансов, мировых премьер, образовательных событий, но и особый ритуал, образ жизни для публики, которая на время Дягилевской декады становится участницей тотального музыкального перформанса, марафона искусств, охватывающего разные локации города в режиме нон-стоп.

И хотя афиша нынешнего фестиваля из-за сложностей пандемийного времени выглядит более лаконично и не включает привычных для публики премьер опер и балетов, части клубных программ и реестра зарубежных исполнителей, свою уникальную атмосферу и синтетический формат он сохранил. Как поясняет Курентзис: "Делать фестиваль — это не значит просто приглашать хороших артистов, это значит — создавать творческую атмосферу, где все становятся соучастниками, курировать, создавать паззл разных течений в искусстве".

Существенным же для концепта нынешнего фестиваля оказалось то, что в этом году Дягилевский полностью ушел с территории Пермского театра оперы и балета и активно освоился в арт-пространствах цехов бывшего вагоностроительного завода имени Шпагина, с его "промышленной" эстетикой и специфической акустикой, в ДК Солдатова — монументальном дворце в стиле сталинского классицизма с залом на 1100 мест и сценой, оборудованной акустической раковиной, а также выступает на своих традиционных площадках — в Доме Дягилева, Пермской художественной галерее, Органном зале и других. Фестивальная афиша выстроена филигранно, давая публике возможность услышать все, перемещаясь от зала к залу от полудня до рассвета. Сравнить эту афишу ни с чем нельзя, потому что Дягилевский выстраивает свои программы как глобальный кураторский проект, ориентирующийся не только на концептуальные, просветительские и экспериментальные задачи, но и на создание среды, ритуала для публики.

В этом году в одном из цехов завода Шпагина танцевальная компания нидерландского хореографа Нанин Линнинг представляет философский перформанс Double Helix ("Двойная спираль"). В темноте, в пустом пространстве, задрапированным черной тканью, высвечиваются странные существа — пучки подвешенных в воздухе женских голов, покрытые слизью человеческие фигуры с еле различимыми признаками живого существа, в огромном аквариуме в мутном геле плавает тело женщины, мертвенное лицо которой жутковато застывает у стекла, за черной тканью движется рельеф дышащего призрачного существа, словно явившегося из ночного кошмара, в другой комнате — обнаженные хрупкие девушки, задыхающиеся, как выброшенные на берег амфибии, сжимают прозрачные легкие в руках, а пара существ с надутыми силиконом гротескными телами танцует экспрессивные пластические комбинации — все это фантастический мир Double Helix, мир завораживающих и пугающих образов, гибридных существ, на границе живого и искусственного, футуристического синтеза человеческого тела и киборга. Это сапиенс современной цивилизации, оказавшейся в опасной зоне генетических экспериментов, биоинженерии и коммуникации с искусственным разумом.

И здесь же, на заводе Шпагина, в другом цехе — ночной музыкальный перформанс Lux Aeterna (Вечный свет) Теодора Курентзиса: программа хоров musicAeterna и musicAeterna byzantine (под руководством Антониоса Кутруписа), погружающая публику в кардинально иную среду — в мистерию. Сакральная атмосфера у Курентзиса — это темнота, свечи, ладан, черные облачения артистов, шествия. Голоса плывут в воздухе пустого пространства с двух сторон гигантского цеха, сливаются в унисоны древних византийских распевов, в строгие гимны Афона, в песнопения средневековой монахини Хильдегарды Бингенской, мерцают, наслаиваясь тихими тревожными диссонансами в Salve Regina Алексея Ретинского, звучат антифонами, замирают, вслушиваясь друг в друга и в колокола. Все это действо, словно открывает отраженную в византийском зеркале красоту какой-то первичной сущности мира, гармонии, утраченной современной цивилизацией — чистейшая настройка для души.

В этом же цехе в другую ночь Курентзис провел с солистами musicAeterna церемонию памяти Пауля Целана, крупнейшего немецкоязычного поэта ХХ века, к 100-летию которого в 2020 году была создана специальная программа, собранная из его стихов и музыкальных партитур, написанных на его тексты. Премьера Церемонии состоялась зимой в петербургском Доме Радио. Но в помещение заводского цеха она вписалась идеально. В кромешной темноте, за захлопнутыми железными воротами цеха, отрезавшими публику от живого внешнего мира, развернулось напряженное и почти мучительное действо, символически транслирующее надрывную память Целана. Он прошел через ад концлагерей, еврейских погромов, гибель близких, через душевную боль, обернувшуюся для него суицидом и гениальными стихами, труднопостижимыми, полными загадочных смыслов, разорванных строк — зашифрованной цепи истории, культуры, человеческой памяти. Эти стихи звучали в темноте со всех сторон — и голосом самого Целана, и в исступленной (преувеличенно) декламации чтецов, и в пении вокалистов, лица которых высвечивались резкими, слепящими лучами прожекторов. Музыка, которую создали Владимир Раннев, Андреас Мустукис, Сергей Невский, Борис Филановский, Вангелино Курентзис, Экторас Тартанис, Теодор Курентзис — болезненная лава звуков, превращавшаяся в плывущий на фортепианной педали мираж в "Бретонском побережье" Вангелино, в рассыпающиеся на отдельные буквы слова последнего стихотворения Целана "Wirk nicht voraus" (Не действуй наперед… стой внутрь), с долбящим, как гвоздь, однообразным звуком, внутри которого ускорялся голос, доходя до точки ужаса (Владимир Раннев), в тихий медитативный ансамбль сопрано и рояля в Mandorla (сияющий овальный нимб) Алексея Ретинского, в меланхолический пейзаж с трагическим контуром контратенорового вокала, бьющегося в сетке жесткой полиритмии в Tarussa Сергея Невского, в читающий молитву хор под душераздирающие женские крики в So schlafe (Так спи) Теодора Курентзиса и замирала в финале мертвой тишиной, исчезая в темноте, как страшное видение трагедии ХХ века, как ужас, пережитый человечеством, который не должен повториться никогда.

Между тем,

На закрытии Дягилевского фестиваля будет исполнена программа симфоний Моцарта, прозвучавшая в апреле в Москве. А уже 26 июля премьерой моцартовского "Дон Жуана" в постановке Ромео Кастеллуччи Теодор Курентзис с оркестром и хором musicAeterna откроют Зальцбургский летний фестиваль.

Читать далее

Культура

Сериал «Чиновница» с Викторией Толстогановой выходит в конце июня

Сериал "Чиновница" с Викторией Толстогановой выходит в конце июня

Опубликовано

Сериал "Чиновница" с Викторией Толстогановой выходит в конце июня

Премьера нового сериала Оксаны Карас «Чиновница» с Викторией Толстогановой в главной роли состоится на фестивале сериалов «Пилот», где первую серию увидят лишь гости и участники киносмотра. Но спустя несколько дней, после того, как «Пилот» завершится (даты проведения фестиваля — 25-27 июня), сериал можно будет смотреть в онлайн-кинотеатре KION. Дата выхода проекта в интернете — 30 июня

Напомним, что сериал — совместный проект KION Originals, киностудии "КИТ" и Первого канала. Обещано, что Первый канал покажет его в новом сезоне — то есть осенью. Но в Сети сериал можно будет смотреть раньше.

В "Чиновнице" также сыграли Максим Виторган, Алексей Агранович, Семен Серзин, Артем Быстров, Полина Кутепова, Яна Гладких и другие звезды российского кино.

По жанру "Чиновница" — антикоррупционная мелодрама о жизни служащей госаппарата регионального Минздрава Арины Алферовой. По сюжету — в жизни Алферовой все прекрасно: квартира в центре, приличная иномарка, утренняя укладка в салоне каждый день, шопинг-туры в Москву по выходным. Солидная должность начальника финансового департамента, а также "спасибо за помощь" в конвертах с наличными позволяют с легкостью оплачивать все капризы. Взятки для Арины — в порядке вещей. Привычную череду событий прерывает судьбоносная трагедия, произошедшая в жизни Алферовой: ее мир рушится как замок из песка… В итоге героиня Толстогановой решает бросить вызов системе и всей ее теневой структуре.

"… Это очень смелая актерская работа — играть априори отрицательного главного героя непросто, как будто не на что опереться. Но в сериале мы ищем причины, почему она стала такой. В начале фильма она обычная мещанка, с очень понятными земными ценностями. На наших глазах из инфантильной запутавшейся чиновницы Арина превращается во взрослого человека, берущего ответственность за свои поступки. Из обыкновенной взяточницы в нонконформиста", — говорит режиссер сериала Оксана Карас.

Сериал "Чиновница" состоит из 8 серий, которые будут выходить в онлайн-кинотеатре KION каждую неделю.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество13 минут назад

Суд приговорил к срокам до 3,5 лет колонии оренбургских полицейских, пытавших задержанных током со словами «Как без этого?»

Саракташский районный суд Оренбургской области приговорил к срокам до трех с половиной лет колонии полицейских Сергея Павлова и Рината Арсламбаева...

Общество13 минут назад

Роскомнадзор запретил статью о «Плане Даллеса» на «Луркоморье»

Роскомнадзор запретил статью о «Плане Даллеса» на «Луркоморье». Об этом «Медиазоне» сообщил один из основателей сайта Давид Хомак. Решение связано...

Общество13 минут назад

Путин назначил выборы в Госдуму на 19 сентября

Президент Владимир Путин подписал указ о выборах в Госдуму VIII созыва 19 сентября. Соответствующий указ опубликован на сайте Кремля. С...

"Игра на выживание" как попытка постичь американские нравы "Игра на выживание" как попытка постичь американские нравы
Культура1 час назад

«Игра на выживание» как попытка постичь американские нравы

Двадцать человек сгрудились вокруг новенького внедорожника, крепко вцепившись руками в его корпус. В такой позе им предстоит стоять на изнуряющей...

Путин подписал указ о назначении выборов депутатов Госдумы Путин подписал указ о назначении выборов депутатов Госдумы
Экономика1 час назад

Путин подписал указ о назначении выборов депутатов Госдумы

МОСКВА, 17 июн — ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении выборов депутатов Государственной думы на 19 сентября, сообщила пресс-служба Кремля....

Стали известны расклады, при которых сборная России выйдет в плей-офф Евро-2020 Стали известны расклады, при которых сборная России выйдет в плей-офф Евро-2020
Спорт1 час назад

Стали известны расклады, при которых сборная России выйдет в плей-офф Евро-2020

Лидируют здесь с шестью очками бельгийцы, которые досрочно обеспечили себе выход в плей-офф благодаря сегодняшней победе над Данией (2:1). Далее...

Швеция и Дания примут ЧМ-2025 по хоккею Швеция и Дания примут ЧМ-2025 по хоккею
Спорт1 час назад

Швеция и Дания примут ЧМ-2025 по хоккею

Чемпионат мира по хоккею 2025 года примут шведский Стокгольм и датский Хернинг. В четверг Международная федерация хоккея определилась с местом...

Минсельхоз отметил снижение оптовых цен на основные продукты Минсельхоз отметил снижение оптовых цен на основные продукты
Экономика2 часа назад

Минсельхоз отметил снижение оптовых цен на основные продукты

МОСКВА, 17 июн — ПРАЙМ. Минсельхоз РФ отмечает снижение за неделю оптовых цен на основные продукты в России по состоянию на 16 июня, говорится в сообщении министерства....

В мире2 часа назад

Власти США задумались об организации встречи Байдена и Си Цзиньпина

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — В американской администрации рассматривают возможность организации встречи президента США Джо Байдена и председателя КНР Си...

Решетников призвал не оценивать ущерб от COVID раньше времени Решетников призвал не оценивать ущерб от COVID раньше времени
Экономика3 часа назад

Решетников призвал не оценивать ущерб от COVID раньше времени

МОСКВА, 17 июн — ПРАЙМ. Оценивать влияние осложнившейся ситуации с коронавирусом на макроэкономические показатели РФ пока преждевременно, заявил журналистам министр экономического развития России...

Advertisement

Популярное