Свяжитесь с нами

Культура

Как кино осваивает новые формы жизни

Как кино осваивает новые формы жизни

Опубликовано

Как кино осваивает новые формы жизни

Минувший год перевернул все наши представления о стабильном и прочном. Самые страшные фильмы о смертельной угрозе человечеству внезапно стали реальностью, да и само кино, которое так упоенно придумывало сюжеты катастроф, оказалось под ударом. Сначала все надеялись, что эта напасть — ненадолго. Но уже скоро год со времени последнего мирового кинофестиваля, который прошел почти нормально, — Берлинского, а конца бедствию не видно. Попробуем понять, чего мы можем ждать от индустрии развлечений в 2021-м.

Уже известно, что очередной, 71-й Берлинале в феврале не состоится. Его перенесли на март, когда пройдет виртуальный конкурс, а физически фестиваль — в сокращенном формате — надеются провести в июне, показав берлинцам несколько победивших фильмов. И здесь назревает первый крутой поворот во всех представлениях о фестивалях.

Фестиваль делают журналисты — мысль, высказанная главой Каннского кинофорума, только на первый взгляд кажется парадоксальной. Без ежедневных газетных рецензий, без интервью и телерепортажей, без всей этой праздничной разноголосицы даже о самом важном фестивале никто не узнает. У кинопублики не разыграется аппетит на новинки, никто не будет нетерпеливо ждать их проката, споря о них задолго до премьеры. Фестивальная комета лишится пышного хвоста и превратится в малозаметную точку на киногоризонтах.

На Берлинале ежегодно аккредитовались 3,5 тысячи журналистов со всего мира, его фильмы смотрели в кинозалах до полумиллиона зрителей. Виртуальный формат конкурса-21 означает, что фильмы будут показаны жюри и, возможно, узкой группе профессионалов, а международная пресса их, скорее всего, не увидит и о них не напишет. На мой официальный запрос о том, будет ли у журналистов возможность каким-то образом смотреть конкурс, пресс-центр фестиваля ответил, что дирекция ищет приемлемое решение, но все понимают, что правообладатели фильмов вряд ли согласятся доверить свои новинки интернету, пусть даже тщательно засекреченному. Остается июньский вариант, когда, предполагается, лучшие картины фестиваля уже в кинотеатрах смогут посмотреть и публика, и журналисты. Понятно, это вариант гипотетический — надежды, что пандемия ослабит натиск, тают с каждым днем: новогодние праздники и первые недели января Германия встречает в условиях тревожного локдауна.

Второй год подряд под угрозой оказывается и Каннский фестиваль, который проходит в мае, но в 2020-м пал первой жертвой коронавируса. Сегодня его сайт радует нас оптимистичным заверением: "Кинотеатры умирают часто, но кино еще живо". Эти слова прозвучали по поводу 125-летия первого на земле коммерческого киносеанса, состоявшегося 28 декабря 1895 года. Сегодня кинотеатры Европы и Америки в анабиозе, но кино живо, и сейчас каннская дирекция, как обычно, проводит отбор картин для 74-го фестиваля: deadline для полнометражных фильмов обозначен 5 марта, открытие кинопраздника запланировано на 11 мая. Самые пылкие надежды связаны с чудом, которое вдруг позволит провести его в традиционном формате, но нет сомнений, что уже теперь разрабатываются и другие, более реалистичные варианты его сохранения в нынешних экстремальных условиях.

Ясно, что уроки 2020-го оставят отпечаток на всей фестивальной жизни и после пандемии. О кризисе фестивального движения, об утрате его влияния на кинопроцесс, о субъективности жюри и падении авторитета призов речь идет уже давно: конкурсы стали коммерческими предприятиями, гламур почти вытеснил искусство. Пандемия может стать моментом истины и поворотным пунктом: очевидно, "временный" вариант онлайн-фестивалей в той или иной форме будет нормальной практикой. Перенос конкурсных показов онлайн автоматически лишает фестивали необходимости тратиться на пышные шоу и свозить со всего света дорогостоящих звезд. Может перемениться и тип фестивальной прессы: не сотни журналистов со всего света, а небольшой пул, который удовлетворит потребность планеты в квалифицированной информации.

Наверняка получат развитие единичные пока массовые онлайн-фестивали, стирающие границы между странами. Уже несколько лет подряд Венецианская Мостра практикует показ фильмов параллельной программы "Горизонты" в своем онлайн-кинозале: за небольшую плату их могут смотреть любители в любой точке планеты. Новинки молодого французского кино ежегодно показывает в интернете MyFrenchFilmFestival, стартующий 15 января. Упомяну и возникший одновременно с ним фестиваль "Дубль дв@", проходящий в апреле на сайте "Российской газеты".

2020-й стал годом повсеместного закрытия драматических и музыкальных театров, но многие из них уже наладили продажу билетов на онлайн-представления своих лучших спектаклей, поддерживая таким образом контакт со зрителями и хоть отчасти компенсируя серьезные финансовые потери. В онлайн-формате работают миланская La Scala, Баварская опера в Мюнхене, закрывшая свои двери до сентября нью-йоркская "Мет"… И все выходные дни на интернет-сайте The Shows Must Go On знаменуются показом еще одного мюзикла с лондонского Уэст-энда или нью-йоркского Бродвея.

Идет стремительное перераспределение ролей компаний-дистрибьюторов в киноиндустрии: уже стали привычными премьеры новых картин на платформах Netflix, Disney+, у нас — IVI, Kinopoisk, Okko, Premiere… Сначала это были фильмы второго или третьего ряда, теперь в интернет все более уверенно выходят и былые первачи проката, широкая публика узнала имена новых суперзвезд продюсерского цеха. Процесс этот затронул и наше кино: сериалы для стрим-проката снимают такие режиссеры, как Борис Хлебников, Петр Попогребский, Анна Меликян, Александр Котт, Федор Бондарчук, Юрий Быков, Григорий Константинопольский… Их онлайн-премьеры все чаще становятся более громкими событиями, чем случалось в обычном кинопрокате.

Пандемия заставила пересмотреть бюджеты и технологию киносъемок. Суперколоссы, рассчитанные на огромные экраны кинотеатров IMAX, теперь привычно смотрят на мониторах или даже экранчиках смартфонов — гигантские затраты какого-нибудь "Довода" оказываются как бы улетевшими в трубу. Зато быстро входят в обиход эксперименты с фильмами, снятыми в Zoom: общение героев, разделенных расстояниями и обитающими в квадратиках мониторов, переброска комментами и SMS-ками становятся обычным делом. Уже не нужны декорации, сложные костюмы и гримы — люди пикируются на близкие всем темы лапидарным языком XXI века, интересно. Зато повышается роль драматурга: аскетизм зрелища компенсируется остроумными диалогами, ходом оригинальной авторской мысли и новым уровнем естественности существования актеров в ролях ("Игрок" Тимура Бекмамбетова). Конечно, мы все надеемся, что снова увидим переполненные залы IMAX, но и этот опыт оставит в киножизни свой след — она круто меняется и к прежним формам уже не вернется.

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Артем Ткаченко станет ведущим программы «Секреты»

Артем Ткаченко станет ведущим программы "Секреты"

Опубликовано

Артем Ткаченко станет ведущим программы "Секреты"

Первая серия новой докудрамы «Секреты» выйдет на ТВ-3 19 апреля в 16:55. В ней зритель сможет взглянуть на один и тот же конфликт глазами оппонентов — сцены разыгрывают профессиональные актеры. Каждая серия состоит из двух частей, рассказанных от лица двух главных персонажей. Герои «Секретов» — дети и родители, супруги, друзья, партнеры — вначале не понимают друг друга и в своем упрямстве готовы пойти на крайние меры. Смогут ли они вовремя остановиться и разобраться в ситуации?

Ведущий проекта — актер театра и кино Артем Ткаченко. Зрители знают его по таким проектам, как "Гоголь", "Аванпост", "Вампиры средней полосы" и другим. "Услышать и понять другого, даже самого близкого человека — не так просто, но это и есть самое важное в жизни. Только так достигается гармония, и мы становимся счастливыми", — говорит Артем Ткаченко.

Главный герой премьерной серии "Секретов" Константин после смерти жены в одиночку воспитывает 16-летнюю дочь Нику. Мужчина с головой ушел в работу и даже не догадывался, что у дочери появились от него секреты. Он находит у нее положительный тест на беременность и не знает, что делать. Попутно он выясняет, что его бизнес-партнер Игнат, которого Константин считал своим надежным другом, тайно от него встречался с Никой.

В ролях: Сергей Друзьяк, Павел Савинков, Олег Каменщиков, Маргарита Дьяченкова, Антон Удиванов, Сергей Чугин, Анастасия Сипайло, Глеб Крицын, Анна Баркалова и другие. Производством докудрамы занимается студия 1-2-3 Production, генеральные продюсеры: Валерий Федорович и Евгений Никишов.

Читать далее

Культура

Сергею Никоненко — 80. За что мы любим артиста

Сергею Никоненко - 80. За что мы любим артиста

Опубликовано

Сергею Никоненко - 80. За что мы любим артиста

Замечательному актеру, кинорежиссеру, сценаристу и любимцу зрителей Сергею Никоненко 16 апреля исполняется 80 лет. Это человек удивительный судьбы — он родился за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, получил имя любимого поэта свой мамы Сергея Есенина, ребенком самостоятельно освоил аккордеон, пошел в театральный кружок, чтобы покорить сердце понравившейся девочки, а потом с первого раза поступил во ВГИК на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Еще студентом он получил первую роль в кино и сыграл на театральной сцене Гамлета. Так началась его блестящая актерская карьера. Шутка ли, сыграть в кино и театре более 200 ролей.

В чем же феномен Сергея Никоненко? Как заметила киновед Наталья Басина, "каждый герой Сергея Никоненко — "один из нас", в совокупности же они представляют едва ли не спектр вариаций национального характера и его проявлений в предлагаемых обстоятельствах местной жизни". Зритель безоговорочно верит ему, а сам Сергей Петрович ни разу не дал повод засомневаться в своем актерском таланте. И не важно, была ли это роль, первого, второго или пятого плана. Он всегда одинаково убедителен и естественен.

Во многом его киносудьбу предопределила внешность — русский парень с добрым лицом мог играть только положительных героев или простаков. Но сам Никоненко-то не был простым, поэтому даже самые простые парни у него получались особенными. Первую серьезную роль в кино Сергей Никоненко сыграл в фильме Вилена Азарова "Это случилось в полиции". Его герой, отнюдь не главный, получился настолько ярким и убедительным, что актера выделили и запомнили.

Потом были "Звонят, откройте дверь" Александра Митты, где Никоненко исполнил роль десятиклассника-пионервожатого, мечтающего о комсомольской карьере, "Журналист" Сергея Герасимова, где актер сыграл редактора районной газеты, "Тьма" Глеба Памфилова и роль доблестного лейтенанта полиции. Довелось ему сыграть и своего тезку Сергея Есенина в фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт…".

И все-таки роли стражей порядка, по мнению зрителей, удавались ему лучше всего. Его актерский батл с Никитой Михалковым в фильме "Инспектор ГАИ" Эльдора Уразбаева, где один — честный инспектор, а второй — ушлый директор автосервиса — в буквальном смысле сразил зрителей.

А потом был ставший легендарным Колобок — полковник Гордеев, возглавлявший следственную группу, в которой блистала умом и недюжинными детективными способностями майор Каменская. "Я очень люблю сериал Юрия Мороза "Каменская", где играл полковника, которого с лихвой наградил внутренней драмой. Это действительно душевное кино с замечательными партнерами", — вспоминал потом актер эту свою работу, растянувшуюся на 12 лет.

В 2000-х Сергей Никоненко много снимался в сериалах. Среди самых заметных — "Пан или пропал", "Ребята из нашего двора", "Родина зовет", "Граф Крестовский", "Гибель империи".

Никоненко-режиссер появился благодаря Василию Шукшину, который посоветовал талантливому актеру поступить на режиссерские курсы ГИТИСа. Сергей Никоненко снял более 15 кинокартин и один сериал. Последняя его режиссерская работа "Охота жить" вышла на экраны в 2014 году.

Читать далее

Культура

Скажем им «Браво!»

Скажем им "Браво!"

Опубликовано

Скажем им "Браво!"

Эта позитивная, драйвовая группа, кажется, никогда не радовала новинками так часто. Вначале издан релиз «Браво 1 &2» с песнями начала 80-х, затем дебютный диск их лидера «Лос Хавтанос». А теперь вышел и неизвестный альбом «Скажем мы друг другу «Браво!», записанный в 1989 году, когда в группе недолгое время пел Евгений Осин. На нем оказалось немало отличных песен, которые потом никогда не звучали на концертах: «Сны», «Юрий Гагарин», «На танцплощадке». Впрочем, как рассказал «РГ» Евгений Хавтан, главные премьеры «Браво» пока только готовятся.

Если бы не затянувшаяся пора коронавируса, "Браво", как обычно, ездили бы по России. И не появись у вас свободное время, эти альбомы могли бы и не выйти?

Евгений Хавтан: Нет, я давно хотел выпустить эти диски. Но мы долго не могли найти хороших фонограмм. Поэтому дело не в том, что у нас появилось много времени — рано или поздно альбом "Скажем мы друг другу "Браво!" с Евгением Осиным все равно бы вышел.

После ухода Жанны Агузаровой в "Браво" пробовали разных солистов. Одно время с вами пела Ирина Епифанова. Если теперь выпустите альбом и с ее вокалом, то сложится полное собрание песен "Браво" с разными вокалистами. Так никто еще не делал, а идея отменная!

Евгений Хавтан: С Ириной Епифановой было записано только три песни: "Джамайка", "Красный свет", и еще был блюз, не помню, как называется. Но все они выходили на сборнике "Песни разных лет". Не думаю, что их надо переиздавать еще. Лучше думать о новом материале.

Будет ли продолжение у ваших проектов "Лос Хавтанос" и "36 и 6"? И как вы делите свои эмоции и песни между ними и группой "Браво"?

Евгений Хавтан: Сейчас меня интересует абсолютно разная музыка. Мне нравится и латино, которое я играю в своем проекте "Лос Хавтанос", и концертная работа с "Браво", потому что в процессе ее возникает невероятная энергетика. И я получаю от всего этого большое удовольствие.

Евгений Хавтан: Меня интересует абсолютно разная музыка

Как возник международный "Лос Хавтанос"? Кажется, что на него вас вдохновила песня из 80-х "Старый отель", которую на концертном альбоме "Браво" — 30 лет" вы уже сыграли в ритмах регги и латино.

Евгений Хавтан: Нет, проект вырос из песни "Корабли" — с нее все и началось. Я записал ее в Сан-Франциско, с местной группой, потом привез записи сюда и уже что-то допели, доиграли кубинцы. Ну и потом все закрутилось-завертелось. И вышел альбом. Это наши, московские кубинцы, они здесь живут, но иногда ездят на родину — у кого-то там родители, семьи… И у всех у них есть свои группы: кто-то любит сальсу, кто-то — другие музыкальные направления. А еще все эти парни прекрасно играют джаз! И я собрал их в группе, чтобы вместе давать концерты и выпустить диск "Иди ко мне". Но теперь нужно время, чтобы понять, хочу ли я этим заниматься дальше. Жду: будет ли это востребовано? Если будет, то продолжу. Ведь я не люблю биться лбом о закрытые двери. И мне важно, чтобы кроме меня и моих родственников все, что я делаю, нравилось еще кому-то. Хотя бы паре сотен людей, которые потом придут на мои концерты. Если же людям не понравится "Лос Хавтанос", то я поставлю на этом проекте точку. Зато скажу себе: "Я это сделал!"

Недавно вы говорили, что "музыкант должен писать музыку, которая понравится, прежде всего, ему самому. Да и играть в первую очередь для себя…"

Евгений Хавтан: При этом глупо писать музыку только для самого себя. И я предпочитаю сочинять ту, которая у меня получается. И не знаю, для кого она. Иногда получаются хиты группы "Браво", которые успешны и очень востребованы. Хотя есть у нас и песни, которые люди знают меньше, но от этого они мне не перестают нравиться. Ведь я просто занимаюсь музыкой, и, если все получается успешно, то о кей, здорово! А если что-то не получается, то значит, так оно должно и быть… Но я все равно буду писать музыку для себя и для всех. Ведь это сложно разделить, да лучше и не пытаться. Но я делаю только то, что приносит мне удовлетворение. Независимо от того, имеет это коммерческий успех или нет.

В социальных сетях уже обсуждают будущий альбом "Браво". Как идет запись, ведь у вас теперь своя студия в Подмосковье?

Евгений Хавтан: У нас была почти годовая пауза во встречах, потому что мы не хотели (некоторые из "Браво" успели переболеть коронавирусом. — Прим. ред.) заражать своих родных, детей и родителей. Но сейчас уже все понемногу откупоривается, и мы встречаемся, чтобы думать о том, что делать дальше. Какие-то идеи уже есть, но загадывать заранее я никогда не любил. Но — да, у меня есть несколько новых песен, хотя они пока не готовы. Ведь песня в моем понимании появляется тогда, когда уже записана в студии, сведена и отмастерена. Ничего такого пока нет. Придется нам еще поработать, а вам — подождать.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Переводы физлиц из России за рубеж достигли трехлетнего максимума Переводы физлиц из России за рубеж достигли трехлетнего максимума
Экономика15 минут назад

Переводы физлиц из России за рубеж достигли трехлетнего максимума

МОСКВА, 16 апр — ПРАЙМ. Физлица в феврале этого года отправили из России за рубеж через платежные системы 538 миллионов долларов – это максимальный показатель...

В Кремле рассказали о влиянии санкций США на экономику России В Кремле рассказали о влиянии санкций США на экономику России
Экономика27 минут назад

В Кремле рассказали о влиянии санкций США на экономику России

МОСКВА, 16 апр — ПРАЙМ. Макростабильность в России в полной мере обеспечивается, регулятор и власти действуют успешно и эффективно, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий...

Эксперт оценил последствия санкций для экономики России и рубля Эксперт оценил последствия санкций для экономики России и рубля
Экономика40 минут назад

Эксперт оценил последствия санкций для экономики России и рубля

МОСКВА, 16 апр — ПРАЙМ. Новые санкции являются еще одним шагом, чтобы «отрубить» Россию от глобальных рынков капитала, заявил в беседе с «Российской...

В мире1 час назад

ЕС в 2022 году может отказаться от закупок вакцин AstraZeneca и Johnson&Johnson

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — Евросоюз может сделать выводы из проблем, возникающих вокруг вакцины против COVID-19 AstraZeneca, и в следующем...

В мире1 час назад

Оппозиционного медиамагната в Гонконге приговорили 14 месяцам тюрьмы

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — В Гонконге продемократический бизнесмен, владелец местного издания Apple Daily и медиакомпании Next Digital Джимми Лай...

Российские ученые случайно изобрели беспохмельную водку Российские ученые случайно изобрели беспохмельную водку
Здоровье2 часа назад

Российские ученые случайно изобрели беспохмельную водку

Ученые из новосибирского Академгородка Николай Баранов и Оксана Афанасьева случайно изобрели водку, которая не вызывает похмельного синдрома, сообщают отечественные СМИ. Баранов и Афанасьева работали...

В мире2 часа назад

В Тбилиси задержали мужчину, захватившего заложников в банке

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — Вооруженный грабитель, ворвавшийся в здание филиала «Банка Грузии» у станции метро «Авлабар» в Тбилиси, задержан....

В мире2 часа назад

В Грузии задержаны двое за попытку продать америций-241

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — Служба государственной безопасности (СГБ) Грузии сообщила в пятницу о пресечении попытки незаконной реализации радиоактивного вещества....

В Кремле подтвердили встречу Путина и Лукашенко в апреле В Кремле подтвердили встречу Путина и Лукашенко в апреле
Экономика2 часа назад

В Кремле подтвердили встречу Путина и Лукашенко в апреле

МОСКВА, 16 апр — ПРАЙМ. Встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко в Москве запланирована на 22 апреля, подтвердил пресс-секретарь российского лидера...

Ученые назвали самые эффективные упражнения для поддержания тонуса тела Ученые назвали самые эффективные упражнения для поддержания тонуса тела
Здоровье2 часа назад

Ученые назвали самые эффективные упражнения для поддержания тонуса тела

Команда ученых из Канады и Австралии провела исследование, в ходе которого специалисты хотели выяснить, какой тип физических упражнений является самым эффективным. Особое внимание...

Популярное