Свяжитесь с нами

Культура

Ищите женщину: В Пушкинском музее представили «Музы Монпарнаса»

Ищите женщину: В Пушкинском музее представили "Музы Монпарнаса"

Опубликовано

Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ имени А.С. Пушкина продолжает серию проектов музея, посвященных парижской школе.

В камерных залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков встретились редчайшие альбомные рисунки Надежды Удальцовой времен учебы в Париже, бронзовая скульптура вальсирующих влюбленных Камиллы Клодель, акварельный портрет Эйзенштейна, нарисованный Кики и вошедший в ее книгу воспоминаний (с предисловием — на минутку! — Хемингуэя) и послевоенные рисунки Доры Маар, впервые увидевшие свет на посмертной распродаже ее наследия…

Но не только огромный пласт нового материала из французских и российских музеев и частных собраний делает эту выставку ярким событием. Успех художниц, которые обязаны своим образованием, становлением, карьере Монпарнасу, на выставке напрямую связывается с развитием частных академий живописи и скульптуры, галерей современного искусства, созданием художественных мастерских, процветанием индустрии моды и мира мегаполиса. Иначе говоря, в отличие от знаменитого проекта "Амазонки авангарда", в фокусе внимания нынешней выставки не только творчество легендарных художниц первой половины ХХ века, но и социальный контекст, атмосфера свободы, способствующие расцвету ярких индивидуальностей, успешной карьере художниц.

Шерше ля FAM

Впрочем, речь не только о том, что Париж дал художницам новые возможности, но и о вкладе, который художницы внесли в развитие художественной жизни Парижа. Собственно, этот вклад был очевиден уже в 1937 году, когда в столице Франции открылась большая выставка "Художницы Европы". К тому времени и картины Жаклин Марваль (их приметил еще Амбруаз Воллар одновременно с работами Пикассо), и полотна американки Ромен Брукс, в которых символизм и декоративность напоминали прерафаэлитов, но с сильной меланхолической нотой, и изломанная пластика светских красавиц на портретах кисти Тамары Лемпицкой пользовались огромным успехом. Доказывать, что "женское искусство" значимо, было все равно, что ломиться в открытую дверь. Причем распахнутую лет так пятьдесят назад.

Первый Салон женщин скульпторов и художниц был организован в Париже в 1881 году, и именно он проложил дорогу Салону независимых, который возник три года спустя. Иначе говоря, именно художницы, для которых участие в созданном ими Салоне расширяло возможности заработка вне зависимости от снобизма французских академиков, обнаружили, что они должны сами торить дорогу в будущее, доверяя себе. Пятнадцать лет спустя, в 1896 году, женские классы открылись в Школе изящных искусств. С 1903 художницы могли претендовать на Римскую премию — основную государственную творческую стипендию. В 1904 был образован Синдикат женщин художниц и скульпторов, главной задачей которого стала защита трудовых прав художниц. К 1930 году было создано объединение FAM — Салон современных женщин-художниц. Фактически это был уже клуб элиты: Салон собрал звезд парижской арт-сцены, устраивал посмертные выставки Камиллы Клодель, Марии Бланшар, Жаклин Марваль…

Вход через частную Академию

Неудивительно, что на рубеже XIX-ХХ века Париж манил не только художников, но и художниц из самых разных социальных слоев и стран. Он давал все для старта: образование, музеи, профессиональные возможности, интернациональную среду, где никто не чувствует себя чужаком, свободу, возможность заработка, а значит — независимость. Причем ехали не только девушки из обеспеченных семей. Поразительна история Анны Голубкиной, которую привела из Зарайска в Париж страстная жажда учиться мастерству скульптора. Без знания французского языка, с минимумом средств она приезжает во Францию трижды. Во второй приезд после консультаций у Огюста Родена, который в отличие от московских и петербургских мэтров не пытался "пригладить" ее стиль, Голубкина решилась предложить свои четыре работы для участия в Салоне Марсова поля весной 1889 года. Взяли три. Она уехала в Россию, и лишь дома узнала, что ее работы отмечены бронзовой медалью Академии литературы и искусства Прованса.

Париж способствовал раскрытию талантов

Хана Орлова, например, отправилась в 1910 году в Париж из Палестины, рассчитывая на свое умение шить. Младшая девочка в многодетной еврейской семье, бежавшей от погромов на Украине в Палестину, она перебирается в Париж, мечтая о карьере модистки. Все ее достояние — любовь к шитью, закаленный характер, несколько монет, зашитых в пояс, и адрес хозяйки меблированных комнат. Ее взяли портнихой в модный дом Жанны Пакен, а вечерами она решает учиться. Занимается в Академии Марии Васильевой, Академии Коларосси, а параллельно сдает экзамены в Высшую национальную школу декоративного искусства. Хана закончит ее через три года. А в 1913 она уже участвует в Осеннем салоне в Гран-Пале как скульптор.

Зал со скульптурными работами — один из самых впечатляющих на выставке. Небольшие композиции Надежды Крандиевской явно вдохновлены русским модерном и картинами Врубеля. Голова старухи и старческая рука — этюды Анны Голубкиной к скульптуре "Старость" — проявляют неожиданную экспрессионистскую ноту в ее работах. А ее же мраморная "Голова женщины. Маска" (1904) завораживает архаической полуулыбкой античной кóры. Кубистический этюд скульптуры "Революция" (1919) Веры Мухиной — открывает раннее творчество мастера. Наконец, гибкие танцовщицы Ханы Орловой, трогательный, сдержанный ее портрет сына ("Мой сын в матроске", 1927), угловатый, выразительный в резком повороте бюст из цемента художника Александра Яковлева (1921)… Ее работ, если не ошибаюсь, нет в России. Для многих лаконизм, психологическая точность, сжатая энергия формулы, дышащая в ее скульптурах, станет открытием.

Стартапы Монпарнаса

Париж открывал не только дверь в центр современной художественной жизни, но и окно в новое искусство ХХ века. И окна эти распахивались прежде всего в частных академиях. Академия де ля Гранд-Шомьер, которую держали не модели, а художники, была известна тем, что в ней одновременно шли сеансы позирования обнаженной и одетой натуры. Другим ее преимуществом были то, что от мастерских художников, например, Гогена и Модильяни, до нее было рукой подать. В шести мастерских было отличное освещение, прекрасные натурщики, толковые преподаватели. Для многих художников — консультации в частных академиях были и возможностью дополнительного заработка. Ученики знакомились, учились, наблюдали, схватывали новое на лету…

Среди этих частных академий одной из самых известных была Академия Марии Ивановны Васильевой. Сама учившаяся в Академии де ля Палетт на Монпарнасе, в петербургской Академии художеств, выбравшая затем в учителя Матисса, она основывает в 1911 году на Монпарнасе собственную школу Со средствами на стартап, как мы сейчас сказали бы, помог Поль Пуаре. Пуаре вообще был добрым ангелом для Марии Васильевой. Это с его легкой руки куклы, которые она делала для его магазина, шли нарасхват в аристократических домах. Эти куклы, в которых театр встречается с воспоминаниями детской, скульптура со сценическим жестом, народная игрушка с африканской маской, и сегодня пленяют выразительной смесью простодушия и утонченности. Куклы, как и маленький макет мастерской, можно увидеть на выставке.

К 1915 году адрес академии Марии Васильевой — улица дю Мэн, 21 — знал весь художественный Париж. Причина была еще и в том, что во время Первой мировой, мягко говоря, не самое сытное время, Мария Ивановна открывает столовую, где обед со стаканом вина стоил 50 сантимов. В меню, кроме основного блюда дня и вина, были сыр, фрукты и овощной суп. Официантки разносили еду. Обеды шли в две смены. Здесь бывали все: Пикассо и Модильяни, Матисс и Фужита, Аполлинер и Цадкин… Пение, скрипка, гитара, иногда танцы скрашивали комендантский час. После войны, в 1920-е, ее Академия становится и местом благотворительных балов.

Тут все поражает: практицизм и добросердечие, самостоятельность и работоспособность, изобретательность, живой ум и дар быть душой общества, талант, детская вера в чудо (столь очевидная в куклах с ангелами-хранителями на плечах!) и здравомыслие.

Другим успешным примером соединения творческой энергии и практической хватки стала мастерская по печати тканей — "Симультантное ателье" Сони Делоне, открытое в 1924 году в Париже. Если Любовь Попова и Варвара Степанова создавали геометрические орнаменты для промышленного производства, то Соня Делоне создавала ткани и наряды для элиты Парижа. Она сама вела дела своей мастерской, оформляла витрины, сотрудничала с модными домами. Витрина, занимающая почти всю стену зала, представляет эскизы из архива ателье. Сегодня они вызывают в памяти работы не только раннего авангарда, но и оп-артистские эффекты тканей Анны Андреевой, замечательной художницы оттепельных времен.

Любовная лодка разбилась…

Париж был щедр не только на возможности, но и на разбитые сердца и любовные драмы. Здесь любовные лодки разбивались не столько о быт, сколько тонули в штормах артистической жизни. Так, после смерти Модильяни, его возлюбленная, художница Жанна Эбютерн, которая ждала ребенка, кончает с собой.

Другим приходилось жертвовать ради любви не жизнью, но профессиональным выбором. Для Доры Маар, дочери хорватского архитектора, роман с Пикассо едва не стал отказом от собственного пути фотографа. При том, что она была состоявшимся фотографом к моменту встречи с Пикассо. "Все мои портреты, нарисованные Пикассо, лживы. Это все портреты Пикассо. Нет ни одного портрета Доры Маар", — жестко сформулирует она позже. Свои невесомые послевоенные натюрморты, где вместо линии — цветные точки в духе пуантилизма, она не показывала никому. Они были найдены в ее архиве после смерти.

Предполагалось, что романы — вдохновляющий стимул для творчества …мужчин. Что касается женщин, то от них частенько ожидали самопожертвования. Неудивительно, что одной из стратегий художниц, которые пытались сформулировать свой собственный взгляд на свои задачи и задачи искусства, становился бунт, эксперимент, эпатаж. Фотографические натюрморты Клод Каон, чьи куклы из газет и цветов походили на рыцарей из театра абсурда, а двойная экспозиция фотопечати рифмовалась с опытами Ман Рэя, открывают тревожный мир раздвоенной души. Это удвоение появляется и в фотопортретах Анри Мишо (1925), и в рисунке "Чего же ты хочешь от меня?" (1928).

Акварели и картины Леоноры Фини впечатляли зрителей не меньше, нежели слухи о ее бурных романах. Образы смерти, атрибуты психоаналитических сеансов в ее картинах снискали ей славу "Дали в юбке". Хотя по идее, в 1920-е годы именно она, а не Дали, бунтовала против концепции Андре Бретона, отстаивая свою версию сюрреализма.

***

Когда речь заходит о Монпарнасе, о женщинах вспоминают как о моделях, возлюбленных, актрисах, и лишь потом — о художницах. Выставка "Музы Монпарнаса" предлагает вспомнить прежде всего о художницах. Мы все можем почувствовать себя немножко Хемингуэем образца 1956 года. Когда он вернулся в Париж в 1956 году, в отеле ему притащили два чемодана с рукописями, забытыми в 1928 году. Бесценное сокровище, из которого выросла книга "Праздник, который всегда с тобой". Новая выставка Пушкинского возвращает нам праздник, с которого все начиналось. Очень вовремя.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Чем концертный зал «Зарядье» удивит публику в новом сезоне

Чем концертный зал "Зарядье" удивит публику в новом сезоне

Опубликовано

Чем концертный зал "Зарядье" удивит публику в новом сезоне

Завершившийся сезон 2020/21 для всех концертных залов прошел в экстремальном режиме. Абсолютная непредсказуемость, беспрецедентные условия формирования афиши, отмены и переносы, невозможность планирования, дискомфортные ограничения для залов и публики — это была новая реальность для всех. Но, в отличие от других стран, в российских залах сезон состоялся. Каким он оказался для молодого концертного зала «Зарядье», всего три года назад ярко заявившего о себе в музыкальном мире, какой опыт он дал и какие возможны перспективы в следующем сезоне? Об этом в эксклюзивном интервью «РГ» рассказала гендиректор зала «Зарядье» Ольга Жукова:

Завести машину заново

Что было самым сложным в прошедшем сезоне?

Ольга Жукова: Ситуация менялась каждый день и невозможно было прогнозировать, что произойдет не только через месяц, но даже завтра, в том числе с нормами заполняемости зала. Мы перешли от перспективного планирования к оперативному, ежедневному. Разумеется, у нас было много отмен, не приездов иностранных коллективов. Тем не менее, в общей сложности мы провели 317 концертов и лекций, в наших залах выступали прекрасные музыканты, многие из которых обычно активно гастролируют по миру и редко бывают в Москве, например, Алексей Володин, Андрей Борейко. Кроме того, у нас выступили несколько региональных оркестров: Уральский, Новосибирский и другие — в проекте "Все симфонии Шостаковича". Сезон получился российским в полном смысле слова. Кстати, привозить оркестры было очень сложно, но наш проект поддержали все региональные министерства культуры. Я очень горжусь циклом "Все симфонии Шостаковича". Ни один зал такого не делал, и я считаю, это одно из знаковых событий прошедшего сезона.

Какие выходы вы искали, когда рушилась афиша даже перенесенных событий?

Ольга Жукова: Вообще, я не сторонник отмен и считаю, что мы должны стремиться реализовать то, что обещали нашему слушателю. Но жизнь диктует другие правила: границы закрываются-открываются, меняются правила карантина, и в какой-то момент возникала ситуация, когда уже было невозможно эти протоколы координировать с исполнителями. И в таких обстоятельствах надо быть честным перед публикой: отменять концерт, чтобы люди могли сдать билеты и получить назад деньги. А наша задача — завести машину заново и объявить концерт, когда это будет возможным.

Сезон прошел в частично заполненных залах: за счет чего компенсировались убытки?

Ольга Жукова: Без поддержки государства и города, а мы подчиняемся департаменту культуры Москвы, нам невозможно было обойтись даже в лучшие времена. Мы ведь не шоу-бизнес, у нас нет коммерческих проектов, нет заоблачных цен на билеты. К тому же я твердо стою на позиции, что наш зал должен быть доступен для всех. У нас есть билеты и по 500 рублей для студентов, и по 1000, и дороже, но таких заоблачных цен, какие ставят некоторые коллеги, работающие с известными исполнителями классической музыки, не может быть в принципе. Однако во время пандемии у нас возникла новая проблема: люди сейчас не могут заранее планировать время, выкупать серию концертов и ждать. Во-первых, билеты — это денежные средства, которые им нужны в реальной жизни. Во-вторых, никто не знает, что будет завтра, какие правила выпустит Москва и Роспотребнадзор. Поэтому теперь, когда я каждый день просматриваю наши продажи, переживаю: здесь и здесь не выкуплено — даже если заявлена звезда. Но в последний момент чудесным образом все билеты выкупаются. Я называю это явление "синдромом отложенной покупки".

Только что сделали прекрасные акустические шторы в большом зале — из специальной шерсти, поглощающей звук. Эффект потрясающий

Повлияла ли ситуация с пандемией на контингент публики?

Ольга Жукова: Во-первых, были только единичные случаи, когда к нам приходили люди, гуляющие по парку. В сегодняшних обстоятельствах нельзя просто зайти и купить билет в кассе: только онлайн. В основном к нам приходила наша аудитория, которая сформировалась за два года. Конечно, публика поначалу нервничала, когда ввели маски, перчатки. Камердинеры делали замечания, а люди не могли понять, как можно сидеть в маске три часа концерта. Но потом к маскам привыкли. Что касается изменения аудитории, то я вижу, что к нам все больше приходит молодежи, что радует.

К центральным событиям прошлого сезона, кстати, мгновенно собиравшим аншлаги, можно отнести серию программ современной музыки Теодора Курентзиса и musicАeterna.

Ольга Жукова: Я очень надеюсь, что в следующем сезоне у нас состоятся еще несколько крупных проектов Теодора Курентзиса. Мы ведем переговоры. У нас также было много выступлений Мариинского театра. Валерий Гергиев привозит к нам оперные, симфонические программы. В этом году звучали оперы "Макбет", "Турандот" с Анной Нетребко, "Нюрнбергские майстерзингеры" и многое другое. У него действительно сильнейший коллектив, один из лучших оркестров мира, который может играть практически любой репертуар. Конечно, они появятся у нас и в новом сезоне.

Эпоха просвещения

Выступление на открытии нового сезона Рене Якобса с Фрайбургским барочным оркестром, которого ждали в Москве два года, отменилось. Почему?

Ольга Жукова: К сожалению, в связи с пандемической обстановкой Рене Якобс и оркестр отказались приехать буквально в последний момент, и теперь мы занимаемся заменой программы. В ближайшее время мы объявим, кто будет открывать новый сезон, и, надеюсь, не разочаруем публику.

Уже в сентябре в афише заявлены несколько эксклюзивных программ, в том числе "К востоку от рая" пианиста Риада Маммадова, соединяющая мугам, джаз, электронную музыку, барокко, классику. Такого рода экспериментальные проекты — ваш новый репертуарный тренд?

Ольга Жукова: У нас есть хэштег #зарядисьэтно, и, если такие программы интересно сделаны, мы их берем в афишу. У нас был уже проект с русским фольклором Сергея Старостина, "Галантная Индия" Петра Главатских. Риад Маммадов представит мугам, и я уверена, что это будет очень интересно для публики. Только что Чеховский фестиваль привозил в Москву мугам в спектакле "Мир воздвигнут на любви", и был огромный успех. Пока такого рода проекты мы представляем в Камерном зале и смотрим, как публика реагирует. Но сейчас мы дополнительно оснащаем наш большой зал: улучшаем его акустику для электронного звука, для джазовых концертов. До сих пор эти жанры были проблемой для наших звукорежиссеров. Но мы только что сделали прекрасные акустические шторы в большом зале — из специальной шерсти, поглощающей звук. С этими новыми шторами у нас замечательно прошел в конце сезона джазовый концерт Мириам Мерабовой. Звук был потрясающий, хотя там была и электроника, и большие ударные.

Все залы мира стремятся открыть что-то новое, эксклюзивное для своей публики, даже если речь идет о классическом репертуаре. Будут ли у вас подобные проекты, кроме барокко и продолжающегося цикла реквиемов, в следующем сезоне?

Ольга Жукова: Мы откроем свой новый цикл: фортепианные концерты Николая Метнера в исполнении Алексея Володина, Николая Луганского, Бориса Березовского и Госоркестра имени Е.Ф. Светланова. Метнер не афишный композитор и не самый покупаемый, но я убеждена, что в зале обязательно должно происходить что-то неординарное, должны звучать не только любимые всеми Чайковский и Рахманинов. Вот сейчас Госоркестр с интересом учит концерты Метнера, потому что у музыкантов не было этой музыки в репертуаре. Мы даже задумали, чтобы после концерта солисты выходили к публике и делились своими мыслями о Метнере. Для нас уже важно, чтобы наш зал развивался не только как концертная площадка, где выступают прекрасные музыканты, а стал настоящим просветительским центром. Подобную историю развивает Йельский университет, Парижская филармония, другие крупные мировые площадки, где проводится большое количество образовательных программ. Причем все это записывается, архивируется, сохраняется как наследие. Мы начинали в прошлом сезоне с лекций "Музыка в пространстве". А теперь мы хотим сделать "Историю стилей" — от эпохи Возрождения, музыки барокко и до наших дней. Сейчас мы продумываем формат такого образовательного проекта: планируем делать предварительную рассылку для зрителей с информацией о том, что именно они услышат на лекции, что могут узнать перед тем, как к нам прийти. А те, кто уже зарегистрируется и придет к нам на лекцию, получат теоретические знания и послушают небольшой концерт. Постфактум они получат от нас по почте обобщающие материалы по прослушанной теме. Это очень современный образовательный формат, своего рода "академия Зарядья". Мы планируем запустить в следующем сезоне также цикл лекций "Истина в кино" о саундтреках и классической музыке в кино и цикл, связанный с историей оперы. Я сама человек, любящий учиться и узнавать что-то новое, поэтому хожу на лекции и слушаю их с огромным интересом.

Какие могут быть шансы в следующем сезоне у ваших барочных проектов, ведь ситуация может кардинально не измениться и музыканты, объявленные в афише, снова не приедут?

Ольга Жукова: Я должна теперь делать оговорку: при условии стабильной ситуации в стране и в мире. Но я назову коллективы и имена, которые мы ждем: Джованни Антонини, Иэн Бостридж, Роберт Холлингворт, Леонардо Гарсия Аларкон, оркестр Europe Galante, хор Монтеверди, Джон Элиот Гардинер и другие. Сегодня трудно прогнозировать, как все сложится. Надеюсь, что нам удастся их привезти. Весь прошлый сезон нам очень помогал МИД и правительство — с визами, с приглашениями. Мы делаем все, чтобы это состоялось.

Сейчас мы готовим с замечательным театром "Странствующие куклы господина Пежо" новый проект — "Волшебный оркестр"

Зарядиться новым

Вопрос, который волнует публику. Прошлый сезон начинался в "Зарядье" с феноменальных сольных концертов Михаила Плетнева, игравшего программы сонат Бетховена. Он выступал и в других залах с РНО. А весной пошли отмены всех его выступлений. Что случилось?

Ольга Жукова: Так решил Михаил Васильевич: вероятно, ему необходимо сейчас уединение. Он гениальный музыкант. У нас запланировано с ним несколько необычных проектов в следующем сезоне. Предстоит 150-летие Скрябина, и мы хотели бы сделать с Михаилом Васильевичем скрябиновского "Прометея" со световой инсталляцией. Если, конечно, маэстро приедет. Но, говорят, шанс есть.

В начале следующего сезона у вас запланирована мировая премьера партитуры Ильи Демуцкого "Последний день вечного города". Неужели зал "Зарядье" стал уже заказывать сочинения, как крупнейшие залы и оркестры в мире?

Ольга Жукова: Нет, это заказ Минин-хора — большое музыкально-драматическое театрализованное действо с очень интересной литературной основой, включающей в себя тексты древних авторов, стихи Байрона, Бродского. Но мы тоже думаем заказывать музыку — для органа. Потому что для этого инструмента пишется очень мало современной музыки, в основном интерпретируется одно и то же. А в этом году будет отмечаться 90-летие Микаэла Таривердиева, который писал музыку для органа, и мы решили, что победители Конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, который проводит Вера Таривердиева, выступят у нас с финальным концертом. У меня появился и свой продюсерский проект в большом зале: театральная постановка "Граф Калиостро. Таривердиев. Опера пастиччо". Ставить спектакль будет прекрасный режиссер Роман Мархолия, а работать с солистами — руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. Это не будет постановка оперы Таривердиева "Граф Калиостро", хотя сюжет и герои будут связаны с ней, но в нашем проекте будет звучать много другой его музыки.

В "Зарядье" уже создавалась оригинальная театральная продукция, к примеру, проект Павла Каплевича "Рабочий и колхозница". Что еще из такого рода премьер можно ждать?

Ольга Жукова: В новом сезоне мы запланировали повторить оперу "Рабочий и колхозница", останется и проект Павла Каплевича "Щелкунчик", который мы показываем в новогодние дни. Но сейчас мы готовим с коллегами из Санкт-Петербурга — замечательным театром "Странствующие куклы господина Пежо", новый проект под названием "Волшебный оркестр". В этом спектакле, который мы покажем в первые новогодние дни, будут использоваться все технологии нашего зала, будет очень красивое зрелище. Мы запланировали много всего: у нас будет "Дева озера" Россини, будут фестивали, будут выступать лучшие исполнители. Наш зал живет. Мы растем, несмотря на все обстоятельства. И мне всегда хочется в нашем молодом зале пробовать что-то новое. Пусть даже не все получится, но надо пробовать, идти вперед, не останавливаться. Ни при каких обстоятельствах.

Справка "РГ"

В четвертом сезоне зал "Зарядье" заявил программы в 17 хэштегах. Часть афиши еще формируется. Из зарубежных исполнителей ожидаются Магдалена Кожена, Джойс ДиДонато, Иэн Бостридж, сэр Гардинер, Лена Белкина, Макс Эмануэль Ценчич, Джованни Антонини, Венский хор мальчиков, "Кронос-квартет", камерный Королевский оркестр Консертгебау. В хэштеге #зарядьедетям — концерты стипендиатов Фонда Владимира Спивакова, программы киноконцертов с участием Оркестра кинематографии, "Остров сокровищ" и "Баллады о Робин Гуде" с песочной анимацией, "Алиса в стране чудес" с РНО и Чулпан Хаматовой, "Щелкунчик" и др. Продажа билетов открыта на 50 процентов мест.

Читать далее

Культура

Чем концертный зал «Зарядье» удивит публику в новом сезоне

Чем концертный зал "Зарядье" удивит публику в новом сезоне

Опубликовано

Чем концертный зал "Зарядье" удивит публику в новом сезоне

Завершившийся сезон 2020/21 для всех концертных залов прошел в экстремальном режиме. Абсолютная непредсказуемость, беспрецедентные условия формирования афиши, отмены и переносы, невозможность планирования, дискомфортные ограничения для залов и публики — это была новая реальность для всех. Но, в отличие от других стран, в российских залах сезон состоялся. Каким он оказался для молодого концертного зала «Зарядье», всего три года назад ярко заявившего о себе в музыкальном мире, какой опыт он дал и какие возможны перспективы в следующем сезоне? Об этом в эксклюзивном интервью «РГ» рассказала гендиректор зала «Зарядье» Ольга Жукова:

Завести машину заново

Что было самым сложным в прошедшем сезоне?

Ольга Жукова: Ситуация менялась каждый день и невозможно было прогнозировать, что произойдет не только через месяц, но даже завтра, в том числе с нормами заполняемости зала. Мы перешли от перспективного планирования к оперативному, ежедневному. Разумеется, у нас было много отмен, не приездов иностранных коллективов. Тем не менее, в общей сложности мы провели 317 концертов и лекций, в наших залах выступали прекрасные музыканты, многие из которых обычно активно гастролируют по миру и редко бывают в Москве, например, Алексей Володин, Андрей Борейко. Кроме того, у нас выступили несколько региональных оркестров: Уральский, Новосибирский и другие — в проекте "Все симфонии Шостаковича". Сезон получился российским в полном смысле слова. Кстати, привозить оркестры было очень сложно, но наш проект поддержали все региональные министерства культуры. Я очень горжусь циклом "Все симфонии Шостаковича". Ни один зал такого не делал, и я считаю, это одно из знаковых событий прошедшего сезона.

Какие выходы вы искали, когда рушилась афиша даже перенесенных событий?

Ольга Жукова: Вообще, я не сторонник отмен и считаю, что мы должны стремиться реализовать то, что обещали нашему слушателю. Но жизнь диктует другие правила: границы закрываются-открываются, меняются правила карантина, и в какой-то момент возникала ситуация, когда уже было невозможно эти протоколы координировать с исполнителями. И в таких обстоятельствах надо быть честным перед публикой: отменять концерт, чтобы люди могли сдать билеты и получить назад деньги. А наша задача — завести машину заново и объявить концерт, когда это будет возможным.

Сезон прошел в частично заполненных залах: за счет чего компенсировались убытки?

Ольга Жукова: Без поддержки государства и города, а мы подчиняемся департаменту культуры Москвы, нам невозможно было обойтись даже в лучшие времена. Мы ведь не шоу-бизнес, у нас нет коммерческих проектов, нет заоблачных цен на билеты. К тому же я твердо стою на позиции, что наш зал должен быть доступен для всех. У нас есть билеты и по 500 рублей для студентов, и по 1000, и дороже, но таких заоблачных цен, какие ставят некоторые коллеги, работающие с известными исполнителями классической музыки, не может быть в принципе. Однако во время пандемии у нас возникла новая проблема: люди сейчас не могут заранее планировать время, выкупать серию концертов и ждать. Во-первых, билеты — это денежные средства, которые им нужны в реальной жизни. Во-вторых, никто не знает, что будет завтра, какие правила выпустит Москва и Роспотребнадзор. Поэтому теперь, когда я каждый день просматриваю наши продажи, переживаю: здесь и здесь не выкуплено — даже если заявлена звезда. Но в последний момент чудесным образом все билеты выкупаются. Я называю это явление "синдромом отложенной покупки".

Только что сделали прекрасные акустические шторы в большом зале — из специальной шерсти, поглощающей звук. Эффект потрясающий

Повлияла ли ситуация с пандемией на контингент публики?

Ольга Жукова: Во-первых, были только единичные случаи, когда к нам приходили люди, гуляющие по парку. В сегодняшних обстоятельствах нельзя просто зайти и купить билет в кассе: только онлайн. В основном к нам приходила наша аудитория, которая сформировалась за два года. Конечно, публика поначалу нервничала, когда ввели маски, перчатки. Камердинеры делали замечания, а люди не могли понять, как можно сидеть в маске три часа концерта. Но потом к маскам привыкли. Что касается изменения аудитории, то я вижу, что к нам все больше приходит молодежи, что радует.

К центральным событиям прошлого сезона, кстати, мгновенно собиравшим аншлаги, можно отнести серию программ современной музыки Теодора Курентзиса и musicАeterna.

Ольга Жукова: Я очень надеюсь, что в следующем сезоне у нас состоятся еще несколько крупных проектов Теодора Курентзиса. Мы ведем переговоры. У нас также было много выступлений Мариинского театра. Валерий Гергиев привозит к нам оперные, симфонические программы. В этом году звучали оперы "Макбет", "Турандот" с Анной Нетребко, "Нюрнбергские майстерзингеры" и многое другое. У него действительно сильнейший коллектив, один из лучших оркестров мира, который может играть практически любой репертуар. Конечно, они появятся у нас и в новом сезоне.

Эпоха просвещения

Выступление на открытии нового сезона Рене Якобса с Фрайбургским барочным оркестром, которого ждали в Москве два года, отменилось. Почему?

Ольга Жукова: К сожалению, в связи с пандемической обстановкой Рене Якобс и оркестр отказались приехать буквально в последний момент, и теперь мы занимаемся заменой программы. В ближайшее время мы объявим, кто будет открывать новый сезон, и, надеюсь, не разочаруем публику.

Уже в сентябре в афише заявлены несколько эксклюзивных программ, в том числе "К востоку от рая" пианиста Риада Маммадова, соединяющая мугам, джаз, электронную музыку, барокко, классику. Такого рода экспериментальные проекты — ваш новый репертуарный тренд?

Ольга Жукова: У нас есть хэштег #зарядисьэтно, и, если такие программы интересно сделаны, мы их берем в афишу. У нас был уже проект с русским фольклором Сергея Старостина, "Галантная Индия" Петра Главатских. Риад Маммадов представит мугам, и я уверена, что это будет очень интересно для публики. Только что Чеховский фестиваль привозил в Москву мугам в спектакле "Мир воздвигнут на любви", и был огромный успех. Пока такого рода проекты мы представляем в Камерном зале и смотрим, как публика реагирует. Но сейчас мы дополнительно оснащаем наш большой зал: улучшаем его акустику для электронного звука, для джазовых концертов. До сих пор эти жанры были проблемой для наших звукорежиссеров. Но мы только что сделали прекрасные акустические шторы в большом зале — из специальной шерсти, поглощающей звук. С этими новыми шторами у нас замечательно прошел в конце сезона джазовый концерт Мириам Мерабовой. Звук был потрясающий, хотя там была и электроника, и большие ударные.

Все залы мира стремятся открыть что-то новое, эксклюзивное для своей публики, даже если речь идет о классическом репертуаре. Будут ли у вас подобные проекты, кроме барокко и продолжающегося цикла реквиемов, в следующем сезоне?

Ольга Жукова: Мы откроем свой новый цикл: фортепианные концерты Николая Метнера в исполнении Алексея Володина, Николая Луганского, Бориса Березовского и Госоркестра имени Е.Ф. Светланова. Метнер не афишный композитор и не самый покупаемый, но я убеждена, что в зале обязательно должно происходить что-то неординарное, должны звучать не только любимые всеми Чайковский и Рахманинов. Вот сейчас Госоркестр с интересом учит концерты Метнера, потому что у музыкантов не было этой музыки в репертуаре. Мы даже задумали, чтобы после концерта солисты выходили к публике и делились своими мыслями о Метнере. Для нас уже важно, чтобы наш зал развивался не только как концертная площадка, где выступают прекрасные музыканты, а стал настоящим просветительским центром. Подобную историю развивает Йельский университет, Парижская филармония, другие крупные мировые площадки, где проводится большое количество образовательных программ. Причем все это записывается, архивируется, сохраняется как наследие. Мы начинали в прошлом сезоне с лекций "Музыка в пространстве". А теперь мы хотим сделать "Историю стилей" — от эпохи Возрождения, музыки барокко и до наших дней. Сейчас мы продумываем формат такого образовательного проекта: планируем делать предварительную рассылку для зрителей с информацией о том, что именно они услышат на лекции, что могут узнать перед тем, как к нам прийти. А те, кто уже зарегистрируется и придет к нам на лекцию, получат теоретические знания и послушают небольшой концерт. Постфактум они получат от нас по почте обобщающие материалы по прослушанной теме. Это очень современный образовательный формат, своего рода "академия Зарядья". Мы планируем запустить в следующем сезоне также цикл лекций "Истина в кино" о саундтреках и классической музыке в кино и цикл, связанный с историей оперы. Я сама человек, любящий учиться и узнавать что-то новое, поэтому хожу на лекции и слушаю их с огромным интересом.

Какие могут быть шансы в следующем сезоне у ваших барочных проектов, ведь ситуация может кардинально не измениться и музыканты, объявленные в афише, снова не приедут?

Ольга Жукова: Я должна теперь делать оговорку: при условии стабильной ситуации в стране и в мире. Но я назову коллективы и имена, которые мы ждем: Джованни Антонини, Иэн Бостридж, Роберт Холлингворт, Леонардо Гарсия Аларкон, оркестр Europe Galante, хор Монтеверди, Джон Элиот Гардинер и другие. Сегодня трудно прогнозировать, как все сложится. Надеюсь, что нам удастся их привезти. Весь прошлый сезон нам очень помогал МИД и правительство — с визами, с приглашениями. Мы делаем все, чтобы это состоялось.

Сейчас мы готовим с замечательным театром "Странствующие куклы господина Пежо" новый проект — "Волшебный оркестр"

Зарядиться новым

Вопрос, который волнует публику. Прошлый сезон начинался в "Зарядье" с феноменальных сольных концертов Михаила Плетнева, игравшего программы сонат Бетховена. Он выступал и в других залах с РНО. А весной пошли отмены всех его выступлений. Что случилось?

Ольга Жукова: Так решил Михаил Васильевич: вероятно, ему необходимо сейчас уединение. Он гениальный музыкант. У нас запланировано с ним несколько необычных проектов в следующем сезоне. Предстоит 150-летие Скрябина, и мы хотели бы сделать с Михаилом Васильевичем скрябиновского "Прометея" со световой инсталляцией. Если, конечно, маэстро приедет. Но, говорят, шанс есть.

В начале следующего сезона у вас запланирована мировая премьера партитуры Ильи Демуцкого "Последний день вечного города". Неужели зал "Зарядье" стал уже заказывать сочинения, как крупнейшие залы и оркестры в мире?

Ольга Жукова: Нет, это заказ Минин-хора — большое музыкально-драматическое театрализованное действо с очень интересной литературной основой, включающей в себя тексты древних авторов, стихи Байрона, Бродского. Но мы тоже думаем заказывать музыку — для органа. Потому что для этого инструмента пишется очень мало современной музыки, в основном интерпретируется одно и то же. А в этом году будет отмечаться 90-летие Микаэла Таривердиева, который писал музыку для органа, и мы решили, что победители Конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, который проводит Вера Таривердиева, выступят у нас с финальным концертом. У меня появился и свой продюсерский проект в большом зале: театральная постановка "Граф Калиостро. Таривердиев. Опера пастиччо". Ставить спектакль будет прекрасный режиссер Роман Мархолия, а работать с солистами — руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. Это не будет постановка оперы Таривердиева "Граф Калиостро", хотя сюжет и герои будут связаны с ней, но в нашем проекте будет звучать много другой его музыки.

В "Зарядье" уже создавалась оригинальная театральная продукция, к примеру, проект Павла Каплевича "Рабочий и колхозница". Что еще из такого рода премьер можно ждать?

Ольга Жукова: В новом сезоне мы запланировали повторить оперу "Рабочий и колхозница", останется и проект Павла Каплевича "Щелкунчик", который мы показываем в новогодние дни. Но сейчас мы готовим с коллегами из Санкт-Петербурга — замечательным театром "Странствующие куклы господина Пежо", новый проект под названием "Волшебный оркестр". В этом спектакле, который мы покажем в первые новогодние дни, будут использоваться все технологии нашего зала, будет очень красивое зрелище. Мы запланировали много всего: у нас будет "Дева озера" Россини, будут фестивали, будут выступать лучшие исполнители. Наш зал живет. Мы растем, несмотря на все обстоятельства. И мне всегда хочется в нашем молодом зале пробовать что-то новое. Пусть даже не все получится, но надо пробовать, идти вперед, не останавливаться. Ни при каких обстоятельствах.

Справка "РГ"

В четвертом сезоне зал "Зарядье" заявил программы в 17 хэштегах. Часть афиши еще формируется. Из зарубежных исполнителей ожидаются Магдалена Кожена, Джойс ДиДонато, Иэн Бостридж, сэр Гардинер, Лена Белкина, Макс Эмануэль Ценчич, Джованни Антонини, Венский хор мальчиков, "Кронос-квартет", камерный Королевский оркестр Консертгебау. В хэштеге #зарядьедетям — концерты стипендиатов Фонда Владимира Спивакова, программы киноконцертов с участием Оркестра кинематографии, "Остров сокровищ" и "Баллады о Робин Гуде" с песочной анимацией, "Алиса в стране чудес" с РНО и Чулпан Хаматовой, "Щелкунчик" и др. Продажа билетов открыта на 50 процентов мест.

Читать далее

Культура

Мариинский театр представит премьеру оперы «Сказки Гофмана»

Мариинский театр представит премьеру оперы "Сказки Гофмана"

Опубликовано

Мариинский театр представит премьеру оперы "Сказки Гофмана"

В Мариинском театре 30 и 31 июля состоятся премьерные показы оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. Постановку молодого американского кинорежиссера Дэниэла Кругликова представят в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». Продирижирует премьерой Валерий Гергиев.

Последний раз опера "Сказки Гофмана" ставилась в Мариинском театре десять лет назад — тогда режиссером выступил Василий Бархатов. Дэниэл Кругликов видит эту историю по-своему, подчеркивая: "Сказки Гофмана" — трагикомедия о разбитом сердце и темной стороне любви".

В его спектакле действие происходит в клинике, где лечат разбитые сердца. Именно там и обнаруживает себя сломленный романтик Гофман.

"Герой окружен врачами, пациентами и персонажами, которых сотворило его сознание. Под действием лекарств он погружается в мир собственных душевных травм, где стираются границы между воспоминаниями и грезами, реальностью и фантасмагорией", — рассказывают в театре.

Партию Гофмана репетируют Михаил Векуа, Денис Закиров и Сергей Скороходов.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Геронтолог Алексей Москалев: 120 лет для жизни человека не предел Геронтолог Алексей Москалев: 120 лет для жизни человека не предел
Общество1 час назад

Геронтолог Алексей Москалев: 120 лет для жизни человека не предел

Сколько может прожить человек? Во времена Пушкина генерал лет тридцати с небольшим считался почти стариком. А сегодня мы не готовы...

Стоимость перевозки грузов выросла по всем видам транспорта Стоимость перевозки грузов выросла по всем видам транспорта
Экономика2 часа назад

Стоимость перевозки грузов выросла по всем видам транспорта

Восстановление торговли после локдауна, в том числе серьезный рост онлайн-продаж, привело к резкому подорожанию логистики по всем видам транспорта и...

Минздрав России проработает новые меры для борьбы с курением Минздрав России проработает новые меры для борьбы с курением
Общество3 часа назад

Минздрав России проработает новые меры для борьбы с курением

Минздрав планирует проработать новые меры для борьбы с курением. Об этом в своем Telegram-канале написал замглавы ведомства Олег Салагай. В...

Минздрав РФ обещает новые ограничения для «электронных» курильщиков Минздрав РФ обещает новые ограничения для «электронных» курильщиков
Здоровье3 часа назад

Минздрав РФ обещает новые ограничения для «электронных» курильщиков

Заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай рассказал, какие дополнительные меры планирует его министерство для ограничения распространения электронных сигарет в России. Салагай напомнил,...

Писатель Нина Пушкова высказалась о навязывании России "новой нормы" Писатель Нина Пушкова высказалась о навязывании России "новой нормы"
Общество3 часа назад

Писатель Нина Пушкова высказалась о навязывании России «новой нормы»

Широкую дискуссию в России вызвала недавняя рекомендация Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) изыскать возможность регистрации однополых союзов в нашей...

В мире3 часа назад

ЕС осудил заявления Эрдогана по поводу района Вароша на Северном Кипре

Москва. 27 июля. INTERFAX.RU — Европейский союз осудил недавние заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, направленные на заселение турками Вароши...

Астрономы выяснили, как в двойных звездных системах формируются татуиноподобные планеты Астрономы выяснили, как в двойных звездных системах формируются татуиноподобные планеты
Наука3 часа назад

Астрономы выяснили, как в двойных звездных системах формируются татуиноподобные планеты

Расчеты показывают, что для этого протопланетный диск должен быть идеально круглым ТАСС, 27 июля. Планеты, похожие на описанный в "Звездных...

Количеству страдающих старческой деменцией предсказали троекратный рост к 2050 году Количеству страдающих старческой деменцией предсказали троекратный рост к 2050 году
Наука3 часа назад

Количеству страдающих старческой деменцией предсказали троекратный рост к 2050 году

Самый большой прирост ученые прогнозируют странам Африки и Ближнему Востоку ТАСС, 27 июля. Нейрофизиологи пришли к выводу, что к концу...

Наука3 часа назад

Биологи из США подавили алкоголизм у мышей при помощи смеси из двух лекарств

Речь идет о смеси из двух недавно разработанных лекарств — Rapablock и Rapalink-1 — воздействующих на белковый комплекс mTORC1, передает...

СК завершает дело о торговле детьми от суррогатных матерей СК завершает дело о торговле детьми от суррогатных матерей
Общество4 часа назад

СК завершает дело о торговле детьми от суррогатных матерей

Одно из самых скандальных и первых в своем роде уголовных дел завершается в Следственном комитете РФ. О том, что расследование...

Advertisement

Популярное